Введение в клиническую психологию мфпа. «Введение в клиническую психологию. Предмет клинической психологии

  • II. Внутривенное высокодозное введение иммуноглобулина гамма.
  • V1: Введение в медицинскую генетику. Наследственность и патология.
  • КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ

    Тольятти 2006 г.

    ЛЕКЦИЯ № 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ…….…….2

    ЛЕКЦИЯ № 2. ОБЩАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ…................................8

    ЛЕКЦИЯ № 3. МЕТОДОЛОГИЯ

    КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…….…….………..….11

    ЛЕКЦИЯ № 4. НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ………………………………….….15

    ЛЕКЦИЯ № 5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………..…….16

    ЛЕКЦИЯ № 6. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ…………………………………...……..21

    ЛЕКЦИЯ № 7. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ………………………………..…....23

    ЛЕКЦИЯ № 8. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНЫХ

    И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ……………………………………………………..…...27

    ЛЕКЦИЯ № 9. НАРУШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

    И ДЕЙСТВИЙ……………………………………….………………………….……31

    ЛЕКЦИЯ № 10. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ………………..………………..….32

    ЛЕКЦИЯ № 11 НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.………..…..…….34

    ЛЕКЦИЯ № 12 НЕВРОЗ. ВИДЫ НЕВРОЗОВ……………………….……….…....37

    ЛЕКЦИЯ № 13. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ…….…..…..…38

    ЛЕКЦИЯ № 14. ЭПИЛЕПСИЯ…………………….………………………….…….39

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………..…………………...40

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……………….41

    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………..……41

    НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………..………43

    ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

    Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и проявления психики. Психология делиться на общую и специальную (прикладную).

    Клиническая психология является разделом специальной психологии. Она находится на пересечении двух наук (медицины и психологии) и соответственно имеет свой предмет исследования как в области психологических, так и в области медицинских знаний.

    Термины «клиническая» (от греч. kline – больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию.

    По Э. Кречмеру (1922), основным содержанием медицинской психологии является психологический анализ природы болезней.

    По определению Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакову, предметом клинической психологии является многообразие особенностей психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного.

    Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины и смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.

    Немаловажное значение медицинская психология имеет в сохранении и укреплении психофизического здоровья человека, она тесно переплетается с практикой психогигиены и психопрофилактики.

    Тема 1. Предмет и структура клинической психологии План

      Предмет клинической психологии.

      История зарождения и становления клинической психологии

      Основные разделы современной клинической психологии.

    1. Предмет клинической психологии

    Представления о предмете клинической психологии тесно связаны с ее историей и в ходе этой истории претерпевали определенные изменения. Клиническая психология как область психологической науки имеет непосредственное отношение к медицине, поэтому в течение длительного времени клиническая психология понималась достаточно узко как раздел медицинской психологии, науки, возникшей на стыке медицины и психологии. Медицинская психология представлялась как « …отрасль общей психологии, исследующая состояние и роль психической сферы в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, исхода и восстановления» (Снежневский,1972). В других случаях клиническая психология определялась также, как отрасль медицинской психологии, «предметом которой являются потребности клиники – психиатрической, неврологической, соматической; решение непосредственных диагностических задач клинической медицины, исходя из психологических теорий и разработанных на их основе психологических методов» (Поляков, 1985).

    Шрамль (1970) одним из первых предложил понимать клиническую психологию гораздо шире, чем просто как психологию в клинике. В последнее время происходит процесс интеграции клинической психологии в мировую психологию, где принято под клинической психологией понимать «частную психологическую дисциплину, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств\ болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология (анализ условий возникновения расстройств), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка)» (Перре, Бауман,2002). На сегодняшний день наиболее адекватным состоянию отечественных и западных исследований и практики представляется следующее определение клинической психологии. Клиническая психология – «это часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии, изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики, при этом клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики» (Холмогорова, 2003).

    1. История зарождения и становления клинической психологии

    Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологии неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

    Зарождение научной клинической психологии датируется концом 19 века, когда американец Л.Уитмер (1867-1956), учившийся в Лейпциге у Вундта, ввел понятие клиническая психология, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал. Но еще раньше экспериментальные методы Вундта проникли в психиатрическую клинику Крепелина, первые экспериментально-психологические лаборатории в России открываются в 1885 Бехтеревым в Казани, Корсаковым в Москве, Сикорским – в Киеве. В 20-х годах 20 в. Появляются первые монографии по медицинской психологии Кречмера, Жане и др. Активно развиваются психологические лаборатории, в которых создаются экспериментальные психологические методики, предназначенные для исследования больных с психическими расстройствами. Среди отечественных ученых наибольший вклад в их создание был внесен Бехтеревым, Россолимо, Бернштейном и др. В России развитие клинической психологии после революции шло в русле общего развития психологии. Большую роль в становлении ее основ сыграли такие выдающиеся психологи, как Выготский, Мясищев, Лурия и др. С конца 20 в. В клиническую психологию проникают гуманистические идеи, одной из главных форма психологической помощи становится психотерапия. Доминирующим становится целостный, ориентированный на активизацию потенциальных резервов больного подход. В рамках данного подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, способов совладания с болезненными состояниями.

    Федеральное агентство по образованию

    Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

    Клиническая психология

    Великий Новгород


    Федеральное агентство по образованию

    Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

    Клиническая психология

    "Клиническая психология"

    Великий Новгород


    ББК 88.481 Печатается по решению

    К 49 РИС НовГУ

    Рецензенты :

    Калашникова М.Б. , кандидат психологических наук, доцент

    Попова Е.В. , психолог главного бюро МСЭ

    К 49 Клиническая психология: Методические рекомендации к курсу "Клиническая психология" / Авт.-сост. Н.А.Кондратова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 48 с.

    Методические рекомендации имеют целью активизировать учебную деятельность студентов, помочь им познакомиться с основными проблемами клинической психологии, систематизировать и углублять знания, получаемые в курсе, осознанно усвоить основные понятия.

    Предназначены студентам и преподавателям.

    ББК 88.481

    © НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005

    © Кондратова Н.А., составление, 2005


    Введение. 4

    1. Введение в клиническую психологию.. 5

    1.1. Предмет и структура клинической психологии. 5

    1.2. Проблема психической нормы и патологии. 6

    1.3. Понятие психического заболевания. 7

    1.4. Патопсихологическое исследование в клинике. 9

    2. Типология нарушений психической деятельности. 11

    2.1. Нарушения сознания и самосознания. 11

    2.2. Нарушения восприятия. 12

    2.3. Нарушения памяти. 13

    2.4. Нарушения мышления. 16

    2.5. Нарушение умственной работоспособности. 20

    2.6. Нарушения эмоций. 22

    3. Основные патопсихологические синдромы.. 27

    3.1. Шизофренический патопсихологический синдром. 27

    3.2. Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром. 30

    3.3. Эндогенно-органический патопсихологический синдром. 32

    3.4. Экзогенно-органический патопсихологический синдром. 34

    3.5. Личностно-аномальный патопсихологический синдром. 35

    3.6. Психогенно-невротический патопсихологический синдром. 37

    4. Психосоматические расстройства. 40

    5. Контрольное задание, вопросы к экзамену,

    тест для самопроверки............................................................................. 45


    Введение

    Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Будучи наукой психологической, то есть, оперирующей психологическими понятиями и использующей психологические методы исследования, она, вместе с тем, тесно взаимодействует с медицинской теорией и практикой. Поэтому, студент-психолог, изучающий клиническую психологию, должен овладевать не только собственно психологическими знаниями и приемами анализа, но и, в определенной мере, познакомиться с понятиями, выработанными медицинской наукой. Кроме того, клиническая психология – интенсивно развивающаяся научная дисциплина. Многие решаемые ею проблемы носят дискуссионный характер, требуют глубокого и многостороннего анализа.

    Предлагаемые учебные материалы имеют целью помочь студентам систематизировать обширный материал по клинической психологии, овладеть основными понятиями, более целенаправленно осуществлять самостоятельную работу при чтении литературы по темам курса.

    В связи с тем, что часть разделов клинической психологии более подробно изучается в других специальных курсах ("Специальной психологии", "Психотерапии"), основное внимание уделено тем разделам, которые в отдельные курсы не входят – патопсихологии и психосоматике. В пособии дается краткое определение основных понятий рассматриваемых разделов клинической психологии, классификация нарушений психической деятельности, как со стороны патопсихологии, так и со стороны психопатологии, характеристика основных патопсихологических синдромов, что может служить ориентиром и опорной схемой для дальнейшей более углубленной работы студентов по изучению курса.

    К каждой теме предлагаются вопросы для размышления и самопроверки, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.


    Введение в клиническую психологию

    Клиническая психология – область психологической науки, в рамках которой изучаются особенности психических процессов, свойств и состояний, определяющие возникновение, течение и преодоление недугов и влияюшие на повышение адаптационных возможностей организма, гармонизацию его психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья. Дефиниции (определения), отражающие разные аспекты клинической психологии. Область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Объект клинической психологии- феноменология изменений (нарушений) психической деятельности при различных патологических состояниях. Предмет клинической психологии – закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

    Причины становления клинической психологии как отрасли психологии. Ухудшение качества жизни, демографической ситуации, экологии. Усиление дезаптационной роли нервнопсихических факторов в ухудшении здоровья населения. Возрастание потребности населения в психологической помощи. Профилактическая направленность здравоохранения, требующая активного участия клинической психологии.

    Сферы применения клинической психологии -Система здравоохранения (психиатрия, неврология, нейрохирургия, наркология, соматическая медицина). -Система народного образования (дошкольные учреждения, школы, интернаты, центры коррекционной педагогики и др.). -Система социальной помощи населению (центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования и коррекции семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных, производственных катастров, службы кризисных состояний и др).

    Профессиональные этические принципы клинической психологии - представления о том, как в научной и практической деятельности различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы ориентироваться. 1. Профессиональная компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний и практических умений). 2. Уважение личности больного, пациента, клиента - гуманистические традиции: «Душа и заболевая не перестает быть душой» , информированное и добровольное согласие больного на исследование.

    3. Ненанесение ущерба больному, пациенту, клиенту («не навреди!») (процесс и результаты работы психолога не должны вредить здоровью больного, ухудшать его психическое и физическое состояние). 4. Конфиденциальность (результаты работы нельзя доводить до сведения других лиц без согласия больного, данные о личности пациента должны быть зашифрованы).

    Разделы клинической психологии Патопсихология Нейропсихология Психология аномального онтогенетического развития Психосоматика и психология телесности Психотерапия Психологическая коррекция и консультирование Психология здоровья

    Задачи клинической психологии 1. 2. 3. 4. 5. 6. Клинико-психологическая диагностика. Участие клинических психологов в экспертной работе. Психотерапия и психокоррекция. Реабилитация больных и социальнотрудовая адаптация личности. Научная, исследовательская деятельность. Профилактика (первичная, вторичная, третичная)

    Диагностика: Клинико-психологическая диагностика Клинико-нозологическая диагностика Топическая нейропсихологическая диагностика в клинике локальных (органических) поражений мозга. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах нарушенного развития. Личностная (индивидуально-типологическая) диагностика групп повышенного риска появления нервно-психических, психосоматических и поведенческих расстройств. Функциональная диагностика. Диагностика в целях психологической коррекции и психотерапии.

    Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами: Военно-медицинская экспертиза. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Врачебно-трудовая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.

    История клинической психологии При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории: Э. Крепелина в Германии (1879). П. Жане во Франции (1890). Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В лабораториях разрабатывались экспериментальнопсихологические методы исследования нарушенной психики. Одновременно для сопоставления результатов изучались особенности психики здоровых людей. "Медицинская психология" Э. Кречмера.

    История отечественной клинической психологии В Казани в 1885 г. В. М. Бехтерев создал первую в России лабораторию экспериментальной психологии – лабораторию медицинской психологии. В Москве в 1887 г. С. С. Корсаков создал лабораторию экспериментальной психологии (заведовал А. А. Токарский), Московское психологическое общество. Санкт-Петербургская школа (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, К. И. Поварнин, В. Н. Мясищев и др.). Лаборатории В. Ф. Чижа в г. Юрьеве, И. А. Сикорского в г. Киеве, П. И. Ковалевского в г. Харькове.

    Владимир Михайлович Бехтерев Предмет патологической психологии: «. . . изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были: - качественный анализ расстройства психики, - использование комплекса методик, - личностный подход, - соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц, - наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, - учет особенностей поведения больного вне экспериментальной ситуации, - сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.

    Основные категории клинической психологии Категории здоровья и болезни Психическое здоровье – состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (ВОЗ). Психическое здоровье – условие нормального развития личности. Психическое здоровье как узловая точка взаимодействия человека и общества, являющася критерием успешности (или деградации) их развития.

    Категория психического здоровья ВОЗ выделила и описала различные уровни психического здоровья: 1. Уровень эталонного (идеального) здоровья, под которым понимается полная адаптация индивида, его гармоническое развитие, позитивная представленность всех критериев психического здоровья. Нет вероятности возникновения каких-либо психических расстройств. 2. Среднестатистический уровень, при котором состояние показателей психики соответствует популяционным показателям, с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и др. Допускается вероятность возможных расстройств поведения и психики (например, в рамках кризисов индивидуального развития). 3. Конституциональный уровень, связанный с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне допускается существование групп риска, определяемых в связи с особенностями конституции. 4. Уровень акцентуаций как вариантов заострения черт характера человека, связанный с повышенной уязвимостью к определенным жизненным ситуациям. 5. Уровень предболезни, при котором отмечалось наличие отдельных симптомов психического расстройства.

    Основные категории клинической психологии Категория болезни Болезнь – форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов. Современная международная классификация болезней – МКБ-10. Симптом – синдром – нозология.

    МКБ-10 V Психические расстройства и расстройства поведения 7. 1 F 00 -F 09 - Органические, включая симптоматические психические расстройства 7. 2 F 10 -F 19 - Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ 7. 3 F 20 -F 29 - Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства 7. 4 F 30 -F 39 - Расстройства настроения (аффективные расстройства) 7. 5 F 40 -F 48 - Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 7. 6 F 50 -F 59 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами 7. 7 F 60 -F 69 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 7. 8 F 70 -F 79 - Умственная отсталость 7. 9 F 80 -F 89 - Расстройства психологического развития 7. 10 F 90 -F 98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте 7. 11 F 99 - Психическое расстройство без дополнительных уточнений

    МКБ-10 VI Болезни нервной системы 1. 1 Воспалительные болезни центральной нервной системы (G 00 - G 09) 1. 2 Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (G 10 - G 13) 1. 3 Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (G 20 - G 26) 1. 4 Другие дегенеративные болезни нервной системы (G 30 - G 32) 1. 5 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (G 35 - G 37) 1. 6 Эпизодические и пароксизмальные расстройства (G 40 - G 47) 1. 7 Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений (G 50 - G 59) 1. 8 Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы (G 60 - G 64) 1. 9 Болезни нервно-мышечного синапса и мышц (G 70 - G 7 З) 1. 10 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (G 80 - G 83) 1. 11 Другие нарушения нервной системы (G 90 - G 99)

    Отечественная классификация психических болезней Эндогенные психические заболевания Шизофрения Маниакально-депрессивный психоз Функциональные психозы позднего возраста Эндогенноорганические заболевания Эпилепсия Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга: болезнь Альцгеймера лобно-височная деменция болезнь Паркинсона хорея Гентингтона

    Отечественная классификация психических болезней Экзогенно-органические заболевания Сосудистые заболевания головного мозга Психические расстройства при травмах головного мозга Психические расстройства при опухолях головного мозга Психические расстройства при инфекционно-органических заболеваниях головного мозга (энцефалиты, сифилис мозга, абсцессы мозга) Психические расстройства при эндокринных заболеваниях Экзогенные психические расстройства Симптоматические психозы (психические расстройства при соматических неинфекционных заболеваниях, при соматических инфекционных заболеваниях, при интоксикациях лекарственными, бытовыми, промышленными химическими веществами) Токсикомании (алкоголизм, неалкогольные токсикомании) Психогенные заболевания (неврозы, реактивные психозы) Патология психического развития (психопатия, олигофрения)

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы «Норма» (лат.) – руководящее начало, правило, образец. «Патос» (философская традиция) – деятельность и изменения души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть.

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Субъективный отчет. Критерием патологичности того или иного состояния является суждение самого пациента. «Норма» как приспособленность к условиям жизни. Психическая норма и патология определяются в терминах приспособления или адаптации к среде. Условие выживания – успешная адаптация к социальной среде.

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы - Психиатрия Норма – отсутствие болезни (патологии) «Норма – патология» как «здоровье – болезнь» Болезнь – это целостный процесс с определенными этиологией (происхождением, причинами) и патогенезом (характером протекания).

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Статистические критерии. Нормальным признается то, что присуще большинству представителей популяции. «Норма» - диапазон вокруг «средней психики» , а патология – все то, что выходит за пределы этого диапазона. Исключаются все необычные психические проявления (гениальность – форма патологии)

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Социальные критерии нормы Нормальное поведение соответствует социальным нормам, т. е. требованиям социальной среды, к которой принадлежит человек. Личностный подход Мерило нормальности – сохранность личности. Патология – все то, что связано с повреждением или распадом личности, ее целостности.

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Этика и право. Норма как предписание или запрет. Норму этическую или правовую задают как должное. Норма как идеал (религия). Должное, необходимое или желательное поведение можно задать в виде идеала, образца для подражания.

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология. Психическая норма – наличие личностных черт, индивидуальных особенностей, устойчивых нравственных ориентиров: заинтересованности в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив. Норма как образец гармоничной личности, которая ищет свое место в жизни и в мире, преодолевает препятствия на пути реализации своих уникальных жизненных смыслов и ценностей.

    Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология Эрих Фромм - продуктивная деятельность: созидание; связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; постижение объективной реальности своим интеллектом; осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; постоянное возрождение нормального человека; нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

    Основные категории клинической психологии Категория фактора Фактор как исходная основа синдрома нарушений (изменений) психической деятельности и конечный результат клиникопсихологического анализа патологии психики. Факторы, как основа формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Факторы как общие звенья функциональных систем, опосредующих разные психические функции.

    Основные категории клинической психологии Категория психологического синдрома Психологический синдром – структурированная система измененных (нарушенных) психических процессов и свойств психики, являющаяся следствием нарушений тех или иных факторов.

    Основные категории клинической психологии Качественный, системно-структурный анализ патологии психики Синдромный, системно- структурный анализ – путь выявления общих звеньев (компонентов) в структуре различных психических функций. Качественный и количественный анализ в клиникопсихологических исследованиях.

    СООТНОШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО Биогенетический психоанализ З. Фрейда, «конституционная психология» Э. Кречмера Социогенетический теория социализации, теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), теория ролей Психогенетический теория Ж. Пиаже, психодинамические теории Биосоциальный

    БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, однако социальная среда оказывает важное влияние на развитие личности Генетические факторы Социальные факторы Развитие личности

    ГЕНЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Задатки Способности анатомо-физиологические особенности индивидуума лежащие в основе развития способностей, потенциал индивида конкретная реализация потенциала (задатков), динамическое понятие обозначающее индивидуальнопсихологические особенности проявляющиеся в успешности выполнения какой либо деятельности Темперамент Характер система показателей характеризующих динамические особенности психической деятельности индивида совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека обуславливающих типичные способы поведение в определенных жизненных ситуациях и выражающих отношение человека к миру и к самому себе

    ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Индивидуумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отстаивают. (В. П. Зинченко) Индивид - категория принадлежности к человеческому Личность - результат включения в пространство Индивидуальность - неповторимость, уникальность роду межиндивидуальных связей и может пониматься как относительно устойчивая совокупность психических свойств человека, сочетание всех свойств человека как индивида и как личности

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ Источник развития лежит вне нас Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) Сензитивные периоды Структура личности (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов) Направленность Самосознание Способности и задатки Темперамент и характер Особенности психических процессов и состояний Психологический опыт личности

    Межличностные отношения, общение. 1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам, 10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

    11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность – способность легко входить в общение. 15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность – открытость, доступность для людей. 18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

    II. Поведение 1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость – чувство собственного достоинства. 3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий. 10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

    11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость – упорство в достижении целей. 15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

    III. Деятельность 1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. 3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. 4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота. 6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какомулибо делу. 10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

    11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

    IV. Переживания, чувства 1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость – беззаботно-радостное состояние. 4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность – проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. 10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

    11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. 20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

    A) Лекции

    ЛЕКЦИЯ 1-2. ТЕМА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (4 часа)

    План:

    1. Предмет, основные разделы и задачи и методы клинической психологии
    2. Из истории развития клинической психологии
    3. Этические модели клинических психологов.

    Введение в клиническую психологию

    Прежде чем обсуждать предмет и современное состояние клинической психологии, необходимо рассмотреть и соотнести различные понятия, существующие для обозначения этой области знаний. Данная область начала формироваться с конца XIX в. Главным толчком к ее формированию стал поворот психологии от изучения теоретических вопросов об устройстве психики человека к решению практических, прикладных задач. Можно выделить несколько основных источников развития клинической психологии:

    1) создание прогрессивными психиатрами того времени психологических лабораторий с целью экспериментального изучения нарушенных в результате болезни психических функций (Э. Крепелин, П.Жане, В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков и др.);

    2) создание психологических тестов Ф.Гальтоном и Дж. Кеттеллом и зарождение дифференциальной психодиагностики;

    3) организация Л. Витмером первого консультативного психологического центра для детей с различными проблемами и зарождение психолого-педагогического консультирования;

    4) разработка психологической теории неврозов З.Фрейдом на основе опыта работы с больными истерией и появление психоаналитического метода лечения психических расстройств.

    Основным пространством формирования клинической психологии стала пограничная область между психологией и медициной. Для ее обозначения разные авторы в разное время и в разном смысле использовали следующие термины: клиническая психология , медицинская психология , патопсихология , анормальная психология . Чешские исследователи Р.Конечный и М. Боухал еще в 1980-е гг. уделяли много внимания проблеме терминов, отмечая ее крайнюю запутанность, царящий здесь хаос взглядов и мнений. В частности они отмечали, что термины клиническая психология и медицинская психология трактуются то крайне узко, то, наоборот, очень широко, охватывая все области психологических разработок в медицине и, фактически, сливаясь друг с другом. В настоящее время по-прежнему не существует единства во мнениях относительно каждого из этих терминов, однако некоторые общие тенденции в их трактовке наметились.

    В советской психологии получили распространение термины патопсихология и медицинская психология, а термин клиническая психология до 1980-х гг. практически не использовался. Термин анормальная психология обсуждался рядом авторов, но также практически не использовался вплоть до 2004 г.

    Термин патопсихология использовался представителями московской и украинской психологической науки. Патопсихология, по определению Б.В.Зейгарник (исследует структуру нарушений психической деятельности ,

    закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой , при этом дается квалификация патопсихологических явлений в понятиях современной психологии) . При таком понимании психологических задач московская школа была длительное время (1960-1970-е гг.) преимущественно ориентирована на решение фундаментальных теоретических вопросов о механизмах работы психики.

    Исследования фокусировались на изучении характера психических нарушений при тяжелых психических и соматических заболеваниях и на задачах психологической диагностики (Б. С.Братусь, М.А.Карева, В. В.Николаева, С.Я.Рубинштейн, Е.Т.Соколова и др.).

    Большой вклад в эти исследования внесли сотрудники кафедры пато- и нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также сотрудники лаборатории патопсихологии Центра психического здоровья РАМН, которые под руководством Ю.Ф.Полякова в течение многих лет исследовали патологию психической деятельности при шизофрении и разработали целый ряд методик для оценки нарушений высших психических функций (В.П.Критская, Н.С.Курек, Т.К.Мелешко, Т. Д.Савина и др.). Среди украинских психологов, внесших важный вклад в развитие патопсихологии, следует упомянуть В.М.Блейхера, Л.Ф.Бурлачука и других.

    В особую область знаний выделилась детская патопсихология, призванная исследовать психические расстройства и отклонения в развитии в детском возрасте (И.А.Коробейников, В.В.Лебединский, С.Я.Рубинштейн, А.С.Спиваковская и другие).

    Термин медицинская психология использовался в основном представителями ленинградской психологической школы. Согласно этой традиции медицинская психология изучает: а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике; ж) характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; з) психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических учреждениях (Лебединский М.С., Мясищев В.Н. - 1966; Кабанов М.М., Карвасарский Б.Д. - 1978; Карвасарский Б.Д. - 1982).

    В таком понимании отчетливо видна направленность медицинской психологии на решение практических задач. Соответственно, в ленинградской школе наиболее активно разрабатывались психологические аспекты этиологии неврозов, вопросы психотерапии и реабилитации.

    Итак, в московской школе вплоть до 1980-х гг. важнейшим фокусом внимания были теоретические вопросы нормы и патологии, в то время как в ленинградской - практические психологические задачи в рамках медицины. Кроме того, исторически сложилось так, что разработкой проблем клинической психологии в московской школе занимались преимущественно психологи с базовым психологическим образованием, а в ленинградской - многие врачи с базовым медицинским образованием. Это нередко приводило к спорам и разногласиям, обострение которых произошло в 1990-е гг. На этот раз разногласия касались предмета клинической психологии, ее связи с медициной и общей психологией, а также вопросов профессиональной подготовки клинических психологов. Некоторые итоги этой дискуссии были отражены в сборнике тезисов, посвященных 100-летию Б.В.Зейгарник (Клиническая психология. Материалы первой международной конференции памяти Б.В.Зейгарник. 12-13 октября. М., 2001).

    Представители ленинградской школы (Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова) настаивали на идентичности понятий медицинская и клиническая психология, а также на признании клинической психологии медицинской специальностью с возможностью подготовки врачей по клинической психологии в качестве второй специальности. Того же мнения придерживался В.Д.Менделевич (Ярославль).

    Представители московской школы (Ю.Ф.Поляков, Е. Д.Хомская) подчеркивали неразрывную связь клинической психологии с психологической наукой и необходимость фундаментальной психологической подготовки клинических психологов. Е. Д.Хомская указывала также на различные противоречия в современных трактовках предмета клинической психологии и на необходимость его дальнейшей теоретической разработки как междисциплинарного и комплексного (Хомская Е.Д. - 2001).

    Термин клиническая психология в отечественных исследованиях употреблялся редко вплоть до 1990-х гг. Иногда клиническая психология трактовалась как часть медицинской психологии (Блейхер В.М. - 1976; Иванов В.Н. - 1974; Платонов К.К. - 1972), при этом ее значение сужалось до области взаимодействия между врачом и больным (Платонов К.К. - 1972) или же рассматривалось по аналогии с отношениями клиники и медицины в широком смысле (Блейхер В.М. - 1976; Иванов В.Н. - 1974).

    В последнем случае под клинической психологией понималась область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники - психиатрической, неврологической и соматической (Блейхер В.М. - 1976. - С. 7), соответственно в клиническую психологию включались патопсихология, нейропсихология и соматопсихология (Иванов В.Н. - 1974).

    В зарубежной психологии судьба рассматриваемых терминов была иной. Широко используемые в начале века термины медицинская психология и патопсихология постепенно утратили свою популярность. Термин медицинская психология в настоящее время все больше используется для обозначения суммы психологических знаний, которой необходимо овладеть врачу, т. е. для обозначения учебного курса психология для врачей (Enke H. еtal. - 1977). В него также обычно включаются деонтологические проблемы (взаимоотношения врача и больного) и некоторые другие.

    Термин патопсихология был использован В.Шпехтом в 1912 г. для обозначения общего психологического учения о психических расстройствах. Однако в силу отсутствия единых методологических и теоретических позиций у различных западных исследователей выделились разные психологические теории психических расстройств, а общее психологическое учение так и не возникло. Этим, видимо, объясняется то, что термин патопсихология употребляется в зарубежной науке относительно редко. Его можно встретить в наиболее фундаментальных европейских учебниках по клинической психологии, где патопсихология понимается как психологическая теория психических расстройств (Bastine R. - 1998). Напротив, термин клиническая психология , предложенный учеником В.Вундта Л. Витмером еще в XIX в., прижился в Америке, а затем распространился и в Европе. Этот термин на сегодняшний день является наиболее емким и популярным. Если первое время этот термин употреблялся в основном как аналог практически ориентированной прикладной психологии, то позднее за ним был закреплен статус серьезной научной области, направленной на разработку вопросов психодиагностики. По мере накопления знаний о различных психических отклонениях клиническая психология переросла область решения чисто диагностических задач, зона ее компетенции расширялась, все больше захватывая вопросы психологической помощи. Уже в 1950-1960-х гг. психологи в США активно занимались консультированием и психотерапией. Несколько позднее то же самое произошло и в Европе. В настоящее время термин клиническая психология приобрел собирательное значение для самых разных как прикладных, так и теоретических областей знания.

    В России только в 1980-х гг. в силу исторических обстоятельств начался активный процесс расширения прикладных задач психологии, в частности зоны компетенции психологии в медицине.

    С помощью западных тренеров и специалистов психологи активно включились в процесс обучения основам психотерапии и психологического консультирования. Термин клиническая психология стал важным для взаимного понимания и интеграции в мировую науку, а также вполне адекватным для обозначения расширившейся зоны участия психологии в сфере охраны психического здоровья. Как отдельная специальность клиническая психология была утверждена в 2000 г. приказом № 686 Министерства образования РФ. Квалификация выпускника представляется как Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Нормативный срок обучения 5 лет. В образовательном стандарте указывается, что клиническая психология по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Объект научно-практической деятельности клинической психологии в образовательном стандарте определяется как человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. В настоящее время в связи с переходом на новые общеевропейские образовательные стандарты стоит задача разработки и апробации магистерских программ по клинической психологии.