Как определить приставочно суффиксальный способ. Основные способы образования слов в русском языке. Поезд останавливался на ___________станции

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .

    Вконтакте

    Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

    • диахронический (историческое формирование);
    • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

    Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

    Цели и функции СО

    Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

    Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

    1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
    2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
    3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
    4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
    5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

    Средства образования

    Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

    Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

    Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

    Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

    • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
    • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
    • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

    Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

    Виды словообразования

    В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

    1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
    2. Суффиксальный.
    3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
    4. Постфиксальный.
    5. Бессуффиксный.
    6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
    7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
    8. Сложные виды.

    Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

    Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

    Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

    Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

    Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

    Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

    Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

    Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

    Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

    Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

    Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

    • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
    • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

    Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

    Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

    Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

    Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

    Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

    Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

    Словообразовательный разбор

    СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

    СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

    1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
    2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
    3. Определить производную и производящую основы.
    4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
    5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

    Пример словообразовательного разбора:

    1. Богатство – начальная форма «богатство».
    2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
    3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
    4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
    5. Другие процессы задействованы не были.

    Способы словообразования

    2 Основные способы образования слов в русском языке

    Выводы

    Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

    Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:

    приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

    способы

    Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:

    приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

    Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо­ вания слов

    Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;

    дать представление о словообразовательной паре,

    словообразовательной цепочке;

    развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

    Воспитывать интерес к изучению языка, слова.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

    Билингвальный компонент:

    Ход урока

    I . Вводно-мотивационный.

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

    Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,

    снежинка.

    3. Наблюдение. Обращение к цели урока.

    1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

    Подарить, дарёный, дарение.

    2. Какими способами были образованы новые слова?

    3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

    Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.

    II . Операционно-познавательный.

    1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и

    ехать .

    Дополнить словообразовательную цепочку.

    Водица (сущ.) поехать

    водник (сущ.) доехать

    вода водный (прил.) ехать выехать

    водяной (прил.) переехать

    водянистый приехать

    2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

    Словообразование раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

    В русском языке слова образуются следующими способами :

      суффиксальный;

      приставочный;

      приставочно-суффиксальный;

      сложение;

      сложносокращенный.

    3. Слово учителя (объяснение).

    Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

    Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

      Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».

    Способ словообразования

    Что участвует в словообразовании?

    Примеры

    Суффиксальный

    Суффикс

    лес - лес ник

    Приставочный

    Приставка

    вез ти - увез ти

    Приставочно-суффиксальный

    Приставка и суффикс

    снег - подснеж ник

    Сложение

    Слова или основы слов;

    пеш ий, ход ить - пеш (е)ход

    Сложносокращенный

    слоги или начальные буквы, звуки слов

    в ысшее у чебное з аведение - вуз

    Беседа по таблице:

      Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

      С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

      Почему способ сложения слов так называется?

    При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.

    Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

    5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

    I группа – определить суффиксальный способ образования слов;

    II группа – определить приставочный способ образования слов;

    III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;

    IV группа – определить способ образования слов – сложение.

    Способы образования слов

    Суффиксальный

    Приставочный

    Приставочно-суффиксальный

    Сложение

    внуч ка - внук ;

    ламп очка - ламп а;

    город ской - город

    зала ять - ла ять

    проговор ить - говор ить;

    антивирус ный - вирус ный

    подстакан ник - стакан

    СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;

    книг (о)люб - книг а, люб ить

    лед (о)руб - лёд , руб ить

    5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.

    Указать значение суффиксов.

    На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.

    Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .

    Прехорошенький – в значении очень.

    III . Контрольно-оценочный.

    1. Разноуровневая работа.

    I уровень – упр. 284.

    II уровень – упр. 295.

    III уровень – упр. 300.

    1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и

    образовано данное слово.

    Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .

    Способ образования слов – суффиксальный .

    2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.

    Определить слово, от которого образовано данное слово.

    Обозначить приставку.

    Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .

    В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным с-.

    После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .

    Исключение: взимать .

    После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

    3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

    Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .

    IV . Итог урока.

    Какие способы образования слов вам известны?

    Что такое морфемные способы образования слов?

    V . Рефлексия.

    Какую цель мы ставили в начале урока?

    Какие трудности возникали?

    VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.

    Префикс - одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.

    Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка - это изменить категорию слова внутри части речи.

    Вконтакте

    Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.

    Классификация приставок

    Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

    • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с . Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с - перед глухими согласными;
    • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
    • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

    Образование слов с помощью приставок

    Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно

    Существительное

    С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

    пол - подпол

    порядок - беспорядок

    внук - правнук

    заголовок - подзаголовок

    Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

    мобилизация - демобилизация

    революция - контрреволюция

    Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто - от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

    Осина - подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

    Зьдати - съзьдати - созидать - создать - со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание ).

    Еще одна особенность поведения приставок в существительных - их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

    Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

    пример

    привет

    природа

    прибор

    причуда

    Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее - от глаголов после усечения суффикса:

    мера - мерить - примерять - пример

    Как видим, пример , несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку .

    Еще сложнее с привет . В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

    привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

    Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

    Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

    тропики - субтропики

    субъект и объект

    Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

    Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

    На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

    Глагол

    Глагол - довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид - категория, которой обладает конкретный глагол.

    Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать . Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть - кольнуть ). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

    глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия -ть )

    глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

    глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

    Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

    стоять - отстоять

    знать - познать

    сердиться - рассердиться

    бить - прибить

    бежать - прибежать

    плыть - отплыть

    грызть - загрызть

    плескать - выплескать

    Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

    делать - с делать (отличия практически нет)

    решать - раз решать (отличие налицо)

    жечь - от жечь (полностью ушло в переносное значение)

    Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

    ходить - вос ходить

    страдать - со страдать

    носить - воз носить

    Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

    Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

    приватизировать - де приватизировать

    квалифицировать - ди сквалифицировать

    Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

    водить - из водить - произ водить

    Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

    Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

    • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
    • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

    Правописание

    Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

    1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение - некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить .
    2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
    3. В морфемах наи выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з , если глухая - ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор .
    4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере- . Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление .
    5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: при вести, при знать, при служник, при брежный .
    6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни- , с ударением - не- . В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. ни когда, не когда .
    7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
    8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение - контр-адмирал .

    Некоторые интересные случаи

    Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.

    премьера - нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;

    президент - слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;

    присный - выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа - присн-;

    здание - приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий );

    выгода - стала частью корня;

    искажать - тоже самое;

    обмануть - так же;

    прейскурант - германский корень Preis.

    Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.

    Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

    Тема: Словообразование. Орфография

    Урок: Основные способы образования слов в русском языке

    При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

    Приставочным способом образуются:

    1. имена существительные:

    к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;

    2. имена прилагательные:

    к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;

    3. местоимения:

    к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;

    4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

    5. наречия:

    к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

    Чаще всего суффиксальным способом образуются:

    1. имена существительные

    Помощь + суффикс -ник- получается помощник

    Камень + суффикс -щик- получается каменщик

    Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

    Учить + суффикс -тель- получается учитель

    Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

    Строить + суффикс -ени- получается строение

    Стол + суффикс -ик- получается столик

    2. имена прилагательные

    Забота + суффикс -лив- получается заботливый

    Весна + суффикс -н- получается весенний

    Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

    Серый + суффикс -еньк- получается серенький

    3. наречия, оканчивающиеся на О:

    К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно

    К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

    К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник

    К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный

    К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться

    К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому

    Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

    Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

    Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .

    Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

    Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

    Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .

    Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .

    Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

    В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

    Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

    В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .

    Проанализируем два предложения:

    1. В город приехало новое лицо .

    2. Я люблю все новое .

    В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

    Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

    Прочитайте текст и выполните задания.

    Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

    Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

    Литература

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

    2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.