Военное дело древних славян. Воинское умение русов и славян в VI-X вв. н. э Какая война была с славянами

«Я не видел людей с более совершенными телами, чем славяне.
Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом и телом»

Ибн-Фадлан, арабский путешевственник.

Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту задуматься и представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.

По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться - бесстрашие.

Игры в «царя горы» перерастали в стеношный бой, а далее уже в построение боевых порядков.

Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство - княжеская дружина.
Походы самих славян - явление довольно редкое. Зато агрессия со стороны - практически постоянная. А исторически сложилось так, что русы были всегда вынуждены сражаться в меньшинстве. Профессиональное же войско многочисленным и не должно быть.

Поэтому дружина была вынуждена использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкли вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства - например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

Для того, чтобы ее навязать численно превосходящему противнику, необходимо было владеть особым атакующим боевым навыком, построенным на высокой двигательной активности.
Такой тактикой боя и владели малочисленные, но крепкие дружины руссов. Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов.
Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.

Про богатыря Рагдая вещает Никоновская летопись: «Яко наезжаше сей на триста воин».
Евпатий Коловрат - «коло» означает круг, или вращающийся по кругу - олицетворял своим умением технику боя воина-одиночки, внедрявшегося в самую гущу врага и засекавшего всех, разбрасывая противников по кругу.

Воин, сражавшийся в одиночку, - это высшая степень воинского мастерства, имеющая свое историческое имя - борсерк (более позднее имя боярин, ярый богатырь). Для борсерка не имело значения на какое количество врагов обрушить свои мечи. Как правило, он не держал щита, а предпочитал и вторую руку занять оружием.

Как волк, бросающийся на свою добычу, борсерк набрасывался на врагов, заставляя их чувствовать себя жертвой разъяренного воина. Одетый в шкуры, он вводил себя в яростное состояние, вызывая в себе дикий рык, от которого даже лошади неприятеля переставали повиноваться всадникам.
Из состояния ярости борсерк иной раз не мог выйти и после того, как битва была окончена. Иногда ведро холодной воды выводило его из шокового состояния. Но порой его приходилось держать на цепи, поскольку малейшее раздражение вызывало взрыв ярости, и он становился опасным и для соплеменников.

Теперь же необходимо опуститься в изначалие, во времена зарождения воинских культов.
Вероятно те, у кого постоянно было оружие - охотники - и были родоначальниками профессиональных воинов. Когда возникала необходимость защищать себя от назойливых соседей, оружие, предназначенное для охоты, обращалось против агрессора. В это время возникает оружие, предназначенное только для войны: меч и щит. Меч стоил дорого, и позволить себе иметь его мог только знатный воин.

Система воинского воспитания основывалась на охотничьих культах и вобрала в себя архаику уже сложившейся культуры. Основы бытия, заложенные в язычестве, были сориентированы по природному ритму, они создавали философское понимание духовного мира. Легенда о разделении огня на три части в кузнице бога Сварога закладывает систему мировоззрения славянского Трибожия, основанного на трех единицах измерения жизни.

Этот же принцип Триглава заложен в структуре засечного боя. Для того, чтобы нанести любой удар, необходимо создать для этого определенный запас энергии, который реализуется при ударе. Это замах. Чем больше масса и ускорение, тем сильнее воздействие. С помощью разнообразной механики движения и реализуется удар. Для того, чтобы он был энергоемким, при выполнении элемента используется инерция, накопленная после нанесения предыдущего удара для формирования базы следующего. Начало формирования или положение руки в ударе - это Явь - одна сторона Триглава. Правь - это действие удара, точнее, - момент его нанесения - середина Триглава. И наконец - инерционный выход из удара - Навь, противоположная сторона Триглава. Она же является Явью для следующего удара. Круг замкнулся. Понимание принципа разложения действия удара позволяет построить разнообразную технику боя и откорректировать любой удар.

Триглав также корректирует и поведенческие нормы воина, что создает опытного и даже мудрого бойца, а не машину уничтожения. Для того, чтобы владеть боевой техникой на высоком уровне, необходимо, чтобы вашими действиями в сражении руководил воинский дух, движимый Триглавом: Могу - Должен - Хочу. Где «Могу» - отражение уровня вашей технической подготовки. «Хочу» - выражает величину желания в достижении цели. А «Должен» - грань необходимости действия. Доля сомнения - и победа отвернется от вас. А противник с жадностью присвоит ее себе.
Таковы вкратце законы и поверья, на которые в незапамятные времена опирался воинский быт наших предков.

Походы и битвы предков древних славян

Приводя сражения и битвы древних славян, не будем рассуждать на тему: что такое – хорошо и что такое – плохо. Скрывать тут нечего – в древности славяне, наряду с защитой своих рубежей от ненасытных и алчных чужеземцев, сами проводили завоевательные походы в соседние земли и государства. Точнее назвать эти походы можно даже грабительскими, отряды славян шли на соседей не ради военной славы или попранной справедливости, а дабы, поживиться чужим имуществом и прихватить бесплатной рабсилы.
Термин этот следует понимать не совсем в современном смысле – рабочей силы, а в смысле - силы рабов. Хотя рабство у славян имело заметные отличительные особенности от других народов, причем в сторону его гуманности, о чем будет сказано несколько ниже.
Дети своего времени – по своим обычаям и нравам – славяне мало чем выделялись от окружающих их племен и народов. Воинская доблесть в те далекие времена заключалась, прежде всего, в количестве и качестве захваченной добычи. А уж, каковы способы добывания нужных предметов, оружия, продовольствия и прочего ценимого тогда имущества, то это уже дело – пятое, десятое. И крылатое выражение: "победителей не судят" пришло к нам из необъятной глубины веков…
Начиная уже с I века новой эры, славянские племена вели постоянные войны и стычки со своими соседями и, прежде всего, с могущественной Римской империей.
Готский историк Иордан свидетельствовал о крупном вооруженном столкновении готов и антов еще в IV веке. По его словам готы вначале терпели поражение, но в дальнейшем все же одержали победу, захватив вождя антов Божа, его сыновей и семьдесят старейшин. Пленники были казнены.
В 499 году славяне вторглись во Фракию. Против них было направлено сильное 15-тысячное войско магистра восточно-римской армии, имевшее своей задачей полный разгром и вытеснение варварских племен за Дунай. В битве на реке Цутра войско магистра потерпело сокрушительное поражение – сам он погиб, потеряв в бою около четырех тысяч своих подчиненных. Это была одна из самых первых исторически зафиксированных битв с участием славян.
К началу VI века натиск славянских племен, появлявшихся, раз за разом, из-за Дуная и вторгавшихся в римскую империю был настолько силен и постоянен, что Анастасий (император Восточной Римской империи) в 512 году был вынужден начать строительство одного из ранних прообразов Великой Китайской стены – непрерывную линию укреплений. Первоначально она имела протяжение 85 километров и простиралась от порта Селимврии на Мраморном море до Понта (Черного моря).
Укрепления, названные "Длинной стеной" проходили всего лишь в 60 километрах от столицы империи и по определению современников являлись "знаменем бессилия" и "памятником трусости".
Позже император Юстиниан построил целые укрепрайоны в приграничных областях. Всего было построено три линии обороны, состоявшие из почти 600 различных укреплений и крепостных сооружений, перемежавшихся мощными крепостями.
По сообщению Прокопия Кессарийского Юстиниан назначил начальником охраны реки Истр полководца Хильбудия, который на протяжении трех лет ежегодно переправлялся на левый берег Дуная и превентивно опустошал славянские земли.
В 534 году, однако, при очередном набеге Хильбудия, славяне сумели объединиться и дать достойный отпор. Прокопий пишет, что славяне выступили "… против него все поголовно. Битва была жестокая; пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий".
В 547 году славяне неожиданно форсировали реку Истр и стремительно овладели всей Иллирией. Наместник Иллирии с 15-тысячным войском следовал за ними, не решаясь дать генерального сражения. Наученный печальным опытом Хильбудия, он полагал свои силы недостаточными для противостояния многочисленным вторгшимся племенам чужаков.
В 551 году один из отрядов славян, числом около 3 тысяч воинов, не встречая никакого сопротивления, вновь переправился через реку Истр, после чего разделился на два отряда с целью широкого охвата территории. Римляне, располагавшие гораздо большими силами, решили воспользоваться этим делением и уничтожить противника по частям. Но славяне, по обычаю имевшие сильную разведку, разгадали этот замысел и упредили римского полководца, внезапно ударив по ним сразу с двух фланговых направлений. Римляне были наголову разгромлены. Этот факт лишний раз подтверждает наличие грамотных тактических навыков у славян и их четкое взаимодействие в бою.
Всерьез обеспокоенный военными неудачами император Юстиниан посылает на славян конную императорскую гвардию во главе со своим личным телохранителем Асбадом. Но и здесь все решила внезапность и грамотная тактика. Славяне не стали дожидаться сражения в чистом поле, где превосходно обученные и лучше вооруженные римские всадники имели бы неоспоримое преимущество. Славянский отряд атаковал их непосредственно во фракийской крепости Тзуруле, основном месте дислокации римлян и одержал решительную победу. Замкнутое пространство и внезапность позволило славянам свести на нет превосходные воинские достоинства противника – многие римляне были убиты, а сам Асбад был пленен.
Таким образом, регулярные полевые войска, находящиеся в этом районе были разбиты и рассеяны, и славяне приступили к осаде крепостей Фракии и Иллирии, надеясь, не без оснований, на богатую добычу. Не будем строгими судьями к своим далеким предкам – таковы были правила войны и их придерживались все, без исключения.
Крепость – это уже серьезно. Это не стремительный набег на, иногда беззащитные, поселения. Но и здесь славяне не ударили в грязь лицом.
Напомню лишь читателю, что речь здесь продолжается о рейде в глубокий тыл противника все того же 3-тысячного славянского отряда.
Удрученный Прокопий сообщает об этом довольно подробно. Славяне осадили мощную приморскую крепость Топер, находившуюся на фракийском побережье всего в десятке дней пути от территории непосредственно Византии. Оборонял ее весьма сильный гарнизон, о численности которого история умалчивает, но вероятно полностью укомплектованный, иначе византиец непременно посетовал бы на это обстоятельство. Кроме того, в обороне крепости были готовы принять участие около полутора десятка тысяч вооруженных и боеспособных мужчин осажденного города.
По своему обыкновению, славяне начали с военной хитрости. К самой крепости подошли лишь небольшие их силы. Основная часть отряда замаскировалась в скрытых местах по ходу их предполагаемого отступления. Подошедшие к крепостным стенам начали задирать римских солдат, находящихся на стенах и обстреливать их из луков.
Далее случилось ожидаемое. Предоставим слово уже знакомому нам Прокопию. "… Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам".
Итак, регулярные войска, составлявшие гарнизон крепости, уничтожены. Кажется, дело за малым – взять крепость штурмом. Однако горожане подготовились к осаде основательно – на головы славян полились кипящие масло и смола. Увесистые камни и стрелы причинили нападающим потери, и первый приступ был отбит.
Уяснив, что наскоком крепость не взять, славянские военачальники действовали далее чрезвычайно грамотно. Выстроившиеся вдоль стены лучники осыпали защитников города тучей стрел и заставили их временно покинуть стены. Тем временем штурмовые отряды немедленно приставили к стене длинные лестницы и захватили укрепления, а затем овладели и городом, со всеми вытекающими последствиями.

Фото: стр.44 "История воен. искусства", т.2

Не правда ли – для древних воинов весьма показательный образец тактического мастерства при захвате сильно укрепленной крепости?
В 552 году, воодушевленные успехом славяне, вновь форсировав реку Истр, вторглись во Фракию уже значительными силами. Император Юстиниан готовил в это время поход в Италию, но был вынужден отложить его. Узнав, что ближайшей целью славян является крупный и богатый город Фессалоника, византийский владыка отправил на их перехват большое войско во главе со своим племянником, сравнительно молодым, но опытным полководцем Германом.
Как всегда хорошо сработала славянская разведка. Захватив пленных и сопоставив свои силы с римлянами, славяне прервали поход, сделали большой маневр в виде крюка и отступили в Далмацию.
По сообщению Прокопия неожиданно Герман умирает. Зададимся вопросом – неожиданно ли? Не помогли ли ему умереть славянские лазутчики? Поскольку славяне, только того и ждали, находясь в полной боевой готовности, и сразу же вновь вторглись в пределы Восточной Римской империи.
И опять Юстиниан для борьбы с ними выделяет свои отборные войска во главе с испытанным полководцем Схоластиком. Разделившись, славянские отряды почти беспрепятственно идут по территории Византии. Недалеко от Адрианополя Схоластик, наконец, догоняет большой отряд славян.
Но те уже начеку, что снова свидетельствует в пользу их разведки. Отряд стал лагерем на высокой горе и был полностью готов к бою с римлянами. При таких обстоятельствах Схоластик не решился на штурм временных, но качественных славянских укреплений и, окружив врага, стал выжидать истощения его продовольственных запасов.
Но и здесь славяне оказались на высоте, видимо заранее подготовившись к длительной осаде. Недостаток продовольствия вскоре ощутили римские солдаты, под давлением которых византийский полководец все же решился на штурм. В очередной раз римские войска потерпели поражение, их остатки отступили вглубь империи.
Славяне вновь соединились, двинулись вперед и подошли вплотную к "Длинной стене". И здесь их впервые постигла неудача.
То ли на этот раз подкачала славянская разведка, то ли славянские вожди уверовали в свою непобедимость, то ли римляне имели слишком большой численный перевес – об этом можно только гадать, так как Прокопий об этом умалчивает. Но фактом является то, что славяне, вначале имея успех, затем дали напасть на себя с тыла, потерпели поражение и вынуждены были отступить за реку Истр.
Приведенные сражения свидетельствуют о высокой боевой выучке древних славян, определенном оперативно-тактическом мастерстве их вождей, умении правильно оценивать позиции и соотношение сил, а также правильном и грамотном сочетании оборонительных и наступательных действий.
Поражение в сражении у "Длинной стены" не прекратило, однако, вторжений славян на территорию империи, и в 582 году император Тиберий был вынужден для борьбы с ними заключить военный союз с аварами. Одновременно римляне предприняли несколько походов внутрь славянских земель, пытаясь лишить их опорных баз для нападений на Византию. Вначале им это удается – в 584 году славяне были рассеяны и оттеснены за Балканы.
Но уже через два года сильные славянские отряды вновь появляются под Адрианополем.
Тогда император Маврикий совершает несколько упреждающих походов на славянские земли. Славяне сопротивляются и, в свою очередь, наносят сильные и неожиданные удары. Они действуют весьма грамотно и избирательно, готовя оборонительные рубежи. Прежде всего используются естественные водные преграды.
Живописные подробности изобретательности славян приводит нам Фефилакт Симокатта. Он сообщает об интересном и поучительном эпизоде противоборства римского полководца Петра и славянского вождя Пирагаста.
Император Маврикий, сам являясь неплохим теоретиком военного дела, учел предыдущие ошибки, повлекшие поражения римских войск. Он справедливо полагал, что корни неудач римлян лежат в отсутствии надлежащей разведки и нерешительности их полководцев, не знавших истинных сил и замысла противника. В связи с этим он потребовал от Петра надлежащей осмотрительности, а затем быстрых и решительных военных действий.
Петр выполнил указания императора. И что же? Оказывается славяне, помимо разведки, имели и контрразведку…
Отряду Петра предстояло форсировать реку. Ночью двадцать лучших римских воинов скрытно двинулись в путь и к утру переправились через реку. Изнуренные тяжелым ночным переходом римляне заснули в зарослях леса возле реки, не выставив ни боевого охранения, ни просто часового.
Отслеживая ситуацию, связанную с передвижением римских войск, мобильный конный отряд славян без всякого труда пленил беспечных "разведчиков". Пытки были тогда вполне обычным делом – и Пирагасту вскоре было доложено о замыслах Петра.
Он расположил свои силы в том же лесу, точнехонько вдоль ночной переправы передового разведотряда византийцев и спокойно стал ждать приближения основных сил Петра.
Не получив никаких известий от своей разведки (!), полагая, что она беспрепятственно пошла дальше (?), Петр дал команду форсировать водную преграду…
Первая тысяча, ничего не подозревавших римских воинов, была окружена славянами и уничтожена почти мгновенно. Тем не менее, войско римлян было весьма многочисленно, и они с ходу вступили в бой.
"… Узнав об этом (об уничтожении первой тысячи – примеч. авт.), полководец велит войску переходить реку, не разделившись на маленькие отряды, чтобы переходя реку понемногу, не быть ненужной и легкой жертвой врага. Когда, таким образом, римское войско выстроило свои ряды, варвары (напомню: варварами римляне называли всех чужеземцев – авт.) в свою очередь, выстроились на берегу реки. И вот римляне стали поражать варваров со своих судов стрелами и копьями". Феофилакт Симокатта немногословен и точен. Далее он сообщает о беспорядочном отступлении славян.
Думается оно вызвано не военным преимуществом, а смертельным ранением славянского вождя Пирагаста. Славяне болезненно переносили гибель своих вождей и причиной тому были их тесные родовые и племенные связи.
Петр, якобы, не организовал их преследование, ввиду отсутствия конницы. Это весьма сомнительное утверждение. Во-первых, боевой строй византийского войска предполагал обязательное наличие конницы, тем более в далеком походе на земли славян. Во-вторых, Петр, вероятно, не без основания опасался обычной засадной тактики славян, потому и не рискнул углубляться в густые леса.
Нерешительность полководца и погубила римскую армию вторжения. Заблудившие проводники завели таки византийцев в глухие чащобы, где они в течение трех дней не имели воды и утоляли жажду вином (?). Что за римский интендант, который не имел даже необходимого запаса воды, но вина – хоть залейся. Возможно, последовавшее похмелье и сыграло свою решающую роль, когда заблудшие рати, наконец, вышли к реке Геликабии. Поскольку здесь их уже на противоположном берегу реки, в полной готовности, ждали так и не разгромленные славянские дружины.
Свидетельствует, лаконичный до предела, Феофилакт Симокатта:
"… И вот римляне, построив суда, переправились через реку, чтобы схватиться с врагами в открытом бою. Когда же войско оказалось на противоположном берегу, варвары всей массой тотчас напали на римлян и их одолели. Побежденные римляне бросились бежать. Так как Петр был наголову разбит варварами, то главнокомандующим назначается Приск, а Петр, отрешенный от командования, вернулся в Византию".
Минуточку! Сравните, что же здесь изменилось по сопоставлению с первым эпизодом? Римлянам даже дали возможность высадиться и вступить в бой…
Правильно, во втором эпизоде нет гибели славянского вождя, и поэтому воины действуют целеустремленно и решительно. Это косвенно подтверждает догадку о крайне болезненном отношении славян к гибели своих родичей-предводителей. Вероятно, в связи с этим, ломалась и какая-то система чисто воинских взаимоотношений славян внутри их отрядов.
А в 597 году славяне все же добрались и до вожделенной богатой Фессалоники.
Об осаде славянскими отрядами этого города рассказывает епископ Фессалоники Иоанн Эфесский. Осада проводилась по всем канонам осадного искусства, с применением соответствующей техники. Иоанн упоминает о наличии у осаждающих осадной машины для метания камней, "черепах", массивных железных таранов, а также громадных крючьев. Метательная машина с трех сторон была обшита досками для защиты обслуживающего ее гарнизона. "Черепахи" были покрыты сухими кожами, но поскольку это не спасало от льющейся с крепостных стен горячей смолы, то их заменили на свежие шкуры только что убитых быков и верблюдов.
Начав обстрел защитников города стрелами, славяне постепенно придвинули метательные машины, которые швыряли довольно крупные камни. Затем к стенам были вплотную придвинуты "черепахи", под прикрытием которых, славяне пытались пробить в стенах бреши для прорыва в город. Железные тараны расшатывали камни в стене, а крючья вырывали их наружу.
Так продолжалось шесть дней.
Осажденные делали вылазки, пытаясь захватить или уничтожить осадную технику, но безуспешно. На седьмой день славяне, без всякой видимой причины, неожиданно, прекратили боевые действия, бросили осадные машины возле крепостных стен и ушли в горы.
Остается лишь гадать, что помешало им продолжить осаду города. Иоанн об этом ничего не пишет, поэтому логично предположить, что виной тому были не внешние причины (в виде подошедших к осажденным подкреплений, например). И уж, конечно, не победные действия осажденных, о которых епископ непременно с гордостью бы упомянул. К тому же Иоанн Эфесский отмечал в своих записях, что славяне "… научились вести войну, лучше чем римляне".
Скорее всего, осада была снята ввиду каких-то серьезных внутренних обстоятельств. Это могла быть смерть вождя, случайно получившего смертельную рану. Но, думается, истинной причиной была случившаяся внезапно массовая болезнь, которая стала косить славянских воинов… Известно, что в те времена воинские безвозвратные потери от эпидемий и болезней многократно превышали потери в сражениях, поскольку никаких действенных лекарств не существовало.
В самом начале VII века серьезную попытку подорвать военную и экономическую мощь славянских племен стал готовить император Маврикий. И кто знает, чем бы она закончилась – византийский владыка готовил огромную армию вторжения и неплохо разбирался в воинском искусстве, в том числе и в славянских тактических хитростях.
Но в 602 году некий римский солдат, по имени Фока, спровоцировал восстание в уже сосредотачивавшейся на границе возле реки Дунай восточно-римской армии. Восстание было поддержано местным населением, недовольным императорскими поборами – сам Маврикий был схвачен и убит.
В 610 году в Византии к власти пришел император Ираклий. К этому в государстве времени была завершена, так называемая "фемная военная реформа", призванная укрепить охрану границ. Суть ее заключалась в том, что римским воинам выделялись участки земли на определенных территориях, которые назывались "фемами". Они обзаводились хозяйством на этих участках и получали с них доходы, на которые и жили. Фемом назывался и территориальный отряд, который составляли воины данной округи, возглавлял его местный военачальник. Короче говоря, был образован особый род пограничных войск для защиты рубежей. Такая практика позже существовала и в других государствах, в том числе и в России.
К началу VII века некоторые славянские племена уже обжились в глубине Балканского полуострова, создав своеобразный форпост для походов на Византию. Древние историки отмечают ряд морских военных походов славян. В 610 году ими была произведена осада Солуни, причем как на суше, так и со стороны моря. А в 623 году славянский морской десант был высажен даже на побережье острова Крит.
В 626 году византийский император Ираклий во главе большого войска совершил поход в Малую Азию для военных действий против персов. Воспользовавшись этим, славянские племена поставили своей целью захват самой столицы империи. С этой целью ими был заключен военный союз с воинственными аварскими племенами.
В июне 626 года славяне совместно с аварами обогнули "Длинную стену" и вторглись в пределы империи. Почти не встречая сопротивления, они вышли непосредственно к Константинополю (столица империи была основана императором Константином I в 324 году на месте города Византий) и осадили его с суши. В то же время славянский флот полностью блокировал город с моря. Однако столица империи была надежно защищена очень высокими и массивными крепостными стенами.

Найти фото. стр.65 "Истории воен. иск." т.2

Союзники прямо на месте изготовили множество метательных машин, но главное – ими были, буквально за неделю, сооружены двенадцать больших штурмовых башен, равных по высоте крепостным стенам, окружающим весь город. Жителей столицы охватила паника. Византийский епископ живописал так: враги "… наполнили море и сушу дикими племенами, для которых жизнь – война". Однако в городе оставался сильный гарнизон, а из многих жителей было составлено воинское ополчение – византийцы решили держаться до конца. Они прекрасно понимали, чем чреват захват города жаждавшими добычи воинами.
Наконец, после долгих осадных дней, 31 июля состоялся решающий штурм. Однако попытка высадки морского десанта в тыл противника оказалась неудачной. Фронтальная атака, в центре которой шли авары, а на флангах отряды славян, также не принесла успеха. Некоторые штурмовые башни были разрушены осажденными. Обороняющиеся умело отбивали валы штурмующих. Столица устояла.
Но даже неудачный штурм показал высокую техническую оснащенность славян, умелую организацию взаимодействия различных родов войск и готовность для достижения ближайшей цели объединиться с любым союзником.
Дело в том, что авары, в принципе, были врагами славян и многие годы совершали грабительские набеги на их земли. В конце концов, славянские племена моравов, чехов, сербов и хорутанцев объединились в мощный племенной союз, который возглавил уже известный нам моравский князь Само. Несколько крупных сражений аварами было проиграно, и они были оттеснены.
Впрочем, и византийцы в некоторых войнах были союзниками славян, а многие из последних служили, на постоянной основе, в элитных императорских частях регулярной армии.
А в 630 году союзное войско в кровопролитном трехдневном сражении у Вогатисбурга разгромило и армию, наступающего на славян с запада, франкского короля Дагоберта, о чем уже говорилось выше.
Войны славян в конце VII – X веков прослеживаются на западе лишь на примерах военных действий обоих славянских моравских государств, что было предметом рассмотрения в одной из предшествующих глав. Кроме того, с франками и византийцами воевали дунайские болгары.
На северо-востоке и на востоке же уже зарождались новые мощные славянские государства: Новгородская земля и Киевская Русь.
Но их военные действия не станут предметом нашего изучения, поскольку мы отслеживаем непосредственных предков древних белорусов, а не родственные им племена.
Продолжение следует

Незадолго до Рождества Христова владычество над всем древним миром перешло к римлянам. Среди наиболее могущественных врагов Римской империи был царь малоазийский Митридат Великий. Нанеся тяжелое поражение скифам, Митридат заключил с ними мир и союз. По этому миру войска скифские должны были ходить вместе с Митридатом на Рим, что они успешно и делали, наводя ужас на римских легионеров.

Победой над скифами Митридат гордился больше других своих побед:
«Из смертных я один покорил Скифию, ту Скифию, мимо которой прежде никто не мог ни безопасно пройти, ни приблизиться к ней. Два царя – Дарий Персидский и Филипп Македонский осмелились было не покорить, а только войти в Скифию и с позором бежали оттуда, откуда нам прислано теперь великое войско против римлян».

После поражения скифов слава непобедимых воинов перешла к единокровному им славянскому племени сарматов. Имя же «сарматы» сделалось столь известным, что многие века Русскую землю называли Сарматией.

Война с римлянами закончилась для Митридата Великого неудачно. Он был побежден и покончил с собой. Империя его распалась и была поглощена Римом. Славянские же племена, проведавшие благодаря Митридату о богатстве римских земель и узнавшие все подступы к ним, часто стали тревожить римские границы. В первом веке после Рождества Христова предки наши брали на щит уже и греческий город Ольвию.

Римляне оказались в сложном положении. Укротить славян они не могли – те легко скрывались в лесах своих и степях. Государств и крупных городов у них не было, каждое племя действовало на свой страх и риск и часто, выгадав подходящий момент, нападало на римские земли, разоряя их.

При императоре Марке Аврелии случилось и грозное нашествие славянское на Римскую империю, продолжавшееся целых четырнадцать лет (166–180). Кроме соединенных славянских племен, с Римом воевали и германцы, и лишь с огромным трудом Марку Аврелию удалось одержать победу над германцами. Славянские же племена еще долго воевали с Римом. Особенно прославились своим мужеством племена роксалан иязыгов. Война эта, названная римлянами Сарматской, на долгие столетия запомнилась всем приморским народам.

О размерах ее можем судить лишь по тому, что одни только языги после окончания войны с Римом вернули ему сто тысяч пленных.

Славяне вторгались в пределы Римской империи как сушей, так и водой. Собираясь на своих юрких ладьях в устьях Днепра и Дона, они смело пускались в море и доходили не только до Византии, но порой достигали самих Афин и даже Рима.

Римский император Диоклетиан, известный также и свирепыми гонениями своими на христиан, решил поссорить славян с германскими племенами, носившими общее имя готов. Такой способ действий именовался у римлян «разделяй и властвуй». В данном случае он вполне удался, и славяне с готами, воспылав ненавистью, стали ожесточенно истреблять друг друга, оставив на долгие годы в покое Римскую империю.

Завоеватель Германрих, объединивший под своей властью все германские племена, сильно потеснил славян, захватывая их земли и облагая все поселения славянские тяжелой данью. Первыми против готов поднялись воинственные обитатели низовьев Дона и Днепра – гунны. Гунны являлись племенным образованием, состоящим из тюркоязычных хунну, к которым примкнули угры и сарматы. Славянские племена, покоренные Германрихом, восставали против него, переходя на сторону гуннов. Побежденный гуннами, Германрих в отчаянии кинулся на свой меч.

Следующий готский король – Винитар отчаянно воевал с гуннами, но был убит Валамиром, гуннским повелителем, славянином, как можно судить по имени. Женившись на племяннице Винитара, Валамир почти без сопротивления покорил все готские народы.

Владычество гуннское еще более усилилось под властью одного из следующих их повелителей – Аттилы. После смерти Аттилы при младшем сыне его часть славянских племен, значительно перемешанных уже великим переселением народов, села на Дунае и образовала болгарский народ, другая же часть ушла за Днепр и Днестр – в Русскую землю и расселилась до самых Кавказских гор.

Незадолго до нашествия гуннов, в 395 году Великая Римская империя разделилась надвое. Произошло это при Феодосии Великом, одном из преемников Константина Равноапостольного, названного Равноапостольным оттого, что он был первым из императоров римских, принявшим святое крещение.

В завещании своем Феодосий передал Римскую империю двум своим сыновьям, разделив ее на восточную и западную. С тех пор западные императоры проживали в Риме, восточные же выбрали столицей своей Константинополь.

Уже тогда заронено было первое семя раздора, приведшее позднее к раздроблению церквей и отделению от Церкви истинной православной Церкви латинской, кардиналы которой, внеся ряд изменений в чин богослужебный и признав необоснованно, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, стали выбирать себе отдельного главу – папу римского.

Распавшаяся же империя стала теперь более уязвимой и продолжала подвергаться нападениям наших предков славян. Ладьи славянские ходили к Константинополю почти ежегодно, разоряя его окрестности и быстро затем отплывая на Русь, хотя нередко бывало, что их настигали военные корабли и сжигали горшками с нефтью, которые именовались также греческим огнем.

В 558 году бесчисленная рать народов славянских перешла Дунай. Часть из них отправилась воевать Грецию, другая же подошла к Константинополю и осадила его. Воинство славянское было столь велико, что город легко мог быть взят. Наши предки уже насыпали под стены его земляные валы, чтобы по ним беспрепятственно подняться на укрепления.

С большим трудом грекам удалось убедить предводителя славян Завергана не брать город на щит. Получив огромный выкуп за возращение пленных, славяне сняли осаду и отошли к Дунаю.

С той поры греки надолго возненавидели славян и стали принимать все меры к тому, чтобы рассорить их между собой. Отправляя богатые дары старейшинам славянских племен, греки искусно стравили отдельные племена и роды наших предков между собой. Славянский же обычай кровной мести, когда род мстил другому роду за всякого убитого, делал междоусобную войну между славянскими племенами бесконечной. Так, несмотря на свое бесспорное мужество, воинственность и презрение к смерти, славяне едва не были уничтожены этими качествами, направленными, увы, против своих же единокровных братьев. Пишет летописец: «никакой власти не терпят славяне и друг к другу питают ненависть». Лучшие мужи погибали в битвах со своими же собратьями, и этим успешно пользовались их враги.

Дождавшись, когда славяне обескровили друг друга, греки призвали из далекой Азии племя аваров, или обров,и уговорили их идти на славян. «Славяне богаты. Многие сокровища возьмете вы у них!» – говорили обрам греки. Обры перешли Волгу и Дон и после кровопролитной борьбы покорили ослабленные распрей славянские племена.
Когда авары окончательно укрепились на побережье Черного моря, они стали брать дань не только с самих славян, но и получать богатые дары от греков, на которых ходили войной вместе с покоренными ими славянами.

Вскоре власть у аваровпостепенно перешла к иудейской купеческой верхушке, которая склонила всю знать аварскую и самого их кагана в свою веру. С тех пор обры, перенявшие обычаи иудейские, стали именоваться хазарами, превратившимися почти на двести лет в злейших врагов наших предков славян. Столица хазарского каганата была в городе Итиль, в устье Волги.

Туда же вместе с данью доставляли хазары на продажу славянских отроков и девиц, которых нередко захватывали во время своих набегов, и расчетливые купцы иудейские, за все умевшие взять свою цену, продавали их рабами в Грецию, а также магометанам.

КАК ВОЕВАЛИ СЛАВЯНЕ! В наше время, когда весь мир пытается подражать американцам начиная от формы одежды, заканчивая тактикой и суточными сухими пайками, нашим воинам необходимо чаще смотреть в богатую копилку российских воинских традиций и использовать многовековой опыт русских воинов. Нет, я не призываю надеть лапти, отрастить бороды и взять в руки мечи и луки. Главное - умело выделить и обобщить те принципы, с помощью которых они побеждали более сильного и численно превосходящего их врага. Основы и философия русской военной школы изложены в «Науке побеждать» А В.Суворова. К сожалению, не у многих современных командиров, что называется, доходят руки до этой книги. Но чтобы увидеть и понять суть принципов, изложенных Суворовым в своем безсмертном труде, стоит совершить экскурс в глубь веков и посмотреть, как же воевали древние Русичи. Земля, на которой жили наши далекие Пращуры, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока - кочевников, с запада - германские племена, к тому же наши предки старались осваивать новые земли. Иногда эта колонизация проходила мирно, но. зачастую, сопровождалась боевыми действиями. Советский военный историк Е.А. Разин в своей книге «История военного искусства” так рассказывает об организации Славянского войска периода V-VI веков: У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена, Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь Далее в своей книге автор приводит высказывания древних авторов, которые отмечают силу, выносливость, хитрость и храбрость воинов славянских племён, которые, к тому же. владели искусством маскировки. Прокопий из Кессарии в своей книге «Война с готами» пишет, что воины славянского племени «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Так, древний автор в вышеупомянутой книге описывает один интересный случай, как славянский воин, умело используя подручные средства маскировки, взял «языка». И вот этот Славянин, ранним утром подобравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве. Когда подошел к этому месту гот, Славянин внезапно схватил его и принёс живым в лагерь. Другой древний автор - Маврикий в своой книге “Стратегикан” обращает внимание на искусство Славян скрываться в воде. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью них; и это они могут проделывать в течение многих часов. Так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Местность, на которой Славяне обычно принимали бой, всегда была их союзником. Из тёмных лесов, речных заводей, глубоких оврагов Славяне внезапно атаковали своих противников. Вот что об этом пишет упомянутый ранее Маврикий: Сражаться со своими врагами Славяне любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах. на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и дном и ночью изобретая много разнообразных способов… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника. Таким образом, мы видим, что древние воины брали верх над противником в первую очередь отсутствием шаблона, хитростью, умелым использованием окружающей местности. В инженерной подготовке наши Пращуры также были признанными специалистами Древние авторы пишут, что Славяне в искусстве форсирования рек превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они бысгро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные воинские отряды. Лагерь Славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофинат Сиомпатт сообщает о походе одного славянского отряда, который вёл бой с римлянами: Так как это столкновение для варваров (Славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и дотей. Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было надежной защитой от конницы. Для оборонительного боя Славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засыпи. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, Славяне шли на штурм. Из вышеприведённых примеров мы видим, что использование местности в сочетании с подручными предметами лишало противников наших предков тех преимуществ, которыми они первоначально обладали. Многие западные источники утверждают, что у Славян не было строя, однако это не означает, что они не имели боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод что для боя Славяне располагались в определённом порядке. Маврикий пишет: …иногда они занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл. Приведённый выше пример даёт понять, что у древних Славян был определённый боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство - деление на родовые и племенные отряды. Родовые и племенные связи обеспечивали необходимую сплоченность воинов в бою. Таким образом, использование славянскими воинами боевого порядка, дающего неоспоримые преимущества в бою с сильным противником, говорит о том, что Славяне но только проводили боевую подготопку со своими дружинами. Ведь для того чтобы быстро действовать в боевом порядке надо было это отроботать до автоматизма. Также, надо было знать противника, с которым придется воевать. Славяне могли не только искусно сражаться в лесу и поле. Для взятия крепостей они пользовались простой и эффективной тактикой. В 551 году отряд Славян численностью более 3000 человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Навстречу Славянам было выслано войско, имеющее большие силы. После переправы через реку Марица Славяне разделились на два отряда. Римский военачальник решил разбить их силы поодиночке в открытом поле. Имея хорошо поставленную тактическую разведку и будучи осведомлёнными о передвижениях противника. Славяне упредили римлян и, внезапно атаковав их с двух направлений, уничтожили своего врага. Вслед за этим император Юстиниан бросил против Славян отряд регулярной конницы. Отряд дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле. Однако, этот отряд был разбит Славянами, которые имели в своих рядах конницу не уступавшую римской. Разбив регулярные полевые войска, наши предки начали осаду крепостей во Фракии и Иллирии. Представляет большой интерес взятие Славянами приморской крепости Тойер, которая была расположена в 12 днях пути от Византии. Гарнизон крепости в 15 тысяч человек представлял собой грозную силу. Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть воинов расположилась в засаде недалеко от города, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат. Римляне, увидев, что врагов не так много, решили выйти за пределы крепости и разбить Славян в поле. Осаждающие начали отступать, делая вид для напавших, что, испуганные ими, обратились в бегство. Римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди крепостных укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследовавших, отрезали им возможные пути отступления. А те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, атаковали их. Истребив преследователей, Славяне вновь бросились к стенам города. Гарнизон Тойера был уничтожен. Из сказанного можно сдедать вывод о том, что в славянском войске были хорошо поставлены взаимодействие нескольких отрядов, разведка, маскировка на местности. Из всех приведенньх примеров видно, что в VI веке наши предки обладали совершенной по тем временам тактикой, они могли воевать и наносить серьёзный урон противнику, который был гораздо сильнее их, а зачастую обладал и численным превосходством. Совершенной была не только тактика, но и боевая техника. Так, при осаде крепостей, Славяне использовали железные тараны, установив осадные машины. Славяне под прикрытием метательных машин и стрелков из лука подвигали тараны вплотную к крепостной стене, начинали её расшатывать и пробивать бреши. Помимо сухопутной армии, Славяне имели флот. Существует много письменных свидетельств использования ими флота при боевых действиях против Византии. В основном корабли применялись для транспортировки войск и высадки десантов. За многие годы славянские племена в борьбе с многочисленными агрессорами с территории Азии, с могущественной Римской империей, с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и обьединились в союзы племён. В этой многовековой борьбе складывалась военная организация Славян, возникло военное искусство соседних народов и государств. Не слабость противников, а сила и военное искусство Славян обеспечивали им победы. Наступательные действия Славян вынуждали Римскую империю переходить к стратегической обороне и создавать по нескольку оборонительных линий, наличие которых не обеспечивало безопасности границ империи. Не достигали поставленных целей и походы византийской армии за Дунай, в глубь славянских территорий. Эти походы обычно заканчивались поражением византийцев. Когда же Славяне, даже при своих наступательных действиях, встречали превосходящие силы противника, они обычно уклонялись от боя, добивались изменения обстановки в свою пользу и лишь тогда снова переходили в наступление. Для дальних походов, переправ через реки и овладения приморскими крепостями Славяне пользовались ладейным флотом, который они строили очень быстро. Большим походам и глубоким вторжениям обычно предшествовала разведка боем силами значительных отрядов, проверявших способность противника к сопротивлению. Тактика Русичей заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приёмов нападения на врага, как при наступлении, так и при обороне. Для применения этой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой Славяне уделяли серьёзное внимание. Знание противника позволяло производить внезапные нападения. Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады крепостей древние Славяне умели в короткий срок создать всю современную им осадную технику. Помимо всего прочего, славянские воины умело использовали психологическое воздействие на противника. Так, ранним утром 18 июня 860 года столица Византийской империи Константинополь подверглась неожиданной атаке русского войска. Русы пришли морем, высадились у самых стен города и осадили его. Воины поднимали на вытянутых руках своих товарищей и те, потрясая сверкающими на солнце мечами, повергали в смятение стоящих на высоких стенах константинопольцев. Это “нападение” было исполнено для Руси огромного смысла - впервые молодое государство вступило в противоборство с великой империей, впервые, как покажут события, предъявило ему свои военные, экономические и территориальные претензии. А главное -благодаря этому демонстративному, психологически точно просчитанному нападению и последующему мирному договору о «дружбе и любви» Русь была признана равноправным партнёром Византии. Русский летописец записал позднее, что с этого момента «началася прозывати Руска земля». Все перечисленные здесь принципы ведения боевых действий не потеряли своего значения и в наши дни. Разве маскировка и военная хитрость в век ядерных технологий и информационного бума потеряли свою актуальность? Как показали последние военные конфликты, даже имея разведывательные спутники, самолеты-шпионы, совершенную аппаратуру, компьютерные сети и огромной разрушительной силы оружие, можно долго бомбить резиновые и деревянные макеты и при этом громогласно вещать на весь мир о громадных военных успехах. Разве потеряли свое значение скрытность и внезапность? Вспомним, как были удивлены европейские и НАТОвские стратеги, когда, совершенно неожиданно, на Приштинском аэродроме в Косово вдруг оказались российские десантники, а наши «союзники» были безсильны что-либо предпринять.

Славянская идея - часть защиты от политического и медиа-манипулирования. Не существует плохих и хороших народов. Просто бывают периоды, когда народы и государства ведут в правильном или неправильном направлении, как говорит политолог Оскар Крейчи.

První zprávy: Из-за бурных обсуждений выборов в Нидерландах, решений американского президента Дональда Трампа и его встречи с немецким канцлером от внимания западной общественности уходят сообщения об эскалации напряженности на Украине. Были взяты в блокаду самопровозглашенные республики на востоке страны, сначала стихийные и критикуемые правительством, а теперь уже официальные. Замуровываются филиалы российских банков на Украине. Как вы думаете, есть ли угроза большой войны?

Оскар Крейчи: Эскалация, о которой вы говорите, целенаправленна. В широком смысле речь идет о попытке сорвать возможное улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой, спровоцировать Россию на действенную помощь повстанцам, которую Запад осудил бы. Кроме того, происходит передел собственности между украинскими олигархами.

- Достигнут ли, как вы считаете, эти действия украинских экстремистов своих целей?

— Все это странно. Блокада восточных регионов очень вредит украинской экономике и подталкивает эти регионы к еще более тесному сотрудничеству с Россией. Трудно придумать более контрпродуктивное поведение с точки зрения интересов Украины. Но что меня особенно пугает в этой истории, так это сама идея блокады. Блокада призвана отрезать противника от ресурсов, тем самым вынудив его отказаться от своих интересов. Или оголодал, или эмигрировал. Блокада несет в себе явные черты геноцида. Просто ужасно, на что идут славяне во взаимных конфликтах!

- Почему славяне?

— После завершения холодной войны в Европе произошло два кровавых конфликта, и оба они были, прежде всего, между славянскими народами. К примеру, война в Югославии. В так называемой Словенской войне (1991), Хорватской войне (1991-1995) и войне в Боснии и Герцеговине (1991-1995) друг с другом воевали славянские народы. И уже потом эти конфликты продолжились боями за Косово и войной в Македонии, в которых участвовали албанцы. В общей сложности было убито около 140 тысяч человек, а четыре миллиона остались без крова.

Вторым кровавым европейским конфликтом после холодной войны стала гражданская война на Украине, начавшаяся в 2014 году. Пока потери исчисляются почти 10 тысячами убитых и более 22 тысячами раненых. Беженцев опять миллионы.

- Хорошо. Речь идет о славянах. Но не кажется ли вам эта точка зрения несколько несерьезной?

— Конечно, мы можем расценивать войну в Югославии как удар по последнему государству в Европе, которое сохранило элементы социализма. Затем последовали удары Запада по трем государствам, которые представляли собой своеобразный арабский вариант социализма. В Ираке у власти была ветвь партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения), Муаммар Каддафи правил Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией, да и в Сирии у власти была партия «Баас». Случайность? Стечение обстоятельств? Правда в том, что, наверное, у любой войны есть несколько причин и, конечно, уровней. И нельзя не увидеть, что в европейских войнах периода после холодной войны больше других участвовали славянские народы.

Если принять, гипотетически, эту точку зрения, то встает вопрос, почему славяне так часто воюют между собой? Или почему у них столько конфликтов, как, например, между поляками и русскими? Я думаю, что мы все слышали о славянской взаимности, а теперь с гордостью наблюдаем за успехами «Славянской эпопеи» Мухи в Японии…

— Все зависит от того, как понимать эту взаимность. Если речь о языковой, культурной, а также духовной близости, то она объективный факт: славяне родственники. Вопрос только в том, насколько дальние родственники, и как эта родственность сказывается на политике. Приверженцы идей панславизма полагают, что славянская взаимность формирует общие жизненно важные интересы, которые можно сформулировать и отстоять только вместе…

- Но мы этого не наблюдаем. Почему?

Контекст

Саакашвили: как зарабатывают олигархи на Украине

Новое время страны 22.03.2017

Они хотят мира любой ценой

El País 22.03.2017

Украина создает свой собственный МиГ-29

The National Interest 22.03.2017

— Потому что славяне, германцы, арабы и прочие — все это «суперэтносы», из которых сформировались народы. И ошибкой было бы приписывать «суперэтносу» мобилизационную политическую силу, которой обладает национальная идея. Политические идеи, такие как патриотизм, национализм и шовинизм, связаны с народом, а не с «суперэтносом». Хорваты и сербы — два славянских народа, которые разделила граница между Западной Римской империей и Восточной Римской империей, а потом — католицизм и православие, тип письменности… Следующему расщеплению славян на Балканах способствовали османы и ислам. Вот так, осваивая новые исторические сюжеты и забывая старые, вместе формировались народы, имевшие общую основу. Рождались языковые различия, появлялись генетические примеси других этносов. Это очень хорошо видно на примере отличий украинцев и русских, а также на довольно большой группе тех, у кого есть черты обоих этих народов.

Но политизировать национальные различия, доводя дело до войны, это преступление. И весьма частое. Поэтому воспоминания о той крови, которую южные и восточные славяне пролили после завершения холодной войны, заставляют меня задуматься о том, что если бы Нобелевская премия мира была тем, чем ее считают, ее должны были бы получить архитекторы чехословацкого развода.

Однако провалились и все попытки объединить на основе панарабской идеи Египет с Сирией и Ливией. Члены партии «Баас» из Дамаска и Багдада также не нашли общего политического языка, вероятно, потому, что одни представляли шиитское и другие суннитское меньшинство в своих странах. После появления пангерманства некоторые народы с германскими предками, прежде всего англичане и немцы, тоже стреляли друг в друга в больших войнах. Сегодня мы наблюдаем за дикими действиями украинских националистов, которых совершенно не интересует, что «москали» тоже славяне.

- А русского национализма на Украине вы не видите?

— Вижу! Однако злоумышленная инициатива — на стороне украинских националистов. Их организованные сообщества первыми начали применять в политических спорах насилие и продолжают это делать. Их слепая ненависть ко всему русскому и советскому сближает их с нацизмом. В этой ситуации есть и своя ирония, ведь как определить территорию Украины без советской истории? Восточная граница — это бывшая административная внутригосударственная граница, внесенная в карты, невзирая на историю и этнический состав населения. А западная? Если бы я захотел съязвить, то сказал бы, что западная граница Украины — наследие пакта Молотова — Риббентропа.

- Вы уже преувеличиваете! Ведь этот пакт между диктаторами все осуждают!

— Я преувеличиваю лишь отчасти. Все началось в 1919 году, когда Красная армия подошла к Варшаве. Тогда министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон предложил границу между советской Россией и Польшей, которая проходила к востоку от военного фронта. Но потом случилось «чудо на Висле», и Красную армию вытеснили далеко на восток от линии, предложенной Керзоном. Война помогла тому, чтобы Польша присоединила, в частности, территории с преимущественно украинским и белорусским населением. Но и эта граница, которая проходила за сотни километров к востоку от линии Керзона, не устраивала некоторых поляков, потому что неприсоединенными оставались территории бывшей польско-литовской Речи Посполитой. Во времена расцвета она контролировала Киев и простиралась вплоть до Черного моря. Пакт Молотов — Риббентроп определил восточную границу Советского Союза на линии Керзона. Кстати, только после этого пакта Вильнюс стал частью Литвы, а прежде он входил в Польшу. И угадайте, где была установлена польская граница на Ялтинской конференции — тоже на линии Керзона! Были сделаны лишь небольшие уступки Варшаве. Польша, это, как сказал Черчилль, «передвижное государство», получило территории на западе. Не всех украинских, польских и немецких националистов устраивает это положение.

Но полякам есть в чем упрекнуть русских, скажем в массовом убийстве в Катыни и… Как бы это сказать?.. В присоединении части бывшей Польши к Советскому Союзу. Многие историки утверждают, что в апреле 1940 года в Катыни НКВД (советская тайная полиция в то время) убило около 15 тысяч польских пленных.

— Вы правы: об убийствах в Катыни забывать нельзя. Но кто бы их ни совершил, современные русские в них не виноваты. Так же, как современные поляки не виноваты в том, что после «чуда на Висле» в 1920 году в польском плену оказалось более 100 тысяч красноармейцев. По самым минимальным оценкам специалистов, в плену погибло до 16 тысяч красноармейцев, а по максимальным — 50 тысяч.

Разумная политика заканчивается тогда, когда из прошлого начинают выдергивать отдельные события и оправдывать ими свои нынешние эгоистические интересы. Были времена, когда поляки правили в Москве, и если бы они не подавляли православие, возможно, многие их приветствовали бы как спасителей от хаоса. Точно так же нельзя забывать о том, что на протяжении ста лет Варшава была частью Российской империи. Во время этого продолжительного периода Польша получила от царя Александра конституцию, которая была самой демократичной в Европе того времени, но при этом российские войска жестоко подавили восстание поляков, боровшихся за свободу.

Но эмоции — часть политики. Пусть нам это и не нравится. Частью политики является и история. Вы и сами несколько раз подчеркивали это в наших интервью.

Мультимедиа

Ничейная земля

The Associated Press 18.06.2015

Женщины взялись за оружие

Reuters 10.10.2014

— Да, в политике приходится считаться с эмоциями и незрелой историографией, но гуманисты должны акцентировать приоритет всеобщих ценностей. Политику нужно делать, исходя из опыта прошлых поколений, чтобы он был составной частью анализа. Но глупо утверждать, что существует наследственная коллективная вина. И до какого колена ее возлагать? Подлинный патриотизм подразумевает великодушие, как, например, у Зденека Маглера.

Чего можно добиться, обвиняя современных русских в катыньском убийстве? Если его совершила советская тайная полиция, то ее основателем был Феликс Дзержинский, а он по происхождению поляк. Первый отдел этой организации был сформирован из латышских стрелков. А в период расстрела в Катыни тайной полицией руководили два грузина — Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Об исторических трагедиях нужно помнить, чтобы они не повторялись, но неразумно искать виновных в других поколениях.

Это опять возвращает нас к вопросу, почему после холодной войны друг с другом воевали преимущественно славяне?

— Причин много. Например, на Украине существует множество определений Украины, и каждое подразумевает свои границы, которые, в свою очередь, находят отражение в подсознании людей, делающих политику. Когда на долгое время воцаряется социальная нестабильность, националистические идеи становятся притягательнее, потому что предлагают простые, хотя и иллюзорные, решения. Также есть страх перед возможным объединением славян. Их 300 — 450 миллионов, и эта сила может кого-то пугать.

Первый крупный панславянский проект разработал великий словацкий культурный и политический деятель — Людовит Штур. В его книге «Славянство и мир будущего», написанная в начале 50-х годов 19 века, славянское единство преподносится как защита от германского давления. Кстати, эту интереснейшую книгу Штур написал на немецком языке, и ее практически сразу же перевели на русский язык, а вот на словацком она была опубликована только в конце 20 века. Боясь пангерманизма, Палацкий отказался от «австрославизма» в пользу славянского единства под крылом России — единственного славянского государства того времени. С другой стороны, в Австрии Габсбургов страх перед возможным объединением славян привел к тому, что некоторые немецкие политики и интеллектуалы, жившие в приграничных чешских регионах, стали впервые задумываться о выселении чехов с этих территорий. А это была чудовищная идея, которую впоследствии попытались реализовать немецкие нацисты.

У славян есть тенденция к анархически понимаемой демократии без всякой иерархии. Когда-то именно это погубило Польшу. Сегодня этот анархическо-демократический элемент тоже выгоден как инструмент манипулирования для всякого рода самозваных «защитников свободы» как внутри стран, так и из-за рубежа. Когда-то именно Берлин пошел против воли США и западноевропейских партнеров и первым признал сепаратистские государства на территории бывшей Югославии. То, что, к примеру, немецкий или англо-саксонский шовинизм является атавизмом, не означает, что он не может стать ведущей политической идеей.

- Вы полагаете, что и сегодня панславянская идея мертва?

— Никакой панславянской солидарности на уровне политических элит нет. Во время бомбардировок Югославии чешское правительство одобрило их, словацкое — позволило пролет самолетов НАТО, хотя «германская» Австрия в этом отказала. Болгария, несмотря на свои экономические интересы, все же послушалась приказов Большого брата и отказалась от договоренностей с Россией о транзите газа. Поляки и болгары строят базы НАТО и США, нацеленные против России, а остальные время от времени об этом подумывают. Да, отмечу еще и то, что в России панславянская идея никогда так и не стала ведущей: ни при царе, ни в Советском Союзе, ни в современной России.

Но, помня об идее славянской взаимности, нам легче конкретизировать и сохранять идентичность наших народов. Эту тему возродила хаотичная миграция. Славянская идея — часть защиты от политического и медиа-манипулирования. Она напоминает нам и о том, что не существует плохих и хороших народов. Просто бывают периоды, когда народы и государства ведут в правильном или неправильном направлении.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.