Возникновение и развитие эволюционных представлений презентация. Пименов А.В. Тема: «Возникновение и развитие эволюционных представлений» Задачи: Рассмотреть вопросы появления многообразия видов на Земле, возникновения. Прогрессивность теории Ламарка

Пименов А.В. Тема: «Возникновение и развитие эволюционных представлений» Задачи: Рассмотреть вопросы появления многообразия видов на Земле, возникновения удивительной приспособленности организмов к определенным условиям жизни. Сформировать знания о креационизме и трансформизме, о К.Линнее, Ж.Б.Ламарке и Ч.Дарвине – представителях этих взглядов. Глава Х. Развитие эволюционных идей




Креационизм Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразность, виды были созданы изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.


Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Он был метафизиком, т.е. рассматривал явления и тела природы как раз и навсегда данные, неименные. Линнея называют «королем ботаников», «отцом систематики». Он открыл 1,5 тыс. видов растений, описал около видов растений, 5000 видов животных. Закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов. Усовершенствовал ботанический язык установил единообразную ботаническую терминологию. Его классификация была основана на объединении видов в роды, родов в отряды, отрядов в классы. Метафизик Карл Линней К.Линней ()


В 1735 году вышла в свет его книга «Система природы», в которой он классифицирует все растения на 24 класса на основе особенностей строения цветков: количества тычинок, однополости и обоеполости цветков. Еще при жизни автора эта книга переиздавалась 12 раз и оказала большое влияние на развитие науки ХVIII в. Животный мир К.Линней поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви. К последнему классу были отнесены почти все беспозвоночные. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой. Он писал: «Искусственная система служит до тех пор, пока не найдена естественная». Но под естественной системой он понимал ту, которой руководствовался творец, создавая все живое на Земле. Метафизик Карл Линней К.Линней ()


«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий» говорил Линней. Но в конце жизни Линней признал, что иногда виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания. Метафизик Карл Линней Быстрое развитие естествознания во второй половине ХVIII века сопровождалось интенсивным накоплением фактов, которые не укладывались в рамки метафизики и креационизма, развивается трансформизм – система взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. К.Линней ()


Представителем философии трансформизма был выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, создавший первую теорию эволюции. В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Он считал, что первые живые организмы возникли из неорганической природы путем самозарождения, причем древняя жизнь была представлена простыми формами, которые в результате эволюции дали начало более сложным. Низшие, простейшие формы зародились сравнительно недавно и еще не достигли уровня высокоорганизованных организмов. Ж.Б.Ламарк ()


Классификация животных Ламарка включает уже 14 классов, которые он разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения организации. Выделение градаций основывалось на степени усложнения нервной и кровеносной системы. Ламарк считал, что классификация должна отображать «порядок самой природы», ее прогрессивное развитие Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка


Такая теория постепенного усложнения, теория «градации», основана на влиянии внешней среды на организмы и ответной реакции организмов на внешние воздействия, прямой приспособляемости организмов к среде. Ламарк формулирует два закона, по которым происходит эволюция. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Первый закон можно назвать законом изменчивости: «У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение». Ж.Б.Ламарк ()


Можно ли согласиться с данным законом? Ламарк переоценивает значение упражнения и неупражнения для эволюции, так приобретенные организмом признаки не передаются следующему поколению. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Второй закон можно назвать законом наследственности: «Все, что природа заставила приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части тела, - все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли». Ж.Б.Ламарк ()


Можно ли согласиться со 2 законом Ламарка? Нет, положение о наследовании приобретенных при жизни признаков было ошибочным: дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее значение имеют только наследственные изменения. Существует так называемый барьер Вейсмана – изменения в соматических клетках не могут попасть в половые клетки и не могут передаваться по наследству. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. Ж.Б.Ламарк ()


Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка И, наконец, Ламарк приспособленность объяснял внутренним стремлением организмов к совершенствованию, к прогрессивному развитию. Следовательно, способность целесообразно отвечать на влияние условий существования Ламарк считал врожденным свойством. Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования. Ж.Б.Ламарк ()


Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка И еще одно слабое место в теории Ламарка. Обосновывая происхождение одного вида от другого, он не признавал виды как реально существующие категории, как этапы эволюции. «Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих…. Ж.Б.Ламарк ()


Но это была первая целостная теория эволюции, в которой Ламарк попытался определить движущие силы эволюции: 1 влияние среды, которое приводит к упражнению или неупражнению органов и целесообразному изменению организмов; 2 передача по наследству приобретенных признаков. 3 внутреннее стремление к самоусовершенствованию. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию; что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды; наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Ж.Б.Ламарк ()


Купирование хвостов у многих пород собак не приводит к изменению их длины. Кроме того, с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима. Между метафизиками и трансформистами сложилась дилемма, которую можно выразить следующей фразой: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов». Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка


Растения К. Линней разделил на 24 класса, основываясь на …. Классификация К. Линнея была искусственной, так как …. Креационизм, трансформизм, метафизическое мировоззрение …. Как появилось многообразие видов по Линнею? Как объясняет приспособленность видов К.Линней? Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени …. 6 градаций животных по Ламарку …. Его классификацию можно считать естественной, так как …. Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: …. Как появилось многообразие видов по Ламарку? В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку …. Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк? Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было …. Его гипотеза не была принята, не все признавали, что …. А. Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал мышам хвосты, но …. Что такое барьер Вейсмана? Повторение:


В начале XIX в. происходил интенсивный рост промышленности стран Западной Европы, который дал мощный импульс для бурного развития науки и техники. Обширные материалы заморских экспедиций обогащали представления о разнообразии живых существ, а описания систематических групп организмов приводили к мысли о возможности их родства. Об этом же свидетельствовало поразительное сходство зародышей хордовых, обнаруженное при изучении процессов индивидуального развития животных. Новые данные опровергали господствующие представления о неизменности живой природы. Для их научного объяснения нужен был гениальный ум, способный обобщить огромный материал, связать разрозненные факты стройной системой рассуждений. Таким ученым оказался Чарлз Дарвин. Чарлз Дарвин Ч.Дарвин ()


Чарлз Дарвин Родился Ч.Дарвин 12 февраля 1809 года в семье врача. С детства увлекался ботаникой, зоологией, химией. В Эдинбургском университете два года учился медицине, затем перешел на богословский факультет Кембриджского университета и собирался стать священником. После окончания университета Дарвин отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Плавание продолжалось пять лет, с 1831 по 1836 год. Во Времени, когда пылал Хаос, Взрывались солнца в вихре и без меры, Из сфер другие вырывались сферы, Когда ж на них морей осела гладь И стала всюду сушу омывать, Согрета солнцем, в гротах, на просторе Жизнь организмов зародилась в море. Э.Дарвин Ч.Дарвин ()




( додарвиновский период ).

Вид и популяции

Преподаватель Смирнова З. М.


Основы эволюционного учения

Эволюционное учение – это учение об историческом развитии (эволюции) живой природы.

Кистеперая рыба –

латимерия


Развитие эволюционных представлений

Идеи развития живой природы прослеживаются в трудах философов Древней Индии, Китая

(II тысячелетие до н. э.)

Влияние на развитие эволюционных имели произведения античных философов

(VII – I вв. до н. э.), Гераклита, Эмпедокла, Аристотеля.


Развитие эволюционных представлений

Аристотель впервые

  • выдвинул теорию о развитии животных от простых форм к сложным;
  • попытался систематизировать и обобщить знания о растениях и животных придумал «лестницу существ», на ступенях которой располагаются организмы в соответствии с достигнутым ими уровнем организации.

Гераклит утверждал, что

  • всё возникает через борьбу и по необходимости ;
  • впервые ввёл в философию и науку о природе чёткое представление о постоянном изменении.

Аристотель

Гераклит

Эфесский


Развитие эволюционных представлений

Эволюция по Эмпедоклу (~450 до н.э.) животного мира состоит из четырех периодов:

  • период одночленных органов,
  • период чудовищ,
  • период цельноприродных существ и
  • период половой дифференциации.

К четвертому периоду, по-видимому, следует также приурочить разделение животных на виды по месту их жизни (в воде, на суше и в воздухе).

У Эмпедокла находят идею выживания наиболее приспособленных организмов.

Эмпедокл

(490-430 до н.э.)


Развитие эволюционных представлений

Джон Рей

За 50 лет до К. Линнея выделил классификацию в качестве самостоятельной научной дисциплины – науки о разделении организмов на группы в соответствии с определенными критериями (сравнительно-анотомическими признаками).

Рей четко сформулировал понятие об основной таксономической единице – виде.

Джон Рей (1628-1705) – английский ученый

Вид, по Рею (1693), – это совокупность тождественных организмов, способных в процессе размножения оставлять подобное себе потомство.


Развитие эволюционных представлений

Ж. Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. д.).

Сходство млекопитающих Африки и Южной Америки Бюффон объяснял тем, эти материки когда-то составляли одно целое (современная теория о дрейфе континентов).

Жорж Бюффон (1707-1788) – французский натуралист


Развитие эволюционных представлений

Карл Линней – шведский натуралист

  • Создатель лучшей искусственной систематики – «Система природы» (1735) – в ней органическая

природа разделена на царства, классы, отряды, роды и виды. Признавал реальное существование видов в природе.

  • Ввел бинарную номенклатуру – Род- вид.

Карл

Линней

(1707-1778)

Недостатки системы Линнея:

  • Система искусственная и не отражала подлинного

родства;

  • Считал виды неизменными, созданными творцом;
  • В его систематике мир располагался от сложного к простому.

Развитие эволюционных представлений

Жорж Кювье сыграл большую роль в создании палеонтологии и сравнительной анатомии;

усовершенствовал систему К. Линнея. Ввел новую таксономическую единицу – тип («позвоночные», «членистые», «мягкотелые» и «лучистые);

первый применил сравнительный метод и открыл

закон корреляции органов – все структурные и функциональные особенности организма связанны постоянными соотношениями.

Жорж Кювье

1769 -1832)

французский

зоолог

Предложил по ископаемым формам определять возраст

геологических слоев, в которых они обнаружены.

Для объяснения смены флоры и фауны в различные периоды эволюции Земли, выдвинул теорию катастроф , после которых преображался лик планеты.


Развитие эволюционных представлений

Этьен Жоффруа Сент-Илер

Выдвинул концепцию «теория аналогов » : животные построены по одному морфологическому плану (гомология), независимо от формы и функции этих частей.

Например, рука человека, как передняя конечность, гомологична передней ноге лошади, крылу птицы и т. д.

Если же сравнивать их анатомическое строение, то можно обнаружить гомологию костей (кости плеча, предплечья и кисти), мышц, сосудов, нервов и т. д.

Этьен Ж.

Сент-Илер

(1772 -1844) –

французский ученый


Теории происхождения видов

17-18 вв. борьба теорий

креационизма и трансформизма

Транформизм – учение об изменяемости видов растений и животных и возможности превращения одних видов в другие

Креационизм – концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения Богом

Этьен Ж.

Сент-Илер

(1772 -1844)

Жорж Кювье

1769 -1832)

Карл Линней (1707-1778)

Жорж Бюффон (1707-1788)


Первая научная теория эволюции органического мира принадлежит Ж.Б. Ламарку (1809)

«Философия зоологии»

  • Ввел термин «Биология»
  • Создал более совершенную классификацию

животного мира, подметив основное

направление эволюционного процесса – усложнение от низших форм жизни к высшим градация;

  • Впервые признал изменяемость видов на основании существования переходных форм между видами (палеонтологические находки)

Классификация животных по Ламарку

14. Млекопитающие

13. Птицы

12. Рептилии

11. Рыбы

10. Моллюски

9. Усоногие

8. Кольчецы

7. Ракообразные

6. Паукообразные

5. Насекомые

4 . Черви

3. Лучистые

2. Полипы

1. Инфузории


Движущие силы эволюции по Ламарку:

  • Cтремление организмов к прогрессу;
  • Приспособление к условиям окружающей среды

достигается животными в результате упражнения или неупражнения органов ( длинная шея

жирафа – результат упражнений при питании

листьями с высоких деревьев, до которых надо

было дотягиваться.

Плохое зрение кротов – результат

неупражнений в связи с жизнью под землей.

  • Наследование приобретенных признаков.

Первая научная теория эволюции Ж.Б. Ламарка

Недостатки учения – несостоятельность гипотез:

о внутреннем стремлении организмов к самоусовершенствованию;

наследование приобретенных признаков;

Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей. Реальными считал только особи.

Ж. Б. Ламарк не сумел объяснить движущие силы эволюционного развития. Эту проблему решил

Ч. Дарвин, разработав теорию естественного отбора.


Определение вида

Вид – основная структурная единица живой природы.

Он возникает, развивается, а при изменении условий существования может исчезнуть или преобразоваться в другие виды.

Видом называется совокупность особей, сходным по морфофизиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся и дающее плодовитое потомство.


Критерии вида

Одни виды отличаются от других рядом признаков – критериями вида:

  • Морфологический 4. Генетический

2. Физиологический 5. Экологический

3. Биохимический 6. Географический


Морфологический критерий

Морфологический критерий – сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

Критерий не абсолютен, т.к. существуют виды – двойники (малярийный комар – 6 видов-двойников) морфологически не различимые, а особи одного вида могут различаться (половой диморфизм).


Физиологический критерий

Физиологический критерий – сходство процессов жизнедеятельности у особей одного вида и сходство их размножения.

Потомки от разных видов, как правило, бесплодны;

Критерий не абсолютен, т.к. в природе существуют виды, которые могут скрещиваться между собой

и оставлять плодовитое потомство:

волк х собака

канарейка х зяблик плодовитовое потомство

тополь х ива


Биохимический критерий

Биохимический критерий – позволяет различать виды по составу и структуре определенных белков, нуклеиновых кислот и др. Особи одного вида имеют сходную структуру ДНК, что обусловливает синтез одинаковых белков, отличающихся от белков другого вида;

Критерий не абсолютен, т.к. у некоторых бактерий, грибов, высших растений состав ДНК оказался очень близким.


Географический критерий

Географический критерий – вид распространен

на определенной территории (ареале).

Критерий не абсолютен, т.к. в одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха). Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).


Экологический критерий

Экологический критерий – приспособленность особей вида к определенным условиям существования. Например, морфологически сходные виды лютиков – лютик едкий и лютик жгучий – различаются на основе экологического критерия. Лютик едкий распространен на лугах и полях, лютик жгучий на болотистой почве.

Критерий не абсолютен, т.к. разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная

популяции речного окуня, одуванчик может

расти и в лесу, и на лугах).


Генетический критерий

Генетический критерий – основан на различии видов по кариотипам, т. е. по числу, форме и размерам хромосом.

Критерий не абсолютен, т.к., во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Так, многие виды из семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2n = 22).

Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций. Например, у серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150,200, тогда как нормальное число их равно 50.


Критерии вида

Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.


ПОПУЛЯЦИЯ

Каждый вид характеризуется определенным ареалом – территорией обитания. Внутри ареала могут быть различные преграды (реки, горы пустыни и др.), которые препятствуют свободному скрещиванию между группами особей одного вида.

Такие относительно изолированные группы особей одного вида, длительно существующих на определенной территории, называются популяциями.

Внутри ареала условия неоднородны

Вид существует в форме популяций


ПОПУЛЯЦИЯ

Популяция – совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующих на определенной территории относительно обособленно от других совокупностей того же вида.

Популяция – это элементарная структура вида. Таким образом, вид состоит из популяций.

Популяции одного вида генетически неоднородны, т.к. из-за различных условий существования, естественному отбору подвергаются различные аллели генов, поэтому популяции одного вида различаются разными признаками.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель. Познакомить учащихся с возникновением и развитием эволюционных идей, эволюционным учением Ч. Дарвина.

Методы . Урок-лекция.

Ход урока

1. Объяснение

  • План лекции.
  • Термины
  • Аристотель и органическая эволюция
  • Карл Линней – провозвестник эволюционизма.
  • Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.
  • Эволюционное учение Ч. Дарвина

Вначале познакомимся с новыми терминами темы.

Креационизм – учение, согласно которому жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время.

Метафизическое мировоззрение – (греч. “физис” - природа; “мета” - над) – изначальная и абсолютная целесообразность, а поэтому постоянство и неизменность всей природы.

Трансформизм – учение о превращении одного вида в другой.

Эволюция – (лат. эвольво - развёртываю /эволютио/ - развёртывание) историческое изменение формы организации и поведения живых существ в ряду поколений.

Аристотель и органическая эволюция

Новый раздел биологии называется эволюционное учение, или дарвинизм, так как теория эволюции утвердилась в биологии благодаря работам выдающегося английского ученого Чарльза Дарвина. Однако сама идея эволюции стара как мир. Представлениями о возможности превращения (трансформации) одного вида в другой пронизаны мифы многих народов. Зачатки эволюционных представлений можно найти как в трудах мыслителей Древнего Востока, так и в высказываниях античных философов. 1000 лет до н. э. в Индии и Китае считали, что человек произошёл от обезьяны.

Как вы думаете почему?

Похожи и в Индии обезьяна - священнное животное и это даже почетно.

Древнегреческий мыслитель, философ, основоположник биологии, отец зоологии Аристотель (384–322 гг. до н.э.) сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанную на его наблюдениях над животными. При этом он исходил из метафизической концепции о стремлении природы от простого и несовершенного к более сложному и совершенному. Аристотель признавал эволюцию земных толщ, а в эволюцию живых организмов нет, хотя в своей “Лестнице природы” сгруппировал и расположил неживую материю и все живые организмы в определённом порядке от примитивных к более сложным, что наводило на мысль о родстве между живыми организмами.

Карл Линней – провозвестник эволюционизма.

Карл Линней – шведский учёный (1707-1778 гг.) – отец ботаники, король цветов, великий систематизатор Природы.

Предложил простую схему классификации животных и растений, лучшую из всех предыдущих.

а) Основной систематической единицей Линней считал вид (совокупность особей сходных по строению и дающих плодовитое потомство). Вид существует и не изменяется.

б) Все виды он объединил в роды, роды в отряды, отряды – в классы.

в) Линней отнес кита к классу млекопитающих, хотя в XVII веке считали кита рыбой.

г) Линней впервые в истории науки поставил человека первым в отряде приматов в классе млекопитающих, вместе с обезьянами и полуобезьянами на основании сходства между человеком и обезьяной.

Линней применил ясный, удобный принцип двойных названий.

До Линнея ученые давали растениям только названия родовые. Называли: дуб, клен, роза, сосна, крапива и т. д. Наука употребляла названия растений по родам, подобно тому, как это обычно делается в разговорном житейском языке, применительно к растениям и животным, чтобы обозначить вид, употребляли длинные описания признаков. Так, до Линнея шиповник назывался "Обыкновенная лесная роза с душистым розовым цветком".

Линней оставил родовые названия. Названия видов предложил давать словами (чаще всего прилагательными), обозначающими признаки данного растения или животного. Название растений или животных состояло теперь из 2-х слов: на первом месте стояло родовое название (существительное), на втором месте - видовое название (обычно прилагательное). Например, шиповник Линней назвал по-латыни Rosа canina L (Роза собачья). L означало имя автора, давшего название данному виду. В данном случае Линней.

Сама идея двойных названий была предложена Каспаром Баугином, т.е. за 100 лет до Линнея, но осуществил ее только Линней.

Линней создал науку ботанику на месте бывшего хаоса.

а) Провел огромную реформу в ботаническом языке. В книге "Основы ботаники" он приводит около 1000 ботанических терминов, понятно объяснив, где и как употреблять каждый из них. По сути дела, Линней изобрел, хотя и с учетом прежней терминологии, новый язык для естествознания.

б) Работал над вопросами биологии растений. Достаточно вспомнить "Календарь флоры",

"Часы флоры", "Сон растений". Первым предложил вести фенологические наблюдения для определения лучших сроков работ для сельскохозяйственных растений.

в) Написал несколько больших учебников и учебных руководств по ботанике.

Система Линнея вызвала громадный интерес к исследованию и описанию растений и животных. Благодаря этому, число известных видов растений увеличилось с 7000 до 10000 за несколько десятилетий. Сам Линней открыл и описал около 1,5 тысяч видов растений, около 2000 видов насекомых.

Линией пробудил интерес к изучению биологии. Многие знаменитые ученые, философы, писатели заинтересовались изучением природы благодаря знакомству, с произведениями К. Линнея. Гете говорил: "После Шекспира и Спинозы самое сильное впечатление имел на меня Линней".

Несмотря на то, что Карл Линней был креационистом, разработанная им система живой

природы была построена по принципу сходства, имела иерархическую структуру и наводила на мысль о родстве между близкими видами живых организмов. Анализируя эти факты, учёные приходили к выводу об изменяемости видов. Авторы этих представлений рассматривали изменение видов во времени как результат развёртывания (от лат. “эвольво” - развертываю) некого предварительного замысла Творца, заранее составленной программы в ходе исторического развития. Эта точка зрения получила название эволюционистской. Такие взгляды высказывали в 18 в. и в начале 19 в. Ж.Бюффон, В.Гёте, К.Бэр, Эразм Дарвин – дед Ч.Дарвина. Но ни один из них не предложил удовлетворительного пояснения, почему и как менялись виды.

Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

Первая целостная концепция эволюции была высказана французским естествоиспытателем Жаном Батистом Пьером Антуаном де Монье шевалье де Ламарком (1744-1829).

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю к законы ее движения, на этом прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам. Ламарк полагал, что наиболее примитивные и простые организмы возникают путем самозарождения, причем такое самозарождение многократно происходило в далеком прошлом, происходит в настоящее время и будет происходить в будущем. Организмы, по мнению Ламарка, могли возникнуть из неживой материи под действием света, тепла, электричества.

После своего появления примитивные живые организмы не остаются неизменными. Они изменяются под влиянием внешней среды, приспосабливаясь к ней. В результате такого изменения живые организмы с течением времени в длинном ряду последовательных поколений постепенно совершенствуются, становясь все более и более сложными и высокоорганизованными. Вследствие этого, чем больше времени проходит с момента появления путем самозарождения определенной формы, тем более совершенными и сложноорганизованными оказываются ее современные потомки. Наиболее примитивные современные живые организмы по его мнению, возникли совсем недавно и просто еще не успели в результате постепенного усложнения стать более совершенными и высокоорганизованными. Все эти изменения происходят в течение длительного промежутка времени, поэтому незаметны. Но увлеченный отрицанием постоянства видов, Ламарк начинает представлять живую природу как непрерывные ряды изменяющихся особей, виды считает воображаемой единицей классификации удобной для номенклатуры организмов, а в природе существуют только особи. Вид постоянно изменяется, а поэтому не существует – пишет он в “Философии зоологии” (1809 г.).Ступенчатый характер усложнения организация живых существ Ламарк назвал градацией. Ещё один новый термин.

Градация (лат. восхождение) – повышение организации живых существ от низшей ступени к высшей в процессе эволюции.

Движущие силы эволюции по Ламарку .

Внутреннее стремление к прогрессу , т. е. каждое живое существо обладает врожденным внутренним стремлением к усложнению и усовершенствованию своей организации, это свойство заложено в них от самого начала природы.

Влияние внешней среды , благодаря которому в пределах одной и той же ступени организации образуются различные виды, приспособленные к условиям жизни в окружающей среде.

Любое изменение во внешней среде вызывает у организмов только полезные изменения признаков, передающихся по наследству как врожденные свойства и только адекватные изменения , т. е. такие, которые соответствуют изменившимся условиям.

У растений, низших животных причиной непрерывного усложнения и усовершенствования является прямое воздействие внешней среды , вызывающие изменения, обеспечивающие более совершенное приспособление к этим условиям. Ламарк приводит такие примеры. Если весна была очень сухой, то луговые травы плохо растут; весна с чередованием теплых и дождливых дней вызывает буйный рост тех же трав. Попадая из естественных условий в сады, растения сильно изменяются: одни теряют шипы и колючки, у других изменяется форма стебля, деревянистый стебель растений жарких стран становится у нас травянистым в условиях умеренного климата.

На высших животных внешняя среда действует косвенным путем с участием нервной системы. Изменилась внешняя среда – и у животных появляются новые потребности. Если новые условия действуют длительно, то животные приобретают соответствующие привычки. При этом одни органы упражняются больше, другие меньше или совсем бездействуют. Орган, усиленно действующий, развивается сильнее, становится крепче, а орган, мало применяемый в течение длительного времени, постепенно атрофируется.

Образование плавательной перепонки между пальцами у водоплавающих птиц Ламарк объяснял растягиванием кожи; отсутствие ног у змей объясняется привычкой вытягивать тело при ползании по земле, не употребляя конечностей; длинные передние ноги у жирафа – постоянными усилиями животного дотянуться до листьев на деревьях.

Ж.Б. Ламарк допускал также, что стремление, желание животного ведет к усиленному притоку крови и других "флюидов" к той части тела, которой направлено это стремление, что вызывает усиленный рост данной части тела, передаваемый затем по наследству.

Ламарк первым применял термины "родство", "родственные связи" для обозначения единства происхождения живых существ.

Он совершенно правильно считал, что условия среды оказывают важное влияние на ход эволюционного процесса.

Ламарк был одним из первых, кто верно оценил значение времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на земле.

Представления Ламарка о разветвлении "лестницы существ", непрямолинейном характере эволюции подготовило почву для представления о "родословных древах", развитых в 60-х годах XIX в.

Ж.Б.Ламарк развивал гипотезу о естественном происхождении человека предполагал, что предками человека являлись обезьяны которые перешли к наземному образу жизни и хождению по земле от лазанья по деревьям. Эта группа (порода) в течение ряда поколений пользовалась для ходьбы задними конечностями и в конце концов из четверорукой стала двурукой. Если же эта порода перестала пользоваться челюстями для разрывания добычи, а стала пережевывать ее, это могло привести к уменьшению размеров челюсти. Такая наиболее развитая порода завладела на земле всеми удобными местами, вытеснив менее развитые породы. Особи этой господствовавшей породы постепенно накапливали представления об окружающем мире, у них появилась потребность в передаче этих представлений себе подобным, что привело к развитию различных жестов, а затем и речи. Ламарк указал на важную роль руки в становлении человека.

Он пытался объяснить происхождение домашних животных и культурных растений. Ламарк говорил, что предки домашних животных и культурных растений были взяты человеком из дикой природы, но домашнее содержание, перемена питания и скрещивание сделали эти формы неузнаваемыми по сравнению с дикими формами.

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

2. Ч.Дарвин о виде.

Вид существует и изменяется

Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину .

  • Наследственность.
  • Изменчивость.
  • Естественный отбор на основе борьбы за существование.

3. Задание на дом. Параграфы 41, 42 до стэ.

4. Закрепление.

  • Что думал Аристотель об эволюции живых организмов?
  • Почему Карла Линнея называют провозвестником эволюционизма?
  • Почему эволюционное учение Ж.Б. Ламарка не было признано современниками?
  • Что Вы знаете об эволюционном учении Ч.Дарвина?

Cлайд 1

Cлайд 2

История Изменение научных представлений о происхождении и развитии жизни на Земле Все живое единовременно создано некой Высшей Силой и не подвергается изменению (Креационизм) Жизнь зародилась давным-давно и, в результате естественных процессов, разделилась на огромное количество видов (Эволюционизм)

Cлайд 3

Развитие эволюционных представлений Разработал систематику живых организмов. Систематическое расположение видов дало возможность понять, что есть виды-родственники и виды, характеризующиеся далеким родством. Идея родства между видами – указание на их развитие во времени. Карл Линней (1707 - 1778)

Cлайд 4

Развитие эволюционных представлений Жан-Батист Ламарк (1774-1829) Автор первой эволюционной концепции. Он утверждал, что органы и системы органов животных и растений развиваются, либо деградируют в результате их упражнения или неупражнения. Слабым местом его теории было то, что благоприобретенные признаки на самом деле не могут передаваться по наследству:(

Cлайд 5

Развитие эволюционных представлений Автором первой стройной эволюционной концепции был Чарльз Дарвин, написавший по этому поводу книгу: «О происхождении видов путем естественного отбора или о сохранении благоприятственных пород в борьбе за жизнь» Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

Cлайд 6

Основная логика эволюционного учения Наследственность Изменчивость Способность организмов к неограниченному размножению Ограниченность условий среды Организмы отличаются друг от друга и могут передавать свои характерные особенности потомкам Борьба за существование Выживают наиболее приспособленные Естественный отбор

Cлайд 7

Естественный отбор В итоге: Живые системы приспосабливаются к условиям окружающей среды На планете Земля существует огромное количество видов живых организмов Могут сосуществовать высоко организованные виды и виды с более примитивным уровнем организации

Cлайд 8

Cлайд 9

Доказательства эволюции: Морфологические (сравнительно-анатомические) Гомологичные и аналогичные органы Атавизмы Рудименты


Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов.




Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку

Внешняя среда

Внутреннее

стремление

к совершенству

Упражнение или

неупражнение

органов

Высшие животные

1. Изменение условий среды.

2. Изменение потребностей.

3. Изменение действий.

4. Выработка новых привычек.

5. Упражнение одних органов в соответствии с новыми потребностями,

неупражнение других.

6. Изменение органов под влиянием продолжительного упражнения или

неупражнения (I закон Ламарка).

7. Наследственное закрепление возникших изменений под влиянием фактора времени (II закон Ламарка).


Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….

Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования .


Выводы

« Природа произвела все существующие виды животных последовательно, начиная с самых несовершенных или самых простых и кончая наиболее совершенными, постепенно усложняя их организацию. Когда эти животные распространились по всем обитаемым местам земного шара, каждый вид приобрёл под влиянием обстоятельств, в которых он оказался, те привычки и те изменения частей, какие мы у него наблюдаем». Ж.Б. Ламарк.


Задание №1. Допиши фразу

  • Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени ….
  • 6 градаций животных по Ламарку ….
  • Его классификацию можно считать естественной, так как ….
  • Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: ….
  • Как появилось многообразие видов по Ламарку?
  • В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку ….
  • Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?
  • Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было ….
  • Его гипотеза не была принята, не все признавали, что ….