Это был первый настоящий бой Кати по Ерашову (ЕГЭ по русскому). Женщина и война. Сочинение по тексту В. Ерашова Хорошо был первый настоящий бой кати

ПОКЛОН ТЕБЕ, СЕСТРИЧКА! Женщины-воины Великой Отечественной. Часть 5-я

Это был первый настоящий бой Кати. Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.
Накануне вечером писали письма. Только Кате писать было некуда: все родные погибли. Так что терять в бою ей, по сути, было нечего - кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.
И вот он, бой. Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. «Если так будет дальше, как же стрелять?» - думала она. Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.
Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.
И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.
Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.
Показалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. «Всё, - подумала Катя, - сейчас конец».
Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...
Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились - было девять часов двадцать минут.
Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага - командиром танка.

Валентин Петрович Ерашов - русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Женщина и война — понятия несовместимые. Именно над этим и размышляет автор. Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту . Когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, многие женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью до комка в горле — обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны.

В своём рассказе В. Ерашов описывает боевой день молодой женщины – Кати, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни…. «Терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни». Катя выполнила свою боевую задачу, за что была награждена орденом и стала не матерью, не женой, не хранительницей домашнего очага, а командиром танка.

Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему: не женская это доля – убивать. Подвиг женщин запечатлён в произведениях художественной литературы. Разве можно без волнения читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»? Со слезами на глазах мы узнаём о девчонках, ещё не поживших, не познавших жизнь, сразившихся с вымуштрованными фашистскими головорезами. Когда погибает первая из девушек — Соня, главный герой говорит: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом…» Страшно ли было им умирать? Конечно, страшно. Но они понимали: нельзя пропустить врага, за ними – народ, страна…

Теме «женщина и война» посвящено стихотворение Ю.В. Друниной: «На ничьей земле пылают танки. Удалось дожить до темноты… Умоляю: «Летние портянки И белье сдавайте на бинты». Я стираю их в какой-то луже, Я о камни их со злостью тру, Потому как понимаю – нужно Это все мне будет поутру».

Война – дело не женское. Изначальное предназначение женщины — продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей. Мы должны помнить о том, что войны, будь они даже маленькие, — для женщины всегда великие, потому что женщина отвергает смерть, она призвана любить и продолжать Жизнь.

Валерия Гумовская ©

Мамаева Марина Викторовна,

МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»

с.Усть-Салда Верхотурского района Свердловской области,

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка текстовых заданий для итоговой аттестации

по русскому языку в 11 классе

Тема: Работа с текстом. Что хотел сказать автор?

Цели урока:

    Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте, комментировать ее, формулировать авторскую позицию;

    Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление.

    Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.

Форма занятия: практическая работа по группам.

Оборудование: тетрадь, листы бумаги, текст, документ-камера.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивирование: сообщение темы занятия, показ практической значимости изучения данной темы.

3. Чтение текста учителем (у учащихся напечатанный текст на партах)

(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(З)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего - кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» - думала она. (Ю)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

(12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

(20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, - подумала Катя, - сейчас конец».

(26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

(27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились - было девять часов двадцать минут.

(29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага - командиром танка.

(по В.П. Ерашову)

Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) - русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

4. Актуализация знаний. Работа в группах.

Выполняя задание С1, очень важно правильно определить проблему, поднимаемую автором, т.к. это помогает дать верный комментарий, точно определить позицию автора выразить собственное отношение к затронутой проблеме.

Задание: каждая группа выполняет одно из заданий, используя для записей листы бумаги. Затем выполненные задания проверяются, комментируются.

Задание 1 группе

Примерные ответы учащихся

    Что такое проблема?

    Какие известны способы формулировки проблемы?

    Назовите синоним слова «проблема»?

    Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

Проблема - это вопрос, над которым размышляет автор.

Проблема (чего?)…название проблемы выражено существительным в род.пад.

Риторический вопрос.

Что такое…? Эту важную проблему поднимает автор.

Задание 2 группе

Примерные ответы учащихся

    Что такое комментарий проблемы?

    Как правильно прокомментировать найденную проблему?

    Какие вы запомнили выражения для комментирования проблемы, обсуждаемой автором текста?

Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы.


Писатель показывает ее состояние, она совсем не испытывала страха, когда их танк начали обстреливать: «Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной». В минуту опасности, когда танк ухнулся в бомбовую воронку и она увидела немцев совсем близко, смелая девушка вспомнила о воинском долге - защищать боевую технику любой ценой. Катя «высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить». Атака была отбита. За отважный поступок Екатерина Мушкина была удостоена звания командира танка.

Позиция В. Ерашова мне понятна. Писатель считает, что Катя, как и многие русские женщины в годы войны, совершила героический поступок. Горько, но гордо звучит авторская мысль в финале текста: «…Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка». К сожалению, многие женщины в годы Великой Отечественной войны выполняли не то предназначение, которое определила им природа, но они мужественно выполнили свой воинский долг перед Родиной, приближая победу.

Символом героизма, патриотизма является Зоя Космодемьянская, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Она сожгла несколько домов, в которых находились немцы. Во время второй попытки поджога Космодемьянская была арестована и подвержена пыткам, но девушка не предала товарищей, пожертвовав своей жизнью. Это яркий пример стойкости и мужества. Именно ей М.Алигер посвятила поэму «Зоя».

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»- одно из самых пронзительных по своей трагичности произведений о войне. Пять девушек во главе со старшиной Васковым противостоят отряду немецких солдат. Хрупкие женщины вступают в смертельную схватку с крепкими мужчинами. Все они погибли, выполняя воинский долг. Это произведение показывает храбрость, самопожертвование русских женщин во время войны.

Таким образом, В.П. Ерашов хочет напомнить нам о великих поступках, совершенных простыми русскими женщинами, которые отважно шли в бой, не боясь смерти. Мы должны чтить память о них, сохранив эти подвиги у себя в сердце.

Обновлено: 2017-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.