Программа кружка «Юный информатик» для детей подготовительной к школе группы. Обучение детей дошкольного возраста информатике в играх и с применением компьютера Программа для дошкольников по игровой информатике

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

- практические занятия;

- беседы;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие- соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Е nter »;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши « BackSpace ».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

- на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

- на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

- принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

- включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

8

Учимся работать на компьютере

10

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических
представлений;

- развитие творческого воображения.

16

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого :

36

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash -игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc .

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift .

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock .

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.


Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/ XP , привод CD - ROM , колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.

Герк Е.В., Власова М.С., Ишим, Российская Федерация

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными средствами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их .

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации и служит мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления .

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам .

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хотим заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но» . Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за час игры сделает ребёнка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется общаться с компьютером больше 20 минут, а ребятам 5-6лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Эти требования учтены при разработке программы кружка «Занимательная информатика для дошкольников» , которая предназначена для изучения информатики в играх детьми дошкольниками от 3,5 до5, 5 лет, срок реализации программы 2 года. В соответствии с этой программой авторами кружка Герк Е.В и Власовой М.С. разработана рабочая программа дополнительного образования ДОУ по учебной дисциплине «Информатика» (с использованием компьютера) и начиная с 1 октября 2010 по 31 мая 2012 года авторами Герк Е.В, Власовой М.С. проведены занятия в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» .

С 1 октября 2012 года занятия кружка будут продолжены с новой группой детей в МА ДОУ ЦРР «Детский сад» №24.

Программа предусматривает 72 часа.

Занятия кружка «Занимательная информатика» включают четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно–знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

На кружке «Занимательная информатика» дети познакомятся с компьютером и его устройством, с рабочим столом компьютера, научатся находить нужный объект, работать в текстовом редакторе, вводить текст, знакомые слова и работать с ними с помощью инструментов текстового редактора. Познакомятся с инструментами рисования графического редактора, научатся использовать готовые фигуры для рисования, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.

На всех занятиях на компьютере (от самых простых до сложных) детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, удерживать мышь, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет детям моделировать различные ситуации и среды.

Кроме того, разрабатывая содержание занятий кружка «Занимательная информатика» мы учитывали, что работая на компьютере, ребенок получает возможность довести начатое до конца, опираясь на необходимую помощь педагога или программы. Занятие кружка длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить выполнение задания на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Обязательно включается пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления компьютером для достижения результата и самостоятельную работу ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

  • последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
  • знакомство с новыми клавишами и их назначением.
  • предоставление возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой, или выполнения задания с помощью инструкции, которую дает сам компьютер.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения, и закрепления в памяти ребенка правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные подвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз) , для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) .

Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия необходимо проветривать помещение. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Необходимо обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т.к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки - потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

Практика проведения нами занятий по программе «Занимательная информатика» в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» г Ишима Тюменской области показала, что именно на занятиях по информатике у педагога есть возможность сформировать у детей дошкольного возраста первые навыки работы с компьютером, причем в игровой ненавязчивой форме и без нанесения ущерба здоровью и развитию каждого ребенка. Поэтому, мы считаем, что можно рассматривать программу «Занимательная информатика» , как способ формирования у детей первых навыков работы с компьютером.

Библиография

  1. Леонова, Л.А. Дошкольник и компьютер // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 63-66.
  2. Кривич, Е.Я. Компьютер для дошколят: пособие для воспитателей и студентов [Текст] / Е.Я. Кривич. - М.: Издательство ЭКСМО. - 2006. - 216 с.
  3. Симонович, С., Евсеев Е. Занимательный компьютер [Текст] / Симонович С. М.: Издательство Москва. - 2004. - 425 с.

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь «Завтра». Сегодняшний день детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем, необходимы каждому человеку.

Информатизация дошкольного и младше школьного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю в компьютерном классе.

Цель курса: Развитие логического мышления, творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать, более качественная подготовка детей к школе.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю, в компьютерном классе. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Время работы детей за компьютерами - 10 минут.

В результате изучения данного курса дети будут:

Знать:

    Названия и функции основных частей компьютера;

    Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

    Понятие истинного и ложного высказывания;

    Понятие симметрии;

Уметь:

    Использовать в работе клавиатуру и мышь;

    Осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

    Называть части компьютера;

    Определять истинные и ложные высказывания;

    Сравнивать предметы, объединять в группы по признакам;

    Находить закономерности в изображении предметов;

    Соотносить элементы двух множеств по признаку;

    Составлять целое из частей;

    Составлять симметричный узор;

    Расставлять предметы в определенной последовательности;

    Объединять множества.

РАЗДЕЛ 1. Компьютер (8 часов).

Тема №1. Знакомство с компьютером.

Цели, задачи занятий по информатике в доступной для детей форме. Беседа о значении компьютера, о его роли в жизни людей.

Тема №2. Техника безопасности в компьютерном классе.

Правила техники безопасности при работе за компьютером.

Тема №3. Устройства компьютера.

Устройства компьютера: монитор, системный блок, мышь, клавиатура, колонки. Названия и их функции.

Тема №4. Правила работы за компьютером.

Правила работы за компьютером. Клавиатура. Мышь. Разновидности щелчков мышью. Упражнения в их выполнении. Правильная посадка за компьютером.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

    Знать и уметь называть основные части компьютера и их назначение;

    Знать правила работы за компьютером;

    Уметь выполнять все виды щелчков мышью (двойной, одинарный), перетаскивание мышью.

Обобщающее занятие: викторина «Угадай-ка!» (командное соревнование для детей подготовительной группы на лучшего знатока устройства компьютера); викторина «Фантазеры»(командное соревнование для детей старшей группы на лучшего знатока устройства компьютера.)

РАЗДЕЛ 2. Предметы. Свойства предметов (21час).

Тема №1. Сравнение предметов по свойству.

Название предметов. Свойства предметов. Поиск совпадающих свойств. Группировка предметов с одинаковыми свойствами.

Уметь сравнивать предметы, выделять одинаковые свойства.

Тема №2. Часть и целое.

Целое. Часть как элемент целого. Состав целого из нескольких частей.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого.

Тема №3. Симметрия по образцу.

Геометрические фигуры. Предметы. Названия предметов и фигур. Понятие симметрии. Составление симметричного узора.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Знать понятие симметрии. Уметь составлять симметрический узор.

Тема №4. Описание последовательности действий.

Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Расставлять события в правильной последовательности.

Тема №5. Обобщение по признаку.

Предметы. Названия. Действия предметов. Соотнесение элементов двух множеств по определенному признаку.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь обобщать по признаку.

Тема №6. Сравнения объектов. Отличия.

Объекты. Сходство. Отличие. Поиск и выделение отличий.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Сравнивать объекты. Находить сходства и отличия.

Обобщающее занятие: коллективная аппликация (составление целого из частей, описание последовательности своих действий, расположение элементов аппликации симметрична).

Тема №7. Отображение множеств.

Объекты. Выделение множеств. Соотнесение элементов двух множеств по некоторому принципу.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь соотносить элементы двух множеств по признаку.

Тема №8. Объединение множеств.

Объекты, их свойства. Объединение множеств по определенному признаку.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь объединять множества по определенному признаку.

Тема №9. Лабиринты.

Лабиринты. Поиск всех возможных вариантов решения. Поиск и определение наикратчайшего пути.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь находить все возможные варианты решения. Уметь находить кратчайший путь.

Тема №10. Закономерность в расположении фигур и предметов.

Предметы. Свойства. Выделение свойства, лежащего в основе закономерности. Построение закономерности объектов.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

Уметь выделять свойство, лежащее в основе закономерности. Уметь продолжать закономерности объектов.

Обобщающее занятие: Занятие – путешествие (в ходе дети выполняют задания по темам повторения.)

РАЗДЕЛ 3. Элементы логики (5 часов).

Истинные и ложные высказывания. Логическая операция И.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

    Знать понятие истинного и ложного высказывания;

    Уметь определять истинные и ложные высказывания;

    Уметь объединять отдельные элементы в группы с общим названием.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

Дата проведения

Раздел 1. Компьютер (8 часов)

Знакомство с компьютером

Правила техники безопасности

Устройства компьютера

Правила работы за компьютером

Обобщающее занятие

Раздел 2. Предметы. Свойства предметов (21 час)

Сравнение предметов по свойству

Часть-целое

Закрепление знаний

Симметрия по образцу

Описание последовательности действий

Обобщение по признаку

Повторение тем: часть-целое, симметрия, описание последовательности действий, обобщение по признаку

Сравнение объектов

Отображение множества

Объединение множеств

Лабиринты

Закономерность в расположении фигур, предметов

Обобщающее занятие: сравнение объектов, отображение множеств, объединение множеств, лабиринты, закономерность

Раздел 3. Элементы логики (5 часов)

Истинные и ложные высказывания

Логическая операция И

Обобщающее занятие по элементам логики

Список литературы

    Волошина О.В . Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.

    Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

    Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.

    Горячев А.В., Ключ Н.В . Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

    Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Компьютерные обучающие программы

    Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.

    Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.

    Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.

    “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.

    Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”

Электронные ресурсы:

    http://malenkajastrana.my1.ru/ «Воспитываем и обучаем дошколят»

    © 2011 - 2013 vashechudo.ru - Ваш чудесный ребёнок (Загадки для детей по информатике)

    http://easyen.ru/load/informatika/igry/zagadki_ustrojstva_kompjutera/244-1-0-6727 Поспелова Г.В. (загадки про устройства компьютера).

    http://www.koshki-mishki.ru/connect-lines.html - Кошки-мышки детский развлекательно-развивающий сайт.

    www.youtube.com – развивающие мультфильмы:

    Фиксики: «Интернет», «Клавиатура», «Компакт диск»;

    Малометражный мультфильм «Как правильно сидеть за компьютером»;

    Телеканал Карусель – мультфильм «Компьютерная мышь»;

    «Кот Саймон и компьютер»- малометражный шуточный мультфильм;

    «Уроки тетушки совы» - «Опасные предметы»;

    «Самоделкин» - мультфильм о предметах.

    http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/ геометрическая головоломка

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/__________________

Протокол №______

от «____»_________________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №3 г. _______________

_____________/________________

«_____» ________________201__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №3 г.______________

______________________ /_______________

Приказ №___от «___»____________201__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Информатика для подготовительной группы дошкольников»

На 20 - 20 учебный год

Программа составлена по материалам программ А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»

и ""Первые шаги в мире информатики"" С.Н.Тур и Т.П.Бокучава

учителем высшей квалификационной категории МБОУ СШ №3 г. Вилючинска

Штенкиной Натальей Николаевной

Вилючинск

20__

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развивающая программа ""Компьютерный мир"" – это модифицированная, адаптированная для обучения детей дошкольного возраста программа, основным предназначением которой является приобщение детей к интересному, современному миру информационных технологий и подготовке к школе. Программа разработана на основе программ:

    «Информатика для всех» А.В. Аверкина, Д.И. Павлова

    «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева

    «Первые шаги в мире информатики» С.Н.Тур и Т.П.Бокучава.

Программа содержит элементы программы для общеобразовательной школы и направлена на развитие у детей навыков логического мышления, запоминания и использования приобретённых знаний в процессе пользования компьютерной техникой.

Обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания.

Информатика, с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие предметы, так как в силу повсеместного использования информационных технологий, бурного развития компьютерной техники и цифровых технологий интерес к данному предмету достаточно высок. Использование на уроках компьютера, само по себе, уже привлекательно для ребят. И если теоретическую часть курса давать детям используя игровые моменты, сказочных героев и графические изображения в виде весёлых картинок, а практическую – в виде несложных прикладных программ «Фантазия», «Лабиринт», «Раскрась-ка», «Мир информатики» и хорошо развивающих координацию и мышление ребёнка игровых программ – таких как ""Алик. Скоро в школу"", ""Тарзан"", «Зимняя сказка» и др., то интерес детей к изучению курса ""Компьютерная школа"" будет постоянно возрастать.

Но, с другой стороны, многие дети связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы дети продуктивно и деятельно работали на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, которые отличаются высокой вовлечённостью обучаемых в учебный процесс, побуждают ребят быть активными.

Указанные методы призваны обеспечивать запоминание материала на уроках, пробуждают интерес к изучаемому материалу и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Содержание курса включает в себя простейшие навыки общения с компьютером, основные, фундаментальные понятия, такие как ""команда"", ""исполнитель"" в качестве одной из целей этого направления обучения – развитие логического мышления. Следует помнить, что основные логические структуры мышления формируются у ребёнка с 5 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основная цель курса ""Компьютерный мир"" – приобщение дошкольников к интересному миру информационных, цифровых технологий, к миру неограниченных возможностей компьютерной техники.

Главная задача заключается в обучении ребят дошкольного возраста пользованию компьютером, умению использовать возможности компьютера, с помощью специальных программ-тренажёров, различных приложений и игр, расширению кругозора в различных областях знаний.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА .

Занятия проводятся два раза в неделю. При проведении занятий применяются игровые, занимательные формы обучения с применением цифровых образовательных ресурсов, наглядных пособий, весёлых рисунков, плакатов и самой компьютерной техники.

Во время урока обязательно проводятся физкультминутки, помогающие детям снять усталость и в то же время взбодриться.

Работа на компьютере продолжается не более 10 минут в заключительной части урока.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

    Правила поведения за компьютером;

    Назначение компьютера;

    Правила включения и выключения компьютера;

    Основные блоки и устройства компьютера;

    Назначение и возможности устройств ввода информации;

    Назначение и возможности устройств вывода информации;

    Способы создания графических изображений;

    Понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

    Понятия «курсор», «множество», «истинное высказывание», «ложное высказывание», «исполнитель», «команда».

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

    Правильно вести себя в компьютерном классе;

    Включить и правильно выключить компьютер;

    Найти и загрузить нужную программу;

    Правильно пользоваться клавиатурой и мышью;

    Создавать рисунок в графическом редакторе

Список литературы:

    А.В. Горячев Информатика в играх и задачах.- М.: 2011;

    А.В. Аверкин, Д.И. Павлов. Информатика для всех. 1 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. 2 ч. / под ред. А.В. Горячева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;

    С.Н.Тур и Т.П.Бокучава. Первые шаги в мире информатики.- М.: издательство BHV 2013;

    Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса, издательство BHV, 2013

Задачи и цели урока

Программное обеспечение

Кол-во

часов

1. Знакомство с ПК. Техника безопасности. Возможности ПК (3ч)

Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

Познакомить ребят с компьютерным классом. Выучить правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе.

«Мир информатики»

Демонстрация возможностей ПК

Познакомить детей с возможностями и применением компьютера.

«Мир информатики»

Устройство компьютера

Познакомить детей со строением компьютера. Научить находить и называть правильно базовые устройства ПК.

«Мир информатики»

2. Знакомство с клавиатурой и мышью (3ч)

Ознакомление с управляющими клавишами клавиатуры.

Изучить назначение управляющих клавиш на клавиатуре. Использовать эти клавиши в программе ""Лабиринт"".

""Лабиринт""

Знакомство с "" Мышью ""

Узнать, что такое ""Мышь"", какие функции она выполняет. Почему у неё такое название. Управление курсором при помощи мыши.

«Мир информатики»

3. Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево (9ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

Повторить и закрепить пройденное. Изучить стороны вверх, вниз, вправо, влево. Познакомить с понятием ""курсор"". Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец) Практическая работа с курсором.

«Мир информатики»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Виды курсора.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Повторить понятие курсор. Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец). Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Клавиши и

Закрепление знания сторон вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Повторить понятие курсор, виды курсора. Познакомить с назначением клавиш и Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

11-12

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Диктант по клеточкам.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле, выполняя диктант по клеточкам. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

13-14

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Знакомство с записью сторон при помощи стрелок. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Поиск ошибок в записи алгоритма.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Формировать умение находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Экзамен у мышки

Проверка умения ориентироваться по сторонам лево-право. Проверка умения управлять курсором.

«Зимняя сказка»

4. Последовательность действий (алгоритм) (6ч)

Действия предметов.

Научить определять и называть действия предметов, обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

«Алик. Скоро в школу»

Последовательность событий.

Научить определять последовательность событий.

«Алик. Скоро в школу»

19-20

Порядок действий.

Научить определять порядок действий.

«Алик. Скоро в школу»

21-22

Исполнитель

Познакомить с понятием исполнитель. Составлять простейшие алгоритмы для исполнителя Робота.

«Фантазия»

5. Введение в логику (32ч)

23-27

Решение задач на развитие внимания

Развивать внимание, логическое и образное мышление. Формировать грамотное и безопасное общение с ПК, уменьшать психологический барьер «человек-компьютер». Закреплять навыки пользования мышью, назначение левой и правой кнопки мыши.

«Алик. Скоро в школу»

28-32

6-10

Понятие множества. Элементы множества. Сравнение множеств по числу элементов.

Знакомство с понятием множества и его элементами. Научить сравнивать множества по числу элементов. Развитие логического и образного мышления, развитие речи.

«Мир информатики»

Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Учить анализировать. Учить выделять общий признак группы предметов. Учить выделять лишний предмет из группы предметов. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

Выделение существенного признака предмета.

Учить выделять существенные признаки предметов. Развивать внимание, логическое мышление и память.

«Фантазия»

Выделение существенного признака группы предметов.

Учить выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

36-40

14-18

Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач.

Учить выявлять закономерности в расположении предметов. Развивать внимание и логическое мышление. Учить вводу числовой информации с клавиатуры.

«Paint »

41-43

19-21

Логика и конструирование.

Развитие логического и образного мышления. Учить разделять фигуру на заданные части по представлению. Развивать цветовое восприятие у учащихся и формировать умение использовать поворот фигуры при работе с прикладной программой.

«Paint »

44-46

22-23

Кодирование информации.

Познакомить с понятием кодирования. Научить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

«Тарзан»

47-49

24-27

Путешествие в зазеркалье. Симметрия фигур.

Научить находить симметричные фигуры относительно вертикальной и горизонтальной осей симметрии.

«Фантазия»

50-52

28-30

Истинность и ложность высказываний.

Познакомить с понятием истина и ложь. Научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности.

«Фантазия»

53-54

31-32

Итоговое занятие

Обобщить знания, полученные за весь курс.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.

В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Решением данной проблемы является создание компьютерных классов на базе дошкольных образовательных учреждений. Так, в Государственном образовательном учреждении детском саде №2631, в котором я работаю, был создан компьютерный класс. Укомплектован класс современным оборудованием: 14 портативных компьютера Apple МасВоок (рабочие места учеников), моноблок Kraftway (рабочее место учителя), 5 графических планшетов, проектор и экран.

Программа занятий для средней и подготовительной групп была составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ). Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе.

По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров. Я использую интеграцию: мы занимаемся и по рабочим тетрадям, и на компьютерах. Для каждой темы моего планирования я подбираю задания из различных обучающих компьютерных программ (-) согласно возраста детей.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю (для средней группы) и 2 раза в неделю (для подготовительной группы), в компьютерном классе с использованием тетради А. В. Горячева и компьютерной поддержки. Продолжительность занятий – 20 минут (средняя группа),30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами – 10 минут.

В результате изучения данного курса дети будут:

знать :

  • названия и функции основных частей компьютера;
  • технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
  • понятие истинного и ложного высказывания;
  • понятие симметрии;

уметь :

  • использовать в работе клавиатуру и мышь;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • называть части компьютера;
  • определять истинные и ложные высказывания;
  • сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
  • находить закономерности в изображении предметов;
  • соотносить элементы двух множеств по признаку;
  • составлять целое из частей;
  • составлять симметричный узор;
  • расставлять предметы в определенной последовательности;
  • объединять множества.

Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для средней группы)

Месяц Название занятия Программное содержимое
сентябрь 1. Сравнение предметов по свойству
2. Сравнение предметов по свойству Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанавливать последовательность событий.
3. Подготовка к знакомству с отрицанием Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством.
4. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
октябрь 5. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
6.Отрицание по аналогии.
7. Отрицание по аналогии.
8. Поиск закономерностей.
9. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
ноябрь 10. Описание последовательности действий.
11. Описание последовательности действий.
12. Функции предметов. Знакомство с функцией предмета.
декабрь 13. Функции предметов. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
14. Логическая операция “и”.
15. Обобщение по признаку.
16. Обобщение по признаку.
17. Выделение главных свойств предметов.
январь 18. Выделение главных свойств предметов. Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств.
19. Закономерность в расположении фигур и предметов.
20. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
21. Упорядочение серии предметов по разным признакам. Развитие памяти и воображения. Подготовка к знакомству с отрицанием.
февраль 22. Последовательность событий.
23. Последовательность событий. Умение расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием.
24.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания.
25. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием).
март 26. Упражнения на развитие воображения. Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения.
27. Упражнения на развитие воображения. Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.
28. Части-целое.
29. Части-целое. Умение разделять действие – целое на действия – части.
30.Сравнение объектов. Отличия.
апрель 31. Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
32. Объединение множеств, задаваемых свойством.
33. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
34.Простейшие алгоритмы расстановки.
май 35. Простейшие алгоритмы расстановки. Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
36. Повторение темы “упорядочение” Умение продолжить заданную закономерность.
37. Повторение темы “последовательность действий”. Умение выполнять последовательность движений.
38. Повторение темы “логические операции” Умение определять истинность и ложность высказываний.

Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для подготовительной группы)

Месяц Название занятия Программное содержимое
сентябрь 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
2. Знакомство с компьютером. Устройство. Знакомство с компьютером, его устройством.
3. Рабочий стол.
4. Рабочий стол. Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.
5. Сравнение предметов по свойству Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”).
6. Сравнение предметов по свойству Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им.
7. Манипулятор “мышь”
8. Манипулятор “мышь” Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.
октябрь 9. Подготовка к знакомству с отрицанием Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. Умение выделять главные свойства.
10. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
11. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
12.Отрицание по аналогии. Умение формулировать отрицание по аналогии.
13. Клавиатура
14. Клавиатура Знакомство с основными клавишами, их назначением.
15. Отрицание по аналогии. Выполнение перечисляемой последовательности действий.
16. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
17. Поиск закономерностей. Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
18. Подмножества с общим свойством. Знакомство с объединением множеств.
ноябрь 19. Часть и целое. Умение различать части и целое.
20. Описание последовательности действий. Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству.
21. Описание последовательности действий. Самостоятельное описание своих действий.
22. Функции (назначение) предметов.
23. Функции (назначение) предметов. Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
24. Логическая операция “и”. Знакомство с логической операцией “и”.
25. Обобщение по признаку. Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”.
26. Обобщение по признаку. Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.
декабрь 27. Выделение главных свойств предметов. Закрепление умения выделять свойства предметов.
28. Выделение главных свойств предметов. Умение делить группу предметных картинок на множества.
29-30. Разбиение множества на подмножества. Умение называть объединение множества. Умение выделять главные свойства.
31. Повторение тем о свойствах.
32. Повторение тем о свойствах. Закрепление понятия свойства.
33-34. Повторение тем об обобщении по признакам. Закрепление понятия обобщение по признакам.
35-36. Графический редактор. Знакомство с графическим редактором, панель инструментов и задач.
январь 37-38. Вложенность множества предметов с общими свойствами. Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые – к родовому.
39. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
40-41. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков. Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.
42. Подготовка к введению понятия “алгоритм”. Познакомиться с алгоритмом игры. Умение сравнивать геометрические фигуры.
43-44. Закономерность в расположении фигур и предметов. Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.
февраль 45-46. Логическая операция “и”. Умение называть как можно больше свойств и признаков одного объекта.
47-48. Упорядочение серии предметов по разным признакам. Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.
49-50. Последовательность событий. Умение расставлять события в правильной последовательности.
51-52. Расстановки и перестановки. Умение строить высказывания, отрицающие данные высказывания.
март 53-54.Знакомство с текстовым редактором. Знакомство с текстовым редактором. Панель инструментов, клавиатура.
55. Задачи-шутки Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок.
56. Упражнения на развитие воображения. Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества.
57. Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Закрепление понятий упорядочение, последовательность действий.
58. Повторение темы: логические операции. Закрепление понятия логические операции.
59-60. Части-целое. Умение разделять действие – целое на действия – части.
апрель 61.Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
62-63. Сравнение объектов. Отличия. Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
64. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
65. Объединение множеств, задаваемых свойством. Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
66-67. Вложенность множеств. Умение выделять этапы заданного действия.
68. Элементы кодирования.
май 69. Элементы кодирования. Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.
70-71.Простейшие алгоритмы расстановки. Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
72-73. Функции (назначение) предметов Умение называть предметы, выполняющие некоторую функцию.
74. Отображение множеств.
75. Выделение свойств Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.
76. Повторение темы (простейшие алгоритмы расстановки). Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.

Список литературы

  1. Волошина О.В . Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
  2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  4. Горячев А.В., Ключ Н.В . Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Компьютерные обучающие программы

  1. Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
  2. Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
  3. Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
  4. “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
  5. Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”