Положительные и отрицательные аспекты использования мультимедийных средств. Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ на уроках Используя учебный материал определите положительные и отрицательные

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев


Аннотация
Статья посвящена компаративному анализу современных полиграфических и электронных учебных изданий. Большое внимание уделено исследованию новых специфических возможностей электронных пособий, описаны их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными печатными.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv


Abstract
Article is devoted to comparative analysis of modern printed and electronic textbooks. Much attention is paid to the study of new specific possibilities of electronic textbooks; their advantages and disadvantages compared to traditional books are described.

Подход к пониманию соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировал с прогрессом в сфере информационных технологий. Первым этапом было снабжение книги ее электронной копией на дискете (1970-е гг.); следующим шагом стала идея о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, содержащим элементарные задания и контрольные вопросы в виде тестов (1980-е гг.).

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий к началу XXI в. сформировались предпосылки современного понимания соотношения печатных и электронных изданий в образовательном процессе.

По наблюдениям В. Осадчего и С. Шарова, электронные и печатные учебники, несмотря на функциональные различия, имеют несколько точек пересечения, а именно: содержат учебный материал по определенной области знаний; соответствуют современному уровню науки и культуры; подаются систематически и целостно, т. е. являются целым завершенным произведением, состоят из многих элементов, которые имеют смысловые отношения и связи между собой.

Исследователи называют такие отличия электронного учебника от печатного:

Печатный учебник рассчитан на определенный начальный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения, а электронный – может содержать материал нескольких уровней сложности по конкретному учебному предмету;

Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном, что обеспечивается использованием графики, анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п.;

Электронные учебники по многим предметам можно разместить на одном компакт-диске или ином электронном носителе;

Электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий и тестов, которые можно выполнять в интерактивном и учебном режимах с получением комментариев;

Электронный учебник является открытой системой – его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации;

Для обеспечения многофункциональности и учебной цели электронные учебники могут иметь различную структуру;

В электронном учебнике можно представить в динамике физические процессы, объекты, которые недоступны для непосредственного наблюдения или требуют для своего изучения уникальных материалов или дорогостоящего оборудования;

Электронные учебники поддерживают организацию контекстных подсказок, гиперссылок и т.д.;

Возможности компьютера позволят быстро провести сложные вычисления с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

Безусловной отличием электронного издания от традиционного является поисковая система, а также использование возможностей гипертекста для постепенного введения новых понятий и терминов .

Считается, что термин «электронный учебник» вошел в употребление вместе с реализацией на персональном компьютере идеи нелинейной организации информации – гипертекста.

Преимущества и недостатки электронных гипертекстовых систем по сравнению с печатными текстами рассматриваются в работе В. Агеева, Ю. Древса. Среди преимуществ исследователями названы следующие:

2) комментарии к тексту могут быть сделаны в самом тексте, не нарушая его целостности;

4) фрагменты текста могут быть организованы в любую структуру; на одном и том же множестве фрагментов можно сформировать несколько различных иерархических структур;

5) однажды пройденный маршрут легко запоминается и может быть автоматически пройден многократно, это равносильно тому, что читатель формирует свой личный текст;

6) настройка «навигатора» может выполняться не только читателем, но и учителем, и автоматической системой контроля знаний;

8) электронная форма представления текста позволяет автоматизировать процесс формирования массива ключевых слов путем автоматического компьютерного анализа текста;

9) возможность запоминания пройденных маршрутов позволяет создать регистрирующую систему, действующую в качестве обратной связи .

Вместе с тем, исследователи указывают и недостатки гипертекстовых систем: у пользователя теряется ориентация в большом информационном массиве, появляются дополнительные умственные нагрузки для выбора оптимального пути изучения материала.

Анализируя дидактический потенциал гипертекста, Е. Балыкина называет такие его возможности: гипертекст выступает как система коммуникаций, связывающая между собой теории, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря этому пользователь получает возможность доступа к «смежным» понятиям, текстам, теориям, что создает единое междисциплинарное «образовательное пространство». Гипертекст может возникать и как система взаимосвязей между мыслями в процессе мышления, создает «смысловое пространство». Это формирует принципиально новую технологию интеллектуальной деятельности, овладев которой, студент сможет значительно развить свое мышление .

А. и И. Башмаков считают, что гипертекст как информационная модель интегрирует положительные черты энциклопедий, монографий и тезаурусов. От энциклопедий гипертекст наследует возможности детального представления понятий, быстрого просмотра материала, алфавитного поиска; от монографий – возможности представления материала по разным степеням глубины и детальности, поиска по содержанию; от тезаурусов – раскрытие объема и содержания понятий, а также связей между ними .

Гипертекстовая основа электронных изданий далеко не единственное их положительное отличие от полиграфических.

Важным преимуществом электронной книги по сравнению с печатной В. Агеев, Ю. Древс считают возможность адаптации к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащихся, специфических характеристик учебных групп, особенностей социально-культурного контекста обучения. Включение этих возможностей в электронный учебник придает ему свойство «интеллектуальности», что позволяет приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически создавать их профили и модели, определять уровень их знаний и умений, при необходимости предлагать помощь, совет, руководство .

И. Прокопенко и др. считают, что электронные учебники имеют технологические, дидактические и экономические преимущества над обычными; признают, что педагогический потенциал электронного учебника значительно выше вследствие таких его свойств как: гипертекстовость, мультимедийность, интегрированность, конструктивность, интерактивность .

А. Осин считает единственным недостатком электронного изданий и ресурсов по сравнению с книгой необходимость аппаратной поддержки – компьютера, во всех других аспектах, по мнению исследователя, электронные издания имеют значительные преимущества. Ученый называет такие свойства электронных изданий и ресурсов: интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, производительность (работы пользователя), которые открывают новые возможности их использования в учебном процессе. Так интерактив позволяет организовать самоаттестацию; коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами. Рост производительности труда пользователя компьютера может исчисляться порядками, благодаря возможностям баз данных, электронных энциклопедий, поисковых систем и др. Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга, интеграция которых порождает новое качество в представлении и познании мира (виртуальная реальность) .

В. Вуль к главным особенностям электронных учебников относит:

Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

Развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

Возможность специального варианта структурирования материала;

Возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого;

Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

Главным преимуществом электронного учебника исследователь считает возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника .

И. Роберт отмечает такие уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий;

Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемых объектах, процессах;

Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения .

И. Захарова отмечает, что использование в электронных изданиях различных информационных технологий предоставляет им весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь .

Для выяснения того, какие характеристики электронных учебников являются важнейшими, «Проект будущего» провел в США анкетирование около 300 тыс. студентов. Ответы разделились следующим образом: возможность персонализации книг добавлением комментариев и маркировкой текста – 63%; самооценивание – 62%; возможность самообразования – 46%; пользование информацией NASA и Google в реальном времени – 52%; пользование, в случае необходимости, онлайн-репетитором – 53%; использование презентаций PowerPoint из учебников – 55%; игровые элементы в обучении – 57%; применение анимации и моделирования – 55%; наличие видео – 51%; возможность создавать собственные подкасты или видео – 48%; возможность проводить видеоконференции –30%, подкасты –34% .

А. и И. Башмаков называют такие дидактические и функциональные преимущества компьютерных средств обучения:

Создание условий для самостоятельного изучения учебного материала, что позволяет студенту самому выбирать удобные для него место и время работы с компьютерными средствами обучения, а также темп учебного процесса;

Более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

Возможность работы с моделями объектов и процессов;

Возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами объектов;

Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов;

Возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

Возможность автоматической генерации большего количества неповторяющихся задач для контроля знаний и умений;

Возможность поиска информации и удобный доступ к ней;

Воздание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик.

Таким образом, использование компьютерных средств в учебном процессе способствует повышению качества обучения; уменьшению расходов на организацию и проведение учебных мероприятий (уменьшение потребностей в печатных учебно-методических материалах, снижения нагрузки на материально-техническое обеспечение учебного процесса); перераспределения нагрузки преподавателей с рутинной деятельности на творческую (решения научно-исследовательских и методических задач, индивидуальную работу со студентами); повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами и мобильности системы образования при изменении структуры и содержания обучения .

М. Изергин и др. среди дидактических возможностей электронных учебников отмечают: наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения; компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для изучения уникальных, дорогостоящих или опасных материалов и оборудования; включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации; организацию контекстных подсказок, ссылок; систему мгновенной навигации; быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде; оперативный самоконтроль знаний студентов при выполнении упражнений и тестов. Исследователи подметили и такое оригинальное преимущество электронных учебных изданий: компьютерные технологии позволяют заинтересовать студента учебным предметом, ведь для современных молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном, постепенно формируется новая эстетика, которая берет свое начало в дизайне компьютерных программ .

Вообще ученые по-разному трактуют доминантную характеристику электронных учебников и пособий. В. Мадзигон и др. считают, что наиболее существенное преимущество средств обучения, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий, основано на современном понимании принципа наглядности и заключается в том, что при использовании педагогических программных средств типа деятельностной среды учащиеся не только пассивно наблюдают явления по их моделям, которые являются объектами изучения, но и имеют возможность осуществлять преобразующую деятельность над этими объектами.

А. Моргун, А. Подласый убеждены, что дидактические преимущества новых педагогических средств с компьютерной поддержкой обусловлены, прежде всего, возможностями интенсификации и индивидуализации обучения, развития самостоятельности учащихся и адаптации к их возможностям, а также своевременным и непрерывным контролированием успеваемости.

Однако некоторая часть педагогов достаточно осторожно оценивает возможности компьютерных средств обучения. И. Подласый подчеркивает, что знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным, хотя, по мнению ученого, компьютерные материалы оказываются весьма эффективными при изучении предметов, имеющих логическую структуру.

По замечательному выражению У. Эко, «компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но неспособны удовлетворять те интеллектуальные потребности, которые они сами же и стимулируют» .

А. Горемычкин отмечает, что сложность подготовки и высокая стоимость печатных публикаций обусловливают то, что появление каждого дополнения к учебнику (задачника, словаря и т. д.) четко продумывается, аргументируется и вписывается в методику. Плюс подобных изданий – практическая полезность, привычная форма работы с ними и четкая привязанность к учебной программе, минус – практическая невозможность оперативной корректировки, ограниченность объема, невозможность выхода за пределы программы, не всегда достаточная внешняя привлекательность .

Компьютерные материалы учебного назначения, в отличие от полиграфических, создаются, пополняются и видоизменяются значительно легче, а за счет использования гиперссылок могут расширяться до бесконечности. Однако такое безграничное разрастание объема учебных материалов имеет и свои отрицательные свойства: во-первых, оно зеркально отражает обвальный рост научной информации; во-вторых, нарушает строгость логической структуры учебников, при этом сам процесс обучения может стать бессистемным.

Б. Кривицкий указывает на определенные неудобства практического применения электронных учебников при весьма сомнительном расширении возможности получения новых дидактических результатов. Исследователь отмечает, что учебник – это базовое учебное средство, которым студент должен иметь возможность пользоваться в любых условиях, в том числе, когда нет доступа к компьютеру. Компьютерный учебник ограничивает свободу работы в любых условиях, в любой момент и в любом месте, – теряется универсальность обращения к нему. Другой неудобством является то, что пользователь видит только малую часть текста через небольшое окно экрана, а переход к другим частям требует прокрутки и поиска нужного места в тексте.

Действительно, по мнению ученых, преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются пятисотлетней традицией ее применения. Книга привычная и удобная всегда и везде. Текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций .

П. Полянский, рассуждая о преимуществах и уязвимых местах электронных учебников, отмечает, что печатные книги привлекательнее с эстетической точки зрения, чем цифровые по природе, в известной степени дематериализованные, электронные книги, которые не могут обеспечить физическое ощущение бумаги, переплета, оригинальной компоновки текста и визуального ряда. Положительным экономическим фактором исследователь считает низкую стоимость распространения электронных учебников; наполнение текстами электронного учебника стоит несравненно дешевле, чем печать традиционной книги на бумажной основе .

С одной стороны, преимущество электронных книг перед бумажными аналогами заключается в том, что в процессе производства электронных книг не используют бумагу, краску и т. п.; с другой стороны – при изготовлении электронных ридеров в производстве используют различные токсические вещества, не поддающиеся биохимическому разложению. Кроме того, электронное оборудование устаревает гораздо быстрее, чем печатные учебники. Форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются, отсюда возникает проблема их совместимости с оборудованием.

В. Агеев, Ю. Древс отмечают такие недостатки работы с электронными учебниками и пособиями: пользователи ведут диалог через дисплей в статичной рабочей позе, в условиях дефицита времени, что требует повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности в процессе многокритериального анализа больших по объему, различных по структуре, способам отображения и алгоритмам обработки массивов зрительной информации. Чтение с экрана психологически затрудняет понимание материала .

К объективным недостаткам компьютерных средств обучения (необходимость иметь компьютер с соответствующим программным обеспечением и обладать навыками работы на нем; сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея; недостаточная интерактивность компьютерных средств обучения, отсутствие непосредственного и регулярного контроля над выполнением учебного плана) часто добавляются субъективные недостатки, вызванные концептуальными ошибками в проектировании отдельных компьютерных средств обучения, основным из которых является их узкая интерпретация как аналогов соответствующих традиционных учебно-методических средств.

Большое количество исследователей (как и автор этого исследования) считают, что электронные учебники и пособия не является альтернативой традиционным изданиям, и не заменяют работу студента с учебной книгой.

  • Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий (на примере социально-гуманитарных дисциплин) / Е. Н. Балыкина // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики: науч. тр. VIII конф. Ассоциации «История и компьютер». – М.–Барнаул, 2003. – С. 521–585.
  • Башмаков А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 302 с.
  • Прокопенко І. Ф. До питання інформатизації вищих педагогічних навчальних закладів / І. Ф. Прокопенко, В. Ю. Биков, С. Н. Раков // Комп’ютер у школі та сім’ї. – 2002. – № 4. – С. 8–13.
  • Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
  • Вуль В. А. Электронные издания: учеб. пособие для вузов / В. А. Вуль. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 553 с.
  • Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография / И. В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  • Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  • Полянський П. Б. До питання про переваги і вразливі місця електронних підручників / П. Б. Полянський // Проблеми сучасного підручника: зб. наук. пр. – Київ, 2010. – № 1(10).– С. 15–31.
  • Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 613 с.
  • Разработка электронных учебных изданий. Создание и использование информационных средств обучения / [Н. Д. Изергин, А. А. Кудряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин]. – Коломна: [б. и.], 2005. – 160 с.
  • Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] : отрывки из публичной лекции У. Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/eco/internet.html.
  • Горемичкін А. І. Введення у комп’ютерну педагогіку / А. І. Горемичкін. – Мелітополь: ММД, 2008. – 267 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Тема «Положительные и отрицательные числа» Класс: 6 Программа: программа основного общего образования по математике Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика» Цель урока: Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». развивающая: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память. воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Предметные результаты:  развивать вычислительные навыки,  формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера. Метапредметные УУД:  Познавательные – применять методы информационного поиска, декодирование, знаково­символическое моделирование;  Регулятивные ­ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно­практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.  Коммуникативные ­ планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение;  Личностные УУД:  развивать чувство патриотизма, совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Применяемые методы, педтехнологии: дидактическая игра. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

    Используемые средства обучения: интерактивная доска, презентация, плакаты, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по математике А.Г. Мордковича. Используемые Интернет­ресурсы: 1. Стребкова Н.С. ­ http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/deystviya­s­desyatichnymi­drobyami­ 2. Ранько Е.А. Шаблон презентации. - URL: http://pedsovet.su/ Этапы урока 1. Организа­ция класса (2 мин) 2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся (5 мин) Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Создать благоприятный психологичес­ кий настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. Делают записи в тетрадях ­Здравствуйте ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Откройте тетради, запишите число Вместе с учениками определяет тему и цель урока. ­Какую тему мы с вами закончили изучать? А с какими новыми понятиями мы познакомились в этой теме? ­ А что нового научились делать? ­ Мы написали вчера к.р. Сделали работу над ошибками, проанализировали их. Но перейти сразу к новой теме нам рано. Что мы обычно Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Формулируют учебную проблему и тему урока. ­ называют все новые понятия темы ­ называют все новые действия ­повторяем, закрепляем знания и обобщаем материал Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, П: логический анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение­ формулирование познавательной цели. Р: выделение и осознание

    делаем, когда тема подошла к концу? ­ Итак, какая тема будет сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим себе сегодня? ­А как нам достичь поставленной цели? (Слайд 2) Напоминает, как заполнять листы самооценки. 3. Актуализация. (8 мин) Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение теории по теме. (Слайд 3) ­Давайте проверим свои работы. Просит прочитать ответы разных учеников. ­ Оцените себя, заполните листы самооценки повторить, обобщить ­ «Положительные и отрицательные числа» ­ и систематизировать материала по этим темам ­ повторим теорию, решать упражнения Отвечают письменно на вопросы. 4.Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных Организовывает работу в парах. Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. ­ Итак, мы отлично справились с теоретическим заданием. Поэтому готовы отправиться в путешествие в историю математики. На карточках у вас задание, расшифровав которые вы узнаете, где Выполняют задание в парах, кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По того, что уже пройдено. целеполагание. Л: самоопределение. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков Р: осознание того, что уже пройдено. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения, управление поведением партнера, оценка действий партнера. П: логический анализ объектов с целью

    выделения признаков. Применение метод информационного поиска, декодирование. доказательство. Р: планирование, прогнозирование. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. недостатков. впервые появились отрицательные числа. (Слайд 5) окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы пары. ­ Если вы верно выполнили, то получили название страны – Китай. ­ Заполняем лист самооценки. Заполняют лист самооценки. числа Отрицательные ­ появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. (Слайд 5­6) ­ Ребята, а где мы встречаем положительные и отрицательные числа в нашей жизни? (Слайд 8­14) ­ Выполни задание №3 и расшифруйте фамилию математика, который ввел в математический язык символы «+» и «­». (Слайд 15) ­Термометр, полюса батарейки ­ положительный и отрицательный заряды, и отрицательные герои сказок, глубина и высота над уровнем моря… Выполняют задание в парах. положительные

    ­ Видман. ­ Верный ответ Чешский математик Ян Видман ввёл современные знаки «+» и «–» в последнее десятилетие XVв. Заполните лист самооценки. ­ Ребята, а теперь немного подвигаемся. Встаньте ровно в проход. Если я называю отрицательное число – вы садитесь, положительное ­ встаете. ­3; 5; ­1,5; 8; 1/3; ¼; … Заполняют лист самооценки. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. ­ Последний этап – это самостоятельная работа. Выполняем в тетрадях. (Слайд 16) Выполняют самостоятельную работу по вариантам. ­ Обменялись тетрадями. Выполняем взаимопроверку. Ставим «+» если верно решено, или ничего не ставим. Сосчитайте количество «+». Поставьте оценку друг другу. Заполните листы самооценки. Поставьте итоговую оценку. Поднимите руку те, кто получил оценку 5, 4, 3? Подводятся итоги работы на уроке. ­ Какую цель мы ставили в начале урока? ­Достигли мы этой цели? ­ Поставьте себе итоговую оценку в листах самооценки. Поднимите руку, кто получил оценку 5? 4? 3? Выполняют взаимопроверку. Выставляют оценку партнеру. Заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. Р: оценка­осознание уровня и качества усвоения; контроль Подсчитывают итоговую оценку, как среднее арифметическое, выставляют её в листах самооценки. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что 5. Физкультминут ка (2 мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся 6. Обобщение и систематизация знаний. (продолжение) (10 мин) 7. Подведение итогов (2 мин) Дать качественную оценку работы класса 8. Рефлексия (5 мин) Инициировать рефлексию детей по поводу

    ­ Подведём итог: что вам помогло сегодня на уроке? Что мешало? Какие темы до сих пор вызывают затруднения? ­Теперь вы готовы продолжить изучать тему «Положительные и отрицательные числа». Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Называет задания для домашней работы. еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ­Арифметические действия с положительными и отрицательными числами психоэмоцио­ нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 9. Информа­ ция о домашнем задании (1 мин)

    Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

    Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю. + Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

      совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;

      введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

      внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

      повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

      свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

      Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

      Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

      Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

      Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

      Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

      Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

      Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

      чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

    Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

      Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

      Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

    Информационные революции.

    Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций , связанных с появлением новых для своего времени технологий . Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Таких революций шесть. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности . Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации. Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания , которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф , телефон, радио и телевидение . Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику . Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда. Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности . Шесть информационных революций изменили общество. Налицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество" . Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе - к началу ХХ века, третье - уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

    Исторически информатизация образования, являясь неотъемлемой частью информатизации общества, осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому . Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы. Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.

    Положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в школе

    Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

    Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к следующим значимым возможностям:

    • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
    • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения;
    • внесение изменений в обучение традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
    • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
    • организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика;
    • совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования .

    Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИКТ для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений, как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты принятых решений.

    Реализация дидактических возможностей компьютерных технологий широки и разнообразны. Они позволяют реализовать идеи личностно-ориентированного подхода, при котором учебный материал и организация учебного процесса создают условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала, их интереса и познавательной активности. Добиться этого можно посредством использования программных продуктов, образовательных электронных средств. Внедрение мультимедийных технологий в образование позволило во многом облегчают труд преподавателя, который организовывает учебный процесс таким образом, что отработка того или иного навыка может проходить как в ходе занятия, так и в неурочное время, осуществляться индивидуальный подход в обучении.

    Большинство учебных заведений в данный момент оснащены современными компьютерами, но выбор и закупка программного обеспечения для них зачастую носит случайный характер. Одной из главных причин является недостаточная информированность об имеющихся на рынке программных продуктах и их особенностях .

    Перечисленные положительные стороны использования ИКТ в общем среднем образовании далеко не единственны.

    Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

    В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального общения, индивидуализм.
    Наибольшую трудность представляет собой переход от информации к самостоятельным профессиональным действиям.

    Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. Нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала . Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет- порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию .

    Использование Интернет ресурсов, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств, срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом.

    Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
    Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п. .

    Во многих случаях использование средств ИКТ неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

    И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
    Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

    Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно .

    Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше", не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств ИКТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

    Список литературы:

    1. Информационные революции и информационные технологии //

    Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

    2. Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика /

    Н.П. Лукина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2004. - 245с

    3. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание:

    Избранные труды / Л.В. Скворцов - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 288с

    4. Ходакова Н.П. Инновационные подходы в обучении студентов, формирующие информационную культуру будущих педагогов/ Научные исследования в образовании. - 2007. - № 4. - С. 186-188.

    Гумина Ольга Михайловна, учитель начальных классов Частного образовательного учреждения «Частная общеобразовательной школа «Ступени»

    9 класс ___________

    Тема: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.

    Цель: продолжить формирование знаний об особенностях ЭГП и ПГП Крыма

    Задачи:

    образовательные:

      обеспечить знания обучающихся о ЭГП Крыма, истории Крыма, населении Крыма

    развивающие:

      развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы)

    воспитательные:

      воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине

      воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

      воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками

    Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Что такое ЭГП?

    Какое значение имеет ЭГП для развития территории?

    Как изменилось ЭГП Крыма после 2013 года?

    Что такое ПГП?

    Как ПГП может влиять на развитие территории?

    Назовите главные изменения ПГП Крыма после 2013 года.

    Практическая работа

    Цель: закрепить понятия ЭГП и ПГП, определить особенности, оценить и выявить положительные и отрицательные черты ЭГП и ПГП Крыма

    1. На к/к Европы обозначьте государственные границы России, Республики Крым и г.Севастополь

    2. Подпишите страны, с которыми РК, как часть России, граничит по Азово-Черноморскому бассейну

    3. Обозначьте столицы указанных государств

    4. Разной штриховкой обозначьте стран-соседей, которые входят в ЕС и НАТО

    Факторы

    Положительные черты

    Отрицательные черты

    - Положение по отношению к соседним странам

    - Положение по отношению к основным сухопутным и морским транспортным путям

    - Положение по отношению к топливно-сырьевым базам, промышленным и с/х районам

    - Положение по отношению к районам сбыта продукции

    Страны среднего уровня развития

    На пересечении морских путей из России и Украины в страны АЧР и Средиземного моря

    Шельф богат углеводородами, близко к угольным и рудным бассейнам

    Газопровод «Турецкий поток» с ответвлением на Крым

    Санкции против Крыма и РФ

    Транспортная сухопутная изолированность изолированность от России

    6. Определите черты ПГП Крыма (заполните таблицу)

    Факторы

    Положительные черты

    Отрицательные черты

    Участие в международных военных, экономических и политических организациях

    Участие стран-соседей в международных организациях и военных блоках

    Турция – динамично развивающаяся страна, лидер черноморской торговли

    Избыточно-милитаризованный регион. Расположение военных баз НАТО в Турции, Болгарии, Румынии, партнерство Грузии и Украины с НАТО

    Выделение среди стран-соседей союзных, враждебных и нейтральных государств. Наличие спорных территорий

    Контактность со странами Причерноморья, Восточной и Южной Европы, Ближнего Востока.

    Конфликтность (потенциальная)

    Объект территориального спора между Россией и Украиной

    «Горячие точки», угрожающие безопасности

    Юго-восток Украины, Херсонская область

    7. Сделайте общий вывод об оценке ЭГП и ПГП Крыма