Пассионарная личность пример. Что такое пассионарность? Значение слова. Научная концепция пассионарности

Пассионарность - означает сверхэнергичность.

Пассионарий - это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.

«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше , чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система

«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

  • гордость,
  • тщеславие,
  • алчность,
  • жажда власти,
  • ревность.

«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия .

Ярко выраженные пассионарии:

  • Жанна д’Арк,
  • Коперник,
  • Сергий Радонежский,
  • патриарх Никон,
  • Ермак,
  • Пугачёв,
  • Суворов,
  • Сталин…

Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем . Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков . Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.


Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.

1) Пассионарность - (от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

2) Пассионарность - (от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

3) Пассионарность - (франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Пассионарность

(от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

(от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

(франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Как вы думаете, многие ли из наших современников смогут ответить на вопрос о том, что такое пассионарность? Думается, что нет. А между тем это очень любопытное явление, о сути которого мы и поговорим в небольшой статье.

Что обозначает данный термин?

Данный термин, созданный Л. Н. Гумилевым, обозначал, что в истории человечества находятся люди, которые выделяются из общей массы своей неуемной жаждой деятельности и активного преобразования внешнего мира. Это как бы круг избранных людей, которые изменяют окружающую им жизнь.

Среди пассионариев много великих завоевателей и политических деятелей, есть поэты, литераторы, музыканты, деятелей искусства. Эти люди сознательно идут против традиций и норм поведения в обществе. Они несут новые знания, новую веру, новую идеологию, которая способна разрушить идеологию прежнюю.

По каким признакам человека можно назвать пассионарием?

Человек данного типа всегда выделяется смелостью своих взглядов и умением служить во благо обществу. Он как бы создает энергию для общественного развития, а не растрачивает ее, как это делают обычные потребители.

Таким образом, рассмотрев термин «пассионарность», значение которого исходит из теории этногенеза, можно сделать вывод о том, что люди этого типа, как правило, вступают в конфликт с обществом.

Они сознательно идут на этот конфликт, завершают его, собирают вокруг себя единомышленников и создают либо новое религиозное учение (как это сделал пророк Мухаммед), либо новый этнос (примеров этого огромное количество в истории человечества).

Научная концепция пассионарности

Фактически пассионарность можно рассматривать как свойство психики человека, настроенного на создание совершенно новых общественных отношений. Почему рождаются такие люди, автор теории этногенеза объясняет в своих многочисленных научных работах. Много книг посвятил своему открытию Л. Н. - это своеобразный ключ к пониманию его научной концепции.

Итак, ученый на основе методологического анализа различных источников, используя методы логики и синтеза, приходит к выводу о том, что любой этнос представляет собой не только социальное, но и биологическое явление. Этнос рождается, живет и умирает под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. При этом каждый этнос устанавливает свои отношения с окружающей его средой. Кратко рассмотрим эти отношения, которые назовем характерологическими признаками его жизни.

Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт

Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским. В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.

Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.

Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).

Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.

Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов.

Время жизни этноса по Л. Н. Гумилеву

Ученый полагал, что у каждого этноса есть свое историческое время. Он описывал эту фазу сроком от 1200 до 1500 лет. Также он предполагал, что любой этнос может последовательно переживать несколько периодов: подъем, фазу становления, возможно, фазу надлома, период застоя и фасу упадка и гибели.

К слову сказать, необязательно должен закончиться фазой гибели. Если этнос сможет найти в себе силы родить определенное количество людей пассионарного типа, то этнос может вновь вернуться к временам стабильности либо видоизмениться.

Что такое пассионарность: признаки рождения этноса в истории человечества

Последователи Гумилева выделяют в своих работах восемь признаков создания нового этноса. Кратко рассмотрим эти признаки:

  • Признак первый - наличие людей пассионарного склада. Это самый важный признак. Именно пассионарии закладывают основы новой идеологии, которая приводит членов сообщества к созданию прочной основы для нового этноса.
  • Признак второй - новый тип поведения. В данном случае речь идет о том, что этнос развивается в технологическом плане: кочевники усваивают оседлый образ жизни, жители приморских районов осваивают торговлю и земледелие.
  • Признак третий - миграция. Это явление позволяет этносу привнести свои ценности для других народов и людей, которые они могут постепенно сделать своими по духу.
  • Признак четвертый - демографический подъем. Все вышеперечисленное позволяет этносу достаточно быстро увеличиваться в количествах, что и приводит к тому, что сама пассионарность этноса увеличивается.
  • Признак пятый - создание системы общественных отношений. Это также важный шаг навстречу формированию нового этноса. Четкая система общественных взаимоотношений регламентирует социальные взаимосвязи и упрочняет власть пассионариев в данном этническом сообществе.
  • Признак шестой - активное государственное строительство. Именно государственность позволяет этносу благополучно существовать на протяжении столетий и даже тысячелетий.
  • Признак седьмой - пассионарность культуры. Наряду с государственностью начинает активно развиваться и культура, поддерживая существующую государственную модель управления.
  • Признак восьмой - наличие всего вышеперечисленного в динамике.

Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос о том, что такое пассионарность. Это психологическое качество избранных членов этноса, которые способны превратить свой народ в великий этнос, создать могущественную державу и навсегда оставить свой след в истории человечества.

(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.


Смотреть значение Пассионарность в других словарях

Пассионарность — - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Политический словарь

Пассионарность — (нем.) - в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) - особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)........
Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения — - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Исторический словарь