Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина. Низкий дом с голубыми ставнями анализ стихотворения Низкий дом с голубыми ставнями выразительные средства

«Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.

В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».

Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия . Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», - признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.

Даже если мы прочитаем только первую строку стихотворения, она мгновенно нарисует в нашем сознании образ удивительно талантливого и яркого поэта «крестьянской избы», С. Есенина. Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, поэт на протяжении всего творчества одно из центральных мест своей поэзии отводит природе, соединившейся в его понимании, с родным домом, рязанской землей.

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...» написано в 1924 году. Оно отражает лирические размышления поэта о родине, покинутой им однажды. Главная идея стихотворения содержится уже в его первой строфе:

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски:

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы.

Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине:

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Следующие строки - это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес». Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой:

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти. Всё, что зовет поэта обратно, - это нежная, тихая красота природы:

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый..

Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность.

Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки:

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения - образу дома. Он нарисован Есениным вместе с одним из его атрибутов. Ёмкость выражения в сочетании с цветовой символикой создают неповторимый образ «деревенской избёнки». Значение синего, голубого цвета в творчестве поэта велико. Синий для Есенина - это не только вечный дополнительный, но и доминирующий цвет. Он устанавливает перекличку с другими оттенками. Поэт считал, что и в самом имени Россия спрятано что-то синее. Он так и говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово. ...И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». По народной традиции синий (голубой) считался цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественное». В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» этот цвет несёт на себе большую смысловую нагрузку. Интересно, что Есенин раскрашивает ставни не яркой синей краской, а использует более мягкий, приглушённый, расплывчатый тон - голубой. На выбор основного цвета стихотворения повлияла общая эмоциональная настроенность стихотворения. Чувство грусти, осенней неуютности создают выражения «серенький ситец», «северные бедные облака», «седые журавли». Такая тональность в сочетании с глубоким чувством привязанности поэта к родной земле делает необходимым использование полупрозрачной, неяркой краски.

Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

Со слабыми учениками можно прослушать аудиозапись этого стихотворения, а потом потренироваться в его выразительном чтении, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
С сильными учениками это стихотворение можно сопоставить с первым.

1) В каком году написано стихотворение? (1924 г.)

2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»? (6 лет)

3) Какое событие произошло за это время в России? (гражданская война)
4) Каким чувством пронизаны оба стихотворения? Подтверди своё мнение цитатами.

В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью , восхищение перед родимой землей.

Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние , как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно.

5) Сравни несколько строк из обоих стихотворений, обращая внимание на выделенные слова, и сделай вывод о том, какое стихотворение кажется более ярким, праздничным, а в каком больше грусти и тоски?


Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе.
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры и эпитеты.

7) Обрати внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». В какие цвета они окрашены?
«Сереньким ситцем»,

«северных бедных небес»,

«нежность грустную »,

«седых журавлей»,

«в тощие дали»,

«сытных хлебов не видали»,

«ракитник, кривой и безлистый ».

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.

8) Сравни два эпитета, которые повторяются в обоих стихотворениях? Как они противопоставлены друг другу?

«Голубая Русь» - «голубые ставни»

«Родимый дом» - «родимая выть»
«Голубая Русь» - «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - родимая выть .

9) Как ты понимаешь значение следующих слов? Почему Есенин их использует?

березь да цветь

родимая выть

«Только видели березь да цветь...» -журавли видели не сытные хлеба, а березь , т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь , т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;

родимая выть. Выть - это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле.

10) Как ты думаешь, почему Есенин полюбил журавлей? Можно ли провести параллель между журавлями и самим поэтом?

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти.

11) Как ты думаешь, почему стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками?

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле. «Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её.

Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет - «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.

Главная тема стихотворения

Стихотворение являет собой признание поэта в любви к родительскому дому, появляющемуся в воспоминаниях из «сумрака» ушедших годов. Настроение лирического героя обозначено уже с первых строк: бедный, старый дом трогательно заботиться о своей красоте, украшая себя голубыми ставнями. Такая же грустная и трогательная любовь к нему мучительно тревожит сердце поэта. Ему печально, что теперь над ним «уж не юные веют года», и ушло былое восхищение родными местами, его заменила «нежность грустная русской души».

Есенинским узнаваемым образом поздней лирики стала журавлиная стая. И здесь она «с курлыканьем» улетает в седые дали. Поэт печалится о том, что под «бедными небесами», среди берези, цвети, да кривого и безлистого ракитника журавлиная жизнь была не сытной и даже опасной - легко было умереть «от разбойного свиста».

Как видим, былая сила, свежесть, «буйство глаз и половодье чувств» которые бурлили в ранних «деревенских» стихах поэта, уступили место печали, сожалению об ушедших годах. Стихи о деревне все так же красивы, но привлекают теперь читателя неяркой красотой, блеклыми красками вечного осеннего пейзажа. Дважды в стихотворении использован образ дешевого, серенького ситца, с которым сравниваются небеса. Бедность деревенской природы еще более трогают сердце поэта, а вслед за ним и читателя.

Лирический герой откровенно говорит о том, что он никогда не вернется в любимую «глушь», ведь возвращение туда значит для него «пропасть», быть забытым. Читатель играет роль случайного собеседника, перед которым не стыдно признаться в душевной слабости или в смертельной болезни. В стихотворении лирический герой искренен, как на исповеди, он окрывает читателю больную душу, в которой поселилась грусть.

Структурный анализ стихотворения

Размеренность слога с использованием трехстопного ямба позволяет настроиться на меланхолию лирического «я» поэта. Много протяжных гласных звуков в словах и союзах. Поэт стремится не прерывать однотонное течение поэтической речи, что наиболее полно отвечает тематике и задачам произведения. Акцент в стихотворной строке делается однажды, при отказе от перекресной рифмы, когда поэт признается, что хотел бы избавиться от мучающей его любви к родным местам, но «не может научиться» этому. Стихотворение эмоционально сильно окрашено, вызывает ответный отклик на лирическую исповедь.

Стихотворением «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенин открывает читателю тайные уголки своей души, жалуется на охватившую ее тоску, признается в вечной любви к родным местам.

Великий талант Есенина, на мой взгляд, более всего проявился в той части его поэзии, что посвящена чистой русской природе с ее перелесками, да деревеньками с покосившимися избушками. Не понаслышке зная скромную жизнь крестьян, поэт удивляется той душевной щедрости и теплоте, которая исходит от этих людей.

Уже будучи взрослым, проживая в городе, он искренне тоскует по деревне, по ее природной красоте, по скромным, но честным жителям. Так и стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора

В его деревенское детство и юность. Память поэта светла и чиста.

Своеобразно Есенин помнит и чтит старину, используя в своих стихах собственные словообразования, которые получает, изменяя выражения бабушки и прабабушки. Не иностранные словечки, как это модно сегодня, а исконно русские поэт преобразует для своих произведений.

И каждая строчка его наполнена невысказанной любовью к малой родине, к сельчанам, к близким. С нежностью он говорит о журавлях, ненавязчиво упоминая о бедности крестьян:

Потому что в просторах полей
Они сытую жизнь не видели…

Но именно святая бедность вызывает самые светлые

Чувства в душе поэта:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем…

Перед глазами встает образ сельской женщины с натруженными руками, одетой в скромные одежды. Кого описывает Есенин: бабушку, мать или многострадальную Россию? Кого он жалеет, о ком плачет? Автор настолько слился с сельской природой, так тонко передал свои чувства и переживания, что у читателя щемит сердце, и на глаза наворачивается слеза.

Уникальный талант Есенина высоко ценили и его современники, и последователи. Искренне преклоняясь перед гениальной простотой великого поэта, настоящего ценителя русской природы, ее простой невзрачной красоты, поэты, писатели и критики восхищались даром Есенина. А он до конца своих дней он помнил свое село и тосковал:

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.