Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе.  Поведение Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Учение в бурсе остапа и андрия

Разделы: Литература

Урок проводится по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение", автор-составитель В.Я. Коровина с использованием интерактивной доски или проектора, текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", тетради.

Тема урока: "Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель. Братья росли, и в 12-летнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это время взросления, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становления характера, начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные качества нужно в себе выработать, чтобы стать настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока: В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Какими вы представляете условия жизни в бурсе?"

Вывод: Бурса - особый мир, во многом страшный. Отупляющая и оглупляющая "долбня" сочеталась с культом грубой силы. Плохое "содержание", частые наказания голодом, беспрестанная порка ("припарки") рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Остап в бурсе".

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод: Сложные взаимоотношения сложились у Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, целеустремленность. Остап - надежный товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, девизом которого станут "война и пиршество".

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Андрий в бурсе".

Учитель. Особо нужно отметить слова Гоголя о живости и большей развитости чувств у Андрия. Не одна жажда подвига владела им - его волновала жажда любви, что необычно в то бранное время, когда женщина была "каким-то странным существом в этом сборище безжизненных рыцарей". Обратить внимание на то, каким потрясением было для впечатлительного и пылкого юноши представшее перед ним видение: "Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше размазывал".

Учитель. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод. Учился без напряжения, охотно и легко. Отличался изобретательностью и живостью характера. Умел увертываться от наказания. Жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью, гордым нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви, внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то неизведанного отдаляет от товарищей. Был потрясен встречей с полячкой, думает о ней беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Вывод. Мужествен, силен, ловок, полон отваги. Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то смутном ожидании, в общении с окружающими больше личностного, субъективного. Привлекает пылкость чувств, неотразимое юношеское очарование. Настораживает отъединенность от товарищей. Его жизненный путь - не обычный путь казака.

Учитель. Следующий этап в изучении образов Остапа и Андрия - их жизнь в Запорожской Сечи, когда окончательно складываются их характеры. Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель. Найдите в тексте слова, которые передают богатство чувств Гоголя, его отношение к степи.

Вывод: любование и любовь, восхищение и изумление - чувства, которые переполняют душу автора.

Учитель. В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение?

Учитель. Какой вид искусства напоминает пейзаж?

Вообразите себя художником, который на основании описания Гоголя рисует большое полотно - степь днем.

Учитель. Что должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель. Подтвердите это текстом.

Учитель. Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель. Проследите по тексту, как меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель. Найдите в тексте два понравившихся образа и объясните их.

Учитель. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

Вывод. Образ степи для Гоголя - это образ Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь - Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи.

Вывод. Этим вопросом открывается тема подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в "подлую собаку".

С образом степи и образом казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Тарас Бульба". Глава 2.
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Художник А. Герасимов. 1952

Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе.

Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и даже стал со старанием учиться, но это не избавило его от наказа­ний. Характер его стал твердым. Остап считался лучшим из товарищей, не пред­водительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никог­да не выдавал товарищей и первым шел принять наказание. Он был прямодушен и добр. Главные интересы его были война и разгульные пирушки. Андрий был бо­лее живым, развитым и изобретательным. «Учеба давалась ему легко». Предводи­тельствовал в разных предприятиях, но всегда умел увернуться от наказания. Также кипел жаждою подвига, но душа его уже была наполнена желанием любви.

Какие мысли возникли у героев по дороге в Запорожскую Сечь? О чем думал Тарас? О чем вспоминали Остап и Андрий? Как эти воспомина­ния характеризуют героев?

«Старый Тарас думал о давнем», вспо­минал свою жизнь и друзей. Остап вспо­минал слезы матери, и это смущало его, что подчеркивает душевность героя. Анд­рий думал о встрече с прекрасной поляч­кой, так тронувшей его, — его душа была охвачена любовным чувством, которое в какой-то момент станет для него важней всего — семьи, товарищей, родины.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о запорожских казаках? Почему описание степи предшествует изображению Запорожской Сечи?

Описание степи создает эмоциональный фон повествования. Гоголь рисует пре­красные картины природы, которая, с од­ной стороны, гармонирует с чувством сво­боды, наполнявшим сердца героев, на­правляющихся в Запорожскую Сечь — общество вольных людей. С другой сторо­ны, гармония и умиротворенность приро­ды контрастируют с разгулом и бесша­башностью жизни Сечи.

Как рисует Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает уви­деть ее красоту? Сравните описания степи днем, вечером, ночью.

Степь нарисована разнообразными кра­сками: золотыми, зелеными, голубыми, синими и лиловыми; она предстает океа­ном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Самые разнообразные пти­цы наполняют воздух тысячью звуков. Степь прекрасная, вольная и бесконеч­ная, она сравнивается с океаном. Вечером краски изменились — пестрое простран­ство сменилось последним ярким отбле­ском солнца и постепенно темнело. На не­бе словно исполинской кистью проведены полосы розового заката. Белели легкие, прозрачные облака. Утренняя музыка степи сменилась другой.

Гоголь сумел описать огромные воль­ные пространства степи, подобно живо­писным полотнам, с помощью гиперболы (по неизмеримым волнам диких рас­тений, тучи диких гусей); яркие эпи­теты (зелено-золотым океаном, по не­бу изголубо-темному), сравнения (слы­шался… крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе; самый свежий обольстительный, как морские вол­ны), метафоры (в синих волнах возду­ха) и олицетворения (степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия).

При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что сим­волизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

В произведении "Тарас Бульба" у Остапа и Андрия одинаковое детство. Они братья. Мальчики играли в одни и те же игры. У них за домом был луг - полигон для детских забав. Так как отца часто не было дома, мальчиков воспитывала мать. Младший Андрий - был мамина радость, в отличии от Остапа, стремившегося во всем походить на своего отца, на Тараса.
Мальчики получали одно и то же образование. Наученный в боях, Тарас Бульба понимал, что сыновья должны учиться. Поэтому он отправил их в Бурсу. Там мальчики проявили себя по разному. Андрий учился легко,без напряжения. В случае, если Андрий провинился и за этим должно было последовать наказание, то он всячески изворачивался, выкручивался, лишь бы избежать этого. Остап же невзлюбил учебу. Он убегал. Четыре раза закапывал свой букварь. При наказании он сам ложился на пол и терпел удары, не прося пощады. Остап никогда не выдавал своих товарищей, за это все его единодушно любили. После наказа отца, Остап стал усердно учиться и добился своего, став на ряду с лучшими.
После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь - это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными. Казаки приняли их, как равных. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность. Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба, как никогда гордился своими сыновьями. Про Остапа он говорил, что из него получится "Добре. Добре полковник", а из Андрия: "Тоже добре, не Остап,но добре вояка".
Тарас, узнавший о происках "неверных", решает пойти на них войной. Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. Андрий думал о матери, Остап о войне.
Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага. Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи.
Для Остапа товарищи, друзья, отец - самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев. Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. Он - гордость отца, а Андрий - позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили.
Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: "Слышу!". Это "Слышу!" - безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя - сына.
Не смотря на одинаковое воспитание, браться прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.

Андрий и Остап – родные братья, которые росли вместе, одинаково воспитывались матерью, так как отец постоянно принимал участия в сражениях. Но от получения одинакового воспитания, они не выросли одинаковыми, в них заложены совершенно разные черты, определяющие индивидуальность каждого.

Учеба в Бурсе, куда сыновей отправил отец, с трудом давалась Остапу. Тогда его отец прибегал к суровым наказаниям, после чего Остап стал учиться гораздо прилежнее и лучше. Уже в Бурсе он показал себя преданным товарищем и способным воином. В нем присутствуют доброта и искренность, но это не мешает ему проявлять отвагу, твердость и серьезность. Чтя и уважая традиции Запорожской Сечи, он уверен, что его долг – это защитить свою Родину. Люди для него либо враги, либо друзья, он четко разделяет их. Всегда готов оказать помощь товарищу. Отвергает проявления иностранного.

Андрию же учеба далась довольно легко, в случае каких-либо трудностей, он выкручивался из любой ситуации, что не раз помогало ему избежать наказания. Андрий – противоположность Остапа, у него развито чувство прекрасного, он тянется к утонченному, ему присущ тонкий вкус и некая мягкость и покладистость. Вместе с тем он также храбр в бою и стремится к свободе выбора.

В первом бою после окончания семинарии на Запорожской Сечи, вступая в бой на равных с казаками, Остап показывает себя хладнокровным и рассудительным воином. Андрий же показывает свое бесстрашие, он полностью погружается в битву, наслаждаясь ею.

Стремление Андрия к красоте, его мягкость и чувствительность приводят к тому, что при осаде города Дубно он отказывается от семьи, казачества – ради полячки, вскружившей Андрию голову.

Андрий становится в глазах отца изменщиком и предателем. Остап же, приверженец Родины, интересов семьи и товарищей, становится атаманом и гордостью своего родителя. В бою с врагами он проявляет храбрость, но все равно попадает в плен.

Оба брата погибают мучительной смертью. Враги казнят Остапа, его смерть – это смерть героя, не издавшего ни крика, ни стона, претерпевшего все мучения. Андрий погибает от руки отца за тот позор, что он навлек на семью.

Остап и Андрий, воспитанные в одинаковых условиях, отличаются друг от друга взглядами на жизнь, отличается их представление о ценностях этой жизни. Один – патриот и гордость семьи, выбравший путь отца и воплотивший его в жизнь. Второй – изменщик, отвернувшийся от своей семьи и Родины, погибший позорной смертью.

Вариант 2

Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры. Воспитанием мальчиков занималась, в основном, мать, так как у отца не было времени.

Тарас Бульба находясь постоянно на войне, понимал, что сыновьям нужно образование. Средств у него было достаточно, поэтому он отправил их учиться в Бурсу.

Остап – прекрасный воин, преданный товарищ, во всем стремился быть похожим на отца. По характеру он добрый, искренний, но в то же время серьезный, твердый, отважный. Остап соблюдает и чтит традиции Запорожской Сечи. Он убежден в том, что его долгом является защита Родины. Остап ответственный, уважает мнения запорожцев, но ни за что не принимает взгляды иностранцев. Людей он делит на врагов и друзей. Рискую собственной жизнью, Остап готов прийти на помощь приятелю. Учиться Остапу было тяжело, неоднократно он сбегал с бурсы. Даже свой букварь закапывал. Но после суровых наказаний отца, он продолжает учиться на отлично.

Андрий – совершенно другой, не похожий на брата. У Андрия хорошо развито чувства к прекрасному, к утонченному. Он мягче, покладистее, чувствительный, обладает тонким вкусом. Но, несмотря на это, он проявляет храбрость в бою и еще немаловажное качество, присущее Андрию – свобода выбора. Учеба Андрию давалась легко. Даже если что-то шло не так, он всегда выкручивался из ситуации и избегал наказания.

После окончания семинарии, братья с отцом отправились в Запорожскую Сечь. Казаки их приняли, как равных. В бою Андрий показал себя бесстрашным, полностью погруженным в битву. Он наслаждался боем, свистом пуль, запахом пороха. Остап же был хладнокровным, но рассудительным. В бою сражался будто лев. Тарас Бульба гордился своими сыновьями.

Осада города Дубно, раз и навсегда изменила жизнь героев. Андрий перешел на вражескую сторону. Дело в том, что полячка вскружила голову казаку. Андрий отказался от всего, что имел: родителей, брата, друзей. Он был мягким, чувствительным, поэтому стремился к красоте.

Смыслом жизни Остапа же были родители, Родина, товарищи. Ни за какие ценности он их не променяет. Поэтому его избрали атаманом. Остап стал гордостью для отца, а вот Андий – предателем. Остап сражался до конца с иноземцами, но так силы были неравные, герой попадает в плен.

Остап и Андрий погибли жестокой смертью. Остапа казнили враги. Его смерть – смерть героя. Ни малейшего крика, стона не вырвалось у него из уст. Он вынес все испытания и мучения, которые приготовила ему судьба. Ему помогли чувство патриотизма и любовь к друзьям. Он воплотил в жизнь все желания и надежды отца. Андрия же убил собственный отец за предательство. Тарас Бульба тяжело воспринял смерть близких ему людей, своих дорогих сыновей. Смерть Остапа – настоящего воина, верного своему отцу и народу, и смерть Андрия – предателя и изменщика.

Два брата, которые получили идентичное воспитание, имели разное мировоззрение, ценности и взгляды на жизнь.

Сравнение 3

Данные герои в произведения показаны кровными братьями, которые были воспитаны одинаково, однако у них совершенно разные характеры и темпераменты. Что касается мировоззрений, то у юношей система моральных норм и ценностей смещены также в различные направления. Из-за того, что у Тараса не было времени на всецелое воспитание мальчиков, ими занималась мать. Однако, все же отец семейства принимал участие в их развитии. Он считал, что они должны получить хорошее образование для того, чтобы постигать мир. Тогда, мальчики были отправлены на учебу в Бурсу.

В произведении Остап показан весьма искусным воином, преданным товарищем, который имел стремление походить на собственного отца во всем. Его можно охарактеризовать как доброго, искреннего, и в то же время серьезного и отважного юношу. Для него традиции Запорожья являются основополагающими, а своим долгом он считает защищать Родину. Для него взгляды иноземцев являются чуждыми и непонятными. Он не хочет считаться со своими врагами, и именно поэтому борется с ними, как с неким злом, что хочет поменять устои на его родной земле. Для него четко определены понятия дружбы и вражды. Он не боится рисковать собственной жизнью ради своих товарищей, которые оказались в тяжелой ситуации. Вначале юноше было тяжело постигать азы наук, однако после наказания отца, он начал учиться прилежно и показательно.

Образ Андрия раскрыт совершенно иначе. Он не походил на брата ни характером, ни привычками. Герой умел ценить прекрасное и утонченное. Он был более мягким человеком, чем его брат, и старался мыслить свободно. При всем этом он не менее храбр, чем Остап. Учился юноша крайне прилежно и хорошо, а в непростых для себя ситуациях, всегда находил какое-нибудь решение. В одном из своих первых сражений, юноша показал себя невероятно отважным воином, который не боялся идти вперед на врага.

Стоит отметить, что братья умерли страшной смертью. Остап был убит врагами, и стоит отметить, что его смерть была героической, так как он боролся за освобождение своего народа. Андрий погиб от рук собственного отца, из-за того, что пошел на предательство собственного народа. Для Тараса очень непросто было принять данное решение, и гибель его сыновей явилась для него ужасным фактом. В произведении показаны образы двух людей, которые воспитывались одним и тем же образом, однако, из-за индивидуальных особенностей, имели совершенно разные характеры и мировоззрения.

Сравнительная характеристика Андрия Остапа в повести Тарас Бульба

Казачество - распространенное движение, которое включает в себя товарищество, поддержку друзей, защиту и преданность родной Украине. Как правило, казаки не ослушивались приказам старших и шли по пути, который передавали им родители, но бывали и исключения.

Так Гоголь в своем произведении "Тарас Бульба" изобразил двух братьев, которые воспитывались одинаково, в равных условиях, но в итоге их ждала разная судьба. Андрий вырос ласковый и имел хорошие отношения со своей матерью, а его брат Остап пошел в отца - не терпел бабьего дела. Уже в школе была заметна разница характеров, Остап не любил учиться, а Андрий усердно трудился. Остап лихо дрался на кулаках и мог побить всякого, кто пойдет против него, его родителей или родины. Так при встрече с отцом затеял драку - не побоялся. Далее они оба проходят проверку в бою, Остап сразу действовал четко по плану, а его брат полностью отдался эмоциям, но был тоже храбрым воином.

Гоголь показывает в своем рассказе, как Андрий влюбляется в девушку, которая исповедует совсем иную веру и считается его врагом. Он приносит ей хлеб, пока все спят, чтобы она не умерла с голоду, и остается с ней, отказываясь тем самым от своей родни и от своей родной страны. Остап же храбро умирает в плену врагов. Андрия убивает отец за измену.

С самого начала видно, что братья совершенно разные по характеру, а после и по поступкам. Их объединяет одно - храбрость. У Андрия храбрость проявляется в скрытой помощи девушке, которую он любит, Остап же проявляет храбрость в бою и в наступлении на противника. Их различия в том, что они разного мнения о чести и любви, поэтому и смерть у каждого своя. Остап решил идти по стопам отца, придерживаясь старым номам и обычаям, Андрия вели за собой чувства, которым он поддался.

Несомненно, что у каждого героя были свои положительные и отрицательные качества, как у каждого человека

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ Базарбая в рассказе Плаха Айтматова

    Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Образ и характеристика Маруси в повести В дурном обществе Короленко сочинение

    Когда я читала рассказ Короленко В дурном обществе, то очень тронуло описание несчастной девочки Маруси. Маруся - это несчастный четырехлетний ребенок, не знающий материнской ласки, не имеющий теплой постели, вечно страдающий от голода

  • Есть ли противоречие в сочетании «Мёртвые души»?

    Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

  • Главные герои Божественной комедии Данте Алигьери

    Поэма «Божественная комедия» – одно из самых известных произведений Данте Алигьери – мыслителя и поэта Италии. Это последняя работа автора, и именно в ней отразилось его отношение к жизни.

Ответ оставил Гость

Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что
все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать
воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно
позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики,
воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и
получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший,
Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его
возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал
он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно,
покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы
отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских
служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит
Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. <...> С этого
времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и
скоро стал наряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с
образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и
логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не
применялись и не повторялись в жизни. <...>
Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим
старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся
неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить
характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап
считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал
другими в дерзких предприятиях -- обобрать чужой сад или огород, но зато
он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого
бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей.
Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к
другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере,
никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел
доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком
характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной
матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить
голову.

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и
как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким
обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был
изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно
опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел
увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое
попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить
о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его
была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо,
когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться
горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее
поминутно, свежую, черноокую, нежную.