Имена существительные собственные и нарицательные. Собственные и нарицательные имена существительные в русском языке С большой буквы пишутся такие существительные

Имена нарицательные

В русском языке по значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные .

Слово «нарицательное » образовался от старославянского слова и означает «говорить ».

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Имена собственные

Слово «собственный » также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее ».

Имя собственное - это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.

Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова.

Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.

Имена собственные таким свойством не обладают.

К именам собственным относятся:

Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.

Географические названия

Названия газет, журналов.

Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.

Задания для закрепления

А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных.

Рассмотрим картинки. Назовём предметы. Определим, собственное или нарицательное существительное.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.

Проверим, что получилось.

Москва - собственное - название города.

Трава - нарицательное.

Айболит - собственное - имя сказочного персонажа.

Дом - нарицательное.

Дон - собственное - название реки.

Пушкин - собственное - фамилия поэта.

Прочитаем слова. Чем они различаются?

Скворцов, скворцов.

Рыбаков, рыбаков.

Арбузов, арбузов.

Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова.

Лёва …… делал домик для ……

Андрюша …… любил слушать рассказы ……

Толя …… привёз много ……

Проверим.

Первые слова - это имена собственные - фамилии - пишутся с заглавной буквы - Скворцов, Рыбаков, Арбузов.

Вторые слова - это нарицательные имена существительные.

Лёва Скворцов делал домик для скворцов.

Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.

Толя Арбузов привёз много арбузов.

Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор.

Нашего кота зовут (Р,р)ыжик.

Папа привёз из леса душистые (Р,р)ыжики.

Около нашей деревни течёт река (Б,б)елая.

На ученице надета (Б,б)елая блузка.

Летом мы поедем на (Ч,ч)ёрное море.

Мама купила (Ч,Ч)ёрное платье.

Проверим правильность выполнения задания.

Нашего кота зовут Рыжик.

Рыжик напишем с заглавной буквы - это кличка животного - собственное существительное.

Папа привёз из леса душистые рыжики.

Рыжики - напишем со строчной буквы - название грибов - нарицательное существительное.

Около нашей деревни течёт река Белая.

Белая - напишем с заглавной буквы - название реки - собственное существительное.

На ученице надета белая блузка.

Белая - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.

Летом мы поедем на Чёрное море.

Чёрное - напишем с заглавной буквы - название моря - собственное существительное.

Мама купила чёрное платье.

Чёрное - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Один из античных мифов рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение.

На этом уроке мы узнали, что существительные могут быть собственными и нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Mysait1.ucoz.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 103 С.82, 111 С. 83.
  • Разделите слова на две колонки: собственные и нарицательные имена существительные.

Байкал, балкон, Балканы, белка, Белкин, белок, Белов, булка, Булкина.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. При этом используй не менее 5-ти имён собственных. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: соб. (собственное) или нар. (нарицательное).

Рис. 11. Дети в лесу ()

Прописная (большая, заглавная) буква употребляется в двух различных функциях .

Во первых, она служит для выделения начала определенных отрезков текста . С этой целью пишется с прописной буквы первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. В традиционном русском стихе выделяется прописной буквой начало каждой стихотворной строки.

Во вторых, прописная буква служит для выделения отдельных слов независимо от строения текста. Далее рассматриваются правила, регулирующие употребление прописной буквы во второй ее функции.

Среди слов, выделяемых прописной буквой, различаются:

1) имена собственные в узком смысле этого слова и

2) наименования .

К именам собственным в узком смысле относятся имена и прозвища людей и клички животных, географические и астрономические названия.

К наименованиям относятся названия учреждений, организаций, объединений, исторических эпох и событий, праздников, массовых мероприятий, орденов, архитектурных памятников, а также выделяемые кавычками названия газет, журналов, наград, произведений искусства, обществ, предприятий, промышленных изделий и т. п.

Выделение слов в тексте с помощью прописной буквы используется для противопоставления собственных и нарицательных имен: нарицательные имена пишутся со строчной буквы, собственные – с прописной. Ср., напимер: лев – Лев, невские берега – Александр Невский, красная шапочка – Красная Шапочка (сказочный персонаж), здоровье – журнал «Здоровье» .

Все слова в составе собственных имен (в узком смысле), кроме служебных слов и слов, обозначающих родовое понятие, пишутся с прописной буквы, например: Николай Васильевич Гоголь, Владимир Красное Солнышко, Каштанка, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Калужская область, Восточно Европейская равнина, Дворцовая площадь, Полярная звезда.

В именах собственных – наименованиях , состоящих из нескольких слов, с прописной буквы пишется только первое слово (за исключением случаев, когда в состав наименования входят другие собственные имена), например: Всемирная федерация профсоюзов, Музей истории Москвы, Институт русского языка имени А. С. Пушкина, Петровская эпоха, Куликовская битва, «Московские новости» (газета), «Война и мир» (роман), «Ветеран труда» (медаль).

Имена собственные могут использоваться для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными; при этом прописная буква во многих случаях заменяется строчной.

Являются нарицательными именами и пишутся со строчной буквы названия единиц измерения, данные по именам ученых (ампер, вольт, паскаль, рентген и т.п.), а также названия предметов, изделий (видов одежды, оружия, тканей, напитков и др.), данные по личным именам, названиям фирм, географическим названиям, например: макинтош, кольт, винчестер, бостон, бордо, хохлома, адидасы; но: Фаберже (как название изделий этой фирмы).

Собственные имена исторических лиц, литературных или мифологических персонажей, употребляясь обобщенно (переносно) как названия людей с определенными чертами характера и поведения, пишутся неединообразно – одни со строчной, другие с прописной буквы. Их написание, определяемое традицией употребления, устанавливается в словарном порядке. Так, слова: донкихот, донжуан, робинзон, держиморда, иуда, меценат, геркулес, употребляясь в нарицательном смысле, пишутся со строчной буквы, а Гамлет, Обломов, Манилов, Плюшкин, Хлестаков, Митрофанушка, Аполлон, Цицерон, Наполеон и многие другие сохраняют при этом прописную букву. То же касается обобщенного (переносного) употребления географических названий: так, со строчной буквы пишутся олимп (избранный круг, верхушка какого-нибудь общества), содом (полный беспорядок, хаос), ходынка (массовая давка людей в толпе), камчатка (задние ряды в зале, в классе), но сохраняют прописную букву в переносных значениях Мекка, Вандея, Клондайк, Черёмушки, Хиросима, Чернобыль и др.

Употребление в нарицательном смысле подобных имен в форме множественного числа не требует замены прописной буквы на строчную, например: Иваны, не помнящие родства; Галопом по Европам; Мы все глядим в Наполеоны (П.); Советские Шариковы; Ядерный взрыв мощностью в десятки Хиросим .

Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова

С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, например: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, Адам Мицкевич, Гай Юлий Цезарь, Исаак Ньютон, Римский Корсаков, Салтыков Щедрин, Шолом Алейхем, Ханс Кристиан Андерсен, Жан Жак Руссо; Александр Македонский, Вильгельм Завоеватель, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце, Екатерина Великая, Елена Прекрасная, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Карл Смелый, Катон Старший, Плиний Младший, Пётр Первый, Потёмкин Таврический, Серафим Саровский; Ким Ир Сен, Сунь Ятсен, Хо Ши Мин, Акира Куросава.

То же при обозначении собственным именем ряда лиц, например: три Наташи, несколько Кузнецовых, братья Жемчужниковы, купцы Морозовы, супруги Толстые. С прописной буквы пишутся также названия династий, например: Габсбурги, Бурбоны, Птолемеи, Плантагенеты, Рамсесы, Романовы, Рюриковичи, Тимуриды, Великие Моголы .

Служебные слова (артикли, предлоги и др.) ван, да, дас, де, делла, дель, дер, ди, дос, дю, ла, ле, фон и т.п., входящие в состав западноевропейских и южноамериканских фамилий, пишутся со строчной буквы, например: Людвиг ван Бетховен, Леонардо да Винчи, Оноре де Бальзак, Лопе де Вега, Альфред де Мюссе, Хуана Инес де ла Крус, Лукка делла Роббиа, Андреа дель Сарто, Роже Мартен дю Тар, Женни фон Вестфален, Макс фон дер Гоюн, Жанна д’Арк; Ортега и Гассет, Риего и Нуньес .

Составные части арабских, тюркских, персидских имен, обозначающие социальное положение, родственные отношения и т. п., а также служебные слова (ага, ад, ал, аль, ас, ар, аш, бей, бек, заде, зуль, ибн, кызы, оглы, оль, паша, уль, хан, шах, эд, эль и др.) пишутся, как правило, со строчной буквы, например: Керим ага, Салах ад Дин, Зайн ал Абидин, аль Бируни, аль Джахм, Гарун аль Рашид, Сабах ас Салем ас Сабах, Омар аш Шариф, Ибрагим бей, Гасан бек, Турсун заде, Салах зуль Фикар, Ахмед ибн Абдуллах, Сабит ибн Курра, Кёр оглы, Мамед оглы, Абиль паша, Сейф уль Ислам, Мирза хан, Мелик шах, эль Куни, эс Зайят .

Так же пишется конечная часть?сан в японских собственных именах, например: Комияма сан, Чио Чио сан .

С прописной буквы пишутся собственные имена, относящиеся к религии и мифологии, например: Иисус Христос, Магомет, Брахма, Будда, Афина Паллада, Венера, Марс, Вельзевул .

С прописной буквы пишутся клички животных, например: кот Васька, кошка Мурка, собаки Каштанка, Пушок, коровы Машка, Красотка, Пеструшка, лошади Сивка, Гнедой, слон Самбо .

С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора, например: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода, Дед Мороз, Петушок со Шпорами (герои сказок); Кот, Пёс, Сахар, Хлеб (персонажи «Синей птицы» М. Метерлинка); Весна, Леший (персонажи «Снегурочки» А. Островского), Городничий, Душечка, Левша, Некто в сером (литературные персонажи); проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет (Крыл.).

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов ?ов (?ев) или ?ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, например: Рафаэлева Мадонна, Шекспировы трагедии, Гегелева «Логика», Далев словарь, Иваново детство, Танина книга, Муркины котята .

Однако в составе фразеологических оборотов и в составных терминах прилагательные с ?ов (?ев), ?ин пишутся со строчной буквы, например: ариаднина нить, ахиллесова пята, каинова печать, прокрустово ложе, сизифов труд, гордиев узел, демьянова уха, тришкин кафтан, филькина грамота; ариэлева невесомость, архимедов рычаг, вольтова дуга, бикфордов шнур, базедова болезнь, виттова пляска, рентгеновы лучи, венерин башмачок (растение).

С прописной буквы пишется вторая часть сложных прилагательных типа дяди Васин, дяди Стёпин, тёти Валин, бабы Дусин и обе части прилагательных типа Иван Иванычев, Анны Петровнин .

Прописная буква пишется и в наречиях с приставкой по , образованных от прилагательных на ?ин типа Танин, Петин , например: по Таниному, по Наташиному, по Петиному, по тёти Валиному, по Анны Петровниному .

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов ?ск, ?овск (?евск), ?инск , пишутся со строчной буквы, например: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции.

Однако с прописной буквы пишутся имена прилагательные на ?ский , входящие в состав наименований – имен собственных, в том числе имеющие значение «имени того то», «памяти того то», например: Габсбургская династия, Петровские реформы, Строгановское училище, Нобелевская премия, Ломоносовские чтения, Булгаковская конференция, Вахтанговский театр, Королевский Шекспировский театр (в Англии).

Пишутся со строчной буквы существительные, образованные от личных имен и фамилий, например: обломовщина, ежовщина, петрашевец, ницшеанец, ницшеанство, толстовство, дарвинизм, дарвинист, пушкиниана, лениниана.

Географические и административно территориальные названия и производные от них слова

В географических и административно территориальных названиях – названиях материков, морей, озер, рек, возвышенностей, гор, стран, краев, областей, населенных пунктов, улиц и т. п. – с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых понятий (остров, море, гора, область, провинция, улица, площадь и т. п.), служебных слов, а также слов года, лет, например:

Альпы, Америка, Европа, Болгария, Новая Зеландия, Северная Америка, Центральная Азия; Южный полюс, Северное полушарие;


Волга, Везувий, Большая Багамская банка, водопад Кивач, долина Тамашлык, Голодная степь, залив Благополучия, котловина Больших Озёр, ледник Северный Энгильчек, Днепровский лиман, мыс Доброй Надежды, Абиссинское нагорье, Онежское озеро, Северный Ледовитый океан, Белое море, плато Устюрт;


Среднесибирское плоскогорье, полуостров Таймыр, Большая Песчаная пустыня, Голубой Нил, Москва река, Большой Барьерный риф, течение Западных Ветров, тропик Рака, хребет Академии Наук, Главный Кавказский хребет;


Краснодарский край, Орловская область, Щёлковский район, графство Суссекс, департамент Верхние Пиренеи, штат Южная Каролина, округ Колумбия, область Тоскана, префектура Хоккайдо, провинция Сычуань, Щецинское воеводство, Нижний Новгород, Киев, Париж, Новосибирск;


Тверская улица, улица Малая Грузинская, улица 26 Бакинских Комиссаров, Лаврушинский переулок, Арбатская площадь, Фрунзенская набережная, проспект Мира, Цветной бульвар, Садовое кольцо, улица 1905 года, площадь 50 лет Октября, Андреевский спуск, Большой Каменный мост.


В названиях, начинающихся на Северо (и Северно), Юго (и Южно), Восточно, Западно, Центрально, с прописной буквы пишутся (через дефис) оба компонента первого сложного слова, например: Северо Байкальское нагорье, Восточно Китайское море, Западно Сибирская низменность, Центрально Чернозёмный регион, Юго Западный территориальный округ. Так же пишутся в составе географических названий компоненты других пишущихся через дефис слов и их сочетаний, напр.: Индо Гангская равнина, Волго Донской канал, Военно Грузинская дорога, Алма Атинский заповедник, Сен Готардский перевал (и туннель), земля Баден Вюртемберг, мыс Сердце Камень, Новгород Север ский, Соль Илецк, Усть Илимск, Садовая Сухаревская улица.

В официальных названиях государств и государственных объединений все слова, кроме служебных, пишутся с прописной буквы, например: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика, Швейцарская Конфедерация, Австралийский Союз, Объединённые Арабские Эмираты, Ливийская Арабская Джамахирия, Республика Татарстан, Содружество Независимых Государств.

Названия частей государств и континентов, носящие терминологический характер, пишутся с прописной буквы, например: Европейская Россия, Западная Белоруссия, Правобережная Украина, Восточное Забайкалье, Внутренняя Монголия, Северная Италия, Юго Восточная Азия, Средняя Азия, Центральная Америка . В названиях групп государств родовое наименование пишется со строчной буквы, например: страны Балтии, Скандинавские страны, Прикаспийские страны, Среднеазиатские республики.


Названия стран света, употребляющиеся как территориальные названия или входящие в состав таких названий, пишутся с прописной буквы, напр.: страны Запада, осваивать Север, народы Востока, Дальний Восток, Ближний Восток, Крайний Север, Война Севера и Юга (в истории США), Северо Запад (Северо Западный регион России), Юго Запад (район Москвы). Как названия стран света, направлений в пространстве эти слова пишутся со строчной буквы: восток, запад, север, юг, северо запад, юго восток.


С прописной буквы пишутся однословные производные (суффиксальные и приставочно суффиксальные), преимущественно неофициальные, названия территорий, областей, местностей, например:

Подмосковье, Закавказье, Полесье, Приднестровье, Оренбуржье, Ставрополье, Брянщина, Орловщина, Вологодчина, Балтия, Скандинавия.


В неофициальных устойчивых, в том числе образных, названиях государств и городов с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово, а также (если они есть) собственные имена, например: Московское государство (ист.), Российское государство; Страна восходящего солнца (о Японии), Страна утренней свежести (о Корее), Поднебесная империя или Поднебесная (об императорском Китае), Страна кленового листа (о Канаде), Страна тюльпанов (о Голландии), Вечный город (о Риме), Белокаменная, Первопрестольная (о Москве), Северная Пальмира (о Петербурге).

В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, например: станция Москва Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.

Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, например: станции метро «Александровский сад», «Октябрьское Поле», «Проспект Мира»; остановки «Никитские Ворота», «Улица Лесная», «Школа», «Детская поликлиника».

Пишутся со строчной буквы нарицательные имена – названия тканей и других изделий, напитков, пород животных и т. п., происшедшие от географических названий, например: кашемир, бостон (ткани), хохлома (об изделиях хохломского промысла), бордо, цинандали (вина), нарзан, боржоми (минеральные воды), ньюфаундленд (порода собак), йоркширы (порода свиней).

В остальных случаях написание

Дата проведения: 03.03.2016г.

СОШ №34, г.Бийск

Учитель начальных классов Кузнецова И.Б.

Тема:

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Цель урока:

Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах.

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Предполагаемые результаты:

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося.

2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Дети проводят обобщение частных понятий «имен собственных». На практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях.

Оборудование:

    проектор

    доска

    иллюстративный материал

    книги, задания для групп, карта

    символы для оценки

Учитель

Учащиеся

Формируемые УУД

Организационный момент

а.Приветствие.

Добрый день гости и ребята.

На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко.

У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.

б.Подготовка руки к письму.

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Внимание, ребята!

Приготовьте ваши ручки!

Разомните пальчики!

«Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

Дети приветствуют гостей.

На доску вывешивается солнышко.

Дети делают разминку для рук.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: самоконтроль.

Минутка чистописания.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки. (ручка)

Открываем тетради, записываем число. (Какое сегодня число?)

Волшебная ручка покажет нам красиво и правильно написать букву

Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Ш”).

Для шипенья хороша

В алфавите буква...

Буква рассыпалась, но остались элементы, назвать элементы буквы “Ш”. Давайте попробуем собрать букву.

Какие правила связаны с “Ш”? (придумай слова на это правило). ЖИ – ШИ.

Запишем букву Ш (комментированное письмо).

В какую букву превратится Ш, лишь элемент в средине не напишешь? (И) , рассматривание элементов.

Самостоятельно себе диктуем под счет пишем букву «И».

Дети разгадывают загадку.

Дети записывают число в тетради.

1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.

Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую наклейку и оценивают работу.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий, участие в учебном диалоге.

Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна.

Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел?

Тогда разгадайте ребус

Запишите это слово в тетради. Шарик, шарик.

Кто хочет написать это слово на доске?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

- Что обозначает слово Шарик? шарик?

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака).

Для чего нужна прописная (заглавная) буква? (фамилия, имена, клички, географические названия).

Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

Дети разгадывают ребус

Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.

Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика.

Познавательные: анализ и обобщение материала.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения, выражать свои мысли, сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

Москва, цветок, Матросова, Бия, город, Барнаул, море, Марина, Пушок, Звездочка.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последние слово?

Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

Дети выполняют необходимые движения.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Правило, использовать слово в речи и проверить.

Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Поиск решения проблемы.

Работа в группах (парах).

    Написание географических названий.

Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

Названия городов, рек, морей пишутся с………..

Вывешиваем табличку ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

    Написание имен и фамилий.

Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

Имена и фамилии пишутся с………………..

Вывешиваем табличку ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА

    Написание кличек животных.

Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок – Пушок.

Все клички до одной

Пишем с буквы…………………

Вывешиваем табличку КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

Как можно по-другому назвать все эти слова? (имена собственные).

Составляется до конца схема-кластер.

    Клички животных -

    Географические названия – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

    Имена, фамилия, отчества людей -

Вывод: К именам собственным относятся - фамилии, имена, отчества, географические названия, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы!!!

Дети работают в малых группах.

Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Личностные: следование в поведении этическим требованиям.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.

Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.

Обобщение знаний.

Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Дети читают вопрос, приводят примеры.

Дети читают предположения и определяют, что было определено, верно.

Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий.

Физкультминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется, два» (изображение фигур-букв).

Применение знаний на практике.

Работа с проектором.

Выполнение практических заданий.

Выписать из текста все имена собственные.

Читаем 1, 2, 3, 4 предложение, выписываем.

Проверка в парах, оценивание – смайл.

Сравнивание с доской.

Покажите сколько у нас получилось смайликов с улыбкой.

Урок наш заканчивается давайте подведем итоги:

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор основания для отбора объектов.

Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

Рефлексия. Итог урока.

Завершите фразы.

Сегодня на уроке:

    Я узнал…

    Я понял…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.

Давайте теперь оценим своё настроение в конце урока.

при помощи изображения солнышка.

У вас на столе солнышки:

Желтое, улыбается – все понял, все знаю, хорошее настроение.

С облачком - маленько грустно, не все понял.

Поместим наши солнышки к большому и посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Дети помещают солнышко на доске и садятся на место.

Ну вот мы с радостным настроением уходим отдыхать на переменку. Урок окончен. Спасибо.

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность

Помещают солнышки на доске.

Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

    О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.

    «Физкультминутка! 100 стишат для малышат» Елена Субботина, под ред.: Бахметова Ю., Издательство: Феникс, 2015 г. серия: Мир вашего ребенка.

4. Л. Пчелина «Русский язык: Нестандартные уроки в начальной школе», Издательство: Учитель, 2004 г.


Русский язык является одним из сложнейших языков мира, но особую сложность представляет раздел орфографии. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Чтобы не возникла путаница в этом вопросе, следует руководствоваться определёнными правилами. Рассмотрим детально данный вопрос.

Прописные и строчные буквы - что это такое?

Каждый школьник или студент сталкивался с понятиями прописная и строчная буква. В бытовой речи их принято называть большой и маленькой буквами. Несмотря на допустимые употребления в разговорной речи, русский язык имеет определённую терминологию и структуру написания азбучных знаков.

Главное отличие прописного символа от строчного является размер. Прописная буква именно та, с которой начинается новое предложение или мысль. Её принято также называть заглавной.

Пример. День был пасмурный. Буква «Д» заглавная, прописная, большая.

Строчный символ продолжает предложение и меньше заглавного.

Пример: был пасмурный. Буква «б» строчная, маленькая.

Употребление прописных и строчных букв

Существует ряд правил, когда необходимо использовать тот или иной буквенный знак. Знание данных норм употребления избавит от ошибок в написании. Разберем конкретные случаи, когда пишется прописная или строчная буква.

Итак, заглавная буква употребляется всегда:

  • в начале предложения, абзаца или конкретной смысловой части;
  • в прямой речи. Важно, что при этом используются кавычки;
  • в начале цитаты;
  • после следующих знаков препинания: точка, восклицательный и вопросительный знак, многоточие (если мысль закончена);
  • в каждой новой строке стиха, независимо от знаков препинания;
  • при написании прозвищ, псевдонимов, имён, фамилий и отчеств;
  • в наименовании районов и областей (Подмосковье, Московская область );
  • в названии марок, брендов;
  • при описании исторически важных событий, а также территориально-административных пунктов (Европа, Сибирь, Север);
  • в названии планет, их спутников, рек, морей, озёр и океанов (Луна, Солнце, Земля );
  • при употреблении притяжательных имён собственных в родительном падеже (Олин мяч );

Все понятия, употребляющиеся только в контексте официальности, законодательных актов и состава государства начинаются с прописной буквы.

Примеры: Министерство Культуры, Российская Федерация, Федеральный закон, Администрация президента, московский Кремль, Конституция, Советская власть, Устав президента, Гражданская война, Постановление, Правительство, Управление.

Строчные (или маленькие) буквы пишутся в следующих случаях:

  • в конце предложения или после первого и последующих слов;
  • после запятой и точки с запятой;
  • двоеточия (если далее не идёт прямая речь) и многоточия (если мысль не закончена);
  • при наименовании различных чинов;
  • в названиях месяцев.

Слова, характеризующие родовую принадлежность, а также не относящиеся к делам государственной важности, употребляются с маленькой буквы.

Примеры: кызы, оглы, российский сыр, московский, мир, всероссийский, государственный, россияне, москвичи, столица, университет, земля и т. д.

Правила написания прописных букв в именах собственных

Понятие имени собственного можно объединить в следующую группу:

  1. Личные данные: отчества, фамилии, имена.
  2. Клички животных.
  3. Прозвища, а также герои художественных книг.
  4. Астрономические и астрологические обозначения.
  5. Географические наименования.
  6. Бренды печатных изданий, автомобилей и табачных изделий.

Важно: главным отличием имён собственных от нарицательных является отсутствие множественного числа при их употреблении. Например: Евгений Онегин, газета « Ведомости».

Зачастую имена собственные могут переходить в разряд нарицательных. Например: Михаил Булгаков - имя собственное. Произведение написано булгаковским стилем - имя нарицательное. В таком случае прилагательное пишется со строчной буквы.

Что ещё пишется с большой буквы

Сложные существительные могут содержать прописные буквенные символы в середине слова, например: МосТорг.

Все слова, обозначающие высшие религиозные должностные лица, пишутся с заглавной буквы: Патриарх Кирилл, Папа Римский.

Все аббревиатуры имеют следующее написание: КПСС, СГУ, СПбГУ.

Написание местоимений может варьироваться в зависимости от смысла. Например, если обращение осуществляется в уважительной форме к одному лицу, то употребляется Вы, Вас, Вашей, Вашего . В случае множественного числа пишется вы, вас, вашей, вашего.

Есть слова, которые вызывают затруднение в графическом изображении. Например, существительное «республика» печатается с маленькой буквы, если оно употребляется отдельно от названия государства. Если входит в государственный состав, то печатаем «Республика Татарстан».

Заголовки и подзаголовки в текстах необходимо печатать с большой буквы. Заголовок, состоящий из всех заглавных букв - грубейшая ошибка.

Каждый год русский язык претерпевает изменения норм употребления, в том числе орфографических. Факт обусловлен появлением неологизмов и заимствований из иностранных языков.

Фундаментальные правила остаются неизменными. Метаморфозу претерпевают относительно молодые языковые единицы языка.

Определите общее родовое понятие для перечисленных имен существительных.

Образец: Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Сивка-Бурка – ... сказочные персонажи

  • В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.И. Левитан – ...
  • Санкт-Петербург, Владимир, Новгород, Тюмень, Москва – ...
  • И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Г. Паустовский – ...
  • Нева, Москва, Волга, Дон, Днепр – ...
  • П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович – ...
  • "Волга", "Нива", "Жигули", "Лада", "КаМАЗ"– ...
  • А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак – ...
Все имена существительные в задании являются именами собственными.

Собственные имена существительные

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. К ним относятся:

  • имена, фамилии, отчества и прозвища людей (Иван Иванович Иванов);
  • клички животных (Шарик, Тузик, Муська);
  • имена героев литературных произведений (Илья Ильич Обломов);
  • географические названия (Москва, Франкфурт, Кавказ, Нева);
  • астрономические и астрологические обозначения (Луна, созвездие Гончих Псов);
  • названия журналов, газет, литературных произведений и т.д. (газета " Правда" , журнал " Наш сад" );
  • названия марок машин, сигарет и т.д. (автомобиль " Москвич" , сигареты " Дружок" ).

Обратите внимание: названия пишутся не только с большой буквы , но и в кавычках !

имя нарицательное >>> имя собственное

Кстати, а Рассеянный – это имя собственное или имя нарицательное? Вспомним начало стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Р ассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь . Другой пример кличка собаки Шарик .

Имя собственное >>> имя нарицательное

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

  • Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).
  • Пирожное и торт наполеон , по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
  • Кольт, Максим, Маузер, Наган - известные изобретатели оружия.
  • Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту - саксофон у.
  • Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе , который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. ...
  • Иногда предметы получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия - современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как "китайское яблоко"). Слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Об отчествах

Прежде отчества носили только знатные люди, представители купечества, дворянства и церковной власти (Алёша Попов-сын = Алёша Попович), а простой человек, крестьянин, именовался по принадлежности к своему хозяину или месту, откуда он родом: Илья из Мурома = Илья Муромец. Если вы хотите узнать больше об именах, загляните в электронный или бумажный словарь имён (http://lib.deport.ru/slovar/nam.html или используйте раздел об именах на нашем сайте .

Задания и выводы:

    Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными (не именами собственными):

    Объясните подчеркнутые слова: что вы знаете об обозначаемых ими понятиях? От каких существительных можно образовать форму множественного числа, а от каких – нельзя?

    Вывод: Имена собственные не имеют формы множественного числа (за исключением фамилий лиц, относящихся к одной семье – семья Ивановых, господа Петровы).

    Переведите существительные из предыдущего упражнения на вам знакомый другой язык. Какие существительные и почему переводу не поддаются?

    Вывод: Имена собственные никогда не переводятся, а только транслитерируются (записываются буквами другого языка), например: Ирина = Irina

    Имена собственные и кавычки:
    Так, какие имена собственные нужно писать в кавычках, а какие – нет? Помогите Рассеянному расставить кавычки:

    Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, роман Обломов, математик Ильин, созвездие Девы, духи Москва, город Москва, автомобиль Нива, гора Алатау, журнал Рыболов.

    Вывод: В кавычках пишутся марки машин; марки и названия духов, сигарет; названия газет, журналов и литературных произведений. Без кавычек пишутся: имена собственные людей и литературных персонажей, географические и астрономические названия.

    Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

    За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.


    В немецком пишутся все существительные с большой буквы, в английском названия дней недели и месяцев. В русском языке этих правил нет. Однако в этих случаях "октябрь"и "времена года" пишутся с большой буквы? ПОчему?

    фабрика "Красный Октябрь", П.И. Чайковский или Антонио Вивальди "Времена года".

    Не забывай: Названия пишутся с большой буквы и в кавычках!

Отгадайте загадки

  • Город, который "летает"– _________________________
  • Самая длинная в мире река – ______________________
  • Река, носящая имя девочки – _______________________
  • Самое глубокое озеро в мире – _____________________
  • Море, в котором нет воды – _________________________
  • Моря, носящие "цветные"названия – ___________________
  • Самый большой океан – _________________________
  • Океан, носящий название страны – _________________