Новый завет. Первое послание к коринфянам святого апостола павла Бог словами пророка грозит наказанием

В субботу меня позвали на чемпионат по футболу среди церквей нашей области. Перед игрой мы, 7 человек в команде, решили помолиться. Я был гостем и присоединился в ожидание наставления перед играми. Удивило, что все 6 человек одновременно стали обращаться к Богу и простить о своем. Смутило, то что я не смог понять смысла и присоединиться к наставлению.

По дороге домой я общался с христианином, который пригласил меня на соревнования. Акцентировал внимание, что не смогу сказать «аминь», если не понимаю о чем идет речь. Его ответ заставил меня изучить тему молитвы более детально.

Ответ: в нашем собрании мы молимся так, у кого-то по другому.

Для меня, молитва — это личный диалог с Богом. Общая молитва, где двое, трое или больше обращаются к Отцу и один лидер произносит наставление, а в конце все присоединяются словом «аминь».

И сегодня буду рассматривать целую главу послания Павла к церкви в Коринфах, где вопрос понимания происходящего подчеркнут Апостолом несколько раз.

ЛОЖНОЕ И ПОДЛИННОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

(1 Кор. 14,1-19)

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.
(1Кор.14:19)

Эту главу трудно понять, потому что в ней идет речь о чуждом для большинства из нас феномене. Во всей главе Павел проводит сравнение двух духовных даров.

Говорить на незнакомых языках

Это, во-первых, говорить на незнакомых языках. Этот феномен был очень широко распространен в ранней церкви. Человек возбуждался до исступления и в таком состоянии изливал бесконтрольно поток звуков на непонятном языке. Если кто-нибудь не растолковывал значения этих звуков, никто не имел представления, что они значили.

Как бы странным это ни показалось нам, в раннехристианской церкви этот дар вызывал зависть у многих. Но он был опасен. Хотя, с одной стороны, он мог считаться ненормальным, им восхищались, что могло развить в человеке, обладавшем таким даром, особую духовную гордыню.

С другой стороны, само желание обладать этим даром развивало, по крайней мере, у некоторых из них, своего рода самогипноз и умышленно вызванные истерики, сопровождавшиеся ложным говором на искусственном языке.

Способности говорить на незнакомых языках, Павел классифицирует как дар пророчества.

В своем тексте Барклай употребил вместо слова пророчества синоним предсказание, чтобы немного облегчить это сложное место. В данном случае, да, собственно, и всегда, это слово не указывало на предсказания будущего. Оно означало пересказ воли и вести Божией.

Слово проповедовать очень близко передает это значение, но в данном случае мы предпочли его буквальное значение: вещать, передавать дальше весть .

Этот отрывок Павел целиком посвящает проблеме опасностей, связанных с даром говорить на незнакомых языках; он говорит о превосходстве дара возвещения истины доступным для всех способом. Лучше всего будет проследить направление мысли Павла, анализируя этот отрывок.

Анализ отрывка

Павел начинает с утверждения, что вещание на непонятных языках обращено к Богу, а не к людям, ибо люди не могут понять их. Человек, обладающий таким даром и пользующийся им, может обогатить свой духовный опыт, но он никоим образом не обогащает души слушателей, потому что они его не понимают. С другой же стороны, возвещение истины понятно каждому и обогащает душу каждого.

Далее Павел приводит определенные иллюстрации и аналогии. Он намерен придти к коринфянам, но если он придет к ним и будет говорить на непонятном языке, не будет из этого проку. Ведь они и знать не будут, о чем он будет говорить.

+ Взять, к примеру, музыкальный инструмент.

Если соблюдаются правила гармонии, на нем можно сыграть мелодию: но если эти правила не соблюдаются, получится какофония.

Если труба играет правильный сигнал, она может призвать людей к атаке, к отступлению, ко сну, к подъему. Но, если она издает беспорядочный набор бессмысленных звуков, никто не поймет, что делать.

В мире много разных звуков, но, если встречаются два человека, не знающих языка друг друга, то им эти языки покажутся тарабарщиной и бессмыслицей.

Павел не отрицает существования дара говорить на незнакомых языках. Никто также не может утверждать, что Павел ополчается против этого дара. Но он настаивает на том, что ценить нужно только такой дар, который приносит пользу всей церкви, и поэтому дар говорить на незнакомых языках будет пустым метанием бисера, если смысл не будет внятно растолкован .

Говорит ли человек, молится ли он, поет ли он, он должен делать это не только своим духом, но и своим умом.

Человек должен сам знать, что происходит, и другие должны быть в состоянии понять его. И поэтому Павел приходит к прямому заключению, что в христианской церкви лучше произнести несколько вразумительных предложений, нежели поток невразумительных звуков.

Из этого трудного места можно вывести несколько ценных истин.

В стихе 3 сжато изложена вся цель проповеди.

3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
(1Кор.14:3)

Она троякая:

1 Всякая проповедь должна назидать , то есть углублять знания человека о христианской истине, и развивать его способность вести христианский образ жизни.

2 Она должна увещевать (у Барклая - ободрять). В каждой группе людей есть чем-то подавленные люди. Мечты не сбылись, все усилия принесли лишь скромные плоды. Весь процесс выявил лишь на одни недостатки. В христианском братстве человеку всегда можно найти утешени для сердца, и опору для руки.

Об одном проповеднике говорили, что он проповедует так, будто объявляет о глубокой трещине морского дна в районе Исландии.

Проповедь может начинаться с призыва к смирению, указывая человеку на его грех, но она окажется неудачной, если в конце ее человеку не напомнить о милосердии Божием, которое может придать ему силы для борьбы с этими грехами и привести к победе.

3 Она должна утешать. «Еще не было дня, чтобы не было разбито сердце человеческое». Вергилий говорил о «слезах условий».

В любой группе людей всегда найдется человек, обиженный жизнью. Среди христианских братьев он должен найти, чем утолить свои печали.

Следует помочь ему возлить елей радости на печаль и найти хвалебное убранство его трудностям.

5 стих — основа и сущность проповедования

5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
(1Кор.14:5)

В стихе 5 Павел приводит то, что для него было основой и сущностью проповедования вообще:

1 Оно прямое откровение Божие . Никто не может говорить другим, если Бог не говорил с ним. Об одном великом проповеднике говорили, что он вновь и вновь умолкал, как бы прислушиваясь к чьему-то голосу. Людям или ученым мы передаем не осознанные или даже открытые нами истины, а лишь полученную нами истину.

2 Оно может дать специальное знание . Никто не может быть экспертом во всем, но каждый человек знает нечто особенное по определенному вопросу. Говорят, что каждый человек мог бы написать интересную книгу, если он просто-напросто совершенно откровенно изложил бы все, что пережил. Жизненный опыт дает каждому из нас что-то специфическое, и самое убедительное проповедование заключается в свидетельстве о том, что мы уже считаем истинным.

3 Проповедование заключается в возвещении истины . В раннехристианской церкви первое проповедование заключалось в простом пересказе событий из истории Христа и христианства. Некоторые факты неоспоримы. «Расскажите мне о том, в чем вы убеждены, говорил Гете, «сомнений у меня достаточно». Как бы мы ни заканчивали проповедь, начать же ее всегда лучше с фактов из жизни Христа.

4 Важное значение приобретает учение . Приходит время, когда человек спрашивает: «А что означают факты?» Уже потому, что мы мыслящие создания, религия неизбежно вовлекает нас в теологию. Вполне вероятно, что вера у многих ослабевает и преданность исчезает.

Из всего отрывка можно вывести два общих принципа христианского богослужения:

1 Церковное богослужение никогда не должно быть проникнуто эгоизмом . Все богослужение должно быть предназначено всем, справляться ради всех. Ни один человек, ведет ли он богослужение или принимает в нем участие, не имеет никакого права направлять его сообразно с личными предпочтениями. Он должен заботиться о благе для всех участвующих. Решающим вопросом для каждой части богослужения является: «Будет ли это на пользу каждому!» Неуместно спрашивать: «Смогу ли я проявить мое дарование?», а «Приведет ли это всех присутствующих ближе к Богу и сблизит ли оно их между собой?»

2 Богослужение должно быть понятным . Все великое просто: благородный язык, в сущности своей, самый простой язык. В конечном счете, только то, что удовлетворяет ум, может утешить сердце, и лишь то, что может понять ум, может укрепить меня на жизненном пути.

СЛЕДСТВИЯ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

(1 Кор. 14,20-25)

Павел продолжает рассуждать о даре говорить на незнакомых языках.

Он призывает коринфян не быть детьми в поведении. Эта страсть к вещанию на незнакомых языках и их переоценке, в действительности, представляет собой детское хвастовство. Далее Павел находит доказательство в Ветхом Завете.

Мы уже неоднократно видели, как раввины, толкователи Ветхого Завета, - а Павел был в свое время образованным раввином, - могли находить в Ветхом Завете скрытое значение, которое первоначально в тексте отсутствовало.

Павел приводит цитату из Ис. 28,9-12.

9 А [говорят]: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]?
10 Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».
11 За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу.
12 Им говорили: «вот — покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать.
(Ис.28:9-12)

Бог словами пророка грозит наказанием.

Исаия проповедовал им на их родном еврейском языке, а они не слушали его. За их непослушание на их землю придут ассирийцы, победят их и захватят их землю и города, и тогда им придется слушать язык, который они совсем не понимают. Им придется слушать чуждый им язык своих победителей, говорящих непонятные вещи; и даже после такого ужасного переживания неверующие не обратятся к Богу.

Павел делает из этого вывод, что говорить на незнакомых языках было предназначено жестокосердным и неверующим людям, что, в конечном счете, не приносило им никакой пользы. Потом Павел употребляет очень практичный довод.

Если какой-то чужой или простой человек пришел бы в общество христиан, где каждый изливал бы поток неразборчивых звуков, то он подумал бы, что он попал в сумасшедший дом. Но если в этом обществе будут трезво и здраво возвещать божественную истину, то это приведет к совершенно иному результату. Это поставит пришельца пред его собственной совестью и пред Богом.

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
(1Кор.14:24,25)

Стихи 24 и 25 образно показывают, чего можно достичь, если понятным языком возвещать божественную истину, которая:

1 убеждает человека в его греховности . Человек видит, кто он и приходит в ужас. Алкивиад, испорченное дитя Афин, был другом Сократа и иногда говаривал: «Сократ, я ненавижу тебя, потому что каждый раз, когда я вижу тебя, ты заставляешь меня осознать, кто я».

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
(Иоан.4:29)

Первым делом благовествование Божие показывает человеку, что он грешник.

2 осуждает человека . Грешник осознает, что ему придется отвечать за совершенное. До этого он жил, не думая о том, чем кончится его жизнь. Возможно, он слепо следовал ежедневным побуждениям, и срывал цветы удовольствия. Теперь же он видит, что все имеет конец, в том числе и человеческая жизнь.

3 обнаруживает тайны сердца . В свое сердце мы смотрим в последнюю очередь. Как говорится в пословице: «Нет слепее того, кто не хочет видеть». Христианское благовествование дает человеку опаляющую смиренную честность, которая выведает сердце и покажет ему себя.

4 побуждает человека пасть ниц и поклониться Богу . Христианство начинается с того, что человек становится пред Богом на колени.

Врата в присутствие Бога столь низки, что мы можем войти в них лишь опустившись на колени.

Человек, узревший Бога и увидевший себя, опустится на колени с молитвой: «Боже, прости меня грешного». Критерием оценки действия богослужения является: «Дает ли оно нам ощущение присутствия Бога?»

Джозеф Твитчел рассказывает, как он навещал Горация Бушнела, когда тот был уже старцем. Вечером Бушнел пошел с ним прогуляться к склону холма. Они шли в темноте, и вдруг Бушнел сказал: «Давайте преклоним колени и помолимся». И они помолились. Твитчел, рассказывавший впоследствии об этом, говорит: «Я боялся вытянуть руки в темноте, я думал, что я прикоснусь к Богу».

Если мы ощущаем столь близкое присутствие Бога, мы действительно участвовали в богослужении.

(1 Кор. 14,26-33)

Приближаясь к завершению этого отрывка, Павел дает практический совет. Он убежден в том, что обладающие тем или иным даром, должны иметь возможность проявить его; но он одинаково убежден и в том, что церковная служба не должна превращаться в беспорядочное соревнование. Лишь два или три человека могут проявлять свой дар говорить на незнакомых языках, и только в том случае, если кто-то может растолковать это вещание.

Все обладают даром возвещать истину, но два или три человека должны проявлять его. Если кто-нибудь из сидящих убежден, что ему дано откровение особой важности, говорящий должен замолчать и дать ему возможность высказаться. Тот же, кто говорит, может продолжать, и нет смысла утверждать, что нашедшее на него вдохновение не даст ему возможности остановиться, ибо проповедник способен владеть своим духом.

Надо соблюдать свободу, но не допускать беспорядка. Бога мира надо почитать в мирной обстановке.

Это самый интересный раздел всего послания, потому что он проливает свет на богослужение в раннехристианской церкви. Несомненно, оно отправлялось намного свободней и почти без формальных ограничений.

При чтении этого места возникают два вопроса:

1 Совершенно ясно, что в раннехристианской церкви не было профессиональных священников. Правда, апостолы выделялись своей особой властью, но в этот период в каждой отдельной церкви не было своего профессионального священника. Каждый, обладавший необходимым для этого даром, мог проповедовать.

Поступает ли церковь правильно, назначая профессиональных проповедников, или же было бы лучше не делать этого?

Очень важно, что во время высоких скоростей, когда люди столь заняты материальными вопросами, нужно, чтобы кто-то жил особой жизнью, был ближе к Богу, мог бы провозгласить людям божественную истину, и давать наставление и утешение, которое Бог дает ему. Но в этом заключается и очевидная опасность; ибо, став профессиональным проповедником, он должен что-то говорить и тогда, когда ему нечего говорить. Но, как бы то ни было, если какому-то другому человеку есть что сказать своим братьям, то никакие церковные правила не должны помешать ему в этом.

Было бы ошибкой думать, что только профессиональный проповедник может приносить людям божественную истину.

2 Несомненно, в порядке раннего богослужения присутствовала определенная гибкость. Он был достаточно свободным, чтобы каждый чувствовавший, что ему есть, что сказать своим братьям, мог сделать это.

Может быть, мы придаем слишком большое значение ритуалу и стали рабами формального порядка отправления богослужения.

Понятно, что в этом заключалась определенная опасность, потому что в Коринфе были и такие, которые упивались звучанием собственного голоса.

Может быть, церковь потеряла нечто, передав профессиональным проповедникам многие функции и оставив так мало простому христианину; вероятно и то, что виновен не столько проповедник за то, что он присвоил себе эти права, а миряне, которые отказались от них, ибо согласитесь, что многие думают больше о том, что общине следовало бы сделать для них, чем о том, что они могут сделать для нее.

Они готовы порицать то, что делается, и вовсе отказываются от участия в выполнении задач церкви.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

(1 Кор. 14,34-40)

Коринфской церкви грозили нововведения, которые Павлу не нравились.

В сущности, он спрашивает коринфян, являются ли они зачинателями христианской церкви? Обладают ли они истиной благовествования? Они унаследовали традицию, и надобно им соблюдать ее, говорит Павел.

Не было еще человека, который бы перерос век, в котором он жил, или общество, в котором он вырос. Павел, в своей концепции о месте женщины в Церкви, оставался верным идеям своего времени, с которыми он прожил всю жизнь. Мы уже говорили о низком положении женщины в древнем мире — .

Представитель греческого мира Софокл сказал: «Молчание прилично женщине».

Женщины, если они не были очень бедны или распущены, вели в Греции очень замкнутую жизнь. Иудеи еще менее ценили женщину. Среди афоризмов раввинов было много таких, которые говорят о месте женщины в иудейском мире: «Обучать женщину закону, то же, что учить ее безбожию». Или «учить женщин закону, это все равно, что бросать жемчуга пред свиньями».

В перечне мировых язв Талмуд приводит «болтливую и назойливую вдову и девицу, растрачивающих время в молитвах». Запрещалось говорить с женщинами на улице. «Не следует просить женщину об услуге или приветствовать ее».

Для такого общества написал Павел приведенные выше строки.

По всей вероятности Павла более всего волновала проблема слабости моральных устоев в Коринфе и забота о том, чтобы не было допущено то, что навлекало бы подозрения на еще неокрепшую церковь.

Павел далее продолжает говорить несколько более строгим тоном. Он убежден в том, что, даже если человек наделен духовными дарами, это не дает ему права бунтовать против власти. Павел сознавал при этом, что данные им советы и установленные им правила были даны ему Иисусом Христом и Его Духом, и если кто отказывается понимать их, того следует оставить в его своенравном невежестве.

Для меня большую роль всегда играло .

Есть вещи, которые первоначально были мной изучены и остались позади, но периодически, отвечая на вопросы, возвращаюсь к «молоку» и Бог помогает взглянуть повторно на уже понятные вещи под новым углом и объяснить новыми словами. Например, вопрос: .

Сегодня мои выводы следующие:

1 Осознанность. Служение Богу, как и вера человека — осознанные поступки, над которыми человек задумывается, делает выводы и работает над ошибками. Это исключает, например, крещение младенцев, так как нет понимания действиям, личной ответственности за поступки.

25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
(Деян.27:25)

2 Процесс. Все, что происходит на служении в церкви или при проповедовании Христа вне церкви — является назиданием как для говорящего, так и для слушающего. Проповедь, молитва, пение — все это для назидания!

26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
(1Кор.14:26)

3 Результат. Всегда есть цель и задачи, которые приводят к личному (мой духовный рост) и общему (рост церкви) результату.

19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
(Рим.14:19)

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
(Еф.4:29)

2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
(2Тим.4:2)

При изучении Библии по вопросу откровений, которые Павел комментировал в 14 главе верю, что со смертью Апостолов и с появлением Нового Завета на свитках, а потом в книге — человечество получило все, что необходимо для спасения души, служения церкви.

И то что было отчасти необходимо для становления — упразднилось, прекратилось.

Мы живем в совершенное время:

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
(1Кор.13:8-10)

3) Пророчество превосходнее языков (14:1-25). 13 глава представляет собой самое возвышенное "лирическое отступление" во всех когда-либо написанных посланиях. И все таки она - именно отступление от центральной темы даров и их использования Церковью, которую Павел начал в 12 главе и завершает в 14-й. В 12 главе апостол прямо заявляет коринфянам, что они извратили самое назначение духовных даров, которые, вместо того, чтобы быть фактором объединения церкви, сделались у них поводом к разделениям и разногласиям (подчеркнуто в 12:21-25).

Торжеству фракционного духа в их церкви способствовало то, что коринфяне злоупотребляли личной свободой и стремились к самовозвеличению друг перед другом, пренебрегая при этом нуждами своих братьев. Этот-то эгоизм во всех его проявлениях и усугублял каждую из их проблем, в которые апостол вникает, начиная с 8 главы.

Представляется, что ключом к проблеме правильного и превратного пользования дарами, было в коринфской церкви чрезмерное увлечение языками, тем даром, в котором, по-видимому, заложена особая тенденция отвращать владеющего им от того, что направлено на общую пользу (12:7) и пробуждать в нем стремление к самовозвеличиванию (14:4). Увещания Павла имели целью не подавить пользование в этой церкви дарами (14:39; 1-Фес. 5:19-20), но поставить его под контроль любви.

Действие даров Духа Святого должно выверять плодами Духа, главным из которых является любовь (Гал. 5:22). Только тогда дары содействуют назиданию церкви в целом (14:5) и прославлению Бога (14:25,33,40). Приводя примеры и наставляя, Павел сравнивает (и противопоставляет друг другу) увлечение коринфян даром языков с их равнодушным отношением к дару пророчества.

1-Кор. 14:1 . То, что глава 13 является, хотя и возвышенным, но - отклонением от темы, видно из того, как сплетает апостол воедино две тематические "нити", одной из которых заканчивается 12 глава (стих 31), а другой - начинается главой 14 (стих 1). Павел использовал так называемый обратный параллелизм - известный литературный прием, при котором сопряженные или аналогичные по смыслу слова, фразы или идеи связываются перестановкой их мест в речевом потоке - по принципу а1, б1, б2, а2. В заключение рассуждения о единстве и разнообразии даров Павел призвал коринфян "ревновать" (а1) о дарах больших, ради назидания всей церкви (12:31).

Тут же он, однако, утверждает (б1), точнее, подразумевает, что сколь бы заменательными и полезными ни были эти дары, существует нечто превосходящее их, а именно путь (или образ) жизни (глава 13). Главой 14 подхвачена завершающая нота 12 главы - Павел побуждает (б2) своих читателей идти упомянутым путем, т. е. достигать любви (14:1), сделав это стремление определяющим в своей жизни (Иоан. 13:34-35). Это, в свою очередь, поведет их к желанию (а2) даров духовных ("ревности о них"), больший среди которых есть дар пророчества (1-Кор. 12:31).

1-Кор. 14:2 . Что Павел имел в виду под словами на незнакомом языке, остается спорным вопросом. Согласно распространенной точке зрения, апостол влагает в слово "язык" (глосса) отрицательный смысл, подразумевая характерную для языческих религий первого века экстатическую (произносимую в экстазе) речь (или бормотание), которыми изъяснялись пророчицы (сибиллы). Самой известной из 10 сибилл древнего мира была та, что пророчествовала в городе Куме (о ней пишет в своей "Энеиде" римский поэт Вергилий).

Другие видят в "говорении на языках", которого касается апостол в 1-Кор., экстатическую речь, подобную речам Пифии, женщины-оракула в городе Дельфы, или "языку", на котором говорили охваченные безумным экстазом менады (вакханки) греческого бога Диониса (о них пишет, в частности, поэт Овидий в своих "Метаморфозах"). То, что коринфяне могли рассматривать свой дар как аналогичный "дару" язычников, вполне возможно, но трудно считать научным выводом предположение, будто Павел под словом "языки" понимал упомянутые языческие заклинания.

Питательной почвой для богословских концепций этого апостола и обычным источником, откуда он черпал свои термины и выражения, служил Ветхий Завет. Это, в частности, видно из употребления им слова глосса (язык), помимо глав 12-14 Первого Послания к Коринфянам. Если в них он употребляет это слово 21 раз, то в других своих посланиях только 3 раза. Причем в каждом из трех случаев это или прямая цитата из Ветхого Завета (Пс. 5:10 - в Рим. 3:13; и Ис. 45:23 - в Рим. 14:11), или намек на нее (Ис. 45:23 - в Фил. 2:11). Во всех этих трех случаях Павел употребляет слово "язык" в переносном смысле.

В хорошем (Рим. 14:11; Фил. 2:11) или плохом значении (Рим. 3:13) пользуется он этим словом, смысл сказанного им - всегда совершенно ясен. То же самое верно в отношении слова глосса, где бы ни встречалось оно в Новом Завете. Употреблено ли оно буквально - для обозначения соответствующего органа человека (например, у Мар. - 7:33; у Иак. -3:5; в Откр. 16:10), или в переносном смысле (например, Деян. 2:11; Откр. 7:9; 10:11; 11:9; 13:7; 14:6; 17:15), нигде не подразумевает оно "говорения" в состоянии экстаза. Если разумно объяснять неизвестное с помощью известного и непонятное - посредством понятного, то воистину нелегко будет доказать свою правоту тем, которые видят в слове "язык" какое-то иное значение, помимо, действительно ему присущего.

Важно понять контекст этого стиха. В нем идет речь о собрании коринфских верующих (1-Кор. 11:2 - 14:40 и особенно 14:4-5), в котором говорили на разных языках, не имея переводчиков (стих 13, 19). По-видимому, ни для кого из членов коринфской церкви языки эти не были родными (стихи 10-11), и никто из них не обладал сверхъестественным даром истолкования этих незнакомых языков.

Таким образом произносимое оставалось тайною, сверхъестественного разумения которой Бог в этом конкретном случае (коринфянам) не дал. В результате "говорение на языках" не приносило никакой пользы коринфской церкви в целом, а лишь известное назидание (стих 4) самому говорившему, в собственном его духе (стих 2; сравните стих 14), т. е. в чувствующей и разумеющей части его "Я" (сравните Матф. 5:3; Деян. 17:16; 2-Кор. 2:13).

1-Кор. 14:3 . Тот же, кто обладал даром пророчества (сравните 12:10), говорил на языке слушавших его, в данном случае - на греческом, и наставлял их, провозглашая Слово Божие таким образом, что оно действовало в назидание им, увещание и утешение.

1-Кор. 14:4 . Итак, говорящий на незнакомом языке (12:10), не имея при этом дара истолкования его (12:10), мог назидать только самого себя, но не других в церкви. Назидание это проистекало из осознания им того факта, что вот он, имеющий дар, получает подтверждение, что является объектом Божией благодати (сравните 12:18,28) и в состоянии возносить хвалу Богу (14:16; по-русски "благословлять" Его). Хотя он и сам не понимал того, что говорил, он исполнялся вдохновения, приходил в состояние радостного возбуждения, эйфории.

Само по себе это неплохо. Павел вовсе не был сторонником холодного, бесстрастного поклонении Богу. И все-таки дары даются не только для личного обогащения, но и для пользы другим (12:7; сравните 10:24; 1-Пет. 4:10). Назидание самого себя и радостное при этом настроение часто были побочными, так сказать, продуктами использования своего дара по праву, однако, не ради этого, в первую очередь, дается человеку духовный дар.

1-Кор. 14:5 . Павел не имел намерения принизить дар языков, но движим был желанием подчеркнуть превосходство дара пророчества. Нет ничего плохого в даре "иных" языков, Павел даже хотел бы, чтобы все коринфяне "говорили языками". Впрочем, то же самое сказал он и о даре оставаться в безбрачии (7:7), однако, ни в том ни в другом случаях он не ожидал, что все последуют его примеру. Поскольку оба эти дара даются Богом, их не следует принижать.

В собрании, однако, дар пророчества и пользование им гораздо предпочтительнее "говорения на языках" без истолкователя, хотя бы потому, что пророчество служит назиданию других людей. Как уже ранее отмечалось, дар языков сыграл важную роль при утверждении церкви, а потому значение его временно (толкование на 13:8). Отсюда наставления апостола коринфянам, которые неправильно пользовались даром языков, не следует рассматривать как указание пользоваться этим даром в наше время (толкование на 14:21-22).

1-Кор. 14:6 . На двух примерах (стих б и 7-9) Павел поясняет сказанное. В первом он приводите самого себя, вспомнив, возможно, то время, когда пришел в Коринф впервые. Он мог бы начать проповедывать им Евангелие на непонятном для них языке (стих 18), но в лучшем случае не вызвал бы у коринфян никакого к себе интереса (стих 11), в худшем же - его попросту осмеяли бы (стих 23). Но он пришел к ним тогда с откровением от Бога (2:10), послужив им даром пророчества (12:29), он поделился с ними своим познанием (сравните 2:12), послужив им и как учитель (12:29); сравните с 14:26 - так что они могли понимать и реагировать на то, что апостол говорил им (стихи 24-25).

1-Кор. 14:7-9 . Второй пример взят Павлом из мира музыки: как распознать мелодию или трубный призыв к битве, если играющие на свирели, гуслях или трубе не производят раздельных тонов! Для слушающих они в таком случае бесполезны; лишь производят раздражающий шум (стих 7) и даже могут послужить причиной поражения (стих 8).

1-Кор. 14:10-12 . Общение между людьми действует на тех же принципах, что и "общение" посредством музыкальных инструментов. Фразы "различных слов" в 10 стих, "неопределенный звук" в 8-м и "издающие звук" в 7-м - имеют в греческом оригинале одно и то же существительное "звук" (фонен), соответственно во множ. и един. числах.

Звуки, производимые человеком, будучи лишены ясного значения, - остаются именно пустыми, бессмысленными звуками. Таковые и издавали коринфяне, когда говорили на "иных языках" без истолкователя. Вот почему Павел, не угашая их интереса к духовным дарам, поощрял их "ревновать" о тех из них, которые служили бы к назиданию церкви (стих 12; сравните 12:31; 14:1).

1-Кор. 14:13 . Через истолкование языков, как и через пророчество, можно назидать церковь (Деян. 19:6). Поэтому и следует просить у Бога дар истолкования. И если в церкви нет никого, имеющего этот дар, то имеющий дар иных языков должен молчать (1-Кор. 14:28).

1-Кор. 14:14-15 . Верно и то, что, сколь благодатен ни был бы дар "иных языков" для имеющего его (стих 4), он становится намного полезнее в сочетании с даром истолкования, потому что в этом случае в молитве, возносимой верующим, участвуют не только чувства его, но и разум.

1-Кор. 14:16-17 . Заметим, что в англ. Библии, вместо "простолюдина", стоит "тот, кто не понимает". Если верно, что говорящий на ином языке и сам бы имел более полную радость от общения с Богом, имей он дар истолкования (стих 15), то тем более верно, что всякий слышащий его, но не имеющий того же дара, не может сопереживать с ним. Разве что другие говорящие на языках могут "заразиться" его радостным возбуждением.

Но христианин, владеющий другим даром, нуждается в ясном понимании произносимого, чтобы иметь от этого благословение для себя и основание согласиться со сказанным, произнеся Аминь. Однако без истолкования языка такое понимание невозможно, как невозможно и назидание брата. 14:18-19. Желая несколько "обуздать" энтузиазм коринфян по части "иных языков", Павел вовсе не уподоблялся лисице, отвернувшейся от винограда, потому что он "зелен". Даром говорения на языках он владел больше, чем кто-либо из них.

Однако не в собственном ублаготворении был он заинтересован в первую очередь, а в том, чтобы служить другим и тем прославить Бога (10:31-33). Потому-то и не пользовался он своим даром иных языков в церкви, где предпочитал пользоваться даром пророчества (14:6). И это соответствовало воле Божией. Но при каких же тогда обстоятельствах содействовали "языки" осуществлению цели Божией? На этот вопрос Павел отвечает далее.

1-Кор. 14:20 . Безмерная увлеченность коринфян даром иных языков была в глазах Павла еще одним признаком их духовной незрелости и мирского состояния (сравните 3:1-3). Он, однако, надеялся, что это изменится, рассчитывая в особенности на то, что они осознают важность для церковных собраний дара пророчества. На это и направлены его заключительные слова (14:21-25), в которых он противопоставляет пророчество языкам, завершая обращение, с которого начинает эту главу.

1-Кор. 14:21-22 . Подведение итога в стихах 21-25 апостол начинает с цитаты из пророчества Исаии, обвиняющего Израиль (Ис. 28:11-12). Поскольку Израиль отказался слушать слово Божие, которое говорилось ему через пророков, Исаия предсказывает, что Бог станет говорить к евреям иначе. Им предстоит услышать речь для них непонятную, (ассирийскую), хоть и не бессмысленную (4-Цар. 17:23). Чужой язык символизировал отвержение Израиля Богом (сравните Втор. 28:49; Ис. 33:19) в ответ на его жестоковыйное противление Ему (4-Цар. 17:14; Деян. 7:51), он послужит знамением кары.

Это и представляется значением, которое Павел вкладывает в понятие "иных языков". Непонятные для молящихся речи, звучавшие в собрании, видимо, свидетельствовали о разделении, существовавшем между коринфянами и Богом. Следовательно они были знамением не для верующих, а для неверующих (сравните в Матф. 13:10-15 о притчах); пророчество же напротив, для верующих в назидание им (1-Кор. 14:3).

1-Кор. 14:23-25 . Итак, языки полезны в собрании верующих только в случае истолкования. Но в коринфской церкви их, по-видимому, не истолковывали. Владеющие этим даром просто пользовались им как есть, и при том безудержно, приводя в замешательство других верующих (стих 16). Более того, недавние их прихожане (словом "незнающие" переведено греческое слово "идиотаи", означающее тех, которые приходят, но верующими не являются; словом "неверующие" передано греческое слово "апистои" - те, которые знали евангельскую весть, но не были еще убеждены в истинности ее, в отличие от "неверующих" в стихе 22, которые прямо отвергали Божие слово) сочли бы попросту смешным поведение говорящих на языках: …не скажут ли, что вы беснуетесь?

А это, по мнению Павла, никак не служило делу Христа в Коринфе. Пророчествования же были весьма желательны, потому что не только верующим служили во благо (стих 3); они и неверующих не в волны хаоса погружали, но убеждали (сравните Иоан. 16:8) и обличали (1-Кор. 2:15), и те чувствовали потребность в покаянии тайны сердца… обнаруживаются) и в том, чтобы склониться перед Богом (и… поклонится Богу.

4) О соблюдении порядка при пользовании дарами (14:26-40). В этом разделе Павел подводит итог теме духовных даров (главы 12-14). Одновременно он подытоживает и тему христианской свободы в ее связи со служением Богу (11:2 - 14:40). Что особенно удивляет современного читателя, так это отсутствие упоминаний о каком бы то ни было порядке проведения службы, как и ссылок на лиц, ответственных за то или иное церковное служение. Напрашивается вывод, что все члены церкви непринужденно и непосредственно пользовались теми дарами, которые имели, для служения собратьям.

1-Кор. 14:26 . Здесь, как и во всем послании, Павел, обращаясь к коринфянам, называет их братия, понимая под этим общим термином не только мужчин, но и женщин (например, 1:10; сравните с 1-Пет. 5:9). В процессе церковных собраний каждый волен был служить своим "вкладом", будь-то псалом или поучение (1-Кор. 14:6; возможно, на основании какого-то места из Ветхого Завета), или откровение, которое могло исходить от имеющего дар пророчества (сравните стих 6, 29-32), или сказанное на языке, с последующим истолкованием). Это свободное участие в служении контролировалось лишь принципом любви. Все, что говорилось и делалось в церкви, должно было служить общему назиданию (стихи 5-6).

1-Кор. 14:27-28 . Хотя какого-то определенного порядка в проведении собраний не существовало, благопристойность в церкви все же должна была соблюдаться (стих 40). Необходимо было обеспечивать разумное и гармоничное участие одаренных членов церкви в служении. Так из имевших дар языков не более двух или трех человек должны были прибегать к нему на протяжении одного служения, и то по очереди, и в том только случае, если в церкви присутствовали наделенные даром истолкования. Если же истолкователя не было, то говоривший на языке должен был молчать. Хотя этот дар, при отсутствии истолкователя и не приносит пользы церкви, в других смыслах он был полезен (стих 4, 14-15, 22).

1-Кор. 14:29 . Наставление для имеющих дар пророчества было таким же, как для имевших дар языков. Не более двух или трех пророков могло говорить на каждом собрании, а в том, что ими было сказано, следовало тщательно разобраться. Поскольку они говорили по-гречески, то прочие в собрании понимали их и могли об этом "рассуждать". (А, может быть, "прочие" обращались к тем, кто имел дар различения духов.) Дело в том, что словом "рассуждают" переведен глагол диакринетозан, того же корня, что и существительное диакрисеиз, употребленное в 12:10, где речь идет о "различении духов". То есть "прочие" пусть "различают": ведь на них лежала ответственность - определять, действительно ли сказанное исходило от Бога (1-Иоан. 4:1).

1-Кор. 14:30 . Пророк мог получить откровение в видении или во сне, еще до начала Богослужения, на котором он, конечно, сообщал о нем собравшимся. Но откровение могло быть им получено и во время собрания. И если такое случалось, то пророк, начавший говорить прежде, должен был уступить место тому, кто получил внезапное откровение. Какой бы характер ни носили собрания у коринфян, скучными они не были.

1-Кор. 14:31 . Пророкам следовало руководствоваться тем же принципом, что и имевшим дар языков. То, что изрекалось, должно было служить всем для поучения и утешения (стих 3).

1-Кор. 14:32-33а . Павел, очевидно, не считал, что пророки в коринфской церкви вели себя более сдержанно, чем их собратья, имевшие дар языков. Поэтому он и тем и другим дает аналогичное наставление (стих 28). Под выражением духи пророческие понимается дар пророчества, который не был чем-то, что владело пророком, но - тем, чем пророк мог и должен был управлять (стих 30). Если в собрании уже высказались два или три пророка, то иные, владевшие даром или имевшие, что сказать, могли воспользоваться для этого другим собранием.

Церковь не была форумом, предназначенным для личного возвышения и самопрославления, но - таким местом, где верующие должны были назидать друг друга и прославлять Бога (сравните 10:31-33). Как само богослужение, так и принимающие в нем участие, должны отражать характер Бога, а Бог не есть Бог неустройства, но мира, и Дух Его действует, производя соответствующий плод (Гал. 5:22) в жизни верующих.

1-Кор. 14:33б-36 . Некоторые ранние переписчики, сочтя, что стихи 34-35 здесь неуместны, перенесли их в конец главы. Среди комментаторов Библии есть и такие, которые вообще считают их чьей-то вставкой и, значит, не заслуживающими внимания. Это - крайняя точка зрения, но, поскольку точный смысл этих стихов трудно уяснить, нецелесообразно было бы и придавать им чрезмерное значение.

Представляется, что, высказываясь о женщинах в таком роде, апостол Павел в первую очередь руководствовался тем же, чем и в предыдущих стихах, обращенных к верующим, которые владели дарами языков и пророчества. В каждом из этих случаев члены коринфской церкви нуждались в самоконтроле, который, в первую очередь, проявлялся бы в умении молчать (стихи 28,30,34) - ради того, чтобы в собрании царила мирная обстановка.

Очевидно, некоторые коринфянки нуждались в том, чтобы слышать это почаще. Ибо не только тем, что являлись в церковь с непокрытыми головами, согрешали они (11:2-16), и Павел не собирался молчать на этот счет.

Неясно, советовал ли апостол молчать в церкви только замужним женщинам или всем женщинам вообще (11:2-16). Греч, слово гинейкес, переводимое как жены, обычно относилось именно к женщинам вообще (как всюду в 11:3-15), либо к незамужним женщинам (например, 7:34), но также и к замужним (как в 5:1; 9:3 и везде, где оно встречается в главе 7, за исключением 7:34). Только в контексте можно различить значение этого слова.

Два момента говорят о том, что в этих стихах Павел имел в виду замужних женщин. Во-первых, фраза быть в подчинении ("подчинение" - гипотас-сестосан; стих 34). Где бы это слово ни встречалось в Новом Завете по отношению к женщине, всегда подразумевается замужняя женщина, обязанная подчиняться своему мужу (Еф. 5:22; Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1-Пет. 3:1,5).

Во-вторых, о том же говорит и фраза у мужей своих (1-Кор. 14:35), которых женщины, желающие "чему научиться", должны были спрашивать дома. Ясно, что незамужняя женщина просто не могла последовать такому совету (7:34), как и женщина, которая имела неверующего мужа (7:13).

Часто в качестве места, параллельного этому, приводят 1-Тим. 2:11-15, где женщине предписывается спокойно вести себя во время служения, но и там тоже речь, пожалуй, идет о замужних женщинах, поскольку к незамужним не могло относиться сказанное в стихе 15. Кроме того, когда Ева нарекается именем своим в Ветхом Завете, то нарекается им как жена Адама (Быт. 3:20; сравните 2-Кор. 11:2-3 - единственным в Новом Завете местом, помимо 1-Тим. 2:13-14, где упоминается Ева), и ее обязанность подчиняться ему коренится именно в этом (Быт. 3:16 возможно, Павел подразумевал именно этот стих в 1-Кор. 14:34). И еще: слово гесичия, употребленное в 1-Тим. 2:11-12, означает "покой", "порядок" (в русском тексте сказано - "в безмолвии") тогда, как глагол сигао в 1-Кор. 14:28,34 означает "хранить молчание" (толкование на 1-Тим. 2:11-14 и 2-Фес. 3:12).

Таким образом Павел хотел, чтобы "хранили молчание" замужние женщины, мужья которых находились тут же, в собрании, однако, не возбранял активно участвовать в богослужении прочим женщинам, если они были одеты, как положено (1-Кор. 11:2-16). Замужние же своим молчанием должны были свидетельствовать о покорности мужьям (а отнюдь не о приниженности своей). Такое поведение противопоставляется апостолом беспорядку, который возникает в церкви, когда женщины разговаривают со своими мужьями во время собрания.

Коринфяне не имели никакого основания считать себя людьми исключительными - в смысле своей способности толковать или принимать Слово Божие (14:36). Они, подобно святым во всех церквах (стих 336) должны были покориться Божией истине, согласуя с ней все свое поведение.

1-Кор. 14:37-40 . Здесь Павел подводит итог не только повелениям, высказанным им непосредственно перед этим (стихи 336-36), но и всему, что говорил о неверном и беспорядочном в богослужении коринфян, нуждавшемся в исправлении (11:2 - 14:36). Апостол ожидал возражений со стороны некоторых из них (11:16; 14:36), но предупреждал тех, кто станут возражать ему, что это навлечет на них опасность (4:18-21). Дело в том, что в англ.

Библии стих 38 передан иначе, чем в русской Библии, а именно: "Кто же пренебрежет ими, тот сам будет пренебрежен" (подразумевается - Богом, в последний день; сравните 3:17; Быт. 9:6; Матф. 10:32-33), поскольку своим поведением он свидетельствует что никогда не знал Господа (1-Кор. 8:3; Матф. 7:22-23; 1-Иоан. 4:6).

В заключение Павел призывает коринфян "ревновать" в первую очередь о тех дарах духовных, которые назидали бы церковь в целом (12:31; 14:1), но не судить худо о других дарах. Им следует позаботиться о том, чтобы службы в их церкви совершались благопристойно (сравните 11:2-16; 14:26-36) и чинно (сравните 11:17-34; 14:26-33).

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его , он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

И бездушные вещи , издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что́ играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь». Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно.

Важно отметить, что тему о любви Павел поместил в раздел письма к Коринфской церкви, посвященный внутрицерковным отношениям. Апостол показывает, что в рамках взаимоотношений в общине очень важно стремиться культивировать качества характера, свойственные Богу.

Увы, за спорами и обидами, за нереализованными амбициями люди в церкви часто забывают о том, что они являются последователями Господа, Который есть любовь. Одни конфессии считают, что у них более правильное вероучение, чем у других, и, гордясь этим, порой проявляют презрение, пренебрежение, равнодушие по отношению к христианам других конфессий и людям в мире. Для других конфессий первичны дары Святого Духа, обильно изливаемые на членов общины, и на всех несогласных порой так же обильно изливаются агрессия и неприятие. Консервативные конфессии, для которых важна традиция, считают всех прочих верующих отступниками и антихристами. Все перечисленные качества любви не свойственны.

Как ни печально, невозможно найти христианское сообщество, которое бы своим символом веры и критериями истинности вероучения избрало бы характер любви. Любовь невозможно подделать, когда ее нет в повседневной жизни. Можно надеть на себя карнавальную маску, приходя на служение, но, пересекая порог церкви после общения с Богом, мы вновь становимся самими собой.

В 14 главе Павел пишет о даре языков. Чтобы правильно понять написанное, необходимо учитывать контекст, написания этих строк.

Во время праздника Пятидесятницы (евр. Шавуот, иудеи считают, что в этот день Моисею была дана Тора на горе Синай), на 50-й день после Пасхи Апостолы собрались вместе и пребывали в молитве. Помимо Апостолов присутствовали и другие ученики. В книге Деяния читаем: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян.2:1-6).

Согласно «Истории» Евсевия Кесарийского, историка Константина Великого (жившего в IV веке, описавшего разрушение Иерусалима в 70 году, голод и людоедство, когда матери ели собственных детей), во время блокады города погибли от недоедания примерно 1 000 000 человек. Гибель такого количества людей говорит о том, что Иерусалим был буквально набит толпами верующих, пришедших в город.

Пятидесятница происходила примерно за 35 лет до разрушения Иерусалима, сопоставив исторические факты, можно представить себе то огромное количество людей пришедших на праздник. И вот, выходят Христовы ученики и начинают каждому проповедовать о Боге на их собственном наречии.

Дар появился в церкви, имея миссионерское значение. И, вместе с тем, факт эмоционального непонятного говорения присутствовал в язычестве: были оракулы, были шаманы, входившие в состояние экстаза и говорившие нечленораздельно. Эти звуки позже истолковывались, как послание от бога, поскольку окружающие люди ничего не понимали.

Перейдем теперь к исследованию текста: «Достигайте [греч. «охотиться», «преследовать»] любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1Кор.14:1) . Апостол говорит: охотьтесь на любовь, преследуйте любовь, ревнуйте особенно о том, чтобы нести Божью весть другим людям. В этом тексте подчеркивается, что достижение любви должно быть главной целью, стоящей перед нами, на которой важно сфокусировать свое внимание.

Оказываясь вместе, члены общины учатся выстраивать отношения друг с другом, основываясь на принципах любви. В нашем общении сразу лакмусовой бумажкой видны все промахи и несоответствия, над которыми с Божьей помощью предстоит работать. Мы начинаем видеть и осознавать реальное положение вещей.

14 главу можно озаглавить: «Преимущества проповедования над даром языков» . Павел говорит о том, что в рамках церковных собраний имеет значение дар проповедования. Ведь пророк, с точки зрения Священного Писания, - это не человек, предсказывающий будущее, а человек, который говорит от лица Бога о покаянии, об утешении, об обращении и т.д.

Павел обосновывает, почему дар пророчества лучше говорения на языках, приводя аргументы. Читаем:

1. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:2-3) . Когда человек говорит на незнакомом языке, это бесполезно для других, поскольку непонятно, когда же пророчествует - совершает служение для людей, назидая церковь. Говорить «тайны духом» в данном контексте - отрицательный элемент по сравнению с пророчеством.

2. «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1Кор.14:4) . Должны ли мы назидать себя? Ведь это значит самоутверждать себя, вкладывать в себя, а все духовные дары даются для назидания других людей. Если талант полезен только тому человеку, который им обладает, то его нельзя назвать духовным даром.

Павел раскрывает свою мысль: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1Кор.14:5,6). И вновь речь идет о пользе духовных даров: то есть, в церкви допустимо говорение языками только в том случае, если из полученной вести можно перевести полезную для окружающих людей информацию.

Далее Апостол приводит иллюстрации, чтобы донести до коринфских христиан важность темы, раскрыть ее суть: «И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1Кор.14:7,8) . На примере музыкальных инструментов автор говорит о том, что звук должен содержать определенную весть. По звучанию музыки люди понимали значение сигнала, будь то военный сбор, сигнал для отправления в путь или к привалу. Если же труба будет издавать звук, который нельзя воспринять, кто будет готовиться к сражению? Люди не получат весть и назидание через непонятные вещи.

Читаем дальше: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец [варвар], и говорящий для меня чужестранец [варвар]» (1Кор.14:9-11) . Варварами в Древней Греции называли тех людей, язык которых не понимали. Если вы говорите то, что другим людям непонятно, то ваше владение языками впустую, а дары Божии даются для того, чтобы назидать других людей в церкви.

Павел делает вывод: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных [стремясь получить дары], старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1Кор.14:12) . Каждый дар дается для назидания церкви.

Читаем дальше: «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1Кор.14:13). Другими словами, даже имея дар говорения на непонятном языке от Святого Духа, нужно молиться о способности перевести весть на понятный для всех язык, а иначе дар утрачивает смысл.

Павел продолжает: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух [внутреннее состояние человека, его мышление] мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:14,15) . Другими словами, когда человек во время молитвы говорит внутри себя непонятно о чем, ум остается без плода. Автор делает вывод: если я буду что-либо говорить, молиться или петь на служении, то так, чтобы это было понятно и для меня, и для других людей.

Павел приводит следующий аргумент, показывающий преимущества дара пророчества перед говорением языками:

3. «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1Кор.14:16,17). Не понимая смысл сказанного, люди в церкви не смогут выразить согласие или несогласие с услышанным.

Читаем дальше: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму [десятки тысяч] слов на незнакомом языке» (1Кор.14:18,19). Родом Апостол из богатой семьи, поскольку, живя в провинции, его родители, и он сам обладали римским гражданством. За пределами Рима гражданством обладали выдающиеся личности, отличившиеся перед государством, или люди, занимавшие высокое положение в обществе.

Апостол был в Тарсе (бывшее владение Персии), и, скорее всего, знал персидский язык. Воспитывался иудеями, учился у самого известного учителя Закона того времени, Гамалиила, и знал древнееврейский язык. Пользовался Септуагинтой, знал древнегреческий язык. Знал латынь, будучи римским гражданином. Поскольку был послан в Дамаск, был в Сирии и в Иерусалиме, знал и арамейский язык. Отметим, что знание этих языков Павел не получал на Пятидесятницу, поскольку в то время был еще гонителем христианства, а изучил в ходе получения образования, очень хорошего, даже по нашим меркам. Обладая такими обширными познаниями, Апостол считает более ценным сказать 5 слов на понятном и доступном для окружающих языке, чем 10000 слов, которые никто не сможет понять.

Павел пишет: «Братия! не будьте дети умом [недалекими, наивными]: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Это призыв к людям задуматься. Можно не разбираться во зле, но понимать то, что касается духовных даров, просто необходимо.

В следующих текстах автор раскрывает мысль: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак, языки суть знамение [знак] не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1Кор.14:21,22) . Если к вам приходит человек, который не знает вашего языка, и вдруг начинает говорить о Боге на вашем родном наречии, для вас это знак чуда, и это чудо нацелено на обращение вас к Богу. После этого вы приходите в церковь, где на понятном языке звучит пророчество.

Во все времена пророки приходили в церковь, чтобы обличать, наставлять, утешать, учить тех, кто уже был с Богом. Основная их функция - донести весть Божию до Его народа. Говорение языками, по сути своей, это то же пророчество, произнесенное на иностранном языке. Сегодня часто бывает наоборот: мы верим в языки, считая их основным критерием присутствия Святого Духа. При этом людям на улицах проповедуем по-русски, а когда они приходят в церковь, говорим на непонятном для них языке. А ведь Апостол говорит совершенно об обратном процессе!

Читаем дальше: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:23-25). Другими словами, если люди с улицы, войдя в церковь, увидят там непонятное экстатическое состояние верующих, то, вероятнее всего, подумают, что те беснуются. Когда же неверующие, придя в церковь, слышат весть от Бога, то начинают эту весть применять к себе, их сердца обличаются, и для них это свидетельство того, что Господь говорит лично к ним.

Павел подводит итог: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:26-28) . Главный критерий, по которому определяется, что в церкви приемлемо и необходимо, - полезность для назидания других, обучения, обличения, наставления, утешения - это дар Божий общине. Все, что такой цели не имеет, то не имеет смысла. Имея дар говорения языками, говорите, но непременно нужно изъяснение, чтобы каждому было понятно.

Читаем дальше: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14:29-33). Здесь автор говорит о порядке на служении, чтобы каждый давал высказаться другому, не перебивая его. Читая эти тексты можно представить себе, насколько бурно проходили христианские богослужения в форме свободного общения.

Павел пишет о женщинах: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35) . Здесь, как и в 11 главе Послания, автор ссылается на правила приличия, принятые в обществе того времени.

Завершая мысль, Апостол пишет: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:36-40). Павел объяснил коринфской общине, каким должен быть порядок на богослужении, и, кто захочет понять его слова, тот поймет. Главное, чтобы во время служения церковь не превращалась в базар.

Подводя итог главам, посвященным богослужению в коринфской церкви, можно сделать вывод: в общине были люди, которые любили после служения упиваться и объедаться. Не признавая традиций, принятых в обществе, в частности, покрытия головы, некоторые женщины-христианки вызвали нарекания со стороны неверующих людей на то, что церковь ведет себя безнравственно. Некоторые члены общины, обладая серьезными духовными дарами, считали других людей за «второсортных», не стоящих внимания. В церкви возникали споры, какой из даров «более духовен». Павел говорит о том, что каждый дар так или иначе должен служить церкви.

В 13 главе Послания Апостол говорит о том, что главным отличительным признаком в церкви является любовь, потому что это - характер Бога. Чем больше любви мы имеем, тем больше отражаем действие Господа на наше сердце. Любовь - самое важное, единственный критерий, который позволяет жить по законам Небесного Царства уже сейчас.

Каждый из нас пред Господом имеет определенные дары, и каждый дар - это способ послужить другим. Наш ум, наши знания, наши черты характера являются даром, когда находит применение для Бога. Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы оценивая каждый свою жизнь, мы нашли свое истинное предназначение. Ведь полноценный в духовном плане человек, счастливый человек - тот, кто живет в соответствии со своим предназначением, отражая Божий характер.

Константин Чумаков

 1 «Языки» без истолкования не назидают. 20 Неверующий обличается «пророчествованием». 26 Как говорить и пророчествовать в церкви – «благопристойно и чинно».

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».

22 Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

26 Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам,

33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

40 только всё должно быть благопристойно и чинно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 14 глава