Символизм в зарубежной литературе 20 века. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. Романтизм в символизме

Основным художественным направлением начала XIX в. в странах Европы и Северной Америке стал романтизм, который проявился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Представители романтизма проявили значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора, культуре своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е годы XIX века.

В литературе романтизм создал своего героя: человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир, отвергающий законы, тоскующий по идеалу. Для писателей важным было не воспроизвести реальную действительность, а показать свое отношение к ней.

Родиной романтизма была Германия. Среди немецких писателей романтизма стоит выделить Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776 – 1822 гг.), автора произведений «Эликсир дьявола» «Золотой горшок», «Крошка Цехес», «Повелитель блох». Гофман был не только талантливым писателем, но и одним из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина».

Известным немецким поэтом-романтиком был Генрих Гейне (1797 –
1856 г.). В своем творчестве опирался на народную песню.

Вершиной английского романтизма был лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788 – 1824 г.). Для его произведений характерен протест. Его главный герой-бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, он крайне разочарован посленаполеоновским устройством общества. Наиболее известные его произведения: «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений Байрона – роман в стихах «Дон Жуан». Поэт участвовал в движении карбонариев в Италии, в борьбе за свободу Греции, где и погиб. Свободолюбие и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Известными английскими поэтами-романтиками были Джон Китс (1795 – 1821 гг.) и Перси Бишу Шелли (1792 – 1822 гг.). Английский писатель Вальтер Скотт (1771 – 1832 гг.) писал исторические романы «Пуритане», «Айвенго», в которых наблюдалось сочетание романтической и реалистической тенденций.

В первой трети XIX века романтизм стал основным направление в литературе Франции. На первом этапе его представлял Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848 гг.). Во всех произведениях содержится полемика с идеями Просвещения и революции, католицизм провозглашается основой и содержанием искусства. Поэтому Шатобриана относят к консервативному крылу романтизма.

Представителями прогрессивного романтизма были В. Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802 – 1885 гг.) сформулировал принципы новой романтической драматургии. Он выступал за свободу и естественность, против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме, признавал смешение комического и трагического. Он был крупнейшим поэтом. Писал драматические произведения, наиболее известные «Эрнани», «Кромвель», «Марион Делорм». Выдающиеся романы Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». Особое место в его творчестве занимает роман «Отверженные», в котором подняты острые социальные проблемы XIX века. Критикуя недостатки общественного устройства, Гюго не теряет веры в возможность нравственного перерождения человека.

Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван, 1804 – 1876 гг.) своих романах «Индиана», «Консуэло» поднимала острые социальные вопросы – положение женщины в семье и обществе.

Александр Дюма в своих романах уделял внимание историческим событиям, дополняя их приключениями героев «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Известными сказочниками XIX века были датчанин Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875 гг.) и немцы братья Якоб (1785 – 1863 гг.) и Вильгельм Гримм (1786 – 1859 гг.).

В музыке романтическое направление представлено творчеством выдающихся композиторов разных стран. Известным немецким композитором, музыкальным критиком, выразителем эстетики романтизма был Роберт Шуман (1810 – 1856 гг.). Он создал фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», лирико-драматические вокальные циклы, оперы, оратории. Первым представителем романтической оперы в Германии был К.М. Вебер (1786 –
1826 гг.). Он определил основные направления немецкого оперного искусства: народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок», опера на средневековый рыцарский сюжет «Эврианта».

Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 – 1883 гг.). Знаменитые оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда». Музыка Вагнера отличается огромной выразительностью, его оперы – целостные художественные произведения, в которых сочетаются музыка, поэзия, актерское мастерство, танец, живопись, архитектура.

Композиторами-романтиками были француз Гектор Берлиоз (1803 –
1869 гг.), венгр Ференц Лист (1811 – 1886 гг.), поляк Фредерик Шопен (1810 – 1849 гг.), итальянец Никколо Паганини (1782 – 1840 гг.).

Романтизм в живописи наиболее ярко проявился в творчестве французских художников. Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.) освободился от влияния классицизма, стремился найти героическое в реальной жизни.

Наиболее известная картина Жерико – «Плот Медузы». Также он писал портреты, бытовые сцены, пейзажи. Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.) большое внимание уделяет историческим сюжетам. В разгар революционных событий 1830 г. он пишет знаменитую картину «Свобода на баррикадах». Известны его картины «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Резня на Хиосе». Делакруа по праву считают создателем исторической живописи Нового времени.

Заслугой романтиков стала демократизация искусства графики, создание более гибких форм в литографии и книжной гравюре на дереве. Особое место среди книжных иллюстраторов-графиков принадлежит французскому художнику Гюставу Доре (1832 – 1883 гг.). До сих пор с его иллюстрациями издаются Библия, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. С романтизмом связано творчество французского графика-карикатуриста и художника Оноре Домье (1808 – 1879 гг.).

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции в середине XIX в. и получил распространение во всей Европе. В балетных спектаклях главенствующее положение стала занимать танцовщица, получили развитие прыжки и танец на пальцах. Первой использовала танец на пуантах итальянская танцовщица Мария Тальони (1804–1884). От романтического балета берет начало кордебалетный танец, который получил дальнейшее развитие на протяжении XIX в. Особенно выразительные кордебалетные партии созданы в балете «Жизель» композитора А. Адана.

Таким образом, романтизм оставил значительный след в искусстве. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и показал новые пути ее развития.

В 30–40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм и к середине века становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество писателей реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

В 30-40-е годы лучшие произведения этого стиля создаются во Франции. Творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850 гг.) является вершиной западноевропейского реализма. Он создал эпопею «Человеческая комедия», в которой романы связаны общим замыслом и многими персонажами. Наиболее известные романы этой эпопеи – «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Известный представитель критического реализма – Стендаль (наст. Анри Бейль, 1783 – 1842 гг.). Героями его романов «Красное и черное», «Пармская обитель» являются современники. Автор дает собственную трактовку обманчивого внешнего вида героев и их лицемерия.

Крупнейшим представителем реализма был Гюстав Флобер (1821 –
1880 гг.). Оценка позиции Флобера по отношению к социальным проблемам не может быть однозначной: он всегда враждебно относился к буржуазии, презирал народные массы, считал бессмысленным занятие политикой. Несмотря на это, Флобер дал замечательное критическое изображение действительности, не остался в стороне от общественной борьбы. Его лучшие романы – «Мадам Бовари», «Воспитание чувств».

Творчество Ги де Мопассана (1850 – 1893 гг.) отличается острым анализом социальных проблем. Писал новеллы и рассказы. Лучшие романы писателя – «Жизнь», «Лучший друг».

Вершиной английского критического реализма является творчество Чарльза Диккенса (1812 – 1870 гг.). В своих романах «Домби и сын», «Оливер Твист»», «Дэвид Копперфилд» он выступает против буржуазии, которую считает носителем зла. Все романы Диккенса отличаются оптимизмом, национальным юмором, трезвым, реалистическим взглядом на жизнь.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863 гг.) в романе «Ярмарка тщеславия» показал пороки, присущие буржуазному обществу.

В конце XIX века реалистическое направление английской литературы представлено творчеством трех писателей, получивших мировую известность. Джон Голсуорси (1867 – 1938 гг.), лауреат Нобелевской премии 1932 г., в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современной комедии» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Джордж Бернанрд Шоу (1856 – 1950 гг.), лауреат Нобелевской премии 1925 г., писал драмы, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем. Герберт Джордж Уэллс (1866 – 1946 гг.) – классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогреcса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах «Машина времени», «Человек-невидимка» он опирался на новейшие научные концепции.

В последней трети XIX века мировую известность приобретает литература скандинавских стран. Прежде всего это творчество писателей Ибсена и Гамсуна. Генрик Ибсен (1828 – 1906 гг.) создал остросатирические социально-реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа». Кнут Гамсун (1859 – 1952 гг.) написал психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце XIX века творчество этих норвежских писателей, а также русских писателей И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, оказали большое влияние на общественное сознание и литературное творчество других народов.

На основе реализма возникает особое направление в искусстве – натурализм. Наибольшее влияние это направление приобретает в 80-е годы XX века во французской литературе. Крупнейшим представителем и теоретиком этого течения был Эмиль Золя (1840 – 1902 гг.). Он разработал собственную теорию, согласно которой роман должен быть построен на научной основе, фактором, определяющим характер героев, является наследственность и среда. Главный труд Золя – двадцатитомная серия романов «Ругон-Маккары», в которых он отобразил жизнь Франции в период 1852 – 1870 гг.

В XIX веке в литературе возникают два новых жанра, которые заняли в XX веке ведущее место в массовой литературе: фантастика (представители француз Жюль Верн (1828 – 1905 гг.) и англичанин Герберт Уэллс) и детектив (представители американец Эдгар По (1809 – 1849 гг.) и англичанин Артур Конан Дойл (1859 – 1930гг.).

Во второй половине XIX – начале XX вв. в культуре возникают новые тенденции, которые получили название декаденство. Для него характерны настроения безнадежности и пессимизма, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, неприятия жизни. Декаденство встречается у символистов и модернистов.

В конце XIX – начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм, который нашел свое отражение и в литературе. Поэты-символисты использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Известны французские поэты-символисты Шарль Бодлер (1821 – 1867 гг.), Поль Верлен (1844 – 1896 гг.), Артюр Рембо (1854 – 1891 гг.). Возникновение символизма связывают с выходом в свет в 1857 г. сборника стихов Ш. Бодлера «Цветы зла». После падения Парижской коммуны (1871 г.) во французском символизме появляются декаденские настроения. Важным моментом в развитии символизма было появление в 1866 г. первого сборника П. Верлена «Сатурновые стихи». Также в 1886 г. был опубликован «Манифест символизма», написанный поэтом Ж.Мореасом. Этот манифест окончательно оформил символическое направление во французской поэзии.

Символизм получил распространение и в других странах. Символические пьесы писал бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862 – 1949 гг.). Его пьесы-сказки «Принцесса Мален», «Палеас и Малисандра» показывают повседневную таинственную обреченность человека на одиночество и смерть, знаменитая «Синяя птица» – о возможности победы над злыми природными и жизненными стихиями.

Представители этого направления в искусстве стремились с помощью символов показать «скрытую реальность» идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей.

Музыка XIX века, кроме романтизма, представлена и реалистическим направлением, а наиболее популярным жанром становится опера. Основным жанрам итальянской оперы I половины XIX века была опера-буфф – комическая опера. Наиболее известны композиторы Дж. Россини (1792 – 1868 гг., оперы «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка»), Г.Донецетти (1797 – 1848 гг., оперы «Люция ди Ламмермур», «Любовный напиток»).

В условиях политической реакции в Италии опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в опере XIX века – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.). В своих операх Верди стремился затронуть различные социальные и даже политические проблемы. В операх «Травиата», «Риголетто», «Трубадур» показаны проблемы социального неравенства, историческая тема воплощена в операх «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Набукко». Вершиной творчества Верди считают оперы «Аида» и «Отелло».

Верди важное место отводит оркестру и хору. Сейчас оперы Верди постоянно ставятся в оперных театрах мира.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875 гг.) – создателя оперы «Кармен», которая признана вершиной французской реалистической оперы.

В конце века в итальянской опере сформировалось особое направление – веризм. Композиторы этого направления чаще всего становились известными по одному произведению. Так, Р. Леонковалло (1857 – 1919 гг.) написал оперу «Паяцы», в которой показана жизнь бродячих актеров, П. Масканьи (1863 – 1945 гг.) – оперу «Сельская честь», героями которой были крестьяне. Наиболее известным композитором является Дж. Пуччини (1858 – 1924 гг.). Он создал несколько опер, которые до сих пор украшают репертуар многих театров, – «Тоска», «Богема», «Чио-чио-сан» (второе название этой оперы «Мадам Баттерфляй»). Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей.

В середине XIX века возникает новый музыкальный жанр – оперетта. Родиной этого жанра стала Франция, а основателем – Ф. Эрве (1825 – 1892 гг.), который создал оперетты «Маленький Фауст», «Мадемуазаль Нитуш». Известным автором оперетт был французский композитор Ж. Оффенбах (1819 – 1880 гг.). Наиболее известны оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», также он написал оперу «Сказки Гофмана». Прекрасные оперетты были созданы венским композитором И. Штраусом (1825 – 1899 гг.) – «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Цыганский барон», которые ставят и сейчас.

Как литературное движение Романтизм начинает развиваться с конца 18 века. Сам термин «романтизм» сочетает в себе высокую духовность, философскую глубину, эмоциональную насыщенность, сложный сюжет, особый интерес к природе и убеждённость в неисчерпаемых возможностях человеческой личности.

Романтическое движение конца 18 – начала 19 века оказалось одним из самых сильных и продуктивных, так как проявило себя ещё в философии, экономике и политике. Романтизм – детище французской революции. Революцию подготовили просветители, которые считали мир неразумным. По их мнению, революция приведёт к царству разума.

Шлегель сформулировал три основных особенности метода:

1)Революция. Революция скоро показала, что свобода превратилась в тиранию революционеров-диктаторов. Жестокое разочарование сменило надежды на обновление общества.

2)Изменение сознания. Противоположные тенденции разорвали сознание – так появилась романтическая двойственность. Это идеи из философии Канта о признании «вещи в себе» и «вещи для нас» – они как бы разделяют мир на две сферы, где первая ведёт те области, которые находятся вне рационалистического постижения мира, указывая на мистическое, таинственное. Романтика верили в возможность пересоздания мира, благодаря творящему «Я» художника.

3)Литературные предпосылки. Они уже были в различных эпохах Просвещения и были способны отвечать законам романтизма. («Дон Кихот» - двоемирие, «Кандид» - вторжение личного «Я» автора в произведение)

Специфические черты романтизма:

Двоемирие – разделение миров на высший и предельно отчуждённый от него – обыденный. Двоемирие романтизма исходит из идеи Шеллинга о двойственности – разделение мироздания на духовную и физическую сферы, и вместе с тем из признания единства этих двух противоположностей.Титаническая личность– главный персонаж, в нём отразилось сознательное усиление при описывание действительности (мерцание в свет, свет в пламя).Анализ чувства (появляется во многих романах, в том числе у Мюссе).Чувство любви занимает особое место, с ним связывали глубину духовного содержания личности. Появляетсямировая скорбь (байронизм, отверженность, «все меня не понимают, а ведь я так люблю людей» и т.д.).Описание природы: она становится действующим лицом. Вакенродер различал два языка в мире – язык бога (=язык природы) и язык искусства. Романтики видели в природе воплощение идей бога. Человек был им интересен только в противовесе с урбанией (+тайный язык природы, двоемирие).Интерес к истории – постоянная тема + появилась идеализация Средневековья как идеальной утерянной Атлантиды. Писателей начала интересовать подлинная, национальная история, отсюда неприятие настоящего и поиск идеала.Интерес к местному колориту: в романтизме реализм внешнего мира создаёт фон и этот фон часто необычным, живописным.Субъективность – в процессе творчества писатель подвергает мир трансформации, которое ему подсказывает индивидуальное видение и полет фантазии.Личность романтикабесконечна («ландшафт» его души). Одной из основ романтического бытия являетсязвук. Музыка, по мнению романтиков, способна обнаруживать скрытые закономерности мироздания. Музыка – это не только философская категория, но и способ существования души. Музыкант – это особое мироощущение, присущее творческой личности.Романтическая живопись– природа главенствовала над созданиями человеческих рук; таинственность, сознательная нечёткость рисунка. «Невыразимое», тайное и призыв к погружению в это тайное. Романтики – широко одарённые личности, притом не только в области искусства (братья Гримм – лингвисты). Близость романтической литературы с живописью, разносторонняя одарённость самих авторов привели к тому, что стали говорить осинтезеискусств в романтизме, то есть соединение изначально разрозненного (неслучайно отмечали музыкальное мышление в сказках Гофмана). Было изначальное единство, отсюда возвращение к гармонии, возвращение домой.

Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа,

Искусство. Основные принципы реализма: всестороннее, объективное изображение человека, социальный и психологический детерминизм, историзм, типичность героев, аналитичность. Художественные особенности романтизма и реализма.
Хронологические рамки романтизма и реализма. Появление реализма именно в русской литературе.

2. Немецкий романтизм.

Возникновение иенской школы немецкого романтизма. Теоретическое обоснование нового направления: братья Шлегели. Новалис – наиболее известный писатель иенской школы: его творчество – роман “Генрих фон Офтердинген” и др. – классический,

Эталонный романтизм. Менее значимые писатели иенской школы: Л. Тик – создатель жанра сказочной новеллы (“Белокурый Экберт”). Ф. Гельдерлин – классическая романтическая биография: безответная любовь, сумасшествие; усложненность поэзии. Гейдельбергская школа – интерес к фольклору. Поэзия К. Брентано. Сказки братьев Гримм. Писатели, не входящие ни в какие школы. Сказка А. Шамиссо “Чудесная история Петера Шлемеля” – человек, который продал тень. Сказка В. Гауфа “Холодное сердце” классическое разоблачение корыстолюбия и бесчувствия. Г. Клейст. Необычная биография: самоубийство. Лучшее произведение – трагедия “Пентесилея”. Сюжет и смысл. Власть над человеком животных, диких инстинктов. Проблема войны полов. Поэзия Л. Уланда. Генрих Гейне – лучший немецкий поэт ХIХ века. Тема любви. Лучшие стихотворения. Иронические и сатирические стихи.

3. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Основные особенности творчества: 1. Двоемирие – переплетение реального и идеального миров. 2. Филистеры и энтузиасты. 3. Прием мерцания смысла. Жанровая классификация произведений. Сказки. “Золотой горшок” – классический пример романтического двоемирия. “Щелкунчик и мышиный король”. Примеры мерцания смысла. Странная фигура советника Дроссельмейера. “Крошка Цахес”: уродливый карлик, вместивший все отрицательные человеческие качества, с помощью трех волшебных волосков автоматически присваивавший себе результаты таланта, мастерства других людей. Яркая картина несправедливого карьерного роста и успеха. Страшные мистические рассказы. Отличие мистики от фантастики. “Песочный человек” – классический пример мерцания смысла. Готический роман “Элексиры Сатаны”: одержимость главного героя монаха греховными страстями. Усложненность сюжета. Рассказ “Зловещий гость”: проблема управления одним человеком волей другого. Психологические рассказы. Описание иррациональности человеческой души. “Советник Креспель”: романтический выбор главной героини-певицы между пением и жизнью. “Мадемуазель де Скюдери”: серийного убийцу на преступления толкает страсть к красоте драгоценных камней. Роман “Житейские воззрения кота Мурра”: необычность композиции: параллелизм. Мемуары кота. Затянутость части о композиторе Крейслере.

4. Английский романтизм.

У. Блейк – непризнанный при жизни поэт-мыслитель. Основная идея – сложность, противоречивость жизни, равноправность добра и зла, радости и грусти. Сборники “Песни невинности” и “Песни опыта”. Озерная школа. Поэзия У. Вордсворта: воспевание простоты и нравственности деревенской жизни. С. Кольридж – основные особенности поэзии: мрачный мистицизм, таинственность. Поэмы “Сказание старого морехода” и “Кристабель”. Поэма “Кубла Хан”, написанная во сне. Баллады Р. Саути. П. Б. Шелли. Основные особенности поэзии. Наивный оптимизм, отсутствие ощущения глубинного трагизма жизни. Воспевание радости, красоты, любви. Музыкальность, легкость. Социальная проблематика в поэзии Шелли. Дж. Китс. Ранняя смерть. Красота жизни и искусства в поэзии Китса. Роман Ч. Мэтьюрина “Мельмот Скиталец”. Развитие жанра готического романа в эпоху романтизма. Бессмертие и всезнание ценой продажи души дьяволу. Вальтер Скотт – создатель исторического романа: он впервые правдиво воспроизвел повседневный быт прошлого. Две группы его романов: 1) шотландские – романы об истории Шотландии XVII – XVIII веков. Роман “Пуритане” – один из лучших, проблема насилия и гуманизма в нем; 2) романы о средних веках в других странах: Англии, Франции и др. “Айвенго” – самый известный роман В. Скотта. Англия ХII века: конфликт англосаксов и норманнских завоевателей. Классика приключенческого (авантюрного) романа. Признаки романтической авантюрности в историческом романе: идеализированный герой и героиня, отрицательный герой, авантюрный, неправдоподобный сюжет. Элементы реализма в романах В. Скотта. Влияние на “Капитанскую дочку” А. С. Пушкина.

5. Творчество Джорджа Байрона.

Черты характера. Наиболее значимые и яркие факты биографии поэта (в том числе скандальные): измена первой возлюбленной Мэри Чаворт, связь со сводной сестрой Августой Ли, брак с Аннабеллой Милбэнк, скандальный разрыв с ней, бойкот английского общества, отъезд из Англии, участие в подготовке восстания итальянцев против Австрии, участие в освободительной борьбе греков против турок. Мировоззрение: глобальный пессимизм и трагический героизм, проповедь безнадежной борьбы с непобедимым злом. Лирика – лучшая часть творчества. Основные темы: 1) трагическая любовь (основные циклы), благородство лирического героя; 2) выражение страдания, безнадежности, бессмысленности жизни; 3) воспевание героев, цикл о Наполеоне. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Чайльд-Гарольд – наиболее известное воплощение в европейской литературе разочарованного героя, его биографическая близость автору. Отсутствие развитого сюжета. Основное содержание поэмы – путевые впечатления. Роль образа автора в поэме больше, чем образа героя. Главное в ней – раскрытие богатого внутреннего мира самого Байрона. “Восточные поэмы”. Основные особенности. Противоречивый байронический герой, близкий автору. Тема обаяния зла. “Гяур”. Необычность негативной характеристики героя на протяжении большей части поэмы: с точки зрения его врагов, полных ненависти и страха. “Корсар”, “Лара”: краткая характеристика. Поэма “Шильонский узник”. Философская драма “Каин”. Субъективная интерпретация известного ветхозаветного сюжета. Оправдание Каина как первого интеллектуала-богоборца, первым решившегося самостоятельно мыслить. Справедливость и ошибочность претензий Каина к Богу. Смысл этой итоговой драмы является одновременно смыслом всего творчества Байрона: выражение трагедии жизни потомков Каина, бунтарей. Роман в стихах “Дон Жуан”. Оправдание свободной любви – одна из важнейших идей.

6. Французский романтизм.

Основные моменты бурной истории Франции 1789 – 1851 годов. Произведения о разочарованных героях: “Рене” Р. Шатобриана, “Оберман” Э. Сенанкура, “Адольф” Б. Констана. А. Виньи – поэт трагического героизма. Поэзия М. Деборд-Вальмор. А. Мюссе. Поэзия. Идея благотворности страдания. Роман “Исповедь сына века”. Противоречивость души главного героя: добро и зло (жестокость). Сходства с “Героем нашего времени”. Жорж Санд. Ярчайшие моменты биографии: связи с Мюссе и Шопеном. Идеи эмансипации. Борьба за свободу – ведущий мотив творчества. Увлечение утопическим социализмом. Наиболее знаменитые романы: “Индиана”, “Лелия”, “Консуэло”. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Социально-авантюрные романы Эжена Сю.

7. Творчество Виктора Гюго.

Мировоззрение: гуманизм, оптимизм, вера в нравственный прогресс. Огромная роль литературы в развитии общества. Жизнь Гюго. Активная гражданская позиция. Семья и любовница. Смерть детей. Художественные достоинства и недостатки прозы Гюго: эффектность – основной принцип его романтической поэтики. Основные идеи прозы: защита отверженных, раскрытие сложности человеческой души, призыв видеть сквозь внешнее зло внутреннее, скрытое добро. Смысл повести “Последний день приговоренного к смерти”. Роман “Собор Парижской Богоматери”. Яркий захватывающий сюжет. Основные моменты сюжета, связанные с главными персонажами: Квазимодо и Эсмеральдой. Главная идея – проповедь милосердия. Показ иррациональности человеческой души через образ Клода Фролло. Слепая любовь Эсмеральды к Фебу. Самоотверженная любовь Квазимодо к Эсмеральде. “Отверженные” – лучший роман Гюго. “Человек, который смеется”. Основной сюжет. Образ развратной аристократки Джозианы, влюбившейся в урода. “Девяносто третий год”: воспевание романтического гуманизма, который с точки зрения разума и реальной жизни не только глуп, но и часто преступен.

8. Американский романтизм.

История возникновения США. Первая демократическая президентская республика. Новеллы В. Ирвинга. “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной лощине”. Приключенческие романы Ф. Купера об индейцах. Пенталогия о Кожаном Чулке. Популярность в России. Поэма Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” по мотивам оригинальной индейской мифологии. Роман Н. Готорна “Алая буква”. Сюжет. Смысл – разоблачение жестокости, узости пуританской морали, лишающей человека права на счастье. Роман Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый Кит”. Трагически закончившаяся охота китобойного судна “Пекод”, ведомого сумасшедшим капитаном Ахавом, на злобного огромного белого кита – символ героической, трагической и бессмысленной борьбы человечества с непостижимым и враждебным природным хаосом. Основная идея – утверждение фатализма, неизбежного свершения трагической судьбы.

9. Творчество Эдгара По (1809-1849).

Наиболее яркие и значимые моменты биографии, в том числе и скандальная женитьба на двоюродной 13-летней сестре. Тяжелая жизнь определила характер творчества. Особенности творчества: 1) таинственность; 2) сочетание романтических и реалистических черт; 3) огромная роль художественной формы в лучших произведениях По. 1. Страшные мистические рассказы. Жизнь – страшный хаос, царство ужаса и смерти, мистическая обреченность. Мистические силы вмешиваются в жизнь человека. “Черный кот” – важнейший рассказ По, повлиявший на Достоевского: в нем раскрыта иррациональность человеческой души. “Маска Красной смерти”, “Лигейя”, “Морелла”, “Элеонора”. 2. Страшные психологические рассказы – описание странных, негативных, болезненных психических состояний человека. Краткая характеристика рассказов “Падение дома Ашеров”, “Колодец и маятник”, “Низвержение в Мальстрем”. 3. Детективные рассказы. Эдгар По – создатель жанра классического детектива. Определение жанра. “Похищенное письмо”, “Убийства на улице Морг”, “Золотой жук”. 4. Научно-фантастические и приключенческие рассказы. “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” – о путешествии на Луну на воздушном шаре. “Повесть Крутых гор”. “Рукопись, найденная в бутылке”. 5. Шуточные рассказы. С неожиданным юмористическим финалом. “Преждевременное погребение”, “Очки”, “Система доктора Смоля и профессора Перро”. Поэзия По – одна из самых ярких страниц мировой поэзии. Основные особенности. Лучшие стихотворения По – “Ворон”, “Анабель Ли”.
Поэзия итальянского романтика Дж. Леопарди.

(No Ratings Yet)



  1. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) В современном литературоведении термины “направление” и “течение” могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм,...
  2. Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он...
  3. Понятие романтизма (фр. romantisme) – художественное направление, которое возникло в конце XVIII ст. в Германии, Франции, Великобритании, Франции в начале XIX века, распространилось в Польшу, Российскую империю, Австрию впоследствии и...
  4. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  5. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  6. С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии врусской литературеполучает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича...
  7. Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство...
  8. В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,...
  9. Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Н. А. Некрасов План 1. Тютчев как поэт эпохи романтизма. 2. Природа и человек: их взаимоотношения. 3....
  10. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  11. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца...
  12. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет...
  13. Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не...
  14. Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы...
  15. Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные...
  16. Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов...
  17. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место, открывая новые подходы...
  18. Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах,...
  19. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”,...
  20. Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
  21. Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через...
  22. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  23. Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  24. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  25. “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,... Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина....
Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века

Романтизм - художественное направление , которое образовалось в конце 18 века, как реакция на . Отличительными чертами романтизма является внимание к личным чертам человека, естественность и раскованность, в о тличие от классицизма, где всё было подчинено вековым традициям. Романтики отзывались о классицизме, как о скучном и безликом искусстве и поставили во главу нового жанра эмоциональность и воодушевление. Это более вольная живопись со свежим взглядом на всё искусство. Если раньше главенствующим в живописи были сдержанность и смирение, то теперь это мощные эмоциональные образы, призванные вызвать яркое впечатление.

Излюбленными темами для живописцев-романтиков были живописные горные , выразительные руины. Здесь очень часто присутствуют динамичность композиции, объем, большое пространство, богатый спектр света, светотень. Стоит сказать, что прерафаэлиты и неоготический стиль также относились к романтизму.

Салонное искусство

Салонное искусство - есть обозначение нарицательное, которое обозначает банальность исполнения, бессодержательность произведения или наоборот излишняя многозначительность. Салонным искусством также обозначают имитирование, копирование художественных ценностей, произведений мировых мастеров в коммерческих целях.

Салонное искусство, как термин и понятие, появилось в конце 19 века при поддержке жюри Парижского Салона и признанием верхушкой общества. По их мнению, наглядная внешняя привлекательность, незатейливая и понятная каждому эффектность должна быть главенствующей в искусстве. Простота и легковесность принимались многими людьми, в том числе и сильными мира сего, за художественную ценность. Со временем, когда люди постепенно просвещались и стали всё более лучше разбираться в искусстве, салонное искусство стало приобретать нехорошую окраску и стало означать невзыскательный вкус, даже скорее безвкусицу, зависимость от популярных течений и веяний моды.

Салонное искусство рассчитано на художественно неподготовленного зрителя и привлекает его зачастую антихудожественными ценностями, которые основываются лишь на вызубренных правилах искусства для консервативной публики. Плохой тон в искусстве обращается к широкой публике и агрессивно навязывает свою точку зрения; простое и понятное гораздо лучше усваивается людьми, чем настоящее, сложное и высокое.

Справочная служба города Костанай . Здесь вы найдёте всё, от бытовой техники до услуг по капитальному ремонту и многое другое.

Символизм в искусстве

Символизм - течение в искусстве, которое появилось во Франции в конце 19 века. Символисты выступали против реализма и пытались с помощью живописи и литературы воссоздавать мысли и состояние души. Зачастую символисты передают через свои произведения чувства потустороннего и необычного. Они часто обращаются к темам религии и мифов, смерти, смысла жизни и т.д.

Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р. Гиль, Анри де Реньо, С. Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П. Валери, А. Жид, П. Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах "Пари модерн" и "Ла нувель рив гош" свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты, а так же Ж.К. Гюисманс, выступивший с романом Наоборот. В 1886 Ж. Мореас поместил в "Фигаро" Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж. Мореаса А. Бергсон выпустил в свет свою первую книгу О непосредственных данных сознания, в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование .

В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. "Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность", - писал Мореас. Подобная "чувственная форма", в которую облекается Идея - символ.

Принципиальное отличие символа от художественного образа - его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом: "Символ - окно в бесконечность". Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных (например, "чудо и чудовище" в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей) . Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как "соединение разнородного вместе" . Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании "по ту сторону добра и зла". В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма - в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. "Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними", - писал Ж. Мореас . Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, - приблизиться к сущности "реальнейшего" посредством создания символической картины мира, выковать "ключи тайн". Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, "от реального к реальнейшему". Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий .

Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к "несказанному" многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет. Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А. Рембо Гласные:

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый,

"О" голубой - цвета причудливой загадки…

Поиск соответствий - в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

С. Малларме, "последний романтик и первый декадент", настаивал на необходимости "внушать образы", передавать не вещи, а свои впечатления от них: "Назвать предмет - значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта". Поэма Малларме "Удача" никогда не упразднит случая состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать "состояние души" .

П. Верлен в известном стихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: "Музыкальность - прежде всего" . В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш. Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от "красноречия", нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта "естественной сверхъестественности" в изображении реальности.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г. Моро, О. Роден, О.Редон, М. Дени, Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.