Лекции - анализ внешней политики. Внешняя политика и ее анализ Уровни анализа внешней политики современных государств

Раздел 7

Успешной политическая деятельность является лишь тогда, когда происходит постоянно осуществляемый политический анализ, на основе которого осуществляется определенный прогноз, выстраивается стратегия действий и обеспечивается консультирование субъекта (участника) политического процесса.

7.1. Политический анализ и политическое прогнозирование

Политический анализ: особенности осуществления. Политические явления не являются случайными и изолированными друг от друга. Все явления политической жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, они имеют тесные связи также с демографическими, экономическими, юридическими и иными социальными отношениями в обществе. Т.е. политическую практику невозможно представить без политического анализа.

Политический анализ (от греч. analysis - разложение, разделение) - это: 1) метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации .

Приведенное трудно назвать однозначным определению понятия “политический анализ”, которое было бы наиболее приближено к сущности политического менеджмента. Здесь наилучшим образом подойдет такое определение: политический анализ - процесс сбора и обобщения информации о политической систему в целом и отдельные ее составляющие, выявление связей, взаимозависимости и механизмов взаимодействия субъектов политического процесса, его закономерностей, аналогов и детерминант с целью прогнозирования направлений и будущих результатов, последствий политических действий и их влияния на развитие общества .

Ключевым понятием политического анализа является политическая идея как форма осмысления политической действительности.

Начало политического анализа находим еще в религиозных мифах и легендах (более 5 тыс. лет назад), позже - в мифах Древней Греции, Индии, Древних Китая и Рима. Такой анализ имел форму философских трактатов, определенных изложений или толкований законов, этических норм и т.д.

Во времена средневековья к вопросам, связанных с политическим анализом (что такое политика, власть, государство и т.д.), обращаются Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиль и другие.

Позднее (XIX в.) политический анализ в плане методологии исследования политики, ее составляющих, политических процессов глубоко разработали К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, а в ХХ ст. - К. Поппер, Х. Арендт, С. Бжезинский, Э. Фромм, Г. Арон, Г. Маркузе, Д. Истон, Г. Лассуел, другие политологи, социальные политики, социологи.

Как ведущая теоретико-прикладная отрасль в комплексе политических наук политическая аналитика, а следовательно и политический анализ, сформировавшихся в ХХ в.

Как прикладная дисциплина политический анализ выполняет три основные функции :

Описательную (отражение политической системы, политических явлений и процессов);

Регулятивную (предоставления предложений, рекомендаций, прогнозов относительно практического решения политических вопросов и проблем);

Прогностическую (моделирование политических процессов и их последствий в практической политической деятельности).

Научным инструментарием политического анализа являются:

Системный подход (систематизация совокупности объектов, выявление их связей и взаимодействий);

Структурно-функциональный анализ (связи и взаимодействие групп объектов системы);

Сравнительный анализ (сопоставление, выявление аналогов, противоречий, различий, определение динамики в политике);

Математико-статистический анализ (представление общественно-политических явлений, процессов в виде схем, диаграмм, моделей) .

Политический анализ имеет ярко выраженный синергетический характер и поэтому ему присущи большинство признаков системности, то есть широчайшего охвата предмета анализа.

Политический анализ имеет два основных философских принципах, на которых он базируется и практически осуществляется:

Принцип взаимосвязи политических явлений. Такие связи являются: длительными и короткими, существенными и несущественными, непосредственными и косвенными, случайными и необходимыми, внутренними и внешними;

Принцип постоянного развития (историзма). Все политические явления постоянно развиваются (во времени и пространстве, генетически - от зарождения, становления, развития и отмирания). Принцип постоянного развития часто называют еще принципом системности.

Политический анализ имеет отдельные виды (формы), среди которых выделяют следующие основные: анализ данных, диахронный анализ, дисперсионный анализ, анализ документов, кластерный анализ, анализ когорты, контекстуальный анализ, корреляционный анализ, многомерный анализ, многофакторный анализ, синхронный анализ, системный анализ, структурный анализ и др.

Анализ данных - эмпирический анализ собранных данных о политических явлениях и событиях, политической жизни с целью получения первичной информации, раскрытие определенных связей между явлениями и данными, исследуются.

Диахронный анализ - анализ политических объектов, явлений, событий, процессов в их временном пространстве, то есть есть возможность и делается попытка взглянуть на генезис таких объектов и явлений, зафиксировать их в времени.

Дисперсионный анализ (по методу Г. Фишера) - позволяет выявить систематические расхождения между результатами непосредственных политических изменений при определенных условиях, что также меняются.

Анализ документов - один из самых распространенных в политике, поскольку первое, а часто и наиболее точное представление о конкретные политические события, явления, объекты политики можно получить в результате глубокого анализа (часто контент-анализа) политических документов (проекты, решения, воззвания, программы, уставы, листовки и т.д).

Кластерный анализ - метод группировки определенных данных о политике, объекты политики, политической деятельности за определенными классами. Собраны и распределены по классам, такие данные становятся ближе друг к одних и, следовательно, более точной общая картина объекта, события и т.п.

Анализ когорты - анализ отдельных социальных групп (групп населения) с целью определения и фиксации характерных (и отличных от других групп) черт, характеристик, политических действий, политического поведения. На основе таких анализов можно сделать соответствующие выводы и настоящем долговременные политические прогнозы.

Контекстуальный анализ - используется тогда, когда возникает потребность определить индивидуальные признаки любого политического явления или объекта политики в контексте с другими.

Политический анализ имеет три основных компоненты, ради которых он и осуществляется:

Анализ реально существующей политической ситуации;

Прогноз развития такой ситуации;

Принятие соответствующих компетентных политических решений.

Политическое прогнозирование: сущность и особенности. Любая будущая (в перспективе) политическая деятельность закономерно связана, вытекает из прошлого и сегодняшнего развития политики, политических явлений и действий. Осуществлен политический анализ дает возможность определить набор возможных вариантов реализации цели, задачи в практической политической деятельности, то есть осуществить политический прогноз относительно возможного хода событий и их результата.

Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях, пути, тенденции развития определенного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроки их осуществления.

Не следует путать прогноз (в частности политический) с предвидением. Последнее имеет характер определенной абсолютизованої достоверности.

Политическое прогнозирование связано с большим количеством политических переменных, поэтому оно также совершенно отличное от политического планирования.

Чтобы понять особенности именно политического прогнозирования, напомним, что прогнозирование вообще, это: а) форма опережающего отражения чего-либо в научном познании; б) процесс определение перспектив развития определенного явления, события, основанное на знании закономерностей развития и информации о прошлом и современное состояние этого явления или события .

Прогноз предполагает определенное моделирование явлений, событий, процессов, создания мысленных образов.

Объектами прогнозирования, как правило, есть процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Поэтому в зависимости от природы объектов различают объекты прогнозирования социальные, экономические, научно-технические и политические.

Согласно цели разработки прогноза (проблемно-целевой критерий) существуют два основных типа прогнозов:

Поисковый прогноз - определение возможных состояний какого-либо явления в будущем. Это своеобразная ретроспекция, проектирование современного явления в будущем;

Нормативный прогноз - поиск путей, возможностей, средств с целью достижения желаемого, желаемого, ожидаемого состояния соответствующих явлений. При этом заранее задаются как основа определенные нормы, стимулы, идеалы и т.д.

Кроме того, прогнозы разделяют на: оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго - и далекострокові (наддовгострокові).

Основными способами разработки прогнозов являются:

Анкетирование (интервью, опроса);

Экстраполированием и интерполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления);

Моделирование (построение поисковых и нормативных моделей с учетом предполагаемой или желаемой изменения прогнозируемого явления на определенный, предсказуемый период и т.д.).

Часто в процессе прогнозирования используются несколько или все указанные способы разработки прогнозов.

Политический прогноз - процесс разработка научно обоснованного рассуждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления, а также о рекомендации по практической деятельности в условиях определенной теоретической действительности.

Объектом политического прогнозирования могут быть: политические системы, политические партии, власть, политические группы, отдельные лица, то есть все субъекты политики, политического процесса.

Для осуществления политического прогнозирования, разработки и реализации стратегической политики любой политик, участник политического процесса должен обязательно иметь так называемое стратегическое мышление в политике. По мнению А. Валевского, стратегическое политическое мышление находится под влиянием и детермінацією исторически-культурной традиции народа, страны, определенных стратегических интересов, иерархии стратегических целей т.д.

Политическое прогнозирование, предсказания непосредственно связано с политической вероятностью, поскольку любое политическое действие, явление при определенных условиях и обстоятельствах вполне возможны.

Самыми распространенными в политике есть логическая, статистическая и субъективная вероятность.

Политическая вероятность - возникновение определенного утверждения, точки зрения, полученных в результате логических действий.

Статистическая вероятность существует тогда, когда учитывается соответствующая частота (периодичность) повторение явлений, событий т.д. Например, политические забастовки, которые при соответствующих условиях происходили на протяжении некоторого последнего времени.

Субъективная вероятность - оценка индивидом (спостерігаючою, действующим лицом) возможности возникновения определенного события на основе повторного опыта.

Политическое прогнозирование - не просто проекция в будущее, предвидение ожидаемого результата - это научно обоснованная, всесторонняя информация о будущем развитии определенных политических процессов и разработка на этой почве соответствующих стратегических и тактических основ политической деятельности.

Политический прогноз - это: а) научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и путях его развития; б) способ научного обоснования политических решений.

Методологической основой политического прогнозирование считается философия политики, поскольку только с ее помощью можно осуществлять действительно комплексный, всесторонний анализ политических явлений, событий, процессов, прогнозировать их развитие. В последнее время начала активно формироваться и такая сравнительно новая научная дисциплина, как политическая прогностика.

Каждый политический прогноз имеет соответствующий степень вероятности, возможности. Идеальных прогнозов не объективно существует, хотя всегда те, кто составляет прогноз, пытаются что представить его себе как самый точный и самый вероятный, то есть идеальный.

Главная цель политических прогнозов: избавиться от нежелательного, неожиданного, неудовлетворительного (для конкретного субъекта политики) развития политических событий; привыкнуть к необратимому, того, что может произойти почти неизбежно; ускорить вероятное развитие конкретного политического явления, процесса в желаемом направлении.

Политические прогнозы сбываются с целью: определения основных тенденций в развитии международных отношений; предсказание развития политических конфликтов, итогов избирательных кампаний; определение популярности политических партий, общественных организаций, объединений, отдельных лидеров, государственных, общественных деятелей, возможных последствий определенного политического решения и т.д.

Основные функции политического прогноза:

Нормативная. Во время прогнозирования максимально придерживаются определенных показателей, норм, пытаются реализовать прогностическую модель;

Орієнтувальна. Речь идет о определение субъектом управления наиболее реальных, оптимальных направлений деятельности и об избирательном подходе к информации;

Предупредительная. В этом случае речь идет о предупреждении органа управления, субъекта политики в отношении возможных и реальных отклонений от существующей прогностической модели.

Типы политических прогнозов:

Научные, нормативные, интервальные;

Кратко-, средне-, долгосрочные.

Последние по временным срокам тоже конкретизируются:

Оперативные (до 1 месяца);

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (от 5 до 15 лет);

Стратегические (сверхсрочные) - до 30 лет.

Различают также такие типы политического прогнозирования:

Внутриполитическое. Как правило, это прогнозирование конкретных политических событий, деятельности политических институтов общества, политических процессов, имеющих место в нем;

Внешнеполитическое. Это прогнозирование в сфере международных отношений и внешней политики в целом. При этом в первую очередь оценивают и прогнозируют общую обстановку в мире, регионе, стране, отношения между странами, правительствами и т.д.

Политические прогнозы могут быть двух типов:

Поисковые. Это выявление и уточнения тех перспективных проблем, которые можно попробовать решить именно политическим путем, методом политического управления. Составляется прогноз (предположение) - что произойдет в обществе, политике при условии сохранения реально существующих общественно-политического состояния, ситуации;

Нормативные. В этом случае внимание сосредотачивается на путях, средствах, возможностях изменения положения дел.

Основные принципы политического прогнозирования:

Системность. В этом случае политика, политический процесс рассматриваются комплексно, в их целостности, единстве, как определенная совокупность самостоятельных направлений (составляющих) прогнозирования;

Согласованность. Самостоятельные направления (составляющие), этапы политического прогноза должны быть взаимосогласованными, взаимосвязанными, что обеспечивает наибольшую достоверность прогноза;

Непрерывность. По мере возникновения, поступления новых данных, информации во времени политический прогноз имеет непрерывно корректироваться, уточняться, углубляться;

Верифікаційність. Существует потребность и необходимость постоянного определения достоверности разработанного политического прогноза, на что и направлен этот принцип;

Альтернативность. Политическая жизнь может и развивается по многим траекториям, направлениями, моделями, поскольку взаимоотношения между субъектами политики являются также слишком изменчивыми, специфическими. То есть должны учитывать (предполагать) все возможные пути и особенности развития политических отношений, а на этой основе предвидеть альтернативные модели политических решений и действий;

Рентабельность. В какой степени осуществление политических проектов, действий, решений может быть максимально реализованным и результативным.

Известный российский политолог А. В. Сергеев выделяет следующие принципы политического прогнозирования:

Отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности. Речь идет прежде всего о прогнозе развития объективных факторов, влияющих на суть и характер политики, политических процессов;

Целостный, системный подход, т.е. нужно стараться принимать во внимание и рассматривать все части (субъекты) политического процесса системно, целостно, в их единстве, взаимодействии;

Признание исторического детерминизма, то есть объективных закономерностей функционирования и развития социально-политических систем;

Комплексный характер прогнозирования;

Классовый подход, что конкретизируется в принципе партийности. Имеется в виду, что для политического прогнозирование существенное значение имеет прогнозирование.

Политические прогнозы составляются по счет использования определенного инструментария: анкетирование, опрос общественного мнения, анализ различных источников информации, данных, результатов различных исследований (научных, прикладных, специальных).

Существует более 150 различных методов политического прогнозирования, среди которых наиболее распространенными являются:

Верификации (проверки достоверности данных);

іконічного (образного) моделирования;

Анализа публикаций;

Экспертных оценок;

Генерации идей;

Построения сценариев;

Интервью.

Итак, инструментарий политического прогнозирование состоит в основном из различных методов анкетирования, качественных и количественных методов оценки различных данных опроса общественного мнения, специальных систем развития событий и т.д.

В последнее время в политике используют некоторые довольно интересные инновационные методы политического анализа, среди которых заметно выделяются такие:

Метод коллективной экспертной оценки. Для его использования создаются специальные экспертные группы, которые назначают экспертов и на основе их ответов на конкретные вопросы определяют окончательную оценку как своеобразное среднее суждение (среднее арифметическое значение оценок всех экспертов или среднее нормализованное, взвешенное значение оценки);

метод коллективной генерации идей (метод “мозговой атаки”). Это что-то вроде метода дискуссии. Сначала формируется группа участников “мозговой атаки” (до 15 человек). Затем составляется проблемная записка участника “мозговой атаки”, по которой далее ведется обсуждение (критика, дополнения, вынесение на рассмотрение новых мыслей, идей, предложений). На следующем этапе происходит систематизация наработанных идей, их обоснование, объяснение. После этого обоснованные идеи могут критиковаться учитывая наличие проблем и препятствий к ее осуществления. На завершающем этапе участники “мозговой атаки” составляют перечень тех идей и предложений, которые фактически выдержали критику и имеют право на существование. “Мозговую атаку” могут осуществлять несколько групп одновременно, параллельно, работая над разработкой одной и той же проблемы;

Метод построения сценариев. Основа такого метода - попытка установить логическую последовательность действий в политике, политическом процессе, чтобы обеспечить практическое решение существующих проблем. Это дает возможность хорошо учесть расстановку сил, спланировать постепенное приближение к зпрогнозованого результата.

Известный украинский политолог В. П. Горбатенко среди основных методов политического прогнозирования называет еще и такие :

Экспертный опрос. Чаще всего речь идет о заполнении экспертами специальных анкет, а затем их обработка;

Историческая аналогия. Базируется на переносе определенных закономерностей исторического развития, схожих событий по времени из других сфер знания;

Контекстуальное картографирование. Это - системное рассмотрение объекта путем последовательного или комбинированного просмотра, анализа и синтеза всех вероятных комбинаций его составляющих;

Сеточные графики. Осуществление поиска и определение кратчайших путей к определенной, очерченной цели;

Дерево целей. Разделение объекта познания на отдельные элементы (составляющие), иерархически, логически связаны между собой;

Имитирование. Это построение, создание соответствующих моделей (прежде всего математических) с целью изучения и верификации прогнозных решений;

Операционное моделирование. Базируется на применении, использовании математического аппарата;

Анализ взаимных влияний. Предусматривает использование своеобразных матриц событий, которые влияют на развитие политической ситуации или составляют основу исследования политических проблем;

Каузальное моделирование. Базируется на установке соответствующих причинно-следственных связей известных политических событий, явлений;

Статистическое моделирование. Это разработка и анализ моделей, которые базируются на статистическом материале прошлого и современного;

Метод игры. Используется в непосредственных предплановых политических исследованиях, а также для верификации политических прогнозов.

Такая классификация методов политического прогнозирования является самой полной из всех нам известных.

Составление политического прогноза является системой соответствующих поэтапных действий, а именно:

Структурный анализ соответствующей ситуации, а то и политической системы в целом или отдельных ее компонентов;

Определение особенностей и характера связей в политическом процессе, ситуации и зависимостей между ними;

Проявление и определение главных (доминирующих) тенденций, направлений развития действующих в системе политических процессов;

Экстраполяция отдельных процессов относительно их развития в будущем;

Синтез и взаимодействие развития отдельных процессов;

Подготовка комплексного прогноза развития политической системы общества, отдельных ее составляющих и т.д.

Сделать политический прогноз максимально реальным, достоверным можно лишь при условии сочетания изложенных действий.

Политические прогнозы делают политические эксперты.

Политическая экспертиза в различных странах осуществляется по-разному, в зависимости от многих обстоятельств и исторической и политической традиций, уровня демократического развития, особенностей политических процессов и т.п. Существуют и специальные структуры - общественные, государственные, которыми являются институты политического образования, анализа и экспертизы, центры, лаборатории.

Большое значение в отдельных странах уделяется обучению, теоретической и практической подготовке политических экспертов, которые, как правило, являются независимыми - они не входят в никаких субъектов политики, действующих в соответствии с конкретным заказов на осуществление политической экспертизы.

Логическим следствием политического прогноза есть политическое предсказание.

Вообще предсказания - это возможность предсказать развитие последствия событий, процессов, явлений. Оно связано с причинно-следственным процессом и связями.

Предсказание может базироваться на религиозной вере, астрологии, жизненном опыте и научных данных. Политическое предсказания в основном базируется на научных данных и результатах и на глубоком анализе общественной практики, политических процессов .

Тема №4. Уровни анализа внешней политики.

1. Системный подход в работе Д. Сингера.

2. Системный подход в работе П. Моргана.

3. Системный подход в работе Д. Розенау.

1. Системный подход в работе Д. Сингера.

Международная политика есть явление комплексное, и для того, чтобы его исследовать, необходимо проанализировать все его составляющие. Метод такого подхода был пред­ложен в 1960-х гг. Дэвидом Сингером, который одним из первых поднял вопрос об уровнях анализа международной политики. Выявление уровней анализа необходимо, прежде всего, для того, чтобы по­нять, какие факторы формируют международную политику и определяют ее развитие. В литературе по теории международных отношений существует несколько вариантов подобного деления, три из которых мы приведем ниже.

Д. Сингер выделяет два уровня анализа:

1) международная система. Этот уровень позволяет, абстрагируясь от деталей, исследовать между­народные отношения в целом и понять суть процессов, имеющих глобальное значение;

2) государство. Государство как основной субъект международных отношений обладает автономией
и возможностью выбора направления своей политики. Поэтому с точки зрения суверенного госу­дарства можно более детально и глубоко проанализировать международную политику.

Приведенная выше модель является попыткой вычленить наиболее общие уровни анализа.

2. Системный подход в работе П. Моргана.

Патрик Морган предложил состоящую из пяти уровней модель, несколько по-иному расставив ак­центы:

1) взаимодействие между государствами есть в конечном счете результат решений и поведения инди­видов;

2) кроме этого, взаимодействие между государствами является результатом решений и деятельности
различных группировок, таких как кабинеты министров, элиты, группы интересов, бюрократические струк­туры;

3) в международной политике доминируют государства, поэтому необходимо исследовать поведение
каждого из них как единого целого;

4) государства действуют не в одиночку, необходимо принимать во внимание региональные группиров­ки, альянсы, блоки и т. д.;

5) международная политика в целом формирует систему, которая более других факторов определяет
поведение государств.

3. Системный подход в работе Д. Розенау.

Более де­тализированная модель разработана Джеймсом Розенау. Состоит она уже из шести уровней:

1) особенности индивида, принимающего решения. На данном уровне исследуются, прежде всего,
персональные характеристики участника процесса принятия решений;

2) ролевая функция индивида, принимающего решения. Действия личности зависят не только от
индивидуальных характеристик, но и от того места, которое занимает он в представляемой им
организации или политической системе, что определяет рамки его деятельности;

3) структура правительства. От структуры правительства зависят полномочия отдельных полити­ков, а также специфические условия их деятельности (необходимость общественной поддержки
в демократической системе и подавления оппозиции в авторитарной);

4) характеристики общества. В данном случае принимаются во внимание факторы, влияющие или
обусловливающие решения правительства. Одним из таких факторов, например, является наличие
или отсутствие в распоряжении правительства ресурсов, что определяет выработку целей и средств
их достижения;

5) международные отношения. Взаимодействие государств зависит от отношений между ними. |
Сильное государство, например, будет вести себя по отношению к слабому совсем не так, как по
отношению к другому сильному;

6) мировая система. Структура мировой системы определяет международную, региональную и гло­бальную среду, в которой действует государство.

Приведенные выше модели демонстрируют, насколько сложным и комплексным феноменом является международная политика. Именно эта комплексность и заставляет исследователей расчленять пробле­му на составляющие ее части и выбирать различные ракурсы для того, чтобы анализ был всесторонним. Один из ракурсов - анализ международной политики с точки зрения государства, действующего на меж­дународной арене. В каждой из моделей мы можем провести черту между внутригосударственными и надгосударственными уровнями, выделив, таким образом, уровни, относящиеся к понятию «внешняя политика».

Структура и отличительные черты общих методов

политического анализа

Основания методологического разнообразия политического анализа во многом предопределены, с одной стороны, его особенностями как прикладной дисциплины; а с другой – спецификой политической проблематики как предмета анализа. Успешность применения тех или иных способов отображения ситуации в политическом анализе во многом зависит от их способности сохранять оперативность и инно-вационность; предлагать сравнительно простые действия, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок.

В целом можно выделить две группы методов политического анализа – общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К ним можно отнести ивент-анализ (англ, event – событие), ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий (в противоположность наложению готовой концептуальной схемы на ситуацию, что часто приводит к неадекватным результатам), предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса. В результате появляется возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;

оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;

установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;

выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;

формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;

формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации.

Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

В качестве примера прикладного применения ивент-анализа можно упомянуть разработку, осуществленную Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках проекта «Система управления конфликтами и стабильностью» (САУКС-Рос-сия). Далее (в сокращенном и адаптированном виде) приведена базовая схема рубрикации для пособытийного ввода данных в систему.

Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, которые отражали бы динамику событий и позволяли сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, а также их пороговые значения.

Системы ситуационного анализа, подобные описанной, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информационным обеспечением процесса принятия политических решений. Задача-минимум – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации. Задача более высокого уровня – осуществление прогноза ее развития, построение и апробирование сценариев. Наконец, задача-максимум – на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование комплексных стратегий управления политическим процессом как в его отдельных сегментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожидать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компьютерных и нейронных технологий, искусственного интеллекта, математического моделирования и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.

Продолжение схемы 1

Частные методы

политического анализа

Специфика частных методов политического анализа проявляется в их соответствии со структурой процесса политического анализа, в учете условий и ограничений их применения на важнейших этапах изучения ситуации, а также в аналитических и прикладных возможностях их применения.

Так, формулировка и концептуализация проблемы предполагают применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментальных методов, позволяющих расширить информационную базу политического анализа. При этом широко используются и описательные, качественные и иные методы – исторический, нормативный, структурно-функциональный, системный, институциональный и другие, позволяющие «встроить» представление о проблеме в широкий исторический контекст.

Существенное усложнение методов связано с процедурами опера-ционализации, за счет которых разнообразным переменным присваиваются определенные значения. Грамотно осуществленная операцио-нализация помогает повысить уровень измерения показателей, что позволяет в дальнейшем использовать математические методы высокого Уровня сложности.

Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных

Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависимыми и независимыми переменными. Оставаясь стандартным и необходимым условием решения более сложных задач с применением методов более высокого порядка, регрессионный метод не позволяет, тем не менее, отобразить реальные причинно-следственные связи между переменными. Типичная модель взаимосвязей, полученная в результате стандартного регрессионного анализа, показана на схеме 2а.

В реальной ситуации, однако, независимые переменные (Х1, Х2) могут оказывать влияние друг на друга, а также на зависимую переменную (Х3), причем это влияние может быть как прямым, так и обратным 2b, с.

Примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность таких моделей путем эмпирической оценки прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую, является пат-анализ. В нем различаются эндогенные (частично определенные внутренними переменными данной модели) и экзогенные (полностью обусловленные внешними по отношению к данной модели факторами) переменные. Здесь оперируют понятием рекурсивной модели, которая означает, что все взаимосвязи между переменными имеют однонаправленный характер (схема 2b), а также нерекурсивной модели, в которой существует обратная связь (схема 2с) между любыми переменными. За счет этого создаются возможности для применения различных методик расчета вариантов статистической взаимосвязи между переменными.

Важным преимуществом пат-анализа является то, что он позволяет судить не только о том, связаны ли переменные в нашей модели именно так, как мы предполагали, но и о том, каково относительное влияние каждой переменной на другие переменные в данной модели. Зная это, мы можем выработать рекомендации, помогающие направить практические усилия на изменение именно той переменной, которая имеет наибольшее влияние и тем самым обеспечивает наиболее эффективное и результативное применение наших усилий.

Важное место среди частных методов занимает и факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, с помощью которого на основе измерения парных корреляций между признаками ситуации можно получить набор новых, укрупненных переменных, которые не могут быть измерены напрямую; эти укрупненные переменные и называют факторами (схема 3).

Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными

факторами: общими (F) и специфическими (U)

Например, данная схема дает возможность объяснить корреляции между наблюдаемыми признаками (z) на основании предположения о влиянии на них нескольких «латентных» (скрытых) факторов (F – общие, U – специфические). При этом данные факторы оказывают разное влияние (факторную нагрузку) на изменение того или иного наблюдаемого признака. Значения факторных нагрузок обычно являются результатом вычислительной процедуры, предметом интерпретации.

При моделировании проблемной ситуации, как правило, используются методы математической и компьютерной имитации, благодаря которым аналитик может взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения. Математические модели ясны и эксплицитны по форме и не оставляют недоговоренностей относительно предполагаемых связей между явлениями; они позволяют воспроизводить события прошлого, настоящего, а также вероятного будущего, и при этом проверять действие сил в тех процессах, реальное протекание которых осуществить в современных условиях и обстановке трудно или вообще невозможно (например, глобальный термоядерный конфликт). Модели, применяемые в этой разновидности политического анализа, можно подразделить на три основные группы:

детерминированные (каузальные) модели, в которых математически описываются причинно-следственные связи изучаемой системы;

вероятностные модели, основанные на методологии рационального выбора (т.е. на предположении, что субъект принимает решение исходя из соотношения ожидаемых выгод и издержек, помноженных на вероятность их наступления);

3) модели оптимизации, построенные на предположении, что некоторые переменные или ситуации в исследуемом процессе должны быть максимизированы или минимизированы.

Важный этап аналитического процесса – постановка целей, которые, по мнению одного из классиков политического анализа А. Вил-давски, «множественны, противоречивы и расплывчаты». При этом используются методы перевода общих абстрактных целей в более конкретные задачи, формулируются условия и конкретные способы их достижения. Вместе с тем сами задачи в основном понимаются как условия, которые должны быть удовлетворены, либо как ресурсы, необходимые для достижения цели. В то же время конкретные измерители степени достижения той или иной цели служат критериями оценки альтернативных решений. Формализованной методикой, применяемой на этом этапе, часто выступает экспертная оценка (такое ее прикладное приложение, как построение дерева целей).

Решение этих задач неразрывно связано с формулированием прогнозов и выбором наиболее адекватных альтернатив. Стандартизованный метод оценки политических альтернатив, получивший широкое применение в практике политического анализа за рубежом, – это анализ выгод и издержек (АВИ). Данный метод может быть основным тогда, когда эффективность представляется единственной значимой целью. Концептуально АВИ сравнительно прост: он сводит все возможные альтернативы к денежной форме, предполагая выбор той из них, которая генерирует наибольшие выгоды. Таким образом, в рамках АВИ, даже если мы имеем различные цели в обыденном понимании этого слова, они могут быть сведены к выгодам и издержкам, которые, в свою очередь, могут быть выражены в денежной форме.

В случае когда приходится выбирать решения на основе нескольких критериев, то задача состоит в том, чтобы найти компромисс между ними, чтобы «заказчик» мог оценить, в какой мере он разделяет предпочтения аналитика. Один из таких методов, метод удовлетворительных альтернатив, предполагает определение допустимых пороговых значений. При достижении целей после определения допустимых пороговых значений для нескольких критериев производится отсев тех альтернатив, которые не соответствуют им (знакомая студентам формула «зачет–незачет»). Проблема возникает в случае, если ни одна из альтернатив не соответствует пороговым значениям – тогда надо либо выработать лучшие альтернативы, либо понизить уровень пороговых значений (что, как правило, и происходит).

Этим же целям служит и метод доминантных альтернатив, который в свою очередь предполагает порядковое ранжирование каждой альтернативы по каждому из критериев (т.е. это уже «экзамен» с «оценками»). Альтернатива признается оптимальной, если она превосходит, по меньшей мере, одну альтернативу и не уступает всем остальным. Методом исключения можно определить одну или несколько таких альтернатив, в равной мере удовлетворяющих нашим критериям.

Этот метод доминантных альтернатив не всегда может служить способом выявления оптимального решения. Однако он весьма полезен в следующих ситуациях: а) если мы имеем дело с большим количеством альтернатив, значительную часть которых следует отсеять для дальнейшей работы; б) если предпочтения могут быть упорядочены, но не могут быть выражены в интервальной шкале; в) если альтернативы подлежат сравнению как по количественным, так и по качественным критериям; г) если мы ограничены во времени.

Методом эквивалентных альтернатив выбирается один из критериев, выраженный в количественной шкале (как правило, в денежном выражении), и для каждой альтернативы производится процедура конвертации, исходя из того, каким количеством выбранного критерия мы могли бы «пожертвовать» для компенсации разницы по остальным критериям. Например, мы имеем два альтернативных решения (а) и (б), которые оцениваем по двум критериям: бюджетные поступления и экологический ущерб. Если выбрать первый критерий как базовый, то процедура конвертации сводится к тому, чтобы в денежной форме оценить разницу в экологическом ущербе, заложенном в каждой из альтернатив, а затем вычесть полученное значение из величины бюджетных поступлений, ожидаемых от альтернативы с наибольшим вероятным ущербом, после чего сравнить оставшиеся значения и сделать выбор между (а) и (б). Альтернатива с наибольшим совокупным значением признается лучшей.

В рамках политического анализа разработаны различные математические методики, в том числе компьютерные программы, развивающие данный метод в направлении большей формальной строгости. Как правило, эти развитые методики предполагают определение целевой функции лица, принимающего решение: функции, которая содержит математическое описание весовых коэффициентов, выражающих относительную значимость каждого из критериев, и позволяет максимизировать или минимизировать различные комбинации их значений.

Ограниченность этих методик заключается в том, что во многих случаях в процесс принятия решений прямо или косвенно вовлекаются несколько субъектов, имеющих разные представления о приоритетности того или иного критерия. По ряду причин легче достичь коллективного согласия по конкретной альтернативе, чем по весовым значениям отдельных критериев.

В силу этого широкое применение в политическом анализе нашли менее формализованные методы сравнения альтернатив, например: матрица Геллера, в которой каждый столбец представляет одну альтернативу, каждая строка – оценочный критерий. Воздействия альтернатив по каждому из критериев выражаются в «натуральной» форме: в количественных (часы, тонны, кубометры, человеко-дни) и качественных значениях («возможны проблемы с профсоюзом» или «неизбежны внешнеполитические осложнения»). Степень, с которой каждая альтернатива удовлетворяет данному критерию, обозначается разным цветом, обрамлением, штриховкой или иным визуальным способом, в соответствии со схемой «лучшее решение – второе (третье и т.д.) лучшее решение – худшее решение». Такая матрица позволяет выявить различные последствия альтернатив – и количественные, и качественные. Она предоставляет клиенту или лицам, принимающим решения, возможность вынести решение самостоятельно, приписав каждому критерию собственные весовые предпочтения.

Итак, если в целом систематизировать основной методологический аппарат политического анализа в соответствии с основными задачами, возникающими на важнейших этапах аналитического процесса, то можно получить следующую картину:

Обозначения:

А – формулировка проблемы, В концептуализация проблемы, С опера-ционализация, D моделирование, Е определение целей и задач, F определение альтернативных решений, G прогнозирование и оценка, Н сравнение альтернатив, I формулирование рекомендаций, S сбор информации.

1 – исторический, нормативный, институциональный, системный, структурно-функциональный и др.; 2 – опрос, интервью, тестирование, шкалирование и др.; 3 – корреляционный анализ, факторный анализ, анализ временных радов и др.; 4 – анализ выгод и издержек, анализ эффективности издержек, макрои микроэкономические теории; 5 – математическое моделирование; 6 – метод Делфи, «мозговой штурм», методы прогнозирования и построения сценариев; 7 ~~ лабораторные и полевые эксперименты, квазиэкспериментальные методы.

Свое конкретное воплощение и выражение политический анализ имеет в процессе политического консультирования.

Мировая политика охватывает очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед ис­следователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное явление, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? Воспользуемся примером Б. Бузана, который пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Франции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в нестабильности системы международных отношений конца 1930-х гг. в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы. В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи. Сама идея различения уровней анализа возникла в конце 1950-х гг. под влиянием сциентизма в международных исследованиях. Сциентистская ориентация требовала более четкого осознания исследователями взаимоотношений между отдельными элементами и системой как таковой. Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благода­ря статье Дж. Д. Сингера «Проблема уровней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он выделил два уровня - международную систему в целом и уровень отдельного государства, однако основной вклад в разработку проблемы системы и отдельных элементов еще раньше, в 1954 г., внес работой «Человек, государ­ство и война» К. Уолтц. Правда, он говорил не об уровнях анализа, а об разах, которыми оперирует исследователь.

В настоящее время, как правило, различают три уровня анализа:

1) уровень индивида;



2) уровень отдельного государства;

3) глобальный уровень.

Уровень индивида предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках политической психологии, где выделяются исследования политической элиты и масс. При изучении политической элиты большое внимание уделяется личности политических деятелей. Для этого при описании психологических портретов используются исторические, психоанали­тические и другие методы. Другое направление анализа политический элиты состоит в анализе процесса принятия решения. Так, О. Холсти замечает, что на развитие событий 1914 г., приведших к Первой мировой войне, сильнейшее влияние оказал такой фактор, как стресс.

На уровне анализа отдельного государства исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зре­ния не психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений. Большое значение для исследо­вания уровня отдельных государств имеют сравнительно-политоло­гические работы.

На уровне политических масс исследуются также такие вопросы,

как восприятие других народов, установки, ценности, представления, существующие в обществе и касающиеся международной сферы. Боль­шое внимание в этих работах обращается на формирование восприя­тия в условиях конфликта, в том числе и на стремление к упрощению информации, которое ведет к тому, что все многообразие действитель­ности укладывается в рамки полярных представлений.

Глобальный уровень анализа является, пожалуй, наиболее слож­ным. Он предполагает изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической системы. При этом последняя рассматривается как некая целостность. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формировании и функцио­нировании этой системы, рассматриваются вопросы сотрудничества и конкуренции различных акторов, определяются тенденции развития самой системы.

Другие важные для международных исследований компоненты - данные и выбор метода. Мировая политика использует всевозможные данные получения информации и самый широкий набор методов ис­следования.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первичным обычно относят такие, как заявления и выступления политических деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным при­надлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования в мировой политике, а также международных отношениях нередко подразделяют на две группы: качественные и количественные.

Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, процессов и т.п. При этом исследователи, использующие качественные методы анализа (традиционалисты), основываются на разных методологических и теоретических подходах. Ранее эти методы часто назывались историко-описательными, предполагающими обращение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Тем не менее и сегодня они довольно широко используются в мировой политике и международных отношениях.

Количественные методы появились в международных исследованиях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е гг. В то время к исследованию обществен­ных наук и международных отношений в частности было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избе­жать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количе­ственные методы, обращают на такой критерий, как валидностъ, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым параметром при выборе метода является его надежность. Она предполагает, что и при использовании этого метода другим исследователем будут получены аналогичные результаты.

Для исследования мировой политики используют также стати­стические методы. Например, с их помощью можно определить, кто в основном совершал террористические акты в европейских странах и США - иммигранты или граждане этих стран.

Наиболее распространены среди количественных методов иссле­дования контент- и ивент-анализ.

Контент-анализ, введенный Г. Лассуэлом, представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. Проанализировав таким образом статьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее профашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

При использовании контент-анализа важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на использование контент-анализа накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ м тому подобные тексты написаны так называемым эзоповым языком, где значимы не столько сами слова, сколько контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью контент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления оп­ределенных событий. Как и в случае с контент-анализом, первоначаль­но определяют критерии, по которым учитываются и классифицируют­ся события. Иными словами, выявляются некие аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ, можно, в част­ности, проследить динамику уступок на переговорах, определить, с ка­кой скоростью они делаются, кто из участников первым идет на комп­ромиссные решения и т.п.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими методами, когнитивное картирование. В его основе лежат представления, соглас­но которым для понимания поведения крайне важно знать, как чело­век воспринимает и организует полученную информацию. В между­народных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой естественной логики, прежде всего политических деяте­лей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использует тот или иной политик, и между ними определяются причинно-следственные связи.

Существуют и другие количественные методы анализа. В целом же они довольно трудоемки. Это с самого начала ограничивало их при­менение. Внимание к количественным методам вновь было привлече­но в 1990-е гг. в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемко­сти работ и дать быструю количественную оценку.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные моменты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколько организа­ции исследования. При его проведении в ряде случаев стали учиты­ваться требования, предъявляемые к организации работы, формули­рованию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили ситуационные анализы, представляющие со­бой семинары экспертов, на которых проводится анализ ситуации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы от­носительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуацион­ные анализы нашли широкое распространение, особенно в научно-практических организациях и учреждениях.

Ситуационный анализ по сути является частным случаем такой ана­литической процедуры, как анализ конкретных ситуаций, преду­сматривающей применение теоретических положений при исследовании конкретных событий на мировой арене. Если ситуационный анализ ори­ентирован на прогноз, то при анализе конкретных ситуаций обычно воз­можные сценарные варианты развития событий не рассматриваются.

В настоящее время в международных исследованиях широко при­меняются методы смежных научных дисциплин - социологии, поли­тологии, психологии и др. Так, довольно распространенным является метод интервью, применяемый в социологических исследованиях.

В арсенале качественных методов остаются и такие традицион­ные методы, как изучение документов, свидетельств, статистических данных, аналитических материалов.

Сближение двух групп методов - количественных и качественных - сделало разделение «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшим. В настоящее время дихотомия методов «количественные - качественные» в целом в международных исследованиях снята. Соответственно и разделение исследователей на модернистов и традиционалистов также осталось в прошлом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные научные дисциплины внесли вклад в форми­рование мировой политики (в чем он состоял)?

2. Каково соотношение предметных областей мировой политики, сравнительной политологии и международных отношений?

3. Какие основные характеристики определяют мировую полити­ку как научную дисциплину?

4. Какие тенденции проявились в развитии теории международ­ных отношений в 1990-е гг.?

5. Как происходил процесс развития российских международных исследований? Каковы их основные этапы, обсуждаемые про­блемы?

6. На основе чего в мировой политике выделяются уровни анали­за (какие здесь существуют подходы)?

7. В чем состоит проблема метода в международных исследова­ниях?

8. Что понимается под количественными и качественными мето­дами в мировой политике и международных отношениях (по­чему говорят об условности их различения)?

1. Боришполец К.П. Методы политических исследований. М. : Аспект Пресс, 2005.

Лебедева М.М. Мировая политика: политическая реальность и предметное поле дисциплины // Мировая политика в усло­виях кризиса / под ред. С.В. Кортунова. М., 2010.

2. Мировая политика: повестка дня на завтра (виртуальный круг­лый стол) // Полис. 2005. № 4.

3. Тюлин И.Г. Исследование международных отношений в России: вчера, сегодня, завтра // Космополис. Альманах. М. : Полис, 1997.

Раздел 2

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Мировая политика как система знаний, имеющая собственный предмет, появилась относительно недавно – во второй четверти XX в. До этого момента межгосударственные взаимодействия как наиболее существенный компонент глобальной политики были предметом теории международных отношений.

Соотношение дисциплин "мировая политика" и "международные отношения"

Можно утверждать, что теория международных отношений стала самостоятельной дисциплиной с образованием 1919 г. кафедры международных отношений в Абериствитском университете (Великобритания). Теория международных отношений представляет собой междисциплинарную область знания, включающую историю, экономику, культуру, право. Она основана на хронологии событий, обычно связанной с неким представлением о прогрессе. В развитии предмета теории международных отношений выделяют три стадии:

  • 1) идеалистический этап (доминировали прогрессивные теории) – 1920–1930-е гг.;
  • 2) реалистический период (преобладали консервативные теории) – 1930–1940-е гг.;
  • 3) бихевиористский этап (доминировали социально-научные теории) – 1950–1960-е гг.

В 1970-х гг. конституировалась новая самостоятельная наука – мировая политика , которая исследует как межгосударственные отношения, так и действия на международной арене иных субъектов мирового политического процесса (международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.). Методологии реализма, идеализма и бихевиоризма были перенесены в теорию мировой политики. Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иренологию (от греч. eipynh – мир). Противоположное по названию научное течение – полемология (от греч. polemos – война) как направление в зарубежной политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно связано с исследованиями мира, т.е. иренологией. Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом. Влиятельным международным институтом является Стокгольмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.

Предметом мировой политики (или международной теории политики) как научной дисциплины выступает глобальный контекст политической реальности, выявление современных тенденций ее развития, факторов, определяющих политическую структуру современного мира. Мировая политика является результатом взаимодействия широкого круга политических акторов (субъектов), обладающих различными ресурсами.

Типология этих акторов по властным ресурсам позволяет выделять различные уровни анализа мировой политики:

  • 1) индивидуальный (анализ поведения лидеров, элит, политических стилей);
  • 2) уровень отдельного государства (анализ формирования внешней политики, механизмы ее реализации, степень влияния на мировые процессы);
  • 3) глобальный уровень (анализ взаимодействия государств и международных организаций).

Сегодня мировую политическую систему образуют не только независимые государства, но и различные экономические, торговые, военные союзы, блоки и структуры, сложившиеся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют ООН, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений.

Таким образом, международные отношения представляют собой систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Однако не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер. Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Мировая политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Система законов международной политики. Как научная дисциплина мировая политика призвана выявлять законы межгосударственных взаимодействий. Австрийский социолог Л. Гумплович (1833–1909) главным фактором социальной жизни считал борьбу за существование. Основываясь на этом тезисе, Гумплович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший – закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Базовая категория "национальный интерес"

Содержание мировой политики раскрывается в системе категорий – основных понятий науки. Базовой категорией научной дисциплины является понятие "национальный интерес". В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Как уже отмечалось, концепция "национального интереса" была разработана американским политологом Гансом Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий вла-

сти. В концепции Моргентау понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По мнению Моргентау, внешняя политика независимого государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно – потребности физического выживания. В мире, разделенном на блоки и союзы, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне. Вероятно, это утверждение было актуальным для времен "холодной войны", когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря – социалистический и капиталистический.

В современном мире, с окончанием "холодной войной" и глобализацией политики, в силу различных причин государства становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными. Теперь их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Любое государство, защищая собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Стратегия выживания связана с обеспечением национальной безопасности (в границах одного государства), региональной безопасности (в границах того или иного региона мира, например, Ближнего Востока), международной безопасности (в глобальном масштабе).

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность. В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей (международной) безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах "сдерживания путем устрашения", конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.