Краткий пересказ первой главы ревизор. Краткий пересказ «Ревизора» по действиям. Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин

В качестве эпиграфа к пьесе "Ревизор", жанр которой автор определил как комедия в 5 действиях, Гоголь использовал пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". То есть автор подчеркнул типичность изображаемых характеров, достоверность. В пьесе нет драматического конфликта как такового, писателя занимает нравоописательный жанр. "Ревизор" принято считать комедией общественно-политической.

Действующие лица комедии:

  1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
  2. Анна Андреевна, жена его.
  3. Марья Антоновна, дочь его.
  4. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
  5. Жена его.
  6. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
  7. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
  8. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
  9. Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский, городские помещики.
  10. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Осип, слуга его.
  11. Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Федор Андреевич Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин, отставные чиновники, почетные лица в городе.
  12. Степан Ильич Уховертов, частный пристав. Свистунов, Пуговицин, Держиморда, полицейские. Абдулин, купец.
  13. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша, жена унтер-офицера.
  14. Мишка, слуга городничего.
  15. Слуга трактирный.
  16. Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Городничий сообщает "пренеприятнейшее известие" собравшимся в его доме чиновникам - в город приезжает инкогнито ревизор. Чиновники приходят в ужас - в городе повсюду беспорядки. Высказываются предположения, что, возможно, скоро будет война, и ревизор прислан с целью узнать, нет ли в городе измены. Городничий на это возражает: "Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Городничий настаивает на том, чтобы каждый из чиновников навел порядок на своем подведомственном участке. То есть в больнице нужно написать по-латыни болезни, выдать больным чистые колпаки, в суде - убрать гусей из приемной и т.д. Выговаривает подчиненным, что те погрязли во взяточничестве. Так, например, судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками.

Почтмейстер все-таки боится, что приезд ревизора может знаменовать скорое начало войны с турками. На это городничий просит его об услуге - распечатывать и читать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер с радостью соглашается, тем более что это занятие - распечатывать и читать чужие письма - дело давно ему знакомое и горячо любимое.

Являются Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что, судя по всему, ревизор поселился в гостинице. Этот человек - Хлестаков Иван Александрович - живет уже неделю в гостинице и денег за проживание не платит. Городничий решает, что ему следует наведаться к этому человеку.

Городничий велит квартальному вымести все улицы дочиста, затем отдает следующие распоряжения: расставить квартальных по городу, убрать старый забор, в случае расспросов ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела (на самом деле она была растащена).

Появляются сгорающие от любопытства жена и дочь городничего. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками супруга. Она хочет самостоятельно все узнать о ревизоре.

Слуга Хлестакова Осип лежит на барской кровати голодный и рассуждает о том, как он вместе с барином ехал из Петербурга два месяца назад, как барин проиграл все деньги в карты, как он живет не по средствам, как ведет неполезную жизнь, поскольку не занимается никаким делом.

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину гостиницы за обедом. Слуга не хочет идти, напоминает барину о том, что за проживание не плачено уже три недели и что хозяин грозил на него пожаловаться.

Хлестаков очень голоден и поручает трактирному слуге, чтобы тот попросил обед у хозяина в кредит. Хлестаков грезит о том, что он в роскошном петербургском костюме подкатывает к воротам родительского дома, что он наносит визиты соседям.

Трактирный слуга приносит весьма скромный обед, которым Хлестаков очень недоволен. Тем не менее съедает все принесенное.

Осип сообщает Хлестакову о том, что прибыл городничий, который желает видеть его. Появляются городничий и Добчинский. Бобчинский же на протяжении всего явления подслушивает под дверью. Хлестаков и городничий оправдываются друг перед другом. Первый обещает, что заплатит за постой, второй - что в городе будет наведен надлежащий порядок. Хлестаков просит взаймы денег у городничего, и тот ему их дает, при этом дает в два раза больше запрашиваемой суммы. Городничий клянется, что зашел просто проверить проезжающих, поскольку это для него обычное занятие.

Городничий советует Хлестакову отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой, что тот и делает. Городничий приглашает Хлестакова осмотреть городские заведения, для того чтобы оценить порядок, поддерживаемый в них. Сам посылает жене записку с Добчинским, в которой пишет, чтобы та приготовила комнату. Посылает записку и Землянике.

В доме городничего Анна Андреевна и ее дочь Марья Антоновна сидят у окна в ожидании каких-либо новостей. Появившийся Добчинский пересказывает дамам то, что видел в гостинице, передает Анне Андреевне записку. Она отдает распоряжения слугам. Жена и дочь городничего обсуждают туалеты, которые собираются надеть к приезду важного гостя.

Осип приносит вещи Хлестакова и милостиво "соглашается" отведать простых блюд - каши, щей, пирогов.

Появляются городничий, Хлестаков и чиновники. Хлестаков завтракал в больнице, ему все очень понравилось, при том, что больные все неожиданно выздоровели, хотя обыкновенно "выздоравливают, как мухи".

Хлестакова интересуют карточные заведения. Городничий божится, что никогда в жизни не играл, в их городе нет таких заведений, что он все свое время использует на то, чтобы служить государству.

Городничий представляет Хлестакова жене и дочери. Гость рисуется перед дамами, особенно перед Анной Андреевной, уверяет ее, что терпеть не может церемоний и что он на короткой ноге со всеми петербургскими чиновниками. Запросто он общается и с Пушкиным, а однажды даже сочинил "Юрия Милославского". Хлестаков хвалится своим самым лучшим домом в Петербурге, в котором он дает обеды и балы. На обеды ему доставляют "арбуз в семьсот рублей" и суп "в кастрюльке из Парижа". Хлестаков расходится до того, что заявляет, будто к нему домой приходит сам министр и как-то раз он управлял целым департаментом по просьбе 35000 курьеров. То есть Хлестаков завирается совсем. Городничий предлагает ему отдохнуть.

Собравшиеся у городничего чиновники обсуждают Хлестакова и приходят к выводу, что если хотя бы половина из того, что тот сказал, правда, то положение их весьма плачевное.

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают Хлестакова, причем каждая из них уверена в том, что гость обратил внимание именно на нее.

Городничий испуган не на шутку. Его жена, напротив, уверена в том, что ее неотразимость произведет на Хлестакова надлежащее воздействие.

Присутствующие расспрашивают Осипа о том, каков его барин. Городничий дает слуге Хлестакова не только "на чай", но и "на баранки". Осип говорит, что его барин любит порядок.

Городничий, чтобы к Хлестакову не прошли просители, ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду.

В комнату в доме городничего на цыпочках входят Земляника, Ляпкин-ТяПкин, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, почтмейстер. Ляпкин-Тяпкин по-военному строит всех, решает, что надлежит Хлестакову представляться поодиночке и давать взятки. Спорят между собой, кому идти первым.

Ляпкин-Тяпкин приходит к Хлестакову первым, в кулаке его зажаты деньги, которые он нечаянно роняет на пол. Думает, что пропал, но Хлестаков берет эти деньги "взаймы". Ляпкин-Тяпкин счастлив, уходит.

Следующим приходит представляться почтмейстер Шпекин, который только и делает, что поддакиваетрассу-ждающему о приятном городе Хлестакову. Гость также берет "взаймы" у почтмейстера, и тот уходит с чувством выполненного долга.

Пришедший представляться Лука Лукич дрожит как осиновый лист, у него заплетается язык, он очень перепуган. Все-таки умудряется вручить деньги Хлестакову, уходит.

Земляника при представлении "ревизору" напоминает о вчерашнем завтраке, за который Хлестаков его благодарит. Земляника уверен в том, что "ревизор" благоволит именно к нему, доносит на остальных чиновников, дает взятку. Хлестаков обещает, что разберется во всем.

Когда приходят представляться Бобчинский и Добчинский, Хлестаков прямо требует у них денег. Добчинский просит Хлестакова признать его сына законным, а Бобчинский просит "ревизора" при удобном случае сообщить государю, "что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский".

Хлестаков наконец понимает, что его по ошибке приняли за важного чиновника. Это кажется ему весьма забавным, о чем он и пишет в письме своему другу Тряпичкину.

Осип советует своему хозяину поскорее убираться из города. На улице слышен шум - пришли просители. Купцы жалуются на городничего, требующего на свои именины подарки два раза в год, отбирающего лучший товар. Подносят Хлестакову продукты, от которых он отказывается. Дают деньги, Хлестаков их берет.

Появляется унтерофицерская вдова, которая требует справедливости, - ее высекли без причины. Затем приходит слесарша, жалующаяся на то, что ее мужа забрали в солдаты вне всякой очереди. Хлестаков обещает разобраться.

Воспользовавшись моментом, он признается в любви Марье Антоновне. Она вначале боится, что гость насмехается над ней, провинциалкой, но Хлестаков встает на колени, целует плечо, клянется в любви.

Появляется Анна Андреевна, которая прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени и перед ней, говорит, что на самом деле любит ее, но так как она замужем, то вынужден делать предложение ее дочери.

Входит городничий, умоляет Хлестакова не слушать то, что говорят о нем купцы, а унтер-офицерская вдова высекла себя сама. Хлестаков просит руки его дочери. Родители зовут Марью Антоновну и благословляют молодых.

Хлестаков берет еще денег у будущего тестя и уезжает из города под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает скоро вернуться.

Городничий и его жена строят планы на будущее. Они мечтают о том, как после свадьбы дочери переедут в Петербург. Городничий рассказывает купцам о предстоящей свадьбе его дочери с "ревизором" и грозит им расправой за то, что они вздумали жаловаться. Купцы просят их простить. Городничий принимает поздравления чиновников.

Званый обед в доме городничего. Он и его жена держатся высокомерно, рассказывают гостям о том, что в скором времени собираются переезжать в Петербург, где городничий непременно получит генеральский титул. Чиновники просят не забывать о них, на что городничий снисходительно соглашается.

Появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова Тряпичкину. Выясняется, что Хлестаков вовсе не ревизор. В письме он дает едкие характеристики городским чиновникам: "Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Земляника - совершенная свинья в ермолке". Городничий сражен новостью. Он понимает, что вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам городничий распорядился дать ему тройку лучших лошадей. "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!" Ищут виновника, который распространил слух, что Хлестаков и есть ревизор. Решают, что это Бобчинский и Добчинский.

Появляется жандарм, объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена: все застывают в потрясении.

Н. В. Гоголь отразил практически все стороны современной ему российской действительности. Мастерски автор раскрывает на примере образа городничего противоречия между внешней важностью и внутренней ничтожностью. Основная цель писателя - изобразить несовершенства общества - злоупотребления, произвол чиновников, праздную жизнь городских помещиков, тяжелую жизнь мещан и проч. Автор не ограничивается сатирическим изображением одного уездного города, проблемы он рассматривает как общероссийские.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1835 г. окончание работы над пьесой. Основа — рассказ А. С. Пушкина, как в Оренбурге его приняли за приехавшего из Санкт-Петербурга для ревизии чиновника.
⦁ 1836 г. премьера комедии в Санкт- Петербурге.
⦁ 1842 г. — окончательная редакция с учётом неностатков.

ПРОБЛЕМАТИКА

Морально-нравственная (угодничество, стремление устроиться получше, чинопочитание, ложь, высокомерие, отсутствие человеческого достоинства, ничтожность интересов, суеверие и сплетни);
⦁ беззаконие. взяточничество и казнокрадство..

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В пьесе два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (бюрократическая верхушка и народ).

Композиция кольцевая (начало и конец совпадают чтение письма и сообщение о приезде ревизора) и необычная, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы городничего начинается завязка сюжета.

Завязка
Сообщение городничего о скором приезде ревизора. Двигатель действия в комедии — страх чиновников перед проверяющим.

Развитие событий
Чиновники пытаются взятками подкупить мнимого ревизора.

Кульминация
Разоблачение мнимого ревизора: чтение письма Хлестакова, адресованное другу Тряпичкину, которое принёс городничему почтмейстер Шпекин.

Развязка
Жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора. Финал комедии — немая сцена: персонажи находятся в окаменевших позах символ нравственной расплаты чиновников за совершённые действия.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: социальные (жизнь уездного города и его обитателей) и нравственные (многие поступки действующих лиц безобразны, поскольку безнравственна среда их обитания).
⦁ Идея: истинные человеческие ценности подменяются представлениями о чине. Чиновничество — воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества
и невежества.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Ревизор» социально-политическая, общественная комедия, направленная против
недостатков общества (широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х гг.
⦁ Уездный город образ любого города «всей Руси» (изображены основные слои населения: гражданство, чиновники, купечество, городские помещики, городничий).
⦁ Каждый персонаж символизирует определенные человеческие качества

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ «Говорящие» фамилии: Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда.

⦁ Алогизм: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато в Бога не веруете».

Действие первое
Комната дома городничего

Явление 1

Всем собравшимся чиновникам городничий сообщает пренеприятное известие о том, что в их город едет ревизор, причем инкогнито. Для всех чиновников приезд ревизора крайне неприятен. Судья Ляпкин-Тяпкин предполагает, что Россия хочет вести войну, поэтому ревизора присылают с целью узнать, нет ли где измены.

Городничий Антон Антонович весьма иронично относится к такому предположению: их уездный город вовсе не пограничный, от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Он советует навести везде видимость порядка.

Так, в богоугодных заведениях, в больнице, например, на больных можно надеть чистые колпаки, чтобы они не походили, как обычно, на кузнецов. Лучше, если вообще больных будет меньше.

Артемий Филиппович соглашается с такими мерами. Он говорит, что их с доктором Гибнером принцип врачевания — «чем ближе к натуре, тем лучше», ведь «человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», поэтому дорогих лекарств они не употребляют.

Судье он советует обратить внимание на присутственные места: там сторожа завели гусей с маленькими гусенками, а сам судья повесил охотничий арапник. Насчет «внутренних распоряжений» городничий говорить не будет: ведь самим богом так устроено> поясняет он, чтобы каждый человек имел грехи.

Судья возражает: грешки грешкам рознь. Вот он, например, открыто говорит, что берет взятки, но ведь это взятки борзыми щенками. Аммос Федорович и Антон Антонович пытаются доказать друг другу, что каждый из них менее грешен.

Насчет училищ городничий предлагает Луке Лукичу позаботиться, чтобы учитель не строил рожи высоким посетителям и не ломал стулья, когда об Александре Македонском рассказывает.

Явление 2

Почтмейстер опасается, что приезд ревизора предвещает войну с турками. Антон Антонович говорит, что это не туркам, а им плохо будет. Он просит почтмейстера проверять каждое приходящее на почту письмо. Почтмейстер охотно соглашается: для него чтение чужих писем — обычная практика.

Явление 3

Бобчинский и Добчинский, запыхавшись, входят и говорят, что ревизор уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков, он едет из Петербурга в Саратовскую губернию, остановился в трактире, где живет вторую неделю. Денег хозяину не платит и на все очень внимательно смотрит.

Городничий в ужасе: в городе грязь, арестантам не выдают провизии, в эти две недели высечена унтер-офицерская вдова! Он отправляет чиновников заняться ведомствами, а сам собирается нанести визит приезжему ревизору.

Явление 4

Антон Антонович приказывает квартальному, чтобы десятские дочиста вымели улицы, и пеняет ему, что тот «не по чину» берет: так, купец Черняев дал ему на мундир два аршина сукна, а он стянул всю штуку.

Явление 5

Городничий дает распоряжение снести старый забор и на вопросы о церкви отвечать, что она вовсе не была разворована по частям, а сгорела. Городничий говорит, что во многом грешен, и просит бога, чтобы «сошло с рук поскорее». Тогда он поставит свечу, которую еще никто не ставил: с каждого купца сдерет по три пуда воску.

Городничий едет с Добчинским. Бобчинекий на дрожках не помещается, но собирается за дрожками «петушком» бежать.

Явление 6

Жена и дочь городничего сгорают от любопытства: каков ревизор? Анна Андреевна хочет сама все разузнать.

Действие второе
Комната гостиницы

Явление 1

Осип лежит на кровати барина и разговаривает сам с собой. Из его монолога становится ясно, что из Петербурга они с барином уехали два месяца назад, что барин его «профинтил» все деньги, а теперь «сидит и хвост подвернул».

Явление 2

Хозяин Осипа всегда требует самый лучший обед. В Петербурге он, как только получал от отца деньги, сразу кутил — ездил на извозчике, ходил в театры.

Явление 3

Хлестаков посылает своего слугу за обедом к хозяину, но тот отказывается идти, так как они не платили уже три недели.

Явление 4

Хлестаков говорит с трактирным слугой заискивающим тоном и просит, чтобы тот уговорил хозяина послать ему обед, обещая заплатить потом.

Явление 5

Хлестаков мечтает, как сразит провинциальных помещиков петербургскими манерами. Хорошо бы подкатить «эдаким, чертом» в карете к соседу-помещику, Осипа одеть в ливрею …

Явление 6

Трактирный слуга приносит Хлестакову обед. Тот недоволен: нет ни рыбы, ни котлет (он видел, как все это ели два коротеньких человечка), но все съедает.

Явление 7

Осип говорит Хлестакову, что приехал городничий и хочет с ним встретиться. Хлестаков в смятении.

Явление 8

Хлестаков и Антон Антонович начинают друг перед другом оправдываться. Хлестаков обещает, что заплатит за гостиницу, ругает хозяина, который подает ему плохую еду.

Городничий предлагает перейти на другую квартиру, Хлестаков отказывается: думает, что речь идет о тюрьма. Он угрожает, что будет жаловаться министру.

Городничий просит пощадить, ведь у него «жена, дети маленькие». Жалованья ему не хватает даже на чай и на сахар, а взятки если и были, то минимальные, а то, что высечена унтер-офицерская вдова, так это выдумали его враги.

Хлестаков просит у Антона Антоновича взаймы двести рублей. Городничий дает ему четыреста и предлагает пожить у себя.

Хлестаков наконец перестает волноваться и думает, что его так радушно принимают. Городничий же уверен, что Хлестаков хочет, чтобы его считали «инкогнитом», поэтому врет, что едет к отцу в деревню.

Явление 9

Приходит трактирный слуга со счетом, городничий выгоняет его, пообещав прислать денег.

Явление 10

Антон Антонович приглашает Хлестакова осмотреть город и убедиться, что везде царит порядок. Добчинского он посылает к своей жене с запиской, в которой просит подготовить комнату для ревизора.

Действие третье
Комната в доме Антона Антоновича

Явление 1

Жена и дочь городничего сидят у окна в ожидании вестей, планируют, что им надеть к приезду ревизора.

Явление 2

Анна Андреевна упрекает Добчинского за то, что он пришел так нескоро, расспрашивает его о ревизоре.

Явление 3

Жена и дочь городничего готовятся принимать ревизора и прихорашиваются.

Явление 4

Входит Осип. Он просит есть, но ему не дают, объясняя это тем, что все кушанья простые, и он, как слуга ревизора, есть такого не станет. Осип согласен на любую еду.

Явление 5

Хлестакова угощают завтраком в больнице. Он спрашивает у городничего о карточных заведениях, но тот отвечает, что в городе таковых нет.

Явление 6

Антон Антонович привозит гостя домой. Хлестаков, который за завтраком выпил, рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он надеется, что его слушатели не подумают, что он всего лишь «переписывает».

Он только на несколько минут заходит в департамент, чтобы дать указания, а там «чиновник для письма, эдакая крыса, пером только — тр, тр … пошел писать».

В какой-то момент Хлестаков забывается и говорит, как он влетает к себе на четвертый этаж, бросает Маврушке шинель … Но тут же поправляется: забыл, что живет в бельэтаже. У него самый богатый и известный дом в Петербурге, суп в кастрюльке ему привозят из Парижа пароходом.

Он, Хлестаков, с Пушкиным на дружеской ноге, да и сам сочиняет на досуге, дает шикарные балы и обеды, управляет департаментом, часто посещает дворец, его скоро сделают фельдмаршалом.

Явление 7

Чиновники трясутся от страха. Городничий предлагает гостю отдохнуть. Чиновники уверены, что если хотя бы половина из сказанного Хлестаковым правда, то им есть чего опасаться.

Явление 8

Жена и дочь городничего обсуждают Хлестакова. Каждая из них уверена, что именно она понравилась гостю.

Явление 9

Антон Антонович очень напуган и думает, что предпринять, чтобы выйти сухим из воды.

Явление 10

Все расспрашивают Осипа о его хозяине. Слуга говорит, что Хлестаков любит порядок. Городничий дает Осипу денег. Антон Антонович ставит у крыльца Свистунова и Держиморду, чтобы они никого к Хлестакову не пускали.

Действие четвертое
Комната в доме городничего

Явление 1

На цыпочках входят Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич, почтмейстер, Бобчинский и Добчинский. Судья всех строит по-военному. Земляника говорит, что следует «кое-что предпринять».

Давать деньги нужно поодиночке. Выясняют, кто пойдет первым. Земляника уговаривает Ляпкина-Тяпкина, у которого что «ни слово, то Цицерон с языка слетел».

Явление 2

Хлестаков говорит, как ему приятно, что ему оказывают здесь радушный прием.

Явление 3-7

Ляпкин-Тяпкин, дрожа от страха, дает Хлестакову деньги. Тот соглашается взять их взаймы, и счастливый судья уходит. Является почтмейстер. Хлестаков говорит, как ему нравится город, и берет взаймы деньги.

Лука Лукич представляется, трепеща от страха. Хлестаков предлагает ему сигарку, тот боится: брать или не брать? Хлестаков подбадривает, Хлопов прикуривает не с того конца.

Хлестаков спрашивает, какие дамы ему больше нравятся — блондинки или брюнетки. Хлопов отвечает, что не может знать. Хлестаков, как и у всех, берет у него деньги.

Является Земляника и напоминает Хлестакову, что его угощали в его заведении. Хлестаков благодарит Землянику за вчерашний завтрак. Тот доносит «ревизору» на остальных чиновников. Давать деньги он не собирается. Но герой просит взаймы, и тот дает.

К Хлестакову приходят Бобчинский и Добчинский. Он требует у них денег. Добчинский просит в Петербурге похлопотать, чтобы признали законным его сына, а Бобчинский просит хотя бы сказать государю о его существовании.

Явление 8

Хлестаков понимает, что в городе его считают важным чиновником, и пишет об этом приятелю Тряпичкину.

Явление 9

Осип говорит, что барину надо уезжать из города. К молодому человеку приходят просители.

Явление 10

Купцы доносят на городничего, который отнимает у них лучший товар, и дают Хлестакову деньги.

Явление 11

Справедливости требует вдова унтер-офицера, которую высекли. Жалуется и слесарша, мужа которой забрали вне очереди в солдаты, так как он не дал вовремя взятку. Хлестаков обещает им помочь.

Явление 12-15

Хлестаков признается в любви Марье Антоновне. Входит жена городничего и прогоняет дочь. Хлестаков говорит Анне Андреевне, что влюблен в нее, но вынужден жениться на ее дочери, так как Анна Андреевна замужем.

Хлестаков просит руки Марьи Антоновны. Городничий с радостью благословляет молодых.

Явление 16

Хлестаков берет у Антона Антоновича деньги и уезжает из города, объясняя отъезд необходимостью обсудить свадьбу с отцом.

Действие пятое
Комната в доме городничег о

Явление 1

Антон Антонович спрашивает Анну Андреевну, где они теперь будут жить — здесь или в Петербурге. Конечно, в Петербурге, отвечает жена, как же можно здесь оставаться! Городничий видит себя генералом. Анна Андреевна представляет свой будущий дом в столице.

Явление 2-7

Антон Антонович сообщает купцам о помолвке дочери с ревизором и грозится наказать за жалобы. Купцы признают вину. Антон Антонович устраивает прием и говорит гостям о переезде в столицу и возможном получении генеральского чина. Чиновники просят не забывать их и по возможности оказывать покровительство. Городничий милостиво соглашается.

Явление 8

Появляется почтмейстер и читает вслух вскрытое письмо Хлестакова к Тряпичкину, из которого становится ясно, что он не ревизор.

Городничий шокирован. В письме сказано о каждом из чиновников. О городничем Хлестаков написал, что он «глуп, как сивый мерин», о Землянике — что он «свинья в ермолке».

Лука Лукич «протухнул насквозь луком», судья — «в сильнейшей степени моветон», почтмейстер «пьет горькую». Городничий ругает себя. Чиновники ищут виновного в происшествии и решают, что это Бобчинекий и Добчинский, распространившие слух о Хлестакове.

Явление последнее

Вошедший жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора. Следует немая сцена: все стоят в застывших позах, «в окаменении».

ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛЕСТАКОВА

⦁ мелкий петербургский чиновник, проигравшийся в карты;
⦁ говорит и действует без всякого соображения, надеется на авось;
⦁ лжёт и сам верит своей лжи;
⦁ стремится произвести впечатление;
⦁ хлестаковщина — понятие, обозначающее душевную пустоту, себялюбие, приспособленчество, умение пускать пыль в глаза, инфантильность, глупость и эгоизм

ХАРАКТЕРИСТИКА СКВОЗНИКА-ДМУХАНОВСКОГО

⦁ городничий
⦁ не следит за порядком, ворует из казны, берёт взятки и т. д.
⦁ умудрённый опытом взяточник, «мошенник над мошенниками
⦁ самоуверен, груб и деспотичен: «Вот Я их, каналий…»
⦁ перед начальством заискивающе почтительный
⦁ цель его стремлений — «со временем… влезть в генералы»
⦁ не смог распознать ложь Хлестакова
⦁ Хлестаков о герое: «глуп, как сивый мерин»

) собирает у себя отцов города и сообщает им пренеприятное известие: «К нам едет ревизор». Чиновники поражены и испуганы. Больше всего волнуется сам городничий: в местном хозяйстве много непорядков. В передней у судьи Ляпкина-Тяпкина сторожа держат гусей с гусенками, а от заседателя постоянно пахнет так, как будто он только что вышел из винокуренного завода. Больные в больнице попечителя Земляники грязны и по виду похожи на кузнецов, а учителя в училищах смотрителя Хлопова имеют вольнодумное выражение лица. (См. Образы чиновников в «Ревизоре» , Ляпкин-Тяпкин – характеристика с цитатами , Земляника – характеристика с цитатами , Хлопов – характеристика с цитатами .)

Явление 2 . К собранию у городничего присоединяется почтмейстер Шпекин. (См. Шпекин – характеристика с цитатами .) Городничий предполагает, что ревизор мог быть послан вследствие какого-либо доноса, и интересуется, нельзя ли на почте «немножко» распечатывать письма и «из предосторожности» знакомиться с их содержанием. Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства. В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Явление 3 . К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский. (См. Бобчинский и Добчинский – характеристика с цитатами .) Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы. Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, а в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки. Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.

Явление 4 . Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.

Явление 5 . Городничий выезжает в трактир, к ревизору.

Гоголь «Ревизор», действие 2 – краткое содержание

Явление 1 . Человек, которого Бобчинский и Добчинский приняли за ревизора, – на самом деле Иван Александрович Хлестаков, молодой повеса, чиновник самого низкого ранга, который теперь ещё и дочиста проигрался в карты. (См. Краткая характеристика Хлестакова .) Хлестаков оказался в городе случайно, проездом из Петербурга домой в Саратовскую губернию.

Слуга Хлестакова Осип, лёжа в отсутствие барина на его постели, рассуждает о том, как легковесен его господин. (См. Осип – характеристика с цитатами , Монолог Осипа .) Хлестаков существует только на присылаемые отцом подачки, которые тут же спускает в кутежах. Сейчас они с Осипом сидят голодные: им не на что даже купить обеда.

Явление 2 . Вошедший Хлестаков гонит Осипа в трактир – взять обед в долг. Осип говорит, что хозяин уже отказывается кормить без денег. Хлестаков посылает его позвать трактирщика. (См. Диалог Хлестакова и Осипа .)

Явление 3 . Осип уходит, а Хлестаков жалуется сам себе: ужасно хочется есть, но пообедать не на что – в Пензе его дотла обчистил в карточной игре один пехотный капитан.

Явление 4 . Осип возвращается с трактирным слугой, который подтверждает: Хлестаков и так уже много задолжал хозяину, поэтому кормить бесплатно его больше не будут. По словам слуги, трактирщик собирается доносить на неплатежи Хлестакова городничему. Хлестаков посылает слугу упрашивать хозяина.

Явление 5 . Вновь оставшись один, Хлестаков размышляет: не продать ли штаны? Чтобы заглушить муки голода, он начинает мечтать. Хорошо бы взять напрокат карету, обрядить Осипа в ливрею, выдавать себя за богача и ездить по лучшим домам… (См. Монолог Хлестакова .)

Явление 6 . Трактирный слуга приносит обед, но предупреждает: хозяин дал его без денег в последний раз. Голодный Хлестаков бросается к тарелкам и начинает выговаривать слуге за то, что обед плох: в супе вместо масла плавают какие-то перья, а говядина в жарком так жестка, что от её жевания болят челюсти.

Явление 7 . Осип сообщает Хлестакову: его спрашивает приехавший в гостиницу городничий. Хлестаков приходит в страшное волнение. Он полагает, что городничий прибыл по жалобе трактирщика и сейчас потащит его в долговую тюрьму.

Явление 8 . Городничий входит к мнимому ревизору. Хлестаков, уверенный, что сейчас его поведут в тюрьму, вначале заикается, но потом кричит: «Я буду жаловаться министру!». Городничий, сам перепугавшись, полагает: «ревизор» хочет жаловаться на дурное управление городом. Хлестаков объясняет, что не может уехать из гостиницы, так как у него нет ни копейки. Городничий принимает это за вымогание взятки. Он тут же суёт «ревизору» 400 рублей и приглашает его к себе домой. Донельзя изумлённый Хлестаков не вполне понимает происходящее, но всё больше ободряется и начинает держать себя с городничим немного свысока. (См. Диалог Хлестакова и городничего в трактире .)

Явление 9 . По просьбе Хлестакова Осип приводит трактирного слугу. Имея теперь деньги, Хлестаков хочет расплатиться через него с хозяином. Но городничий приказывает слуге убираться прочь.

Явление 10 . Городничий приглашает Хлестакова проехаться вместе по городским учреждениям. Жене он отсылает с Добчинским записку, где приказывает подготовить дома хороший приём «ревизору».

Гоголь «Ревизор», действие 3 – краткое содержание

Явление 1 . Жена и дочь городничего, увидев в окно Добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора.

Явление 2 . Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков.

Явление 3 . Готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них.

Явление 4 . Слуга Осип приносит в дом городничего чемодан с вещами Хлестакова и требует накормить себя.

Явление 5 . Хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по учреждениям. Хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. Городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную.

Явление 6 . Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Хлестаков рисуется перед ними. Он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше. Хлестаков уверяет, что близко знаком с Пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «Женитьбу Фигаро » и «Юрия Милославского». Он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы. Раз он, якобы, управлял департаментом, и 35 тысяч курьеров были присланы просить его о вступлении в эту должность. Теперь же его скоро произведут в фельдмаршалы. (См. полный текст этого самого лживого монолога Хлестакова .)

Явление 7 . Хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре».

Явление 8 . Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них Хлестаков обратил больше внимания.

Явление 9 . Городничий, уложив Хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении.

Явление 10 . Городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», Осипа. Осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. Он рассказывает: его барин очень влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, Осипа, советам. Спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки».

Явление 11 . Позвав квартальных Свистунова и Держиморду, городничий приказывает не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.

Гоголь «Ревизор», действие 4 – краткое содержание

Явление 1 . Городские чиновники, стоя у комнаты спящего Хлестакова, горячо обсуждают, как дать ему взятку и не вступить при этом в конфликт с законом. Никто не хочет первым идти предлагать деньги «ревизору», каждый подталкивает другого.

Явление 2 . Хлестаков просыпается в своей комнате и с удовлетворением вспоминает о прошедшем дне.

Явление 3 . К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин с деньгами в сжатом кулаке. Не зная, как удобнее их сунуть, судья стушёвывается настолько, что разжимает руку и роняет купюры. Хлестаков, увидев деньги, не теряется и тут же просит их «взаймы». Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается дать и поспешно уходит.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Явление 4 . В комнату Хлестакова входит почтмейстер Шпекин. «Ревизор» уже не ждёт, когда тот выронит деньги, а просит взаймы сам. Почтмейстер с радостью «ссужает» триста рублей.

Явление 5 . Точно таким же способом Хлестаков «занимает» ещё 300 рублей у смотрителя училищ Хлопова.

Явление 6 . Ещё 400 рублей даёт ему попечитель богоугодных заведения Земляника (который при этом ещё и старается ябедничать на почтмейстера и судью).

Явление 7 . Бобчинский и Добчинский находят для «ревизора» лишь гораздо меньшую сумму: всего 65 целковых на двоих.

Явление 8 . Собрав со всех деньги и оставшись один, Хлестаков дивится, что за дурачьё управляет этим городом. Он решает написать о своих весёлых приключениях знакомому журналисту Тряпичкину в Петербург: пускай тот «общелкает» этот случай в какой-нибудь газете.

Явление 9 . Пришедший Осип советует Хлестакову убираться из города, как можно скорее: его явно принимают за другого человека, и ошибка может выявиться с минуты на минуту. Хлестаков соглашается, но перед отъездом поручает Осипу отнести на почту письмо для Тряпичкина. За окном вдруг слышатся голоса купцов, пришедших к «ревизору» с челобитной. Квартальный Держиморда пробует задержать их у ворот, но Хлестаков, выглянув в окно, распоряжается впустить.

Явление 10 . Купцы с подношениями в руках приносят «ревизору» жалобу на произвол городничего. Хлестаков обещает замолвить за них словечко в столице и с удовольствием берёт у купцов «взаймы» 500 рублей.

Явление 11 . Слесарша приходит жаловаться «ревизору» на то, что городничий незаконно сдал в солдаты её мужа, а унтер-офицерская вдова – что он приказал её высечь. В комнату Хлестакова ломятся и другие просители, но торопящийся уезжать Осип выталкивает их.

Явление 12 . Столкнувшись с дочерью городничего, Марьей Антоновной, Хлестаков начинает делать ей пылкие, неумеренные комплименты, потом пытается поцеловать в плечо – и наконец, падает перед ней на колени с любовным признанием.

Явление 13 . В таком положении их застигает мать Марии Антоновны, Анна Андреевна. Под упрёками матери Марья Антоновна уходит в слезах, а ветреный Хлестаков начинает на коленях объясняться в любви Анне Андреевне. (См. Диалог Хлестакова и Анны Андреевны .)

Явление 14 . Эту сцену видит вернувшаяся Марья Антоновна. Хлестаков тут же хватает её руку и просит Анну Андреевну благословить его и Машу на законный брак.

Явление 15 . Узнав о визите к «ревизору» купцов, городничий прибегает сказать, что они всё врали. Но жена огорошивает его известием: Хлестаков просит руки их дочери. Оба родителя благословляют молодых.

Явление 16 . Сосватав Марью Андреевну, Хлестаков неожиданно заявляет, что сейчас ему надо съездить на день к живущему по соседству дяде. Он берёт у городничего ещё 400 рублей и вместе с Осипом спешно уезжает.

Гоголь «Ревизор», действие 5 – краткое содержание

Явление 1 . Городничий и Анна Андреевна рассуждают об удаче, которая помогла им породниться почти с вельможей, и строят планы на будущее. Городничий рассчитывает вскоре получить генеральский чин, а его жена – построить блестящий дом в столице.

Явление 2 . Городничий ругает купцов, вздумавших жаловаться на него ревизору, и сообщает им, что этот ревизор теперь будет его зятем. Купцы уговаривают городничего не гневаться и не губить их.

Явление 3 . Судья Ляпкин-Тяпкин и уважаемый горожанин Растаковский поздравляют семейство городничего с необыкновенным счастьем.

Явление 4 . Городничего поздравляют влиятельные горожане Люлюков и Коробкин.

Явление 5 . Бобчинский и Добчинский так спешат засвидетельствовать уважение Анне Андреевне и Марии Антоновне, что, целуя им ручки, даже сталкиваются лбами.

Явление 6 . С поздравлениями приходят смотритель училищ Хлопов и его жена.

Явление 7 . Поздравления продолжаются теперь уже ото всего городского общества сразу. Анна Андреевна объявляет землякам, что они с мужем намерены переехать в Петербург. Поздравители просят городничего о протекции своим детям.

Явление 8 . Посреди всеобщей суматохи вбегает почтмейстер Шпекин и объявляет, что за ревизора был принят человек, который им вовсе и не являлся. Шпекин распечатал письмо, отправленное Хлестаковым Тряпичкину , и узнал оттуда, кем на самом деле был его автор. Собравшиеся читают это письмо со всеми обидными характеристиками, которые дал им там Хлестаков. Пришедший в ярость городничий стучит ногами об пол и со словами: «чему смеётесь? над собой смеётесь!» – грозится стереть в муку всех бумагомарак-сочинителей.

Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.

В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

История написания «Ревизора»

Николай Васильевич Гоголь описывает в своих произведениях довольно утрирование образы русской действительности того времени. В момент появления идеи новой комедии писатель активно работает над поэмой «Мертвые души».

В 1835 году он обращается по вопросу идеи для комедии к Пушкину, в письме изложив ему просьбу о помощи. Поэт отзывается на просьбы и рассказывает историю, когда издатель одного из журналов в одном из южных городов был принят за приезжего чиновника. Аналогичная ситуация, как ни странно, происходила и с самим Пушкиным в то время, когда он собирал материалы для описания пугачевского бунта в Нижнем Новгороде. Его также приняли за столичного ревизора. Идея показалась Гоголю интересной, и само желание написать комедию настолько его захватило, что работа над пьесой шла всего лишь 2 месяца.

В течение октября и ноября 1835 года Гоголь полностью написал комедию и еще через несколько месяцев зачитал ее перед другими литераторами. Коллеги пришли в восторг.

Сам Гоголь писал, что он хотел собрать все дурное, что есть в России, в единую кучу, и посмеяться над этим. Свою пьесу он видел, как очищающую сатиру и орудие борьбы с существовавшей на тот момент в обществе несправедливостью. К слову сказать, допущена пьеса по трудам Гоголя к постановке была лишь после того, когда Жуковский лично обратился с просьбой к императору.

Анализ

Описание произведения

События, описанные в комедии «Ревизор» происходят в первой половине XIX века, в одном из провинциальных городков, которой Гоголь просто обозначает как «N».

Городничий сообщает всем городским чиновникам, что до него донеслась весть о прибытии столичного ревизора. Проверки чиновники пугаются, потому что все они берут взятки, плохо работают и в учреждениях, находящихся в их подчинении, царит бардак.

Практически сразу за известием появляется и второе. До них доходит, что в местной гостинице остановился человек хорошо одетый и похожий на ревизора. На самом деле неизвестный - это мелкий чиновник Хлестаков. Молодой, ветреный и глупый. К нему в гостиницу заявился лично Городничий, чтобы познакомиться с ним и предложить переехать к нему домой, в условия намного лучшие, чем гостиница. Хлестаков с радостью соглашается. Ему такое гостеприимство нравится. На данном этапе он не подозревает, что его приняли не за того, кем он является.

Знакомят Хлестакова и с другими чиновниками, каждый из которых вручает ему крупную сумму денег, якобы в долг. Ими делается все, чтобы проверка была не такой тщательной. В этот момент Хлестаков понимает, за кого его приняли и, получив круглую сумму, умалчивает, что это ошибка.

После он решает уехать из города N, предварительно сделав предложение дочери самого Городничего. С радостью благословляя будущий брак, чиновник радуется подобному родству и спокойно прощается с Хлестаковым, который покидает город и, естественно, не собирается в него больше возвращаться.

Перед этим главный герой пишет в Петербург письмо своему другу, в котором рассказывает о произошедшем конфузе. Почтмейстер, вскрывающий на почте все письма, прочитывает и послание Хлестакова. Обман вскрывается и все, кто давал взятки, с ужасом узнают, что деньги им не вернутся, и проверки еще не было. В этот же момент в город приезжает настоящий ревизор. Чиновники от известия приходят в ужас.

Герои комедии

Иван Александрович Хлестаков

Возраст Хлестакова 23 - 24 года. Потомственный дворянин и помещик, он тоненький, худощавый и глуповатый. Действует, не думая о последствиях, обладает отрывистой речью.

Работает Хлестаков регистратором. В те времена это был чиновник самого низкого ранга. На службе он присутствует мало, все чаще играет в карты на деньги и гуляет, поэтому карьера его никуда не продвигается. Живет Хлестаков в Петербурге, в скромной квартире, а деньги ему регулярно присылают родители, проживающие в одной из деревень Саратовской губернии. Экономить средства Хлестаков не умеет, он тратит их на всевозможные удовольствия, себе ни в чем не отказывая.

Он очень труслив, любит хвастаться и привирать. Не прочь Хлестаков приударить за женщинами, особенно симпатичными, однако его очарованию поддаются только глупые провинциальные дамы.

Городничий

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Постаревший на службе, по-своему неглупый чиновник, производящий вполне солидное впечатление.

Говорит он взвешенно и в меру. У него быстро меняется настроение, черты лица его жесткие и грубые. Обязанности свои он выполняет плохо, является мошенником с большим опытом. Наживается Городничий везде, где только можно, и среди таких же взяточников находится на хорошем счету.

Он жадный и ненасытный. Деньги ворует, в том числе и из казны, и беспринципно нарушает все законы. Не гнушается даже шантажом. Мастер обещаний и еще больший мастер их невыполнения.

Мечтает Городничий быть генералом. Не обращая внимания на массу своих грехов, он еженедельно посещает церковь. Страстный игрок в карты, он любит свою жену, очень нежно к ней относится. Есть у него и дочь, которая в конце комедии с его же благословения становится невестой пронырливого Хлестакова.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин

Именно этот персонаж, отвечая за пересылку писем, вскрывает письмо Хлестакова и обнаруживает обман. Впрочем, открыванием писем и посылок он занимается на постоянной основе. Делает это не из предосторожности, а исключительно ради любопытства и собственной коллекции интересных историй.

Порой он не просто читает письма, особо понравившиеся, Шпекин оставляет себе. Помимо пересылки писем в его обязанности входит руководство почтовыми станциями, смотрителями, лошадьми и т. д. Но этим он не занимается. Он вообще почти ничего не делает и поэтому местная почта работает крайне плохо.

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская

Жена Городничего. Провинциальная кокетка, чья душа вдохновлена романами. Любопытна, тщеславна, любит взять верх над мужем, но на деле это получается только в мелочах.

Аппетитная и привлекательная дама, нетерпеливая, глупая и способная на разговоры только о пустяках, да о погоде. При этом любит болтать без умолку. Она высокомерна и мечтает о роскошной жизни в Петербурге. Мать не важная, поскольку соперничает с дочерью и бахвалится, что ей Хлестаков уделил внимания больше, чем Марье. Из развлечений у жены Городничего - гадание на картах.

Дочь Городничего 18 лет от роду. Привлекательная внешне, жеманная и кокетливая. Она очень ветрена. Именно она в конце комедии становится брошенной невестой Хлестакова.

Цитаты

« Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся - брюнетки или блондинки?»

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я - признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню»

«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено» Городничий

«Большому кораблю - большое плаванье». Ляпкин-Тяпкин

« По заслугам и честь» . Земляника

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул». Лука-Лукич

Композиция и анализ сюжета

Основой пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является бытовой анекдот, который в те времена был достаточно распространен. Все образы комедии утрированы и, вместе с тем, правдоподобны. Пьеса интересна тем, что здесь все ее персонажи вяжутся между собой и каждый из них, по сути, выступает героем.

Завязкой комедии является ожидаемый чиновниками приезд ревизора и их поспешность в выводах, из-за которой проверяющим признается Хлестаков.

Интересным в композиции комедии является отсутствие любовной интриги и любовной линии, как таковой. Здесь просто высмеиваются пороки, которые по классическому литературному жанру получают наказание. Частично они уже наказы легкомысленным Хлестаковым, но читателю понятно в конце пьесы, что еще большее наказание их ожидает впереди, с приездом настоящего проверяющего из Петербурга.

Посредством простой комедии с утрированными образами Гоголь учит своего читателя честности, доброте и ответственности. Тому, что необходимо уважать собственную службу и соблюдать законы. Через образы героев каждый читатель может увидеть и свои собственные недостатки, если среди них имеются глупость, жадность, лицемерие и эгоизм.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Мелкий чиновник из Петербурга Хлестаков, оказывается без денег в гостинице, в небольшом городке. В это время, Городничий этого городка, Антон Антонович, созывает важных лиц города и объявляет им, что ему стало известно, что в город едет ревизор из Петербурга. Местные помещики, Добчинский и Бобчинский, увидев Хлестакова, решают, что это и есть ревизор. Тотчас к нему отправляется Городничий, даёт ему взятку и привозит домой, где уже накрыт стол. Хлестаков напивается, и напридумывает разных историй, про то, какой он большой человек в Петербурге. Утром Хлестаков понимает, что его приняли за важного человека и, пользуясь этим,­ берёт у всех взятки, а также начинает волочиться за женой и дочкой Городничего. В конце концов, он делает предложение дочери Городничего, но тут же уезжает, так как понимает, что ошибка может скоро вскрыться. Перед этим он пишет письмо своему другу, красочно описывая, какие все тупицы в этом городе. Тем временем, Городничий с женой мечтают, как будут жить в Петербурге, но тут приходит почтмейстер Шпекин и показывает письмо Хлестакова, которое он вскрыл. После прочтения, все начинают обвинять друг друга в головотяпстве. Тут заходит жандарм и объявляет, что прибыл чиновник из Петербурга и требует Городничего к себе. Всё заканчивается немой сценой.