Отличие человеческой психики от психики животных. Сходства и различия психики человека и животных. Общее понятие психики

В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.

Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.

Кто впервые назвал человека «общественным животным»?

Кто определил человека как «общественное животное»?

Еще в трудах Аристотеля , античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.

Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».

Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье , в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.

Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon .

А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.

И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.

Инстинкты у людей

Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.

Одна отвечает за мышление , а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.

Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.

Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.

Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.

Рассмотреть некоторые животные инстинкты , оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:

  • стремление к самосохранению . У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
  • родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
  • стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
  • пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.

Животные инстинкты нужно подчинять разуму .

Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.

Такие черты двигают прогресс общества , цивилизации в целом.

Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.

Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.

Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.

Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.

Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.

На первой (т.е. примитивной стадии ) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.

Вторая стадия называется стадией наивной психологии , а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.

Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.

Сравнительный анализ

Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало : у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и .

Итак, человека от животного отличают:

Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.

Животным нужна защита от холода, корм и все те , которые не меняются веками , их психика не настроена на развитие потребностей.

Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.

Но те же потребности приводят к Мировым войнам.

Конечно, многие вспомнят племена , которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.

У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.

Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.

Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами , при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.

Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?

Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна . Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.

Отличия деятельности человека:


Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.

Выражение эмоций

В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».

И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.

Дарвин вычленил три принципа , объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:

  • принцип полезных ассоциированных привычек;
  • прринцип антитезы;
  • принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.

Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от и .

Следующее отличие : человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.

Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.

Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, и т.д.

Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.

Павлов, Ухтомский, Бехтерев , продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.

Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить .

Типы строя психики, или чем человек отличается от животного:

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать "орудие". Абстрактные способы мышления ещё не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за её пределы, абстрагироваться от неё и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть её или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.

Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живёт в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передаёт его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьётся способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, всё равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путём использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закреплённое в нём отчётливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит "я" человеку и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный, среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность, рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определённого отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включён человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчёт о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Сравнение психики животных и человека

Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человека и животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.

Первое отличие - это мотивация к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными способностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - "осмысленностью, константностью, предметностью", а память - "произвольностью". Во-вторых, память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могут использоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которые приобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать не побоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению "знаковых систем", люди могут записывать информацию, хранить ее, передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют в своем распоряжении возможную способность к нахождению ответа примитивных практических задач "в наглядно-действенном плане". тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующие способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливать связь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильному решению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям, совершаемым наудачу.

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничного существования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленной задачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водится индивидуум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии. Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достать приманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленными за ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточно большого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла, лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку: тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия, и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь "раздумывала" над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени, пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалось из периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны делалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями и так и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматривать как итог переноса давнопрошедшего опыта ("обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви"). По словам нынешних исследователей, базис интеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений между отдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхитить результат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязывается история формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной только лишь человеку, - история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяются его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связано с процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Биосоциальное развитие человека будущего

Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты...

Зарождение и эволюция психики

Зоопсихология животных

Канал связи Животные Человек Тактильный Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Например, в колониях термитов существуют слепые термиты-рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации...

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Самосознание -- сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний...

Общее понятие психологии

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности...

Понятие о психике и ее эволюции

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни...

Происхождение и развитие сознания человека

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды...

Психология и педагогика

Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм...

Развитие психики и сознания

В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики - простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения...

Развитие психики человека и животных

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

Сравнение психики животных и человека

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

ь Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека)...

Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих...

Физиологические основы психики и здоровья человека

Психика -- это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого...

Человек и его психика

Психика человека -- качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ

«РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА»

Студентки ФП и МНО

Синицкой Валерии

План

I. Введение

II. Природа и понятие психики

III. Развитие психики у животных

IV. Структура психики человека

V. Черты отличия психики животных от сознания человека

2. Мышление и интеллект

3. Познавательные процессы

4. Мотивация

VI. Заключение

VII. Список литературы

I . Введение

В своей работе по теме «Различия психики животных и человека» я хочу провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними.

Мои задачи:

Дать общее понятие психики,

Рассмотреть развитие психики животных и человека,

Выявить отличия между ними,

Дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.

Данная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.

И последний вопрос - основные черты различия психики животных от сознания человека.

Работа выполнена на 14листах.

II . Природа и понятие психики

ПСИХИКА (от греч. psychikos -- душевный) -- форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика -- общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве.

III . Развитие психики у животных

психика сознание мышление познавательный

Психика - от греческого душевный, - свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечнополостных (гидра, медуза) - у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.

Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.

IV. Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

V . Черты отличия психики животных от сознания человека

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание - высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных.

Еще одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

1. Язык

В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Внутренне эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношения к ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

2. Мышление и интеллект

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта -- в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении -- между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Было доказано, что простая нервная система животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян и человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум. У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей: -- ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;-- формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели; --сличение выполненных действий с исходным намерением.

Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту -- в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

3. Познавательные процессы

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных -- и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. -- с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие -- предметностью, константностью, осмысленностью, а память -- произвольностью и опосредованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

4. Мотивация

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это -- потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это -- духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

5. Эмоции

Количество основных, или «чистых» эмоциональных программ невелико. У высших млекопитающих это;

Радость, удовольствие - включает программу повторения действия.

Интерес, волнение - программа привлечения животного и изучения объекта.

Удивление - вызывает переключение внимания.

Отвращение, презрение - действие отторжения объекта.

Гнев, ярость - разрушение, устранение препятствия.

Горе, страдание - сигнал о помощи для остальных членов стаи или активации материнского поведения.

Страх, ужас - программа избежания, удаления от объекта.

Стыд, вина - поведение подчинения в стае одного животного другому, находящегося рангом выше или вожаку стаи.

Перечень эмоций дан на основе работы «Эмоции человека». Автор - К. Л. Изард.

Последняя эмоция, возможно, не является чистой, то есть это эмоциональный комплекс. (Страх заставляет животных подчинятся вожаку стаи). Эмоции разной направленности, придавая мотивационную окраску сигналам внешней среды, могут активироваться одновременно. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами . В действительности это эмоциональные комплексы . Самый сильный эмоциональный комплекс у человека, включающий также и сексуальную потребность, которая не является эмоцией - это любовь. Такие, разные на первый взгляд, чувства как жадность и жалость формируются одной и той же эмоцией - «горе, страдание».

Что же мы имеем в итоге? Животные конечно не люди, но все таки, могут так же переживать, сочувствовать и скорбить.

VI. Заключение

Итак, психика человека -- это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Основные различия психики человека и животных следующие:

Животные не могут анализировать (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);

У животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

Нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они -- пустой звук);

Нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

Животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

У животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.

VII . Список литературы

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 2003 -672с.

2. Психология личности. Тексты. -- М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48--54.)

3. Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ. Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001

4. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.--T.I.-- М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146--156.)

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. -- М., 1976. (Развитие психики животных (онтогенез): 88--171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172--283.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека. Интеллект, мотивация и эмоции человека и животных. Биосоциальная природа психологии и поведения человека. Высшие психические функции. Формы психики и поведения животного.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    Сравнение психики животного с человеческой, различия между ними: биологическая мотивация действий животных, отсутствие общественного опыта; особенности переживания положительных или отрицательных эмоций; условия развития психики животных и человека.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Познавательные процессы и интеллект у животных и человека. Мотивация и эмоционально-выразительные движения. Биосоциальная природа психологии и поведения человека. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского.

    реферат , добавлен 21.05.2015

    Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2008

    Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики. Гипотезы развития уровней психического отражения животных и человека. Индивидуальное поведение простейших. Концепция сущности и происхождения психического Пьера Тейяра де Шардена.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2009

    Специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Познавательные процессы, ощущения, восприятие, память, речь. Общие врожденные элементарные способности познавательного характера человека и животного.

    реферат , добавлен 25.05.2012

    Развитие психики у животных и человека в условиях биологической эволюции и у человека в условиях исторического процесса. Изучение теории биопсизма. Исследование качественного отличия живой и неживой материи. Развитие и перспективы психологической науки.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2014

    Понятие, структура психики человека. Когнитивные, эмоциональные и волевые особенности человеческой деятельности. Мышление, воображение, представление, память, ощущение и восприятие. Ментальные состояния рефлекторной природы. Психические процессы сознания.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Зарождение психики. Проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Критерий психического. Субъективный образ объективной реальности. Эволюция психики животных. Деятельность на ранних этапах эволюции. Развитие сознания.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.