материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему. ЕГЭ по информатике. Решение заданий С1. материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему Перевод чисел из двоичной системы в десятичную систему счисл

Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 г. по информатике и ИКТ нет.

Направления, по которым будет проведена проверка знаний:

  • Программирование;
  • Алгоритмизация;
  • Средства ИКТ;
  • Информационная деятельность;
  • Информационные процессы.

Необходимые действия при подготовке :

Структура экзамена

Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.

Задания в билетах разделены на блоки:

  • Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
  • Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.

Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.

При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.

Баллы за задания по информатике

1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.

Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.

Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.

Твоя формула успеха

Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.

Среднее общее образование

Информатика

Задание 1 ЕГЭ-2019 по информатике: теория и практика

Предлагаем вашему вниманию разбор задания № 1 ЕГЭ 2019 года по информатике и ИКТ. Этот материал содержит пояснения и подробный алгоритм решения, а также рекомендации по использованию справочников и пособий, которые могут понадобиться при подготовке к ЕГЭ.

Что нового?

В предстоящем ЕГЭ не появилось никаких изменений по сравнению с прошлым годом.

О нововведениях в экзаменационных вариантах по другим предметам читайте в .

Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10-11-х классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал. Такая структура книги поможет эффективнее подготовиться к ЕГЭ.


Демо-КИМ ЕГЭ-2019 по информатике не претерпел никаких изменений по своей структуре по сравнению с 2018 годом. Это значимо упрощает работу педагога и, конечно, уже выстроенный (хочется на это рассчитывать) план подготовки к экзамену обучающегося.

Мы рассмотрим решение предлагаемого проекта (на момент написания статьи – пока еще ПРОЕКТА) КИМ ЕГЭ по информатике.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–23 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 1

Вычислите значение выражения 9E 16 - 94 16 .

В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Ответ: ___________________________.

Решение

Простая арифметика в шестнадцатеричной системе счисления:

Очевидно, что шестнадцатеричная цифра Е 16 соответствует десятеричному значению 14. Разность исходных чисел дает значение А 16 . Решение, в принципе, уже найдено. Следуя условию, представим найденное решение в десятеричной системе счисления. Имеем: А 16 = 10 10 .

Сегодня разберём теоретический аспект 1 задания из ЕГЭ по информатике . В данном задании нужно уметь переводить числа из различных систем счисления в другие. Основными системами счисления являются: двоичная, восьмеричная, десятичная (наша родная) и шестнадцатиричная.

Перевод чисел из двоичной системы в шестнадцатиричную систему счисления.

Для начала нужно написать себе в черновик следующую таблицу:

Давайте рассмотрим данную таблицу. В первом столбце идут числа от 0 до 15 в нашей родной десятичной системе счисления. Во втором столбце идут числа так же от 0 до 15, но уже в двоичной системе, а в третьем тоже от 0 до 15 в шестнадцатиричной системе счисления.


Написать числа от 0 до 15 в нашей родной десятичной системе не у кого затруднений не вывозит.


Числа в двоичной же системе лучше всего написать по следующему правилу: в младшем разряде чередуем ноль и единицу, в следующем разряде чередование нулей и единиц происходит в два раза медленнее (два нуля, две единицы, два нуля и т.д.), в следующем разряде ещё в два раза медленнее чередование (4 нуля, 4 единицы и т.д.) и наконец 8 нулей и 8 единиц - в самом старшем разряде.


В шестнадцатиричной системе счисления помимо наших привычных символов от 0 до 9 придуманы символы A,B,С,D,E,F, и из этих 16 символов (от 0 до 15) составляется любое число, так же как в нашей системе составляется любое число из десяти цифр (от 0 до 9).Соответственно, чтобы посчитать от 0 до 15 - нужно перебрать все символы, которые имеются в шестнадцатиричной системе (от 0 до F).


Теперь рассмотрим, как с помощью данной таблицы переводить из двоичной системы в шестнадцатиричную. Переведём число 100101000 из двоичной системы в шестнадцатиричную.



Чтобы выполнить данную задачу, необходимо разбить наше двоичное число по 4 цифры начиная с правого края, и каждую 4-ку цифр нужно найти в нашей таблице: 1000 - это будет 8, 0010 - 2, 0001 -это 1. В старшем разряде у нас осталась одна единица, мы её дополнили 3-мя нулями.

Значит число 100101000 2 в двоичной системе счисления будет 128 16 в шестнадцатиричной.

Перевод чисел из двоичной системы в восьмеричную
систему счисления.

Из двоичной системы в восьмеричную систему X 2 -> X 8 переводим точно так же, только теперь из таблицы берём не по четыре цифры, а по три цифры.

Таким образом, число 1001111001 2 в двоичной системы будет равно 1171 8 в восьмеричной системе.

Перевод чисел из шестнадцатиричной системы в двоичную
систему счисления.

Делаем точно так же, как и при переводе чисел из двоичной в шестнадцатиричную, но в обратном порядке. По таблице смотрим: D - 1101, F - 1111, 4 - 0100. Получается число 010011111101. Слева нули мы отбрасываем 10011111101 .

4FD 16 -> 10011111101 2 .

Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную
систему счисления.


Поступаем, как мы поступали ранее. Разбиваем каждую цифру восьмеричной системы по 3 цифры двоичной системы, используя таблицу, которая приведена в начале статьи. Нули слева откидываем.

347 8 -> 11100111 2 .

Перевод чисел из двоичной системы в десятичную
систему счисления.

Переведём число:

Берём цифры двоичного числа, начиная с младшего разряда (т.е. справа), и начинаем умножать на двойку в соответствующей степени. Степень начинается с нуля и с каждым разом увеличивается на 1. Все эти произведения суммируем.

После вычисления получаем число в десятичной системе:

Результат 11010011 2 -> 211 10

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную
систему счисления.

Рассмотрим, как перевести из десятичной системы в двоичную. Возьмём число 213 .

Перевод чисел из шестнадцатиричной системы в восьмеричную систему
счисления и обратно.

Переведём число A10 из шестнадцатиричной системы в восьмеричную A10 16 -> X 8 .

Разбиваем каждую цифру шестнадцатиричного кода по 4-ри цифры двоичного кода из таблицы в начале статьи (Т.е. переводим число в двоичную систему). Полученное число разбиваем по три цифры - и собираем число уже в восьмеричной системе - как показано на рисунке. Обратно переводим аналогично, только в обратном порядке.

Перевод чисел из шестнадцатиричной системы в десятичную
систему счисления.

Переведём число 5B3 из шестнадцатиричной системы в десятичную систему счисления 5B3 16 -> X 10 .

Действуем точно также, как при переводе из двоичной системы в десятичную, только умножаем цифры на 16 в соответствующей степени. Буквы превращаем в десятичные числа из таблицы. Начинаем, как всегда, справа, т.е. с младшего разряда.

Перевод чисел из десятичной системы в шестнадцатиричную
систему счисления.

Переведём число 203 из десятичной системы в шестнадцатиричную систему счисления 203 10 -> X 16

Делим число на 16 до тех пор пока не получится число от 1 до 15. Записываем остатки в обратном порядке. Числа от 10 до 15 превращаем в числа.

Перевод чисел из восьмеричной системы в десятичную
систему счисления.

Переведём число 347 из восьмеричной системы в десятичную систему счисления 347 8 -> X 10

Делаем аналогично предыдущим примерам, только теперь умножаем на 8 в соответствующей степени.

Перевод чисел из десятичной системы в восьмиричную
систему счисления.

Делаем аналогично предыдущим примерам.

Счастливых экзаменов!

На уроке рассмотрено решение 1 задание ЕГЭ по информатике 2017: дается подробное объяснение и разбор заданий


1-я тема характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 1 минута, максимальный балл — 1

Системы счисления и представление информации в памяти ПК

Для решения 1 задания следует вспомнить и повторить следующие темы:

Двоичная система счисления

Количество цифр или основание системы : 2
Цифры (алфавит) : 0, 1

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в двоичную

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 10-ую

При работе с большими числами, лучше использовать :

Разложение по степеням двойки

Восьмеричная система счисления

8
Цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в 8-ую


Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Перевод из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Шестнадцатеричная система счисления

Количество цифр или основание системы: 16
Цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15)

Перевод из 10-й сист. сч-я в 16-ую

Перевод из 16-й системы счисления в 10-ую

Перевод из 16-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 16-ую и обратно тетрадами

Перевод из 2-й с. сч-я в 16-ую и обратно тетрадами

Полезности для двоичной системы счисления:

  • числа, которые в 2-ной системе счисления оканчиваются на 0 — четные, на 1 — нечетные;
  • соответственно, числа, которые делятся на 4 , будут оканчиваться на 00 , и т.д.; таким образом, выведем общее правило : числа, которые делятся на 2 k , оканчиваются на k нулей
  • если число N находится в интервале 2 k-1 ≤ N , в его двоичной записи будет ровно k цифр, например, для 126 :
2 6 = 64 ≤ 126
  • если число имеет вид 2 k , то оно записывается в двоичной системе как единица и k нулей , например:
  • 32 = 2 5 = 100000 2
  • если число имеет вид 2 k -1 , то оно записывается в двоичной системе k единиц, например:
  • 31 = 2 5 -1 = 11111 2
  • если известна двоичная запись N , то двоичную запись числа 2 N можно легко получить, приписав в конец ноль, например:
  • 15 = 1111 2 , 30 = 11110 2 , 60 = 111100 2 , 120 = 1111000 2
  • Необходимо также выучить степени двойки , увеличивая степень справа налево:
  • 1024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1 2 10 2 9 2 8 2 7 2 6 2 5 2 4 2 3 2 2 2 1 2 0
  • желательно выучить таблицу двоичного представления цифр от 0 до 7 в виде триад (групп из 3-х битов):
  • X 10 ,X 8 X 2 0 000 1 001 2 010 3 011 4 100 5 101 6 110 7 111
  • желательно знать таблицу двоичного представления чисел от 0 до 15 (в шестнадцатеричной с-ме – 0-F 16) в виде тетрад (групп из 4-х битов):
  • X 10 X 16 X 2 0 0 0000 1 1 0001 2 2 0010 3 3 0011 4 4 0100 5 5 0101 6 6 0110 7 7 0111 8 8 1000 9 9 1001 10 A 1010 11 B 1011 12 C 1100 13 D 1101 14 E 1110 15 F 1111
  • Перевод отрицательного (-a ) в двоичный дополнительный код выполняется следующим образом:
    • нужно перевести a-1 в двоичную систему счисления;
    • сделать инверсию битов: заменить все нули на единицы и единицы на нули в пределах разрядной сетки

    Решение 1 задания ЕГЭ

    1_1: Разбор 1 задания ЕГЭ по информатике 2017 года ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Сколько единиц в двоичной записи шестнадцатеричного числа 2AC1 16 ?


    ✍ Решение:
    • В шестнадцатеричной с-ме счисления числа от 10 до 15 представлены буквами латинского алфавита: A -10, B -11, C -12, D -13, E -14, F -15.
    • Необходимо вспомнить двоичные коды чисел от 1 до 15 (см. теорию выше на странице), так как для перевода 16-ричного в двоичную с-му достаточно каждую цифру отдельно записать в виде четверки двоичных цифр (тетрады):
    2 A C 1 0010 1010 1100 0001
  • в этой записи 6 единиц
  • Результат: 6

    Подробный разбор 1 задания с объяснением просмотрите на видео :

    1_2: 1 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):

    Сколько существует целых чисел x , для которых выполняется неравенство 2A 16 <x <61 8 ?
    В ответе укажите только количество чисел.


    ✍ Решение:
    • Переведем 2A 16 в десятичную систему счисления:
    2A 16 = 2*16 1 +10*16 0 = 32 + 10 = 42
  • Переведем 61 8 в десятичную с-му счисления:
  • 61 8 = 6*8 1 +1*8 0 = 48 + 1 = 49
  • Получим сравнение:
  • 42
  • Поскольку в задании дважды строгое сравнение (<), то количество целых, удовлетворяющих условию:
  • 49 - 42 - 1 = 6
  • Проверим: 43, 44, 45, 46, 47, 48
  • Результат: 6

    Подробное решение данного 1 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    1_3: 1 задание. ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):

    Сколько значащих цифр в двоичной записи десятичного числа 129 ?
    1) 6
    2) 2
    3) 7
    4) 8


    ✍ Решение:
    • Выполним перевод из десятичной с-мы счисления в двоичную делением на 2 , справа будем записывать остатки:
    129 / 1 64 / 0 32 / 0 16 / 0 8 / 0 4 / 0 2 / 0 1
  • Перепишем остатки снизу вверх, начиная с последней единицы, которая уже не делится на два:
  • 10000001
  • Посчитаем количество разрядов в получившемся двоичном числе. Их 8, и все они значащие (незначащими могут быть только нули слева, например, 010 - это то же самое, что 10 ). Правильный ответ под номером 4
  • Результат: 4

    1_4: Решение 1 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

    Сколько существует натуральных чисел x, для которых выполняется неравенство

    101011 2 ?

    В ответе укажите только количество чисел.


    ✍ Решение:

    Результат: 17

    Подробный разбор решения тренировочного варианта предлагаем посмотреть на видео:

    1_5: Разбор 1 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина::

    Вычислите значение выражения AE 16 – 19 16 .
    В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.


    ✍ Решение:
    • Переведем уменьшаемое и вычитаемое в десятичную систему счисления:
    1 0 A E = 10*16 1 + 14*16 0 = 160 + 14 = 174

    * A 16 соответствует числу 10 в десятичной системе счисления

    * E 16 соответствует числу 14 в десятичной системе счисления

    1 0 19 = 1*16 1 + 9*16 0 = 16 + 9 = 25

  • Найдем разность:
  • 174 - 25 = 149

    Результат: 149

    1_6: Разбор 1 задания ЕГЭ (с сайта К. Полякова, вариант 104 со ссылкой на Носкина А.Н.):

    Петя и Коля загадывают натуральные числа. Петя загадал число Х , а Коля число У . После того, как Петя прибавил к Колиному числу 9 , а Коля к Петиному числу 20 , сумма полученных чисел при записи в двоичной системе счисления представляет собой пять единиц .

    Чему равна изначальная сумма загаданных мальчиками чисел? Ответ запишите в двоичной системе счисления. Основание указывать не надо.


    ✍ Решение:
    • Перепишем условие задачи в более понятном виде:
    (x + 9) + (y + 20) = 11111 2 (x + y) 2 = ?
  • Переведем 11111 2 в десятичную систему счисления и вычтем из полученного результата числа Коли и Пети, чтобы получить просто сумму (x + y) :
  • 11111 2 = 31 10 31 - 20 - 9 = 2
  • Переведем полученный результат в двоичную систему счисления:
  • 2 10 = 10 2

    Результат: 10

    1_7: Разбор 1 задания ЕГЭ (с сайта К. Полякова, вариант 105 со ссылкой на Куцырь Е.В.):

    Укажите наибольшее четырёхзначное восьмеричное число , четверичная запись которого содержит ровно 2 тройки , не стоящие рядом . В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления указывать не нужно.


    ✍ Решение:
    • Вспомним, что в восьмеричной системе максимальная цифра 7, а в четверичной - 3. Попробуем выполнить перевод наибольшего восьмеричного числа в четверичную систему, не учитывая условие с нестоящими подряд тройками. Выполним перевод через двоичную систему счисления:
    7777 8 - максимальное четырехзначное восьмеричное число Перевод в двоичную с.с: 7 7 7 7 111 111 111 111 Перевод из двоичной с.с. в четверичную осуществляется делением на группы по две цифры: 11 11 11 11 11 11 3 3 3 3 3 3
  • Таким образом, чтобы получить наибольшее четверичное число, содержащие две не стоящие подряд тройки, нужно в его двоичной записи удалить по одной единице из всех групп, кроме двух, относящихся к старшим разрядам и не стоящих подряд:
  • 11 10 11 10 10 10 3 2 3 2 2 2 4
  • Переведем результат в 8-ю систему счисления:
  • 111 011 101 010 7 3 5 2

    Результат: 7352

    1_8: Разбор 1 задания ЕГЭ (с сайта К. Полякова, вариант 109 со ссылкой на Носкина А.Н.):

    Задан отрезок . Число a – наименьшее число, восьмеричная запись которого содержит ровно 3 символа , один из которых – 3 . Число b наименьшее число, шестнадцатеричная запись которого содержит ровно 3 символа , один из которых – F .

    Определите количество натуральных чисел на этом отрезке (включая его концы ).


    ✍ Решение:
    • Перепишем условие задачи в более понятном виде, подставив значения для чисел a и b:
    a: 103 8 - наименьшее трехразрядное восьмеричное число, одна из цифр которого – 3 b: 10F 16 - наименьшее трехразрядное 16-е число, одна из цифр которого – F
  • Переведем числа в десятичную систему счисления и найдем длину отрезка, выполнив разность этих чисел:
  • 103 8 = 67 10 10F 16 = 271 10 = длина отрезка = 271 - 67 + 1 (включая его концы) = 205

    Результат: 205

    1_9: Решение 1 задания ЕГЭ 2020 (Тематические тренировочные задания, 2020 г., Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В.):

    Для хранения целого числа со знаком используется один байт.

    Сколько единиц содержит внутреннее представление числа (-116 )?


    ✍ Решение:
      Для перевода отрицательного числа в двоичную систему счисления воспользуемся следующим алгоритмом:
    • Из модуля исходного числа вычтем единицу:
    |-116| - 1 = 115
  • Переведем результат в двоичную систему счисления:
  • 115 10 = 1110011 2
  • Поскольку для хранения используется один байт, то необходимо дополнить получившееся число незначащими нулями слева до 8 цифр:
  • 0 1110011
  • Инвертируем результат (заменим единицы на нули, а нули на единицы):
  • 10001100

    Результат: 10001100

    С современным миром технологий и реалий программирования, разработки ЕГЭ по информатике имеет мало общего. Какие-то базовые моменты есть, но даже если разбираешься немного в задачах, то это еще не значит, что в конечном итоге станешь хорошим разработчиком. Зато областей, где нужны IT-специалисты, великое множество. Вы нисколько не прогадаете, если хотите иметь стабильный заработок выше среднего. В IT вы это получите. При условии, разумеется, наличия соответствующих способностей. А развиваться и расти здесь можно сколько угодно, ведь рынок настолько огромен, что даже представить себе не можете! Причем он не ограничивается только нашим государством. Работайте на какую угодно компанию из любой точки мира! Это все очень вдохновляет, поэтому пусть подготовка к ЕГЭ по информатике будет первым незначительным шагом, после которого последуют годы саморазвития и совершенствования в данной области.

    Структура

    Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование последовательности символов. Задания проверяют материал всех тематических блоков. 12 заданий относятся к базовому уровню, 10 заданий к повышенному уровню сложности, 1 задание – к высокому уровню сложности.

    Часть 2 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные 3 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме.

    На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). На выполнение заданий части 1 рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). Остальное время рекомендуется отводить на выполнение заданий части 2.

    Пояснения к оцениванию заданий

    Выполнение каждого задания части 1 оценивается в 1 балл. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Выполнение заданий части 2 оценивается от 0 до 4 баллов. Ответы на задания части 2 проверяются и оцениваются экспертами. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, – 12.