Еврейская пасха - один из главных праздников в израиле. Еврейская пасха Еврейская пасха традиции

, 16 Nisan [d] , 17 Nisan [d] , 18 Nisan [d] , 19 Nisan [d] , 20 Nisan [d] , 21 Nisan [d] и 22 Nisan [d]

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах ». Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное . Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.) русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости . До утра от жертвы не должно было ничего остаться .

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина . Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

Кроме этих четырёх чаш, может быть дополнительная пятая чаша - «чаша для Илии ».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» - завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения - кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши - чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения, и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Вечером в пятницу, 30 марта, начинается главный иудейский праздник - Песах, который связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. В этом году - с вечера 30 марта и до вечера 6 апреля (в диаспоре до 7 апреля).

В религиозной традиции праздник посвящен освобождению еврейского народа от рабства. 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Бог, чтобы освободить богоизбранный народ, послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). Только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию, накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

Еще "Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции Песаха

К Песаху евреи начинают готовиться за несколько недель. Во всех домах проводится генеральная уборка, сжигается или продается нееврею вся "некошерная" еда, то есть хамец.

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля. Но фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься.

Вечером 14 нисана вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется "седер" ("порядок" на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время.

Праздничный ужин обязательно подают в красивой посуде. В религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Многие покупают к празднику новую посуду, которую сначала погружают в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать хамец.

Особенным атрибутом седера также являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе фараона убить всех первенцев.

Во время трапезы каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети пьют виноградный сок.

Трапеза заканчивается "афикоманом" — завершающим блюдом. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши — чаши искупления.

Заповедь также предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца. В течение седера также предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор.

День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день.

Иудеям в течение праздника запрещается употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Тора (Пятикнижие) повелевает есть в эти дни мацу (опресноки). По легенде, перед Исходом евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.

Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим.

Отличие иудейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена Воскресению Иисуса Христа, и с Исходом евреев из Египта связана только символически, в виде соответствующих библейских текстов, прочитываемых за христианским пасхальным богослужением. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов мира.

Пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками в христианской традиции получил название Тайной вечери и стал прообразом таинства евхаристии (причастия). Во время Вечери Иисус уподобляет себя самого пасхальному агнцу и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), называет вино своей кровью, в которой отныне для уверовавших в него устанавливается Новый завет.

Что такое праздник Песах для евреев, и почему израильский народ будет торжественно отмечать Песах в течение целой недели? В 2019 году праздник Песах будет с 19 по 27 апреля.

О том, почему так сложилось, что это за праздник Песах, как принято его отмечать, и какой смысл вкладывают в него евреи, подробно рассказывается в статье.

Пасху отмечают в честь величайшего события в жизни израильтян – вывода еврейского народа из египетского плена, который был осуществлен великим Моисеем (по-еврейски Моше ). Жил этот без преувеличения легендарный человек в XIII веке до нашей эры.

Биография Моисея сама по себе заслуживает отдельной статьи. Если сказать коротко, то родился он от обычной бедной еврейской женщины в те времена, когда евреи почти 400 лет находились в рабстве у египтян. Опасаясь за то, что маленького мальчика убьют, мать положила его в плетеную корзину и отправила по Нилу.

На счастье Моисея заметила дочь египетского фараона. Вот и получилось, что мальчик, который должен был стать обычным евреем, вырос при дворе, как вельможа со всеми полагающимися почестями. Но знатное окружение не испортило кроткий нрав Моисея.

Однажды он увидел, как египтянин до смерти забивал еврея. Для Моше это стало чрезвычайно неприятным открытием. В порыве праведного гнева он убил угнетателя. Но, разумеется, продолжать свою прежнюю жизнь после этого события уже не мог.

А еще спустя несколько лет этот человек стал авторитетным вождем еврейского народа. Миссия Моше состояла в том, чтобы вывести израильтян из египетского рабства.

Интересно, что Бог, помогая иудеям, наслал на египтян 10 казней – всевозможных проклятий на весь народ. Однако только после 10 казни, когда Бог убил всех первенцев угнетателей, фараон сдался.

Кстати говоря, эта казнь случилась ночью, поэтому Господь повелел всем евреям заколоть ягненка и смазать его кровью косяки дверей. И когда он отправился карать египтян, то прошел мимо всех домов иудеев. А жилища угнетателей – погубил.


Именно после этого события Моисей и вывел евреев из рабства. Бегство их было долгим и полным опасностей, но сам факт освобождения считается своеобразной точкой отсчета, судьбоносным моментом иудейской истории. Теперь народ стал свободен и мог уверенно смотреть в свое светлое, независимое будущее.

Сколько длится праздник Песах и почему

Интересно, что эта история отвечает на тот вопрос, который часто задается вместе с тем, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 году: почему торжества идут в течение 7-8 дней? Считается, что ровно через неделю после начала бегства армия фараона догнала израильтян, которые на тот момент добрались до побережья Красного моря.

Но Бог сотворил великое чудо, которое спасло евреев: благодаря сильному ветру, дувшему всю ночь, воды расступились, и дно стало сухим. Израильтяне успели перебежать по нему на другой берег, а вот когда египтяне ринулись в погоню, то волны сошлись, как им и полагается. Армия погибла вместе со своим правителем, а евреи продолжили свое путешествие. Впереди их ожидали большие испытания, но это, как говорится, уже другая история.

СЛОВО – НАУКЕ

Спустя 3300, уже в 21 веке, американские ученые Натан Палдор и Дорон Ноф из N ational Center for Atmospheric Research (NCAR) сумели смоделировать события той эпохи. Они пришли к выводу, что описанная история действительно могла произойти!

Считается, что евреи прошли по дну одного из местных озер под названием Танис, а не Красного моря. Причем интересно такое открытие: если бы ветер со скоростью 101 км/ч дул на протяжении ночи (ровно 12 часов), он действительно смог бы разделить воды на 2 половины.

Суша могла бы «устоять» не более 4 часов, после чего она резко должна была скрыться. Что, впрочем, и произошло согласно библейскому описанию.


Как рассчитать дату Песаха

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение.

А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней по православной традиции;
  • 50 дней согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Когда отмечают праздник Песах в Израиле

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.

А вот на территории страны Израиль праздник Песах отмечают ровно неделю. То есть иудейская Пасха в Израиле в 2019 году будет с вечера пятницы 19 до вечера пятницы 26 апреля — 7 дней подряд.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.


Одно торжество – и 4 названия в иудаизме

Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:

  1. Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
  2. Хаг а-Мацот — переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
  3. Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
  4. Хаг а-Авив — означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.

Один праздник – два смысла

Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:

  1. Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
  2. Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).


Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.

Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.

И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.

И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.

Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:

  • Песах – символ свободы.
  • – символ возрождения.

Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.

В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.


Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование. Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.

Что евреи делают на Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день?

Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор). Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.


Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино , которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера.

А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей. Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).


То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Что запрещено делать на Песах

Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:

  1. Стирка, выжимание белья.
  2. Стрижка, бритье.
  3. Написание любых текстов.
  4. Работа в поле, в саду.
  5. Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
  6. Разведение огня.

Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.

Песах и Пасха: 5 отличий

Найти их можно гораздо больше. И из картины описанных выше традиций, кулинарных особенностей и народных обычаев евреев все видно даже невооруженным глазом. Однако в чем состоят наиболее важные, существенные отличия? Назовем некоторые из них:

  1. Песах отмечают на протяжении 3300 лет, а Пасху – без малого 2000 лет.
  2. Даты праздников никогда не совпадают, хотя по времени они весьма близки – март и апрель.
  3. В основе праздников лежат разные события. Более того – большинство евреев считают Христа пророком, но не Сыном Бога.
  4. Разумеется, иудеи не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
  5. Яйца хоть и присутствуют на еврейском столе, но не крашеные. Да и остальные блюда отличаются от христианских (куличи, крашеные яйца и другие).


В любом случае Пасха и Песах – основные, смыслообразующие праздники соответственно христианства и иудаизма. Они ассоциируются с ключевыми событиями, которые повлияли на историю и культурные традиции миллиардов людей.

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю

Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не , как у христиан, а исход евреев из Египта.

Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.

Евреи используют солнечно-лунную систему летоисчисления, поэтому согласно привычному для нас григорианскому календарю, дата проведения Песаха каждый год разная. Празднование традиционно начинается с 14 дня месяца нисана, и длиться 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Еврейская Пасха (Песах) в 2017 году выпадает на 11-17 апреля.

История праздника

История праздника Песах связана с библейскими событиями, в частности, выводом Моисеем евреев из Египта. Согласно сказаниям, перед тем, как наслать на Египет последнюю из 10 казней, Бог приказал евреям заколоть и зажарить ягнят, а их кровью пометить двери.

В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы. После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Название Песах пошло от слова «песах», которое в переводе с иврита означает «обойти, пройти мимо». Таким образом, праздник назван в честь того, что беда обошла дома евреев, и они получили свободу.

Традиции празднования

Одной из основных особенностей Песаха является запрет на употребление и владение квасным (хамецом) – продуктами, которые прошли процесс брожения, например, пиво, дрожжевой хлеб, макароны, сдоба и т.д. Есть разрешается только традиционный пресный хлеб, который называется маца. Запрет связан с тем, что побег евреев из Египта происходил в большой спешке, из-за чего они были вынуждены печь в дорогу хлеб из теста, которое еще не взошло, и не успели запастись квасным.

Подготовка к празднику начинается еще за неделю до установленного срока. В доме проводится генеральная уборка, по результатам которой в жилище не должно остаться ни кусочка хамеца. Все собранное квасное сжигают или продают нееврею, если уничтожить запрещенные продукты не удалось, и они остались храниться в доме, то их нельзя есть и после праздника. Как правило, семьи стараются до Песаха съесть все запасы квасного.

Первый и последний день Песаха в Израиле являются выходными, а остальные – праздничными буднями.

Праздничная трапеза

Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер (в переводе с иврита «порядок»). Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры – в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом.

Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы. Также в этот вечер принято приглашать за стол нуждающихся и тех евреев, которые не имеют возможности провести праздник со своей семьей.


Стол сервируется лучшей посудой, которую предварительно обдают кипятком, чтобы уничтожить любые следы квасного. Особенно религиозные семьи имеют посуду, которая используется исключительно на Песах, и передается из поколения в поколение.

На стол также ставят вино, свечи, три куска мацы и кубок, предназначенный для пророка Илии (Элияха). Обязательным атрибутом праздничного стола являются миски, наполненные соленой водой, символизирующей слезы, которые пролили еврейские женщины, когда по приказу фараона были убиты все их первенцы.

Во время седера в определенном порядке зачитывается предание об Исходе, а затем все присутствующие едят символические блюда. Яства раскладываются на специальном блюде под названием кеар, которое используется исключительно для седера.

На него определенным образом кладут три блюда, имеющих символическое значение: карпас – любой весенний овощ, зроа – кусок жареной баранины с косточкой, бейца – сваренное вкрутую яйцо.

Перед человеком, ведущим седер, кладутся целые мацы, которые покрываются салфеткой. Напротив каждого участника трапезы кладут книгу со сказанием об Исходе из Египта (Агаду), а также все, что необходимо для совершения молитвы и благословения.

Седер предполагает прохождение пяти этапов – мицвот:

  • съесть мацу;
  • выпить 4 чаши вина;
  • съесть марор;
  • прочитать Агаду;
  • прочитать псалмы.

Для празднично трапезы часто готовят куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.

Во время седера принято выпивать четыре чаши вина, дети и больные люди могут пить виноградный сок. Каждый бокал символизирует одно из четырех обещаний, которые еврейскому народу дал Бог. Кроме того, существует традиция наполнять специальный кубок для пророка Элияха, который должен провозгласить приход Машиаха – мессии, который принесет на землю благоденствие и вернет всех евреев в Израиль.

Выходные на Песах

Главными на Песах считаются первый и последний день. В первый день запрещается выполнять какие-либо работы. Пять последующих дней являются также праздничными, но в них разрешается осуществлять несложные работы. Седьмой день символизирует переход евреями Красного моря.

В этот день в синагогах проводится особая церемония «разделения морских вод», кроме того, существует традиция читать определенный отрывок из Торы возле реки или другого водоема. В странах диаспоры отмечается восьмой день Песаха.