Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение — Гипермаркет знаний Существует мнение что отклоняющееся поведение отдельных людей

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

>>Отклоняющееся поведение

§ 26. Отклоняющееся поведение

Вспомни: Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

Продумай : Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Какое поведение считают отклоняющимся . Вы знаете, что в обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.

Примеров, когда люди нарушают отдельные нормы, пренебрегают запретами, можно привести немало: один перешел улицу на красный свет, другой припарковал машину на стоянке общественного транспорта, третий развел костер в неположенном месте, четвертый публично оскорбил пожилого человека и т. п.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность. (Попытайся выделить эти случаи из приведенных выше примеров.) Самые серьезные из них - преступления.

Но главное, что чаще всего используют для различения форм и проявлений отклоняющегося поведения, это последствия, к которым оно ведет.

Есть такие формы, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Например, супружеская пара , уединенно проживающая в загородном доме, все свое свободное время уделяет уходу за размещенными в доме дикими животными, привезенными из разных стран. Такое поведение мы называем чудачеством. Образами таких чудаков богата отечественная и мировая литература.

Бывает, что отклоняющееся поведение связано с максимальной концентрацией человека на решении какой- то задачи, на служении определенной идее. Так, глубоко верующий человек уединяется в скиту, в пещере, начинает вести аскетическую жизнь, лишенную каких бы то ни было плотских удовольствий и комфорта. Такая жизнь, по его глубокому убеждению, позволяет ему быть ближе к Богу, очиститься духовно. Обратимся к другому примеру. Гениальный математик целиком поглощен сложной задачей. Он мало обращает внимания на свой внешний облик, правила этикета: приходит на ученое собрание в потрепанной одежде, часто не отвечает на приветствия коллег. В своей повседневной жизни он старается все усилия свести к минимуму и действовать в раз и навсегда установленном порядке: ходит за продуктами в один и тот же ближайший магазин, не смотрит телевизор, не подходит к телефону. Подобное поведение тоже можно отнести к отклоняющемуся. Однако вряд ли оно заслуживает осуждения окружающих. Результатом его могут стать духовные прорывы, научные открытия - все то, что обогащает человечество.

Жизнь и деятельность профессиональных революционеров можно также рассматривать как проявления отклоняющегося поведения. Часто аскетичные в быту, нередко лишенные семьи, они бросают вызов законам и правилам существующего общества: призывают к акциям протеста , создают нелегальные группы и т. п.

Мнения. Существуют разные оценки подобного поведения. Одни считают, что революционеры своими действиями «встряхивали» общество, способствовали его обновлению. К тому же в мотивах действий большинства из них не было корысти, они хотели лучшего для своего народа.

Другие утверждают, что такая форма отклоняющегося поведения крайне опасна для общества. Действия революционеров разрушают социальное единство, подрывают существующие нормы, порождая у населения настроения вседозволенности, пренебрежения не только законом, но и нравственностью. Не случайно общества, пережившие революции, еще долго залечивают раны, нанесенные ими.

А как думаешь ты?

Алкоголизм и наркомания. По данным социологического опроса, проведенного в нашей стране в конце 2006 г., отвечая на вопрос о том, какие проблемы волнуют больше всего, подавляющее большинство людей (66%) отметили алкоголизм и наркоманию. Это крайне негативные формы социального отклонения.

Дорогу алкоголизму прокладывает так называемое бытовое пьянство – достаточно регулярное и в значительных количествах употребление спиртного. Причем поводы для этого могут быть какие угодно. «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник , встреча, проводы... - продолжая длинный перечень таких поводов, шотландский писатель Р. Берне завершает его словами,- и просто пьянство без причин».

Мнения . Многие по-прежнему убеждены в полезных или даже целительных свойствах алкогольных напитков, считая, что они хороши при переохлаждении организма, общем упадке сил, бессоннице, снижении аппетита и т. п. Однако, попав в организм, алкоголь даже в малых дозах, помимо некоторого положительного эффекта, оказывает и отрицательное воздействие; кроме того, всегда существует опасность привыкания. Поэтому большинство медиков считают, что алкоголь - яд, и в конечном счете ничего, кроме вреда, принести человеку не может.

Появление устойчивой, всепоглощающей тяги к спиртному говорит о переходе пьющего в новую стадию - он становится алкоголиком. Человек становится одержим мыслями о спиртном точно так же, как голодный - о еде. Привыкание - самое коварное последствие злоупотребления алкоголем. При этом человек уже не может лишь по личному желанию отказаться от «пьяного» образа жизни. Необходимо лечение, и даже если оно пройдет успешно, «все в порядке» уже не будет никогда.

Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. В организме человека нет ни единого органа, который бы не поражался в результате частого употребления спиртных напитков. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической алкогольной интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности. Он слабо воспринимает окружающую действительность и начинает вести «растительный»образ жизни.

У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты , высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Человек уже не заботится о качестве проделанной работы, не думает о семейных проблемах. Все, что раньше считалось важным, уходит на второй план. Неудивительно, что все нормальные социальные связи в этих случаях рвутся: распадается семья, утрачивается работа, уходят друзья, остается только компания собутыльников. Нередко такое состояние называют социальной смертью.

Факты.По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно алкоголизм уносит жизни 6 млн. человек. У 40% умственно отсталых детей родители - алкоголики. У девочек отмечаются сверхкороткие сроки формирования зависимости от алкоголя. Употребление 150 г водки или 1 л пива даже раз в неделю к 18 годам в -20% случаев, приводит к алкоголизму.

Болезнью не менее страшной, чем алкоголизм, является наркомания. Особенно тревожно то, что это беда в основном молодых: 65% наркоманов - люди в возрасте до 35 лет.

Прием наркотиков, так же как и злоупотребление спиртным, вызывает привыкание, порождает психическую зависимость. Только происходит это все значительно быстрее: психическая зависимость может сформироваться от нескольких приемов наркотика. Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приема препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Это заставляет снова и снова искать «дурь». При этом особенно быстро разрушается здоровье подростков, попавших и наркотическую зависимость, поскольку в молодом организме нее процессы - обмен веществ, кровоток - протекают гораздо интенсивнее, чем у взрослого человека.

Таким образом, алкоголизм и наркомания самым пагубным образом влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких этих людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные (при этом часто уже с рождения неполноценные) дети.

Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде всего молодых членов Общества, что называется, «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности.

Общество становится более криминальным. Известно, что множество преступлений совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения, пьяные становятся причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Наркоманы столь же недружны с законом: в поисках средств на приобретение наркотика они идут на воровство, грабеж, совершают другие тяжкие преступления. Распространение в обществе алкоголизма и наркомании ведет к росту числа производственных травм, снижению эффективности производства и в конечном счете к большим экономическим потерям.

«Почему они делают это?» Словами, вынесенными в заголовок раздела параграфа, была названа статья в одном еженедельнике. Ее автор пытался разобраться в причинах, побуждающих молодежь, в целом достаточно осведомленную о вреде алкоголизма и наркомании, без меры употреблять спиртное и принимать наркотики. Среди прочих автор выделяет три момента. Во-первых, в юности человек, говоря словами известного психолога Д. Карнеги, «живет в отсеке сегодняшнего дня» -собственное будущее для него расплывчато и не очень значимо. Состояние беззаботности, легкости, которое приносят ему первые дозы алкоголя и наркотиков, оказывается более существенным, чем предостережения о колоссальной разрушительной силе этих веществ, которая неизбежно проявится спустя некоторое время. Во- вторых, подростки склонны переоценивать свою силу воли. Им кажется, что они всегда смогут прекратить употребление спиртного или наркотиков, как только почувствуют их вредоносное воздействие. В-третьих, молодежь вообще склонна к так называемым рискованным моделям поведения. При этом степень риска приуменьшается.

Причины отклоняющегося негативного поведения ищут и ученые. Психологи выделяют, в частности, такой мотив, как нежелание отставать от других, стремление войти в привлекательную в глазах подростка группу. Поэтому многие выкуривают первую сигарету, выпивают первую стопку, что называется, за компанию.

Социологи обращают внимание на социальные факторы , формирующие отклоняющееся поведение. Одни из них связаны с семьей, другие - с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склони были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровость родителей (чаще всего отца).

Если говорить об обществе в целом, то в нем, как отметили ученые, бывают особые периоды резких и глубоким перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Иными словами, многие прежние ценности теряют значение и привлекательность, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях случаен отклоняющегося поведения становится больше, и все чаще проявляется оно в краппе негативных формах: преступности, пьянстве, наркомании, проституции.

Еще одним объяснением отклоняющегося поведения может служить, по мнению социологов, возникающий в обществе разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления. Поясним эту мысль. Допустим, человек стремится к достижению материального благополучия, к росту своего благосостояния. Но достичь этой цели социально одобряемыми средствами - с помощью образования, способностей - не получается. В этом случае он может прибегнуть к совершенно другим способна; воровству, взяточничеству, подлогам и т. п.

Безусловно, в истории различных государств бывали периоды, когда социальные условия создавали почву для всевозможных и нарастающих проявлений отклоняющегося поведения. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но все-таки в каждом конкретном случае выбор остается за самим человеком.

Документ. Из Уголовного кодекса РФ:

«Статья 228.

1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

2. Незаконные приобретение или хранение к целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств… - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 230.

1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой: б) неоднократно; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух и более лиц; г) с применением насилия или угрозой его применения. - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет».

Проверь себя

1. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»? 2. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?

3. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения?

4. В чем выражается негативное отклоняющееся поведение?

5. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и прием наркотических веществ?

6. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?

В классе и дома

1. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.

Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлении отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируй свой ответ.

2. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом»,- писал Л. В. Толстой. Попытайся конкретизировать слова великого писателя . Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия.

3. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие получившие вскоре распространение наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять пауку в распространении в обществе наркомании? Обоснуй свой вывод.

4. Представь, что среди твоих друзей появилась «мода» на употребление так называемых легких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это дает незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируй свою линию поведения в этой ситуации. Что для тебя имело бы я данном случае решающее значение: 1) желание не «выпасть» из группы друзей; 2) продемонстрировать свою солидарность с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков: 4) опасение того, что об этом узнают родители?

Говорят мудрые

«Не бойся Бога - бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий».

12 июня 2012

Одной из закономерностей нашего бытия, является то, что социальные нормы, вырабатывающиеся в ходе него, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, обеспечивают социуму определенную устойчивость и предсказуемость. Тем не менее, часто происходит так, что индивиды выходят за пределы этих норм и правил, которыми следовало бы руководствоваться постоянно. Такой вид социального поведения характеризуется понятием «отклоняющееся поведение». Часто в социально-психологическом контенте для обозначения такого вида поведения используется и понятие девиантное поведение. В самом упрощенном смысле, девиантное поведение - это такое, которое не соответствует существующим традициям, нормам и образцам, принятым в данном конкретном обществе в данное историческое время.

Наиболее часто встречающимися формами, в которых проявляется отклоняющееся поведение, выступают такие явления, как суицид, алкоголизм, наркомания, преступность, проституция и некоторые другие. При анализе данных явлений некоторые ученые-социологи различают по своему содержанию и формам проявления девиантное и делинквентное поведение. Делинквентным считается такое социальное поведение индивида, при котором он нарушает не только морально-этические нормы, но и принципы правового поведения, и оно подпадает уже под юрисдикцию правовых норм. Признак различения основывается на том факте, что отклоняющееся поведение относительно, так как является частью морально-нравственных ценностей какой-то конкретной группы людей или общности. Делинквентное же является категорией абсолютной, потому что касается норм, в рамках которых живут все люди в данное время и которые закреплены в форме законодательных актов.

На протяжении длительного времени ученые пытались описать и объяснить причины и источники формирования девиантного поведения. Поэтому сформировалось довольно много разнообразных концепций и теорий, в которых делается попытка раскрыть суть проблемы. Однако, следует признать, что и на сегодняшний день какого-либо единого взгляда на эту проблему нет. Все известные на сегодня виды отклоняющегося поведения описываются с самых разных точек зрения, группируются в некоторые общие подходы к трактовке причин возникновения девиации.

Рассмотрим некоторые из них.

Биологический подход состоит в том, что все люди различны по своему природному складу. Эти различия и детерминируют предрасположенность каждого отдельного человека к тому или иному виду поведения в обществе. Существуют учения (напр. Ламброзо), которые утверждают, что биологическая предрасположенность не только к девиации, но и к делинквентности отражается во внешнем облике индивида. В данном случае, все формы девиации рассматриваются как врожденные формы поведения.

Психологические теории объясняют девиантное поведение как результат особой комбинации психологических свойств, черт характера. Понимается это таким образом, что из всего комплекса социальных качеств личности формируется особая конструкция, в которой доминируют асоциальные установки и, как следствие, складывается направленность личности. При психологическом подходе существует признание, что часть таких установок имеет генетический характер, а часть - формируется самой социальной средой, окружением, которое оказывает на данного индивида преобладающее влияние.

Социологические концепции утверждают, что причины, вызывающие отклоняющееся поведение, целиком и полностью лежат в социуме и заключаются в его определяющем воздействии на формирование установок личности и ее поведения. Здесь признается, что девиация - это аномальное состояние общества, возникающее вслед за распадом существовавшей ранее ценностной системы.

Общим для всех подходов является выделение в самом процессе девиации первичного и вторичного этапов. На первичном индивид спорадически не «вписывается» в социальные стандарты, а так как окружающий социум не формирует своего отношения к такому поведению, то актор не признает себя девиантом. В ходе же вторичной девиации, на основе общественной оценки поведения индивида, он начинает осознавать свою девиантность, и общество начинает относиться к нему соответствующим образом.

Как девиация, так и делинквентность, могут носить индивидуальный и коллективный характер.

По мнению некоторых ученых, современный мир таков, что избежать существования у части людей девиантного поведения не представляется возможным, потому необходимо ставить задачу не ликвидировать его, а минимизировать негативные последствия.

Источник: fb.ru

Актуально

Вырабатывающиеся в ходе него, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, обеспечивают социуму определенную устойчивость и предсказуемость. Тем не менее, часто происходит так, что индивиды выходят за пределы этих норм и правил, которыми следовало бы руководствоваться постоянно. Такой вид социального поведения характеризуется понятием «отклоняющееся поведение». Часто в социально-психологическом контенте для обозначения такого вида поведения используется и понятие девиантное поведение. В самом упрощенном смысле, - это такое, которое не соответствует существующим традициям, нормам и образцам, принятым в данном конкретном обществе в данное историческое время.

Наиболее часто встречающимися формами, в которых проявляется отклоняющееся поведение, выступают такие явления, как суицид, алкоголизм, наркомания, преступность, проституция и некоторые другие. При анализе данных явлений некоторые ученые-социологи различают по своему содержанию и формам проявления девиантное и Делинквентным считается такое индивида, при котором он нарушает не только но и принципы правового поведения, и оно подпадает уже под юрисдикцию правовых норм. Признак различения основывается на том факте, что отклоняющееся поведение относительно, так как является частью какой-то конкретной группы людей или общности. Делинквентное же является категорией абсолютной, потому что касается норм, в рамках которых живут все люди в данное время и которые закреплены в форме законодательных актов.

На протяжении длительного времени ученые пытались описать и объяснить причины и источники формирования девиантного поведения. Поэтому сформировалось довольно много разнообразных концепций и теорий, в которых делается попытка раскрыть суть проблемы. Однако, следует признать, что и на сегодняшний день какого-либо единого взгляда на эту проблему нет. Все известные на сегодня виды отклоняющегося поведения описываются с самых разных точек зрения, группируются в некоторые общие подходы к трактовке причин возникновения девиации.

Рассмотрим некоторые из них.

Биологический подход состоит в том, что все люди различны по своему природному складу. Эти различия и детерминируют предрасположенность каждого отдельного человека к тому или иному виду поведения в обществе. Существуют учения (напр. Ламброзо), которые утверждают, что биологическая предрасположенность не только к девиации, но и к делинквентности отражается во внешнем облике индивида. В данном случае, все формы девиации рассматриваются как врожденные формы поведения.

Психологические теории объясняют девиантное поведение как результат особой комбинации психологических свойств, черт характера. Понимается это таким образом, что из всего комплекса социальных качеств личности формируется особая конструкция, в которой доминируют асоциальные установки и, как следствие, складывается При психологическом подходе существует признание, что часть таких установок имеет генетический характер, а часть - формируется самой социальной средой, окружением, которое оказывает на данного индивида преобладающее влияние.

Социологические концепции утверждают, что причины, вызывающие отклоняющееся поведение, целиком и полностью лежат в социуме и заключаются в его определяющем воздействии на формирование установок личности и ее поведения. Здесь признается, что девиация - это аномальное состояние общества, возникающее вслед за распадом существовавшей ранее ценностной системы.

Общим для всех подходов является выделение в самом процессе девиации первичного и вторичного этапов. На первичном индивид спорадически не «вписывается» в социальные стандарты, а так как окружающий социум не формирует своего отношения к такому поведению, то актор не признает себя девиантом. В ходе же вторичной девиации, на основе общественной оценки поведения индивида, он начинает осознавать свою девиантность, и общество начинает относиться к нему соответствующим образом.

Как девиация, так и делинквентность, могут носить индивидуальный и коллективный характер.

По мнению некоторых ученых, современный мир таков, что избежать существования у части людей девиантного поведения не представляется возможным, потому необходимо ставить задачу не ликвидировать его, а минимизировать негативные последствия.

1

Лафицкая Н. В. 1

1 Современная гуманитарная академия (СГА)

Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Одной из причин девиантного поведения является опыт, который индивид приобретает в своей семье. Семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. Вряд ли можно говорить о преступных генах, но особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться. Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт.

девиация

ранний детский опыт

семейный стиль воспитания.

1. Барулин В. С. Экзистенциально-индивидуальный человек: грани духовности. Философия и современность. – М.: Профиздат, 2009. – С.16-19.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. – (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 1964.

4. Гилжский Я. И., Афанасьев B. C. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2004.

6. Ильин И. А. О любезности: Социально-психологический опыт // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. – М.,1996. – Т.6. – Кн.1. – С. 9.

7. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

8. Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1997.

9. Лафицкая Н. В. Феномен агрессии у вида HomoSapiens. Пытки и казни. – СПб., 2006.

10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.

11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1991.

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. – М., 1994.

13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1989.

14. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1988.

15. Шаповалов В. Ф. М.: Изд-во «Наука». С.95

На современном этапе развития нашей цивилизации вряд ли можно найти общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Прежде чем описывать патологии или отклонение от них, необходимо хорошо понимать норму. Следовательно, нужно понимать, что такое общество с его нормативными требованиями. Самое приближенное представление об обществе предполагает необходимость объединения определенного количества людей для решения определенных проблем и поставленных перед конкретным обществом целей. При этом следует учитывать, что отдельная личность не в состоянии самостоятельно решить проблемы и цели, заявленные как социальные, тогда как такое становится возможным для личностей, объединенных в общество. Для нормального функционирования общества (системы, социомира) необходимы правила и нормы, которые все его члены сформировали и по которым конвенционально живут. Соблюдаемые правила и нормы налагают на участников системы (членов общества) обязанности и обязательства, которые формируются в систему ценностей данного общества, которая, в свою очередь, становится нравственно-правовым основанием данного общества (системы, социомира). Разрушение этих оснований приводит к слому всей общественной системы, причем, в отличие от процесса создания социально структурирующих условий, который всегда значительно растянут во времени, процесс распада, или слома, происходит стремительно и лавинообразно, приводя к социальному хаосу. Хаосу, который, в свою очередь, «имеет тенденцию к самоуглублению и саморасширению» . Эти процессы «подобны цепной реакции или сходу снежных лавин: первоначально незначительные очаги стремительно разрастаются, увлекая за собой все большие массы участников» .

В современном обществе человек обретает все большую свободу в поведении и в выражении своего «Я». Устои, догмы, нормы изменяются, трансформируются, нарушаются. Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Нередко происходит и другая ситуация: «дословное» соблюдение нормы относит человека в область, от нормы далекую. И такой человек рискует получить ярлык «зануды», или педанта и т. д. Вместо ожидаемого положительного социального подкрепления, личность может столкнуться с определенным социальным отторжением или социальной холодностью.

Особое значение следует придавать тому факту, что нормальное поведение имеет культуральную основу и во многом определяется ею.

В данной статье нас будет интересовать феномен отклоняющегося поведения. Что же такое отклоняющееся или девиантное поведение? Если человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, от вранья до различного рода аддикций, от сексуальной распущенности до разбоя, от упорного отказа выполнять свои обязательства в семье до убийства. Таким образом, к основным видам девиантного поведения относят, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркоманию, другие виды аддиктивного поведения: игроманию, геймблинг, компьютерную зависимость, шопоманию, пристрастие к опасным видам деятельности или экстремальные хобби, а также суицидальное поведение со всеми его разновидностями, проституцию, эгосинтонность как ведущую характеристику личности, вандализм. В этот перечень может быть добавлено жестокое отношение к людям и животным, а также трудоголизм как разновидность самодеструктивного и самоповреждающего поведения. Видимо, этот ряд может быть дополнен явлением анорексии и другими видами пищевого поведения.

Несоответствие социальным нормам, их несоблюдение или недостаточное их соблюдение, является отклоняющимся поведением или девиацией. Девиантное поведение по своей сути является одной из наиболее важных проблем современности. Особенно, если принять во внимание, что подобное поведение имеет тенденцию к нарастанию. По данным статистики, до 20 % молодёжи склонно к девиациям и примерно такой же процент ненормативного поведения характерен для взрослого населения. Следовательно, 40 % населения проявляет те или иные формы девиантности.

В любом обществе на каждом этапе его развития существовали и существуют люди, не сумевшие социализироваться. Следовательно, явление девиации противоположно явлению социализации, которая является составной частью процесса социальной адаптации (другой частью процесса социальной адаптации является социальный контроль). Можно выделить несколько типов адаптации человека. Под типом адаптации мы понимаем структурно- организованную совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей. Согласно Е. В. Змановской, существуют пять типов социальной адаптации (социализации):

  1. Радикальная адаптация - самореализация посредством изменения личностью существующего социомира;
  2. Гиперадаптация - самореализация посредством влияния личности на социомир собственными сверхдостижениями;
  3. Гармоничная адаптация - самореализация посредством ориентации на социальные требования;
  4. Конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, делающим процесс самореализации практически невозможным;
  5. Девиантная адаптация - (ложная) самореализация посредством негативного выхода за существующие нормы и правила.

Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, в основе которого лежат различные причины; вторичная девиация - это устоявшееся мнение социума о поведении того или иного человека . Также различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле девиантное поведение - это поведение человека, нарушающего социальные нормы, в узком - нарушение таких поведенческих форм, которые не влекут за собой уголовного наказания .

Некоторые человеческие поступки, или трансакции, рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует социальной системы, поощряющей убийство своих членов (сделаем оговорку, что есть определенные виды правонарушений, которые в ряде стран караются смертной казнью, отдельной строкой стоит поведение людей во времена войн, отдельно оценивается убийство в целях самозащиты или защиты своей семьи) или экспроприацию собственности других людей, или грабеж и осквернение могил и т.д. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения. Список подобных примеров может быть продолжен.

Итак, девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения и/или социального ожидания в том или ином сообществе (с учетом его культуральной основы). Подчеркнем, что деструктивное, как и самодеструктивное, поведение является в полной мере девиантным. В этом аспекте можно отметить, что девиантное поведение условно делится на две группы: направленное на причинение вреда другим и на причинение вреда себе. Мы говорим «условно», поскольку любые виды деструктивного поведения одновременно, в широком смысле, являются и самодеструктивными.

Продолжим определять понятие девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение). Это:

а) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

б) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно социальной философией, этикой, этологией человека, психологией, педагогикой и другими науками о поведении. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность является предметом социологии, социальной психологии, юриспруденции. Говоря о юриспруденции, целесообразно упомянуть термин делинквентное поведение. Различие между девиантностью и делинквентностью следующее: девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. Относительность девиантного поведения заключается в том, что человек нарушает культурно-социальные нормы, а делинквентное поведение абсолютно к законам страны .

Все социальные системы имеют свои законы, и в рамках каждой из них нарушители наказываются. Но невзирая на этот факт, определенная часть людей нарушает установленные правила и законы. Вопросы, на которые ученые-гуманитарии пытаются найти ответ, состоят в следующем: почему девиантное поведение продолжает существовать, почему наблюдается его рост, существуют ли теории (общие или локальные), объясняющие эти процессы, есть ли способы влияния на девиантное поведение, насколько эти способы эффективны и долгосрочны.

Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. В современном обществе считается, что наиболее существенными являются нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, они вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Можно сказать иначе, при девиантном поведении нарушается процесс общения, нарушаются трансакции. Девиант оказывается неспособен к целостному восприятию себя и, как следствие, окружающего мира; он оказывается вне мира и вне самого себя, он утрачивает (или не приобретает) навыки полноценного общения с другими членами социума.

Коль скоро мы коснулись феномена общения, нам следует, хотя бы в общих чертах, рассмотреть этот феномен. «У человека, находящегося в обществе других, душа как бы непрерывно содрогается от воспринимаемых ею касаний и от реагирующих на это касание ответных разрядов».

Общение играет в нашей жизни одну из главных ролей, если не главную. И жизнь каждого члена общества (социомира) зависит от качества общения и его количества. Мы можем вспомнить факт из истории наказаний, что одной из самых тягостных форм наказания являлось лишение человека общения (депривация общения): перевод его в одиночную камеру. Зачастую, такая мера воздействия имела катастрофические последствия на психику заключенного и, следовательно, его дальнейшую судьбу .

«Общение представляет собой способ существования индивида, выражающийся в различных формах взаимодействия людей, их взаимовлиянии, взаимозависимости, воздействии друг на друга» .

Способов, форм и видов общения огромное количество. В. С. Барулин классифицирует их следующим образом:

  1. Общение необходимо для самореализации, саморазвития, раскрытия своего внутреннего потенциала.
  2. В общении человек получает оценку себя как части общества.
  3. Общение мотивирует человека продолжить идти выбранной дорогой, либо отказаться от нее и выбрать иной путь самореализации (это положение напрямую связано с предыдущим).
  4. В общении человек может реализовывать свои самые глубинные устремления и желания (любви, заботы, власти и т.д.).
  5. «В общении и посредством общения человек как бы преодолевает слабость и ограниченность своей единичности, обретает поддержку и защиту, ... создает своеобразную жизненную устойчивость» .
  6. Общение дает возможность активации жизненных сил.
  7. Общение оказывает постоянное информационное и духовное воздействие.
  8. Можно отметить способность общения оказывать сдерживающее воздействие на человека.
  9. Общение развивает способность человека, испытывая трагедии и утраты, развиваться душевно-духовно.

Список форм и видов общения, безусловно, можно продолжить, хотя, по нашему мнению, наиболее значимые для человека формы в нём отражены. «Общение - это огромный дар индивида, его несомненная ценность, это возможность универсального и всестороннего развития» .

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что с людьми, чье поведение принято характеризовать как девиантное, происходят глубинные изменения в сфере общения, так называемые количественно-качественные изменения. Поскольку именно у категории девиантов серьёзным образом нарушен процесс общения.

Негативные явления подобного рода (девиации), присутствующие в жизни людей столь значительный период социально-исторического времени, безусловно, свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, а также объективных и субъективных условий.

Существует достаточное число теорий, пытающихся объяснить причины отклоняющегося поведения. Все эти теории дают ответы на ряд вопросов, связанных с девиантным поведением, но ни одна из них не отвечает на вопрос, каковы корни девиантного поведения и каковы его социальные перспективы. Все теории условно можно разделить на три группы, в основе одних лежит биологическое объяснение, в основе других - социальное, социально-психологическое или культурно-историческое, третья группа объединяет первые две.

На наш взгляд, одной из причин девиантного поведения является тот опыт, который индивид приобретает в своей семье. Ребенок усваивает, в той или иной степени, тот стиль отношений, который преобладал в его родительской семье. Основываясь на наших наблюдениях и данных (на базе кризисно-семейного центра «КоВоКа» при муниципалитете Ломоносовский), семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. С полученными и усвоенными знаниями, традициями, привычками ребенок, а затем молодой человек, начинает осваивать общество, социомир.

Он постигает свои границы, ставит цели и формирует способы их достижения, создает свой модус операндэ, развивает свое «Я». Но все это происходит в тех самых границах его личности, которая была сформирована в родительской семье. Даже отрицая семейные традиции и ценности, молодой человек формируется и формирует себя теми способами, которые были заложены в его раннем детстве.

Нельзя говорить о врождённых преступниках, люди преступниками не рождаются. Однако особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться.

Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт. Наиболее влиятельными триггерами девиантного поведения являются:

  1. Жестокое отношение к ребенку его родителей, или лиц, их заменяющих, к этой же категории мы относим сексуальный деликт.
  2. Пренебрежение основными потребностями и правами ребенка.
  3. Холодное, отчужденное и отчуждающее поведение родителей, особенно, матери.
  4. Гиперопека, подавление, контроль, стремящийся к тотальному.
  5. Делегирование ребенку прав и свобод, чрезмерных для его возраста при отсутствии равнозначных обязанностей.
  6. Чрезмерный, не по возрасту, труд и другие обязанности.

Исследуя феномен девиантного поведения, следует принимать во внимание тот факт, что девиация всегда вторична к личности, что это не причина, но следствие. А истинной причиной подобного явления, его фундаментом является как родительская семья, так и собственно особенности личности.

Рецензенты:

Щеглов Б. С., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П.Чехова, г. Таганрог.

Никифоров А. Л., д-р филос. наук, г.н.с. Института философии РАН, ФГБУ науки Институт РАН, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Лафицкая Н. В. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9318 (дата обращения: 10.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»