Что общего между катериной и ларисой. Что сближает Ларису Огудалову из Бесприданницы и Катерину Кабанову из Гроза? (Островский А. Н.). Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Я говорю, отчего люди не летают так,
как птицы?
А. Н. Островский
Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского.
Катерина - романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства: порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина - купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душа стремится к счастью, рвется на волю.
Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутренним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в другой обстановке - в мире книг, музыки. Но это не делает героиню удачливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жаждет семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таборе». Много случайных людей толпится вокруг, среди них немало сброда. Все это претит девушке. Но она бесприданница, ей не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талантами, но без денег Ларисе одна дорога - в содержанки. Она могла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, но такого не оказалось рядом. Лариса влюблена в бессердечного и себялюбивого эгоиста - Паратова. Он является для героини «идеалом мужчины». Но Лариса не догадывается, насколько она ошиблась, полюбив холеного бездельника, блестящего барина, который ради собственного благополучия готов продать себя, но не взяться за дело. Изменились времена, но выход для героини один - в Волгу.
Только для Катерины - это единственный и достаточно доступный путь. Она всегда знала, что, если станет совсем невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
У Ларисы нет такой твердой решительности. Она внутренне тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей претит все простое, она видит пошлость в бедной простой скромной жизни, хотя и говорит, что рада бы уйти из «базара», окружающего ее в собственном доме. Карандышев - не спасение для Ларисы. Она презирает этого ничтожного и чванливого человека. Героиня сталкивается с дилеммой: уйти из жизни, потому что невозможно больше так жить, или продолжать мучаться, стать дорогой «вещью» у богатого «хозяина». И больше склоняется ко второму пути. Карандышеву она с презрением говорит: «Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем вы здесь?.. Для меня самое тяжкое оскорбление - это ваше покровительство... я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!.. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину... Уже если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова...»
Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока.
Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.

В пьесе Островского "Бесприданница", как и в произведении "Гроза", мы видим город, в котором господствует безнравственность и материализм. В "Бесприланнице" власть принадлежит тем, у кого есть деньги, и богачи как Паратов могут позволить себе всё. У этих богатых людей нет нравственных ценностей. Их интересует только личная выгода и веселье. Если с одной стороны городом правят богатые люди, интересующиеся лишь веселым времяпрепровождением, то с другой стороны мы видим весьма хитрую и алчную Огудалову. Она заботится лишь о своем благополучии и опускается до того, что нагло лжет ради лишних денег. В городе, с испорченным доминирующим обществом, в городе, где материальное благополучие "богоподобляет" людей, где деньги, звание и родословная ставится выше нравственных ценностей, бесспорно господствует "тёмное царство".

Жертвой этого "тёмного царства" становится бедная Лариса. Так как она бесприданница, её не хотят брать в жены. Лариса виновата только тем, что у нее нет приданного, поэтому она вынуждена страдать. Это подтверждает правильность наших суждений о материализме обитателей города. Лариса кроткая, умная девушка. Она очень мила и талантлива. Её "беда" в том, что она не имеет хитрости. Этим она и противопоставлена обществу. Ларису не особо интересуют деньги, ею не правит алчность. О ней и говорят, что она рождена для блеска, но у нее есть нравственность, душевная чистота. У Ларисы хватает гордости и чувства собственного достоинства для того, чтобы не опускаться ради денег как Огудалова. Она ищет лишь душевный покой. Лариса чиста и бесхитростна. Ей тяжело выживать в таком обществе.

Если сравнить Ларису и Катерину, то вначале их судьбы очень похожи. Они обе стремятся к гармонии в личной жизни. Ни у Ларисы, ни у Катерины нет счастья, нет любви. Они обе противопоставлены обществу, "тёмному царству". Обе чисты и добросердечны. Также героинь сближает мотив реки-Волги: для них обеих река символизирует смерть. И Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но в отличие от Ларисы, Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина грешна. Но исходя из этого поступка, мы можем сделать вывод, что она смелее Ларисы. Мне кажется, в этом и заключается их различие. Они обе протестуют против "тёмного царства". Но главное их различие в выражении этого протеста.

Мир купечества в пьесе Островского "Бесприданница" показан очень ярко и детально. Купцы в произведении чистоплотные и порядочные. Кнуров, к примеру, приобщился к культуре: читает французские газеты. Вожеватов одет в европейский костюм. Эти купцы делают из себя европейцев, высмеивают бескультурных. Они не жалеют денег на обед, развлечения, подарки. Если их сравнивать с купцами из "Грозы", они воспитанные и образованные, но в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе. В "Бесприданнице" купеческий мир имеет внешний блеск, образованность, но в этом мире нет места любви, состраданию, милосердию.

Паратов является одним из главных героев пьесы. Он является самым глубокоуважаемым человеком в городе. Он ведет царский образ жизни: его все слушаются и восхищаются им. Такому вниманию он обязан своими деньгами. Также Паратову свойственно стремление властвовать, унижать. Проявление этого качества мы видим в его отношении к Карандышеву. Такое сочетание качеств в Паратове не случайно. По моему мнению, образ Паратова является обобщающим смыслом власти. Власти над человеком. Также он отражает ценности общества. Если он, богатый и безнравственный человек, правит обществом, то нетрудно догадаться чего желает это общество, и каково оно на самом деле.

Авг 05 2014

Раскрытие русского национального характера в женском типе - традиционное решение проблемы в русской . Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм - все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди - сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры - Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Кабанова в драме « » и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой - из драмы « ».

Конечно, обе героини во многом различны - и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга - умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер - чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и жизни у них весьма различны: если Катерина - жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.

Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.

Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.

Лариса - талантливый музыкант, она чудесно . И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.

Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.

Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».

Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, - и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!

Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.

Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный - неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.

Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».

Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».

И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений - любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства любовь к Борису приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.