Языческие традиции дохристианской руси презентация. Боги древних славян презентация к уроку по истории (8 класс) на тему. Орудия труда и оружие славян

Начало становления русского этноса восходит к первому веку нашей эры, когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение нарВосточная славяне (русские, украинцы, белорусы)
расселились на территории от Карпатских гор на западе до
Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и
Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на
юге по берегам крупных рек и озер. Славянские племена
занимали преимущественно лесную и лесостепную зону со
сложной системой рек, множеством озер и болот. Природные
условия обусловили основные занятия восточных славян.
Развивалось земледелие и скотоводство. Названия племен
происходили либо от названий местности
(поляне, бужане), либо от легендарных прародителей
(радимичи, вятичи).

Важное место в верованиях славян
На значимость
хозяйства
для раннего
племенного
занималсельского
культ предков,
которые
охраняли
общества
славян
указывает преобладание
род.
Обоготворенный
предок – чурсоответствующих
или щур
культов оберегал
и природных
богов восточнославянского
языческого
от нечистой
силы или неожиданной
пантеона.
опасности. В различных сложных ситуациях
сейчас
мы восклицаем:
меня!»,
т.е. частей
иМир
тогдашних
язычников«Чур
состоял
из трёх
храни меня, дед.
Земли
Неба
Подземного мира

Для язычников был очень важен аграрный
аспект земли: земля - почва, рождающая
урожай, «Мать - сыра - земля», почва,
насыщенная влагой, питающей корни
растений, «матушка-земля», с которой
связан целый ряд обрядов и заклинаний.
Богиней плодоносящей земли-почвы,
«матерью урожай» была Макошь.
Дополнением к ней служат "вилы" русалки, обеспечивающие орошение
росою. Макошь, может быть приравнена к
греческой Деметре («Земле-матери») и
христианской матери божьей. Часто
изображалась с турьим «рогом изобилия».

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее
Небо, в прямой зависимости от системы
первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен
хозяйства, по-разному воспринималось
христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему
первобытными людьми. Представления
приблизительно соответствует Уран.
земледельцев о небе и его роли в природе
и в человеческой жизни существенно
отличались от воззрений охотников. Если
охотникам нужно было знать звезды и
ветры, то земледельцев интересовали
тучи («тучные», содействующие
плодородию дождевые облака) и солнце.
Непознанность процесса испарения
земной воды, образования облаков и
тумана («росы») привела к
своеобразному представлению о
постоянных запасах воды где-то высоко
над землей, на небе. Отсюда один шаг до
представлений о хозяине небесной воды

ДАЖЬБОГ
Солнце тоже
- Солнце
было ценимо
- сын Сварогов.
земледельцами,
Древнеекак
божество
источник
Природы,
света и
солнечности,
тепла и условие
«белого
произрастания
света», податель
всего вблаг.
природе,
Полностью
но здесь был
соответствует
исключен элемент
античному
случайности,
Аполлону
элемент
и противопоставлялся
капризов божественной
христианскому
воли - солнце было
богу-сыну.
воплощением
Дажьбогзакономерности.
и Стрибог оба были
Весь
небесными
годичный цикл
богами.
языческих обрядов был построен на четырех
солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в
изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев
символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние
славяне, как и многие другие народы, принимали
геоцентрическую модель мира.

Важной частью представлений о подземном мире является
общечеловеческая концепция подземного океана, в который
опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на
другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца
осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями),
а иногда действующей фигурой был подземный ящер,
заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его
утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони
или мощные птицы вроде лебедей.

Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми
духами. Первых можно было призвать на помощь, вторых
задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых
бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или
частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил.
Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним
относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало
строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и
человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали
конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было
даровать жильцам благоденствие.

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего
славянина. Внутри дома находились священные предметы –
печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами
полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов
отправлялись домашние священнодействия – родильные и
погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была
местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне
испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось
плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с
изображениями, которые отпугивали темные силы. Так
сложилась традиция украшения мастерами своих
творений. Самым распространенным изображением был символ
солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными
линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой
коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со
светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более
защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди
укрепляли конские черепа.

Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных
сил природы наиболее зримо запечатлены в представлениях
славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было
наступление Нового года - рождение нового солнца в конце
декабря. В это время славяне встречали сурового бога зимы
Коляду, празднование получило греко-римское название(от лат.
Calendae - первый день нового месяца).

Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На
масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а
иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на
повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу,
помимо обрядовых плясок, проводились военные игры
молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался
обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения
жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В
эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и
Леля – покровителей любви».

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий,
разгульной масленицы сопровождались заклинательными
магическими обрядами и были своего рода молениями богам об
общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так
существовал обычай в Ильин день закладывать выкормленного
всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего
гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На
них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших
замкнутый круг, - символ 12 месяцев.

Обряд погребения всегда занимал особое место среди обрядов
Культ
предков
раздвоился:
с одной стороны,
незримая
славян.
На протяжении
длительного
периоданевесомая,
сильно колебалось
душа
приобщалась
к небесным
силам,
столь важным
для тех
соотношение
двух основных
видов
погребального
обряда
земледельцев,
у которых
не было
искусственного
орошения, а
трупоположения
и сожжения.
Первобытное
погребение
все
зависело трупов,
от небесной
воды.
С другой стороны,
скорченных
которым
искусственно
придавалось
благожелательных
предков,
«дедов»,
необходимо
было
связать с
положение эмбриона
в чреве,
было связано
с верой
во второе
землей,
рождающей
урожай.
Это достигалось
рождение
после смерти.
Поэтому
умершего и посредством
хоронили
закапывания
сожженного
праха в землю
и постройки
над еще в
подготовленным
к этому второму
рождению.
Праславяне
погребением
модели
дома, «домовины».
бронзовом веке
поднялись
на новую ступень и отказались от
скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд
погребения, порожденный новыми воззрениями о душе
человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом
существе (звере, человеке, птице), а перемещается в воздушное
пространство неба.

Таким образом, языческая Русь к моменту создания единого
централизованного государства имела достаточно высокий
уровень материальной и духовной культуры. Общественное
сознание строилось на традициях относительной свободы,
коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе
формирования феодальных отношений появляется зависимость
бедных от богатых и власть имущих. В славянских
представлениях о мире соединились реальные и ирреальные
начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и
потусторонних сил.

Данная презентация посвящена очень интересной теме - славянским и, в частности, восточнославянским богам. Настоящую работу можно применять как на уроках истории, так и на уроках МХК или Истории религий. Соответственно, спектр применения данной презентации достаточно широк.

Несомненно, очень важно передавать будущим поколениям знания о нашей истории, культуре, традициях и обычаях. И истоки нашей идентичности лежат именно в языческой культуре Руси, которая неразрывно связана с поклонением различным силам природы, почитанием предков и воинской доблести, труда и любви. Это позволяет нам интегрировать древнерусскую религию в пласт общемировых ценностей, что необходимо довести до понимания учениками.

Работа содержит богатый иллюстративный ряд и небольшое количество текста, что позволяет воспринимать урок как некий рассказ, где учитель выступает в качестве закадрового голоса, рассказчика. Поможет разнообразить и украсить ваш урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Что такое язычество? Почему так называется? В чем заключены трудности изучения этой религии? Как природа повлияла на формирование язычества и культуры славян? Назовите и охарактеризуйте основные праздники и обряды. С чем они связаны? В чем специфика язычества древних русичей?

Боги древних славян Романычев А.А. Учитель истории МБОУ СОШ №4 города Лыскова

Род и Рожаницы – дочери его. Великий прародитель.

Сварог – бог Неба, родоначальник богов, владыка Вселенной. Восточные славяне называли Сварогом, а западные славяне – Световидом.

Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил первые законы, велел мужчине иметь одну жену, а женщине одного мужа.

Стрибог – повелитель ветров

Солярные боги.

Даждьбог Сварожич - бог солнца (не от слова «дождь», это значит - «дающий Бог»).

Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, золотогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

(Огонь) Сварожич - один из сыновей Сварога, олицетворяет земной огонь

Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви…

Ярило (Ярила, Яр-Хмель) – бог весны, любви, обновления и рождения новой жизни, весёлый, разгульный бог страсти и удали у древних славян.

Боги земли и плодородия Макошь (Мокошь) – богиня Земли, покровительница женских рукоделий.

Что означает имя Макошь? Имя ее состояло из двух частей: «ма» - и «кошь». « Ма » - мать, мама. « кошь » - КОШелёк (где хранится богатство - деньги), КОШара (куда загоняют живое богатство – овец), КОШевым называли предводителя казаков, КОШем называли судьбу, жребий, счастье, а также и короб, большую корзину, куда складывали урожай (земные плоды), а ведь именно он составлял судьбу, счастье, жребий древнего человека. Вот и получается: Макошь – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Богиня Судьбы, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.

Лада - богиня любви и очарования Лада в древнерусской языческой мифологии – богиня любви, брака, благополучия, веселья, красоты и гармонии, покровительница свадеб и замужних женщин.

Велес (Волос, Волох – волохатый: имя означает «волосатый, поросший шерстью»)

Чернобог – бог подземного мира и смерти. Враг Белобога

Мара – богиня подземного мира и плодородия. Забирает души. Облегчает страдания раненых воинов.

Перун Сварожич - бог грозы, грома и молнии.

Перун - славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Перун - «тот, кто сильно бьет» Также его имя означает «первый» и «правый».

Громовый знак

Священное дерево Перуна – Перунов дуб

Купало (Купала) – бог лета, должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.

Домашнее задание. Параграф 7 Вопросы после параграфа 6 вопрос письменно! 5 вопрос (§6) письменно!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Язычество восточных славян

Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.

Происхождение славян Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Боги и богини Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного, напоминающий древнегреческого Зевса. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и стех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла.

Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Каждое утро он выезажет на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.

Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род – творец всего сущего, он «вдувал» в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев – Рожаниц, которые и должны били позаботиться о приплоде.

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В Х веке именем Велеса клялись князья и их договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Ярило – бог солнца. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где ярило проедет, там вырастет богатый урожай.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Злые и добрые духи Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".

В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.

Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Уж больно он недобрый и бедовый. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной – дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь». Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

Амулеты, обереги Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Макошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая и к грубым ругательствам, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Праздники новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

масленица Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

живин день 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Иван Купала 24 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Обряды Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.



Историческое развитие славяно-русского язычества «Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса..


Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.


При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.


Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств- королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.


В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско- боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.




Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.


В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.


Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».




В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.


Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.


Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях. Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.


Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.


Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.




В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях: Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт); Змей-похититель красавиц; Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом; Крылатый Змей.


Самым грозным считался владыка подземного и водного мира- Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.


Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей(к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию. Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.


Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.


Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.


Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.





















С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца





Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.


В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.


В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник – хранитель запасов зерна и сена. Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.


Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в белой одежде и в большой белой шапке.Он способен принимать образ обычного человека.Леший живет в лесных чащах, может иметь жен- лешачих.Он любит гулять по лесу,висеть и качаться на деревьях.


Культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей 1. Культура восточного славянства – традиции язычества; 2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии; 3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.


Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».






Характерные черты русского деревянного зодчества. 1. Многоярусность строений. 2. Наличие разнообразных пристроек. 3. Увенчание построек теремами и башенками. 4. Художественная резьба по дереву. Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества.


Софийский собор в Киеве заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13- главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Софийский собор в Новгороде построен в гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.


СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ Задание. Вспомните имена былинных героев, богатырей. Святогор, Волх, Михайло Потык Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович Микула Селянинович (ратай-пахарь), Садко (купец) Своеобразие русских былин 1)Основная идея былин – защита русской земли от врагов. 2)Освобождение своей земли. 3)Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.




1.ПортыА)Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги. 2.ЗипунБ)Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки 3.КожухВ) Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами 4.ОнучиГ) Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом 5.ЕпанчД)Домотканая шерстяная юбка 6.КокошникЕ)Простая шуба 7.ПонёваЖ)Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.


Проверь себя 1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет» 1. Иордан 2. Илларион 3. Феодосий Печерский 4. Нестор 2. Что относится к жанру героического эпоса? 1. Летописи 2. Сказки 3. Пословицы и поговорки 4. Былины 3. Как называлась славянская азбука? 1. Кириллица 2. Скоропись 3. Латиница 4. Буквица 4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура? 1. Итальянским 2. Византийским 3. Хазарским 4. Арабским 5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси? А) Фреска Б) Мозаика В) Романская базилика Г) Скань Д) Витраж Е) Крестово-купольный храм 1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ Ответы: 1) 4, 2) 4, 3) 1, 4) 2, 5) 1