Все лучшее, что могло нарисовать воображение революционного поэта. Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии некрасова и лермонтова Можно ли назвать это стихотворение лирическим

В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это вполне объяснимо, если вспомнить его биографию. Некрасов провел детство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца. С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину. Но любовь к родине была у него не простой: он мог бы, вслед за Лермонтовым, сказать, что любит ее «страстною любовью». Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую.
Поэт ненавидел крепостное право и крепостников, особенно таких жестоких и своенравных, как его отец. Поэт был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов. В стихотворении « Родина» Некрасов нарисовал имение отца, но в нем крестьяне выносили нестерпимые страдания, там «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Такую же картину можно было наблюдать в любом уголке России; и именно тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений русского народа и ненавидеть тех, кто причинял эти мучения.
Не случайно много позже в стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ находился в неволе, лира поэта должна служить народу.
Некрасову было горько видеть, как труд крестьян служит не их собственному благу, а процветанию помещика. В стихотворении «На родине» поэт пишет:
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдет мне впрок!
О собственном положении народа и о полном безразличии к его бедам властей Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. Но их не пустили даже на порог этого дома, потому что его хозяин-министр «не любит оборванной черни», он в это время сладко спит в своих роскошных палатах и не желал ничего знать о народных нуждах. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий:
…Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Бедный русский крестьянин стонет «по полям, по дорогам…по тюрьмам, по острогам…» И даже знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой, - это тоже стон:
Этот стон у нас песней зовется,
Т бурлаки идут бечевой!
В конце стихотворения Некрасов с надеждой спрашивал, обращаясь к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Поэт верил в силу русского народа, в его будущее. Не случайно в стихотворении «Железная дорога» Некрасов писал:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
В этих строчках поэта заключалась его вера в родину и ясное понимание того, что Россия и русский народ – это великие и неразделимые понятия. Поэт верил, как и А. С. Пушкин, в то, что «Россия вспрянет ото сна» и над ней взойдет «звезда пленительного счастья» - звезда свободы. И ради этого Некрасов жил и творил.

Опять она, родная сторона,

И вновь душа поэзией полна…

Н. А. Некрасов
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и “третьего”, после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.
Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова

Такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был “кающимся дворянином”, то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.
Некрасов писал, что самое главное – это любить народ и родину и “служить им сердцем и душой”. Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой – неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился”; “О матушка-Русь! ты приветствуешь сына”; “Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” – слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом!
Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни людей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, “гордым” русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении “Зеленый Шум”:
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух, и вода!
Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема “родины” в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол “власть имущих” – все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова “любовь к родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “ненависть”.
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Его стихи – “свидетели живые за мир пролитых слез”. В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: “Несжатая полоса” (1854), “Забытая деревня” (1855), “На Волге” (1860), “В полном разгаре страда деревенская” (1864), “Размышления у парадного подъезда” (1858), “Железная дорога” (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Поэт призывал “не робеть за отчизну любезную”, так как верил, что народ завоюет себе счастье. “Я верую в народ”, – говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.

Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение «На Волге». Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу «колыбелью». Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,

Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.

Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев «роскошных палат». Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель.
Где бы русский мужик не стонал?

Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.

Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Железная дорога». Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:

Благослови же роботу народную
И научись мужика уважать.

Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит «широкую и ясную» дорогу к счастью.
Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: «Я лиру посвятил народу своему».

Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть - два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ - значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами - вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны -
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии - это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова - в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год - уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...

(«Что ни год - уменьшаются силы...»).

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!..

Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений - «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Для детального анализа этих стихов нет времени, но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем источник вдохновения, считал, что сближение с природой возвышает человека, пробуждает добрые чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе против жены, изменившей ему, «да вдруг весна подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». Любовью и точно найденными красками, деталями отличается умиротворяющая картина русской весны, благотворно подействовавшая на героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...» автор искренне признается:

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

Люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота -
И сердцу весело...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури , связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт - «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную --

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все -- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только -- жить в эту пору прекрасную

Уж не придется -- ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей -- это психология холопов:

Выпряг народ лошадей -- и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест -- это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий -- богатырь святорусский. Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году -- рассчитывай,

В какой земле -- угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворениb «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт -- это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.