История позднего средневековья. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.). Великое переселение народов

Последний период средневековья, часто называемый “осенью средневековья”, характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами. Солдаты этих армий служили уже не в силу феодальных обычаев, а за жалование непосредственно королю. Необходимость содержать большие армии повлекла за собой стремление упорядочить и увеличить налоговые поступления, что стало возможным лишь с организацией бюрократического чиновничьего аппарата. У королей появилась мощная опора, они уже могли совершенно иначе вести себя даже с самыми сильными и непокорными вассалами. С появлением в начале XIV века огнестрельного оружия постепенно уменьшаются значение и роль рыцарства. Ни один замок не мог теперь устоять против артиллерии, появление ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленным применение лат. Рыцарство теряет монополию на военное дело, главную роль в котором начинает играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская, потом немецкие ландскнехты.

Произошли изменения и в экономике, и в социальной сфере. Во Франции, например, в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу, тоже самое происходит в Англии и Западной Германии. Естественно, происходило это не без сопротивления феодалов. Многие страны сотрясали крестьянские восстания, например, Жакерия во Франции в 1358 году или восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 году.

Огромную роль в общем кризисе феодализма сыграла так называемая “чёрная смерть” - эпидемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV века, а отдельные вспышки ее продолжались в различных странах на протяжении конца

XIV и первой половины XV веков. В некоторых местах смертность населения

составила не менее 60 %. Уменьшение численности населения привело к

уменьшению распаханных площадей и, следовательно, к запустению ряда земель

и уменьшению доходов помещиков. Но потребности феодалов росли, поскольку в связи с увеличением активности торговли, в частности с Востоком, появилось много дополнительных соблазнов. Это влекло за собой рост эксплуатации, помещичьи хозяйства начинают втягиваться в рынок. Происходило это разными способами: в Восточной Германии, например, увеличивались оброк и барщина, в Англии многие хозяйства стали специализироваться на разведении овец и в целях увеличения пастбищ сгоняли с земли крестьян, на севере Франции получила распространение аренда.

Проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни разрушало главную экономическую основу феодализма - натуральное хозяйство, что способствовало дальнейшему развитию кризиса. Одним из способов получения дополнительного дохода для феодалов стало участие в государственных делах, что давало возможность обогащаться за счёт казны, а с укреплением королевской власти и фискальной системы эти возможности увеличивались. В конечном итоге это тоже способствовало централизации власти и означало конец феодальной вольницы.

Столетняя война и Жанна д"Арк. Огромное воздействие на развитие Англии и Франции оказала так называемая Столетняя война (1337 - 1453 гг.), которая, конечно, не велась непрерывно, а представляла собой целый ряд активных военных действий, перемежавшихся мирными передышками. Причиной войны послужил спор из-за графства Фландрии, в экономических связях с городами которой была крайне заинтересована Англия, а поводом -династическая неразбериха во Франции, в результате которой английский король стал претендовать на французскую корону. В ходе войны выяснилось, что рыцарство уже не может претендовать на монополию в военном деле. Более того, небольшие армии англичан, главную роль в которых играли лучники, набранные из крестьян, дважды (при Креси в 1346 году и при Пуатье в 1356 году) наголову разбивали французские рыцарские армии. Одной из причин поражений была крайняя недисциплинированность рыцарей, которая не давала возможности осуществлять планы сражения. Разгром французских рыцарей сильно подорвал их авторитет, как и вообще сословную систему во Франции. Во второй половине XIV века усилиями коннетабля Дюгеклена Франция добивается заметных успехов в войне, применяя новые методы её ведения. Активно используется артиллерия при штурмах крепостей, а главную тяжесть боевых действий выносят на себе наёмные войска. Это не значит, что рыцари перестали воевать, но они теперь составляли лишь часть в вооружённых силах, к тому же среди наёмников оказалось много тех же рыцарей, но организованных по совершенно другому принципу.

В начале XV века Франция оказывается ввергнутой в длительную феодальную войну, в которую не замедлили вмешаться англичане. При этом французский дофин (наследник престола), будущий король Карл VII, лишается большей части своих владений. Казалось, война бесповоротно проиграна, но в этот момент на историческую сцену выходит Жанна д"Арк (ок. 1412 - 1431 гг.), девушка из крестьянской семьи, которая убеждает дофина доверить ей командование войсками. Сумев внушить французским солдатам, что действует с Божьей помощью, она освобождает от осады Орлеан и добивается перелома в ходе военных действий: в течение месяца судьба войны была, по сути, решена, хотя военные действия продолжались ещё более 20 лет. И даже предательство и пленение Жанны не смогли изменить обстановку в пользу англичан. Пожалуй, процесс над ней и последующая казнь принесли англичанам только вред, пробудив у французов желание мести. Бесконечные поражения и унижения Франции возродили национальные чувства, нужен был только центр притяжения, которым и явилась Жанна. Убеждённость в своей правоте, в том, что они борются за правое дело, поскольку Бог не может помогать неправым, а в Жанне видели именно орудие Бога, возродили моральный дух французов, а первые победы дали уверенность в своих силах. Кроме того, можно отметить некоторые новые явления: Жанна сражается и призывает сражаться за “милую Францию”, воспринимая всю страну целиком, что совершенно не характерно для классического феодализма, где люди прежде всего чувствуют себя уроженцами конкретной области, а отнюдь не всей страны. Победа в войне дала мощнейший стимул к развитию процесса централизации Французского королевства, который и завершает сын Карла VII Людовик XI.

Поражение в Столетней войне вызвало кризис в Англии, проявлением которого стала война Алой и Белой роз (1455 - 1485 гг) - феодальная смута, в ходе которой большая часть английской знати просто истребила друг друга, чем облегчила победившему претенденту на престол Генриху VII Ланкастеру укрепить после утверждения на троне королевскую власть.

Процессы централизации проходили и в других странах - Испании и Португалии, где королевская власть укреплялась в борьбе с арабами или маврами, как их называли на Пиренеях. Германия и Италия, в отличие от вышеназванных стран, остались по разным причинам раздробленными. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшей в 962 году, доставалась отнюдь не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных феодальных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. Поэтому в Германии усиливается власть князей, стремящихся укрепить свои владения, но всячески противодействовавших этому процессу в масштабах всей страны. В Италии также множество самых разных владений создавали мощные центробежные силы, кроме того, сохранению раздробленности всячески способствовала политика римских пап, отнюдь не заинтересованных в создании сильного единого итальянского государства, способного составить конкуренцию авторитету и власти римской курии. К тому же слишком часто Италия становилась объектом военной экспансии германских, французских, испанских армий.

Византия в XI-XV веках. В 30-х годах XI века Византия присоединила к себе армянские государства, тем самым ее отдаленные восточные границы оказались слабо защищенными. В это же время на империю обрушились турки - сельджуки. В 1071 году произошло сражение при Манцикерте. В бою был ранен и попал в плен император Византии Роман IV Диоген. Византийское войско потерпело поражение от турок.

После этого сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю. Тогда-то Византия и обратилась за помощью к римскому папе, королям и рыцарям Европы. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами: отразить натиск норманнов с запада, сельджуков с востока, вместе с воинами Первого крестового похода приступить к отвоеванию византийских владений в Малой Азии.

В течение XII века Византия остается державой, с которой считались как в Европе, так и на Востоке. Она ведет многочисленные войны, пытается вернуть себе Южную Италию, ей подчиняются балканские страны. Но в конце XII века империя слабеет. Поражение от турок при Мириокефалах в 1176 г. в Малой Азии свело на нет все успехи прошлых лет. Затем из-под контроля Константинополя выходят Болгария, Сербия, Венгрия, многие территории в Греции и Малой Азии. В 1204 году пятнадцатитысячное крестоносное войско без большого труда захватило Константинополь. Латинские рыцари грабили дворцы и храмы, жгли иконы и книги, разоряли древние императорские гробницы, переплавляли на медную монету античные скульптуры. Византийская империя перестала существовать. В Константинополе крестоносцы основали свое государство -Латинскую империю. Целых 60 лет столица когда-то могущественного государства жила под гнетом завоевателей. Помимо Латинской империи на территории возникли еще несколько крестоносных государств.

Большинство жителей Константинополя бежали на окраину страны, в Никею.

Сюда же перебрались патриарх, представители знати, многие ученые, ремесленники. Возникла Никейская империя, одно из нескольких православных государств, образовавшихся в пределах бывших византийских владений.

Правители Никеи вели долгую борьбу за освобождение Константинополя. Постепенно они захватили почти все земли вокруг него, но взять сам город удалось только в 1261 году. Крестоносцы во главе со своим императором и католиком - патриархом бежали на Запад. Никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю, но времена великой державы навсегда ушли в прошлое. Потомки Михаила VIII Палеолога правили Византией последние 200 лет ее истории. С начала XIV века все силы империи уходили на борьбу за выживание. В это время вырос новый могущественный соперник, ее последний враг - трурки-османы. Государство Палеологов ослабляли и внутренние распри.

Балканские государства также слабели в междоусобицах и бесплодных распрях. Турки расправлялись с ними поодиночке. Распадается сербское государство. Гибнет II Болгарское царство. Ожесточенное сопротивление славянских народов не привело к успеху. В 1389 году произошла кровавая битва на Косовом поле, в ходе которой герою сербского народа Милошу Обиличу удалось даже, пробравшись в турецкий лагерь, убить султана. Но в итоге все равно победили турки.

К середине XV века остались только незначительные византийские владения. В 1452 году приготовления турок к новому штурму византийской столицы стали очевидны. Но западные страны так и не оказали достаточной помощи городу, осада которого началась 2 апреля 1453 года. Константинополь пал 29 мая 1453 года. Константин, последний византийский император, погиб в бою. На этом завершилась многовековая история Византии, а формально - и история Древней Римской империи.

С установлением турецкой власти на Балканах народы полуострова оказались в крайне угнетённом положении, поскольку завоевателей и подчинённых разделяли, кроме этнического происхождения, ещё и религиозные верования. Противостояние “креста и полумесяца” получило дополнительный стимул, и с этого периода начинается бесконечная череда войн европейских христианских стран с турками, причём первые три столетия перевес в этой борьбе чаще всего оказывался на стороне последних.

Вопрос об окончании эпохи средневековья дискуссионен, достаточно часто её продлевают до начала Английской буржуазной революции, иногда завершают эпохой Возрождения, Реформацией, Великими географическими открытиями. Нам представляется, что все эти события относятся уже к периоду Новой истории, поскольку идеи, выдвинутые гуманистами, почва, на которой они смогли вообще появиться, разительно отличаются от принципов и стереотипов средневековья. Это действительно было новым временем, а средние века, на наш взгляд, логично завершать именно процессом сложения централизованных государств. Кроме того, новые идеи не могли бы появиться без развития, и достаточно сильного, капиталистического уклада в городах, а он диаметрально противоположен феодализму как экономическая структура и по основным ценностным установкам.

Страница 17 из 17

Позднее средневековье. Зарождение капиталистических отношений и конец эпохи средневековья (XIV - XV вв.)

Последний период средневековья, часто называемый “осенью средневековья”, характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами. Солдаты этих армий служили уже не в силу феодальных обычаев, а за жалование непосредственно королю. Необходимость содержать большие армии повлекла за собой стремление упорядочить и увеличить налоговые поступления, что стало возможным лишь с организацией бюрократического чиновничьего аппарата. У королей появилась мощная опора, они уже могли совершенно иначе вести себя даже с самыми сильными и непокорными вассалами. С появлением в начале XIV века огнестрельного оружия постепенно уменьшаются значение и роль рыцарства. Ни один замок не мог теперь устоять против артиллерии, появление ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленным применение лат. Рыцарство теряет монополию на военное дело, главную роль в котором начинает играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская, потом немецкие ландскнехты.

Произошли изменения и в экономике, и в социальной сфере. Во Франции, например, в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу, то же самое происходит в Англии и Западной Германии. Естественно, происходило это не без сопротивления феодалов. Многие страны сотрясали крестьянские восстания, например, Жакерия во Франции в 1358 году или восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 году.

Огромную роль в общем кризисе феодализма сыграла так называемая “чёрная смерть ” - эпидемия чумы, опустошившая Европу в середине XIV века, а отдельные вспышки ее продолжались в различных странах на протяжении конца XIV и первой половины XV веков. В некоторых местах смертность населения составила не менее 60 %. Уменьшение численности населения привело к уменьшению распаханных площадей и, следовательно, к запустению ряда земель и уменьшению доходов помещиков. Но потребности феодалов росли, поскольку в связи с увеличением активности торговли, в частности с Востоком, появилось много дополнительных соблазнов. Это влекло за собой рост эксплуатации, помещичьи хозяйства начинают втягиваться в рынок. Происходило это разными способами: в Восточной Германии, например, увеличивались оброк и барщина, в Англии многие хозяйства стали специализироваться на разведении овец и в целях увеличения пастбищ сгоняли с земли крестьян, на севере Франции получила распространение аренда.

Проникновение товарно-денежных отношений во все сферы жизни разрушало главную экономическую основу феодализма - натуральное хозяйство, что способствовало дальнейшему развитию кризиса. Одним из способов получения дополнительного дохода для феодалов стало участие в государственных делах, что давало возможность обогащаться за счёт казны, а с укреплением королевской власти и фискальной системы эти возможности увеличивались. В конечном итоге это тоже способствовало централизации власти и означало конец феодальной вольницы.

Столетняя война и Жанна д’Арк. Огромное воздействие на развитие Англии и Франции оказала так называемая Столетняя война (1337 - 1453 гг.), которая, конечно, не велась непрерывно, а представляла собой целый ряд активных военных действий, перемежавшихся мирными передышками. Причиной войны послужил спор из-за графства Фландрии, в экономических связях с городами которой была крайне заинтересована Англия, а поводом - династическая неразбериха во Франции, в результате которой английский король стал претендовать на французскую корону. В ходе войны выяснилось, что рыцарство уже не может претендовать на монополию в военном деле. Более того, небольшие армии англичан, главную роль в которых играли лучники, набранные из крестьян, дважды (при Креси в 1346 году и при Пуатье в 1356 году) наголову разбивали французские рыцарские армии. Одной из причин поражений была крайняя недисциплинированность рыцарей, которая не давала возможности осуществлять планы сражения. Разгром французских рыцарей сильно подорвал их авторитет, как и вообще сословную систему во Франции. Во второй половине XIV века усилиями коннетабля Дюгеклена Франция добивается заметных успехов в войне, применяя новые методы её ведения. Активно используется артиллерия при штурмах крепостей, а главную тяжесть боевых действий выносят на себе наёмные войска. Это не значит, что рыцари перестали воевать, но они теперь составляли лишь часть в вооружённых силах, к тому же среди наёмников оказалось много тех же рыцарей, но организованных по совершенно другому принципу.

В начале XV века Франция оказывается ввергнутой в длительную феодальную войну, в которую не замедлили вмешаться англичане. При этом французский дофин (наследник престола), будущий король Карл VII, лишается большей части своих владений. Казалось, война бесповоротно проиграна, но в этот момент на историческую сцену выходит Жанна д’Арк (ок. 1412 - 1431 гг.), девушка из крестьянской семьи, которая убеждает дофина доверить ей командование войсками. Сумев внушить французским солдатам, что действует с Божьей помощью, она освобождает от осады Орлеан и добивается перелома в ходе военных действий: в течение месяца судьба войны была, по сути, решена, хотя военные действия продолжались ещё более 20 лет. И даже предательство и пленение Жанны не смогли изменить обстановку в пользу англичан. Пожалуй, процесс над ней и последующая казнь принесли англичанам только вред, пробудив у французов желание мести. Бесконечные поражения и унижения Франции возродили национальные чувства, нужен был только центр притяжения, которым и явилась Жанна. Убеждённость в своей правоте, в том, что они борются за правое дело, поскольку Бог не может помогать неправым, а в Жанне видели именно орудие Бога, возродили моральный дух французов, а первые победы дали уверенность в своих силах. Кроме того, можно отметить некоторые новые явления: Жанна сражается и призывает сражаться за “милую Францию”, воспринимая всю страну целиком, что совершенно не характерно для классического феодализма, где люди прежде всего чувствуют себя уроженцами конкретной области, а отнюдь не всей страны. Победа в войне дала мощнейший стимул к развитию процесса централизации Французского королевства, который и завершает сын Карла VII Людовик XI.

Поражение в Столетней войне вызвало кризис в Англии, проявлением которого стала война Алой и Белой роз (1455 - 1485 гг) - феодальная смута, в ходе которой большая часть английской знати просто истребила друг друга, чем облегчила победившему претенденту на престол Генриху VII Ланкастеру укрепить после утверждения на троне королевскую власть.

Процессы централизации проходили и в других странах - Испании и Португалии, где королевская власть укреплялась в борьбе с арабами или маврами, как их называли на Пиренеях. Германия и Италия, в отличие от вышеназванных стран, остались по разным причинам раздробленными. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшей в 962 году, доставалась отнюдь не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных феодальных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. Поэтому в Германии усиливается власть князей, стремящихся укрепить свои владения, но всячески противодействовавших этому процессу в масштабах всей страны. В Италии также множество самых разных владений создавали мощные центробежные силы, кроме того, сохранению раздробленности всячески способствовала политика римских пап, отнюдь не заинтересованных в создании сильного единого итальянского государства, способного составить конкуренцию авторитету и власти римской курии. К тому же слишком часто Италия становилась объектом военной экспансии германских, французских, испанских армий.

Византия в XI-XV веках. В 30-х годах XI века Византия присоединила к себе армянские государства, тем самым ее отдаленные восточные границы оказались слабо защищенными. В это же время на империю обрушились турки - сельджуки. В 1071 году произошло сражение при Манцикерте. В бою был ранен и попал в плен император Византии Роман IV Диоген. Византийское войско потерпело поражение от турок.

После этого сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю. Тогда-то Византия и обратилась за помощью к римскому папе, королям и рыцарям Европы. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами: отразить натиск норманнов с запада, сельджуков с востока, вместе с воинами Первого крестового похода приступить к отвоеванию византийских владений в Малой Азии.

В течение XII века Византия остается державой, с которой считались как в Европе, так и на Востоке. Она ведет многочисленные войны, пытается вернуть себе Южную Италию, ей подчиняются балканские страны. Но в конце XII века империя слабеет. Поражение от турок при Мириокефалах в 1176 г. в Малой Азии свело на нет все успехи прошлых лет. Затем из-под контроля Константинополя выходят Болгария, Сербия, Венгрия, многие территории в Греции и Малой Азии. В 1204 году пятнадцатитысячное крестоносное войско без большого труда захватило Константинополь. Латинские рыцари грабили дворцы и храмы, жгли иконы и книги, разоряли древние императорские гробницы, переплавляли на медную монету античные скульптуры. Византийская империя перестала существовать. В Константинополе крестоносцы основали свое государство - Латинскую империю. Целых 60 лет столица когда-то могущественного государства жила под гнетом завоевателей. Помимо Латинской империи на территории возникли еще несколько крестоносных государств.

Большинство жителей Константинополя бежали на окраину страны, в Никею. Сюда же перебрались патриарх, представители знати, многие ученые, ремесленники. Возникла Никейская империя, одно из нескольких православных государств, образовавшихся в пределах бывших византийских владений.

Правители Никеи вели долгую борьбу за освобождение Константинополя. Постепенно они захватили почти все земли вокруг него, но взять сам город удалось только в 1261 году. Крестоносцы во главе со своим императором и католиком - патриархом бежали на Запад. Никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю, но времена великой державы навсегда ушли в прошлое. Потомки Михаила VIII Палеолога правили Византией последние 200 лет ее истории. С начала XIV века все силы империи уходили на борьбу за выживание. В это время вырос новый могущественный соперник, ее последний враг - трурки-османы. Государство Палеологов ослабляли и внутренние распри.

Балканские государства также слабели в междоусобицах и бесплодных распрях. Турки расправлялись с ними поодиночке. Распадается сербское государство. Гибнет II Болгарское царство. Ожесточенное сопротивление славянских народов не привело к успеху. В 1389 году произошла кровавая битва на Косовом поле , в ходе которой герою сербского народа Милошу Обиличу удалось даже, пробравшись в турецкий лагерь, убить султана. Но в итоге все равно победили турки.

К середине XV века остались только незначительные византийские владения. В 1452 году приготовления турок к новому штурму византийской столицы стали очевидны. Но западные страны так и не оказали достаточной помощи городу, осада которого началась 2 апреля 1453 года. Константинополь пал 29 мая 1453 года . Константин, последний византийский император, погиб в бою. На этом завершилась многовековая история Византии, а формально - и история Древней Римской империи.

С установлением турецкой власти на Балканах народы полуострова оказались в крайне угнетённом положении, поскольку завоевателей и подчинённых разделяли, кроме этнического происхождения, ещё и религиозные верования. Противостояние “креста и полумесяца” получило дополнительный стимул, и с этого периода начинается бесконечная череда войн европейских христианских стран с турками, причём первые три столетия перевес в этой борьбе чаще всего оказывался на стороне последних.

Вопрос об окончании эпохи средневековья дискуссионен, достаточно часто её продлевают до начала Английской буржуазной революции, иногда завершают эпохой Возрождения, Реформацией, Великими географическими открытиями. Нам представляется, что все эти события относятся уже к периоду Новой истории, поскольку идеи, выдвинутые гуманистами, почва, на которой они смогли вообще появиться, разительно отличаются от принципов и стереотипов средневековья. Это действительно было новым временем, а средние века, на наш взгляд, логично завершать именно процессом сложения централизованных государств. Кроме того, новые идеи не могли бы появиться без развития, и достаточно сильного, капиталистического уклада в городах, а он диаметрально противоположен феодализму как экономическая структура и по основным ценностным установкам.



Оглавление
История Древнего мира и средних веков.
ПРОГРАММА КУРСА
Периодизация мировой истории. Сравнение формационного и цивилизационного подходов к изучению мировой истории

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Народные верования и суеверия.

На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны".

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Черное и белое, без середины - такова была действительность для средневековых людей. Итак, человек Средневековья был вечным яблоком раздора между Богом и Сатаной. Существование Дьявола представлялось столь же реальным, как и бытие бога; он даже испытывал меньшую нужду в том, чтобы представать перед человеком в перевоплощенном виде или в видениях. Главным образом он принимал различный антропоморфный вид. Особо избранные жертвы подвергались неоднократным натискам Сатаны, который использовал все уловки, маскировки, искушения и пытки. Объект препирательства между Богом и дьяволом на земле, человек, после смерти становился ставкой в их последнем и решающем споре.

Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования, когда душа умершего раздиралась между Сатаной и архангелом Михаилом прежде, чем победитель уводил её в рай или ад. Эта сцена, которой заканчивалась жизнь средневекового человека, подчеркивает пассивность его существования. Она представляет собой самое сильное и впечатляющее выражение того, что он не принадлежал самому себе. В чем не сомневался средневековый человек, так это в том, что не только дьявол мог, подобно Богу (разумеется с его дозволения) творить чудеса, но этой способностью обладали также и смертные, обращая её во благо или во зло. Каждый человек имел своего ангела, и на земле обитало двойное население, люди и их небесные спутники, или, вернее, тройное, т.к. к ним прибавлялся подстерегавший их мир демонов. Земное общество было лишь сколком с общества небесного. Представление о небесной иерархии сковывало волю людей, мешало им касаться здания земного общества, не расшатывая одновременно общество небесное. Средневековые люди доводили до крайности аллегорическое толкование содержавшихся в Библии более или менее символических дат и сроков творения.

Карнавал.

Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на началах смеха. Это - веселый праздник для всех. Праздничность - существенная особенность всех смеховых обрядно-зрелищных форм средневековья. Карнавалы проводились в последние дни перед великим постом. Очень важная черта карнавала - отмена иерархических отношений: на карнавале все были равны. Официальные празднества как бы освещали неравенство - на них люди появлялись во всех регалиях. В больших городах Средневековья карнавалы продолжались в общей сложности до 3 месяцев в году60. Карнавалы "давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь. Это - особого рода двухмерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура возрождения не могут быть понятыми. Таковы карнавального типа празднества античного мира,. Таковы и средневековые карнавалы".

Прежде всего, карнавал - это не зрелище!

Карнавал - это внутренняя свобода, проявленная в действиях. Высвобождается огромное количество энергии - это и есть источник жизненной энергии карнавала. Камень сваливается с плеч - мир вокруг расцветает красками.

Вечная ноша средневекового человека - сословные условности.

Когда наступал карнавал, все прятались за маски, одевали одинаковые костюмы (в ранних венецианских карнавалах было лишь несколько фасонов масок и мешковатой одежды, которая скрывала фигуру и делала человека практически неузнаваемым). Люди получали право быть самими собой, а не рабами, кузнецами, торговцами, священниками, воинами, королями, придворными.

Западный мир менялся, и старый смысл карнавала перестал быть актуален. Карнавал постепенно исчез.

Зарождение "городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая "городская литература”, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством "жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.

С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Особенности городской литературы:

  • 1) Городская литература отличается вниманием к повседневной жизни человека, к быту.
  • 2) Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).
  • 3) Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное - донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.
  • 4) Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.
  • 5) Тип героя весьма обобщён. Это не индивидуализированный рядовой человек. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт - черты героя.
  • 6) Жанрово-родовой состав.

В городской литературе развиваются все 3 рода.

Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.

В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека

В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям:

Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций - всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.

Коротко об истории европейского Средневековья.

Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.

В узком смысле эту периодизацию уместнее применять лишь к истории Европы. Но её часто используют и для всемирной истории. Началом Средневековья принято считать крах Западной Римской империи в 476 г, а её концом - завоевание Константинополя турками и окончание Столетней войны. Оба события произошли в 1453 г. Другими важными вехами, обозначившими наступление эпохи Нового времени, называют также открытие Нового Света Колумбом в 1492 г. и начало лютеранской Реформации в 1517 г. Для стран Ближнего Востока порой начало Средневековья отсчитывают от рождения ислама в VII в.

Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.

Периодизация и основные характеристики

У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:
- Ранний (V - XI вв.);
- Высокий, или Классический, (XI - XIV вв.);
- Поздний или Раннее Новое время (XIV-XVI вв.);
Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.

Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.

В числе таких базовых характеристик:
- феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;
- система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;
- господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;
- цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.

Великое переселение народов

Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.

Византия и арабский халифат

Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.

В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.

Империя франков и возникновение европейского рыцарства

В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).

В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.

В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.

Высокое Средневековье

С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (1095-1270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.

В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.

Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация

В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.) между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.

В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.

Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.

В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.

Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.

В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.

Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.
Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.

Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления

В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI-XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.

Карта позднесредневековых государств Европы

Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV-XV вв.

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 годов , который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть - эпидемия чумы, которая уничтожила 1/3 европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции , такие как Жакерия . Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными Западным походом монголов и Столетней войной .

Во Франции, Англии, Западной Германии в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу.

Этот период характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств в Англии и Франции. Используя финансовые средства городов, короли могли содержать постоянную наёмную армию для борьбы с мятежными феодалами. В связи с появлением в начале XIV века огнестрельного оружия уменьшилось значение рыцарства . Ни один замок не мог устоять против артиллерии, а появление большого количества ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленными тяжёлые доспехи рыцарей. Главную роль на войне стала играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская , потом немецкие ландскнехты .

Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Проторенессанса . Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов , особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка христианской культуры на Балканах , из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в