Н.В. Гоголь "Заколдованное место": описание, герои, анализ произведения. « Заколдованное место Где горела свеча символизирующая клад заколдованное место

«Мёртвые души Гоголь» - Изображение жизни русских помещиков. Композиционное своеобразие поэмы. Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Изображение мира чиновников. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Все гоголевские помещики? характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся.

«Игра о Гоголе» - Не даёт ответа. («Мёртвые души» Ноздрёв). Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете? Из биографии Н.В.Гоголя. 2 команды Команду возглавляет капитан. Я знаю, тебе не золото нужно…» («Ну слушай. Историю средних веков. «Зимняя, ясная ночь наступила. К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

«Гоголь писатель» - В душе небо и рай! Содержание. Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Что за дни! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. Гравюра на стали Ф.И. Иордана 1857 г. с портрета Ф.А. Боллера 1841 г. Санкт-Петербург. Гоголь создал собственный неповторимый образ северной столицы. По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем.

«Писатель Николай Гоголь» - Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". Отец писателя. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается.

«Гоголь Николай Васильевич» - Во Святом Граде Гоголь проводит ночь в алтаре у Гроба Господня. Занимается изучением истории – украинской и всемирной. Премьера пьесы состоялась в Москве, в Малом театре. В доме – музее в Васильевке. Комната писателя. Гоголь готовится к паломничеству по святым местам. 1848 – Иерусалим. Посмертная маска Гоголя.

Наше краткое содержание «Заколдованного места» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ произведения есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» . На нашем сайте вы может прочесть полный текст этой повести , а также полный текст сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , в который она входит

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!

Повестью «Заколдованное место» (четвёртой ), заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 - 1830 гг.

В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит. В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический - это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Главные герои

Дед Максим

Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Заключение

Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём - призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.

"Заколдованное место" уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.

« Заколдованное место».

(Комическое и трагическое в повести)

Цель: Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. Развитие культуры речи , обогащение лексики.

Оборудование: портрет, иллюстрации М. Клодта.

Записи на доске.

Гипербола-образное выражение содержащее преувеличение размера силы

Гротеск - изображение чего - либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

I. На прошлом уроке мы обращались к словарю, составленному. Вернемся к некоторым из них.

(На доске группы слов). Нужно найти «лишнее» и обосновать ответ.(Это было домашнее задание)

1. Галушка, кухоль, сировец.

2. Цыбуля, кавул, дерн.

3. Гумно, левада, курень

4. Сопилка, рожок, жупан.

(Обоснование идет через текст)

Как вы думаете, почему Гоголь использовал так много малороссийских слов? (Они помогают передать жизнь, лексику жителей МалоРоссии, любовь к местным обычаям.

II. Беседа по содержанию повести:

Кто является рассказчиком в повести?

По каким приметам узнаем, что история, поведанная дьячком, случилась в прошлом?

Чем запомнился рассказчику дед?

\ Дед был интересный, общительный, гостей любил, танцевал хорошо, веселый, говорливый, любил послушать байки от проезжих.

Что в воспоминаниях выглядит как реальное событие, а что как фантастическая история?

\ Описание жизни деда – это реальное, а фрагменты о поисках клада-фантастика.

Сколько раз попадал дед на « загадочное место»? Что случилось в первый и во второй раз? Почему это место так притягивало?

\ (Дед попадал три раза)

Пересказ 1,2 ученика, фрагментов повести

Ребята, есть много легенд и быличек, родственных сюжету « Заколдованного места». Вот послушайте одну из них (Подготовленный ученик пересказывает « Золотую курушку»)

III. Выразительное чтение фрагмента « Третья ночь поиска клада»)стр. 158-161).

Что общего у фрагмента и былички?

Как использовал Гоголь в фрагменте гиперболу и гротеск?

В какой момент Гоголь возвращает нас к реальности и мы начинаем смеяться над кладоискателем((Ему достался котел с мусором вместо клада).

Подводим итоги урока.

Викторина-игра по содержанию

1. Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих)

2. Что случилось однажды, как он пошел плясать?(На одном месте руки-ноги слушаться отказывались).

3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад).

4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах заступом по « Заколдованному месту» , где не плясалось).

5. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз - не арбуз, тыква - не тыква, черт знает что такое!»)