Основателем групп гештальт ориентации выступал. Гештальт-группы. Группы психологической поддержки в гештальт формате

– психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение личностных проблем методом гештальт-терапии, разработанным Ф.С.Перлзом и его последователями.

Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е.

Сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на "горячем стуле". В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Фигура и фон: что в данный момент представляет для человека наибольшую ценность, образует фигуру, которая выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, менее значимые отходят на задний план.

Полярность - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума могут быть, например «плохое» и «хорошее». Через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… Важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности.

Защитные функции, они искажают или прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо потребность или при наличии конфликта между несколькими потребностями. Если угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно совершать даже обычные действия без использования защиты. Тогда мы начинаем использовать защитные механизмы даже тогда, когда реальной угрозы нет.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для:

1. развития способности осознания.

2. интеграции полярностей.

3. облегчения доступа к чувствам.

4. работы с фантазиями

5. развития чувства ответственности

6. преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте.

Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко разграничивать окружение и свое Я; 2) способность выделять разные стороны своего Я.

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на вымышленные образы.

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя.

Преодоление сопротивления: В ГГ сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип "здесь и сейчас". Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".

2. Принцип "Я- ты" выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.

3.Принцип субъективизации высказываний. Психолог предлагает клиенту заменять объективизированные формы типа на субъективизированные: "Я …". Это помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта.

4."Континуум сознания" метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Виды работы в гештальт-группе

1. Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Психолог помогает клиенту осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов. Драматизация может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т. п.

3. Работа с фантазией. В гештальттерапии существует ряд упражнений с использованием фантазий, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались. Например, клиенты могут представить себе, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-то предмет. Или вообразить, что они цветы и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер.Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

4. Работа со сновидениями.

5. Домашняя работа. Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Руководитель может, например, предложить клиенту следующие действия.

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/psychosomatic/140-2008-08-20-18-03-19.html

Гештальт-группы.

История гештальт – подхода (ГТ) к работе с психокоррекционными группами тесно связана с основателем гештальт-терапии Фрицем Перлзом. ГТ, разработанная Перлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который наложились влияния философии экзистенциализма, гешталь? и работ Райха, посвященных физиологическим мех-мам реакций сопротивления. Он искал корни проблем своих клиентов не в их прошлом, а исследовал то, как люди приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. Он считал, что необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой встрече. Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое существование, гештальт – ? исследует то, как они его воспринимают. Основатели Г-? Кёлер, Кофка, Вертгеймер подчеркивали, что воспринимающий активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакций на ранние теории восприятия. Перлз распространил разработанную гештальт? теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт «фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений. Райх повлиял на Перлза сущностью сопротивления – возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания ч-к самого себя. В конце концов трансформируется в «телесную броню». От Райха Перлз воспринял представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении, или языке тела, и при этом жесты, манеры. Мимика и позы содержат информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает. Перлз отдавал должное и теории поля Левина, и психодраме, и биоэнергетике, и осознанию тела по Александеру. Из каждой области он заимствовал то, что считал ценным. Перл выступал против того, чтобы давать поведению причинное объяснение, он сосредоточился на взаимодействиях м\у активной личностью и средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?». Хотя ГТ считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма. Если в ГВ и в Т-г вовлекаются в работу все участники, то в ГТ в ее наиболее чистых проявлениях, представляет собой соглашение м\у руководителем группы и одним из ее членов, к-й добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые упражнения может выполнять вся группа, но чаще нет. По Перлзу значение такой позиции состоит в том, что самосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на горячем стуле. + у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления. Цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для изменения личности м.б. достаточно одного лишь наблюдения. Нек-е Г-терапевты используют взаимодействия м\у членами группы. н\р горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания. В последнее время растет понимание того, что ГТ вполне совместима с исследованиями групповых процессов и групповой динамики. ГТ предусматривает наличие в группе такого руководителя, к-й являясь активной и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Начиная с 60-х годов, когда ГТ приобрели популярность, характерные для них приемы вошли в число основных видов консультирования и терапии. В настоящее время Г-группы (ГГ) известны своими активными руководителями, к-е способствуют развитию самостоятельности и ответственности у участников.

Главной задачей ГТ является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего Я и продвижению к зрелости. Методики и упражнения ГТ направлены на расширение осознания. Интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Фигура и фон: как показали исследования? мех-мов восприятия, все, что в данный момент представляет для ч-ка наибольшую ценность, образует фигуру, к-я выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, мене значимые отходят на задний план. Перлз использовал это при описании функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая, н\р потребность, периодически сменяют друг друга. Теория Г? гласит, что функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляция. При возникновении потребности на нее переключается большая часть внимания. Соотношение м\у фигурой и Фоном: считается, что процессы саморегуляции основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов. Гештальт – система или конфигурации, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. В психокоррекционной группе фигурой считается чувство, к-е нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение и т.д. и тогда другие аспекты существования отходят на задний план. Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. Иногда удовлетворить потребность не удается, и тогда гештальт не м.б. завершен, потребность дне приобретает ясных очертаний фигуры. Возникает состояние общей неудовлетворенности. Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих неразрешимых проблем. Тенденция к незавершенности м.б. связана с событиями чьего-либо прошлого. ГТ помогают членам группы сделать отчетливой фигуру, которую составляют эти чувства, и тогда они м.б. наконец выражены.

Осознание и сосредоточенность на настоящем: способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевым понятием Г?. Чтобы удовлетворять свои потребности надо быть в постоянном контакте со своим внутренним миром и миров внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события, к-е происходят в теле. В хонах внешнего мира происходят события, к-е доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, н\р громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не фильтруется и не интерпретируется. + есть средние зоны, или хона фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается концептуализации и доступно рассудку. Перлз считал, что невротичность является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Большая часть информации, к-ю мы получаем, осваивая культур и жизнь в обществе, относится к средней зоне. Когда мы уходим в средние зоны, то интересуемся нашим прошлым и нашим будущим. Мы не живем настоящим, и не уделяем внимание происходящему во внутренних и внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от способности полностью погрузиться в здесь и теперь.

Полярность: - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума м.б., н\р «плохое» и «хорошее». Через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности. Одной из наиболее часто выделяемых полярностей – нападающий \защищающийся. Нападающий – авторитарен, защищающийся - оправдывается, бессилен и бесправен. Внутренний конфликт м\у этими полярностями часто становится предметом обсуждения в группе. Такой вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Нападающий и защищающийся вступают в борьбу, а ч-к при этом теряет мобильность и способность принимать решения, впадает в депрессию, испытывает чувство вины или безысходности. Через отношение полярностей м.б. описано и функционирование отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из двух компонентов – эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из области Эго, ч-к способен отличать то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. ? устанавливаются границы эго, которые помогают индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром. Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном контакте с окружением, границы эго расплывчаты, у него может возникать чувство идентичности со все миром. Функционирование личности в режиме ид обозначается как идентификация. Это два дополняющие друг друга аспекта личности ответственные за формирование и завершение гештальтов. Эго выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура сливается с общим полем.

Защитные функции : Большинство проблем можно представить как результат неадекватных взаимодействий эго с окружающим миром. На угрозу или стресс мы отвечаем самоотстранением, потерей чувствительности к боли и даже галлюцинациями. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо потребность или при наличии конфликта м\у несколькими потребностями. Если угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно совершать даже обычные действия без использования защиты. ? мы начинаем использовать защитные мех-мы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При этом функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом. В ГТ выделяют 4 основных защитных м-ма (ЗМ): слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Слияние – это невротический м-м избегания контакта. Имеет место в случаях, когда личность не ощущает границы м\у собой и другими. Можно распознать по склонности к употреблению мы вместо Я, таким людям непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от чужих. В результате утрачивается способность устанавливать и прекращать контакты с другими. Ретрофлексия, интроекция и проекция – нарушение взаимодействия эго с окружением. Граница м\у эго и окружением смещается, в результате существенные аспекты личности выводятся за ее границы, либо, наоборот, в ее пределы попадает то, что на самом деле для нее органически чуждо. Ретрофлексия означает резкий поворот на себя (граница м\у личностью и окружением смещается ближе к центру личности). Происходит от того, что вместо чтобы направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. ? конфликт с окружением переносится внутрь. (Я должен Себя контролировать; Я так зол на себя!). в ГТ этот ч-к зол на кого-то другого, но он уже успел усвоить, что направлять гнев на реальный объект опасно. Руководитель группы может предложить в этом случае найти какой-либо повод для гнева на других участников и вступить с ними в конфронтацию. Таким образом испытывающий агрессивные чувства ч-к может найти подходящий способ разрядки.

Интроекция – это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без попыток привести их в соответствие со своими. Граница м\у Я и внешним миром смещается глубоко внутрь личности. Попытки примирить концепции, к-е несовместимы м\у собой, ? он разрывается м\у ними на части. Наиболее ранние интроекты внедряются в личность ч-ка его родителями. Интроекты хранятся в бессознательном. Со временем отличать интроекты о собственных убеждений становится все труднее. Когда, находясь в группе, чувствительный мужчина сдерживает слезы, так как убежден, что мужчинам неприлично плакать на людях, это м.б. примером хорошего усвоения родительской установки. Проекция – противоположна интроекции. Переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. При проекции граница эго четко отделяет свое от чужого, но она пролегает так, что не принимаемые аспекты личности размещаются по ту сторону границы. Задачи ГГ в активации осознавания, ослаблении ретрофлексивного напряжения. Ассимиляции интроектов и замены проекций прямым самовыражением.

Зрелость – В ГТ оптимальное состояние личности – зрелость. Чтобы ее достичь, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В Г? рассматривается эмоциональная зрелость. Для удовлетворения потребностей незрелая личность норовит манипулировать окружающими, вместо того чтобы брать на себя ответственность за свои проблемы и добиваться всего своими силами. Зрелость приходит, когда преодолевая страх и чувство безнадежности мы мобилизуем свои ресурсы. Мы испытываем подобные чувства тогда, когда поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными. Ситуация, в которой мы не можем получить помощь со стороны и не можем рассчитывать на свои силы представляется тупиковой. В такой ситуации зрелая личность способна пойти на риск. Перлз полагал, для достижения зрелости и выработки ответственного отношения к себе, ч-к должен как бы слущить со своей личности все неврозы, слой за слоем. Первый слой – клише. На этом уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Второй слой – искусственный. Здесь преобладает лицемерие, межличностные отношения поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Под этим слоем – тупиковый: на этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих возможностей еще недостаточно. Под тупиковым находится уровень внутреннего взрыва – имплозивный слой, или слой смерти. Доходя до этого слоя, мы вступаем в соприкосновение со своим истинным Я, с тем, что было похоронено под различными защитами. Перлз утверждает, что контакт с имплозивным слоем влечет за собой внешний взрыв – эксплозивный переход к аутентичности. Искусственно создаваемая в группе критическая ситуация позволяет ч-ку принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.

Основные процедуры : задача ГТ – стимулировать протекание организмических процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием должен направлять участников к достижению состояния полного функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать. Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

Группа может служить средством? поддержки участников. В группе необходимы как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут, когда атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта. Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников – сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда групповые проблемы выходят для них на первый план.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для:

      развития способности осознания.

      интеграции полярностей.

      облегчения доступа к чувствам.

      работы с фантазиями

      развития чувства ответственности

      преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления. При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией.) Осознание лежит в основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль может обратить внимание участников на значимые формы из невербального поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.

Интеграция полярностей : формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности: близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \ самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы, когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций, м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта? возможно интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за этим).

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на? темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза «но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя. + не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того, как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает выискивать свои внутренние ресурсы и, ? принимать ответственность.

Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. ? сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать, чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении – р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д. Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить заблокированные чувства.

Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы.

Группы психологической поддержки в гештальт формате

Занятия в гештальт-группах – для тех, кто хочет научиться распознавать и уметь проявлять эмоции, что побуждает к развитию осознания собственного Я и продвижению к зрелости.

Как проходит работа в психотерапевтической группе?
Обычно все начинается с преконтакта, в течение которого каждый, как правило, в творческой форме сообщает о себе. Это способствует личной включенности в работу. Затем по очереди каждый участник «вызываетсяпоработать» со своими затруднениями при поддержке терапевта. Остальная часть группы служит «зеркалом», усилителем излагаемой ситуации и затем участвует в эмоциональном обмене. Также бывают моменты, когда вся группа включается вобсуждение общей темы, которая появилась в течение дня. Как правило, во время работы появляютсялюди, которые хотят прямо сейчас заняться решением какой – нибудь своей животрепещющей проблемы. Руководитель можетпредложить добровольцу занять место на «горячем стуле» — в центре круга, напротив психотерапевта. Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания. Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию «сознавания настоящего» . Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа «здесь и сейчас», взаимодействовать с членами группы с позиции неподдельности, а также уметь творчески использовать гештальт эксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы.По Перлзу, значение такой позиции состоит в том, чтосамосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других.Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле».

Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. И находясь на «горячем стуле» ты через много лет заявляешь своему папочке или своей бывшей возлюбленной и т.п…:

«Отстань от меня, наконец!» И сам, исполняя роль папы,огрызаешься, предъявляешь претензии, упрекаешь, одним словом -реагируешь. Ты говоришь все, что давно мечтал сказать, и напряжение уходит - ситуация завершена. Ты - свободен. Ты вернулся в настоящее. Поэтому считается, что для изменения личностиможет быть достаточно одного лишь наблюдения.

В некоторых гештальт-группах работа не ограничивается общением руководителя с одним из участников. «Горячий стул» становится еще и «кочующим», то есть на нем оказывается то один клиент, то другой. В каждый данный момент работа идет только с одним членом группы, но в беседу когда угодно могут по собственному почину включиться другие. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех её членов и требуют их внимания. Таким образом, все участники вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии . В последнее время растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы. Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативноотнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все межличностные действия и попытки общения признаются необходимыми и поощряются.Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности.Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. Концентрированность эмоций и переживаний - одна из особенностей гештальт-группы. Гештальт-терапия предусматривает наличие в группе такого руководителя, который, являясь активной и сильной личностью, будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Конечная цель гештальт-терапии - самореализация .

Основные процедуры работы в группах.

В гештальте существует три большие формы терапевтической практики: отдельные семинары, пролонгированные группы и тематические семинары.

  • Отдельные семинары

Как правило, они длятся три - пять дней и позволяют ознакомиться с гештальт- терапией или стилем работы какого-либо практикующего терапевта, иногда они имеют какую- нибудь направленность или тематику, например – о взаимоотношениях
в браке, в коллективе и т.п.

  • Тематические семинары

Они позволяют установить связь между различными направлениями, например между гештальтом и бизнесом, гештальтом и театром, гештальтом и семейной системой, или предлагают сфокусироваться на определенной теме - снах, сексуальности, своих симптомах, отношениях в семье, собственных страхах и фобиях и прочих проблемах.

  • Пролонгированные группы .

Это длительные терапевтические группы, которые бывают как открытыми(в которые могут входить и выходить люди), так и закрытыми(после нескольких занятий, группа закрывается, и новые члены не принимаются). Они могут быть как среднесрочными – цикл встречь, направленных на решение конкретных проблем, которые кроме того, дают и общий терапевтический эффект, так и долгосрочными, направленными на достижение личностной зрелости путем избавления от незавершенных гештальтов, старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, ведущих к повышению осознанности и повышению уровня качества жизни. Конечная цель гештальт-терапии самореализация.
Только удовлетворив потребность в самореализации, человек может стать здоровым, творческим и независимым. Достичь самореализации трудно. Это процесс, а не законченное состояние.

На гештальт-группах вы можете:

  • Научиться
      • сознавать свои актуальные потребности и желания;
      • ценить себя, собственную жизнь, свои достижения;
      • сохранять себя, свою цельность;
      • пользоваться поддержкой других людей;
      • переживать всю полноту ощущений и чувств;
      • радоваться и любить жизнь и себя в ней;
      • действовать творчески, быть спонтанным;
      • воспринимать мир дающим и благостным;
      • продуктивно взаимодействовать с миром
  • Развить
      • навыки, позволяющие достигать желаемого;
      • большую осознанность себя, своего тела, своих чувств, окружения;
      • чувствительность к внутренним процессам и к окружающему
  • Выработать
      • собственную позицию, найти внутренний стержень, силу и опору в самом себе;
      • способность переходить к активным действиям
  • Получить
      • новый опыт взаимодействия с людьми;
      • безопасное пространство для отработки новых моделей поведения

И стать сильной, уверенной, спонтанной творческой личностью! Проблематика: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, отношения в семье, расставания, утрата, стрессовые ситуации, недовольство жизнью, подавленная жизненная активность.

В работе группы используются :

  • групповые упражнения и эксперименты, направленные на повышение осознанности;
  • индивидуальная терапия в пространстве группы, ориентированная на запрос клиента;
  • обратные связи от участников группы, повышающие осознанность и багаж опыта взаимодействия с миром.

В целом, можно говорить о том, что, занятия в гештальт группах способствуют более полному осознанию себя и внешнего мира, помогает во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов, научиться чувствовать свои эмоции, возникающие образы, физические проявления в организме, возникающие как реакция на внешние раздражители.Человек перестаёт быть инфантильным и принимает на себя всю полноту ответственности за свои поступки, свои реакции, свою жизнь.Он не только получает устойчивый эффект ощущения полноты и радости жизни, избавляется от своих скрытых психологических проблем, но и открывает в себе много новых талантов и способностей.

Руководитель психологической студии «ВЕК»

Вера Константинова, 2012 год

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общей психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ

Выполнила:

Студентка 5 курса, группа ПС – 31

Факультета психологии и права

Перминова Н.А.

Проверил:

Преподаватель:


1. История создания гештальт-терапии

2. Основные положения теории Ф. Перлза

3. Гештальт-группы в групповой терапии

Список литературы


1. История создания гештальт-терапии

Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) – это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений .

Мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям, оказалась очень древней. Она прослеживается в работах многих ученых, например психологов-эксперименталистов.

Так понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий, опираясь на опыты Э. Маха, изучающего восприятие звуков и мелодий. Эренфельс выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М. Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа – гештальт-психология. В неё входили известные психологи В. Келер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.)

При школе была создана экспериментальная лаборатория, где проводились опыты на животных. Изучались процессы восприятия и ощущения.

В опытах М. Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений. М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры - гештальты.

Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом, Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств.

Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Его нельзя описать перечислением элементов, оно должно рассматриваться как таковое. Непосредственный наивный опыт не дает отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, отдельных запахов, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи.

Основные принципы, на которых базировался методологический подход гештальт-психологии – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии .

Понятие психического поля было превнесено из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле.

Изоморфность психических гештальтов - процессы, которые происходят к коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы. Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Гештальтисты предложили феноменологический метод , направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальт-психологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях».

Гештальтистыне учитывали то обстоятельство, что субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. С этим была связана недооценка гештальтистами личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. Исключением являлись исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

Теория К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук, в частности, открытиями поля в физике и личным знакомством со школой гештальт-психологии и ее основателями. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных особенностей, а на изучении личности человека .

В рамках гештальт-психологии К. Левин разработал «теория психологического поля». Смысл ее заключается в том, что «поле поведения» определяется напряжениями, возникающими при нарушении равновесия между человеком и средой. Эти отношения порождают физические и психические изменения, которые направлены на избавление от напряжения. В рамках своей теории К.Левин указывал на следующие моменты:

1.организм и среда – одно целое;

2.каждый из окружающих человека предметов имеет определенный заряд – валентность;

3.для каждого человека эта валентность имеет свой знак;

4.воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности - энергетические заряды, вызывающие напряжение человека;

5.человек стремится к разрядке, потому незавершенные и незаконченные действия долго сохраняются в памяти, завершенные забываются быстрей;

6.мотивация создается не только биологическими, но и социальными потребностями;

Так же впервые К.Левин указал на понятие «уровень притязаний». Группа по К.Левину – одно целое и существуют некие законы групповой динамики, а так же феномены лидерства и руководства.

Подход К.Левина отличался двумя основными моментами:

1. переход от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда» Человек и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

2. в отличие от ранее существовавшей трактовки мотивации, как биологического побудителя, Левин показал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым мотивация получила психологический статус.

Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Она предложила новое понимание психического в человеке, оно заключалось в том, что существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур .

Основные законы гештальт-психологии

В исследованиях гештальт-психологов было открыто 114 психологических законов восприятия, которые имеют физиологическую основу, т.е. обусловлены врожденными особенностями центральной нервной системы:

· апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);

· взаимодействие фигуры и фона;

· целостность и структурность восприятия;

· прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия);

· константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия);

· феномен «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве);

· феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры);

Идеи гещтальт-психологии затронули восприятие, память, личность и межличностные отношения.Они объединили психологию и естественнонаучные исследования. 20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия .

Одним из основных законов гештальт-психологии являетсяЗАКОН ФИГУРЫ И ФОНА. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает именно ту, которая для него в данный момент наиболее значима. Эту информацию гештальт-психологи назвали фигурой. Остальная информация временно отодвигается на задний план и составляет фон.

В качестве фигуры может быть какое-то желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Это в понимании гештальтистов и есть естественный ритм формирования и завершения гештальтов.

Следующий основной закон гештальт-психологии - ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ(англ. wholenessofperception) – это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть предмета).