Географическое положение тянь шаня. Интересные факты: Величественные горы Кыргызстана. Альпинистский потенциал Тянь-Шаня

Карта-схема Восточной части центрального Тянь-Шаня

Хан Тенгри и Срединный хребет со склонов пика Победы. Фото: РИСК онлайн

Тянь Шань это китайское слово, означающее "Небесные горы". Это великая горная система, расположенная в основном в Киргизстане и Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Его северные и удалённые западные хребты находятся в Казахстане, тогда как юго-западная часть достигает границ Узбекистана и Таджикистана. Внутри территории экс-СССР горы Тянь Шаня протянулись аркой более чем на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Они граничат на севере с долиной Или и Ферганской впадиной на юге, в то время как восточные окраины как бы пристыковываются к Алайскому хребту Гиссаро-Алайской горной системы.

Все Тянь Шаньские хребты, исключая меридиональный, пролегают с запада на восток и состоят из четырех горных цепей разделенных естественным путем: Центральный Тянь Шань, Северный и Западный, а так же Внутренний Тянь Шань. Северные склоны хребтов разрезаны ущельями долин горных рек и достигают глубины 2 000 - 4 000 метров, они короткие и мелкие. Доминирующая высота вершин 4000 - 5000 метров, а перевалы проходят между высотами 3500-4500 м. Климат типично Центрально Азиатский и с высотой осадков становится все больше - до 900-1000 мм в год на западных склонах Ферганской долины.

Тянь Шань имеет существенный ледовый покров: 7787 ледников, самый большой - Южный Иныльчек , длиной 60 километров.

У него несколько областей: Транс-Алай Алатау, Иныльчек, Киргиз, Кокшааль-тоо, Тенгри-Таг, Терский-Ала-тоо, Талас Ала-тоо, Фергана и др.

Туристско-альпинистское исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму.

За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хребты Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков). На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.

В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтаг-Ата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Тянь-Шань или «Небесные горы » - одна из самых высоких и наиболее посещаемых туристами горных систем на всем пространстве стран СНГ. Эта грандиозная горная страна расположена, в основном, в западной части Кыргызстан а и на востоке Китая . Северные и северо-западные ее хребты достигают Казахстан а , а юго-западные отроги пролегли по территориям Узбекистан а и Таджикистан а . Таким образом, на всем постсоветском пространстве, горы Тянь-Шаня протянулись своеобразной аркой, более чем на 1200 км в длину и почти на 300 км в ширину.

Ученые относят Тянь-Шань к достаточно старым горам периода каледонской и герцинской складчатости, которые претерпели последующее поднятие в альпийскую эпоху.

Однако нужно сказать, что тектоническая активность этой горной системы продолжается и сегодня, о чем свидетельствует ее высокая сейсмическая активность.

Множество ледников дают начало горным речкам - притокам Нарын а , как по огромной лестнице река спускается с Тянь-Шаня , преодолевая 700 км пути и набирая гигантскую мощь. Неудивительно, что количество крупных и средних электростанций, построенных на Нарын е , превышает десяток.

Замечательны по красоте озера Тянь-Шаня , и главная его жемчужина - Иссык-Куль , которое занимает гигантскую тектоническую впадину между горными хребтами Кунгей - и Терскей-Алатау . Его максимальная глубина достигает 702 м, а площадь водной поверхности при этом составляет 6332 кв. м. Озеро является седьмым по величине и третьим по глубине природным водоемом на всем постсоветском пространстве.

Наиболее значительными озерами Внутреннего Тянь-Шаня также являются Сонг-Кель и Чатыр-Кель , к настоящему моменту, считающиеся высыхающими. На территории сыртов и в зоне пониженного моренного рельефа находится довольно много небольших озер, в высокогорьях встречаются ледниковые и приледниковые водоемы, они интересны сами по себе, но сколько-нибудь серьезного значения для климата Тянь-Шаня не представляют.

Альпинистский потенциал Тянь-Шаня.

Центральный Тянь-Шань.

Здесь выделяются две области - районы ледников Южный Иныльчек и Каинды .

Южный Иныльчек.

Расположен он в крайне восточной части страны, на границе с Казахстан ом и Китаем , и включает восточные склоны хребтов Кокшалтау , Иныльчек -Тау , Сарыджазский , а также хребты Тенгри-Таг и Меридиональный . В этом районе располагается один из крупнейших ледников мира - Южный Иныльчек , длина которого составляет 62 км, а ширина доходит до 3,5 км, при толщине льда, в среднем до 200м. Так же здесь находятся две «семитысячные » вершины - Пик Победы и Пик Хан-Тенгри , 23 вершины боле 6000м и около 80 вершин, с высотой в 5000-6000м. В районе пройдено более 70 маршрутов, однако две «шеститысячные » вершины и около 20 «пятитысячников » остались непокоренными.

Отмеченные горные районы практически не посещались альпинистами и до сих пор таят в себе огромные перспективы для первопроходцев.


Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

География

Речь здесь пойдет о высотной части Тянь-Шаня, включающей достаточно большое количество вершин высотой более 6000 м. Если взять карту, можно заметить, что лишь незначительная часть этого района лежит на территории Киргизии и Казахстана, большая же – на территории Китая. Строго говоря, киргизская часть высотного Тянь-Шаня – это хребты Тенгритаг, Кокшаалтау (восточная его часть до р. Сарыджаз), и Меридиональный хребет на коротком участке от Мраморной стены до пика Рапасова. Но если брать район как единое целое для походов, стоит добавить сюда же и «прилегающие» хребты – восточная оконечность Терскей-Алатау, Адыртор, Сарыджаз, Иныльчектау, Каинды-Катта, Актау.

Самый крупный ледник здесь – южный Иныльчек, в районе озера Мерцбахера от него ответвляется его северная ветвь – северный Иныльчек. Другие крупные ледники района – это Семенова, Мушкетова, Баянкольские, Каинды, Куюкап. Ледник южный Иныльчек имеет множество притоков, в том числе и крупных, получивших свое название. Северные притоки – это ледники Демченко, Разорванный, Семеновского, Створа.



Вид сверху на верховья хребтов Сарыджаз, Тенгритаг
Южные притоки – Северный, Звездочка, Дикий, Пролетарский турист, Комсомолец, Шокальского, Путеводный. В притоках бассейна р. Иныльчек еще несколько крупных ледников – Канджайляу и др. А крупные притоки ледника Северный Иныльчек – ледники Одиннадцати, Краснова.

С запада район ограничен уровнем нижнего течения реки Сарыджаз. Размеры Киргизской части – 50-70 км в широтном направлении, 20-50 км – в меридиональном.

Китайская часть высотного Тянь-Шаня граничит с Киргизией и Казахстаном. И таким же образом высшей точкой китайского Тянь-Шаня является пик Победы, который в Китае носит имя Томур. С китайской стороны высокогорный Тянь-Шань (с высотами в среднем 5500-6000 м и возможными перевалами высотой 4700-6000 м) тянется более чем на 100 км с запада на восток, имея ширину в меридиональном направлении 50 – 70 км. Это площадь примерно в 4-5 раз большая, чем «наша» сторона. И весь этот район практически не исследован. Строго говоря, можно сказать, что вся высотная часть Тянь-Шаня расположена восточнее меридиана 79о05’ и тянется на восток на несколько сотен километров (и дальше, но уже снижаясь ниже 6000 м), примерно между 43о и 41о параллелями. Киргизская часть высотного Тянь-Шаня в «Перечне высокогорных перевалов» выделена в отдельный раздел – «Восточная часть центрального Тянь-Шаня», в «Перечне классифицированных вершин» разбросана по Тянь-Шаню в алфавитном порядке названий хребтов. И в этом районе находится самый северный семитысячник в мире – пик Победы (Томур), 7439 м. Ориентируясь на хребты, к названиям которых мы привыкли, можно немного описать и китайскую часть района. Все хребты вдоль параллелей – это Сарыджаз, Тенгритаг, Кокшаалтау – имеют свое продолжение на восток, еще километров на 30-40, до р Музарт. Хребет Сарыджаз отходит дальше на восток в районе отметки 4910 – это несколько южнее перевала Китайский, Тенгритаг – между пиками Мраморная стена и РГО, Кокшаалтау – от п. Рапасова (6814). Хребет Кокшаалтау вместе со своим продолжением имеет разветвленную сеть южных отрогов протяженностью до 50 км, которые больше похожи на самостоятельные хребты. Один из них – с вершиной Кашкар – можно смело назвать хребтом Кашкартау. Начинаясь в районе «обелиска» на п. Победы, он тянется на юг, а потом несколькими ветвями на запад и восток на 60-80 км, а общая протяженность всех его отрогов переваливает за 200 км. Узловой вершиной этого хребта является п. Кашкар – 6435 м, в непосредственной близости от него можно отметить еще несколько заметных шеститысячников – это Кашкар Ю., около 6250 м, и в. 6050 (хотя визуально мне показалось, что она выше, ближе к 6300). Этот хребет на сегодня можно считать наиболее освоенным, т. к. именно здесь были сосредоточены две экспедиции. Как раз в окрестностях хребта Кашкартау расположена, вероятно, зона наиболее грандиозного оледенения южной части высотного Тянь-Шаня. Западнее хребта течет огромный ледник Темирсу (протяженность основного тела ледника порядка 40 км) с разветвленной сетью притоков – все, что видно сверху, поражает воображение. Тем более если учесть, что на этом леднике еще не появлялся никто из спортсменов, увлекающихся горами. С востока – уже «освоенный» ледник Чонтерен, а южнее п. Кашкар – ледник Кочкарбаши. И только в хребте Кашкартау можно отметить несколько десятков логичных, но никем не пройденных перевалов. В районе языка ледника Темирсу возвышается еще один шеститысячник.

Зона оледенения продолжается и дальше на восток, зеркальным отражением в Меридиональном хребте всех ледников. Ледник северный Иныльчек отражается на восток ледником Карагюль, а южный Иныльчек – ледником Тугбельчи. Оба эти ледника протяженностью 35-40 км.

Здесь стоит отметить несколько интересных объектов для будущих экспедиций. В первую очередь это продолжение хребта Тенгритаг – между ледниками Карагюль и Тугбельчи он тянется на восток километров на 30, прежде, чем начинает снижаться, и на всем его протяжении возвышаются правильные мраморные пирамидки – братья-близнецы п. Хантенгри. Первая из них – 6769, затем последовательно – 6550, 6510, 6497 и т. д. Последняя из них, уже на уровне языков ледников Карагюль и Тугбельчи – 6025. Основное же тело ледника Тугбельчи течет на высоте 4000 м и ниже, а уже подходы к этим пирамидкам обрываются на ледник Тугбельчи грандиозными стенами – во всяком случае в той части хребта, которую мы видели в 2002 году. Вполне вероятно, что в этом продолжении также не найдется простых перевалов, а пройденных нет ни одного. В восточном продолжении хребта Кокшаалтау так же имеются самостоятельные очень интересные объекты – это вершина 6435 (по другим картам – 6342), которая возвышается над перевалом Тугбельчи, и несколько восточнее – узел в. 6571 – там можно отметить 3-4 вершины выше 6000 м.

С запада от этого узла – ледник Кичиктерен – восточный сосед ледника Чонтерен. Отрог или хребет, разделяющий ледники Чонтерен и Кичиктерен – это прямое продолжение Меридионального хребта, которое через 40-50 километров южнее растворяется в равнине.

Еще дальше на восток, уже за рекой Музарт – еще одна зона оледенения во главе с ледниками Музарт-Баскельмес (километров 35-40 длиной) и грандиозным хребтом с юга от ледника с главной вершиной 6637 с красивым названием Белый лотос – это как раз та вершина, на которую было одно успешное восхождение японской экспедиции. Этот хребет в какой-то мере выглядит продолжением хребта Тенгритаг, разрезанного здесь р. Музарт так же, как Кокшаалтау прорезается р. Сараджаз. И вершина Белый лотос здесь не единственная – на участке хребта в 15-20 км можно отметить еще 7-8 шеститысячников, на которые опять же еще никто не поднимался. Высоты – 6596, 6555, 6549 и т. д. Эту часть китайского Тянь-Шаня мы даже не видели, и я надеюсь, что следующая экспедиция в этот район позволит нам для начала хотя бы заглянуть в этот угол.



Вид на юго-запад с траверса п. Кашкар.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков).

На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей. В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтагата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Географическое положение. Тянь-Шань - одна из самых крупных горных систем в Азии. В переводе с китайского Тянь-Шань означает «небесные горы». На территорию Казахстана входят почти полностью Северный Тянь-Шань, части Центрального и Западного Тянь-Шаня.
Центральный Тянь-Шань в пределах Казахстана начинается от мощного горного узла Хан-Тенгри (6995 м), на стыке границ Китая, Казахстана и Кыргызстана. Далее простирается на запад целым рядом хребтов. Наиболее крупный из них - Терский Алатау. По восточной его ветви проходит граница с Кыргызстаном.
В Северный Тянь-Шань включаются хребты: Кетмень, Кунгей Алатау, Заилийский Алатау, Чу-Илийские горы и Кыргызский Алатау.
В Западный Тянь-Шань входят Таласский хребет и отходящие от него в юго-восточном направлении хребты -Угамский и Коржинтау.
Полностью в пределах Казахстана находится Каратау -самый крайний, сильно разрушенный край Тянь-Шаня.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископае­мые. Тянь-Шань находится в древнем ге о синклинальном поясе. Сложен метаморфизированными сланцами, песчани­ками, гнейсами, известняками и вулканическими породами докембрийских и нижнепалеозойских отложений. Более поздние континентальные и озерные отложения сосредоточены на горных равнинах. Они состоят из глинистых, песчаных и моренных отложений. Основные горные системы:
Заилийский Алатау - самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня, имеет длину 350 км, ширину 30-40 км, среднюю высоту 4000 м.
Заилийский Алатау повышается в сторону Талгарских, Чилико-Кеминских гор (пик Талгар - 4973 м), а в восточном направлении, к урочищам Далашык и Торе, заметно снижается (3300-3400 м). Северные склоны гор особенно отчетливо изрезаны многочисленными реками, что говорит о влиянии на них эпохи оледенения.
Заилийский Алатау сложен древними осадочными и изверженными породами нижнего палеозоя - песчаника­ми, порфирами, гранитами и гнейсами. В результате образования в палеозое каледонской и герцинской складчатостей, а затем повторного поднятия в ходе альпийского горо­образовательного процесса горная структура стала глыбово-складчатой.
На вершинах сложился альпийский тип рельефа. Остроконечные вершины чередуются с межгорными равнинами. Отдельные горные участки имеют ступенчатую форму ре­льефа.
Кетмень - один из среднегорных хребтов - расположен в восточной части Тянь-Шаня. Его длина в пределах Казахстана 300 км, ширина - 50 км, высота - 3500 м. Он образован из эффузивных осадочных пород палеозоя. В некоторых местах гранит выступает на поверхность релье­фа. Склоны Кетменя расчленены реками бассейна Или.
Кунгей Алатау в пределы Казахстана входит только северными склонами своей восточной части. Средняя высота этого горного хребта 3800-4200 м. Восточную часть Кун­гей Алатау и Заилийского Алатау разделяют долины рек Чарын, Чилик и межгорная равнина Жаланаш. Склоны Кунгей Северного Алатау относительно пологие и сильно расчлененные, вершины выровненные.
Чу-Илийские горы находятся на северо-западе Заилийского Алатау. Они состоят из отдельных возвышенностей, подвергшихся разрушениям, сильным эрозиям (Доланкара, Кульжабас, Киндиктас, Хантау, Алаайгыр и др.). Средняя высота 1000-1200 м. Самая высокая точка - Айтау, высота ее - 1800 м. Чу-Илийские горы были образованы из докембрийских метаморфических пород и мощных слоев гнейса. Их поверхности сложены осадочно-эффузивны­ми породами нижнего палеозоя - сланцами, песчаниками. Склоны гор сухие, расчленены глубокими ущельями, вершины выровненные, к северо-западу от этих гор располо­жено плато Бетпакдала.
Кыргызский Алатау - крупная горная система, на территории Казахстана расположен его северный склон западной части. Его самая высокая вершина - пик Западный Аламедин - 4875 м. В казахстанской части высота гор не превышает 4500 м. К западу они снижаются. Северные склоны представляют собой осевшие и разрушенные горы. Поверхность хребта сложена песчаниками, известняками и гранитами карбонового периода. Хребет имеет неровную, сильно расчлененную поверхность. На границе с Кыргыз­станом этот хребет имеет тип альпийского рельефа.
Западный Тянь-Шань в пределах Казахстана начинается к югу от Кыргызского хребта, за Таласской долиной. Здесь возвышается цепь Таласского Алатау (в окрестнос­тях города Тараз).
Казахстанская часть Таласского Алатау - Жабаглинские горы и Сайрамский хребет. Жабаглинские горы разделяются на два горных хребта: образуют бассейн рек Аксу-Жабаглы (высота северного хребта - 2600-2800 м, южного хребта - 3500 м). Они тоже сложены осадочными и изверженными породами палеозоя. Склоны гор расчле­нены, носят следы древнего оледенения, отличаются аль­пийским типом рельефа.
Приташкентские горы состоят из нескольких горных хребтов, отходящих к юго-западу от Таласского Алатау. К ним относятся Сайрамские горы (самая высокая точка - пик Сайрам 4220 м), Коксу (самая высокая точка - 3468 м), Угам (самая высокая точка 3560 м), Каржантау (2839 м), Казыкурт (1700 м). Геологические истории их похожи. Все они сложены известняками палеозоя. Склоны гор крутые, ре­льеф расчленен. Широко распространены карстовые явле­ния.
Хребет Каратау находится на западной окраине За­падного Тянь-Шаня. Он простирается в северо-западном направлении на 400 км, средняя высота его 1800 м. Самая высокая точка - Мынжылкы (2176 м). К северо-западу понижается и уже в месте слияния сухих русел рек Сарысу и Чу гора переходит на плоскогорье. По геологическому строению и рельефу Каратау похож на Чу-Илийские горы. Он оседает, разрушается и выравнивается. Северо-восточные и юго-западные горные гряды хребта Каратау разделены межгорными долинами. Если его юго-западная гряда образовалась из метаморфических пород протерозоя, то севе­ро-восточная гряда - из песчаников и сланцев палеозоя.
Долины, расположенные между двумя хребтами, сложены красными глинами. Также широко распространены ме­зозойские и кайнозойские отложения известняка, песчаника и глины. Местный рельеф формировался в условиях сухого климата. Отсутствует постоянный поверхностный сток. Склоны расчленены большими и малыми ущельями и сухими руслами рек.
На территории Каратау был найден большой запас полезных ископаемых. Используются они для производства свинца, цинка на Шымкентском свинцово-цинковом заводе и обеспечения фосфорным сырьем химических комбинатов Тараза. Руды добываются открытым способом. Ка­ратау является источником строительных материалов -гипса, цемента и др., что дает государству большую при­быль. Складчатое основание юго-западной и южной частей хребта образовалось в палеозойскую эру.
Основной облик рельефа Тянь-Шаня сформировался в ходе горообразования в неогеновом и антропогеновом пе­риодах кайнозойской эры. Доказательство этому - земле­трясения, происходящие на Тянь-Шане. Общий вид рельефа гор неодинаков. В горах чередуются высокие вершины, хребты с межгорными долинами, холмистыми равнинами и т.д. Высотный пояс гор сформирован в прямой зависимость от географического положения и схемы горных хребтов.

Климат, реки и ледники. Климат казахстанской части Тянь-Шаньской горной системы сухой, неустойчивый, формируется зимой под влиянием полярных, а летом тропических воздушных масс. На него влияют арктические воздушные массы и сибирский антициклон. Высота горных хребтов, разнообразие рельефа оказывает влияние на поступление тепла и влаги. Поэтому осенью и весной в предгорьях Тянь-Шаня нередко бывают заморозки. В летние месяцы часто дуют знойные ветры - суховеи. Сухой континентальный климат равнины в горах сменяется умеренно влажным континентальным климатом. Зима продолжи­тельная, с октября до апреля-мая, лето намного короче.
В Кунгей и Терскей Алатау снег порой выпадает уже в августе и становится довольно холодно. Даже в мае-июне часто бывают заморозки. Настоящее лето наступает только в июле.
Время выпадения самого большого количества осадков -май. Если в этот период у подножья горы идет дождь, то на ее вершинах выпадает снег.
На северных склонах Заилийского Алатау даже в зимние месяцы часто стоят теплые дни. Днем снег тает, ночью лужи покрываются льдом. Такая резкая смена погоды разрушающе действует на горную породу.
На климат Западного Тянь-Шаня оказывают влияние теплые климатические условия юга Казахстана. Поэтому в горах За­падного Тянь-Шаня снеговая линия располагается выше, чем на востоке. Здесь среднегодовое количество осадков больше - 600-800 мм. На склонах гор средняя температура июля +20°+25°С, у подножия ледников -5°С.
Много рек протекает по отрогам Тянь-Шаньских гор, по межгорным равнинам. С северных склонов Заилийского Алатау бе­рут свое начало реки Большая и Малая Алматинки, Талгар, Иссык, Чилик, Каскелен, с восточ­ных склонов Тянь-Шаня - река Чарын. Многие из них впадают в реку Или, сток которой пополняет водный запас озера Балхаш.
Река Чу берет начало в Кыр­гызском Алатау и после пересечения границы Кыргызстана течет по территории Казахстана.
С юго-западных склонов Каратау стекают реки Арысь, Боралдай, Боген. С северо-запад­ных склонов - некоторые реки, которые весной питаются талыми снежными водами, а летом высыхают.
В отрогах Тянь-Шаня встречаются озера, расположенные в понижениях между вершинами гор. Эти озера берут начало с ледников. Ниже, в межгорных котловинах, образуются мелкие озера.
Вершины Тянь-Шаньских гор покрыты ледниками, особенно мощные их запасы сосредоточены в Чилико-Кеминском горном узле. В Заилийском Алатау находится более 380 ледников, которые занимают горные долины общей площадью 478 км2 . Они расположены в верхней части бассей­нов, откуда берут свое начало реки Чилик, Иссык, Талгар, Большая и Малая Алматинки, Аксай. Самый большой ледник - Корженевского (длина 12 км).
Всего в казахстанской части Тянь-Шаня насчитывается 1009 ледников с общей площадью 857 км2 . Длительное таяние ледников и выпадение обильных осадков в летние жаркие дни увеличивают приток талых вод к озерам и рекам. Это приводит к тому, что вода выходит из берегов и начинаются наводнения. Они причиняют большой вред хозяйству и представляют опасность для жизни людей.

Природные зоны. Растительный и животный мир. Природные зоны Тянь-Шаньской горной страны изменяются по вертикальной поясности. Эти пояса сложились в прямой зависимости от орографической схемы горных хребтов и географического положения. Из-за разнообразия природной среды и характерных особенностей каждого горного хребта Тянь-Шаня не везде на одинаковой высоте расположены вертикально одни и те же пояса: в одном хребте они выше, а в другом - ниже.
В Северном Тянь-Шане выделяется четыре уровня высотных поясов. Если считать их с самой вершины, то они начинаются с ледников, с альпийского рельефа, покрытого вечными снегами. А в других хребтах пояса начинаются с высоты 2600-2800 м, в третьих - выше 3300 м. Здесь встречаются холмистые возвышенности, окружающие голые скалы. Природные зоны состоят из субаль­пийских и альпийских лугов, высокогорных ландшафтов. В горах обитают барсы, горные козлы, улары, горные орлы.
Следующий высотный пояс распространен в горах средней высоты от 1500-1600 м и до 3200-3300 м. На северных склонах гор в основном растут мелколиственные и хвойные леса. Равнины покрыты лугами, на южных склонах наблюдаются признаки степной и лугово-степной зон.

Елово-лесной пояс.
1. Ель Шренка.
2. Осина.
3. Рябина тянь-шаньская.
4. Жимолость.
5. Герань прямая.
6. Лиственница сибирская.
7. Пихта сибирская

Леса встречаются лишь в ущельях. Из животных обитают медведи, косули.
Пояс низких гор четко прослеживается в Заилийском Алатау. Их высота составляет 900-1100 м над уровнем моря. Они напоминают мелкосопочные горы центральной части Казахстана. На темных и темно-каштановых почвах этой территории растут различные виды растений: травя­нистые, древесные (сосны), кустарниковые (таволга).
Самый нижний высотный пояс охватывает межгорные равнины и подножия гор (они расположены на высоте примерно 600-800 м). На этих территориях наблюдаются признаки пустынной, полупустынной, степной зон. Здесь выращиваются зерновые, бахчевые и садовые культуры. Луга используются как пастбища для выпаса скота.
Высотные пояса Западного Тянь-Шаня по сравнению с Северным Тянь-Шанем размещены на 100-200 м выше. На них влияют засушливость климата Центральной Азии, меньшее количество влаги. Виды почвенного и растительного покрова меняются в зависимости от высотной поясно­сти. В заповеднике Аксу-Жабаглы растут азиатские и индийские виды растений. А животные, обитающие в запад­ных отрогах Тянь-Шаня, заметно отличаются от обитателей Северного Тянь-Шаня. Там больше встречается сибир­ских, европейских видов животных, а в Западном - живот­ные, похожие на средиземноморские, африканские, гималайские виды.
Заповедники. В целях охраны природы Тянь-Шаня, его растительного и животного мира, были организованы заповедники и национальные парки. Среди них большое место занимают Аксу-Жабаглинский и Алматинский заповед­ники, Иле-Алатауский национальный парк.
Заповедник Аксу-Жабаглы (1927) - хранилище первозданной природы Западного Тянь-Шаня - предназначен для охраны 1404 видов растений (среди них 269 редких), 238 видов птиц, 42 видов млекопитающих, 9 видов пре­смыкающихся. В заповеднике обитают редкие виды живот­ных и птиц: суслики, дрофы, стрепеты.
В Алматинском заповеднике (1961) растет 965 видов растений, 39 видов зверей, 200 видов птиц. Взяты под охрану снежный барс, бурый медведь, марал.
В 1996 году окрестности Алматы объявлены Иле-Алатауским национальным парком. Он расположен на территории свыше 181,6 тыс га, на северном склоне Заилийского Алатау. Здесь проводятся важные мероприятия по охране природы.

1. По тектонической карте Казахстана определите, когда происходили процессы образования гор в Северном и Западном Тянь-Шане. Почему Тянь-Шань относится к сейсмической зоне?
2. По климатической карте объясните неравномерность выпадения осадков в Тянь-Шане.
3. В чем причина аридности климата? Возможно ли образование кли­мата, свойственного Тянь-Шаню, в его отдельных частях? Почему, если возможно?
4. На карте покажите ледники казахстанской части Тянь-Шаня. Объясните закономерности их расположения.
5. Чем объясняется разнообразие типов высотных поясов Северного и Западного Тянь-Шаня?

Начертите на контурной карте схему расположения горных хребтов казахстанской части Тянь-Шаня.

Из воспоминаний блогера: Низкая изумрудная трава под ногами, бесконечное синее небо над головой. Где-то вдалеке над облаками, совсем близко к космосу, спит белоснежный дракон - древний, как наш мир.

Тяжелые серебряные пластины его хребта ярко загорелись рубином на фоне глубокого моря неба. Колкая, покусанная лошадьми трава под ногами покрывается вечерней росой. Мы провожаем наш последний день в Небесных Горах, вспоминая, как нам удалось забраться почти в космос.
Самолёт приземлился в Алма-Ате. Это оказалось дешевле, чем лететь в Бишкек. В ночь нам предстоит добраться до Каракола. Вдоль Заилийского Алатау мы едем до Бишкека. Солнце садится за пустынную землю Казахстана, озаряя последними лучами громаду охристых гор. Ночная граница с Киргизией – и мы уже в полудрёме едем на Делике (это такой полноприводный микроавтобус на базе митсубиси паджеро) по киргизским дорогам. Это была одна из самых тяжелых ночей для меня: водитель, грубый русский мужик, видимо, уже несколько суток не спал. А делика-то машина из Японии, с правым рулем – и сидеть на традиционном месте водителя для меня оказалось всё равно что ездить на американской горке, болты которой готовы выскочить в любую минуту. Ночь была слишком длинной – и для меня, и для водителя. Утром, до рассвета, сквозь полудрёму я видел мягкие, едва заметные волны зеркала Иссык-Куля. Багрянцем зари огромное озеро разлилось по долине. Водителю совсем плохо под утро – колошматит, трясет от недосыпания, выворачивает наизнанку. Холодная вода, орешки, ветер в морду – уже почти ничего не помогает. Иногда его вырубает прямо на дороге, и машину уводит в сторону, на единицы встречных машин. Пару раз приходится толкать руль, чтобы уйти от столкновения и разбудить бедолагу. Уже впереди маячит розовым зубцом пик Хрустальных гор. Рассвет приносит жизнь, и легкость, немного отпускает страх за своих ребят. Стройный ряд тополей, бухта Каракола – всё это воспринимается теперь как ворота в новый мир.
Машина привезла нас на турбазу Ханина. Это покровитель всех местных туристов. Низкий усатый лысый мужичок, спокойный, как скала, ранним утром отворяет нам ворота своего дома, чтобы мы смогли подготовиться к первой встрече с Тянь-Шанем. По печальному опыту прошедшей ночи решаю, что по заброске из Алма-Аты тоже лучше было бы обратиться к Ханину. У Игоря можно и снаряжение взять в аренду, и газ купить, и в горы на вахтерке заброситься, и при фактическом отсутствии киргизского МЧС, он выполняет его роль. Но при этом нужна, разумеется страховка, готовая ещё до самого путешествия.
Вахтёрка активно размазывает нас по сиденьям на горной дороге. Наверное, тяжело придумать машину, более подходящую, чем ЗиЛ, для горных дорог и укачивания туристов (скорее, превращения нас в омлет).
Вахтерка привезла нас в альплагерь Каракол. «Альплагерь» - громко сказано, здесь стоит всего несколько больших брезентовых палаток, но зато есть всё, что нужно туристу: еда, банька на колёсах (на пару человек), полянка под палатки. Единственное каменное сооружение альплагеря – туалет.
1. Вокруг альплагеря Каракол очень удобно ходить радиальные маршруты на несколько дней – чем мы и воспользовались. У туристов, посещающих Тянь-Шань есть давняя и весьма странная традиция наворачивать петли вокруг озера Алакёль и альплагеря Каракол. Кого-то привлекает эстетика: виды на озеро с перевалов, снежных вершин. А кого-то – просто возможность слопать очередной арбуз в альплагере по завершению колечка и затащить ещё один к подножию ледника, оставив часть снаряги в альплагере.
Так и мы - оставили заброску, предусмотрительно убедились в наличии арбузов – и отправились в путь. От альплагеря Каракол поднимается ввысь тропа через заросли, полянки и густые леса. Тропа уводит вверх через водопады и ущелья. Дальше, ближе к небу, облакам. Солнце здесь становится ярче, воздуха меньше, но приятная глазу лазурь над головой даёт силы двигаться к цели – к озеру Алакёль. Так начинается наш чудесный поход по изумрудным Небесным Горам. Кажется, бездна отделяет нас от далеких острых вершин, парящих изящным хрусталем над облаками.


2. После города первые дни так непривычно чувствовать себя в этом мире! Здесь свежий воздух, ветер в лицо, тяжелые подъёмы, и вкуснейшие обеды у журчащих ручьёв. Вспоминаешь – и не веришь поначалу, что существуют такие миры. Думаешь – приснилось. Но закрыв глаза, видишь и чувствуешь, как ветер приглаживает траву на вершинах, а горы подхватывают облака, играя с ними на лету.


3. Километр набора высоты в первый день даётся непросто: мы паровозиком ползём по горной тропе через поля цветов, пересекая ручьи, останавливаясь в тени деревьев. Несмотря на тяжесть маршрута, чувствуешь себя легко и свободно.
4. Награда нам за старания – вид на вечернее озеро Алакёль на высоте 3,5 тысячи метров. Озеро питает большой ледник с каракольской стены, а вытекает оно в узкий слив. Как будто кто-то вынул пробку из берегов – и озеро медленно сливается, давая начало большому водопаду. Мы решаем встать на другом берегу «слива». Казалось бы, один прыжок – и ты на другом берегу. Но за своих ребят очень переживаю: внизу – пропасть, вода низвергается бушующим потоком водопада.


5. Вечером – наша первая стоянка на берегу озера. Млечный путь тут хорошо просматривается, ночь холодная и безлунная. Пока снимал - чуть в озеро не сел, а оно холоднющее! (впрочем, это не отбило желания у девушек искупаться).

6. Утром – ранний подъём, забираемся на перевал Алакёль Северный, чтобы посмотреть на озеро сверху, и спуститься в долину Арашан. Означает «Алакёль» по-киргизски «Пёстрое озеро». И как у любого уважающего себя горного озера – цвет у него меняется от силы ветра, освещенности, погоды. Так говорят метеорологи, но мы-то верим, что у пёстрого озера есть свой характер. Вот, например, в этот хмурый день озеро словно светится изнутри, не давая нам заскучать.


7. А кто-то даже оставил здесь сердце.

8. Свинцовые тучи летят с Иссык-Куля после обеда. Как потом окажется, тут каждый день так. Утро ясное, свежестью гор, чистыми красками приветствует нас, а тучи провожают нас в ночь, иногда изливаясь дождём или встречая снегом. Меня всегда сопровождает парочка добрых ангелов, вот успел их запечатлеть – пытаются наколдовать солнышко. Да-да, а вы было подумали, что фотографии делает только фотоаппарат? Ангелы тоже очень важны.


9. Посидев немного над облаками, приблизившись к Космосу, мы медленно спускаемся вниз, к долине Арашан.


10. Зеленее Тянь-Шаня вряд ли можно встретить горы. А на закате мелкая травка мягко отражает падающие на неё лучи – и кажется, миллионы солнечных зайцев игриво проскакивают меж изумрудных травинок. Горы живут, дышат и ждут путешественника, а солнце иногда посылает ему прощальные лучи прохладным вечером. По пути встречаем юрты, киргизы приветливо машут нам рукой, улыбаются серебряными зубами.


11. Где-то в долине Арашан спрятаны термальные сероводороные источники, но мы проходим мимо – огибаем хребет и снова подходим под снежную стену гор.

12. Тянь-Шань не спутаешь ни с какими горами: такое обилие скота, зеленых лужаек, высочайших пиков не встретишь нигде. Высокими прямыми стрелами сосны в долинах пронзают небеса, лошади провожают нас взглядом. Чувствуется, что горы дышат, живут – это самые яркие, самые зеленые горы, в которых я бывал. Даже в пасмурный день у подножия ледников изумрудные поля короткой травы расстилаются перед зрителем.


13. А наш путь снова идёт наверх. Маршрут мы составили колечками – чтобы можно было всегда спуститься к альплагерю. И всегда тяжело при планировании по карте понять масштаб: почти каждый день нам приходилось либо подниматься, либо спускаться на целый километр! Так и сегодня: долгий, затяжной подъём под перевал среди холодных гор, под моросящим дождиком.


14. Высоко в горах уже совершенно иной мир. Здесь доминируют скалы, суровые, холодные камни окружают небольшие полянки травы. Но даже здесь журчат ручейки, деловито выглядывают из норок суслики, и настороженно свистят. Свист отражается гулким эхо от массива гор.


15. Такое ощущение, что готовишься к штурму большого замка.

16. Утро встречает туманом, мы забрались под самые облака. Брать в такую погоду перевал Тактыктор – занятие не из легких. Поэтому готовимся, как можем.


17. Например, намазываемся кремом (очень актуальная задача от нечего делать!).

18. Штурмуем каменные стены и острые скалы.

19. На ледниковые озера под перевалом Тактыктор (в простонародье – Трактор) открывается традиционно чудесный вид. Такое ощущение, что метеориты обстреляли землю и оставили такие воронки. Где-то справа затерялись следы туристов, мы спускаемся по ним.


20. Проваливаемся по пояс в мокрый снег, идти тяжело. Ледник закрытый, с большим количеством снега – поэтому идём в связках. Проходим остатки первого «метеорита».


21. Мокрые, замерзшие, но довольные выбираемся на открытую часть ледника, где лёд под ногами уже твердый. Такое ощущение, что стоишь в чаше из хрусталя, горы подпирают небо. Здесь так близко к небу, к облакам, что кажется – можно дотянуться до них рукой. Саша покушается на ближайшую вершину:-)

22. На пиках возвышаются внушительные снежные карнизы, а где-то внизу, в долине, по-прежнему зеленеет изумрудная трава, и шумят реки.


23. Скалолазки-альпинистки, девушки победили перевал Трактор.

24. Чтобы понять масштабы «ледниковой лужицы» – можете поискать в кадре человека. Гигантское блюдо с мягкими краями притягивает, между такими озёрами – сложная система ледовых мостов.


25. Ледник извивается языками, мягкими линиями врезаясь в горы. Мы спускаемся по нему, а пронзительный ветер не пускает, встречая нас новыми резкими порывами.


26. Зато на стоянке нас ждёт солнце и мягкая трава, цветущие поля и затерянные в карманах морен озёра. Ручейки с ледника собираются в большой стремительный поток, который оазисом растекается у подножия долины, питая почву.

27. Из книги про Семенова Тянь-Шаньского:
«С той минуты, как Семенов увидел Небесные горы, они приворожили его. Он неотрывно смотрел на снежные и пестрые вершины, открывая в них все новую и новую красоту. Их гигантская подкова висела над дикими садами, над Илийской долиной. Семенов видел, как в темных провалах рождаются невесомые облака. С непостижимой быстротой они сгущаются в грозовые тучи, и душные прямые ливни обрушиваются на долины. Он видел зеленые и темные пятна садов, они наплывали друг на друга, соединялись между собою и меняли краски, как волны в солнечный ветер. А слева была Киргизская степь, уже совсем напоминающая туманное море. Она и переливалась, как море, дымчатым воздухом, зыбкими валами песков, широкими тенями облаков, скользящими во всех направлениях.»


28.


29.

30.


31.


32. К вечеру с Иссык-Куля снова поднимаются гигантские тучи. Они мерно и чинно, в вперевалочку преодолевают хребты. Словно нехотя забираются на вершины. А сквозь них начинает пробиваться вечернее солнце.


33. Оказывается, мы выбрали самую красивую точку для ночёвки – отсюда видно и озеро, и закатное солнце. Это место для медитации, созерцания чудесных явлений природы.


34. И природа на них не поскупилась: чудесная радуга над Небесными горами появилась на мгновение в лучах уходящего солнца.


35. Когда происходят такие чудесные вещи в горах, то хочется прыгать от радости, счастья. Всё происходит в считанные секунды - но столько эмоций: и ветер, и дождь, и снег над пиками гор. Свет движется, подчеркивает контуры гор. Пейзаж оживает, одухотворяется в такие минуты.


36. Вечером все цветы поникли, холод опустился с неба, и заполнил тяжелыми тонами все тени камней.


37. А утром – снова тёплое солнце, тихий воздух долины. И только свист сурков пронзает стрелой чистую, ясную атмосферу.


38. Одно из моренных озёр (которое на фотографиях сверху казалось сердцем), отражает глубокие морщины древних гор.


39. Наше «пёстрое озеро» сегодня очень спокойно. Ещё лениво спит в отражении лазурь неба, храня в уютных бухтах спокойствие утра.

40. Сегодня нам предстоит снова вернуться к «стоку» озера, пройти вдоль его правого берега.


41. Спокойствие озера недолгое - через некоторое время оно начнёт медленно просыпаться, потягиваться, и снова изменит своё настроение на какой-нибудь другой цвет - какой сегодня захочет.


42. Особенно приятно очутиться на берегу Алакёля после ледника – тепло солнца согревает душу.

43. А в следующей части мы продолжим путешествие по Тянь-Шаню, отправимся на новые вершины! :-)