Ося и киса были. «Киса и Ося были здесь. Анна Вингурт, журналист, организатор экскурсий

90 лет назад, в апреле 1927 началось действие знаменитого романа «12 стульев»¸ который, как ни странно, имеет достаточно ощутимый «нижегородский след».

Многие невнимательно читали роман и смотрели фильм. Поэтому, когда говоришь, что «Киса и Ося были здесь», люди часто не верят. А между тем, Нижнему Новгороду в повествовании Ильфа и Петрова отведена целая глава.

Глава 34. Волшебная ночь на Волге

«Влево от пассажирских дебаркадеров Волжского государственного речного пароходства, под ­надписью «Чаль за кольца, решётку береги, стены не касайся» стоял великий комбинатор со своим другом и ближайшим помощником Кисой Воробьяниновым».

Набережная в Нижнем. Знаменитая надпись воспроизведена в романе дословно.

Начало 34-й главы великого романа начинается на том месте Нижневолжской набережной, где все последние годы стоял пресловутый синий забор. Если сверяться с текстом Ильфа и Петрова, в 1927 году в Нижнем Новгороде происходила посадка на пароход «Скрябин», куда, как известно, Остап Бендер завербовался в качестве «художника, окончившего ВХУТЕМАС», чтобы рисовать агитационные плакаты.

А вот еще кусочек 34-й главы:

«Пароход дал второй гудок. От страшных звуков сдвинулись облака. Солнце побагровело и свалилось за горизонт. В верхнем городе зажглись лампы и фонари. С рынка в Почаевском овраге донеслись хрипы граммофонов, состязавшихся перед последними покупателями».

Узнаёте овраг, название которого Ильф и Петров слегка исказили? Ну, да Почаинский. Через день путешествия на пароходе «Скрябин» наших героев, как известно, высадили в волжском городке под названием Васюки, где прошел «междупланетный шахматный конгресс». Жители города Козьмодемьянска вовремя подсуетились и объявили миру, что прообразом Васюков в романе является их любимый городишко. И дело пошло!

Музей Бендера в Козьмодемьянске

Анна Вингурт, журналист, организатор экскурсий:

– На причале Козьмодемьянска сейчас расположена огромная надпись «Васюки», которая поднимает настроение людям на проплывающих по Волге пароходах. Есть музей Остапа Бендера, экспонаты которого, впрочем, не представляют особую ценность. Туристам показывают дом, где мог бы находиться клуб «Картонажник». А также 400 ступенек лестницы, по которой бежали Бендер и Воробьянинов к причалу. Именно из-за истории с романом Ильфа и Петрова к пристани маленького городка регулярно причаливают туристические теплоходы, которые раньше вполне обходились Казанью, Чебоксарами и Макарьевым монастырем. Отличный пример того, как маленький город смог себя продвинуть в качестве центра притяжения для туристов. Я считаю, что это – укор большому Нижнему Новгороду, где родился и жил Максим Горький, но горьковский литературный бренд никак не используется для привлечения туристов. В буклетах прописывается одной строчкой «Литературный Нижний Новгород», но не используется так, как это могло бы быть в идеале.

Кстати, о Горьком. Роман «12 стульев» опубликован в начале 1928 года, когда Горький еще жил за границей. Вероятно, поэтому никаких свидетельств, что об отношении к творению Ильфа и Петрова пролетарского писателя не осталось. Между тем, известно, что Горький похвалил другой роман писателей – «Золотого теленка».

О нижегородском следе «12 стульев» мне хотелось написать очень давно, еще в начале 90-х. Тем более, каких-то литературоведческих работ на эту тему не существовало. Хотя, пардон, кое-что все- таки было. Некоторое время назад некий Игорь Нестеров сделал научный доклад «Васюки и Арбатов – нижегородский след», где провел аналогии между Васюками и Васильсурском и между Арбатовом и Ардатовом. Как известно, Васильсурск не стал претендовать на лавры города, где проходил шахматный турнир. Но конкретно про Нижний в контексте романа в докладе Нестерова ничего не было.

Несколько лет назад я опубликовал в «Новой газете в Нижнем Новгороде» текст, в котором рассказал о нижегородском следе «12 стульев». Наш директор Захар Прилепин так воодушевился моей статьей, что написал некое послесловие к тексту на актуальные темы нижегородской политической жизни. Где роли Остапа и Кисы исполняли очень известные в городе люди. Больше того – через некоторое время директор городского департамента культуры Сергей Горин (он тогда еще был в администрации Нижнего Новгорода) во время совещания в мэрии сообщил, что необходимо обязательно увековечить факт пребывания в нашем городе популярных литературных героев. Но дальше слов дело так и не пошло.

Владимир Терехов, поэт, заслуженный работник культуры РФ:

– Я считаю, что знаменитых литературных героев нужно «прописать» на Нижневолжской набережной, Эта идея подкрепляется текстуально. Наш народ любит и помнит Остапа Бендера. Поэтому нестандартное воплощение героев Ильфа и Петрова в Нижнем Новгороде может срезонировать не хуже Музея мыши в Мышкине или шахматного турнира в Козьмодемьянске-Васюках.

Кстати, возможно, тот самый текст в “НГ” уже срезонировал в нужном направлении. Некоторое время назад на Скобе открылось кафе «12 стульев» – предприниматели идею подхватили. А чиновники? Или им удобнее провести очередное совещание на тему «Как привлечь туристов в Нижний?».

Анна Вингурт, организатор туристического отдыха:

– Для того, чтобы продвигать туризм в Нижнем Новгороде, чиновники не нужны. А порой даже вредны. Чиновники главным образом ставят себе задачу по привлечению иностранных туристов в Нижний. Поэтому ездят на туристические выставки по всему миру. Я считаю, что нужно не витать в облаках, а работать скорее на внутренний туризм.

Сегодня в России и на Украине – несколько десятков скульптур, памятных знаков, музеев, посвященных всенародно любимым героям Ильфа и Петрова. Увековечены даже некоторые второстепенные персонажи!

Остап у Провала (Пятигорск)

Киса в Пятигорске

Паниковский в Киеве

Эллочка в Харькове

Козлевич в Волгограде

А в Нижнем почему-то зациклились на одном Горьком – и все тут! Но одно не отменяет другого!

Юлия Слапогузова, журналист, писатель:

– Я считаю, что всё, что способно наш город сделать светлее, веселее, привлекательнее (в том числе в глазах туристов) – нужно. “12 стульев” – одно из самых ярких и любимых произведений советской литературы, и было бы просто отлично, если бы в нашем городе было какое-то упоминание о героях романа – памятник, мини-памятник, доска или что-то ещё. Заниматься этим нужно, но – не властям. Наши власти тяжёлые, угрюмые. Здесь нужен более лёгкий, остроумный подход. Может быть, отдать идею на откуп студентам-архитекторам или учащимся художественного училища?

Заглавное фото – кадр из телефильма “Двенадцать стульев”


Фрески - петроглифы Таш-Аира. Стены Таш-Аирского навеса некогда покрывало огромное пиктографическое панно. Рисунки, сделанные красной охрой, занимали площадь около 15 м 2. Они тянулись вдоль стены десятиметровой полосой, ширина которой достигала 1-1,5м. За тысячелетия краска потускнела, осыпалась и сегодня рисунки, сохранившиеся несколькими отдельными фрагментами, едва различимы.

Рисунки на стене Таш-Аирского навеса были обнаружены в 1935 году археологом Д. А Крайновым. Место это было привлекательно для человека на протяжении нескольких тысячелетий. Навес Таш-Аир – многослойная стоянка. Люди начали селиться здесь в мезолите (10-8 тысяч лет назад), и вплоть до средневекового времени стоянка была обитаема.

Вероятно, тут имелись все условия для жизни: непересыхающий источник пресной воды; река, где можно было ловить рыбу (крымские реки в древности были полноводнее теперешних); выходы кремня – стратегического материала каменного века. Мелкие кремневые камушки и сегодня валяются под сводом навеса и охотно разбираются на сувениры туристами.



Время нанесения изображений в гроте Таш-Аир и смысл древних рисунков остаются пока неустановленными.


Автографы варваров 21 - го века


Таш-Аир (кр.-тат) – обрушившийся камень.
Скальный навес Таш-Аир находится в нескольких километрах от с. Предущельного Бахчисарайского района.

Петроглифы Таш-Аира, по мнению их первооткрывателя, были созданы во 2 тысячелетии до н.э., в эпоху бронзы, представителями так называемой Кеми-Обинской культуры. Изображения являлись не случайными знаками, - считал Крайнов. Это была своеобразная летопись в рисунках, рассказывавшая о набеге кочевых племен, нахлынувших в Крым с севера и о борьбе с ними местных жителей. В рисунках Таш-Аира, действительно различимы военные сюжеты – всадник на лошади, человек, лежащий на земле и т.д.
Другие, более поздние исследователи, не во всем согласны с первооткрывателем. Есть мнения, что рисунки комплекса не связаны между собой по смыслу и представлены отдельными сюжетными композициями. Некоторые ученые, вообще, отвергают датировку рисунков бронзовым веком и относят их к более позднему тавро-скифскому периоду, а то, даже, к средневековью.

Если же хотите лучше рассмотреть изображения, сфотографируйте их цифровой камерой, а потом в «фотошопе» или любом другом редакторе, сильно повысьте насыщенность и контраст снимка. Рисунок «проявится» гораздо лучше, чем от «водных процедур».

В таком состоянии сейчас находятся фрески...



Или это зло неискоренимо?...

"Там, где скалы так сдавили течение Терека, что пролет моста равен всего десяти саженям, там концессионеры увидели столько надписей на скалистых стенках ущелья, что Остап, забыв о величественности Дарьяльского ущелья, закричал, стараясь перебороть грохот и стоны Терека: – Великие люди! Обратите внимание, предводитель. Видите, чуть повыше облака и несколько ниже орла. Надпись: «Коля и Мика, июль 1914 г.»

Незабываемое зрелище! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика? Задумался и Ипполит Матвеевич. Где вы, Коля и Мика? И что вы теперь, Коля и Мика, делаете? Разжирели, наверное, постарели? Небось теперь и на четвертый этаж не подыметесь, не то что под облака – имена свои рисовать.

Где же вы, Коля, служите? Плохо служится, говорите? Золотое детство вспоминаете? Какое же оно у вас золотое? Это пачканье-то ущелий вы считаете золотым детством? Коля, вы ужасны! И жена ваша Мика противная женщина, хотя она виновата меньше вашего. Когда вы чертили свое имя, вися на скале, Мика стояла внизу на шоссе и глядела на вас влюбленными глазами. Тогда ей казалось, что вы второй Печорин. Теперь она знает, кто вы такой. Вы просто дурак!

Да, да, все вы такие – ползуны по красотам! Печорин, Печорин, а там, гляди, по глупости отчета сбалансировать не можете! – Киса, – продолжал Остап, – давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были».
Страна должна знать своих "героев"...





«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.

– Дядя! – весело кричал он. – Дай десять копеек!

Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:

– Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат

Луганская обл.

Винница - памятник тому самому ключу от квартиры, где деньги лежат..

«На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.»

(первый в Росии памятник литературному герою - великому комбинатору был открыт в 1999 г. в Э

листе (Калмыкия)

«Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он…»

(В Екатеринбурге)


«Берегите пенсне, Киса! Сейчас начнется»

в кофейне «Рога и копыта» - Кострома

«Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик.»

в Харькове.

«Лёд трону лся, господа присяжные заседатели! Заседание продолжается!»

(этот памятник Остапу в Питере, что стоит у ресторана «золотой Остап», мне кажется ваяли с актера С.Юрского)

- А с какой целью взимается плата?!

- С целью ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался!

памятник в Пятигорске возле того самого провала



___________________

«Остап спросил Шуру Балаганова: „Шура, а какие вы знаете центры мировой цивилизации?“ Шура знал, кроме Москвы, ещё три: Киев, Мелитополь и… Жмеринку! „

Памятник Остапу Бендеру на вокзале в Жмеринке.

“Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.»

Киса Воробьянинов в Харькове

"…Вы знаете кто этот мощный старик? Это гигант мысли, отец российской демократии. Особа, приближенная к императору"

Пятигорск.

«Не учите меня жить!»

вот эта Эллочка тоже харьковчанка

«Почем опиум для народа?»

На харьковском вокзале отец Федор спешит вслед за стульями

«Утром деньги - вечером стулья, вечером деньги - ночью стулья…»

памятник двенадцатому стулу в Одессе



памятник Остапу и Шуре в Бердянске


___

«Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст… но уже дороже»

памятник Паниковскому в Киеве

«Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его как тореадор, - одним ударом! Это опера, когда я иду на гуся! «Кармен»!

____________

“Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир.»

Антилопа Гну (сад скульптуо при Одесском лит.музее)





Актовый зал школы украшен в стиле к/ф «12 стульев» и «Золотой телёнок»: на стенах зала размещены вывески Аптека, Парикмахерская, Контора Рога и копыта, на сцене – плакат с названием праздника «Киса и Ося были тут», а так же изображения стульев.

Действующие лица:

Ведущие – 2 девочки и 2 мальчика.

Остап Бендер

Ипполит Матвеевич Воробьянинов, или просто Киса

Эллочка Щукина

Фима Собак

Санитары – 2 ученика

Звучат фанфары. Выходят ведущие.

ВЕДУЩИЙ 1:

Внимание! Внимание! Слушайте все!

ВЕДУЩАЯ 2:

Впервые! Сейчас! Здесь и у нас!

ВЕДУЩАЯ 3:

Самое необыкновенное!

ВЕДУЩИЙ 1:

Звёздное представление!

ВЕДУЩАЯ 2:

И не зря бытует мнение: звёздами не рождаются.

ВЕДУЩАЯ 3:

Звёздами становятся!

ВЕДУЩИЙ 1:

Этими звёздочками на школьном небосклоне стали наши нынешние выпускники.

ВЕДУЩАЯ 2:

А самыми яркими звёздами-путеводителями были и есть вы, дорогие учителя!

ВЕДУЩАЯ 3: (На фоне лирической музыки) Настало долгожданное время пригласить всех одиннадцатиклассников на последний школьный урок, на Последний школьный звонок.

ВЕДУЩИЙ 1: Замерли фотовспышки, а видеокамеры медленно шуршат, боясь пропустить наиболее важный момент. Итак, встречайте! 11 «А» класс со своим классным руководителем (ФИО) ! (Звучит торжественная, праздничная музыка, 11 «А» входит в зал).

ВЕДУЩАЯ 2: 11 «Б» класс со своим классным руководителем (ФИО) ! (Звучит музыка, 11 «Б» торжественно входит в зал).

Звучит тревожная музыка. Выбегает четвёртый ведущий. Говорит как бы по секрету остальным.

ВЕДУЩИЙ 4: Ребята, ребята, у нас непредвиденное обстоятельство! ЧП!

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Что случилось? Что происходит?

ВЕДУЩИЙ 4: Мы не можем начать праздник.

ВЕДУЩИЙ 1: Как не можем? (Имя, отчество директора) на месте, её заместители и учителя – тоже.

ВЕДУЩАЯ 2: Дети в зале, микрофоны работают, гости пришли.

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Что случилось?

ВЕДУЩИЙ 4: Звонок. Звонка нет!

ВЕДУЩАЯ 3: Как нет? Этого праздника не бывает без звонка!

ВЕДУЩИЙ 4: Может, праздник отменить?

ВЕДУЩИЙ 1: Нет, поздно, все уже собрались.

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Да что же случилось? Как такое могло произойти?!?

ВЕДУЩИЙ 4: Ребята кое-что видели. И даже сняли скрытой камерой.

Затемнение в зале. На экране демонстрируется видеоролик о том, как колокольчик был спрятан. Сценарии всех роликов находятся в Приложении 1 .

Вспыхивает свет. Звучит музыка к титрам кинофильма «12 стульев» композитора Г. Гладкова. В глубине зала появляются Остап Бендер и Киса, проходят через зрительские ряды и поднимаются на сцену.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: На нем был пиджак, шея была несколько раз обмотана старым шарфом, на ногах - туфли неопределенного цвета. Носков под штиблетами не было, что, впрочем, было модно. Звали молодого человека…

БЕНДЕР: (уже на сцене): Я Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей! Мой папа был турецкоподданным.

ВЕДУЩИЙ 1: А это кто с Вами?

БЕНДЕР : Это – гигант мысли, отец русской демократии, фельдмаршал, бывший член Государственной Думы от бывшей кадетской фракции, прошу любить и жаловать – Ипполит Матвеевич Воробьянинов!

КИСА : Для вас – можно просто Киса (целует девочкам-ведущим ручки).

ВЕДУЩАЯ 2 : (тараторит) Вы представляете, у нас пропал звонок, а он нам срочно нужен, потому, что праздник «Последнего звонка» не бывает без последнего звонка.

БЕНДЕР : А что такое «звонок»?

ВЕДУЩАЯ 3 : Это колокольчик.

БЕНДЕР : А он что, золотой?

ВЕДУЩИЙ 4 : Да нет, самый обыкновенный. С красным бантиком.

БЕНДЕР : (В зал) В этом что-то есть! Он наверняка золотой. (Обращаясь к Кисе) А может, речь идёт бриллиантах мадам Петуховой?

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : (Всем) Лёд тронулся, господа выпускники! Командовать парадом буду я!

Остап поёт на мотив «Белеет мой парус», (музыка Г. Гладкова из к/ф «12 стульев»):

Ах, успокойтесь, и не рыдайте!
Ваш колокольчик отыщу я, так и знайте!
Ведь я же супер-стар,
Имею редкий дар,
И это вовсе, друзья, не пиар.
Я – комбинатор, конечно, лучший,
И вам представился сегодня этот случай
Увидеть высший класс,
Какой я мастер, ас,
И всё для вас, всё для вас, всё для вас!
На блюдечке с синей каёмкой
Ваш колокол будет лежать.
Для Бендера это – не головоломка,
И праздник вернётся опять.

БЕНДЕР : Ну что, Киса, попробуем связаться с малолетней агентурой.

Звучит музыка Г. Гладкова «Танец беспризорников» из фильма «12 стульев». Бендер свистит. Выбегают первоклассники. У них в руках разноцветные листы бумаги с крупно написанными названиями кабинетов. Танцуют, затем передают Бендеру листы, которые он демонстрирует залу. Последним оказывается лист с надписью «Начальная школа».

БЕНДЕР : Киса! Вперёд, в начальную школу! (Уходят за кулисы).

Первоклассники остаются на сцене, поздравляют одиннадцатиклассников. В ответ ученики 11 классов дают напутствие первоклассникам. Первоклассники уходят.

Две ученицы 11 класса исполняют песню Н. Королёвой «Неужели это я», музыка и стихи И. Николаева. Текст песни немного изменён.

Ученица 1:

Неужели это я, эта девочка
С огромным бантом?
Неужели это я, с мамой папой
И пушистым котом?
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?

Ученица 2:

Неужели это я,
В первый класс иду
С букетом цветов?
Неужели это я, не познавшая,
Что значит любовь?
Не познавшая, что значит печаль,
Улетело всё в далёкую даль.
Неужели это всё-таки я,
И беспечная улыбка моя.
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Неужели это всё-таки я,
И беспечная улыбка моя.

Ученица 1:

Неужели это я, неужели?
Словно ласточки, года пролетели,
Вместо ласточек примчались метели,
Неужели это я, неужели?

Ученица 2:

Неужели это я?
Неужели это я?

Ученица 1 и 2 вместе:

Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?
Неужели это было со мной?
Неужели это я...

В это время на экране демонстрируется видеоролик о том, как одннадцатиклассники учились в начальной школе. Для монтажа можно использовать фото- и видеоматериалы школьного архива и личных архивов учителей и учащихся.

ВЕДУЩИЙ 1 : Мы хотим сказать слова благодарности (ФИО первых учителей).

ВЕДУЩАЯ 2 : Первые дни в школе и первый учитель, как первая любовь, не забывается никогда! Не забывайте и Вы нас! Будьте здоровы и счастливы!

Видеоролик о том, как Киса и Ося ищут стул в кабинетах начальной школы.

Бендер и Киса возвращаются с первоклассником.

БЕНДЕР : Так, в начальной школе ничего нет.

ПЕРВОКЛАССНИК : (с дневником в руке, дёргая Бендера за рукав) Дяденька, ну, дяденька, мы хорошо поработали, поставьте нам оценочку!

БЕНДЕР : А может, тебе ещё ключ от учительской, где журналы лежат?

Ученик начальной школы пожимает плечами. Бендер разворачивает ученика и легонько подталкивает его к выходу. Ученик, пожимая плечами, уходит.

БЕНДЕР : Киса! А это конгениально! В учительскую! (Киса и Бендер ходят).

Видеоролик о том, как Бендер и Киса ищут колокольчик в стульях учительской и канцелярии.

Учащиеся 11 класса говорят тёплые слова директору школы. Поют песню для неё. Директор говорит ответное слово о допуске к экзаменам, а так же желает ученикам удачи.

ВЕДУЩАЯ 3 : Спасибо, (имя, отчество директора) ! Это Ваша неустанная забота позволила нам успешно окончить школу, и поможет не менее уверенно сдать экзамены!

ВЕДУЩИЙ 4 : Они приходят в школу самыми первыми и последними уходят из неё, они тщательно следят, чтобы в школе было всё по расписанию, чтобы мы успешно и интересно учились, трудились и развивались.

ВЕДУЩИЙ 1 : Мы благодарим заместителей директора (ФИО заместителей директора).

ВЕДУЩАЯ 2 : Слово предоставляется (ФИО выступающих заместителей директора).

Учащиеся 11 классов поют песню для завучей.

Появляются Бендер и Киса. Держит в руках листочки с названиями кабинетов, которые принесла «малолетняя агентура».

БЕНДЕР : Начальная школа – три стула. (Рвёт лист, выбрасывает.)

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Канцелярия – 3 стула. (Сминает листочки и выбрасывает).

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Учительская – 4 стула. (Сминает и выбрасывает за спину).

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Не огорчайтесь, Киса! Каждый вскрытый нами стул увеличивает наши шансы! Заседание продолжается! (Достаёт листок с надписью «Русский язык»).

ГОЛОС ЗА КАДРОМ : (Звучит лирическая музыка.) Эта надпись навеяла Бендеру воспоминания об одной романтической встрече. Словарь Вильяма Шекспира (На экране - изображение Шекспира в рамочке), по подсчету исследователей, составлял 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени мумбо-юмбо - 300 слов... (Фото негра в рамочке) Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (Фото Эллочки в рамочке). Её подруга Фима Собак слыла культурной девушкой, её словарь составлял 180 слов. (Фима Собак в рамочке).

Танго Эллочки Щукиной, Фимы Собак, Бендера и Кисы (музыка А. Зацепина из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая).

Бендер и Эллочка на переднем плане, Киса и Фима – в глубине сцены. В танце произносятся слова:

ЭЛЛОЧКА : Хо-хо!

ФИМА : Красота!

ЭЛЛОЧКА : Хо-хо!

ФИМА : Жуть!

БЕНДЕР : Прекрасный мех.

ЭЛЛОЧКА : Мексиканский тушкан!

БЕНДЕР : Это не тушкан, это шанхайский барс! Я узнаю его по оттенку.

ЭЛЛОЧКА : Парниша что надо!

ФИМА : Хо-хо!

ЭЛЛОЧКА : Шалишь, парниша.

ЭЛЛОЧКА И ФИМА ВМЕСТЕ : Хамите!

Танцующие замерли.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ : Если бы у этих девиц была такие великолепные учительницы, как (ФИО учителей русского языка и литературы), их словарный запас был бы сравним по богатству со словарём Даля. (На экране – словарь Даля в рамочке).

ВЕДУЩАЯ 3 : Дорогие наши (ФИО учителей русского языка и литературы) ! Вы научили нас понимать и любить литературу, правильно излагать свои мысли на бумаге и вслух. Спасибо Вам за Ваш труд!

Киса и Бендер уходят за кулисы.

Ученики 11 классов поют песню для учителей русского языка и литературы.

Ответное слово учителей русского языка и литературы.

Киса и Бендер возвращаются на сцену.

БЕНДЕР : Киса, я давно хотел спросить, какая сумма Вам нужна для счастья?

КИСА : Двадцать.

БЕНДЕР : О-о-о… Это что, на троечку? Тогда мне с Вами не по пути. Мне нужно сто баллов. Сразу.

КИСА : (С сарказмом) А может, возьмёте частями?

БЕНДЕР : Я бы взял частями… Но мне нужно сразу! Особенно – по математике!

ВЕДУЩИЙ 4 : Благодарим учителей математики (ФИО). Вы не просто научили нас считать, но и помогли полюбить эту прекрасную древнюю науку математику.

Ученики поют песню о математике.

Ответное слово учителей математики.

Бендер и Киса возвращаются на сцену.

КИСА : (Держит листочки с надписями «Русский язык», «Математика») Русский язык, Математика… (Бросает листки). Шансы всё увеличиваются, а денег ни копейки…

БЕНДЕР : Вы пошлый человек. Любите деньги больше, чем надо.

КИСА : А вы не любите денег?

БЕНДЕР : Нет.

КИСА : Зачем же вы взялись за это безнадёжное дело?

БЕНДЕР : Я хочу уехать. Уехать очень далеко. В Рио-де-Жанейро. (На экране – фото Рио-де-Жанейро. Звучит музыка Bellini - Samba di Janeiro).

КИСА : У вас там родственники?

БЕНДЕР : Нет. Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, знаете о существовании такого города?

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : (Цокает языком) Киса! Вот это – учебник географии. Знаете, что там написано? (Мечтательно, не глядя в книгу). «Рио-де-Жанейро, крупнейший город в Бразилии, неофициальное название «Изумительный город», расположен на берегу обширнейшей бухты Атлантического океана, 6 миллионов 150 тысяч жителей, большинство из них – мулаты…» Представляете, Киса – 6 миллионов и все поголовно в белых штанах! Географию надо было в школе учить!

Бендер и Киса уходят за кулисы.

ВЕДУЩИЙ 1 : Уважаемая (имя отчество учителя географии) , знания, которые Вы дали, помогут нам выбрать правильный жизненный маршрут, не спутать направление и не свернуть с проложенного школой азимута. Спасибо Вам!

Песня для учителя географии.

Ответное слово учителя географии.

Киса и Бендер снова на сцене.

БЕНДЕР : (В руках - листок с надписью «География». Сминает, бросает.) Слушайте, Киса, а может нам плюнуть на всё это?

КИСА : (Удивлённо.) Как плюнуть?

БЕНДЕР : Как же нам плюнуть-то? Слюной. Как плевали до эпохи исторического материализма. Ну-ну! Выше голову, Киса! Ничего не потеряно. (Достаёт листок с надписью «История, кабинет 312». Демонстрирует зрителям.) Я измучен желанием поскорее побывать в кабинете истории. Как говорил Гай Юлий Цезарь – «Жребий брошен!» (Остап и Киса спускаются со сцены, Бендер подходит к учительнице истории, сидящей в зрительном зале). Первый этаж, кабинет 312! Это она! Знойная женщина, мечта поэта!

КИСА : Может быть, она… может быть, она сейчас сидит именно на этом стуле! Но как же этот стул достать?

БЕНДЕР : Не волнуйтесь, фельдмаршал, операцию я беру на себя! Так, детишки! Пойте!

Учащиеся поют песню для учителя истории и обществознания. Бендер приглашает учителя на танец, тем самым увлекая её подальше от стула. Киса в это время выносит стул на сцену и запускает руки под его обшивку.

Песня для учителя истории и обществознания на мотив песни «Утомлённое солнце», муз. Е. Петерсберского, стихи авторские.

Каждый раз – удивленье,
Радость новых познаний,
Море ярких событий –
Всё Ваш урок!
Вот и кончилось время
Наших школьных мечтаний!
Мы прощаемся с Вами –
Звенит звонок.
Расстаёмся мы! Ну что ж, прощайте!
С Вами было хорошо всегда!
Просим – не забывайте,
Хоть немножко скучайте!
Иногда вспоминайте,
Хоть иногда!

ВЕДУЩАЯ 2 : Кто-то из великих сказал: «Кто забывает своё прошлое, тот перечёркивает своё будущее!» Мы хорошо учили историю, и у нас будет прекрасное будущее! Спасибо Вам за труд, (имя, отчество учителя истории и обществознания) !

Ответное слово учителя истории.

КИСА : Есть! Есть! (Вытаскивает красный бантик от колокольчика).

Бендер и Киса грустные и обессиленные поднимаются на сцену.

БЕНДЕР : (Рвёт листок с надписью «История» и выбрасывает). Где мы ещё не были?

КИСА : В химии…

БЕНДЕР : По данным разведки так просто к стулу не пробраться. Для этого нужно выучить 50 химических реакций.

КИСА : Да… уж… Может, реакций 5-10?

БЕНДЕР : Я думаю, торг здесь неуместен. Хотя можно предложить обмен. Сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии приняли новую традицию – разливать химикаты через ситечко.

КИСА : (Копируя интонацию Эллочки) Блеск! (Испуганно прикрывает рот рукой).

Бендер и Киса уходят.

ВЕДУЩАЯ 3 : (Имя, отчество учителя химии) ! Мы никогда не забудем Ваших интересных уроков! Спасибо Вам за Ваш труд!

Песня для учителя химии. Учитель химии говорит тёплые слова одиннадцатиклассникам.

Литература

1. 12 стульев. Золотой телёнок. / И. Ильф, Е. Петров. – М.: Эксмо, 2009.

2. Выпускные вечера и последние звонки: 9, 11 классы / Жиренко О. - М.: 5 за знания, 2008.

3. Сценарий последнего звонка "Листая старую тетрадь..." / Сафонова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/articles/514208/

4. Сценарий "Последнего звонка" для выпускников 11-го класса / Букина Ирина Александровна, заместитель директора по ВР http://festival.1september.ru/articles/515948/

5. Сценарий проведения праздника "Последний звонок" в 11-м классе / Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог http://festival.1september.ru/articles/560105/

"... и Ося были здесь"

Альтернативные описания

Кожаный или суконный мешок, затягивающийся шнурами

Кошелек, мешок для денег

Ласковое обращение Остапа Бендера к Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову из «12 стульев»

Мешок, сума со шнурком

Друг Оси

Воробьянинов

Мешок для парусов

Девушка из оперетты Н. Г. Минха «Раскинулось море широко»

Персонаж, произнесший: «Торг здесь не уместен!»

Бизнес-партнер Бендера

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Мальчик Остапа

Отец русской демократии

Воробьянинов в детстве

Ипполит Матвеевич

Кошка (прост.)

Ипполит Воробьянинов

. «... и Ося были здесь»

Искал стулья с Осей

Кошачья кличка Ипполита

Гигант мысли Остапа Бендера

Бизнеспартнер Остапа Бендера

Ласковое название любимой кошки

Детское прозвище Воробьянинова

Напарник Остапа Бендера

Предводитель дворянства

Кошка (ласк.)

Подельник Оси

Фельдмаршал Остапа Бендера

Ипполит Матвеевич для Остапа Бендера

Напарник Оси

Гигант мысли и спутник Бендера

Напарник Оси (лит.)

Искатель стульев

Имя предводителя дворянства

Барсик устами младенца

Мальчик при художнике Оси

Товарищ Оси

Осин напарник

Детское «имя» Воробьянинова

Гигант мысли и спутник Остапа Бендера

Гигант мысли, напарник Оси

Один из искателей стульев

. «обращение» к кошке

Мурка (ласк.)

Кошка, киска

Прозвище литературного героя из романа И. Ильфа и Е. Петрова ""Двенадцать стульев""

. "Обращение" к кошке

. "Отец русской демократии"

Как вас звали? Ипа? - Нет, ...

Девушка из оперетты Н. Г. Минха "Раскинулось море широко"

Детское "имя" Воробьянинова

И южн. зап. кишень, кишеня ж. мошна, карман, зепь; деньги, достаток. Он ладно набил кису. За себя только, а за свою кишень не ручайся. Мех, мешок, особ. кожаный, затяжной. Сиб. шкура с оленьих ног, кисы, оленьи полусапожки. Не мудрен мужик, киса ядрена. Кисет м. табачный мешок. Кисетный, -точный, к кисету относящ. Кисетник, -ница, кто носит с собою кисет; кто шьет кисеты или торгует ими

Кисанька, кисочка, киска, кисурка. -рочка ж. кошка. Кискис, призывная кличка кошек

Ипполит Матвеевич для О. Бендера