Опросник самочувствие активность настроение сан для детей. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Файл: Стимульный материал

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Тестовый материал
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный
Ключ к тесту
  • Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3 , соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением .

Источники
  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Для того чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Инструкция:

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Тестовый материал:

1 Самочувствие хорошее 1 2 3 0 1 2 3 Самочувствие плохое 1
2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 2
3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 3
4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 4
5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 5
6 Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 6
7 Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 7
8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 8
9 Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 9
10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 10
11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 11
12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 12
13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 13
14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной 14
15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный 15
16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный 16
17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый 17
18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный 18
19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый 19
20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный 20
21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный 21
22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать 22
23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный 23
24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный 24
25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый 25
26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый 26
27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко 27
28 Рассеяный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный 28
29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный 29
30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный 30
Ключ к тесту:
  • Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3 , соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением .

Для изучения была составлена сводная таблица

мальчики девочки
Код ребенка балл С А Н Код ребенка балл С А Н
1 группа 1 группа
ГР 1,8 6,8 6,4 МИ 3,8 5,5 6,4
МЕ 2,6 4,7 4,4 КУ 6,5 5,7 5,7
СТ 4,8 6,8 5,9 6,3 БЕ 5,8 6,4 5,2
НЕ 5,2 4,2 5,7 ЗА 7,2 6,6 3,2
СЕ 2,4 3,8 2 группа
2 группа КО 2,7 6,1 3,3 6,2
ЛА 2,4 3,8 ГО 6,5 5,5 4,2
КР 5,6 5,9 4,5 6,8 КП 7,7 6,4 2,4 6,8
ГА 6,4 4,5 КР 8,7 5,8 4,6 6,5
АЗ 3,8 4,4 4,3 ИД 5,9 4,9 6,3
ЮД 5,7 5,5 5,4 6,6

Результаты анализа методики представлены в методики САН.

Рассмотрим методику САН, которая показывает самочувствие, активность и настроение. Которое будет оценивать по этим критериям.

- < 3 балла - низкая оценка;

3 - 5 баллов - средняя оценка;

- > 5 баллов - высокая оценка.

Таблица 8 - Сводные результаты мальчиков и девочек методики САН

Рисунок 5- самочувствие мальчики

По самочувствию у мальчиков получается, что в группе с высоким уровнем физической подготовленности показывает 3 с высоким и по 1 со средним и низким результатом. На второй группе получается, что 3 с высоким результатом, другие со средним оценкой. Для группы с высоким уровнем подготовленности общая оценка составила 5.2, со средней равняется 6.3.

Рисунок 6 - активность мальчики

Из рисунка мы видим с вами, что в первой группе 2 с высокой оценкой, остальные со средней оценкой. Анализируя результаты второй группы по таблице мы получаем 1 высокую, 4 средних оценки. Среднее арифметическое результатов получается сильной группы 5, средней 4.6 .

Рисунок 7 - Настроение мальчики

Рассмотрим последний показатель мальчиков, это настроение. Первая группа 4 получили высокую оценку, 1 среднюю оценку, а последующая 3 с отличным уровнем, 2 со средним. Средняя оценка лучшей группы составила 5.8, второй 5,7 .



Рассмотрим все показатели юношей данно го класса по методике САН по двух таблицам.

Таблица 9 результаты мальчиков в процентах первой группы

Таблица 10 - Результаты мальчиков в процентах 2 группы

Из таблиц сделаем выводы, что больше детей показали в группе с высоким уровнем физической подготовленности. Сделаем прожиточные выводы, что дети с высоким уровнем подготовленности показывают чаще высокую оценку.

Рассмотрим девушек 5класса.

Рисунок 8 - самочувствие девочки

Все группы показали высокую оценку по таблице. 1 группа выполнила 6.2 балла, вторая 6.

Рисунок 9 - активность девочки

В активности в 1 группе показали 2 с высокой, 2 с средней. В более слабой группе составило 3 со средней, а 2 со слабой оценкой.

Рисунок 10 - настроение девочки

Исследуем последний показатель настроение. В 1 группе выполнили все с высокой оценкой. Во второй только 1 со средней, а остальные с высокой оценкой.

Таблица 11 - Результаты девочек в процентах 1 группы

Средняя оценка в 1 группе составил 6.5, вторая – 6.

Таблица 12 - Результаты девочек в процентах 2 группы

Опросник САН (активность, самочувствие, настроение) разработан для определения состояния взрослого человека на момент опроса. Информация об интерпретации показателей больше нужна специалистам, но и обычные люди также могут узнать побольше об опроснике.

Методика САН: что это?

Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.

В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и "боевое" либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.

Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает - бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.

Для кого разработан опросник САН

Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.

Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:

  • психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
  • личные биоритмы;
  • особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.

Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.

Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.

Интерпретация результатов: ключи

А как квалифицированный психолог считает баллы? Оценка дается по каждому критерию усредненная. Для подсчета результатов необходимо опираться на таблицу. Каждый вопрос имеет 7 вариантов ответа - цифры от -3 до 3. За ответ 3 начисляется 7 баллов, за 2 зачисляется 6 баллов и так далее, по нисходящей до 0. Ключ для каждого вопроса свой.

Подсчет, как видим, несложный. Есть 30 ответов-подсказок, которые характеризуют 3 показателя. Каждый ответ - это критерий, оценивающий состояние в баллах от 1 до 7. Средний балл - 4, но нормальным показателем считается оценка 5.0 или 5.5. Специалист во время обработки результатов смотрит не только на баллы, важным показателем является и соотношение активности, настроения и самочувствия.

Недостатки методики

В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.

Можно найти множество экспресс-тестов САН, которые дают компьютерную обработку результатов, но лучше, когда характеристику пишет подготовленный специалист, который за баллами видит реальные особенности личности.

Условия опроса: применение

В развернутой характеристике по результатам опроса, психолог должен описать, при каких условиях проводилось исследование: после стресса, физического напряжения или в спокойной обстановке. Тот кто тестирует, должен учитывать насколько давно отдыхал человек.

Если опросник САН дается человеку в конце рабочего дня, то, само собой, тест покажет низкие баллы по активности и самочувствию (ниже 4). При этом настроение может быть хорошим, но может также быть угнетенным. Однако все снова зависит от особенностей личности. У многих активность сохраняется хорошей и в конце дня, когда применяется опросник САН.

Интерпретация результатов тестирования, чтобы быть объективной, должна проводиться только специалистом. Это следует учитывать. Кроме того, методика не предназначена диагностировать никаких отклонений, а проводится только для профилактики стрессов и изучения личности.

Чтобы оценивать самочувствие, активность и настроение, был разработан специальный опросник. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. А если более конкретно, то в 1973 году опросник САН разрабатывали В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников. Об особенностях этого тестирования рассказывается в статье.

Каким образом используется опросник

Тест востребован для оценки При этом он отображает самочувствие не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение Они представлены периодически повторяющимися изменениями особенностей, силы явлений и процессов биологического характера. Также это касается индивидуальных особенностей, отображающих психофизиологические функции.

Прохождение тестирования состоит в соотношении состояния с психологическими признаками. Опросник САН очень удобен в использовании. Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). Испытуемому предлагается 30 пар слов, для которых свойственно противоположное значение. Задание состоит том, чтобы выбрать и обвести в кружок по 1 цифре на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека, каким оно является в момент проведения теста.

Составляющие опросника

Используя бланк, можно анализировать своё самочувствие в настоящий момент времени. Суть состоит в том, что всегда сформировано из нескольких характеристик.

Опросник САН выявляет такие особенности:

  1. Самочувствие, состоящее из силы, утомляемости и здоровья.
  2. Активность - из подвижности, скорости протекания функций.
  3. Настроение, составляемое характеристиками эмоционального состояния.

Именно эти характеристики показывают, как чувствует себя опрашиваемый в данный момент времени. Благодаря тестированию становится ясным общее состояние здоровья, степень подвижности, а также эмоциональный фон.

Структура теста

Опросник САН составлен из 30 пар противоположных качеств, характеризующих самочувствие. Ответы на них помогают разобраться в себе, отображая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При прохождении теста нужно максимально точно описывать своё состояние. Для этого в каждой из приведенных пар нужно выбирать особенность, с помощью которой можно отобразить состояние в данный момент времени. С этой целью следует выбирать цифру, которая максимально точно соответствует ощущениям в данный момент времени.

Каждая из шкал имеет средний балл, который равен 4. Вот таким образом устроен опросник САН. Самочувствие, активность, настроение определяются как благоприятные, когда оценка превышает 4 балла. А вот если значение является меньшим, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в этот момент времени. Для нормальных оценок состояния свойственен диапазон 5,0-5,5 баллов.

Самочувствие

Одной из подлежащих анализу особенностей является то, как индивидуум чувствует себя. Она представляет собой совокупность субъективных ощущений. Таким образом происходит выявление особенностей физиологического и психологического комфорта. Направление чувств и мыслей также определяется, если попробовать в действии опросник САН.

Интерпретация результатов свидетельствует о том, что самочувствие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрость, недомогание и прочие. Подобные эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.

Активность

Деятельность является общей характеристикой живых существ. При этом собственная динамика состоит в том, чтобы преобразовывать или поддерживать жизненно значимые взаимоотношения с внешними раздражителями. Этому сопутствует определённое разделение. Оно представлено видами активности:

  1. Химической.
  2. Активностью сознания.
  3. Физической, нервной, психической активностью.
  4. Группы.
  5. Личности.
  6. Общества.

Активность напрямую связана с тем, каким образом происходит прогнозирование развития событий. Это касается самой среды, а также положения живого организма в ней.

Кроме того, это сфера проявления темперамента. Она определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет самочувствие, отвечающее характеристикам:

  1. Инертность.
  2. Пассивность.
  3. Инициативность.
  4. Спокойствие.
  5. Стремительность.
  6. Активность.

Настроение

Указанное качество представлено продолжительными состояниями, для которых характерна устойчивость. Так устроен опросник САН. Интерпретация предполагает оценивание эмоционального фона, характеризующего подавленное или приподнятое настроение. представляет собой реакцию на последствия определённых событий. Это касается и их значения в отношении общих ожиданий, жизненных планов и интересов.

При этом важна чёткая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направляется на один или другой объект. Его вызывает какой-то повод, причина. При этом немаловажным является присутствие эмоционального отклика на любые воздействия.

Как происходит обработка данных

За ним следует индекс 2, который соответствует такому же числу баллов. А 1 принимается за 3 балла и так далее. Полюса шкалы претерпевают постоянные изменения. Индекс 3 с противоположной стороны становится равен 7 баллам. Для положительных состояний свойственны высокие значения, а для отрицательных - наиболее низкие. По приведенным баллам следует рассчитать среднее арифметическое. Это нужно делать в целом, а также отдельно, в зависимости от активности, настроения и самочувствия.

Подобный тест очень эффективен и прост. Особенно удобно проходить его онлайн, каждый раз заполняя чистое поле. Хотя можно воспользоваться распечаткой и ручкой, чтобы выявить особенности своего самочувствия. Он может быть проведен профессионалом или с целью удовлетворения личного интереса.