Земля наш общий дом нужны. Конспект занятия «Земля — наш общий дом. Полный текст работы размещен на странице конкурса

Казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатерининский детский дом»

Методическая разработка открытое занятие инсценировка «ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
(для детей от 7 до 10 лет)

Разработала:
Мартынова О. П.
(воспитатель 2 квалификационной категории)

1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации.
3. Сценарий.
4. Сценарный план.
5. План подготовки.
6. Методические советы.
7. Литература.
8. Приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес ребенка к экологии. Воспитатель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к проблемам экологии.

Вызвать у детей стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:

  • чтение сказок, мифов, легенд;
  • принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;
  • при помощи музыки и рисования.

Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.
Данное мероприятие проводится в форме открытого занятия - инсценировки, рассчитано на детей в возрасте 7 - 10 лет.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.

Задачи:

  1. формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.
  2. воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.
  3. создание экологической и развивающей среды в детском доме.

Данное мероприятие необходимо проводить в просторном зале, чтобы обеспечить реализацию методического замысла (исполнение стихов, песен, танцев, постановки с использованием фонограммы).

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей. Для успешного проведения данного мероприятия необходима большая организационная и четко спланированная работа. С детьми необходимо не только разучить стихи, но и отработать выразительность речи и эмоциональное исполнение. Не только выучить песню, сценарий, но и отработать такие умения как: уверенно держать себя во время выступления, умение взаимодействовать друг с другом, сопереживать, формировать артистические умения, культуру поведения.

Воспитанники должны оказывать посильную помощь при изготовлении наглядности, оборудования, декорации и костюмов.

Педагог принимает участие в сценарии вместе с детьми, тем самым, придавая уверенность детям, создает комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала.

Каким будет мероприятие ярким, радостным, эмоциональным, запоминающимся - зависит от тех, кто представляет его зрителям, реализует его, и, наконец, от самих зрителей.

Оборудование:

1. надпись на сцене «Земля - наш общий дом»
2. изображения птиц, цветов украшают сцену.
3. костюмы «Красная книга», «Природа», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Тюльпан», «Ландыш», «Лев».
4. магнитофон.
5. живые цветы.

Сценарий

Участники: Педагоги и воспитанники детского дома от 7 до 10 лет.

Место проведения: Актовый зал.

Оформление: На сцене надпись «Земля - наш общий дом», зал празднично украшен, расставляются декорации, стулья для зрителей, герои в костюмах.

Театрализованное представление

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

(Звучит тревожная музыка).

Красная книга:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Природа:
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее!
1-й чтец: Я сорвал цветок - и он завял.

2-й чтец: Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

1-й чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

2-й чтец: О, человек! Природа - мать ни рек и не морей.
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени это доверие природы, не обмани ее! О, человек!

Природа:
Я - природа. Прошел уже 1 миллион лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя господином. Мои ресурсы общество считало безграничными, поэтому не было заботы об экономном использовании и воспроизводстве. Все отходы беззаботно выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных.

Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна, она дает нам все для жизни.

Природа: Как великолепны творения природы. Ими можно только восхищаться, поражаясь, сколько богата она на выдумки.
Красная книга: Однако порой взрослые, и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.

Чтец: (Стихотворение «Океан седой». Звучит тревожная музыка).

Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги -
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Черные сотрешь ли человек?

(Песня «Прости Земля»).

Природа: Слышите дети! Земля просит о помощи!

(Стихотворение читает Ландыш. Звучит спокойная музыка.)

Ландыш:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны, здесь уцелевшей ненайти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет, я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, деревья слезы льют.

Заяц: Лес является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.

Лиса: Лес - это самый верный ваш помощник в борьбе за урожай. Он смягчает климат, останавливает сухие ветра, пыльные бури, преграждает своими зелеными полотнами путь сыпучим пескам.

Волк: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б вы знали о них, то у вас, должно быть не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.

Синица: Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.

Заяц: Лес дал вам первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил ваших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца и ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.

Лиса: Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, колыбель. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых давал лес.

Волк: Ваши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять.

Синица: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.

(Песня «Тонкая рябина» или «Не рубите мужики»).

Красная книга: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.

Чтец: Палим, во что попало - жаден глаз!
И рубим и взрываем, и коряжим.
Природа - мать ждет милости от нас
А взять ее у нас, увы, не может.
Природа: Ведь вдумайтесь, каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов.

Красная книга: И не столь уж важно - солидное это четвероногое или крошечный жучок с какого-нибудь островка в Тихом океане, на весах жизни все они равны.

(Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» или танец бабочек с цветами и птицами).

Чтец:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Бабочка: Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.

Синица: 94 вида птиц и насколько сот видов беспозвоночных, среди них сумчатый волк, странствующий голубь.

Тюльпан: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений, попадают на тревожные страницы «Красной книги».

Природа:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Красная книга:
Красная книга - это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга - международная, она появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать, тот ущерб, который нанесли люди природе.
Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.
Черная страница в книге содержит названия исчезнувших видов, красная - виды на грани исчезновения, желтая - восстанавливающихся, зеленая - малоизученных, белая - не изученных видов животных и растений.

Бабочка: Огромное число бабочек внесено в список самых горячих точек на карте жизни.

Тюльпан: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.

(Лесная поляна. В центре на троне сидит лев. Вокруг него лесные жители).

Лев: Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты.

Синица: Мы птицы взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов, ежегодно мы теряем крылатых братьев. И это все по вине человека.
Лев: Разве человек может так поступить с вами? Я не могу поверить, этого не может быть, ведь все мы часть природы.
У всех у нас есть одна мать, по имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

Волк: Человек имеет прямое воздействие на флору и фауну. Это привело к тому, что вымирание видов животных и растений составляет в наше время от одного до десяти в год. Сегодня на грани исчезновения находится 1000 видов животных и 2000 видов растений.

Лев: Неужели это так? Неужели человек не понимает, что истребляя вас всех, он готовит такую же участь и себе. Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно - научиться достойно, жить на Земле.

Волк: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты, что-нибудь кроме смерти?

Лев:
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по царски.
Я - последний из львов,
Но пускай за меня говорят.
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья,
За которой неделю подряд.
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф.
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас ты представь
Разве будет Землею Земля?
Но без нас - ты пойми
Разве море останется морем?
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут
Мы - пушистые глыбы тепла
Мы живое зверье.
Все твое на планете,
А нашего нет ничего.
Может правда, что день ото дня,
Мир становится злее.

Бабочка: Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа.

: Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием.

Тюльпан: Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но происшедшее - непоправимо!

Волк: Мало не делать зла - нужно делать добро.. только тогда ты будешь, счастлив и спокоен.

Лев: В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы маленькому существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.

Природа: Проблемы экологии, охраны природы все больше волнуют человечество. И это понятно - Земля наш общий дом, и единственная в мире обитель. Мы плотью и кровью принадлежим природе, находимся внутри нее и зависим от нее. Достаточно вспомнить, тебе человек, что без пищи, ты проживешь 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. И вот над всем этим нависла угроза гибельного экологического кризиса.

(Звучит щебет птиц, звук моря).

Чтец: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.

(Дети держат в руках листики березы, клена, на них написаны правила поведения в лесу. Зачитывают эти правила и бросают листочки в зал, словно деревья сбрасывают листву).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН №
п/п Мероприятия Ответственные
1 Звучит тревожная музыка, на сцену выходит Красная книга и природа. Музыкальный работник, воспитатель в роли «Красной книги» и ребенок в роли «Природы»
2 Выходят чтецы, читают стихи, ведут диалог с Красной книгой и Природой. воспитатель
3 Песня «Прости Земля». Музыкальный работник
4 На сцене появляются Заяц, Волк, Лиса, Синица ведут рассказ о лесе, беседуют с Красной книгой и Природой. Воспитатель, помощники
5 Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» Музыкальный работник
6 На сцену выходят, Тюльпан и Бабочка рассказывают о проблемах экологии. Воспитатель и помощники
7 Все звери, птицы и растения приходят с жалобой к царю зверей Льву. Воспитатель, помощники, музыкальный работник

ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Изучение методической литературы по данной теме.
  2. Составление сценария.
  3. За неделю до праздника провести экологическую викторину.
  4. Разучивание стихов, песен, танцев.
  5. Отработка интонационной выразительности.
  6. Репетиция сценария.
  7. Подготовка декораций, наглядностей, костюмов и оборудования.
  8. Оформление зала.
  9. Выставка детского творчества.
  10. Расстановка мебели.
  11. Подведение итогов экологической викторины.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ВИКТОРИНА

  1. В древней Руси этого зверька называли «Векша», он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив, любит шишки и орешки. (Белка).
  2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету, он сливается с травой. (Кузнечик).
  3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Весной поедают большое количество гусениц и жуков. (Скворец).
  4. в России этого жука издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жуку. (Божья коровка).
  5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на ветках и стволе. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей. (Волчья ягода).
  6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых, этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей, В этом их вред. (Муравьи).
  7. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
  8. Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).
  9. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа).
  10. Кто кукует у кукушки? (Самец).
  11. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень).
  12. Какая домашняя птица бегает быстрее скаковой лошади? (Индюк).
  13. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
  14. Любимое лакомство у аиста? (Лягушки).
  15. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
  16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке).
  17. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы короче задних).
  18. Растет ли дерево зимой? (Нет).
  19. Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Надпись на плакатах

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Помните! Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.

3. Лес - наше богатство.

4. Не засоряйте природу!

5. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе - большая семья -
Цветы и деревья, птицы и я!

6. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек. Г. Х. Андерсен.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Правили поведения в лесу

ПРАВИЛО 1-е.

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е.

Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е.

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е.

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М., 1992
2. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
3. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983г.
4. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
5. Козлова С.А. Мой мир. - М., 2000
6. Малашенкова В.А. Программа «Природа и человек».
7. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2002г. №3. с. 69.
8. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2005г. №4. с 72.
9. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2007г. №5. с.67.
10. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №2.
11. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №4.
12. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2005г. №4.
13. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2007г. №5.
14. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1990. № 8.
15. «Экологическое воспитание дошкольников 3 %». Омск. Всероссийское общество охраны природы 2001.
16. Элиот Д. Детская энциклопедия. - Росмэн, 1994

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг.

Игра называется «Живая и неживая природа».

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (Земля).

Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (Ответы детей) (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

«Oн невидимый, и все же,

без него мы жить не можем.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Земля – наш общий дом»

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг.

Игра называется «Живая и неживая природа».

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (Земля).

Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (Ответы детей) (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

«Oн невидимый, и все же,

без него мы жить не можем.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Светлячок» р.п.Чистоозерное Новосибирской области

«Земля-наш общий дом» по ФЦКМ

Воспитатель: Анучина Ольга Владимировна

Цель : расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Задачи :

Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;

Закреплять понятие, что мы - люди - являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое» , дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование : диск с музыкой Чайковского,мяч, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки, медали «Юный эколог» , пазлы «Морские жители» , карточки из альбома «Береги живое» , зеленые галстуки, ручки с зеленой пастой

Словарная работа : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

1. Вводная часть.

Играет музыка И. Н. Чайковского «Времена года» . Дети сидят на стульчиках.

В : Предлагаю вам отправится в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Д : Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

В : Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Живая и неживая природа» .

Дети встают в круг и по очереди передают мяч по кругу, называя при этом предметы живой и неживой природы.

В : У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы) . А как можно назвать наш общий дом ? (Вывешиваю карту мира) .

Д : Земля .

В : Наш общий дом - это планета Земля , которая вращается вокруг солнца. (беру в руки глобус) Что это такое?

Д : Это глобус.

В : Глобус - это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете : например, какой формы Земля ?

Д : Она круглая, похожа на шар.

В : Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Д : Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым.

В : Много ли на нашей планете воды?

Д : Воды больше, чем суши.

В : Каким цветом она обозначена на глобусе?

Д : Вода обозначена синим, голубым цветом.

В : Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

Д : Венера, Марс, Юпитер и т. д.

В : На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко. А прочитают нам стихи : Егор Ж., Алиса, Егор М. (дети читают стихи)

2. Основная часть

В : Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки :

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

Д : Солнце

Воспитатель вывешивает символы Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Д : Нет

В : Почему?

Ответы детей.

: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

Дети. Воздух

В : А без воздуха можем мы прожить?

Д : Нет

В : Почему?

Дети : Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Воспитатель вывешивает пустой лист бумаги.

В : Почему на картинке ничего не изображено?

Д : Потому что воздух - невидимый.

В : Воздушная оболочка Земли - как одеяло . Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка :

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Д : Вода

В : Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?

Ответы детей

В : Без воды невозможно существования всего живого :

Повсюду, где бежит вода

Цветёт земля , цветёт страна…

Вот, что даёт природа всему живому для жизни : воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце,скоро зажурчат ручьи.

В : Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?

Д : Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.

В : Да, дети. Зима. Я предлагаю отдохнуть и поиграть :

Пальчиковая игра «Мороз»

Вот пришёл к нам мороз. Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги

Щиплет щёки, щиплет нос. Щиплем щёки и нос

Ручками помашем, Машем руками

Ножками попляшем Топаем ногами

Раз- два - три, раз- два -три, Имитируем движение при лепке

Будем мы лепить снежки.

Раз- два - три - четыре- пять, Сжимаем пальчики

Будем пальчики сжимать.

Уходи,мороз седой Машем рукой

Да с лохматой бородой! Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.

Физкультминутка

Рыбы весело резвятся

В чистой тёпленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

(дети делают движения на ковре, повторяем 2-3раза)

В : Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле , без животных,птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Д : Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

В : А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Д : Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц,рыбу, загрязняет воздух и т. д.

В : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек может исправлять свои ошибки, и в нашей стране создались заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы. деревья, птицы, рыбы, охраняются государством. Место,где природа имеет право жить по своим законом. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатства, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?

Д : Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотится на животных.

П : А что разрешается делать в заповеднике?

Д : Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.

В : Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен отправить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки :

«Ты беги нас, береги!» .

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!» .

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус _ шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

В : Чтобы сберечь нашу планету Земля , надо быть умным и добрым. А сейчас, давайте ещё раз вспомним, какие правила поведения на природе мы знаем (ответы детей) .

В : А еще мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их расскажем. (дети рассказывают пословицы) .

В : Дети! На столах разложены задания. Работать будем по подгруппам (по 5 человек) . У каждой подгруппы будет своё задание : 1стол - собирает пазлы «Морские жители» ; 2 стол - разложить карточки по временам года; 3 стол - разбираем картинки по видам (животные, птицы, рыбы и т. д.) ; 4 стол - раскладываем картинки «Живая и неживая природа» .

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием все. ПОЗДРАВЛЯЮ!

Давайте ещё поиграем?

Д : Да, давайте!

Игра Цветик - семицветик

Дети встают в круг. У воспитателя в руках поднос с лепесточками. Ребята, под музыку передают мяч. Когда музыка остановилась, ребенок, у которого в руках остался мяч, берёт с подноса один лепесток и отвечает на вопрос.

3. Заключительная часть

В : Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы» Друг природы - это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали «Юный эколог» . Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? Что будите для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой : Береги свою планету - ведь другой на свете нету!

Спасибо! Мы сегодня с вами хорошо позанимались! Я надеюсь, что сегодняшнее занятие , вам понравилось!

Программное содержание:
- I -
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.
2. Показать различие и сходство людей разных рас.
3. Формировать желание любить и беречь Землю.
4. Расширять представления детей об охране природы.
Закрепит знание правил поведения в природе.
- II -
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- III -
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей.
Вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности.
2. Пробуждать желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
3. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
Материал к занятию:
1. Глобус
2. Фотография Земли и Космоса.
3. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!»
4. Атлас огромного Мира.
5. Краски, кисточки, листы тонированной бумаги.
6. Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля».
7. Магнитофон.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».
2. Рассматривание атласа мира, карты мира.
3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».
4. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
5. Заучивание стихотворения: «Когда-нибудь люди отменят войну».
6. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
7. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. Итак приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? /Земля/
- Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля - маленькими зелеными островками, а города - небольшими мерцающими огоньками. Глобус помогает представить нашу Землю такой, какая она есть в Космосе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Послушайте загадку, которую приготовил Саша:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Всем показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Да конечно, это глобус, модель Земли, он может вращаться, Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше? /голубого, синего/. Что означает этот цвет, вы узнаете из загадки:
Ребенок:

Глубиною глубоко,
Шириною широко.
День и ночь о берег бьется
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна,
И горька и солона. /моря, океаны/

А вот и суша, это земля, поля, пустыни, леса. Как вы думаете, каким цветом изображены леса? /зеленым/ Пустыни и полупустыни? /желтым/. А вот и горы. Они коричневые на глобусе. А вот и наша Родина - Россия, столица Москва. А вот здесь наша река Иртыш и город Омск.
Вспомните, а кто первым взглянул на нашу Землю из Космоса? Ю. Гагарин. Он тогда сказал, что оказывается сверху Земля не очень большая, как это кажется жителям Земли. Наша Земля вращается вокруг Солнца, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь или сумерки. Земля постоянно меняется и дарит нам разные времена года. Какие?
На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли? Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми. Но люди отличаются друг от друг. Вы ведь не спутаете своих - маму, папу, бабушку, дедушку - с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи - наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами - жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа - это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.
Физминутка: «Этюд «Земля»
Наша Земля существует уже давно, она много видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она все вращается и вращается. Она живая и, как все живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.
Земля - наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность /земля, трава, песок/.
У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий - ветер. Наш общий дом - планета Земля. Давайте все вместе скажем с гордостью эту фразу.
Ребята, вы приготовили пословицы и поговорки о нашей Земле, давайте их послушаем.
Да, Земля - наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.
Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме - планета Земля?
Дети: Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.
Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте поговорку, которую подготовил для вас Вадик: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает.»
Воспитатель: Итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И может получиться что-то вроде этого:

Когда-нибудь люди отменят войну,
А пушки и бомбы утопят.
Когда-нибудь люди заселят Луну
И льды вековые растопят.
Когда-нибудь в гости к полярным медведям,
Мы есть ананасы и дыни поедем!
И нам улыбнутся моржи и пингвины,
Приветствуя скромным букетом жасмина!

Воспитатель: Ребята, сделайте круг вокруг глобуса. Придумайте хорошие слова-пожелания для Земли.
Дети говорят свои пожелания.
Воспитатель: На столах, ребята, для вас уже приготовлены краски, кисточки, листы бумаги. Сейчас вы сядете за столы и сделаете рисунки. На своих рисунках вы изобразите то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии /цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр./
Воспитатель включает музыку, дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает как лучше расположить детали на рисунке, анализирует рисунки.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает разместить рисунки на свободных столах. Вместе с детьми воспитатель рассматривает рисунки, уточняет, что нарисовано и почему ребенок нарисовал именно это.
В конце занятия воспитатель отмечает хорошую работу детей на занятии и предлагает оформить выставку рисунков «Земля - наш общий дом».
После занятия дети вместе с воспитателем размещают свои рисунки на выставке.

0 Земля - наш общий дом

Россия, Краснодарский край, Кущевский район, станица Шкуринская

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края

Воспитатель

Мовчан Инна Александровна

Земля - наш общий дом

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Дидактические: актуализировать знания учащихся об экологии; совершенствовать знания о правилах поведения человека в природе

Воспитательные: воспитать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий нас мир; учить видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Коррекционные: активизировать внимание учащихся; развивать процессы памяти, воображения; совершенствовать мыслительные операции; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные зависимости; совершенствовать речевую деятельность (выразительное чтение, расширять, обогащать словарный запас); развивать социальный интеллект учащихся (умения использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.)

Оформление:

Большой плакат, на котором изображен земной шар. Фонограмма мелодий: А.Пугачева – исполнение песни «Летите птицы», Поль Мориа – «Токката»; красочное изображение животных, растений, птиц, цитаты к отделам расследования.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методические приемы: стихи, диалог, игра, экологическая сценка.

Структура занятия:

I . Организационный момент.

II . Вступительная часть

III . Основная часть.

Представление темы занятия.

Отчет отдела «Воздух»

Отчет отдела - «Земля»

Физ. Минутка

Отчет отдела - «Лес»

Отчет отдела – «Вода»

Игра «Это зависит от каждого из нас»

Этюд «Горит свеча»

IV Итог.

Ход занятия

I. Вступительное слово:

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Ребята вытяните, пожалуйста, свои ладони. (Под звуки спокойной музыки кладу каждому из них на ладонь по горошине) Рассмотрите внимательно, на, что, на ваш взгляд, похоже эта маленькое зернышко гороха? (Варианты ответов).

Все ваши ответы можно считать правильными. Да горошина похожа на маленькую копию нашей планеты Земля, именно так она выглядит, если смотреть из космоса. Обратите внимание на наш экран. (Обсудить с ребятами вид Земли, что есть, на что похожа и т.д.)

Как прекрасна планета, когда на нее смотришь из космоса. С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горы и равнины, пустыни и реки, леса и озера.

Основная часть.

Знаете ли вы, ребята, какой международный праздник отмечают на всей планете 22 апреля? Правильно – Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Как вы уже поняли, мы подошли к теме нашего занятия: «Земля - наш общий дом».

Этот день напоминает о страшных экологических катастрофах (что такое, экологическая катастрофа? День, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. На нашей планете совсем недавно случилась большая беда, экологическая катастрофа - страшное землятрясение? Где оно произошло? Правильно в Японии. Посмотрите на страшные последствия этой катастрофы. Что вы видите на нашем экране? (картинки со слайда обсуждение)

Звучит тихая музыка. Ребенок выходит с глобусом в руках. (Костюм Земли)

Я - Земля, я - Земля, я - Земля,

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите.

Люди моей планеты!

Планета в Опасности!

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел не впроворот,

Но вы еще попросите прощенья у этих рек,

Барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока...

Земляне, Вы слышите меня?!

Придите же на помощь! (стоит на месте)

Воспитатель. Ребята, с нами говорит наша Земля. Что с ней происходит? Почему она зовет нас на помощь? Почему она так выглядит? Готовы ли вы ей помочь? (Земля садится на место, глобус ставит на середину стола ребят)

Как много вопросов. А как же найти на все эти вопросы ответы? А поможет нам детективное агентство, созданное нами, которое провело собственное расследование по 4 отделам. Итак, на повестке сегодняшнего дня: отчет экспертных групп по темам:

1 отдел «Воздух» представители расследования - Верещагин В. , Долгов В.

2 отдел «Земля»» представители расследования – Грабко. О, Лутынская Н.

3 отдел расследования «Лес» представители расследования Трублаевич Д., Ковалев К., Бойко Д.

4 отдел расследования «Вода» представители расследования Трублаевич Д., Лутынская Н. Каждый из вас расскажет о результатах собственного расследования, и узнаем чем же мы все можем помочь нашей Земля! Ну, что в путь!

Воспитатель.

Все живое дышит воздухом. И этот воздух должен быть чистым. Но он не всегда таким бывает. Знаете ли вы, что содержится в воздухе?

Отчет первого отдела, который провел расследование по теме – «Воздух»

Детектив Верещагин В.. В воздухе содержатся микробы – очень маленькие, живые. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше, ребята? (ответы детей) (проветривать комнату, проводить влажную уборку, не сорить, не жечь в лесу, мыть руки с мылом, соблюдать чистоту и порядок и многое другое)

Детектив Долгов В. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, транспорта все больше и больше.

Детектив Верещагин В.. Еще очень хорошо отчищают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо заботиться о сохранности растений.

Воспитатель. Ребята предлагаю провести эксперимент. Хотите узнать каким бывает воздух, если рядом расположена фабрика, завод или просто проехал автомобильный транспорт?

Демонстрация опыта: Мне для опыта понадобится свеча,спички, фарфоровая чашка. Зажигаю свечу. Что вы видите? (Пламя, потоки горячего воздуха, иногда дымок). Затем дотрагиваюсь пламенем свечи до дна нашей чашки около минуты держу чистую фарфоровую чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки – 2-3см). Что появляется на дне? На дне чашки появляется копоть, есть желание у кого либо потрогать? Ребята это копоть – вещество, образующиеся в результате сгорания топлива (в данном случае - парафина, из которого сделана свеча). Так вот частички копоти, гари не важно от чего они произошли:от свечи как у нашем опыте, от фабричных труб, от проезжающем рядом автомобиле или многих других вредящих нашей атмосфере организаций, оседают на поверхности зданий, листьях растений, попадают в легкие человека.

Ну и как вам результаты нашего эксперимента? Как же бороться нам с такими экологическими проблемами, ведь мы не сможем уже прожить без автомобилей, фабрик, заводов которые дают работу вашим родителям. Что же нужно делать? (насаживать больнее деревьев, бороться с промышленными организациями которые загрязняют окружающую среду, вступать в сообщества экологов на защиту природы..

Воспитатель. Запомните первое правило. «Воздух должен быть всегда чистым».

Воспитатель.

Предлагаю прослушать результаты расследования отдела «Земля» детектив Грабко О. пожалуйста начинай свой отчет:

Голубая точка,
В бесконечном море,
Нет родней клубочка,
В космическом просторе.
Проросла травою,
Ожила ручьями.

И меня с тобою,
Укрыла небесами.
Горы, океаны,
Реки и поля,
Загадочные страны,
Дом родной...
ЗЕМЛЯ.

Детектив Лутынская Н.Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие.

Воспитатель. Какой вред люди могут нанести Земле?

Детектив Грабко О.. Они разрушают верхний плодородный слой земли, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Этим наносят вред земле и здоровью людей.

Лутынская Н..

Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бессмертные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

Будь благодарен каждому клочку земли,
Куда ступал ты на веку.
Земля тебе дарует благодать,
Дает тебе все то, что может дать.

Вместе.Запомните правило №2 «Землю сгубишь – новую не купишь!».

Физминутка.

Воспитатель. Если посмотреть вокруг можно увидеть много разного, интересного. В начале сегодняшнего занятия мы с вами рассмотрели модель Земли – кто вспомнит, что это была за модель. Правильно – зернышко гороха. Ребята, поднимитесь со своих мест, подойдите и давайте вместе со мной отдохнем.

Каждому из вас я даю по воздушному шарику – похожи эти шарики на копию модели Земли? Представьте, что от ваших рук зависит жизнь Земли.

Как вы его держите (аккуратно, боясь уронить)

Поднимите вашу землю к лучам солнца, покажите солнцу нашу планету со всех ее сторон.(перебираем пальцами шарик по кругу)

Покачали руки как деревцо когда на него дует ветер.

Протяните руки все ко мне, давайте дотронемся одновременно друг к другу.

Поверните налево

Поверните на право.

Прижмите Землю к своему сердцу.

Погладьте Землю нежно, с любовью.

Повернитесь в своему соседу, дотроньтесь шаром к шарику.

Обменяйтесь своими шарами.

Давайте соберем одну большую, общую модель Земли. Посмотрите, какая она у нас огромная, разнообразная. Понравилась наша планета, молодцы. Ребята, давайте подарим нашим гостям частичку Земли - наши шарики.

Отдохнули. Продолжаем.

Воспитатель.

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П.Чехов.

Переходим к отчету детективов, которые вели расследование. Итак, тема - «Лес»

Детектив Трублаевич Д.Лес – это легкие нашей планеты. Люди не могут обойтись без леса. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы вдыхаем и который вырабатывают заводы, фабрики, и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. Вот почему так важен для человека лес, вот почему его надо охранять и беречь. (Садится)

Ведущий. Все знают, что существуют правила поведения в гостях? (спросить детей) В гостях нельзя кричать. Зайдя в квартиру нужно поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его ещё не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв, у прыгучих кузнечиков. Есть правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Ребята приготовили вам сценку под название «Туристы»

Cценка
Турист (1):
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Турист (2):
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес он чей?
Ничей!
Хором с детьми (хором):
Ничей!
Турист (1):
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
Турист (2):
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!
Турист (1):
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Турист (2):
Мы - цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
(Звучит веселая музыка. Туристы (1 –4) разбрасывают мусор, появляется Планета Земля)
Планета Земля:
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем.
Кто здесь все переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – мое решенье!
Турист (1):
Что ты, что ты, дорогая!
Мы не знали, пожалей!
Ведущий. Можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе, правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить “спасибо”.
Планета Земля: А ну-ка, принесите учебник экологической грамотности. Мы научим горе – туристов, как нужно вести себя в лесу.

Туристы читают по очереди читают фразы со слайда.

  • Не рвите цветы.
    Не разоряйте муравейники.
    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
    Не повреждайте кору деревьев.
    Не разводите костры в лесу.
    Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
    Отдыхая в лесу, не оставляйте после себя мусор!

Планета Земля: Вот мы и познакомили вас с основными правилами поведения в лесу.
Турист (1): Спасибо вам, вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
Турист (2): Давай уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.

Планета Земля

О человек!
Природа – мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни рослых трав, ни синевы небес.
Цени его, доверия природы,
Не подведи ее. (Садится)

Планета Земля. Запомните правило № 3 «Цени все живое рядом с собой!

Воспитатель. Четвертый этап нашего расследования « Вода» отчет предоставили: детектив Трублаевич Д., Лутынская Н.


Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманный заползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!


Детектив Трублаевич Д. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Северного Ледовитого океана нашли остатки стирального порошка.

Воспитатель. Вода второе по важности вещество на Земле, после кислорода,- вещество привычное и необычное. (Крутит глобус) Большая часть планеты голубая. Давайте посмотрим на глобус, синим цветом обозначена вода. А зелёным, желтым и коричневым суша. Чего больше на нашей планете?

Дети: Больше воды.

Ученик. Запомните правило № 4 Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

Воспитатель. На этом отчеты нашего расследования подошли к концу. Напомните мне по каким направлением они сегодня велись:

  1. 1 этап – «Воздух». Что поняли?
  2. 2 этап «Земля». Что уяснили?
  3. 3 этап «Лес». Какой вывод для себя сделали?
  4. 4 этап «Вода». Что поняли?

Планета Земля. Большое спасибо, ребята вы мне помогли.

Воспитатель. В закреплении предлагаю поиграть!

Игра «Это зависит от каждого из вас».

Воспитатель. После произнесенной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.

Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками

Оставлять мусор в лесу

Развешивать кормушки и домики для птиц

Браконьерство

Очистительные фильтры на трубах заводов

Создание заповедников

Посадка деревьев

Разрушение памятников природы и культуры

Оборудовать и очищать места отдыха

Ломать растения, срывать цветы

Оберегать и подкармливать животных и птиц

Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам

Воспитатель:

Молодцы! Вот и закончилось наше занятие. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит от нас с вами. Подойдите, ребята, все к нашей Земля. Возьмитесь за руки, давайте образуем круг, ведь он символизирует единство, силу, защиту так защитим наше планету Земля!

Этюд "Горит свеча"(Земля в руках держит зажженную свечу)

Предлагаю каждому из вас ответить на вопрос: «Что для Вас Земля?»

  1. "Не будет Земли не будет и нас"
  2. "Земля как мама "
  3. " Земля наша опора и надежда»
  4. "Земля наш общий дом»
  5. "Нужно беречь и охранять нашу планету Земля»

Воспитатель. Вы согласны с этими высказываниями?Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям! А мы с вами на этом прощаемся, все большое спасибо за внимание до новых встреч.

Список литературы:

  1. А.Н. Захлебный “Книга для чтения по охране природы”, \Москва просвещение” 1986\ стр. 75-132.
  2. В гармонии с природой /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”,2002
  3. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и праздники – М.: Линка – Пресс, 2002
  4. Экологические спектакли /Ред
  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края