Служба поисковых и аварийно-спасательных работ. Трагедия «Курска»: какие извлечем уроки? Глубоководный водолазный комплекс



Контр-адмирал в отставке Юрий СЕНАТСКИЙ - один из крупнейших специалистов в области аварийно-спасательных работ и судоподъема. В Военно-Морском Флоте с 1940 года. По окончании подготовительного курса ВМУ имени М.В. Фрунзе и фельдшерского училища ВМФ служил на Балтийском флоте на тральщике. Участвовал в боевых действиях - осенью сорок четвертого за участие в десанте на остров Эзель (Сааремаа) награжден орденом Красной Звезды. В 1950-м, по окончании кораблестроительного факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, был назначен старшим инженером отдельного аварийно-спасательного дивизиона БФ.
Главный инженер АСС Балтийского флота, главный водолазный специалист ВМФ, зам. начальника 12-й экспедиции особого назначения (судоподъем в Бангладеш), зам. начальника - главный инженер ПСС ВМФ, он на протяжении без малого четырех десятилетий участвовал во всех основных операциях отечественного флота по судоподъему и спасению экипажей терпящих бедствие кораблей. В том числе неоднократно в качестве разработчика и руководителя этих операций.

В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ФЛОТСКИЕ ПОИСКОВИКИ И СПАСАТЕЛИ НАЗЫВАЛИСЬ:
1923 - 1941 гг. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН);
1941 - 1979 гг. Аварийно-спасательная служба (АСС) ВМФ;
1979 - 1993 гг. Поисково-спасательная служба (ПСС) ВМФ;
С 1993 г. Управление поисковых и аварийно-по настоящее время спасательных работ (УПАСР) ВМФ.

Если исходить из того, что еще в 1882 году была основана Кронштадтская водолазная школа, история отечественного спасения на море давно перешагнула уже во второе столетие. Причем какая! Только в годы Великой Отечественной усилиями АСС с морского дна поднято около двух тысяч кораблей, судов и катеров общим водоизмещением один миллион тонн - это без учета тех, кому успели оказать еще «прижизненную» помощь. Впору говорить, что был у наших спасателей свой «золотой век».
- Да, примерно с середины пятидесятых до середины восьмидесятых годов. Не потому, конечно же, что этот период совпал с годами моей службы. Колоссальная, решающая заслуга в развитии не только аварийно-спасательных сил и средств, но и всего Военно-Морского Флота принадлежала тогдашнему главкому Горшкову. Может, и были какие-то перекосы, однако в целом флот развивался динамично и, что очень важно, сбалансированно: строили мощные боевые корабли, строили и предназначенные для их обеспечения суда - от танкеров до мусоросборщиков.
Именно в тот период у нас были созданы самые современные в мире спасательные суда. Например, 527-го проекта. Высокомореходные, оснащенные всем необходимым для работы водолазов на глубине до двухсот метров. Также десятки водолазных судов 535-го проекта, много спасательных буксиров, водолазных ботов и катеров. Глубоководные водолазные комплексы, состоящие из специального снаряжения с гелиево-кислородной дыхательной смесью, декомпрессионных камер на борту судна, спасательного колокола, спускаемого на триста метров.
Были созданы большие серии противопожарных судов проектов 1893 и 1993, противопожарных катеров. Построены спасательно-подъемное судно «Карпаты», мощные спасательные буксирные суда «Николай Чикер» и «Фотий Крылов». Глубоководные погружаемые аппараты «Поиск»-2 и «Поиск»-6, предназначенные для обследований на глубинах до двух и шести тысяч метров соответственно. Серия малогабаритных телеуправляемых аппаратов «Рапан» - для обследования на ста метрах. Спасательные подводные аппараты «Приз» - 300 метров и «Бестер» - 500 метров погружения соответственно. Именно такие устройства спускались и на затонувший «Курск».
Кроме того, были у нас и спасательные подлодки «Ленок» - одна на Северном флоте, другая на Тихоокеанском. С декомпрессионными камерами на борту, водолазами, аппаратами «Приз» и «Бестер». Схема такая: «Ленок» ложился на грунт рядом с аварийной подлодкой, водолазы помогали состыковаться с ней «Призу» или «Бестеру», которые эвакуировали подводников на «Ленок». Там морякам оказывали первую помощь.
Долго можно перечислять, что у нас было: в середине 80-х флот располагал 368 аварийно-спасательными плавединицами. Причем если другие страны ту же судоподъемную базу создавали, как правило, под конкретные проекты, временно, то у нас она была постоянной. Более отлаженной и надежной.
- Однако же не мы, а американцы сумели, казалось бы, невозможное: поднять нашу ПЛ К-129, пусть и не совсем удачно, с более чем пятикилометровой глубины. Причем не сегодня и не вчера - 26 лет назад!
- Операцию «Дженифер» не случайно сравнивают с высадкой человека на Луну - технологический прорыв вполне соизмерим. Но это, так сказать, разовый всплеск. Мы же, повторюсь, работали более целенаправленно и системно, аналогов нашей АСС - ПСС в мире не было. Не было ни у кого по совокупности и таких результатов.
- Например?
- Подъем линкора «Новороссийск» в 1959-м. Подлодки С-80 десять лет спустя - с двухсотметровой глубины, недалеко, кстати, от места затопления «Курска». Спасение в 1972-м в Атлантике атомной К-19, где произошел сильный пожар: еще несколько часов - и лодка, не подоспей помощь, затонула бы. В период с 1972-го по 1974-й, это уже в Бангладеш, подняли с грунта полсотни иностранных кораблей и судов: глубины до сорока метров, сильные течения. В 1981-м в бухте Золотой Рог с глубины около 50 метров вытащили дизельную подлодку С-178. Через два года на Камчатке - атомную К-429 с такой же примерно глубины. Удалось спасти 102 подводника. Это, между прочим, был первый в мировой практике подъем атомарины.
- Многое, выходит, могли. Куда же это все подевалось - и техника, и специалисты, и опыт? Где они, сотни аварийно-спасательных плавединиц, о которых вы говорили?
- На сегодняшний день их осталось всего 60. Половина из этого числа не эксплуатируется - требует ремонта. В строю, таким образом, три десятка судов и аппаратов на весь Военно-Морской Флот.
А «сыпаться» все начало еще в конце 80-х годов, когда государство резко сократило финансирование. В лучшие времена на развитие АСС ежегодно выделялось 75-100 миллионов рублей. Тех еще, полновесных. Ну а сейчас... Сами знаете, как сегодня финансируется флот.
- Меньше десяти процентов из минобороновского бюджета. По всем мировым стандартам - мизер.
- Вот вам пример. В Нижнем Новгороде давно уже строится спасательный экраноплан, имеющий мореходность шесть баллов, способный брать на борт до 500 человек и развивать скорость свыше 400 километров в час. На глубине он, конечно, не спасет. Зато может быстро подскочить к месту аварии, подобрать со всплывшей подлодки, с надводного корабля, с морской поверхности людей. При необходимости доставить тех же водолазов. Будь у нас такой аппарат в 1989 году - спасли бы весь экипаж «Комсомольца».
Степень технической готовности экраноплана сегодня составляет 95 процентов. Ну а теперь представьте: за три последних года готовность эта возросла всего лишь... на три процента.
Необходимо четкое понимание, в том числе на государственном уровне, жизненной важности проблем, связанных со спасением на море. Как это, повторюсь, было раньше. Когда учения с экипажами «аварийных» подлодок вбивались в планы боевой подготовки, проводились регулярно и неукоснительно, а силы и средства АСС в полной мере соответствовали составу флотов и их потребностям.
- Включая и водолазов-глубоководников?
- Конечно. Если конкретно, Балтийский и Черноморский флоты - каждый - имели в своем распоряжении команды из двенадцати человек: четверо могли работать на глубине 120 метров, четверо - на 160, четверо - на 200. На Северном и Тихоокеанском флотах глубоководников было вдвое больше - при том же соотношении по глубинам.
Кстати, проводились и испытания по водолазным спускам на 500 метров. Условия пятисотметровой глубины моделировались в гидробарокамере. Эксперимент по сложности и опасности был сопоставим с первым выходом человека в открытый космос, для испытателей разработали специальную дыхательную смесь. Погружение прошло успешно. За проявленные мужество и героизм водолазные специалисты капитаны 3 ранга Ватагин и Солодков были удостоены звания Героя Советского Союза, капитан 1 ранга Сластен и капитан 2 ранга Храмов - Героя России. Полковник медслужбы Семко получил Героя Соцтруда - за медицинское обеспечение испытаний.
- Что-нибудь подобное имело место в других странах?
- Я о таком не слышал. Сейчас в Ломоносове у нас есть отряд глубоководных водолазов быстрого реагирования, сформированный вскоре после гибели «Комсомольца»: около двадцати человек для работы на глубинах 120 и 160 метров. Тренировались они в последнее время или нет - не знаю. Но группа их вылетала на Северный флот для участия в учениях. Когда затонул «Курск», они как раз были там, на Севере, в районе учений.
- Так почему же...
- Звучит прискорбно, но факт остается фактом: на всем Северном флоте не оказалось ни одного спасательного судна, имеющего на борту глубоководный спасательный комплекс с водолазным колоколом. Ни одного! Потому-то и была вся надежда на «Приз» и «Бестер», спускавшиеся с «Рудницкого», которые с «Курском» состыковаться не смогли. Другие спасательные суда - «Памир», «Агатан», «Алдан», «Алтай», «Николай Чикер» уже или списаны, или проданы.
- «Карпаты»?
- «Карпатами» мы в 1969-м подняли с двухсот метров С-80: я тогда был и автором проекта, и главным инженером экспедиции. Судно имело все необходимое для таких работ, включая водолазный колокол, наблюдательную и рабочую спускаемые камеры. Увы, экипаж «Карпат» впоследствии расформировали, судно перевели в Кронштадт, где оно используется в качестве общежития и находится сейчас в критическом состоянии.
- Принципиальное решение по «Курску» уже принято: в ближайшее время резать в корпусе «окна» для эвакуации погибших подводников. Потом, видимо, уже летом дело дойдет до подъема самой лодки. Насколько это трудно?
- Подъем вполне реален, причем для этого не нужно ничего изобретать. Вся новизна будет заключаться в масштабе задействованных для этого средств и усилий. И вот тут надо хорошенько подумать над различными вариантами действий. Например, я считаю, что резать в легком и прочном корпусах так называемые окна не следует. Наоборот, сейчас очень важно сохранить хотя бы частичную герметичность внутренних объемов, прежде всего цистерн главного балласта.
Что может произойти, если прорежут «окна»? Сразу же уменьшится общая прочность корпуса, он может просто не выдержать подъема. Внутренние объемы уже нельзя будет осушить. А это огромный лишний вес.

На снимках: Ю.К. СЕНАТСКИЙ; спуск глубоководного водолазного колокола.



Мне довелось руководить поисково-спасательной службой флота в период с 1990 по 1996 год. Это было время известных "великих перемен". Страна переходила к новым экономическим формам развития, уничтожалась руководящая роль коммунистической партии, Советский Союз распадался на отдельные государства и как следствие перестраивались экономика, политика, наука, система обороны и сами принципы выживания людей.

Как гласит расхожая древнекитайская мысль "эпоха перемен" — самое неуютное время для тех, кто в ней живет. Нам "повезло". Мы оказались в эпицентре этой самой эпохи и вкусили все её "прелести".

До вступления в должность начальника поисково-спасательной службы я пять лет командовал 37 бригадой аварийно-спасательных судов Черноморского флота. В то время поисково-спасательная служба входила в состав Тыла флота и включала в себя: 37 бригаду аварийно-спасательных судов, 3 бригаду поисково-спасательных кораблей и 2225 склад аварийно-спасательного имущества. В специальном отношении ей были подчинены два отдельных дивизиона и четыре группы спасательных судов в Поти, Новороссийске, Керчи, Феодосии, Очакове, Одессе. Общее количество подчиненных спасательных судов превышало 80 единиц. Это были хорошо укомплектованныесуда, соединения и части, подготовленные для решения задач поисково-спасательного обеспечения в полном объеме с общим количеством военнослужащих, рабочих и служащих около 2500 человек. С 1990 года мы уже начали испытывать серьёзные трудности с обеспечением судов горюче смазочными материалами, запасными деталями, различными предметами снабжения и особенно финансированием содержания спасательных судов и их ремонта. По этим причинам командование поисково-спасательной службы ВМФ приняло решение на списание части спасательных судов: 532 проекта "СС-50", СС "Казбек", 527 проекта "СС-21", нескольких рейдовых водолазных катеров и подводных аппаратов "АС-1" и "АС-10".

Однако, несмотря на трудности, корабли и суда поисково-спасательной службы продолжали нести боевую службу в Индийском океане и в Средиземном море, силы поисково-спасательного обеспечения напряженно работали, обеспечивая действия сил флота в Черном море. Не прекращалась и интенсивная боевая подготовка, выдерживались нормы подготовки водолазов, в том числе и водолазов-глубоководников на предельные глубины. В течение года проводилось до 32 совместных учений с надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и вертолетами. Спасательные парашютно-десантные группы 37 бригады, показывали блестящие результаты на показных учениях ВМФ и МЧС. В 1990 году успешно проведено учение по оказанию помощи экипажу затонувшей подводной лодке совместно с ВМФ Народной республики Болгарии. Командование соединений ПСС - Д.С. Гагин, А.А. Ишинов, А.А. Голодов, И.А. Кулаков, В.К. Кочул, В.А. Бекин, В.К. Широков, Ю.С. Карелин, Г.Е. Чернохлебов и Г.В. Арешкин в течение 1990-1993 годов успешно решали задачи поддержания высокой боевой готовности подчиненных кораблей и судов. Слаженно работал 2225 склад спасательных средств по бесперебойному снабжению кораблей и частей флота аварийно-спасательным имуществом под руководством Б.Н. Слесарчук. На зачетных учениях штабы соединений и дивизионов уверенно управляли силами в различных ситуациях в том числе при переходе с мирного на военное время. Командиры и капитаны кораблей, судов и катеров были подготовлены к плаванию по всему мировому океану, каждый из них имел опыт самостоятельного выполнения спасательных операций. Отрабатывались и совершенствовались новые способы и приемы оказания помощи на море и спасению людей. Большое внимание уделялось решению этих задач в уделенных районах с активным использованием авиации флота и во взаимодействии со спасательными службами других министерств и ведомств, особенно с Комитетом, а позже, Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ. Еще до гибели подводной лодки "Комсомолец" на Северном флоте,на Черноморском флоте были отработаны способы доставки спасателей со средствами спасения людей в район аварии в кратчайший срок авиацией флота и их десантирование на парашютах на воду (парашютный метод) и с вертолета (бес парашютное десантирование). Зачинщиками, энтузиастами и исполнителями этого метода ведения спасательных действий являлись бывший начальник ПСС ЧФ В.Ф. Юрганов, офицеры Г.В. Новокрещенов , И.А. Кулаков, Б.А. Борисов, мичман В.В. Русанов и другие офицеры и мичманы ПСС ЧФ, ВВС ЧФ и 167 аварийно-спасательной партии 37 бригады спасательных судов. Все перечисленные офицеры совершали регулярные прыжки на парашютах на воду, в открытом море, при состоянии моря до 3-х баллов. Ими были изобретены и успешно испытаны средства парашютного сброса на воду и развертывания на воде надувных моторных лодок "Стриж-М" и другие приспособления для быстрого и эффективного спасения людей на воде в открытом море.

В 1991 году, после известных августовских событий в стране, Черноморский флот возглавил адмирал И.В. Касатонов. Опытный моряк и требовательный начальник он постоянно уделял большое внимание поисково-спасательной службе флота. По его личному указанию были переработаны основные руководящие документы, изменена организация Поисково-спасательного поста. Все это значительно повысило качество ПСО сил флота и эффективность управления им с командного пункта флота.

Необходимо отметить, что ко всем имеемым экономическим и финансовым трудностям, начиная с конца 1991 года, в стране начался "парад суверенитетов" республик, входивших в состав СССР. Большая мощная, уважаемая во всем мире страна распалась на небольшие государства, у руководства которых кроме личных амбиций и жажды власти не было нечего. Это очень отразилось на деятельности Черноморского флота и ПСС ЧФ, в частности, на жизни и судьбах многих моряков-черноморцев и членов их семей. Объявив о своей независимости, Украина в одностороннем порядке заявила, что все воинские формирования, объединения, соединения и части Вооруженных сил СССР, дислоцированные на ее территории, являются собственностью новоявленного государства. Все это относилось и к Черноморскому флоту в полной мере. Это вызвало неоднозначную реакцию у военнослужащих и севастопольцев. Подавляющее большинство моряков-черноморцев было категорически против такой постановки вопроса о судьбе флота.

Другая, меньшая, часть офицеров и мичманов решила перейти в Вооруженные силы Украины, надеясь на более высокие должности и звания. Не все из них поступали порядочно. Некоторые тайком принимали военную присягу Украины, некоторые склоняли к переходу своих подчиненных, некоторые похищали секретные документы. Однако, надо отметить, что были и такие военнослужащие, которые, решив связать свою жизнь с Вооруженными силами Украины, честно написали рапорты и подали их по команде. Все эти работы были удовлетворены командованием. Много было разного, и в этом разберутся историки.

У всех нас вызвала горечь и сожаление пассивность руководства Российской Федерации по отношению к судьбе Черноморского флота и главной базы города-героя Севастополя. Только твердая позиция Командующего ЧФ адмирала И.В. Касатонова и Военного совета флота позволила сохранить его единым и боеготовым, подчиненным Главнокомандующему ВМФ Российской Федерации, которая являлась правопреемницей СССР.

Надо признать, что у командования ПСС ЧФ, подчиненных соединений и частей вопроса выбора не стояло. Все были верны данной Военной присяге и Командующему флотом. Да, пришлось значительно усилить воспитательную работу со всеми категориями личного состава, больше внимания уделить охране и обороне береговых объектов, кораблей и судов. В экстренном порядке стягивались в Севастополь силы и средства поисково-спасательного обеспечения, базирующиеся в других портах и на территорииУкраины и Грузии. Это было необходимо в связи с беспрецедентным давлением на командование и черноморцев со стороны националистически настроенных сил. Были моменты, когда противостояние могло достигнуть критической точки. В знак протеста против происходящего, я приказал спасательным судам 37 бригады спасательных судов базирующейся на Севастополь 8 апреля 1992 года поднять российский Андреевский флаг. Этим мы доказали свою верность России и единожды данной Военной присяге. После моего доклада Командующему флотом о подъеме Андреевского флага адмирал И.В. Касатонов высоко оценил мужество и верность спасателей и поблагодарил их за верность Родине.

Особо нужно отметить четкую и взвешенную позицию руководства 3 бригады поисково-спасательных кораблей под командованием капитана 1 ранга Г.Е. Чернохлебова. Эта бригада базировалась в озере Донузлав и находилась в отрыве от основных сил поисково-спасательной службы флота. Его высокоэффективная воспитательная работа дала результат, и все силы и средства поисково-спасательной службы ЧФ были полностью сохранены: ни один корабль, судно, катер не изменили своей подчиненности.

Между тем, несмотря на политические страсти, деятельность флота продолжалась. Проводилась боевая подготовка, выполнялись учебные стрельбы, осуществлялись интенсивные перевозки морем техники и людей, особенно в районе кавказского побережья. Все это требовало поисково-спасательного обеспечения, которое проводилось на высоком уровне, что неоднократно отмечалось командование флота и ПСС ВМФ РФ.

В связи с тяжелыми авариями и гибелью большого количества людей, таких как, атомная подводная лодка "Комсомолец", пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов", Правительство Российской федерации усилило внимание к проблемам поиска и спасения на море. В 1993 году во исполнение постановления правительства Российской Федерации: "О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб" приказом Министра обороны РФ 19 апреля 1993 года № 215поисково-спасательная служба ВМФ была преобразована в Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота (УПАСР ВМФ) с подчинением начальнику Главного штаба ВМФ.

Соответственно, в марте 1994 года на флоте было сформировано Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота (УПАСР ЧФ) с подчинением начальника управления и подчиненных ему сил начальнику штаба флота. Вывод спасателей из состава тыла и подчинение начальнику штаба ЧФ значительно укрепило позиции спасательной службы на флоте и расширило её возможности, как одного из основных видов боевого обеспечения. Улучшилась организация управления и взаимодействия с другими отделами и службами, соединениями и частями флота.

Управление поисковых и аварийно-спасательных работ, по сравнению с ранее существовавшей Поисково-спасательной службой, количественно и качественно отличалось в лучшую сторону. Организационно УПАСР флота существенно модернизировалось и его составными частями стали: командный пункт, который вошел в общую систему управления силами флота; организационно-плановый отдел; отдел поиска и организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических аппаратов; отдел организации поисково-спасательного обеспечения и боевой подготовки; отдел организации и снабжения. Я был назначен начальником УПАСР ЧФ. Для укомплектования Управления, наряду с опытными офицерами-спасателями, такими, как капитан 1 ранга В.Н. Савин, полковник медицинской службы Л.Ф. Шевчук, капитаны 2 ранга В.В. Величко, А.П. Кирпичев, подполковник Г.В. Новокрещенов, был назначен ряд прекрасно подготовленных офицеров, прошедших службу в соединениях и частях флота. Это были капитаны 1 ранга А.А. Силин, Р.М. Лайпанов, полковник В.А. Филин, подполковник В.М. Кривонос, капитаны 2 ранга В.К. Кочул, А.А. Зубков, капитаны 3 ранга А.Л. Чабаненко, С.В. Цыганков, А.Ю. Алексеев, О.Е. Захаров, А.Б. Афинеевский, капитан-лейтенант Р.В. Хлопков и другие. Вместе с ветеранами ЭПРОН-АСС-ПСС служащими Э.Х. Лейбовичем, В.П. Красовским, Н.В. Гордеевым, А.В. Соколовой, Н.С. Харитоновой и другими был сформирован сплоченный коллектив единомышленников, способных преодолеть любые трудности (в том числе после перестроечные).

Несмотря на сложную политическую обстановку, сложившуюся вокруг флота, и очень болезненный его раздел между Россией и Украиной, УПАСР ЧФ с подчиненными соединениями и частями продолжало успешно решать задачи поисково-спасательного обеспечения сил флота и выполнение спасательных операций на акватории Черного моря. Однако, сложное экономическое положение России не могло не отразиться на состоянии Черноморского флота, который оказался в определенной изоляции на территории Украины. Начался необратимый процесс сокращения соединений и частей флота. Так была сокращена 3 бригада поисково-спасательных кораблей, прекратили существование дивизионы и группы спасательных судов в Керчи, Феодосии, Донузлаве, Одессе, сокращены и прекратили свое существование склады аварийно-спасательного имущества в п. Межгорье, Керчи и отделение склада в Одессе. В связи с отсутствием финансирования остановлен (выполненный на 92%) ремонт океанского спасательного судна "Эльбрус", который мы, пытаясь спасти его от присвоения его Украиной, под буксирами перевели в Севастополь и начали заканчивать ремонт своими силами. Однако решением центральных органов управления ВМФ России он был списан и продан под разделку на металл коммерческой фирме. Аналогичное решение было принято и по поисково-спасательному кораблю "Донбасс", закончившему ремонт в СРЗ г. Ильичевска и готовому к вводу в состав сил постоянной готовности флота. Так же решением центральных органов ВМФ шло списание других катеров, подводных аппаратов, водолазных комплексов и другого аварийно-спасательного имущества. Ощутимым ударом по готовности соединения спасательных судов к поиску затонувших объектов было сокращение и расформирование 1329 группы специального назначения, возглавляемого капитаном 3 ранга А.А. Андрияшиным, большим энтузиастом своего дела. Это было уникальное биотехническое подразделение дельфинов, способных с высокой эффективностью решать специальные поисковые задачи.

Все эти действия существенно снизили возможности спасательной службы по выполнению поисково-спасательных действий. Все острее ощущалась нехватка горюче смазочных материалов для спасательных судов, прекратились поставки газов для приготовления газовых смесей для обеспечения спусков под воду и поддержания норм отработки водолазов-глубоководников. В этот период возможности водолазов 37 бригады ограничивались глубиной только 60 метров. В 1995 году после неимоверных усилий, предпринятых командованием Управления поисковых и аварийно-спасательных работ, поддержанных Командующим флотом адмиралом Э.Д. Балтиным, удалось выйти в полигон и отработать с борта спасательного судна "Эпрон" водолазов-глубоководников на глубину120 метров. По тем временам это было большое достижение не только для флота, но и в масштабе ВМФ РФ. К большому сожалению, это была разовая отработка, и поддержать водолазов-глубоководников в режиме в дальнейшем не удалось. Остатки гелия были зарезервированы для ведения возможных фактических аварийно-спасательных работ по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.

Настоящие Правила определяют порядок сигнальной связи в Военно-Морском Флоте и предназначены для кораблей, судов и береговых постов.
ПСС ВМФ-90 должны быть изучены офицерами кораблей, судов, штабов объединений (соединений), начальниками береговых постов и сигнальщиками (). Изучение ПСС ВМФ-90 завершается приемом зачетов.
В дальнейшем зачеты по знанию ПСС ВМФ-90 принимаются от офицеров при допуске их к самостоятельному управлению кораблем (судном), несению ходовой вахты, а от сигнальщиков (рулевых-сигналыциков) - при допуске их к самостоятельному несению вахты.

Содержание
Термины и их определения
Глава I. Основные положения по ведению обмена информацией средствами сигнальной связи
Средства сигнальной связи
Право на использование средств сигнальной связи
Порядок прохождения информации
Контроль за использованием средств сигнальной связи
Глава II. Порядок применения средств сигнальной связи
Общие положения
Позывные
Сигнализация флагами
Репетование флажных сигналов
Правила подъема флажных сигналов
Световая сигнализация
Передача сигналов (сообщений) средствами световой сигнализации «по линии»
Использование средств световой сигнализации
Световая сигнализация при плавании без огней
Сигнализация семафором
Сигнализация знаками Морзе с помощью флажков или руками
Звуковая сигнализация
Использование мегафонов
Сигнализация фигурами
Сигнализация пиротехническими средствами
Сигнальная связь в морской пехоте
Учебное сигналопроизводство
Документация на постах сигнальной связи
Глава III. Аварийные и предупредительные сигналы
Международные сигналы бедствия
Сигналы при падении человека за борт
Сигналы для предупреждения о временном закрытии районов
Глава IV. Судовые огни и дополнительные огни кораблей Военно-Морского Флота
Судовые огни
Дополнительные огни кораблей Военно-Морского Флота
Глава V. Военно-морские флаги, вымпелы и брейд-вымпелы
Подъем флагов, вымпелов и брейд-вымпелов на кораблях и судах Военно-Морского Флота
Флажная сигнализация при подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Обязанности сигнальщиков при обыкновенном подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Обязанности сигнальщиков при подготовке корабля (судна) к расцвечиванию флагами
Обязанности сигнальщиков при торжественном подъеме (спуске) Военно-морского флага СССР
Салютование и отдание воинских почестей Военно-морским флагом СССР
Глава VI. Сигнальная связь с морскими судами СССР и иностранными кораблями, судами и береговыми постами
Глава VII. Радиотелефонная связь
Общие положения
Глава VIII.
Общие положения
Правила использования
Приложения:
1. Таблица для передачи букв русского алфавита латинскими буквами
2.
3. Флаги Международного свода сигналов (МСС-1965)
4. Перевод значений флагов ВМСС на флаги МСС
5. Порядок замены недостающих флагов
6. Порядок нумерации сигнальных фалов
7. Русская телеграфная азбука
8. Знаки Морзе и процедурные сигналы
9. Передача сообщения средствами световой сигнализации
10. Служебные знаки, применяемые при световой сигнализации
11. Русская семафорная азбука
12. Таблица сигнализации знаками Морзе с помощью флажков или руками
13. Сигналы для показания хода кораблей ВМФ
14. Сигналы бедствия (международные)
15. Сигналы спасательные (международные)
16. Служба предупреждения
17. Сигнально-отличительные огни военного корабля
18. Государственный флаг СССР
19. Военно-морские флаги и вымпелы СССР
20. Примеры радиотелефонной связи

Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Марлин-350», разработанный и созданный отечественной компанией «Тетис Про» в рамках программы импортозамещения, выдержал заключительный этап глубоководных государственных испытаний в акватории Черного моря в полном объеме. Подводный аппарат соответствует тактико-техническим требованиям, сформулированным в техническом задании Главным командованиям Военно-Морского Флота и, по результатам испытаний, рекомендован государственной комиссией к принятию на вооружение ВМФ России. Об этом сообщил сегодня начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов.

Специалисты службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота, принимавшие участие в испытаниях, подтвердили, что подводный аппарат в полной мере соответствует заявленным характеристикам и способен эффективно работать на максимально возможной глубине – 350 м.

Также в рамках государственных испытаний состоялась проверка максимальной дальности сканирования гидролокатора бокового обзора аппарата. Так, начав выполнение задачи определения координат объекта с дистанции 0,5 метра, гидролокатор достиг показателя в 65 метров при условиях плохой видимости.

По словам Дамира Шайхутдинова, данный аппарат имеет большие перспективы к использованию на судах службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота России.

Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Марлин-350» может использоваться для проведения поисковых операций, обследования затонувших судов, подледных спасательных работ, исследования потенциально опасных объектов без участия водолазных специалистов (к примеру, таких, как неразорвавшиеся боеприпасы или противокорабельные мины времен Великой Отечественной войны).

С помощью аппарата возможен визуальный контроль за подводно-техническими работами, выполняемыми водолазными специалистами, либо доставка к месту проведения подобных работ легкого оборудования или инструментов.

«Главными особенностями данного подводного аппарата являются простота его эксплуатации, а также небольшой размер и вес, что позволяет в кратчайшие сроки осуществить его перемещение на надводный корабль любого типа. В будущем телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Марлин» планируется оснастить перспективные многофункциональные модульные катера проекта 23370 сил поисково-спасательного обеспечения ВМФ России», - пояснил Дамир Шайхутдинов.

Также в настоящее время на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге проходит модернизацию обитаемый глубоководный подводный аппарат «АС-34» типа «Приз», стоящий на вооружении управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота и предназначенный для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащим на грунте на глубинах до 1000 метров. Планируется, что уже в ноябре месяце текущего года его ремонт будет завершен. В соответствии с программой модернизации поисково-спасательных средств ВМФ России в 2017 году будут произведены ремонт и модернизация однотипного подводного аппарата «АС-36» для Северного флота. В то же время до 2020 года планируется осуществить ремонт и модернизацию всех подводных спасательных аппаратов типа «Приз», стоящих на вооружении управлений и служб поисковых и аварийно-спасательных работ флотов.

В процессе модернизации по проекту центрального конструкторского бюро «Лазурит» на них будут установлены современное компьютерное оборудование, новейшие отечественные системы поиска и подводного позиционирования. По сути, от прежнего аппарата типа «АС» остается только высокопрочный титановый корпус, меняется вся начинка.

Юрий ГОРЕВ

К этому времени в мировой практике, в значительной степени благодаря огромным «нефтяным» деньгам, сформировалась вполне сложившаяся структура технических средств выполнения подводных работ. Построенная на последних достижениях науки и техники, она обеспечивала возможность работы на глубинах до 1000 и более метров и доказала практически свою технологическую и экономическую эффективность.

Основой системы выполнения глубоководных работ является так называемая триада: водолазные (гипербарические) средства с рабочей глубиной до 500 м, обитаемые подводные аппараты (нормобарические средства) с рабочей глубиной до 1000 м и подводные робототехнические средства, способные работать на глубинах 2000-3000 м. К сожалению, к 2000 г. практически весь парк технических средств ВМФ устарел и не соответствовал современному уровню.

В качестве первого шага по выводу поисково-спасательной службы (ПСС) ВМФ на уровень, отвечающий требованиям времени, было принято решение об укомплектовании ПСС основных флотов современным водолазным снаряжением, а также нормобарическими и робототехническими средствами. Поскольку отечественная промышленность в короткие сроки ничего подобного Военно-морскому флоту поставить не могла, было признано целесообразным закупить оборудование за рубежом.

К формированию программы технического перевооружения водолазных служб ВМФ и к последующей реализации этой программы были привлечены ведущие компании-импортеры водолазного и подводно-технического оборудования. Активное участие в этом приняли предприятия Группы Компаний «Тетис».

Выигравшая конкурс на поставку для ПСС ВМФ подводного оборудования компания «Тетис Про» поставила его на объекты ВМФ, организовала обучение специалистов-эксплуатационников ВМФ в зарубежных учебных центрах и на собственной базе. Сотрудники предприятия неоднократно выезжали на флоты и оказывали специалистам ВМФ помощь в решении практических задач. Была также введена система авторского надзора.

Затем необходимо было решить две задачи: не только поставить новую технику, но и организовать ее эксплуатацию, включая сервис и подготовку персонала для работы на этой технике. В дальнейшем в соответствии с коммерческой политикой компания повела работу по двум основным направлениям:

– оснащению подразделений поисково-спасательной службы ВМФ современным оборудованием;

– максимальному привлечению отечественной промышленности с целью импортозамещения.

На первом этапе на корабли ВМФ были поставлены импортное комплектное водолазное снаряжение для работы на глубинах до 60 м (включая средства обеспечения спусков, подводное телевизионное оборудование, средства связи с водолазом, водолазный механизированный инструмент) и подводные робототехнические средства – осмотровые и рабочие необитаемые подводные аппараты «Тайгер» и «Веном».

Барокамера в ПРС-В.

За минувшее с начала поставок подводного оборудования время были освоены задачи, решаемые в структуре Военно-морского флота, и технология их выполнения. Это позволило предприятиям Группы Компаний «Тетис» начать собственные разработки новой техники с целью перехода от импорта к производству ее на отечественной базе, в начале по «отверточной» технологии, а затем во все возрастающих объемах и номенклатуре – на собственной базе с привлечением российских предприятий. В настоящее время ряд поставлявшихся ранее по импорту позиций переведен на серийный выпуск собственными силами. В их числе и новые разработки, которые отвечают высоким требованиям мирового уровня.

Так, импортировавшееся в начале 2000-х гг. снаряжение «Кирби-Морган» в последние годы заменено принятым на вооружение отечественным снаряжением СВУ-5, разработанным и серийно выпускаемым ОАО «КАМПО». В водолазные службы также поступают разработанные предприятиями ГК «Тетис» и принятые на вооружение отечественные серийные световые приборы СП-5, СП-9, СП-11, ручные фонари «Сарган», комбинированные средства освещения рабочего места – «люстры», двухпостовые и однопостовые водолазные телефонные станции, ручные и шлемовые телевизионные комплексы, магнитные фиксаторы с держащей силой до 400 кг и ряд других изделий.

В 2007 г. разработана, прошла государственные испытания, принята на вооружение и серийно поставляется передвижная водолазная станция на автомобильном ходу ПРС-В. В настоящее время идут государственные испытания осмотрового необитаемого аппарата «Марлин», предназначенного для замены поставляемых в ПСС необитаемых зарубежных аппаратов «Фалкон».

И это лишь немногие примеры импортозамещающих разработок, а всего они за последние годы занимают несколько десятков позиций.

Вторая проблема – кадровая. Какой бы ни была совершенной техника, если ее используют не обученные соответствующим образом люди, эта техника бесполезна. К сожалению, в настоящее время, по мнению экспертов и аналитиков, проблема подготовки кадров испытывает кризис. Еще более сложная ситуация – с подготовкой операторов подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, операторов гидроакустической поисковой аппаратуры, инженеров-технологов по подводным работам.

Для решения этих проблем Группа Компаний «Тетис» в своем производственном корпусе построила учебно-тренировочный комплекс, состоящий из учебного класса и тренировочной башни диаметром 5 м и глубиной 9 м, в котором проводится обучение работе на новой технике как водолазов, так и операторов подводных робототехнических комплексов. Кроме того освоены и включены в комплекты поставляемого робототехнического оборудования специальные тренажеры, позволяющие вести на базе заказчика, в том числе и на судах-спасателях, первичную подготовку операторов, а также поддерживать уровень их навыков при отработке операций, максимально приближенных к реальным условиям.