Богиня Афина: какая роль была ей отведена в древнегреческой мифологии? Богиня Афина. Греческая мифология За что отвечала афина

Афина – одна из 12 главных богов греческого пантеона. Легендарная дочь Зевса, родившаяся из ег оголовы. Афина – богиня мудрости, военного искусства, покровительница города-государства, эпонимом которого она является (Афины), а также многих наук и ремесел. С именем Афины связано множество мифических событий и литературных сюжетов, ее образ многогранно отражен в философии и искусстве.

О деве, облаченной в латы, имеется множество интересных фактов.

Афина – единоличная дочь Зевса

По легенде, Афина появилась на свет в полном облачении и с боевым кличем прямо из рассеченной головы Зевса. Царь богов узнал, что его будущий сын от Метиды убьет отца, поэтому проглотил беременную жену и самостоятельно породил дочь.

Афина – богиня-дева

Наравне с Артемидой и Гестией Артемида является целомудренной богиней, не имеющей супруга и детей. Она покровительница целомудрия и незамужних девушек, но и женщины молятся ей о беременности.
Афина требует к себе священной почтительности, поэтому никто из смертных не может ее увидеть.Увидевшего ее омовения Тиресия она лишила зрения.

Атрибуты Афины

Обязательный атрибут светловолосой и сероглазой богини – эгида . Это щит из козьей шкуры со змееголовой медузой, устрашающей людей и богов. По одной из версий именно Афина убила чудовище.Также в руках дева-воительница держит копье.

На голове у Афины шлем с гребнем. В руке дочь Зевса держит Нику – богиню победы.

Образ Афины имеет архаические корни

В греческой мифологии Афина равна Зевсу и даже иногда превосходит его в мудрости и силе. Известно,что вместе с Герой и


Другими богами Афина участвовала в попытке свержения Кронида. Существовал храм Зевса и Афины в Афинах. Богиню почитали не меньше верховного божества. Значимость Афины коренится в матриархальном периоде.

На греческом столица Греции носит название не «Афины», а «Афина»

Афина – эпоним столицы Греции. Этот статус город официально получил в 1834 г. после освобождения от турецкого владычества. Но по легенде наименование древнегреческого полиса восходит к противоборству Посейдона и Афины за право покровительства городу. Посейдон открыл жителям источник морской воды, а Афина посадила оливковое дерево. Последний подарок посчитали более ценным, поэтому первенство передали дочери Громовержца. По другой версии за Афину проголосовала женская половина населения с преимуществом в один голос, после чего женщинам было отказано вправе голосовать.

Афина и суд Париса

По известной легенде Афина была одной из 3-х претенденток на победу в античном «конкурсе красоты». Но пастух Парис предпочел ей и Гере Афродиту, посулившую ему в награду прекраснейшую из женщин –Елену. Приз, яблоко раздора, достался богине любви, которая помогла юноше добыть Елену Прекрасную, из-за похищения которой началась Троянская война.

Как связаны Афина-ткачиха и арахнология?

Афина являлась покровительницей ремесел, в частности она была превосходной ткачихой. Но смертная женщина Арахна достигла не меньшего искусства и начала похваляться им. Тогда Афина вызвала ее на состязание и хотя полотно, сотканное Арахной, оказалось ничем не хуже изделия богини, последняя превратила дерзкую женщину в паука. От имени Арахны происходит название науки арахнологии.

Вокруг афинского Парфенона специально разбрасывают камни для туристов


Парфенон, храм дев, – афинский памятник архитектуры, который был посвящен покровительнице города и всей Аттики. В нем находилась 11-метровая статуя Афины из дерева, золота и слоновой кости.Чтобы туристы не разрушали достопримечательность, специальные рабочие каждую ночь разбрасывают вокруг храма камни, которые путешественники увозят с собой на память.

  • В римской мифологической традиции Афину называют Минервой.
  • Афина – покровительница государственной мудрости и принцип неделимости космического разума.
  • Священные животные и растения Афины: сова, змея, олива.
  • Афина, в отличие от Ареса, покровительствует только справедливым войнам. Она активная участница Троянской войны на стороне ахейцев, борьбы с титанами и гигантомахии.
  • Знаменитые эпитеты Афины: Тритонида (Тритогенея) – рожденная близ гидронима Тритон в Ливии; Паллада – победоносная воительница; совоокая – указание на зооморфическое прошлое образа;Промахос – передовой боец; Пеония – целительница; Фратрия – братская; Сотейра – спасительница;Пронойя – провидящая; Горгофона – Горгоноубийца и многие другие.
  • Афины – родина демократии и Олимпийских игр, а также трагедии, комедии, философии,историографии, политических наук и математических принципов.

Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.

Богиня-воительница чествовалась в Древней Греции наравне с главным богом Олимпа. И неудивительно, ведь Афина, в отличие от большинства собственных родственников, относилась к простым смертным с рациональной мудростью, заботой и пониманием. Девушка стала покровителем военачальников и просто храбрых мужчин. Одетая в боевые доспехи и красивый шлем, богиня спускалась на поле боя и дарила надежду на победу каждому встреченному солдату.

История создания

В греческой мифологии Афина представлена многозадачной богиней. Дочь - покровительница войн, искусств, ремесла и науки. Девушка символизирует мудрость, рассудительность и спокойствие. В римской мифологии богиня известна под именем Минерва и наделена таким же функционалом, что и греческая версия.

Образ девы-воительницы встречается во многих частях света и у многих древних народов. Поэтому определить, откуда пришел культ Афины, невозможно. Обосновавшись в Греции, Афина особенно закрепилась в Аттике. Во славу мудрой богини устраивались Великие Панафинеи – праздники, в программу которых входили ночные шествия, гимнастические состязания и соревнования по выделке оливкового масла.

В честь почитаемой наравне с Зевсом Афины было построено свыше 50 храмов. Наиболее известными считаются Парфенон на Акрополе и Эрехтейон. Богиня стала источником вдохновения для древних скульпторов. Примечательно, что девушку, в отличие от остального пантеона, никогда не изображали обнаженной. Невинность и непорочность уживались в образе Афины со смелостью, решительностью и воинской смекалкой.


Афина в мифологии

Афина - одна из старших дочерей Зевса. Матерью богини считают океаниду Метиду. Первая жена Громовержца на собственную беду предсказала, что родит сына, который свергнет владыку Олимпа. Чтобы не рисковать троном, Зевс проглотил беременную женщину.

Через пару месяцев (в других источниках через 3 дня) у мужчины развились головные боли. Громовержец вызвал и приказал ударить его по голове топором. Из рассеченной головы вышла уже взрослая Афина, облаченная в воинские одежды и экипированная копьем.


Девушка быстро стала ближайшей советницей отца. Зевс ценил дочь за сдержанный и спокойный характер, небывалую мудрость и дальновидность. Афина с уважением относилась к другим детям Зевса и часто покровительствовала героям. Греческая богиня приглядывала за с самого его детства и помогала брату справиться с испытаниями.

Афина с удовольствием покровительствовала героям и храбрецам. Девушка подсказывала боевые ходы Ахиллу во время Троянской войны и поддерживала в морском путешествии. Герои отвечали на такую заботу искренним почтением и жертвоприношениями. К примеру, к которому Афина благоволила, подарил богине голову . С тех пор Горгона, а точнее отрубленная голова чудовища, украшает боевой щит девушки.


Впрочем, Афина не только помогала воинам, но и сама участвовала в сражениях. Прозвище «Паллада» богиня получила после того, как одержала победу над титаном Паллантом.

За смелость и мудрость в честь Афины назвали город в Греции. Большое поселение стало причиной вражды между богиней и . Крепос, основавший город, не мог выбрать покровителя, одновременно склоняясь и к владыке морей, и к богине-воительнице. Чтобы решить судьбу города, Крепос попросил богов создать самые полезные предметы.

Посейдон создал реку и коня, а Афина вырастила оливковое дерево и сделала коня домашним животным. Жители города устроили голосование. Все мужчины выбрали Посейдона, а женщины – Афину. Богиня победила дядю с перевесом в один голос.


Противостояние продолжилось во время Троянской войны. Афина и , желавшие уничтожить Париса, приложили много усилий, чтобы троянцы проиграли. Вредный Посейдон, увидев, что замыслила упрямая племянница, встал на сторону проигрывающей стороны. Троянцем, впрочем, такое покровительство не помогло.

Несмотря на внешнюю привлекательность, Афина так и не вышла замуж. Девушка не тратила время на любовные похождения, предпочитая самосовершенствоваться, творить благие дела и помогать Зевсу в правлении Землей и Олимпом.

Желая хоть как-то отыграться, Посейдон подтолкнул к опрометчивому шагу. Когда Афина пришла к божественному кузнецу за новыми доспехами, бог набросился на девушку. Попытка изнасилования не удалась. Смелая и решительная Афина дала отпор Гефесту. Во время поединка бог изверг семя на ногу девушке. Брезгливая богиня вытерла ногу шерстяным платком и закопала ненужную вещь в землю. Из платка с помощью Геи родился Эрихтоний. Так прославленная девственница стала матерью.


С именем Афины связаны не только завоевательные мифы. Девушка, к примеру, изобрела флейту. Однажды, услышав стоны страдающей Медузы Горгоны, девушка решили воссоздать звуки. Богиня вырезала первую флейту из кости оленя и отправилась на пир, где собрались родные Афины.

Исполнение музыкальной композиции закончилось смехом: Геру и Афродиту повеселил вид девушки во время игры. Расстроенная Афина выкинула флейту.

А позже инструмент нашел сатир Марсий, который вызвал на музыкальное состязание . Только Марсий не учел, что играть на флейте бога научила сама создательница инструмента. После победы бог содрал с Марсия шкуру, чем весьма расстроил рассудительную Афину.

  • Значение имени Афина - свет или цветок. Но существует теория, что из-за древности культа богини настоящий перевод имени утерян.
  • Девушку часто сопровождает богиня Ника, символ победы. При этом родной отец Ники - титан Паллант, павший от руки Афины.

  • Чудовище из Медузы Горгоны сделала сама Афина. Девушка сравнила собственную внешность с обликом богини, за что и поплатилась. По другой версии, Посейдон изнасиловал Медузу в храме Афины. Богиня не стерпела подобного осквернения.
  • Афина покровительствует змеям, но сама чаще всего принимает вид птицы.
  • В честь богини назван астероид, открытие которого состоялось в 1917 году.

Одно из центральных мест в древнегреческой мифологии отведено Афине Палладе. Афина - богиня мудрости, богиня справедливой войны и победы, одна из самых почитаемых богинь Греции. Афина – дочь Зевса, самого могущественного бога на всем Олимпе, бога неба, грома и молний. Зевсу подчиняются остальные греческие боги, он имеет власть над людьми, устанавливает общественный порядок, распределяет на земле добро и зло. Но справедливо будет отметить, что любимая дочь не уступает ему не в силе, не в мудрости. Во многих легендах описано, что Афина восседает на троне рядом с Зевсом. Мать Афины – мудрая океанида Метида, первая жена Зевса.
Афине приписывают изобретение флейты, колесницы, корабля. В числе ее заслуг разработка законов и учреждение Высшего Суда в Афинах. Она олицетворение грамотности и справедливости. Афина дарит мудрость и знания, учит людей искусствам и ремеслам, помогает рукодельницам, ткачихам, гончарам. С ростом греческой культуры мудрая воительница становится еще и покровительницей науки.
Дочь Зевса – богиня мудрости - являлась объектом поклонения во всей Древней Греции, ее воспевали поэты, ею восхищались скульпторы и художники. В многочисленных работах скульпторов, художников и поэтов дочь Зевса предстает перед нами в полном боевом вооружении: на ней сверкающие военные доспехи, блестящий шлем, в руках богиня держит копье и щит. Но при всем своем боевом облике, она отличается необычайной красотой. У нее серо-голубые глаза, русые волосы, божественная фигура и величественная осанка.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и выручает во время опасности. Так, богиня мудрости содействует Персею в расправе с Медузой-Горгоной, которая одним своим взглядом превращала все живое в камень. Афина снабдила Персея медным щитом, блестящим как зеркало, в который он смотрел, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы-Горгоны. И благодаря этому смог отрубить ей голову. Один из любимцев Афины – Одиссей. Его богиня сопровождает на протяжении многолетних скитаний, и в итоге способствует его возвращению на родной остров Итаку. По возвращении на родину, богиня превращает Одиссея в нищего старика, и таким образом очередной раз его спасает, предоставив ему возможность отомстить своим обидчикам.
Афина выступает помощницей Гераклу в борьбе с титанами, с ее помощью он выводит из Эреба пса бога Аида Кербера. Дочь Зевса поддерживает в боевых подвигах Диомеда. Помогает Прометею вынести огонь из кузни Гефеста, а Ясону - вернуть золотое руно.
Афина – хранительница городов, их стен и крепостей. Она является защитницей таких городов как Троя, Афины, Спарта, Аргос. В ее честь назван город – столица Греции – Афины. Ежегодно в городе Афины проводились панафинеи – торжество в честь богини мудрости, сопровождаемое музыкальными и спортивными состязаниями, праздничным шествием с факелами, подношением даров и жертвоприношениями. Афине были посвящены следующие земледельческие праздники:
- праздники, связанные с прорастанием хлеба - прохаристерии;
- праздники созревания плодов – каллинтерии;
- праздники предотвращения засухи – скирофории;
- праздники начала жатвы – плинтерии и другие.
Священное дерево дочери Зевса – маслина (олива), в греческом народе получившее название «дерево судьбы». Повсюду спутниками Афины являются сова и змея – символы мудрости.
О богине Афине сложено не мало легенд и мифов. Один из самых распространенных в современной литературе – миф об Афине и Арахне. Арахна – искусная вышивальщица и ткачиха. Излишне гордясь своим талантом, она вызвала Афину на состязание по ткацкому искусству и с позором проиграла. Не выдержав этого, Арахна пыталась свести счеты с жизнью, но Афина этому воспрепятствовала. В наказание за гордыню и презренное отношение к богам богиня превратила ее в паука, чтобы та вечно висела и вечно ткала. В переводе с греческого слово «арахна» так и переводится «паук».
Неоднократно в греческой мифологии встречается описание вражды между Афиной и Аресом – богом жестокой, кровопролитной войны. Но, с Афиной рядом богиня победы Ника, и в конечном итоге Афина всегда оказывается победительницей.
В честь богини мудрости построено множество храмов и святилищ. Это храмы в городе Афины – Эрехтейон, Парфенон, Гекатомпендон, храм Зевса и Афины. Были святилища Афины и в других местах – в городах Аргос и Дельфы, на островах Делос и Родос, в Спарте. Фидием - величайшим древнегреческим скульптором и архитектором - были воздвигнуты статуи «Афина Парфенос», «Афина Лемния», «Афина Промахос», «Афина Арея». К огромному сожалению, ни одна из этих работ до наших дней не сохранилась. Среди картин античной живописи, посвященных Афине – картины Клеанфа «Рождение Афины», Антифила «Александр и Филипп с Афиной» и Фамула «Афина».
Афина – воплощение мудрости и красоты – и сегодня остается объектом восхищения и музой для многих скульпторов, художников и поэтов.

Богиня Афина - одна из самых известных богинь древнегреческого пантеона, с её недюжинными способностями не может соперничать никто, даже Зевс, а её имя носит столица Греции:

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία - Афинайя) - одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В ипостаси Афины Паллады (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) - богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости. Силой и мудростью она равна Зевсу (Гесиод, "Теогония" 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Гораций, "Стихотворения" I 12, 17-20) и место ее - ближайшее к Зевсу.

Для исследования Афины мы пойдём по нестандартному пути и вместо изучения мифологических аспектов попробуем сначала установить генезис её имени, считающийся неизвестным.

Афина в нумизматике

Воспользуемся артефактами с именем Афины, в частности многочисленными древнегреческими монетами, отчеканенными в её честь. На них обычно представлена голова Афины в шлеме, тотем (сова), оливковая ветвь и краткое имя - ΑΘΕ :

Есть варианты с более кратким именем - ΘΕ:

Ниже даны только реверсы монет с надписью ΘΕ:

Удалось также найти монету, на которой имя Афины представлено единственной графемой - Θ :

Один пример не отражает массовую практику хождения таких монет в античную эпоху, тем не менее его можно считать знаковым: для написания имени Афины древние греки могли обходиться двумя и даже одним символом, которым в Древнем Египте обозначалось солнце :

Этот же символ применялся в древнегреческом языке для буквы "тета". Оказывается, между древнеегипетским иероглифом солнца и древнегреческой буквой "тета" есть генетическая связь, благодаря чему с момента своего появления в древнегреческом алфавите она считалась сакральной. Именно благодаря её сакральным качествам в греческом языке было образовано имя Саваоф: ΣΑΒΑ (др.-егип. "звезда") => ΣΑΒΑω (добавлена сакральная ω ) => ΣΑΒΑω Θ (в конце добавлена сакральная Θ).

В древнеегипетском языке бог солнца назывался "Ра", но в эпоху Среднего царства у него появился синоним - Атон (греч. ΑΘΕΝ ; вариант - IΘΕΝ ):

Очевидно, для ряда правителей Древнего Египта имя верховного бога Ра было табуированным - вместо него дозволялось называть бога солнца именем "Атон", которое в переводе означает "Это". Значение имени раскрывалось с помощью детерминатива в виде символа солнца. Но для нас важно отметить, что подобные имена имели краткую форму - по аналогии с Амон=>Мин и Атум=>Тум, т.е. краткая форма имени Атон - это ΘΕΝ (Тен). Производные этого имени хорошо известны по таким именам и теонимам: Теон, Тион, Теона, Фиона и т.д. В конце этой морфологической цепочки (при переходе Θ=>Z) стоит имя "Зевс" - глава древнегреческого пантеона.

Редуцированный вариант имени ΘΕΝ - это просто ΘΕ или в крайнем случае - Θ . Причём имя ΘΕ , когда к нему было добавлено окончание мужского рода [-οσ], стало нарицательным в значении "бог" (ΘΕΟΣ).

Таким образом, имена ΑΘΕ , ΘΕ и Θ , которые встречались нам на монетах - суть производные имени Атон (Итон) в значении "Афина ". При этом, как мы видим, Θ в виде символа солнца оказалась единственной значимой графемой в имени Афины.

У монет с Афиной есть ещё одна особенность: на их подавляющем большинстве изображён полумесяц (см. также илл. 2):

11.
Середина V в. до н.э.

Если есть полумесяц, значит, наиболее вероятно и присутствие на монете солнца. Оно представлено в явном виде посредством буквы Θ , заимствованной из древнеегипетской иероглифики. Композиционное соседство луны и солнца в античную эпоху носило рутинный характер:

12.
Солнце изображено в виде 8-лучевой звезды с полусферической выпуклостью в центре. Примерно 300 г. до н.э.

Такая иконография согласуется также с известным вариантом буквы "тета" в виде диска с лучами:

Но следует отметить, что в иконографии количество лучей солнечного диска не имело большого значения: их могло быть 4 или больше, но традиционно, в соответствии с сакральной буквой "тета", предпочтение отдавалось 4-м. Такой подход нашёл отражение в вотивной атрибутике, где нередко применялись ненадёжные с практической точки зрения колёса с 4-мя спицами:

14.
Источник: Б.А.Рыбаков, "Язычество древних славян".

Вследствие аллюзии на символ солнца колесо со спицами также считалось сакральным:

15. 16.
Илл. 15: Солярный бог ИАО на гемме; отдельно крупным планом показано колесо солнечной квадриги.
Илл. 16: Триптолем на колеснице с крылатыми змеями, рисунок на вазе; колесница представлена одним лишь колесом и подножкой.

Вывод по данному разделу: имя Афины восходит к древнеегипетскому богу солнца Атону. Их сходство обусловлено тремя аспектами:

1) семантический: Афина и Атон относятся к могущественным богам;
2) фонетический: у них едва различающаяся вокализация имён: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝ(Α) ;
3) морфологическое: единственная значимая графема имени "Афина" - это символ солнца, при этом бог Атон был солнцем.

Таинственная фиала Афины

В музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ, Москва) в зале "Греческий дворик" экспонируется статуя Афины Поллады с необычным для непосвящённой публики предметом в правой руке:

В описании статуи он не упоминается, но удалось установить, что он атрибутируется как "фиала с омфалосом", однако, когда именно в научный оборот была введена такая трактовка, на данный момент мы не знаем. Вероятно, в XIX или даже в XVIII веке, когда на многие неясные вопросы следовал простой ответ - "это фаллическая символика". Ошибочность такого подхода видна по многим признакам:

1. Омфалос понимался как "Пуп Земли". Впервые он встречается в древнеегипетской мифологии под названием "Бен-бен", означающим первичный холм. Египтяне оставили после себя множество Бен-бенов в виде массивных пирамидионов, сопоставимых с ростом человека. Со временем, правда, их размеры стали более демократичными, немного поменялся и вид, тем не менее сохранилась их конусная форма:

18.
Пирамидион Хонсу-Хора, Каирский музей.

2. "Фиала с омфалосом" имела строго определённую форму: это диск с небольшим бортиком или неглубокая круглая ёмкость, имеющие в обоих случаях полусферическое возвышение в центре. С другой стороны, Пуп Земли не может иметь границ, т.к., согласно мифологии, он возник посреди бескрайнего моря.

3. В античной иконографии омфалос широко представлен на монетах: на нём обычно восседает Апллон, т.е., как и в случае с древнеегипетским холмом Бен-бен, высота омфалоса сопоставима с ростом человека:

4. Поверхность омфалоса обычно украшена узнаваемым рельефом (см. илл. 19):

Такой рельеф никогда не встречается на "фиалах с омфалосом". Усечённый конус последнего омфалоса означает, что это место предназначалось Аполлону, как на илл. 19.

5. Круглое возвышение в центре диска - это попытка мастера изобразить шарик, но не конус, что хорошо видно на множестве артефактов:

21.
IV-III в. до н.э., Древняя Греция, золото.

22.
Примерно 740 г. до н.э., "Музей анатолийских цивилизаций" , Анкара.

В ряде случаев мастера сознательно золотили шар в центре, чтобы подчеркнуть его эмблематический смысл, который заключается в том, что это символ солнца. Данная коннотация усугубляется формой фиалы или диска: если смотреть на них сверху, то можно увидеть знакомую букву Θ (см. илл. 9). По сути фиала и была задумана в качестве материального воплощения сакрального символа, чтобы использовать её в ритуальных практиках. Поэтому предмет в руке Афины на илл. 17 с полным правом можно назвать "солнечная фиала" (СФ) или даже "Афина", исходя из её имени (см. выше). Причём, как можно видеть, Афина не выказывает желания использовать фиалу в качестве посуды "для возлияний" - она демонстрирует его зрителям в подтверждение того, что это она и есть. Амбивалентный смысл фиалы в том, что она играет роль сакрального символа и одновременно служит инструментом. Его применение можно видеть на следующем изображении, выполненном на древнегреческой вазе :

Очевидно, бывший хозяин этой СФ таким образом экономил и старался обслужить как можно больше страждущих прихожан, используя меньшее количество благовоний, что безусловно способствовало увеличению дохода служителя культа.

Примеры использования СФ в погребальном культе

Изучение применения СФ в погребальном ритуале представляет интерес по нескольким причинам: он позволяет уточнить некоторые аспекты, в том числе проследить эволюцию культа и символики. Для этого рассмотрим несколько типичных примеров.

26.
"Банкет", Этрусский музей Гуарначчи, г.Вольтерра. (См.прил. 1)

На погребальной урне, кроме усопшего, представлена только Медуза горгона, служащая солярным символом, восходящим к образу Хора Бехдетского . В руке усопший держит СФ, которая скорее похожа на диск, нежели на предмет утвари - он им не пользуется, а всего лишь демонстрирует окружающим. "Банкет" - это явно ошибочная интерпретация. На диске может поместиться что-то наподобие блина, но его там нет. Приходится додумывать за авторов атрибуции: блин съел усопший и демонстрирует пустую тарелку, похваляясь хорошим аппетитом, хотя сам он уже мёртвый. На внутренней поверхности СФ изображена лучистая звезда, украшенная точками, с выпуклой сердцевиной.

27.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, II в. до н.э., Лувр. (См. прил. 2)

Усопший демонстрирует пустую фиалу, которая уже глубже предыдущей, при этом на ней сохраняется изображение лучистой звезды с выраженной полусферической сердцевиной. И в этом примере сложно представить, что СФ использовалась в качестве посуды. К чести сотрудников Лувра они ограничились только общепринятой атрибуцией: "фиала с омфалосом".

28.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, III в. до н.э., Лувр. (См. прил. 3)

В следующем примере усопший также демонстрирует пустую фиалу, которая уже лишена украшений (рельефа), кроме того, стала ещё глубже и напоминает обычную тарелку с затерявшимся круглым комочком на дне. Но он не выпадает, давая понять, что это часть "тарелки". Атрибуция - стандартная: "Мужчина держит "фиалу с омфалосом".

В книге "Римский скульптурный портрет" (Н.Н.Бритова, Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова) подобная композиция названа более определённо - "Пирующий этруск":

29.
Национальный археологический музей, Кьюзи, Глина, III в. до н. э.

С кем и чем пирует этруск, понять сложно. Авторы интерпретации, видимо, полагали, что этруск съел полную фиалу еды, оставив немного про запас с мыслью "на том свете пригодится". Забегая немного вперёд, надо заметить, что такая точка зрения имеет полное право на существование.

29.
Саркофаг Ларции Сеянти , Национальный археологический музей, Флоренция. Глина, II в. до н.э.

К сожалению, мы не знаем, что держит в левой руке Ларция, поэтому будем ориентироваться на общий вид саркофага. Его передняя стенка украшена 4-я розеттами, две из которых - правая и вторая слева - это "солярные фиалы". Вполне вероятно, что они применены как популярные декоративные элементы и не более.

31.
Саркофаг, III в. до н.э., Лувр.

Как и во многих примерах, усопший демонстрирует зрителям СФ в виде лучистой звезды с полусферической сердцевиной. На передней стенке грифоны (см. прил. 4) с двух сторон держат солнечный диск идентичный СФ. Композиция с грифонами - это каноническая сцена, сохранившаяся в неизменном виде вплоть до Средневековья:

32.
Деталь Скуола Сан-Марко, Венеция, 1260 год.

Случайное совпадение иконографии маловероятно. Таким образом, мы получили явное подтверждение того, что термин "фиала с омфалосом" ошибочный.

В завершение обзора погребальной атрибутики рассмотрим курьёзный пример утраты сакрального символизма фиалы.

33.
Этрусская погребальная урна.

Автор этого творения уже, видимо, не знал о назначении СФ и рассуждал о ней из практических соображений: если брать с собой в иной мир, то полную фиалу каши, чтобы не позориться с непонятным комочком на дне.

Выводы по разделу:

1) практика использования СФ эволюционирует в зависимости от времени и места, его исходная семантика деградирует, а затем и вовсе принимает вульгарные формы, в результате чего сакральный атрибут превращается в предмет бытовой утвари;
2) в научной среде существует неверное представление о семантике СФ, что, видимо, связано с нежеланием пересматривать устоявшиеся догмы либо, что более вероятно, с онтологическими заблуждениями.

Афина в мифах

Мы не будем перечислять все качества и достоинства этой богини - они хорошо известны, - но выделим те, которые обычно находятся в тени и не получили должного объяснения.

1. К ним безусловно относится миф о необычном рождении Афины, которая находилась в голове Зевса (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"): когда у него стала болеть голова, он попросил расколоть её, и оттуда появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении". Данный этиологический миф имеет простое и логичное объяснение, которое кратко звучит так: Афина изначально и была Зевсом . Это обусловлено этимологией имени "Зевс", о которой говорилось в начале:

Если быть более точным, то Афину и Зевса связывает общее происхождение посредством этимологической цепочки, но в какой-то момент имена-синонимы обрели плоть и каждое из них зажило своей жизнью. Этот пример показывает, как именно возник древнегреческий пантеон, и почему в нём так много вариаций этиологических мифов. Древние историки и просто путешественники, утратившие связь с исторической альма-матер, посещая Египет, оставляли после себя граффити наподобие "я тут был, но ничего не понял". Хотя очевидно, что кривотолки и рассказы того времени иногда передавали реальные представления о древнеегипетской мифологии, но это были в основном отрывочные сведения, из которых сложно составить общую картину.

2. По другому мифу отцом Афины был Итон: "Другие говорят, что её отцом был человек по имени Итон, царь города Итон" (ibid.). Кому-то может показаться странным, но миф о рождении Афины от отца Итона мало чем отличается от предыдущего мифа, в котором Афина появилась из головы Зевса. Дело в том, что имя "Итон" - это полный аналог имени "Атон". В египтологии до сих пор нет ясности в этом вопросе - вполне вероятно, что имена "Итон" и "Атон" имели параллельное хождение (общепринятая транслитерация - Jtn). Ну а поскольку имя "Итон" или "Атон" досталось Афине, следовательно её отец и есть упомянутый Атон/Итон, который послужил этимологической калькой для имени Зевс (см. илл. 34).

3. Р.Грейвс замечает, что "название города Итоны употреблялось и в мужском, и в женском роде" (ibid.). Пример с Афиной указывает на справедливость слов Грейвса: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝΑ . Андрогинные метаморфозы встречаются прежде всего в древнеегипетской мифологии, а затем стали частью древнегреческой. Мы видим это по статуе Афины (илл. 17), атлетическое сложение и лицо которой скорее напоминает мужское, и только женский пеплос заставляет предполагать, что Фидий сам был в замешательстве, не зная, кого ему ваять - мужчину или женщину. На мужские качества Афины обратил внимание и Гесиод: "Силой и мудростью она равна Зевсу" (Гесиод, "Теогония" 896). Кроме того, Афина - единственная богиня, использующая мужскую атрибутику, в частности оружие: шлем, копьё и щит.

4. В Древней Греции, оказывается, не было ясности и с началом поклонения Афине: "Миф об Итоне говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). Если иметь в виду, что поклонение Атону/Итону зародилось в Древнем Египте задолго до появления греков, то следует признать правоту итонян. Единственно следует уточнить, что итоняне, согласно мифу, сами путались в названии своего города, называя его "Итон" либо "Итона" (см. выше), и тогда "Итона" автоматически становится Афиной.

5. "Платон отождествлял Афину, покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт" (ibid.). Близость обусловлена тем, что обе были воительницами и ходили с оружием.

6. Одна из самых популярных эпиклес Афины - "Паллада". По поводу её происхождения идут многовековые споры, но при этом, как правило, не учитывается одно важное обстоятельство: в древнегреческой мифологии было 4 персонажа с такими именами и прозвищами :

Афина Паллада (Ἀθηνᾶ Παλλὰς).
Паллант (титан) - титан, сын Крия, муж Стикс.
Паллант (гигант) - козлоподобный Гигант, убитый Афиной. По одной из легенд, его имя послужило источником эпитета Афины Паллады.
Паллант (сын Пандиона) - сын Пандиона, брат Эгея, убитый Тесеем.

Паллант был настолько популярным, что отметился также в латинской мифологии:

Паллант (латинская мифология) - сын либо внук Евандра, царевич Лация.

Согласно одному из этиологических мифов, "будучи девочкой, Афина нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооружённые мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). По другому мифу, "Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон" (ibid.). Третий миф рассказывает, что Афина убила титана Палланта, содрала с него кожу и покрывала ею своё тело во время гигантомахии, из-за чего её стали называть "Паллада" (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2). Явная надуманность мифов говорит лишь о том, что их авторы не имели понятия о происхождении эпиклесы "Паллада" и занимались фантазированием.

Имя "Παλλασ" - служит диалектным вариантом имени "Πολλοσ" со значением "могущественный", "сильный". Если предположить, что это краткая форма торжественного имени, то полное будет "Απολλοσ" (Аполлон). В свою очередь "Аполлон" восходит к названию величайшего храма древности, посвящённого Хору-Ра (Хору Бехдетскому) - "Pr-Ra" (Пер-Ра). В Древнем Египте множество имён было образовано таким же образом - от названия того или иного храма, аналогичная практика распространялась и по всей Ойкумене. Непререкаемый авторитет бога солнца Аполлона послужил распространению этого имени, в том числе в его краткой форме Απολλοσ <=> Πολλοσ (Поллос). Таким образом, имя "Афина Паллада" имеет перевод - "Атон храм Ра". Но мы знаем, что "Атон" и "Ра" - имена-синонимы, поэтому их связка имела естественное происхождение.

В данном контексте связь Афины с козлоподобным Гигантом Паллантом (см. выше) получает должное объяснение, если под ним иметь в виду Амона-Ра, имеющего характерный образ винторогого козла:

35.

7. Большинство источников настаивают на том, что Афина пользовалась козлиной шкурой в качестве защиты, и Геродот (IV.189) находит этому объяснение: "Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова "айгес" эллины и взяли [название] эгиды. Так же и езде на четвёрке коней эллины научились от ливийцев" .

Р.Грейвс не согласен с Геродотом и дал своё объяснение "козлиной" шкуре: "Эгида - магическое щитообразное оружие Зевса, изготовленное Гефестом и украшенное внушающей ужас головой Горгоны Медузы. Впрочем, Зевс в бою ею даже не пользовался. Правой рукой он мечет молнии, а левой - потрясает эгидой и нагоняет грозовые тучи. Зевс часто передает эгиду Аполлону и особенно Афине, которые носят её как символ Зевсовой мощи. Принято считать, что слово «эгида» (греч. αἰγίς) не связано с козой (аіх), а восходит к неясному догреческому корню, входящему во многие мифологические имена. Но поздние греческие мифографы объясняли происхождение названия тем, что эгида изготовлена из шкуры козы Амалфеи" . Однако Алмалфея, согласно мифологии, была обычной козой и не обладала чудодейственной силой.

Представляется, что путаница связана с самим словом αἰγίς , которое обнаруживается и в пелагонизме Αιγαίον πέλαγος ("Эгейское море") с неясной этимологией. Но она сразу же проясняется при условии, что в древности любое море называлось "священным", т.е. по-гречески - Αγιος πέλαγος ("Священное море"). Подтверждением тому служит коптское слово АЄIК - "освящать" (коптский язык наследует древнеегипетский), от древнеегипетского этимона которого, в результате метатезы при переходе из одного языка в другой, было образовано древнегреческое слово ΑΙΓ, а затем - ΑΓΙ(-οσ): АЄIК => ΑΙΓ => ΑΓΙ.

На одной из редких древнегреческих монет с профилем и символикой Афины мы находим слово ΑΙΓ:

36.
Древнегреческая монета, 331-316 г. до н.э.

Полагаю, последний пример доказывает абсурдность слов Геродота, увязывавшего святую богиню с козой.

Щит Афины тоже служил ей эгидой, следовательно он был священным (ἅγιος), чему способствовала голова Медузы горгоны на ней:

37.
Щит Афины (Щит Странгфорда), 200-300 г.н.э.

С Медузой горгоной связано множество заблуждений в основном баснословного характера. В действительности это - полиморфный персонаж, восходящий к богу Бесу и Хору Бехдетскому . Таким образом, Медуза горгона персонифицирует в данном случае всю мощь бога солнца. Этот пример в очередной раз демонстрирует специфику мифотворчества древних авторов, безудержно фантазировавших, основываясь лишь на отрывочных знаниях либо вовсе без оных.

Цивилизационные аспекты, связанные с Афиной

1. Образ Афины, ставший частью общемировой культуры, продолжает таить в себе загадки, часть из которых были рассмотрены выше. Но далеко не все. В частности привлекает внимание крупный гребень шлема Афины:

38.
Статуя Афины Промахос, Фидий.

С точки зрения защитных качеств он видится совершенно бесполезным, более того, обычно он изготавливался из конского волоса (плюмаж), поэтому ныне его воспринимают как украшение, чем и занимаются в настоящее время историки, считающие подобные атрибуты декоративными элементами амуниции. Но ряд обстоятельств ставят под сомнение расхожую точку зрения, поскольку, прежде всего, необходимо отличать современный эмансипированный социум от Древности, пропитанной религиозной онтологией, символикой и суевериями. Одно из свидетельств тому - рассмотренный выше священный щит Афины с разновидностью солярного божества, Басилевса (см. далее).

Шлемы с гребнями применялись также в армии Древнего Рима:

39.
Древнеримский шлем, реконструкция.

Гребень может быть как продольным, так и поперечным, кроме того, отметим на шлеме полукруглый плюмаж красного цвета. Однако в Древней Греции подобные шлемы появились ещё раньше:

40.
Аттический шлем.

Аттика - это историческая область Греции. Само название "аттический шлем", подсказывает, что такие шлемы появились прежде всего в Афинах, сердце Аттики. Снова мы видим полукруглый гребень, но всегда ли он был таким, и что послужило его прообразом?

41. 42. 43.
Илл. 41: Бронзовая статуэтка Афины Промахос, 600-575 г. до н.э., Археологический музей Гимеры, Сицилия.
Илл. 42:
Илл. 43: Бронзовый шлем, 8 в. до н.э., Археологический музей Аргоса.

44.
Бог солнца Ра, Древний Египет.

Следовательно Афина с архаичных времён, по образу и подобию, носила на голове диск, но так и должно быть, так как её прообраз - это бог солнца Атон. Можно задаться вопросом о самостоятельном зарождении практики ношения диска, но подтверждения её мы не находим. С другой стороны, древним грекам не надо было ничего выдумывать, поскольку этих богов с диском на голове они созерцали собственными глазами, будучи в Египте.

Таким образом, диск на голове Афины, а впоследствии гребень, изначально были вотивными атрибутами. С этой точки зрения "гребень" Аполлона имеет ту же природу, что и оный Афины:

45.
Бог Аполлон на солнечной квадриге.

Примечательно, что Гомер называл аттические шлемы с гребнем κόρυς (корус), т.е. практически "Хорус" - именем древнеегипетского небесно-солярного бога, носившем на голове диск солнца (см. илл. 44).

2. Парфенон считается величайшим памятником древнегреческой культуры, но почему-то его называют "Девичьи покои" (Παρθενών - партенон, Парфенон), что является показательным примером уровня академической науки. Разумеется, над обоснованием абсурдной эпиклесы сотни лет трудились и продолжают трудиться лучшие умы человечества, ибо на карту поставлена, ни много ни мало, а целая "колыбель европейской цивилизации", но воз и ныне там. Представляется, что причиной заблуждения кроется в парадигмальных шорах, не позволяющих взглянуть на слово "Парфенон" беспристрастным взглядом. Отринув их, можно сразу же обнаружить знакомое словосочетание (см. выше), применявшееся к названиям храмов - ΠΡ-ΑΘΕΝ (греч.), что в переводе с древнеегипетского означает "Храм Атона" или Афины, кому как больше нравится (см. выше). Причём ни для кого не секрет, что Парфенон посвящён именно богине Афине, но её успешно не замечают в храме, носящим её имя.

Тем не менее интересно оценить, насколько "величайший" храм был таковым, сравнив его с другими древними храмами, ведь после эпохи "Великих пирамид" показателем могущества царств служили именно культовые сооружения:

46.
Размеры древних храмов и комплексов.

Здесь не приведён храмовый комплекс в Карнаке, который своими размерами затмевает все храмы вместе взятые. Как видим, Парфенон находится в "цивилизационном хвосте", что указывает на реальное место Древней Греции на шкале цивилизационных достижений. Но так и должно быть, учитывая "ущербное" происхождение бога Атона, к которому восходит Афина. В целом же "Великая греческая цивилизация" - это результат заблуждений мыслителей прошлого, а в настоящее время - туристической рекламы.

3. Рассмотрим ещё одну СФ непревзойдённого качества и сложности исполнения:

47.
Боспорское царство, курган Куль-Оба. Середина IV в. до н.э.

СФ выполнена в виде лучистой звезды, в которой 12 больших лучей и 12 меньшего размера, что намекает на знание автором СФ суточного деления времени на 24 часа. Каждый луч и соответственно "час" несёт изображение горгонейона с гривой. Ранее мы отмечали , что горгонейоны часто имеют бороды и усы, а на этой СФ - только гривы, над которыми извиваются змеи:

Совокупность данных показывает, что общепринятая интерпретация, основывающаяся на древнегреческой мифологии, ошибочна. Точнее говоря, Медуза горгона - это частный случай другого персонажа, который, вообще говоря, далеко не всегда имеет женский облик. Мы знаем, что изначально он имел львиную шкуру и гриву, был карликом-трикстером и дразнился высунутым языком. Это - архетипичный образ бога Беса. Объединив его имя со львом, имя которого также заимствовано в древнеегипетском языке (rw/lw), получим Бес +лев - Басилевс . Причём Бес изначально обладал атрибутами льва и добавление имени последнего, очевидно, связано с желанием усилить коннотацию с царственным статусом. Удивительно, но этимология имени "Басилевс" также не известна в научном сообществе. И вновь причина тому - пристрастность и зашоренность.

4. Эту работу мы начали с рассмотрения монет, ими же и закончим наше исследование.

49.
Селевк III Сотер (Керавн), 226-222 гг. до н.э.

Если просто рассматривать монету, то можно прочитать ΣΕΛΕΥΚΟΥ, окончание имени которого -ΕΥΚΟΥ, в качестве корня остаётся диалектный вариант имени ΣΟΛ (бог солнца) - ΣΕΛ. На омфалосе сидит бог солнца Аполлон, а общую картину довершает имя народного бога солнца - ΒΑΣΙΛΕΟΣ. Невольно задаёшься вопросом: есть ли здесь реальный исторический персонаж?..

Традиционно считается, что в Древнем Египте не было чеканки монет привычной для греко-римской эпохи, но тогда не совсем понятно, откуда появились монеты с древнеегипетской символикой:

50.
Серебряная дидрахма, Тир, Финикия, 360-332 г. до н.э.
Легенда: на аверсе - Мелькарт едет верхом на морском коньке, ниже - волны и дельфин, плывущий вправо;
на реверсе - сова под левым крылом несёт крюк и цеп, правее - финикийские буквы.

Пилообразный символ на аверсе - это древнеегипетский иероглиф, означающий воду. На реверсе стоит филин, тело которого заимствовано у египетского бога Хора (сокола), под крылом он держит инсигнии - Нехех (крюк) и Хека, символы власти древнеегипетского фараона. Но самое любопытное - в двух неприметных символах, названных "финикийскими буквами":
Финикийских букв в надписи нет - это древнеегипетские иероглифы, которые читаются, как ЯХУ , т.е. Яхве. Оказывается, Яхве персонифицирует собой лунно-солнечный дуализм и не более того. Причём ранее мы сталкивались с другим персонажем с идентичной семантикой - с Соломоном .

Кто же мог в античную эпоху чеканить монеты с древнеегипетской символикой и иероглифами? В какой-то мере ответом служат приведённые ниже артефакты:

51.
Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Обнаружение в Древнем Египте древнегреческих монет можно было бы объяснить проникновением из соседней Греции, но здесь мы имеем полный комплект инструментов для производства "сов" (монет с совами). При этом важно подчеркнуть, что на сегодняшний день он единственный.

Приложения

1. Этрусская погребальная урна. Археологический музей Фьезоле под Флоренцией.

2. Крышка женской гробницы из Тосканы, терракота со следами полихромного оформления, Археологический музей Флоренции, III в. до н.э.

3. Этрусская погребальная урна, Кьюси, Тоскана.

4. Слово "грифон" (греч. γρύφων) имеет неясное происхождение. Представляется приемлемым вариант этимологии от словосочетания Хор+Атон. Оно объясняет его солярную семантику и в то же время хтоническую: голова заимствована у небесно-солярного бога Хора, а львиное тело символизирует власть над всем живым на земле. Аполлон на грифоне, 380 г. до н.э.: