Скачать программа дополнительного профессионального образования год. Поиск программ дополнительного профессионального образования. Требования к оценке качества освоения

Экономика в современных реалиях уже давно стала инструментом глобального взаимодействия, и без знания её основных механизмов и принципов работать в условиях жесткой конкуренции просто невозможно. Сегодня экономика, как и любая другая сфера деятельности, неразрывно связана с инновационными технологиями, а значит, квалифицированному специалисту уже недостаточно стандартной базы знаний. Ему необходимо обладать широчайшим спектром компетенций. Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова предлагает пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, которые помогут вам приобрести необходимые навыки для работы в современных условиях.

Телефон: +7 495 673 74 10

E-mail:suprunenko@adm.сайт

Профессиональная переподготовка в нашем вузе - это целый ряд преимуществ:

  • большой выбор курсов и образовательных программ;
  • хорошая техническая база, позволяющая проводить обучение дистанционно;
  • возможность выбора удобной формы обучения;
  • возможность проходить переподготовку сразу по нескольким направлениям;
  • доступная стоимость обучения.

ИМПЭ им. А.С.Грибоедова входит в число ведущих вузов страны. Мы предлагаем по-настоящему качественное образование: все программы по профессиональной переподготовке соответствуют действующим стандартам, в рамках реализации курсов повышения квалификации применяются современные образовательные технологии и методики. Информационно-техническая и учебно-методическая база позволяет вести переподготовку по самым разным направлениям.


Профессиональная подготовка ведётся по уникальным методикам, разработанным с учётом рекомендаций Рособрнадзора и с использованием ведущих образовательных практик. Обучением занимаются опытные преподаватели, среди которых кандидаты и доктора наук.


Курсы переподготовки рассчитаны на слушателей со средним специальным и высшим образованием. Мы предлагаем программы различной продолжительности. Повысить квалификацию можно без отрыва от основной деятельности: на базе института действуют дистанционные формы обучения.


С каждым участником программ профессиональной подготовки заключается договор, в котором указана стоимость и продолжительность обучения. После окончания обучения в рамках дополнительного образования слушателям выдаётся удостоверение государственного образца.


Для зачисления на курсы по повышению подготовки не обязательно обладать специальным экономическим образованием. Обучение в нашем вузе позволит не только усовершенствовать профессиональные знания, но и приобрести новые компетенции по любому из выбранных вами профилю. Профпереподготовка - это выгодное инвестирование в собственную карьеру и возможность получить дивиденды в обозримом будущем.

Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования

Составила:

Т.А. Тименцева,

преподаватель

ГОУ СПО КПТТ

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы.

Согласно Федерального закон № 273-ФЗ образовательные программы дополнительной профессиональной подготовки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Таким образом, законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных программ профессионального образования. В связи с этим возможно предложить некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организацией эффективно разработать полноценные дополнительные программы профессиональной подготовки.

Программа дополнительной профессиональной подготовки как документ, содержащий основные характеристики дополнительного образования, содержит:

    титульный лист,

    пояснительная записка,

    учебно-тематический план,

    содержание программы,

    методическое обеспечение и условия реализации программы,

    литература,

    приложения.

На титульном листе , как правило, указываются наименование организации дополнительного образования, наименование учредителя, сведения об утверждении программы (место и дата, наименование органа, утвердившего программу, например, педагогический совет организации дополнительного образования, дата и № протокола заседания органа, утвердившего программу), полное название программы (если название сформулировано образно или не даёт полного представления о содержании образования, целесообразно представить дополнительное краткое пояснение под приведённым названием), возраст обучающихся, на который рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, название города, населенного пункта, год разработки дополнительной общеобразовательной программы с учетом полного срока ее реализации).

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной программы, доказать целесообразность освоения ребенком именно этого содержания образования. Логично, если система доказательств базируется на поло-возрастных и социальных особенностях обучающихся, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса. Важным моментом идентификации программы дополнительного профессионального образования это указание на ее направленность.

Далее, в пояснительной записке, при формулировке целей образовательного процесса необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели. В формулировках цели и задач следует отражать возраст обучающихся, направленность и длительность программы.

При составлении учебно-тематического плана педагогу дополнительного образования необходимо видеть весь образовательный процесс и формулируя названия тем и разделов необходимо сочетать краткость и ясность, стараясь наиболее точно отразить образовательное содержание. Так как образовательная программа является не только внутренним документом, автор – составитель должен быть готов написать текст, понятный любому взрослому (коллегам педагогам, администрации организации). Успешным представляет подход, когда в тексте программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены в тексте программы механизмы ее воплощения.

Содержательный компонент программы дополнительной подготовки излагается традиционно: название раздела или темы – тезис, за которым следуют пояснения и уточнения.

Чрезвычайно сложной частью текстов программ является раздел « Методическое обеспечение ». Прежде всего, в тексте методического обеспечения могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл мероприятий и организации деятельности дополнительного образования в течение всей продолжительности программы.

При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на постижения которой будут направлены усилия обучающихся. При написании списка литературы стоит руководствоваться одним библиографическим стандартом.

В приложениях к программе дополнительного образования обычно размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое.

После утверждения программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает особой регламентации приема на обучение по дополнительным профессиональным программам.

Освоение дополнительной профессиональной программы сопровождается процедурами промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью программы и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования, который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет».

При прохождении аттестации положительно, сложился прием, в соответствии с которым организации дополнительного образования выдают лицам, освоившим соответствующие образовательные программы, т.е. прошедшие промежуточную аттестацию, документы об обучение в порядке и по образцу, которые самостоятельно устанавливаются организацией дополнительного образования.

Однако, представляется, что исходя из смысла Федерального закона № 273-ФЗ и отсутствии специального регулирования в Федерального закона № 273-ФЗ, итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным программам не проводится.

Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

Дополнительное профессиональное образование может быть организовано

В образовательных организациях дополнительного профессионального образования;

В образовательных организациях высшего образования;

В профессиональных образовательных организациях;

В организациях, осуществляющих обучение (научных организациях и юридических лицах, подтвердивших свое право на реализацию дополнительных профессиональных программ);

Индивидуальными предпринимателями, имеющими право на реализацию

Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.

Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.

Виды дополнительных профессиональных программ:

Программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

Программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Программы повышения квалификации включают в себя:

Программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.

Квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

Программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;

Программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

Процесс проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ (ДПП) обеспечивает существование дополнительного профессионального образования, востребованного на современном рынке труда.

Цель процесса:

Планирование, разработка и актуализация ДПП с целью создания условий для непрерывного образования граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, с учетом их квалификации и опыта практической деятельности.

Задачи процесса:

1. Обеспечение соответствия квалификации обучающихся меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;

2. Разработка и внедрение ДПП, формирующих компетенции, необходимые для эффективной работы в быстро меняющемся современном мире, на основе новейших образовательных методов и технологий;

3. Усиление интеграции НГУ с бизнесом, наукой и профессиональным сообществом.

Виды деятельности в рамках

процесса

Регламентирующая документация

Требуемые ресурсы

(исполнители и материальное

обеспечение)

1. Деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке в соответствии с типами программ, указанными в лицензии.

Проректор по учебной работе, УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО; структурные подразделения, создаваемые на факультетах; материально-технические ресурсы.

1.1. Оценка рынка или получение заказа, принятие решения о реализации.

Самостоятельно разработанные ДПП; заказы работодателей.

Руководитель УМУ; руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

1.2. Оформление необходимых документов для утверждения учебных планов ДПП; согласование с заказчиком учебного плана (если он есть).

Нормативная документация Минобрнауки о дополнительном образовании, Положение о получении дополнительного профессионального образования в НГУ, Положения о структурных подразделениях НГУ, реализующих программы дополнительного образования.

Проректор по учебной работе, руководитель УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2. Разработка и улучшение ДПП.

Руководитель ЦДО, УНЦП, ЦПМО, ИППК; материально-технические ресурсы.

2.1. Разработка и корректировка учебного плана.

Самостоятельно разработанные и утвержденные ДПП. Информация рынка труда, потребности обучающихся.

Начальник УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Нормативная внутренняя документация НГУ и подразделений, реализующих программы ДПП.

Руководитель ДПП/подразделения ДПО, материально-технические ресурсы.

2.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

2.4. Разработка материалов, устанавливающих содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Положение о получении дополнительного профессионального образования в Новосибирском государственном университете на платной основе; Положения о дополнительном профессиональном образовании в ЦДО, УНЦП, ЦПМО, ИППК.

Руководитель ДПП/подразделения ДПО, ответственные преподаватели, материально-технические ресурсы.

3. Реализация ДПП.

Приказы о зачислении обучающихся, об отчислении обучающихся, об аттестационной комиссии по программам профессиональной переподготовки.

Проректор по учебной работе, руководители ДПП/подразделения ДПО, ответственные преподаватели, материально-технические ресурсы.

4. Мониторинг качества ДПП.

Положение о мониторинге качества дополнительного образования, информация рынка труда, отзывы обучающихся и работодателей.

Проректор по учебной работе, отдел качества, начальник УМУ, руководитель ДПП/подразделения ДПО.

Сокращения:

ДПО – дополнительное профессиональное образование

ДПП – дополнительные профессиональные программы

ППС – профессорско-преподавательский состав

ЦДО – центр дополнительного образования

УНЦП – учебно-научный центр психологии

ЦПМО – центр постдипломного медицинского образования

ИППК – институт переподготовки и повышения квалификации

УМУ – учебно-методическое управление

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

Достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);

Участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;

Использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;

Использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;

Обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;

Эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ

Реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;

Обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;

Обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы

    достижение слушателями планируемых результатов обучения;

    функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Требования к результатам обучения

дополнительных профессиональных программ

Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен.

Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

Соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;

Соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;

Способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

Заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;

Лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;

Отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;

Образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГБПОУ «СПАССКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОГРАММа

Дополнительного профессионального образования

по направлению «Экскурсовод»

Болгар,2016 г.

Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120701 Туризм.

Организация разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»

Разработчик: Саиткина Анна Павловна. зам.директора по УПР

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

    ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению «Экскурсовод» является дополнительной профессиональной образовательной программой, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Туризм (базовой подготовки).

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, разведки и эксплуатации природных богатств, организации сельскохозяйственного производства, выполнения мелиоративных работ, проведения водохозяйственных и гидротехнических мероприятий, землеустройства и мн. др.

    1. Цели и задачи программы дополнительного образования – требования к результатам освоения программы дополнительного образования :

В результате освоения программы дополнительного образования обучающийся должен

уметь :

выполнять надписи различными шрифтами, вычерчивать условные знаки населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнять красочное и штриховое оформление графических материалов, вычерчивать тушью объекты, горизонтали, рамки планов и карт, выполнять зарамочное оформление, выполнять чертежи с использованием аппаратно-программных средств

знать:

назначение и устройство приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах.

    1. Количество часов на освоение программы дополнительного образования :

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час.;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Объем программы дополнительного образования и виды учебной работы

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Ито Итоговая аттестация в форме зачета

результаты освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результатом освоения программы дополнительного образования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра , в том числе

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.2.

Обрабатывать результаты полевых измерений.

ПК 1.3.

Составлять и оформлять планово-картографические материалы.

ПК 1.4.

Проводить геодезические работы при съемке больших территорий

ПК 2.2.

Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований

ПК 2.3.

Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства

ПК 2.4.

Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.

ПК 3.1.

Оформлять документы на право пользования землей, проводить регистрацию.

ПК 4.2.

Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге.

ОК 1.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2.2.Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы топографического черчения»

Практические занятия.

Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Устройство и назначение чертежных инструментов, требования к ним. Трафареты, палетки, шкалы толщин. Методы контроля графического изображения.

Чертежные бумаги, прозрачные заменители бумаг, акварельные краски. Требования, предъявляемые к краскам, бумаге, кистям. Технические приемы окрашивания поверхности. Смешение красок: механическое смешение, лессировка.

Методы и приемы работы чертежными инструментами: карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером. Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Графическая точность и ее обеспечение.

выполнение и оформление графических работ карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером.

Тема 1.2. Шрифты, применяемые в топографическом черчении

Практические занятия.

14

Картографические и вычислительный шрифты. Картографические шрифты и надписи к на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью остовных шрифтов. Правила расстановки букв при выполнении надписей. Скорописное письмо цифр и приемы его написания.

Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ

Тема 1.3.

Практические занятия.

16

Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт . Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приёмы построения и вычерчивания условных знаков топографических карт масштабов 1:10000 и 1:2000.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ по выполнению условных знаков

Тема 1.4. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах

Содержание

10

Практические занятия

Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах. Вычерчивание оригиналов топографических карт. Виды оригиналов. Вычерчивание съёмочных оригиналов топографических карт. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт.

Самостоятельная работа обучающихся : выполнение и оформление топографических карт.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дополнительного образования требует наличия кабинета «Топографическая графика»

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Топографическая графика»:

чертежные столы с соответствующим оборудованием, светокопировальные столы.

Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение, комплект учебно-методической документации

    1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

а) основная

    Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. - М.:ООО «Издательство «КолосС», 2004. -304 с.

    Топографическое черчение [Текст]: учебно-метод. пособие. Ч. 1 / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев ; под общ. ред. Д.В. Лисицкого.2-е изд. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 81 с.

    Условные знаки для топографических планов масштабов 1: 5 000, 1: 2 000, 1: 1 000, 1: 500 / Федер. служба геодезии и картографии России [Текст]. – М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000. – 286 с.

    Условные знаки для топографических карт масштаба 1: 10 000 [Текст]. – М.: Недра, 1977. – 143 с.

б) дополнительная:

1. Лосяков А.А. и др. Топографическое черчение. - М.: Недра. 1986. - 385с.

2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 1998.

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

выполнение надписей различными шрифтами, вычерчивание условных знаков населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнение красочного и штрихового оформления графических материалов, вычерчивание тушью объектов, горизонталей, рамок планов и карт, выполнение зарамочного оформления, выполнение чертежей с использованием аппаратно-программных средств

усвоенные знания:

назначение и устройство чертежных приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах

оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических графических работ

Учебная программа курса

Введение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность. Роль курса в подготовке специалиста по сервису и туризму.

I. Экскурсоведение как наука.

    1. Экскурсоведение как наука

Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории.

    Российский опыт в области экскурсоведения.

Петербургская школа экскурсоведения. Московская школа экскурсоведения.

    Из истории зарубежного экскурсионного опыта.

    Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Краткая информация о Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Музеи и музейные объекты на территории музея-заповедника. Особенности экскурсионной деятельности на территории Болгарского музея-заповедника.

    Современные проблемы экскурсоведения

Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.

1.6. Экскурсия и безопасность.

II. Основы экскурсоведения.

    1. Сущность и признаки экскурсии

Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.

    1. Функции экскурсии

Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России. Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов. Принципы экскурсии: информативность, научность.

    1. Классификация экскурсий

Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.

    1. Показ в экскурсии

Показ объекта. Виды объектов (музейный предмет, территория, памятники архитектуры и др.). Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта. Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии. Экскурсовод - руководитель показа.

    1. Рассказ в экскурсии

Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.

    1. Информационные материалы для экскурсий.

Понятие информационных материалов, их классификация. Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы. Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно- исторических проектов. Иллюстративные материалы.

    1. Экскурсия как педагогический процесс

Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Сочетание задач обучения и воспитания. Педагогическая техника, ее основные элементы. Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения. Формирование навыков у экскурсантов.

Роль психологии в экскурсионном процессе. Ощущение, восприятие, представление. Ассоциации в экскурсиях. Внимание на экскурсии. Воображение. Использование словесных, практических и наглядных методов.

Роль логики в повышении эффективности экскурсий. Использование законов логики для построения экскурсии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

    1. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Из истории внемузейного экскурсионного дела в России. Цели и задачи экскурсионной работы.

Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды.

Методика проведения экскурсий в немузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.

    1. Экскурсия – как итоговый продукт научно-исследовательской работы.

III. Подготовка новой экскурсии.

    1. Маршрут экскурсии.

Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Объезд маршрута и его задачи.

    1. Тематика и содержание экскурсий

Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.

    1. Экскурсионный объект

Понятие экскурсионного объекта. Критерии отбора объектов. Классификация экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта. Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    1. «Портфель экскурсовода»

Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.

    1. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии

Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.

    1. Методическая разработка экскурсии

Структура методической разработки. Правила оформления документа. Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.

IV

    1. Политическое развитие, этногенез.

Держава Хунну и Великое переселение народов. Империя гуннов, первое упоминания этнонима «болгар». Тюркский каганат. Великая Болгария – расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

    1. Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков.

Образование государства Волжская Болгария. Принятие Ислама. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Развитие образования, культуры и науки.

    1. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Политико-экономическое развитие Волжской Болгарии во второй пол XIII XIV веков. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Город Болгар в период наивысшего расцвета.

    1. Казанское ханство.

Политико-экономическое развитие Казанского хансва в XV – в пер пол XVI веков. Падение Казанского ханства, захват Московским государством.

    1. Город Болгар в XVII XIX веках.

Этнический состав. История Успенского монастыря. Петр I и Екатерина II на руинах древнего города. Начало изучения древнего Болгара.

    1. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Археологические исследования Болгарского городища в пер пол ХХ века. А.П. Смирнов. Образование Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника.

Археологические исследования Болгарского городища во втор пол ХХ века. Татарстанские археологи на Болгарском городище. Фонд Возрождения и реализация комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана Великий Болгар – остов-град Свияжск». Болгарский музей-заповедник на современном этапе.

V. Экскурсия как профессия.

    1. Профессия – экскурсовод.

Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.

    1. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода

Формирование новых умений и навыков, их использование в экскурсиях. Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила. Роль внеречевых средств общения в экскурсии. Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.

    1. Техника ведения экскурсии.

Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона. Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.

    1. Анализ экскурсии

Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий. Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.

Планы и м етодические указания по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям.

Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков сбора, анализа экскурсионного материала, развитие умений коллективной работы,

Формы осуществления занятий:

    семинарские занятия;

Экскурсии в музеи Болгарского музея-заповедника.

    Разработка новых материалов методом проектной технологии

Список литературы (обязательная и дополнительная)

Обязательная.

      1. XV

        XVI века. 6 класс. К., 2012.

Дополнительная.

    XII XII

    Герд В.А. Экскурсионное дело - М. - Л.: Госиздат, 1928.

    Герцевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

    Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). - Пг.,1921.

    Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.

    Татарстан тарихы. К., 2001.

    IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема I . Экскурсоведение как наука.

Занятие №1. Экскурсоведение как наука.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Занятие №2. Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Литература.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Занятие №3. Современные проблемы экскурсоведения.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Тема II . Основы экскурсоведения.

Занятие №1 Сущность и признаки экскурсии.

Занятие №2. Функции экскурсии.

Занятие №3. Классификация экскурсий.

Занятие №4,5. Показ в экскурсии.

Занятие №6,7. Рассказ в экскурсии.

Занятие №8. Информационные материалы для экскурсий.

Занятие №9. Элементы психологии в экскурсии.

Занятие №10. Логика в экскурсии.

Занятие №11. Экскурсия как педагогический процесс.

Занятие №12. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

Занятие №13. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.

Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.

Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.

Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.

Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.

Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.

Экскурсии для молодежи. М.,1989.

Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.

Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.

Тема III . Подготовка новой экскурсии.

Занятие №1. Маршрут экскурсии.

Занятие №2. Тематика и содержание экскурсий.

Занятие №3. Экскурсионный объект.

Занятие №4. «Портфель экскурсовода»

Занятие №5. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.

Занятие №6. Методическая разработка экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.

Тема IV . История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.

Занятие №1. Политическое развитие, этногенез (III век до н.э. – нач. VII века н.э.).

Занятие №2. Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

Занятие №3. Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII IX веках.

Занятие №4. Волжская Болгария в IX – нач. XIII .

Занятие №5. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Занятие №6. Казанское ханство.

Занятие №7. Город Болгар в XVII XIX веках.

Занятие №8. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Литература.

Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.

Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.

Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.

Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.

Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.

Татарстан тарихы. К., 2001.

Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.

История христианства на Средней Волге IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема V . Экскурсия как профессия.

Занятие №1. Профессия – экскурсовод.

Занятие №2. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода.

Занятие №3. Техника ведения экскурсии.

Занятие №4. Анализ экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.

ГЛОССАРИЙ

Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.

Комплектование фондов - выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса.

Тезаврирование - определение ценности предмета.

Атрибуция предмета - определение его основных признаков, изучение таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение времени, места создания, авторской принадлежности.

Экспозиция - демонстрация наиболее интересных, значимых, наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии, указатели и пр.).

Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода.

Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа, совокупность ряда подтем.

Показ - процесс извлечения зрительной информации из объектов, который осуществляется в определенной последовательности, с определенной целью.

Осмотр - предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным объектом.

Маршрут - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.

Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.

Методическая разработка.

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она составляется на каждую тему экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

На титульном листе располагаются данные о наименовании экскурсионного учреждения, названии темы экскурсии, виде экскурсии, протяженности маршрута, продолжительности в академических часах, составе экскурсантов, а также фамилии и должности составителей и дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. На втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Содержание методической разработки состоит из трех разделов. Первый и третий соответствуют вступительной и заключительной части экскурсии и не разносятся по графам.

Второй раздел представляет собой таблицу, где подробно характеризуются все перемещения группы по маршруту и действия экскурсовода:

Карточка (паспорт) объекта

    Наименование объекта (историческое, современное).

    Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.

    Местонахождение памятника, его почтовый адрес.

    Описание памятника.

    Источник сведений о памятнике.

    Сохранность памятника.

    Охрана памятника.

    В каких экскурсиях памятник используется.

    Дата составления карточки, фамилия составителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

    Этапы развития экскурсоведения

    Экскурсоведение как наука

    Сущность экскурсии

    Виды экскурсий (цели, задачи, формы)

    Экскурсия как вид деятельности

    Функции экскурсии

    Признаки экскурсии

    Экскурсионный метод познания

    Компоненты педагогической деятельности экскурсовода

    Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях

    Внимание на экскурсиях

    Роль психологии в экскурсионном процессе

    Роль логики в повышении эффективности экскурсий

    Классификация экскурсий

    Обзорная экскурсия. Ее особенности

    Тематическая экскурсия(основные группы)

    Информационные материалы для подготовки экскурсий

    Тематика экскурсий как совокупность тем

    Ведущая подтема и ее роль в экскурсии

    Задачи показа в экскурсии

    Последовательность действий экскурсовода при показе объекта

    Виды показа

    Показ как реализация принципа наглядности

    Задачи рассказа на экскурсии

    Трансформация рассказа в зрительные образы

    Сочетание показа и рассказа в экскурсии

    Экскурсионная методика

    Пути совершенствования методики

    Технология подготовки новой экскурсии

    Этапы подготовки новой экскурсии

    Составление маршрута экскурсии

    Классификация экскурсионных объектов

    Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    Характеристика экскурсионных объектов (на примере одного или нескольких)

    Основные документы, необходимые для проведения экскурсии

    Техника ведения экскурсии

    Формы проведения экскурсий

    Дифференцированный подход к осуществлению экскурсий с учетом психолого-демографических особенностей.

    Современные требования к экскурсоводу

    Экскурсоводческое мастерство

    Умения и навыки экскурсовода

    Речь экскурсовода

    Классификация жестов в экскурсии

    Классификация туров и маршрутов

Значительная часть занятий проходит в лекционном зале, предусмотрены занятия в музеях Болгарского музея-заповедника.

Методические материалы

Общие признаки экскурсий и типичные ошибки начинающего экскурсовода:

    1. протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток;

      наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

      наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

      наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

      передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

      целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

      активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Недооценка важности данных признаков характерна для начинающих экскурсоводов. Это приводит к следующим типичным ошибкам:

    нерациональное распределение времени между отдельными этапами экскурсии, экскурсия затянута или слишком скоротечна;

    нарушение соотношения между показом и рассказом в ходе экскурсии;

    размытость цели и задач экскурсии, что лишает ее внутреннего идейного стержня и дезориентирует экскурсантов;

    пассивность экскурсовода в плане стимулирования самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, отсутствие в рассказе проблемных ситуаций, творческих заданий, связи с современностью;

    игнорирование экскурсоводом социально-демографических и социально- психологических особенностей различных групп экскурсантов;

    недостаточное внимание к внешнему виду, одежде, прическе, культуре речи;

    чрезмерный субъективизм в описании исторических событий и героев, навязывание экскурсантам мнения экскурсовода.

Анализ экскурсии

Анализ экскурсии является важнейшим фактором совершенствования экскурсионной деятельности.

Цели анализа:

    контроль за состоянием экскурсионной деятельности;

    инструктирование экскурсовода;

    помощь в овладении более высоким экскурсоведческим мастерством;

    выяснение причин успехов и неудач экскурсовода.

Примерная схема анализа экскурсии

    Тип экскурсии и ее место в системе экскурсий по теме.

    Тема, цель и задачи экскурсии.

    Наличие и характер инструктажа.

    Маршрут экскурсии.

    Отбор экскурсионных объектов и целесообразность их включения в маршрут экскурсии.

    Содержание экскурсии. Отбор материала и его последовательность.

    Количество подтем и их взаимосвязь.

    Соотношение показа и рассказа в экскурсии.

    Связь с жизнью.

    Оснащенность экскурсии наглядными пособиями. Целесообразность их использования.

    Обоснованность применяемых методов показа и рассказа.

    Учет экскурсоводом социально-демографических характеристик экскурсантов.

    Активизация познавательной деятельности экскурсантов.

    Обратная связь. Оценка ответов экскурсантов.

    Речь экскурсовода и общий стиль его поведения.

Примерная профессиограмма современного экскурсовода

Экскурсовод - профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.

Экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;

    посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно-пространственной средой города, музея;

    регионовед, историк-специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;

    культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;

    социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;

    создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;

    документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;

    драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;

    режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;

    актер-исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;

    психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.

    Требования к личностным и профессиональным качествам

экскурсовода

Личностные качества:

    увлеченность профессией,

    гуманное отношение к людям,

    творческо-практический склад мышления,

    справедливость,

    тактичность,

    выдержка и самообладание,

    наблюдательность,

    творческое воображение,

    искренность,

    находчивость,

    терпеливость. Культура внешнего вида

    1. Осанка:

    подтянутость, собранность.

    Одежда:

    аккуратность,

    цветовая гармония,

    соответствие одежды возрасту,

    соответствие моде,

    чувство меры в выборе украшений.

    Прическа: аккуратность.

    Мимика:

    выражение доброжелательности, спокойствия,

    взгляд при общении направлен на собеседника,

    эмоциональная выразительность,

    соответствие выражения лица характеру сообщения. 6. Пантомимика:

    жесты уместны, органичны, естественны,

    походка упругая, ритмичная, легкая,

    отсутствие суетливости и нервозности,

    умение бесшумно вставать и садиться.

Культура экскурсионного общения:

    умение устанавливать контакт с группой,

    умение ориентироваться в сложившейся ситуации,

    умение задавать вопросы,

    умение понимать реакцию слушателей,

    умение заинтересовать, увлечь выступлением.

7. Саморегуляция:

    умение снимать излишнее напряжение и волнение,

    умение преодолевать нерешительность перед выступлением,

    умение мобилизовать рабочее самочувствие,

    умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,

    умение создавать необходимое настроение.

Культура речи:

    грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,

    лексическое богатство,

    выразительность, образность речи,

    техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.

Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.

Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.

В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) содержит:

4. Макет учебного плана

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) содержит:

1. Макет титульного листа и оборота титульного листа дополнительной профессиональной программы

2. Макет раздела «Общая характеристика программы»

3. Макет раздела «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4. Макет учебного плана

5. Макет календарного учебного графика

6. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.1. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.2. Макет рабочей программы профессионального модуля

6.3. Макет программы практики (стажировки)

7. Макет раздела «Оценочные материалы»

Не указано Адыгейский государственный университет (11) Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (87) Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина (16) Алтайский государственный педагогический университет (17) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (32) Алтайский государственный университет (90) Амурский государственный университет (123) Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (13) Ангарская государственная техническая академия (5) Армавирский государственный педагогический университет (68) Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (27) Башкирский государственный университет (22) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (252) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (9) Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова (83) Белгородский институт развития образования (94) Братский государственный университет (9) Брянская государственная инженерно-технологическая академия (16) Брянский государственный технический университет (12) Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (29) Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (17) Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (8) Волгоградский государственный социально-педагогический университет (56) Волгоградский государственный технический университет (26) Волгоградский государственный университет (48) Вологодский государственный университет (16) Гжельский государственный художественно-промышленный институт (14) Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко (2) Горно-Алтайский государственный университет (6) Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова (34) Государственные Центральные Курсы иностранных языков «ИН-ЯЗ» (24) Государственный институт новых форм обучения (13) Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (15) Государственный университет управления (81) Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д.Миллионщикова (33) Дагестанский государственный педагогический университет (11) Дагестанский государственный технический университет (48) Дальневосточный федеральный университет (147) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве (6) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Дальнегорске (1) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Дальнереченске (10) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Находке (8) Донской государственный технический университет (60) Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (6) Забайкальский государственный университет (29) Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (39) Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова (20) Институт развития дополнительного профессионального образования (5) Иркутский государственный университет (115) Иркутский национальный исследовательский технический университет (13) Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (131) Казанский (Приволжский) федеральный университет (206) Казанский (Приволжский) федеральный университет, Набережночелнинский институт (филиал) (8) Казанский государственный архитектурно-строительный университет (19) Казанский государственный энергетический университет (39) Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (1) Казанский национальный исследовательский технологический университет (38) Калмыцкий государственный университет (45) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (27) Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (40) Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (24) Ковровская государственная технологическая академия имени В.А.Дегтярева (5) Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (32) Костромской государственный университет (41) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (49) Кубанский государственный технологический университет (22) Кубанский государственный университет (32) Курганский государственный университет (23) Курский государственный университет (71) Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (11) Липецкий государственный технический университет (27) Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (18) Майкопский государственный технологический университет (9) Марийский государственный университет (22) Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования (10) Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (96) Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (71) Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова (9) Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (160) Московский архитектурный институт (государственная академия) (41) Московский государственный гуманитарно-экономический университет (1) Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (23) Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" (11) Московский государственный университет пищевых производств (103) Московский политехнический университет (15) Московский технологический университет (бывш. Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики) (22) Московский физико-технический институт (государственный университет) (82) Национальный исследовательский Томский политехнический университет (114) Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (83) Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (31) Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (4) Национальный исследовательский Томский государственный университет (121) Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (30) Национальный исследовательский университет «МЭИ» (37) Национальный исследовательский университет «МЭИ», в г. Смоленске (3) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (133) Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (24) Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (17) Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (6) Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (19) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (39) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Борский филиал (6) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Выксунский филиал (7) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Павловский филиал (4) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Шахунский филиал (7) Нижневартовский государственный университет (93) Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (23) Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) (2) Новосибирский государственный педагогический университет (1) Новосибирский государственный технический университет (32) Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (98) Омский государственный педагогический университет (21) Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (6) Оренбургский государственный университет (16) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (22) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Карачевский филиал (4) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Мценский филиал (3) Орловский государственный университет экономики и торговли (20) Пензенский государственный технологический университет (11) Пензенский государственный университет (35) Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (42) Пермский национальный исследовательский политехнический университет (50) Петрозаводский государственный университет (36) Поволжский государственный технологический университет (6) Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (3) Псковский государственный университет (28) Пятигорский государственный университет (55) Российский государственный гуманитарный университет (10) Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (48) Российский государственный профессионально-педагогический университет (18) Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) (24) Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (140) Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород) (6) Российский государственный университет туризма и сервиса (44) Российский государственный университет туризма и сервиса, Институт туризма и гостеприимства (филиал) (11) Российский государственный университет туризма и сервиса, филиал в г. Махачкале (4) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (13) Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (213) Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Саратовский государственный социально-экономический институт (филиал) (30) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) (бывший Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова) (32) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (52) Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (12) Санкт - Петербургская государственная художественно - промышленная академия имени А.Л. Штиглица (15) Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (123) Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (4) Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (16) Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (13) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (17) Санкт-Петербургский государственный экономический университет (40) Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (27) Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (85) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (бывший Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) (9) Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (11) Севастопольский государственный университет (19) Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (72) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова (154) Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (3) Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (4) Северо-Кавказский федеральный университет (85) Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (33) Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (45) Сибирский государственный технологический университет (33) Сибирский федеральный университет (76) Смоленский государственный университет (9) Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (78) Тамбовский государственный технический университет (46) Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (35) Тверской государственный технический университет (16) Тверской государственный университет (35) Тольяттинский государственный университет (16) Томский государственный педагогический университет (55) Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (43) Тувинский государственный университет (37) Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (22) Тульский государственный университет (86) Тюменский государственный университет (44) Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме (ранее - Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова) (11) Тюменский индустриальный университет (141) Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (98) Ульяновский государственный технический университет (61) Уральский государственный архитектурно-художественный университет (31) Уральский государственный горный университет (28) Уральский государственный педагогический университет (28) Уральский государственный экономический университет (41) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (2) Уфимский государственный авиационный технический университет (23) Ухтинский государственный технический университет (68) Хабаровская государственная академия экономики и права (22) Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (47) Центральный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (230) Челябинский государственный педагогический университет (7) Челябинский государственный университет (1) Череповецкий государственный университет (15) Чеченский государственный университет (5) Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (18) Юго-Западный государственный университет (12) Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) (102) Южный федеральный университет (314) Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (5) Ярославский государственный технический университет (28) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (9)