Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий. Организационное обеспечение включает в себя всю совокупность методов и средств, регламентирующих дея

Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. A) Результат вычисления формулы на основе имеющихся данных
  3. A) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы
  4. A) Совокупность программных средств, с помощью которых создается база данных и поддерживается в процессе эксплуатации
  5. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  6. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до

Качество кредитного портфеля можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны – как свойство, существенный признак кредитного портфеля, с другой – как возможность охарактеризовать его положительно со всех рассматриваемых сторон.

Соответственно, и структура портфеля формируется под воздействием таких факторов , как:
- доходность и риск отдельных ссуд;
- спрос заемщиков на отдельные виды кредитов;
- нормативы кредитных рисков, установленные Центральным банком;
- структура кредитных ресурсов банка (краткосрочные / долгосрочные).
В рамках управления качеством кредитного портфеля банки постоянно диверсифицируют свою деятельность, прилагая усилия к освоению новых видов кредитных продуктов. Именно поэтому формирование и постоянный анализ кредитного портфеля позволяют более четко разработать тактику и стратегию банка, определить возможности кредитования клиентов банка и развития деловой активности на рынке. Важным является понимание того, что управление кредитным портфелем должно представлять собой систему, предполагающую наличие субъектов, воздействующих на объекты (элементы), которые в свою очередь находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Совокупность элементов системы функционирует на основе общих правил (требований). К принципам системы управления кредитным портфелем, как правило, относят:
1. Систематичность. Анализ кредитного портфеля носит систематический характер, изучение состава и качества банковских ссуд должно осуществляться в разрезе показателей динамики, структуры, сравнения со среднебанковскими показателями.
2. Формирование системы показателей. Каждая кредитная организация формирует адекватную специфике ее деятельности систему показателей оценки качества кредитного портфеля.
3. Разноуровневый характер анализа. Анализ кредитного портфеля должен иметь место как на уровне всего портфеля в целом, так и на уровне отдельных групп кредитов, требующих особого внимания, или даже на уровне отдельных кредитных операций

Управление кредитным портфелем как система, в соответствии с вышеуказанными принципами, предполагает реализацию мероприятий в рамках следующих ее элементов:
- нормативная база управления (законодательные и внутренние документы);
- структура субъектов управления,
- процесс управления;
- средства, методы, инструменты управления риском.
Обязательными элементами системы управления кредитным портфелем являются:
- разработка критериев оценки кредитов, составляющих кредитный портфель;
- формирование системы показателей, которые позволяют оценить качество кредитного портфеля в каждый отдельно взятый момент времени;
- определение конкретных мероприятий, позволяющих улучшить структуру и качество кредитного портфеля;
- определение оптимального размера резервов на возможные потери по ссудам, необходимых для покрытия потерь от нерационального размещения ссуд - мониторинг изменений в структуре кредитного портфеля (структурирование возможно по различным основаниям, в зависимости от преследуемой в анализе цели)



22​ Валютная позиция коммерческого банка и методы ее регулирования

Понятие валютная позиция банка. Виды валютной позиции и нормативы установленные Национальным банком относительно величины открытой валютной позиции.

Валютная позиция - остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом в не балансовых требований и обязательств по не завершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или расходов при изменении обменных курсов валют.



Короткая открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количественно превышают активы и внебалансовые требования в этой иностранной валюте

Длинная открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой иностранной валюте.

Закрытая валютная позиция - валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы (с учетом в не балансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в которой количественно совпадают.

Валютный риск учитывается в расчете норматива достаточности банка. Величина суммарной открытой (сумма общей длинной или сумма общей короткой позиции) валютной позиции по всем видам иностранных валют и драгметаллов не может превышать 20% нормативного капитала банка. Величина чистой открытой валютной позиции Разница между длинной и короткой позицией) по каждому виду иностранной валюты не может превышать 10% нормативного капитала банка.

23​ Инвестиционные операции коммерческого банка.

Виды инвестиционных операций банка. Инвестиционная стратегия банков. Прямые и портфельные инвестиции.

Инвестиции – это любой финансовый инструмент, в который можно вложить деньги, рассчитывая сохранить или приумножить их стоимость или обеспечить положительную величину дохода. В широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны. Чаще всего инвестиции означают покупку акций или облигаций с расчётом на некоторые финансовые результаты, совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.

Для инвестора существуют следующие виды инвестиций:

1) Инвестиции в золото, серебро и другие виды металлов;

2) Инвестиции в монеты, драгоценности, коллекционные товары;

3) Инвестиции в недвижимость;

4) Инвестиции в инвалюты;

5) Инвестиции в сбережения на денежных вкладах в банках;

6) Инвестиции в акции иностранных компаний и др.

Прямые - это вложения с целью непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут выступать предприятия, различные фонды и корпорации, недвижимость и другое имущество.

Прямые инвестиции принимают форму вложений в ценные бумаги в том случае, когда банк приобретает (либо оставляет за собой) контрольный пакет акций той или иной компании, в управлении которой он непосредственно участвует, реализуя право голоса по принадлежащим ему акциям.

Так как коммерческий банк может владеть контрольным пакетом акций промышленных и торговых предприятий, которые являются его основными клиентами, обладая контрольным пакетом, он может контролировать производственную и финансовую деятельность предприятия и таким образом снижать риски своих кредитных операций с этими предприятиями.

Цель портфельных инвестиций - получение дохода от роста курсовой стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле, и прибыли в форме дивидендов и процентов на основе диверсификации вложений. Портфельные инвестиции осуществляются в форме создания портфелей ценных бумаг различных эмитентов, управляемых как единое целое.

Важнейшим этапом инвестирования является выбор стратегии . Выделяют следующие инвестиционные стратегии:

стратегия постоянной стоимости . В этом случае при управлении портфелем его обшая стоимость должна поддерживаться на одном уровне, что достигается либо изъятием полученной прибыли, либо внесением дополнительных средств в случае убытков;

стратегия постоянных пропорций. При этой стратегии владелец портфеля поддерживает в течение определенного периода времени одинаковые соотношения между отдельными составляющими портфеля. Структура портфеля, по которой устанавливаются пропорции, может быть определена по большому числу признаков, например: уровень рискованности ценных бумаг, виды ценных бумаг, отраслевая или региональная (в том числе страновая) принадлежность эмитентов ценных бумаг и т.д

стратегия плавающих пропорции. Более сложная стратегия ценных бумаг, заключающаяся в установлении разнообразных (но не постоянных) желаемых пропорций портфеля. Например, если при выборе такой стратегии инвестор, склонный к риску, исходит из предположения, что рынок инертен и аналогичные изменения пропорций портфеля будут происходить и дальше. Иными словами, если доля акций в портфеле возросла за счет их более быстрого роста по сравнению с облигациями, то инвестор приобретает акции, рассчитывая на продолжение их ускоренного роста.

Исходя из степени приемлемого риска можно выделить следующие инвестиционные стратегии коммерческих банков:

агрессивная стратегия . В этом случае допускается высокая доходность вложений и высокий риск, объектом вложений обычно выступают акции, высокодоходные облигации ненадежных эмитентов и другие рискованные активы;

сбалансированная (опытная) стратегия. В этом случае поддерживается равномерное распределение высокорискованных и низкорискованных активов, т.е. в случае возникновения непредвиденных сложностей их реализация на вторичном рынке осуществляется с минимальными потерями;

консервативная стратегия предполагает минимальную степень риска с уделением особого внимания надежности ценных бумаг.

24​ Эмиссионные операции коммерческого банка.

Понятие эмитента, эмиссионных бумаг. Виды ценных бумаг эмитируемых банками. Виды акций.

Эмитент - юридическое лицо (группа лиц), государство или местные органы власти, осуществившие эмиссию - выпуск ценных бумаг - и несущие ответственность (согласно проспекту эмиссии) за эти ценные бумаги перед инвесторами.

Эмиссионные операции банка - это деятельность по выпуску банком собственных ценных бумаг. Действующее законодательство разрешает коммерческим банкам выпускать следующие виды ценных бумаг; акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги. Выпуская облигации, коммерческие банки привлекают дополнительные заемные средства.

Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коммерческие банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и создание платежных средств. Целью выпуска акций является формирование уставного капитала. Уставный капитал акционерных коммерческих банков - это сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами . Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру исходя из принятой им стратегии развития. Если банк, подчиняясь законам конкурентной борьбы, стремится расширить круг своих клиентов, в том числе за счет крупных кредитоемких предприятий, то, естественно, собственный капитал должен увеличиваться.

Привлечение дополнительного капитала акционерными банками может осуществляться путем размещения дополнительных акций. Банк может выпускать акции именные (в документарной и в бездокументарной форме) и на предъявителя . Акции на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Могут также выпускаться обыкновенные и привилегированные акции . Порядок эмиссии привилегированных акций, условия их выпуска специально оговариваются в уставе банка.

25​ Управление портфелем ценных бумаг коммерческого банка.

Понятие портфеля ценных бумаг. Критерии качества портфеля ценных бумаг. Виды инвестиционной стратегии при управлении портфелем ценных бумаг.

Портфель ценных бумаг - это определенным образом подобранная совокупность отдельных видов ценных бумаг. В зависимости от того, какие цели и задачи изначально стоят при формировании того или иного портфеля, выбирается определенное процентное соотношение между различными типами активов, составляющими портфель инвестора

Под управлением портфелем ценных бумаг понимается применение совокупности различных методов и технологических возможностей, которые позволяют:

Достигнуть максимального уровня дохода;

Обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

Иначе говоря, процесс управления нацелен на сохранение основного инвестиционного качества портфеля и тех свойств, которые бы соответствовали интересам его держателя.

Поэтому необходима текущая корректировка структуры портфеля на основе мониторинга факторов, которые могут вызвать изменение в составных частях портфеля

К основным стратегиям управления инвестиционным портфелем относятся:

1. Стратегия постоянной стоимости. В этом случае при управлении портфелем будет поддерживаться на одном уровне общая стоимость портфеля, что достигается либо изъятием полученной прибыли, либо внесением дополнительных средств в случае убытков,

2. Стратегия постоянных пропорций. При этой стратегии владелец портфеля поддерживает в течение определенного периода времени одинаковые соотношения между отдельными составляющими портфеля. Структура портфеля, по которой устанавливаются пропорции, может быть определена по большому числу признаков, например уровень рискованности ценных бумаг, виды ценных бумаг, отраслевая или региональная (в том числе страновая) принадлежность эмитентов ценных бумаг и т.д. Когда в результате движения рыночных цен на ценные бумаги, входящие в портфель, установленное соотношение нарушается, банк производит продажу ценных бумаг, доля которых возросла, а на вырученные денежные средства покупает ценные бумаги, доля которых упала.

3. Стратегия плавающих пропорций. Более сложная стратегия ценных бумаг, заключающаяся в установлении разнообразных (но не постоянных) соотношений между желаемыми пропорциями портфеля, Например, если при выборе такой стратегии инвестор, склонный к риску, исходит из предположения, что рынок инертен и уже произошедшее изменение пропорций в портфеле будет происходить и дальше. Иными словами, если доля акций в портфеле возросла за счет их более быстрого роста по сравнению с облигациями, то инвестор приобретает акции, рассчитывая на продолжение их ускоренного роста.

4. Агрессивная стратегия. В этом случае допускается высокая доходность вложений и высокий риск, объектом вложений обычно выступают акции, высокодоходные облигации ненадежных эмитентов и другие рискованные активы.

5. Сбалансированная (опытная) стратегия. В этом случае поддерживается равномерное распределение высокорискованных и низкорискованных активов, т.е. в случае возникновения непредвиденных сложностей их реализации на вторичном рынке осуществляется с минимальными потерями.

6. Консервативная стратегия предполагает минимальную степень риска с уделением особого внимания надежности ценных бумаг.

Общими критериями включения различных объектов в инвестиционный портфель являются соотношения доходности, риска и ликвидности инвестиционных вложений.

26​ Порядок проведения лизинговой операции коммерческим банком.

Понятие лизинговой операции. Схема ее проведения. Участники сделки. Виды лизинга.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь лизинг оп­ределяется в качестве «финансовой аренды», т.е. специфического вида арендных отношений.

В Положении о лизинге ли­зинг трактуется так: «Лизинговая деятельность [лизинг] - деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей ее другому субъекту хозяйство­вания на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа».

Общая схема взаимоотношений участников лизинговых операций и движения финансовых потоков при лизинге приведена на рисунке 1.

Объект лизинга - любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (стоимостью свыше десяти минимальных заработных плат за единицу либо комплект независимо от срока службы или стоимостью до десяти минимальных заработных плат за единицу, либо комплект со сроком службы свыше одного года), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов.

Субъектами лизингового рынка , как уже отмечалось выше, являются: лизингодатели, лизингополучатели, продавцы или поставщики имущества, банки и другие кредитно-финансовые учреждения, а также брокерские и консалтинговые фирмы, которые, хотя и не являются непосредственными участниками лизинговых операций, но оказывают другим участникам рынка посреднические, информационные и консалтинговые услуги.

Ли­зингодатель (арендополучатель) – это субъект хозяйство­вания, собственник предмета лизинга, предоставляющий его во временное пользование на условиях, определен­ных лизинговым договором (соглашением).

В Республике Беларусь действует Положение о лизинге на от 4 июня 2010 г. № 865), согласно которому в целях установления особенностей осуществления хозяйственных операций выделяют:

Лизинг, при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга (не менее 1 года) обеспечивают возмещение лизингодателю не менее 75 процентов контрактной стоимости предмета лизинга независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом предмета лизинга лизингополучателем или его возвратом лизингодателю, определяется как финансовый ;

Лизинг, при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга обеспечивают возмещение лизингодателю менее 75 процентов контрактной стоимости предмета лизинга и по истечении срока лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю предмет лизинга, определяется как оперативный .

Лизингополучатель может выступить одновременно в пределах одного договора в качестве продавца имущества, передаваемого в лизинг (возвратный лизинг).

Банки применяют только финансовый лизинг.

Операция лизинга проводится на основании договора лизинга. Существенными условиями договора лизинга являются:

Предмет лизинга (его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг);

Указание на сторону, осуществляющую выбор предмета лизинга и продавца;

Контрактная стоимость предмета лизинга;

Размер либо порядок определения размера, способ и периодичность уплаты лизинговых платежей в соответствии с условиями договора;

Цена договора лизинга либо порядок ее определения;

Условие о сроке лизинга.

27​ Порядок проведения факторинговой операции коммерческим банком.

Понятие факторинговой операции. Схема ее проведения. Участники сделки. Виды факторинга.

9.1. Классификация ПО

ПО (ПО) — это совокупность всех соответствующей документации и программ, снабжающая применение ЭВМ в интересах каждого ее пользователя.

Различают системное и прикладное ПО. Схематически ПО возможно представить так:

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базисное и сервисное. Системные программы предназначены для управления работой вычислительной совокупности, делают разные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д).

Базисное ПО включает в себя:

  • операционные совокупности;
  • оболочки;
  • сетевые операционные совокупности.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

  • диагностики;
  • противовирусные;
  • обслуживания носителей;
  • архивирования;
  • обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ

для ответа задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО трудится лишь при наличии системного ПО.

Прикладные программы именуют приложениями. Они включает в себя:

  • текстовые процессоры;
  • табличные процессоры;
  • базы данных;
  • интегрированные пакеты;
  • совокупности иллюстративной и рабочий графики (графические процессоры);
  • экспертные совокупности;
  • обучающие программы;
  • программы математических расчетов, анализа и моделирования;
  • игры;
  • коммуникационные программы.

Особенную группу составляют совокупности программирования (инструментальные совокупности), каковые являются частью системного ПО, но носят прикладной темперамент. Совокупности программирования – это совокупность программ для разработки, внедрения и отладки новых программных продуктов. Совокупности программирования в большинстве случаев содержат:

  • трансляторы;
  • среду разработки программ;
  • библиотеки справочных программ (функций, процедур);
  • отладчики;
  • редакторы связей и др.

Источник: inf.e-alekseev.ru

Программное обеспечение iVMS 5200 Professional от компании HikVision

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов :

фискальная (наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом);

распределительная, или социальная (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения), стимулирующая (стимулирование экономической деятельности).

Налоги имеют важное значение для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.

Фискальная функция налогов (от лат. fiscus - «государственная казна») исторически была первой, и остается главной до сих пор. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. В России в последние годы налоги более 85 % дохода бюджета.

Распределительная функция налогов. Одни платят налоги, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

Стимулирующая функция налогов . Это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде (например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий). Прямыми являются и такие налоги, которые имеют отношение к прошлым доходам: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Это косвенные налоги . Они включены в цены товаров и услуг, например налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Косвенные налоги уплачиваются в бюджет производителями. Акцизы, т. е. налоги на отдельные товары и услуги, применяются широко, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах­ и странах с переходной экономикой - косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но эти налоги менее справедливы. В России в 1990-х годах доля косвенных налогов составляла более 70 %.

Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у нее есть свои особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой - 13 %. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый кодекс установил исчерпывающий перечень налогов, и другие не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на прибыль;

Платежи за пользование природными ресурсами;

Подоходный налог с физических лиц;

Таможенные пошлины;

Налог на имущество организаций.

Они обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Основным налогом для граждан является подоходный налог; его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50 %. Уплата подоходного налога - одна из обязанностей граждан; она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций - документов, которые должны представляться в специальное ведомство - налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года, например гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы. Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13 %: бухгалтерии предприятий ежемесячно начисляют этот налог, вычитают из зарплаты сотрудников и переводят в бюджет. Если у человека были иные доходы, то в начале года он должен заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а остальная - по декларации.

Индивидуальным подоходным налогом облагаются и частные предприниматели.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

В 1993 году ставки НДС в России были снижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10 %. По остальным товарам и услугам - до 20 %. Такие ставки действовали 10 лет - до 2004 года, затем снизили до 18 %.

Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но и часть их издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). В России он в целом соответствуют мировой практике.

Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют «налогами на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. С одной стороны, они способствуют сокращению потребления этих товаров, а с другой - пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию, например­ на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90 % отпускной цены товара (как, например, цены крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - их поставщики.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой группе налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

В налогообложении постоянно увеличивается часть косвенных налогов.

От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества - уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.

При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение - прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (к примеру, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Предметная среда на летнем участке Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурноландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам: принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры; принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития; принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

2 Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств: В центре сюжетно-ролевых и театрализованных игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок». Для уличного оборудования на участке необходимо предусмотреть место для его хранения либо выноса на участок. В центре сюжетноролевых и театрализованных игр располагают несколько игровых построек макеты машин, магазина, и прочее. Однако такие постройки не должны быть статичными, неподвижными и занимать много места. Комплект игровой мебели Куклы Коляски, машины и.т.д Дома и мебель для маленьких кукол Комплект приборов домашнего обихода (кухня, посуда, продукты, транспортные игрушки и др.) Образные игрушки Тематические игрушки Пальчиковые куклы Шапочки маски Ширмы (настольная) Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения. Благодаря личному пространству у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. Это единственный уголок площадки, который должен иметь твердое покрытие. На нем может быть нанесена дорожная разметка, размещены атрибуты соответствующих сюжетно - ролевых игр. Зона транспорта может служить и площадкой для игр с мячом, скакалками, в «классики», с мелом и т. п. Особое место занимает «Автогородок», он организовывается для того, чтобы дети могли применить «на практике» свои знания, в игре закрепить правила поведения на улице, умение различать дорожные знаки, использовать доступные данному возрасту игровые виды транспорта. Стационарные объекты и оборудование площадки: асфальтированная дорожка, иммитирующая проезжую часть улицы города, с разметкой, поворотами и перекрестком;

3 светофор, дорожные знаки, указатели. Выносное оборудование: самокаты, машины, Для игр со строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал, развернуть строительство и была возможность сохранить постройки. Для игр на участке лучше иметь отдельный строительный набор, который хранят в специальной коробке. Это позволит оставлять строительный материал в течение всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками, необходимые для игр со строителем. Деревянные конструкторы без крепежа Специальные конструкторы: логика, творчество, игра Конструкторы и плоскостной театр по сказкам Пластмассовые конструкторы без крепежа Пластмассовые конструкторы с крепежом Конструкторы из мягкого пластика Магнитные конструкторы Конструкторы с механизмом Конструкторы из серии «Юный ученый» Оборудование площадки для игр с песком включает: песочница с увлажнённым песком, собранным в горку, закрывающаяся крышкой; совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито; плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки (машинки и прочее); природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки; модели построек: мосты, ворота, замки; игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки); раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом; предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности. Виды активности в этой зоне могут чередоваться с раскрашиванием картинок, чтением книг, настольными и сюжетно-ролевыми играми, изготовлением гербариев и др. Оборудование:

4 небольшие модули-накопители для размещения оборудования; разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин и др; природный материал; бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа. Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и прочее Спортивная площадка предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы; скакалки; велосипеды; самокаты; ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее Баскетбольная стойка Актуально и выигрышно смотрятся напольные шахматы и шашки. Обязательно на площадке должны быть различные виды классиков. Игрушки, предназначенные дли разнообразной игровой деятельности детей на воздухе, хранятся в кладовой рядом с верандой. Дети берут игрушки сами по мере надобности. Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов предоставить такую информацию.

5 В планировании важно отразить консультации и практикумы, наглядноинформационные формы работы. Для этого необходим план взаимодействия с родителями воспитанников на лето. Необходимо: сделать подборку тем бесед с ребенком, игры, занятия; воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях как провести лето с ребенком интересно, полезно и правильно; спланировать встречи с родителями и детьми (вечера совместного отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны); спланировать и провести консультации и практикумы для родителей. Тематика консультаций должна соответствовать летнему периоду: «Секреты безопасного отпуска»; «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»; «Сделайте вместе с детьми»; «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»; «Секреты хорошего аппетита» и др.


Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда

Какой должна быть предметная среда на участке ДОУ для осуществления летней оздоровительной работы? Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА группы 7 содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, учитывает «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития»,

Анализ предметно пространственной среды группы «Цветик» МАДОУ 57 воспитателя Рубинкович Надежды Владимировны Созданная мной развивающая предметно пространственная среда в группе обеспечивает максимальную

Подготовили: воспитатели младшей группы 2 ГБДОУ 79 Батуро Л.А, Зайцева О.Д Интерьер игрового пространства безопасен и комфортен для воспитанников Раздевалка группы Консультации для родителей по вопросам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт младшей группы 1 «Колосок» Воспитатели: Фурс Людмила Ивановна Карцева Ольга Николаевна Междуреченский. Приемная

Воспитатели: Ахтамова Анастасия Анатольевна Табаева Ольга Георгиевна Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально

Паспорт разновозрастной круглосуточной группы «Подсолнушки». Приёмная S=13,2 м 2 В приёмной расположено одно окно, 2 двери: одна в группу, другая на улицу, 2 скамейки для детей; сушильный шкаф для одежды

Паспорт 2 группы раннего возраста Раздевалка Наименование 1. Шкафчики для раздевания с картинками 25 шт. 2. Скамейка детская 3 шт. 3. Шкаф для персонала 1 шт. 4. Шкаф - сушилка 1 шт. 5. Информационный

ГРУППА 5 Группа комбинированной направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-4 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда

Выступление на тему: «Перечень выносного материала» (Материалы к семинару-практикуму) Подготовили: Дубина Галина Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории Шихаммедова Елена Юрьевна, воспитатель

Организация развивающей предметно-пространственной среды ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового

Предметно-развивающая среда в средней-старшей группе МКДОУ «Шварцевский д/с» Воспитатель: Кирова Н.Н. Наша группа «Ромашка» Ждёт своих ребят И своим теплом, уютом, Манит дошколят! Приходите в группу к

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашка» МДОБУ «Детский сад 18» воспитатель Кравчук Марина Владимировна Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе

ГРУППА 3 Группа общеразвивающей направленности 2-3 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках» Информационный уголок для родителей Чудо дерево Папки

Организация развивающей предметно-пространственной среды Старших групп ДОУ звание уголка Что имеется Что нужно дополнить Художественно эстетическое развитие изодеятельност и художественно й литературы

Воспитатель: Жекова А.Н. В группе созданы различные центры активности: - «Центр познания» - «Центр творчества» - «Игровой центр» - «Спортивный центр» -«Литературный центр» Правила поведения в группе: Фантазируем

Предметно-развивающая среда помещений ДОУ (макросреда дошкольного учреждения) Методический кабинет Библиотека для педагогов, консультации, семинары, «круглые столы», педсоветы. Кабинет заведующего Индивидуальные

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться,

Автор: Кольман Татьяна Арсентьевна муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 303 комбинированного вида» Prezentacii.com Prezentacii.com Оформление группы начинается с приемной. Детские

Группа «Колобок» Создавая предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности и зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с

В МБДОУ функционирует 6 групп, с проектной мощностью на 148 воспитанников. Из них -2 группы раннего возраста с 1,5 до 3-х лет; -4 группы детей дошкольного возраста. Для обеспечения образовательного процесса

Мебель и оборудование раздевалки: 1-2 лет 2-3 лет Шкафы детские для Шкафы детские для раздевания- 20 раздевания- 20 Лавка для детей - 10 Лавка для детей - 10 Тумба - 1 Тумба - 1 Стенд «Информация для родителей»

Описание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе МБДОУ д/с 14 Воспитатели: Криворученко Т.В., Пирогова Н.В. С целью обеспечения возможности для самовыражения воспитанников, создания

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, в том числе для детей-инвалидов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 122 оборудовано 12 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

Описание предметно-пространственной среды в старшей группе Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Ладушки» Утверждено: Заведующий МБДОУ детский сад 21 «Ладушки» Л.П. Тумашук от 31.05.2018 ПАСПОРТ ПО ОСНАЩЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Дюймовочка» МДОБУ «Детский сад 18», воспитатель Говоркова Оксана Геннадьевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных

СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 84» (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья) Критерии Нет Комментарии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад 34» 652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ломоносова, 6 Телефон 8(38453) 653

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт средней группы 1 «Мальвина» Воспитатели: Орлова Альбина Сергеевна Нургалеева Гуля Тагировна Междуреченский. Приемная.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Составили: Воспитатели МДОУ 114 Детский сад «Светлячок» Группа «Чиполлино» Канцулина О.Н. и Воронина О.Ю. Старшая группа 2016 год В раздевалке

ГРУППА 4 Группа общеразвивающей направленности 3-4 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках» Информационный уголок для родителей Чудо дерево Папки

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа - город Камышин Д с 2 Паспорт группы 10 «Мультяшки» Воспитатель Сикстель О. В. 2017год ПРИЁМНАЯ 1. Информационный стенд для

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 117 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: Раздевальная (приемная) комната.

Организация РППС в группе. РППС в группе преобразована в соответствии с ФГОС ДО, Сан Пин, ООП ДО. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно волевая и эмоциональная

Отчёт о проделанной работе в летний оздоровительный период 2016-2017 уч. год, во второй младшей группе 2. Подготовила: Воспитатель Редченко Л.Н Лето для детей - самое лучшее время года, время отдыха. Когда

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад 7», воспитателя Ачисовой Елены Михайловны В группе создана предметно-пространственная

Консультация для воспитателей Развивающая предметно-пространственная среда В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта по заявленным к лицензированию образовательным

Паспорт группы «КАРАПУЗЫ» Мы позаботимся о том, чтобы ваш ребѐнок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребѐнку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад 34» 652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ломоносова, 6 Телефон 8(38453) 653

Предметно развивающая среда группы «Радуга» Воспитатель:Замятина Наталья Владимировна Предметно-развивающая среда Под развивающей предметнопространственной средой следует понимать естественную комфортную

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад «5 «Ивушка» воспитатель Кушнирук Л.П. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 78 Практикум (для молодых воспитателей) «Организация игровой деятельности детей на участке в летний период». Тюмень 2018 г. Летом

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ Д/С «НЕПОСЕДЫ» ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА «СВЕТЛЯЧОК» 1. Стол «Ромашка» - 4 штуки 2. Стулья детские 24 штуки 3. Игровой комплекс «Паровоз» 1 штука 4. Центр

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно- пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

Средства обучения и воспитания ДОУ Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

В нашем детском саду развивающая предметно-пространственная среда помещений, участков детского сада педагогически целесообразна. Служит для развития детей дошкольного возраста, соответствует особенностям

«Организация развивающей предметно пространственной среды» Воспитатель: Ситдикова О.В. Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает безопасность и психологическую комфортность

Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Солнышко» МДОБУ «Детский сад 19» Особое внимание уделяю созданию благоприятных условий проживания детьми в группе. Организовала развивающую предметнопространственную

Паспорт группы 8 «Лучики» Раздевалка 1. Информационный стенд для родителей «Это интересно»; 2. Информационный стенд Веселые нотки; 3. Информационный стенд Спорт-залог здоровья; 4. Советы специалистов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119, Г. Красноярск,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска 123 ПАСПОРТ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЛЬВЁНОК» Воспитатели: Ануфриева Н.А. Юсупова Р.К. Познавательное развитие 1 Муляжи фруктов

Предметно-пространственная развивающая среда Подготовил: Стадниченко А.В Воспитатель, МБДОУ 121 В настоящее время предметно пространственную среду организую с учётом ФГОС ДО. Оборудование в группе размещаю

РАЗДЕВАЛКА 1. Информационный стенд для родителей (список группы, сетка непосредственной образовательной деятельности, сетка игровой и познавательной деятельности, режим дня (холодный/тёплый период); 2.

Средства обучения и воспитания. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного

Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя.

Различают системное и прикладное ПО. Схематически программное обеспечение можно представить так:

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное . Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д.).

Базовое ПО включает в себя:

· операционные системы;

· оболочки;

· сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

· диагностики;

· антивирусные;

· обслуживания носителей;

· архивирования;

· обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:

· текстовые процессоры;

· табличные процессоры;

· базы данных;

· интегрированные пакеты;

· системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);

· экспертные системы;

· обучающие программы;

· программы математических расчетов, моделирования и анализа;

· коммуникационные программы.

Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер. Системы программирования – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат:

· трансляторы;

· среду разработки программ;