Овруч население. Карта Овруча подробная — улицы, номера домов, районы. Из истории города Овруч

Хотя название Полесье плотно ассоциируется с Белоруссией, не стоит забывать, что около половины этого древнего края осталось за Украиной. Причём украинское Полесье древнее белорусского: если там коренным населением были дреговичи, то здесь - древляне, те самые, которых уничтожила княгиня Ольга. Почти всем здешние города старше тысячи лет: Коростень (945, 915 или даже 705), Житомир (883), Малин (890), Олевск (977), но насколько они стары - настолько и не историчны: даже памятников Российской империи здесь наперечёт. О древлянской столице городе я уже рассказал, теперь же отправимся ещё дальше на север - в городок Овруч (17 тыс. жителей) в чернобыльской зоне заражения, куда древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня, и где сохранилась одна из немногих в Западной Руси домонгольская церковь.

От Коростеня до Овруча всего час пути, а от Житомира - что-то около трёх часов. Дорога ведёт дальше в Мозырь, но сообщение между Украиной и Беларусью не слишком развито, из Житомира прямых рейсов к соседям нет вообще, в Овруче только несколько проходящих из Киева. За Коростенем - уже настоящее Полесье с глухими сосновыми лесами, местами напоминающими если не тайгу, то хотя бы какую-нибудь Тверскую область. Местами кроны почти смыкаются над трассой. И за час пути из Коростеня в Овруч автобус 7 раз пересекает железную дорогу.

Под стать природе и люди, и селения. Деревни становятся совершенно по-русски деревянными, с настоящими бревенчатыми избами... пардон, хатами. Надо видеть лица здешних сельских девушек, их острые, совершенно ведьминские взгляды. Одна из них вполне может оказаться той самой Олесей. Поговорить с селянами мне не довелось, но слышал, что в основном это настоящие полесы, или "тутэйши" ("здешние") - очень странный полународ со своим крайне специфическим диалектом ("полесский микроязык "), в Беларуси они считаются белорусами, на Украине - украинцами, но в равной степени отличается и от тех, и от других. Полесье - из тех регионов, где надо просто побывать, так как самое сильное там - не отдельные виды и памятники, а общая атмосфера.

Вот так выглядит южный въезд в Овруч:

И в принципе, если Вы едете на машине со стороны Житомира (впрочем, россияне чаще сюда заезжают с севера), то углубляться в город не надо - всё самое главное находится здесь же. Слева от въезда - современный Преображенский собор на бывшей Замковой горе:

Справа - Васильевская церковь (1190), видимая отсюда часть которой, впрочем, новодел работы Щусева:

Автовокзал же находится буквально на другом конце Овруча, а Овруч оказывается на удивление немаленьким городком. Нет, конечно 17 тысяч - не так уж и много, но всё же больше, чем 5 тысяч, а "на глаз" Овруч кажется крупнее, чем по статистике. В общем, пешком от автовокзала до церкви идти около получаса. Рядом с автовокзалом - ЖД-вокзал на линии Коростень-Мозырь:

Обратите внимание на памятник: как и в белорусском Полесье, и на российской Брянщине, к партизанам здесь относятся с почти мистическим трепетом. Напротив вокзала - весьма живописный завод:

В основном же Овруч невероятно уныл - бесконечный деревянный частный сектор, где глазу просто не за что зацепиться. Типичный овручский дом:

Из советской архитектуры выделяется четыре прото-хрущовки (такие активно строились во многих городах УССР накануне войны):

Местный костёл:

У перекрестка улицы, ведущей к вокзалу, с главной улице - парк с фигурами:

А в парке самый мрачный мемориал - Колокол Чернобыля:

Овруч, как и большая часть Полесья, попал в зону заражения Чернобыльской катастрофы. Насколько я понимаю, из городов сильнее пострадали только непосредственно Чернобыль и Припять, которые были расселены. Овруч оказался где-то на краю, то есть расселению не подлежал, но... Если судить по очереди в автобусную кассу, удостоверение "чернобыльца" здесь есть примерно у каждого десятого. К памятнику ведёт аллея камней, поставленных в память о расселенных деревнях:

На главной улице чудом сохранились какие-то фрагменты Старого города, видимо разрушенного войной. Отдельные уездные домики и сталинская довоенка:

Городская администрация. Есть и районная, занимающая 4-этажный параллелепипед:

Вообще, атмосфера нищего, почти лишенного архитектурных красот, обескровленного войной и зараженного радиацией Украинского Полесья мне показалась исключительно мрачной, особенно в сумрачном ноябре, и вот такие детали здесь действительно ценишь:

Выходим к центру. Самый капитальный уездный дом вероятно был старой управой. К нему примыкают местный дом связи (почта, телеком и т.д.) и гостиница, за которыми уже упомянутая райадминистрация:

Напротив дом культуры, по украинской традиции ставший домом торговли:

А чуть сойдёшь с главной улицы - пейзаж уже такой:

Довольно капитальное общественное здание (универмаг?):

И улица приводит на площадь:

На другом конце которой и стоит Васильевская церковь:

Скорее всего, в город Вручей древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня. Достоверно он известен с 977 года, когда под его стенами во время войны с братом Ярополком погиб князь Олег Святославович, внук Ольги, похороненный здесь под курганом, но по христианскому обряду. Овручское удельное княжество было довольно сильным государством, участвовавшем во всеобщей борьбе за Киев, которому формально подчинялось. Была у Овруча даже своя ремесленная специализация - производство пряслиц из розового шиферного камня , единственное месторождение которого находится неподалёку: они шли на экспорт по всей Руси, лучшие образцы находят в раскопках Крыма и Волжской Болгари, многие отмечены автографами владельцев, что указывает на ценность.

Но затем княжество уничтожили монголы, а его остатки постепенно поглотило сначала Смоленское княжество, а затем Литовская Русь. Церковь здесь известна с 997 года, а в камне ее отстроил в 1180-е годы князь Рюрик Ростиславович, при котором Овруч достиг расцвета:

При литвинцах центр Овруча сместился на несколько сотен метров туда, где сейчас стоит Преображенский собор. Церковь же, как и подавляющее большинство домонгольских храмов Западной Руси, постепенно ветшала, передавалась то одни, то другим, разрушалась, и лишь каким-то чудом, в отличие от 95% западнорусских церквей, пусть и в виде бесформенной руины, но простояла до начала ХХ века, когда в столицах оживился интерес к древнерусскому зодчеству и её взялись реставрировать:

Васильевской церкви повезло - её реставрацией занялся сам Алексей Щусев, и восстановил храм настолько удачно, что был удостоен звания академика архитектуры. Правда, сейчас принято считать, что на самом деле Васильевская церковь выглядела немного не так, но рисунков того, как должно быть, я так и не нашёл, а работа Щусева выглядит действительно красиво и убедительно, хотя приглядевшись, конечно, можно понять, что верхняя часть церкви - стопроцентный модерн.

Сохранил Щусев и кое-какие изначальные особенности: так, кирпичная кладка здесь инкрустирована валунами, как в , а на фасаде особенно эффектны две лестничные башни. Вообще, эта деталь в принципе характерна для домонгольских церквей: небольшие, лёгкие и очень высокие храмы не позволяли сделать лестницу в основном помещении или внутри стены, поэтому к ним пристраивались специальные башни - но только у Овручской церкви этих башен две.
Убранство церкви - начала ХХ века, причём среди расписывавших её художников был Петров-Водкин:

К началу ХХ века относится и тончайшее тиснение, а вот часть икон - ещё 16 века, относятся к новгородской школе, и попали сюда при реставрации из церкви Спаса-на-Нередице, позднее разрушенной в войну.

Перед входом в церковь - памятник "защитнику православной веры" Макарию (Токаревскому), уроженцу Овруча, архимандриту, в 1678 году во время турецкого набега возглавившего оборону собора в Каневе и четвертованному турками.

За церковью - женский монастырь, построенный в те же 1906-10 годах в новгородском стиле, столь модном в начале ХХ века именно при обустройстве женских обителей. На освящение возрождённой церкви в 1911 году приезжал сам Николай II.

Монастырь небольшой, монашки очень доброжелательные. Я попал ещё и на службу, после которой монахини и прихожане перетаскивали в зимнюю церковь корзины и мешки с едой. Мне предложили помочь, как предложили бы любому мужчине в храме, и я помог, попросив разрешения сделать несколько фотографий в церкви. Тот редкий случай, когда церковная жизнь оставляет впечатление "общего дела", а не механического обряда.

За монастырём - неприметный памятник жертвам фашистской оккупации. В списке фамилий больше всего ужасает то, что перечисляются целые семьи.

Бросив последний взгляд на Преображенский собор на Замковой горе, я отправился обратно к автовокзалу. В принципе на осмотр города хватит полутора часов, а автобусы делают остановку и на центральной площади.

А вот для сравнения столь же древний городок , который я бы назвал сердцем Белорусского Полесья.

ВОЛЫНЬ-2011
. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Тот самый Бердичев.
Ровенская и Тернопольская области .
Волынская область .
Сокальщина .
Немного Галиции .

Город на Украине, Житомирская обл., на р. Норин. Железнодорожный узел. 18,3 тыс. жителей (1991). Приборостроительный, пирофиллитовый заводы; пищевые предприятия, льнообрабатывающий завод. Краеведческий музей. Известен с 977 как Вручий. Церковь… … Большой Энциклопедический словарь

Город в Житомирской области УССР, на р. Норин. Известен с X в. Среди памятников архитектуры церковь Василия (конец XII в., приписывается зодчему Петру Милонегу; реставрирована в 1908 12 архитектором А. В. Щусевым), кирпичный… … Художественная энциклопедия

Город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

ОВРУЧ, город на Украине, Житомирская область (см. ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 21,5 тыс человек (2001). Центр Овручского района. Расположен на реке Норин (в бассейне Припяти). Железнодорожный узел. Развита пищевая (консервная, молочно… … Энциклопедический словарь

Город, центр Овручского района Житомирской области УССР. Расположен на р. Норин (бассейн Припяти). Ж. д. узел (линии на Коростень, Калинковичи, Янов, Белокоровичи). 14,2 тыс. жителей (1974). Заводы: консервный, молочноконсервный,… … Большая советская энциклопедия

Уездный город Волынской губернии, на левом берегу реки Норины, на высотах, окруженных глубокими и крутыми оврагами. Остатки церкви св. Василия, построенной св. равноапостольным князем Владимиром; огромный курган, называемый Олеговой могилой;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (старое назв. Вручий) город, р. ц. Житомирской обл. УССР, на р. Норинь. В 1959 11,5 т. ж. (в 1897 7,4 т. ж., в 1913 11 т. ж., в 1935 7,2 т. ж.). Ж. д. ст. Впервые упоминается в Повести временных лет под 977 (в др. источниках под 946), разрушался… … Советская историческая энциклопедия

- (старое название Вручий), город в западнорусских землях на р. Норинь (Житомирская обл.). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 977 (в др. источниках под 946). Разрушался татарами в 1240 и 1299. В 1321 захвачен Литвой, с 1569 Польшей.… … Русская история

Овруч - іменник чоловічого роду місто в Україні … Орфографічний словник української мови

Овруч - город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам … Топонимический словарь

Книги

  • Спасти и выжить комплект из 4 книг , Буторин А., Зорич А. и др.. Комплект из 4 книг:. 1. "Клин" . 1951-й год. Девятнадцатилетний студент Федор Зарубин едет в украинский городок Овруч, чтобы забрать в Ленинград одинокого двоюродного брата, бывшего…
  • Обязанный победить Комплект из 4 книг , Первушин А., Первушина Е., Буторин А., Зорич А., Степанов А.. Бандероль на комплект из 4 книг:. 1. "Львиное сердце" :. Октябрь 2026 года. В Зоне назревает новый кризис. Через пространственный портал на ее территорию проникла армия неведомых тварей,…

О́вруч (укр. Овруч) - известный с глубокой древности город на Украине, административный центр Овручского района в Житомирской области. Расположен на реке Норин (бассейн Припяти). Железнодорожный узел (линии на Коростень, Калинковичи, Янов, Белокоровичи). В честь города назван астероид (221073) Овруч.

Население

Впервые упомянут в «Повести временных лет» под 977 годом как древлянский город Вручий в связи с гибелью под его стенами князя Олега Святославича - сына Святослава Игоревича. Олег погиб в результате борьбы с братом Ярополком за киевский престол (упал на колья, размещённые в оборонительном рву). Был похоронен в городе, но потом его тело перевезли в Киев. Сейчас в Овруче стоит памятник князю Олегу. В XII-XIII веках Овруч наряду с Белгородом и Вышгородом был одним из основных удельных центров Киевской земли, выделялся великим князем киевским его младшим родственникам в качестве части в Русской земле, в основном управлялся князьями смоленской ветви Рюриковичей. Овруч был центром ремесленного производства, связанного с шиферным промыслом в его окрестностях. Овручские шиферные пряслица в XI - начале XIII века имели широкий рынок сбыта в русских княжествах, а также в Польше, в Волжско-Камской Булгарии и Херсонесе. Овруч подвергся монгольскому нашествию, затем управлялся золотоордынскими баскаками, в 1362 году вместе с другими южнорусскими землями вошёл в состав Великого княжества Литовского. Перечислен в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец XIV века). В 1641 году город получил магдебургское право. По условиям польско-литовской унии 1569 года перешёл в состав Польши. Со второго раздела Речи Посполитой (1793) в составе Российской империи. В 1897 году в городе жили 7 393 человека, в том числе евреи - 3 441, украинцы - 3 119, русские - 649, поляки - 152. В 1911 году Овруч посетил Николай II.

Культура

В городе работает историко-краеведческий музей. На месте Овручского замка стоит Спасо-Преображенский собор. Из домонгольских памятников сохранилась церковь Василия конца XII века. Она приписывается зодчему Петру Милонегу; реставрирована в 1907-09 годах архитектором А. В. Щусевым. Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду.

Известные уроженцы города

Йосеф Ицхок Шнеерсон из Овруч - известный раввин Богораз, Владимир Германович - этнограф и революционер, родился в Овруче; Лавринович, Александр Владимирович - народный депутат Украины VI созыва (фракция Партии регионов), первый вице-спикер Верховной рады Украины VI созыва; Стефано Иттар - итальянский архитектор, представитель сицилийского барокко; Трахтман, Яаков-Шмуэл Галеви - писатель, родился в Овруче. Лучинская, Ирина Васильевна - герой Украины, родилась в Овруче. Шмуйло, Сергей Трофимович (1907-1965) - советский военный деятель, родился в Овруче.

Древний древлянский город Вручий впервые упоминается в «Повести временных лет». Повод для упоминания был нерадостный, но вполне в духе времени: в 977 году под его стенами состоялась битва между любящими братьями, сыновьями князя Святослава - Олегом и Ярополком. Цена вопроса была высока - Киевский престол. Во время сражения князь Олег упал в оборонительный ров, и был задавлен в толпе. Летопись рассказывает, что Ярополк печалился, но, видимо, не долго. Впрочем, он тоже плохо кончил. Был еще третий брат, Владимир - тот самый, который Красное Солнышко и креститель Руси. Во время очередного сражения Владимир не очень по-христиански приказал убить Ярополка, который пришел к нему на переговоры.

Князя Олега первоначально похоронили в Овруче, но затем прах был перевезен в Киев сыном Владимира, Ярославом Мудрым.

В XII-XIII веках Овруч был одним из важнейших центров Киевской Руси. В 1362 году город вошел в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года, согласно Люблинской унии, - в состав Польши. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к Российской империи, где стал уездным центром.
С 1641 года Овруч пользуется магдебургским правом.

Впервые о евреях в Овруче упоминают документы 1629 года. Уже тогда в городе была деревянная синагога. Но в 1649 году Овруч стал центром сотни Киевского полка, на который распространялась власть гетьмана Хмельницког о. Вероятно, еврейская община прекратила существование в это время.

Снова евреи стали селиться в Овруче приблизительно в середине 18 века. В 1765 году здесь уже проживало 607 евреев. Самостоятельного кагала в городе не было, община была "подкагаликом" Чернобыльской и пребывала под сильным влиянием чернобыльских цадиков Тверских. Соответственно, практически все овручские евреи были хасидами. С 1785 года раввином Овруча был Авраам Дов Бер.

В середине 19 века Овруч становится центром другого хасидского течения. Здесь поселился сын третьего Любавичского Ребе Цемах-Цедека рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, основавший в городе свой хасидский двор. После него династию продолжил сын, Нохум Дов Бер, но затем это ответвление Хабада прекратило свое отдельное существование.

В 1857 году в Овруче проживало 2220 евреев. Действовали 4 синагоги, хедеры, богадельня.

В 1883 году в Овручском уезде проживало около 20750 евреев, которые практически полностью монополизировали мелкую торговлю и ремесленную деятельность. Кроме того, в окружающих Овруч деревнях 42 еврея занимались сельским хозяйством, несмотря на то, что проживание евреев в сельской местности было запрещено.

По переписи 1897 года евреи составляли 47% жителей Овруча - 3445 человек.

В 1910 году в Овруче было 7 синагог, талмуд-тора, еврейское частное мужское училище, богадельня. С 1907 года раввином Овруча был Ш.Кипнис, с 1911 - Шломо Рисин. Действовало отделение сионистской партии Поалей Цион, а также Бунда.

В 1913 году евреям принадлежали 2 из 3 складов аптечных товаров, 1 из 4 библиотек, 11 из 12 гостиниц, мельница, обе типографии, оба трактира, обе фотостудии, все 3 лесных склада, часовая мастерская.
Евреем был земский врач и все 3 зубных врача, 2 из 4 частных поверенных.
Евреи были владельцами практически всех лавок и магазинов: все 55 бакалейных, все 25 мануфактурных, все 25 мучных, все 3 винно-гастрономические, все 4 галантерейные, все 6 скобяных, 2 из 3 книжных, обе известе-цементные, обе кожевенные, лако-красочная, все 6 мясных, все 3 обувные, обе писче-бумажные, все 9 одежных, все 3 посудные, все 3 рыбные, единственные стекольная, фруктовая и шляпная. Как видно из справочника "Весь Юго-Западный край", вне еврейской сферы деятельности оказались только торговля свиным салом и колбасой.

В 1918 году в Овруче произошел интересный эпизод. Крестьяне Покалевской волости Овручского уезда объявили власть гетмана низложенной и провозгласили создание Овручской республики. Гетманские солдаты предпочли спастись бегством. Комиссаром города был назначен бывший политзаключенный крестьянин Дмитрюк, а его заместителем - еврей Фридман.

Восставшие обратились к еврейской общине с предложением организовать еврейский боевой отряд численностью 150 человек. Однако, евреи от авантюры отказались. Как показали дальнейшие события, возможно, зря.
Вскоре после окончательного падения Гетманата большинство овручского населения заявило о поддержке красных, часть призывала примкнуть к Директории. "Правительство" Овручской республики попыталось вразумить земляков, но вышло только хуже: Дмитрюка убили, а Фридман успел спастись бегством...

За 3 года власть в городе менялась 15 раз. Практически каждая такая смена сопровождалась еврейскими погромами. Попытка организации самообороны успехом не увенчалась.
Самый кровавый погром устроила банда атамана Козыря-Зирки. Он продолжался 17 дней, в ходе погрома было убито около 80 евреев, уничтожены все еврейские дома.

В 1939 году в Овруче проживало 3862 еврея - 33% всего населения. Еще 433 еврея проживали в районе.
22 августа 1941 г. Овруч заняли немецкие войска. Еще до вступления в город немцев местные жители устроили еврейский погром.
7 сентября 1941 года было расстреляно 18 евреев, 14 сентября - еще 12. Остальные евреи Овруча были заключены в гетто.
Всего во время оккупации в Овруче было убито 516 евреев (по другим данным 407).
В районе Овруча действовал партизанский отряд Моше Гильденмана, входивший в качестве отдельной единицы в соединение генерала Сабурова.

После освобождения города сюда вернулось некоторое число евреев. В конце 1960-х годов численность еврейского населения Овруча составляла около 2000 человек.
В 1990-х большинство евреев Овруча уехали в Израиль и другие страны. Сегодня (2017) здесь существует небольшая еврейская община.

Источники:
Российская Еврейская Энциклопедия;
Еврейские погромы в Овруче
;
Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

В 1920 году установилась советская власть. Вся общинная жизнь евреев полностью была разрушена.
По состоянию на 1926 год в Овруче проживало 3400 евреев.
В 1925 году еще существовали отделения сионистских организаций "ге-Халуц" и "га-Шомер", но к началу 1930-х их деятельность прекратилась.
В 1920-х - 1930-х годах в Овруче работала школа с преподаванием на идише.
Возле города был создан еврейский колхоз.

Геральдика Герб
Овручского района

Щит разделен на две части зеленую и лазурную. На красном щитке с серебряной нитяной каймой Архистратиг Михаил в золотых доспехах, с золотыми мечом и весами, стоящий на серебряном облаке. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, лазурных цветов льна с зелеными листьями, зеленых сосновых ветвей и дубовых листьев. Венок окутан вышитым полотенцем. Флаг
Овручского района

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2: 3, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос - синей и зеленой. На красной древковой вертикальной полосе, занимающей 1/6 длины флага, вверху, на белом облаке, стоит архистратиг Михаил в желтых доспехах, с желтыми мечом и весами. Герб
города Овруч
Флаг
города Овруч


Овручский район

Овручский район (укр. Овруцький район) – административная единица Житомирской области Украины. Административный центр – город Овруч.

Расположен на севере области.

Граничит, на востоке – с Народичским , на юге – Коростенским , Лугинским и Олевским районами Житомирской области. На севере граничит с Лельчицким, Ельским и Наровлянским районами республики Беларусь

Население: 58 080 чел. (на 1.01.2014)

Площадь: 3222 км. кв.

(укр. Овруч) – город, административный центр Овручского района в Житомирской области.

Расположен на левом берегу реки Норин, притока Ужа, в 127 км к северу от Житомира. Узловая железнодорожная станция на магистрали Санкт Петербург-Одесса. Через город проходит автодорога Минск-Измаил.

Является административным центром Овручского городского, в состав которого другие населенные пункты не входят.

Население: 16681 чел.(2011)

Телефонный код: +380 4148

История Овруча

Местность, на которой расположен Овруч, была заселена в глубокой древности. На замковой горе обнаружено неолитическое поселение (V-IV тысячелетия до н. э.), Исследованы поселения и могильники и найдены кремневые орудия труда эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.).

Город является одним из древнейших в Восточной Европе. В 977 году он впервые упоминается в летописи под названием Вручий. Уже в X в. город был значительной крепостью с высокими валами и рвом, через который перебрасывали мост. Остатки укреплений того времени сохранились до наших дней.

В конце X в. Овруч стал центром древлянской земли и одним из самых древнерусских городов с развитыми ремеслами. Основным среди них было изготовление прясел из розового шифера, которые в большом количестве распространялись по всей Киевской Руси, а также сбывались в Польшу и другие страны.

В начале XIV в. город стал значительным экономическим центром, крепостью и входил в Галицко-Волынское княжество. Примерно в 1362 его захватила феодальная Литва. В 1399 году хан Едигей, нанеся поражение литовскому князю Витовту, разрушил Овруч. Немало времени прошло, пока он поднялся из руин. Начиная с 1470 город был центром староства. Для обороны его и этого края от набегов татар построен замок, который 1506 все же был ими разрушен. Через 16 лет крепость снова отстроили, обнесли каменной стеной и обкопали рвом, возвели четверо ворот. Здесь стояли церковь, несколько деревянных домов.

После Люблинской унии Овруч захватила благородная Польша. Он вошел в состав Киевского воеводства как уездный город.

Во время освободительной войны украинского народа во главе с Богданом Хмельницким мещане и крестьяне Овруча активно боролись против польской шляхты. В 1648 году здесь создан казацкий полк во главе с И. Голотой, который выгнал поработителей из города, уничтожил все актовые книги с записями повинностей и долгов крестьян и мещан, участвовал в боях под Загальци и Лоевом. В нем насчитывалось 6000 человек. В следующем году Овруч стал сотенным городом Киевского полка.

После Андрусовского перемирия город вновь попало под власть Польши и принадлежал магнату Потоцкому. Шляхта насаждал католицизм, заставляла горожан и крестьян-Украинской принимать чуждую им веру. 1678 в Овруч с Ксаверово переведен иезуитский коллегиум, где прививалось пренебрежение к украинскому народу, языку и культуре.

В этих невыносимых условий жители все чаще поднимались на борьбу против господ. Так,в 1664-1665 гг. они принимали активное участие в народном восстании под руководством Децика. В конце XVII в. крестьяне с. Яскова (на окраине города) и Овруча сожгли имение шляхтича В. Ганского, ранили нескольких его прислужников, а одного убили. Для подавления народных движений в Овруче и его окрестностях прибыли регулярные войска.В 1702-1704 гг. Овручские крестьяне и мещане сражались против польской шляхты в отрядах С. Палия. Особую остроту набрала борьба во время движения гайдамаков в 20-60 гг. XVIII в. Восставшие крестьяне в июне 1720 разгромили Овручский замок, костел и доминиканский монастырь.

После воссоединения Правобережной Украины с Россией Овруч 1794 вошел в состав Изяславского наместничества, а в 1797 году в состав Волынской губернии.

Во время Отечественной войны в сентябре 1812 года в городе размещалось народное ополчение Полтавской губернии, в ноябре сосредоточены части тридцатитысячная ополчения Волынской губернии, в составе которого находилось много ратников из Овруча, участвовавших в заграничном походе 1813.

В дореформенный период в запущенном состоянии находилась медицина. Хотя Овруч и был уездным центром, на весь город действовала больница на 10 коек, основанный в 1820 году. Она находилась в простой крестьянской избе, которая арендуемой. В медицинском учреждении работали 1 врач и 2 фельдшера. Неудивительно, что в городе часто возникали инфекционные заболевания. Так, в 1831 году вспыхнула эпидемия холеры.

На низком уровне находилась образование. До 1773 года в городе существовала иезуитская коллегия, где преподавание велось только на польском языке. После ликвидации ее в 1796 создано трехклассное уездное училище, которое подчинялось Краковской академии и Овручскому базилианскому монастырю. В 1806 году трехклассное уездное училище преобразовано в четырехклассное. 7 сентября 1860 из г.. Полонного Новоград-Волынского уезда в Овруч переведены дворянское училище. Детям бедных слоев населения вступление в него было закрыто.

После отмены крепостного права в городе намечалась тенденция к развитию промышленности, но в 1863 году произошел пожар. Постепенно Овруч отстраивался. Начало приобретать развития ремесленничество, в частности столярное, портниха, сапожничество.

Накануне первой мировой войны город имел неприглядный вид, в нем насчитывалось 24 улицы и переулка и 3 площади, однако ни одного метра их не было вымощены. Поскольку вода в реке Норин малопригодна для питья, имеет много примесей, население пользовалось колодцами, но их количество было недостаточным.

В запущенном состоянии находилась здравоохранение. В 1913 году работало 2 земских и 7 частных врачей. В городе часто вспыхивали эпидемии оспы, тифа и других инфекционных заболеваний. Слабо развивалась народное образование. В Овруче в 1910 году не было ни одного среднего учебного заведения, действовали четыре начальные школы. Существовало три библиотеки, доступ к которым трудящемуся населению был закрыт.

В марте 1920 года, отклонив вторую мирное предложение Советского правительства, войска Польши перешли в наступление в районе Олевска и 6 марта захватили Овруч. Однако закрепиться врагу не удалось. В начале июня, прорвав фронт, Красная Армия начала решительное контрнаступление. 21 июня 1920 части 12-й армии освободили город от интервентов.

22 августа 1941 Овруч захватили немецко-фашистские войска. В октябре-ноябре 1943 года, форсировав Днепр, советские войска начали освобождение Правобережной Украины. В связи с успешным продвижением советских войск оккупанты начали эвакуацию. Соединение А. Н. Сабурова во взаимодействии с партизанской дивизией им. ИДорса (командир С. Ф. Маликов) 16 ноября начали наступление на город. После ожесточенного двадцатичасовой боя утром 17 ноября город и железнодорожный узел были освобождены. Через два дня в Овруч вступили передовые части 13-й армии.

1525 жителей Овруча сражались на фронтах Второй мировой войны, в подполье и в партизанских отрядах против немецко-фашистских захватчиков. 340 человек погибли смертью храбрых.