Тест на определение ценностей. Обработка и интерпретация. Обработка результатов тестирования по данной методике носит качественный характер. Сфера физической активности

Шкалы: жизненные цели и ценности

Назначение теста

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.

Инструкция к тесту

Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.

Тест

Лист ответов

Я непременно должен…
. Я непременно должен…
. Я непременно должен…
. Я непременно должен…
. Я непременно должен…
. Я непременно должен…
. Ужасно, если…
. Ужасно, если…
. Ужасно, если…
. Ужасно, если…
. Ужасно, если…
. Ужасно, если…
. Я не могу терпеть…
. Я не могу терпеть…
. Я не могу терпеть…
. Я не могу терпеть…
. Я не могу терпеть…
. Я не могу терпеть…

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям

Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».

Власть и влияние

Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».

Известность

В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Богатство духовной культуры

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».

Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Чувство удовольствия

Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».

Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».

Богатая духовно-религиозная жизнь

Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».

Жизненные ценности - это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для Вас. Эти ценности служат ориентирами в жизни, эталонами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий.

Этот психологический тест из 18 простых незавершенных предложений, поможет определить, что для вас ценно и значимо в жизни.

Перед началом теста подготовьте чистый лист бумаги и ручку. Подготовили? Тогда можно приступать.

Вам необходимо закончить следующие предложений. То, что вы напишете, может быть важно для вас именно сейчас или в будущем. Главное, чтобы вы были честны и искренни в своих ответах.

Вопросы онлайн-теста:

1. Я непременно должен…

2. Я непременно должен…

3. Я непременно должен…

4. Я непременно должен…

5. Я непременно должен…

6. Я непременно должен…

7. Ужасно, если…

8. Ужасно, если…

9. Ужасно, если…

10. Ужасно, если…

11. Ужасно, если…

12. Ужасно, если…

13. Я не могу терпеть…

14. Я не могу терпеть…

15. Я не могу терпеть…

16. Я не могу терпеть…

17. Я не могу терпеть…

18. Я не могу терпеть…

Ответы: Расшифровка теста

Все ваши ответы – не что иное, как иллюстрация ваших ценностей и идеалов. Вот как их анализировать:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Определите, к каким из приведенных ниже ценностей принадлежит большинство ваших ответов. Именно эти ценности сейчас представляют для вас наибольший интерес.

Свобода и справедливость в обществе

Это недовольство состоянием общества или желание сделать его лучше. Характерные высказывания: «Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей», «Я не могу терпеть существующий беспредел», «Я не могу терпеть равнодушных начальников».

Безопасность и защищенность

Это беспокойство за свою жизнь и жизнь своих близких, страх перед опасными и непредсказуемыми событиями, которые могут произойти в обществе: «Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», «Я непременно должен уметь защитить себя».

Служение людям

Это желание помогать и содействовать другим людям: «Я непременно должен помогать детям-сиротам», «Я непременно должна приложить все усилия, чтобы мои ученики поступили в вузы».

Стремление иметь власть над другими людьми, оказывать на них влияние, вызывать уважение: «Ужасно, если меня ни во что не ставят», «Ужасно, если меня перестанут уважать коллеги», «Я непременно должна быть авторитетом в глазах моих учеников».

Известность, популярность, слава

Потребность привлекать к себе всеобщее внимание, быть известной персоной, вызывать восхищение: «Ужасно, если никто так и не узнает о моем таланте», «Я непременно должна оставить свой след в истории».

Независимость

Это стремление не зависеть от окружающих и их мнения, самому все решать в своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит», «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что делать», «Я непременно должен исполнить задуманное».

Материальные блага

Желание иметь хороший заработок, хорошие условия для проживания, возможность купить то, что хочется: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии», «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату», «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Культура и самообразование

Стремление к духовному совершенствованию, любовь к искусству: «Я непременно должна побывать в опере», «Я не могу терпеть тех, кто не любит классической литературы».

Карьерный, профессиональный и личностный рост

Высокие требования к себе, стремление быть отличным профессионалом: «Я не могу терпеть, когда люди плохо выполняют свою работу», «Я непременно должна достичь большего по сравнению с тем, что есть сейчас».

Здоровье

Желание иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею», «Я не могу терпеть людей, которые не заботятся о своем здоровье», «Я непременно должен заняться спортом».

Любовь, семья

Потребность иметь близких людей, озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я останусь в одиночестве», «Ужасно, если тебя никто не любит», «Я непременно должна больше внимания уделять своим мужу и детям».

Привлекательность

Стремление иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольным своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой», «Я непременно должна хорошо выглядеть», «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Удовольствия

Получение удовольствия от таких сторон жизни, как вкусная еда, напитки, секс, сон, массаж и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни все», «Не могу терпеть старых дев», «Ужасно, если мне не удается выспаться».

Общение

Потребность чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь определенный круг общения, знакомиться с новыми людьми, заводить друзей: «Я не могу терпеть занудных необщительных людей», «Ужасно, если совсем нет друзей».

Духовность, религиозность

Стремление жить в соответствии со своими религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога», «Я непременно должна сходить в церковь».

Источник: Журнал "Прикладная психология". N 4, 2001.- С. 9-30.

Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.

Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" авторы методики понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Список жизненных ценностей, диагностируемых МТЖЦ:

Развитие себя

Духовное удовлетворение

Креативность

Активные социальные контакты

Собственный престиж

Высокое материальное положение

Достижение

Сохранение собственной индивидуальности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.

Если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

Если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

Если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

Если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру 4;

Если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО - поставьте цифру 5.

Для получения первичных тестовых результатов суммируются баллы ответов в соответствии с ключом. После подсчетов все результаты заносятся в таблицу. Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Примерное время тестирования 20-30 минут. Форма групповая.

Ценностный опросник Шварца

Источник: Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство - СПб.: Речь, 2004.

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Возраст: с 14 лет

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина

Источник: Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования/А. В. Тихомиров//Персонал-profi Екатеринбург, 2001. - Вып.2, часть 1.

Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. А также и их представленность в различных сферах жизни человека: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений.

Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале Ликкерта (1 - не имеет никакого значения, 2 - небольшое значение, 3 - определенное значение, 4 - важно, 5 -очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стэны. Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер.

Методика «Домики» Ореховой

О. А. Ореховой создан проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Орехова, 2002, 2008, 2010). Тест «Домики» разработан детским психологом Ореховой О.А. как диагностическое средство дифференциации эмоциональной сферы ребенка. Созданная методика базируется на цвето-ассоциативном эксперименте, предложенном Эткиндом А.М. для анализа отношений. В результате тестирования проявляется достоверная картина индивидуальных особенностей, предпочтений, познавательных потребностей и духовных ценностей, способности к формированию отношений в социуме, раскрываются варианты развития личности, обнаруживаются психологические проблемы ребенка и наличие внутренних противоречий.

Психологическая диагностика проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живут» чувства (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. При раскрашивании последнего домика в третьем задании ребенок самостоятельно выбирает для себя социальный объект предпочтения, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает его в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности, т. е. ранг.

«Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций» И. П. Шахова

Дети начиная с дошкольного возраста.

В данном случае обследование проводится сугубо индивидуально. Стимульный материал состоит из карточки со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценност ными характеристиками. Психолог предлагает ребенку рассмотреть одну карточку с изображением трех фигурок детей, под которой находится другая карточка с определениями, и ответить на вопрос: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик – умный, этот – сильный, этот – здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Каким из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел бы быть?» И т. д. Ответ ребенка кодируется в бланке протокола. Затем ребенок должен ответить на следующий вопрос: «А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» Результаты заносятся соответственно в графы «Ценностные ориентации» и «Самооценка» (Шахова, 1998). В этой методике рассматриваются такие ценности, как ум, сила, веселость, красота, аккуратность, успешность в обучении, здоровье. В соответствии с результатами выполнения данного теста психолог может судить о личностной зрелости ребенка, дифференцированности системы ценностных ориентаций, об оценке личности ребенка значимыми взрослыми, о его адаптационных возможностях.

«Определение сформированности ценностных ориентаций» Круглов

Эта методика Б. С. Круглова адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, направлена на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций младших школьников.

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить индивидуально.

Инструкция: Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

Если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

Если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

Если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

Если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру 4;

Если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО - поставьте цифру 5.

Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».

В Новый Год, завершая цикл и открывая следующий, мы осознанно или нет просматриваем прошедший период, подводя итоги и думаем о БУДУЩЕМ. Мы строим планы, ставим цели, рассчитывая свои силы. И в этом уникальность предновогоднего времени.

Мы стараемся понять, что для нас важно на данном этапе жизни. Выстраивая порядок наших предпочтений, мы решаем, что нам необходимо и в это вкладываем свои силы. В психологии эта «необходимость» называется «личными ценностями». Личные ценности — мотиваторы наших действий. Когда поставленная цель резонирует с нашими истинными ценностями, не возникает внутренний конфликт, энергия приходит свободно и в избытке. Мы ощущаем драйв, желание действовать, нам не надо себя заставлять. Мы получаем результаты от таких действий быстрее и легче. Но понимание того, что по-настоящему ценно для нас, не всегда лежит на поверхности. Целесообразно проверить, что именно является для нас ценностью.

Другими словами имеет смысл задать вопросы:

— » Чего мне хотеть?»

— «Во что вкладывать талант, энергию, время и деньги?»

— “Чего мне хочется достичь?».

Предлагаю упражнение, которое Вам поможет лучше понять себя.

1.Перед вами список из 18 –ти ценностей, пробегите его глазами. Возьмите бумагу и карандаш.

  1. Выпишите 8 наиболее важных для Вас и пронумеруйте их в соответствии с важностью.

(1- наиболее важная ценность, 8 – наименее важная)

  1. Создайте новый список ценностей, где в наличии будут всего 5 из 8-ми наиболее важных для Вас ценности.
  2. Посмотрите на список ценностей внимательно и решите, от каких 3-х ценностей Вы не откажитесь ни за что. Выпишите их отдельно.

. …Некто, волшебник предложил исполнить Ваши 3 желания… Но волшебник исполняет желания по четвергам. Каждый раз – всего одно желание. В этот четверг он работает, а в следующий неизвестно… О чем бы вы его попросили в этот четверг? 1) активная, наполненная эмоционально, жизнь;
2) жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл достигаемые жизненным опытом;
3) здоровье физическое и психическое;
4) интересная работа;
5) переживание прекрасного в искусстве и природе;
6) любовь духовная и физическая близость с любимым человеком;
7) материально обеспеченная жизнь — жизнь без материальных затруднений;
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание — уважение окружающих, товарищей по работе;
10) возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие;
11) продуктивная жизнь — максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей;
12) личностное развитие — работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
13) развлечения — приятное, необременительное времяпрепровождение;
14) свобода — самостоятельность, независимость в поступках и суждениях;
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других;
17) творчество — возможность творческой деятельности;
18) уверенность в себе — внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.