бажова «каменный цветок». Тест по произведению п.п. бажова «каменный цветок» Тест по сказке каменный цветок

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Литературная игра по сказу П.Бажова "Каменный цветок" для 3 класса

Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 г.о. Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения. В игре принимает участие две команды учащихся. За правильный ответ команда получает 1 жетон. После окончания игры определяется победитель - обладатель большего количества жетонов.
Цель: Организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Каменный цветок».
Задачи:
- прививать любовь и интерес к творчеству П.Бажова;
- развивать мышление, внимание, память;
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению;
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы;
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
В змеиный праздник набирает силу
Цветок из камня, что в горе растет.
И если смертный чудо то найдет-
Покажется свет белый враз немилым…»

Так травница шептала сиротинке,
Леча его отваром чабреца.
Гора виднелась с ветхого крыльца,
Вела к ней чуть заметная тропинка…

Уж зажили рубцы от порки жёсткой,
За недосмотр Данилы– пастуха.
Чуть не довел приказчик до греха,
Худое тельце истязая хлестко…

По малахиту мастер жил в селенье -
Послушен камень был в его руках.
Старел Прокопьич, да не мог никак
Мальчишку себе выбрать в подмастерье.

Не отличался мастер добрым нравом-
Парнишкам часто уши надирал.
Но дрогнула душа, как увидал
Глаз меткий в этом мальчике курчавом.

Старик Даниле стал отцом родимым -
Парнишка вырос, опыт перенял.
Все у станка точильного стоял-
Желанием горел неутомимым.

Хотелось юноше всего сильнее
На чаше выточить живой цветок.
Опять был передвинут свадьбы срок,
Катюша становилась все грустнее...

Рука смела, в ней силушка играет,
Плывет по чаше тоненький листок,
Каемкою резною черенок -
Данила же по лесу всё блуждает.

Все травы к чаше мастер примеряет-
Багульник скромный, да дурман – трава…

Мелькнула в дымке ящерка резва -
Горы хозяйка в гости зазывает.

Не удержало юношу поверье -
Спустился он в змеиную гору.
Как очутился снова на бугру
Не помнил.Завладело им затменье.

Несбыточны мечты невесты дивной -
Данил навеки потерял покой.
И проклятой змеиною тропой
Был в лоно уведен скалы массивной.

Тропинка, что вела к горе змеиной,
Уж поросла колючею травой.
Погиб Данилушка, или живой?
Еще одной он жертвой стал невинной.

Первое задание "Викторина"


1.Кто был Первым мастером по каменному делу?
(Прокопьич)


2.Как обращался Прокопьич с учениками?
(Насадит шишек по всей голове, уши чуть не обрвет)
3.Сколько было лет Даниле Недокормышу, когда его поставили в ученики к Прокопьичу?
(12 или более)
4.Как называли Данилку люди?
(Блаженный, какой-то, Тихоход)
5.Как вел себя Данилка на работе?
(Все будто думает о чем –то. Уставится глазами на травинку)


6.Чему все же Данилка научился?
(Играть на рожке)


7.За что женщины стали привечать Данилку?
(За песенки, которые он наигрывал на рожке)
8.Кто поставил Данилку на ноги после наказания?
(бабушка Вихориха)
9.О чем рассказывала бабушка Данилушке?
(О травах, цветах)
10.Как называла Вихориха цветок, который на Иванов день цветет?
(Колдовской, им клады открывают. Папора)


11.Как назывался воровской цветок?
(Бегучий огонек)
12.Какой цветок полную силу имеет на змеиный праздник?
(Каменный)
13.Почему Данилушка припал к сердцу Прокопьичу?
Он ему понравился своей смелостью и умением разглядеть камень)


14.Как относился Прокопьич к Данилушке?
(Как к сыну)
15.Как сумел Данилушка показать умение приказчику, если Прокопьич его не учил?
(Данилушка все примечал и внимательно слушал рассказы Прокопьича. Так и научился)
16.Что не давало покоя Даниле?
(Охота была сделать чашу так, чтобы камень полную силу имел)


17.Зачем Прокопьич хотел быстрее женить Данилу?
(Чтобы лишняя дурь из головы вылетела, как семьей обзаведется)
18. Как звали невесту Данилы?
(Катерина Летемина)


19.От кого Данила узнал о Хозяйке Медной горы?
(От ветхого старичонка)


20.Где нашел камень для своей работы Данила?
(У Змеиной горки)
21.Как выглядел сад Хозяйки Медной горы?
(Там все было из камня: деревья, травы)


22.После чего пропал Данила?
(После встречи с Хозяйкой Медной горы)


Подведение итогов
Второе задание "Определения". Дайте определение толкованию.


Вожгались (Трудились)
Пониточек (Верхняя одежда из домашнего сукна)
Онучи (Куски полотна для обертывания ног)


Запончик (Фартук)
Околтать (Обтесать)
Фасочку снять (Обточить грань)
Зарукавье (Браслет)


Подведение итогов
Задание третье "Поставь по порядку" Нужно поставить отрывки сказа по порядку.


1.Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан - кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает.
2.Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты... Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.
3.Данилушко разулся, котомку свою под голову, понитком закрылся, поежился маленько, - вишь, холодно в избе-то было по осеннему времени, - все-таки вскорости уснул. Прокопьич тоже лег, а уснуть не мог: все у него разговор о малахитовом узоре из головы нейдет. Ворочался-ворочался, встал, зажег свечку да и к станку - давай эту малахитову досочку так и сяк примерять. Одну кромку закроет, другую... прибавит поле, убавит. Так поставит, другой стороной повернет, и все выходит, что парнишка лучше узор понял.
4.С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на поляне в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. Людей в ту пору в лесу и на покосах много. Спрашивают Данилушку - не потерял ли чего? Он улыбнется этак невесело да и скажет:
- Потерять не потерял, а найти не могу. Ну, которые и запоговаривали:
- Неладно с парнем.
5.Только был тут старичок один. Он еще Прокопьича и тех - других-то мастеров - учил. Все его дедушком звали. Вовсе ветхий старичоночко, а тоже этот разговор понял да и говорит Данилушке:
- Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера...
6."Уходится парень, забудет. Женить его надо. Вот что! Лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется".
7.Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять оказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.
8.Сказала и поднялась. Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Глядит Данилушко, а стен никаких нет. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками.
(Ответы:2,1, 3,4,6,5,8,7)
Подведение итогов

2. сказка,

3. рассказ из жизни.

1. по камню;

2. по мрамору;

3. по малахиту;

4. по железу.

Кто такой Прокопьич:

1. приказчик;

2. мастер по малахиту;

3. мастер по мрамору;

4. дедушка по прозвищу Слышко, который пас коров с Данилушкой;

5. местный палач.

1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,

2. был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;

3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;

1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;

2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;

3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.

1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».

2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».

3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».

1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,

2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.

3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.

4. Ничем не выделяющийся среди других людей.

1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;

2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,

3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.

1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;

2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,

3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.

1. бабушка Вихориха;

2. приказчик господ;

3. приказчик царя.

1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;

2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;

3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;

4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.

Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,

1. от мастеров по каменному делу;

2. от Прокопьича,

3. от бабушки-травницы Вихорихи.

1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;

2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;

3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.П. БАЖОВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК».

К какому жанру относится «Каменный цветок»? Это:

  1. сказ,
  2. сказка,
  3. рассказ из жизни.

По какому материалу среди главных героев были матера в сказе Бажова «Каменный цветок»:

  1. по камню;
  2. по мрамору;
  3. по малахиту;
  4. по железу.

Кто такой Прокопьич:

  1. приказчик;
  2. мастер по малахиту;
  3. мастер по мрамору;
  4. дедушка по прозвищу Слышко, который пас коров с Данилушкой;
  5. местный палач.

Что нам известно о Прокопьиче на время рассказа:

  1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,
  2. был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;
  3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;

Что нам известно о прошлом Данилушки:

  1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;
  2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;
  3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.

Как о Данилушке отзывались люди:

  1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».
  2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».
  3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».
  1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,
  2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.
  3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.
  4. Ничем не выделяющийся среди других людей.

Чем занимался Данилушка до того, как оказался у Прокопьича:

  1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;
  2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,
  3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.

Какие обстоятельства привели Данилушку к Прокопьичу:

  1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;
  2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,
  3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.

Кто именно привел Данилушку к Прокопьичу:

  1. бабушка Вихориха;
  2. приказчик господ;
  3. приказчик царя.

Зачем приказчик привел Данилушку к Прокопьичу:

  1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;
  2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;
  3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;
  4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.

Что было при первой встрече Прокопьича и Данилушки?

Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,

От кого Данилушка впервые услышал о каменном цветке?

  1. от мастеров по каменному делу;
  2. от Прокопьича,
  3. от бабушки-травницы Вихорихи.

Каким особенным свойством обладал каменный цветок?

  1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;
  2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;
  3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.

П.П. Бажов - уникальный писатель. Ведь известность пришла к нему на закате жизни, в возрасте шестидесяти лет. 1939 годом датируется его сборник «Малахитовая шкатулка». Признание Павлу Петровичу Бажову принесла уникальная авторская обработка уральских сказов. Данная статья представляет собой попытку написать для одного из них краткое содержание. «Каменный цветок» - сказ о взрослении и профессиональном становлении феноменального мастера по обработке самоцветов Данилы.

Уникальность писательского стиля Бажова

Павел Бажов, создавая этот шедевр, словно расплел по ниточке народный фольклор Урала, досконально его изучив, и сплел заново, соединив в нем стройность мастерского литературного изложения и самобытность колоритных диалектов удивительного края - каменного пояса, опоясывающего Россию.

Стройность структуры сказа подчеркивает его краткое содержание - «Каменный цветок» скомпонован автором идеально. В нем нет ничего лишнего, искусственно затягивающего протекание сюжета. Но вместе с тем, в нем удивительно полно ощущается исконный говор людей, населяющих эту землю. Авторский язык изложения Павла Петровича является его творческой находкой. Чем же достигается напевность и неповторимость писательского стиля Бажова? Во-первых, чаще всего он употребляет диалектизмы в уменьшительно-ласкательной форме («парнишка», «махонька», «старичонко»). Во-вторых, он ипользует в речи сугубо уральские словообразовательные диалектизмы («палец-от», «вот-де»). В-третьих, писатель не скупится на применение пословиц и поговорок.

Пастушок - Данилка Недокормыш

В данной статье, посвященной наиболее знаковому бажовскому сказу, мы предлагаем ваниманию читателей его краткое содержание. «Каменный цветок» знакомит нас с лучшим в деле обработки малахита пожилым мастером Прокопьичем, подыскивающим себе преемника. Один за одним отсылает он назад мальчишек, присланных ему барином «в науку», пока не появляется двенадцатилетний, «высоконький в ногах», кудрявенький, худенький, голубоглазый «парнишечко» Данилка Недокормыш. У того не оказалось способностей стать дворцовой прислугой, не мог он «вьюном виться» вокруг хозяина. Зато мог «день простоять» у картины, да был «тихоходом». Он был способен к творчеству, как свидетельствует краткое содержание. «Каменный цветок» повествует, что, работая пастухом, подросток «играть на рожке знатно научился!» В мелодии его угадывался и шум ручья, и голоса птичек…

Жестокое наказание. Лечение у Вихорихи

Да за игрой однажды не уследил он за «коровенками». Пас он их «у Ельничной», где было «самое волчье место», да и недосчитались несколько буренок. В наказание застегал его господский палач, озверевший от молчания Данилки под плетьми, до потери сознания, да бабушка Вихориха его выходила. Добрая бабушка знала все травы, и если бы дольше бы у нее был Данилушка, стал бы он, может быть, травником, и по другому написал бы Бажов П.П. «Каменный цветок».

Завязка сюжета происходит именно во время рассказа старухи Вихорихи. В ее монологе просматривается авторский вымысел самобытного уральского писателя. А рассказывает она Даниле, что кроме открытых цветущих растений есть еще и закрытые, тайные, колдовские: воровской в Иванов день, открывающий запоры его увидевшему, да каменный цветок, расцветающий у малахитовой скалы на змеиный праздник. И тот человек, кто второй цветок увидит, несчастным станет. Очевидно тогда - мечта увидеть эту неземную красоту из камня обуяла парня.

На учебу - к Прокопьичу

Заметил приказчик, что стал Данила прохаживаться, и хотя слабоват он еще был, отдал его в учебу Прокопьичу. Тот взглянул на исхудавшего с недуга парня да и пошел к помещику - просить, чтобы забрали. Крут был Прокопьич в своих науках, мог и леща доброго за нерадивость врезать ученику-неумехе. У мастеров это действительно тогда было в практике, и Бажов П.П. («Каменный цветок») просто описал, как было… Но помещик был непоколебимым. Учить… Вернулся ни с чем Прокопьич в свою мастерскую, глядь, а Данилка уже там и, согнувшись, не мигая, рассматривает кусок малахита, который он начал обрабатывать. Мастер удивился и спросил, что тот заметил. А Данилка ему отвечает, что неправильно сделан зарез: для того, чтобы обнажить уникальный узор этого камня, следовало бы начинать обработку с другой стороны… Расшумелся мастер, возмущаться стал в адрес выскочки, «сопляка»… Но это - лишь внешне, а сам-то подумал: «Так, так… Будет из тебя толк, парень…» Проснулся мастер посреди ночи, сколол малахит, где мальчонка сказал, - красота неземная… Подивился немало: «Ну и глазастый же!».

Забота Прокопьича о Данилке

О том, что полюбил сироту горемычную Прокопьич, за сына его принял, рассказывает нам сказка «Каменный цветок». Краткое содержание ее нам повествует, что не стал он сразу к ремеслу его приучать. Не по силам был Недокормышу тяжелый труд, а химикаты, используемые в «каменном ремесле», вполне могли подкосить его небогатырское здоровье. Дал время набрать силу, направил работу по дому делать, подкормил, приодел…

Однажды приказчик (о таких на Руси говорят - «крапивное семя») увидал Данилку, которого добрый мастер отпустил на пруд. Заметил приказчик, что окреп парень, что в новой одежде… Возникли у него вопросы… Не обманывает ли его мастер, взяв Данилку за сына? А как же - обучение ремеслу? Когда же выгода от его работы будет? И пошел он с Данилкой в мастерскую и вопросы стал задавать толковые: и по инструменту, и по материалам, и по обработке. Прокопьич обомлел… Ведь он не учил паренька вообще…

Приказчик удивляется умению парня

Однако краткое содержание рассказа «Каменный цветок» нам повествует, что ответил на все Данилка, все рассказал, все показал… Когда же ушел приказчик, онемевший до этого Прокопьич спросил Данилку: «Откуда же ты все это знаешь?» «Примечал», - отвечает ему «парнишечко». Даже слезы выступили на глазах растроганного старика, подумал: «Всему научу, ничего не скрою…» Однако с тех пор приказчик стал нести Данилке работу по малахиту: шкатулочки, бляшки всякие. Затем - резьбовые вещи: «подсвечнички», «листочки да лепесточки» всякие… А как изготовил парень ему змейку из малахита, известил приказчик барина: «Мастер у нас появился!»

Барин ценит мастеровых людей

Барин решил экзамен устроить Данилке. Во-первых, приказал, чтобы Прокопьич ему не пособлял. И написал своему приказчику: «Предоставь ему мастерскую со станком, но мастером его признаю, если чашу он мне выточит…» Даже Прокопьич такого не умел делать… Слыхано ли дело… Данилко долго думал: с чего начать. Однако приказчик не унимается, выслужиться перед помещиком желает, - рассказывает очень краткое содержание «Каменный цветок». А Данилка не стал таить свой талант, да и сделал чашу, словно живую... Жадный приказчик заставил Данилку сделать целых три таких изделия. Он понял, что Данилка может стать «золотой жилой», и впредь не собирался его щадить, замучил бы совсем работой. Да только барин умным оказался.

Он, проверив парня на мастерство, решил ему создать условия получше, чтобы работалось ему интересней. Оброком небольшим обложил, вернул к Прокопьичу (вдвоем сподручней творить). А еще прислал сложный чертеж хитромудрой чаши. И, не определив срока, приказал ее сделать (хоть пять лет пусть думают).

Путь мастера

Непривычна и самобытна сказка «Каменный цветок». Краткое содержание бажовского произведения, говоря восточным языком, это - путь мастера. Чем же отличается мастер от ремесленника? Ремесленник видит чертеж и умеет его воспроизводить в материале. А мастер понимает и представляет красоту, а затем воспроизводит ее. Вот и Данилка критически посмотрел на ту чашу: трудности много, а красоты - мало. Он спросил у приказчика разрешения по-своему сделать. Тот задумался, ведь барин просил точную копию... А потом ответил Данилке, чтобы тот сделал две чаши: копию и свою.

Вечеринка по поводу изготовления чаши барину

Сделал он сначала цветок по чертежу: все точно, выверено. По этому поводу и гулянку дома сделали. Пришла невеста Данилина, Катя Латемина, со своими родителями да мастера по камню. Смотрят, одобряют чашу. Если рассудить сказку на этом этапе ее повествования, то вроде бы все сложилось у Данилки и с профессией, и с личной жизнью… Однако краткое содержание книги «Каменный цветок» - как раз не о самоуспокоенности, а о высоком профессионализме, ищущем все новые пути выражения таланта.

Данилке не по сердцу такая работа, хочет он, чтобы листочки и цветы на чаше были словно живыми. С этой мыслью между работой он в полях пропадал, присматривался и, присмотревшись, замыслил свою чашу как куст дурмана делать. Зачах он от таких мыслей. И когда гости за столом услышали его слова о красоте камня, Данилку прервал старый-старый дедушка, в прошлом - горный мастер, учивший еще Прокопьича. Сказал он Данилке, чтоб тот не дурил, работал попроще, а то ведь и попасть можно в горные мастера Хозяйки Медной горы. Работают те на нее и творят вещи необычайной красоты.

Когда же Данилка спросил, чем же они, эти мастера, особенные, дедушка ответил, что они цветок каменный увидали и красоту уразумели… Запали речи сии в сердце парню.

Дурман-чаша

Женитьбу он отложил, потому что стал размышлять над чашей второй, задуманной в манере, имитирующей дурман-траву. Любящая невеста Катерина плакать стала…

Какое краткое содержание «Каменного цветка»? Пожалуй, оно заключается в том, что неисповедимы пути высокого творчества. Вот Данилка, например, черпал мотивы своих поделок в природе. Бродил по лесам да лугам и находил то, что его вдохновляло, спускался в медный рудник в Гумешках. А искал он обломок малахита, годящийся для изготовления чаши.

И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте - у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то.

Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально подходил для этот - и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид - природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» - думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил - жениться!

Встреча с Хозяйкой Медной горы

Уж наметили и свадьбу - в конце сентября, под В тот день змеи собираются на зимовку… Только решился Данилко пойти к Змеиной горке, чтоб увидеть Хозяйку Медной Горы. Только она могла помочь дурман-чашу осилить. Встреча произошла...

Первой заговорила эта сказочная женщина. Знать, уважала она этого мастера. Спросила, не вышла ли дурман-чаша? Парень подтвердил. Тогда она посоветовала ему - далее продолжать дерзать, творить что-то другое. Со своей стороны пообещала помощь: находить он будет камень по своим мыслям.

Но Данила стал просить показать ему каменный цветок. Отговаривала его Хозяйка Горы Медной, объясняла, что, хотя она никого не держит, но увидевший его к ней воротится. Однако мастер настаивал. И повела она его в свой каменный сад, где и листья, и цветы - все из камня. Привела она Данилу к кусту, где росли чудные колокольцы.

Попросил тогда мастер Хозяйку дать ему камень на изготовление таких колокольцев, однако женщина отказала ему, сказав, что поступила бы так, если бы сам Данила их придумал… Произнесла она это, и оказался мастер на прежнем месте - на Змеиной горке.

Затем пошел Данила к своей невесте на вечеринку, да не развеселился. Проводив Катю домой, он вернулся к Прокопьичу. А ночью, когда наставник спал, парень разбил свою дурман-чашу, плюнул в чашу господскую, да и ушел. Куда - неведомо. Одни говорили, что с ума сошел, другие - что пошел к Хозяйке Медной горы горным мастером работать.

На этой недомолвке и заканчивается повесть Бажова «Каменный цветок». Это - не просто недосказание, а своеобразный «мостик» к следующему сказу.

Вывод

Сказ Бажова «Каменный цветок» - глубоко народное произведение. Оно воспевает красоту и богатство уральской земли. Со знанием и любовью пишет Бажов о быте уральцев, их освоении недр родной земли. Созданный писателем образ Данилы-мастера стал широко известным и символичным. История о Хозяйке Медной горы нашла свое продолжение в дальнейших произведениях автора.

Главный герой сказки «Каменный цветок» — мастер каменных дел по имени Данила. Был он сирота. Поначалу его определили на службу в господский дом, выполнять разные поручения. Но Данила отличался задумчивостью и мечтательностью и не подходил на роль расторопного слуги. Тогда его отправили пасти коров. И на этой работе он часто задумывался и много времени проводил в наблюдениях за природой. Ему нравилась естественная красота природных созданий, и Данила часами мог рассматривать букашку, ползущую по зеленому листику.

Однажды он увлекся наблюдениями и несколько коров из стада потерялись и были съедены волками. Данилу сурово наказали и отдали в обучение к малахитных дел мастеру Прокопьичу, который отличался суровым нравом и был очень придирчив к ученикам. Но строгому Прокопьичу наблюдательный Данила пришелся по душе и вскоре стал дорог старику, как родной сын. У паренька оказалось природное чувство камня. Он понимал, как надо обрабатывать камень, чтобы полноценно раскрыть его природную красоту.

Слухи о молодом талантливом мастере дошли до барина, и Даниле стали поручать изготовление сложных изделий из малахита. Однажды ему передали чертеж оригинальной вазы и разрешили работать над ней неограниченное количество времени. Данила занялся этой работой, но она его не радовала. Ваза получилась красивой, но не выглядела, как живая.

Тогда он задумал сделать свою вазу, в форме цветка, которая должна была выглядеть как живой цветок. Даниле хотелось показать всю природную красоту камня. От одного старого мастера он услышал историю о каменном цветке, который есть у Хозяйки Медной горы. Кто этот цветок увидит, сам научится делать изделия из камня, выглядевшие как живые. И очень захотелось Даниле посмотреть на этот чудный цветок.

Однажды в поисках камня для своей вазы он бродил по руднику и услышал женский голос, который посоветовал ему искать нужный камень у Змеиной горки. Там он действительно нашел нужный камень и принялся за работу. Сначала работа над новой вазой шла успешно, но вскоре застопорилась. Верхняя часть цветка никак не получалась. Данила даже решил отложить свадьбу со своей невестой Катей, настолько он был увлечен своей работой. Неудачи с изготовлением вазы-цветка разжигали в нем желание увидеть таинственный каменный цветок, и Данила вновь отправился к Змеиной горке. Там ему и показалась Хозяйка Медной горы. Услышав о том, что его задумка с вазой не вышла, она предложила взять другой камень, но все равно придумывать вазу самостоятельно. Но Данила непременно хотел увидеть ее чудесный каменный цветок. Хозяйка Медной горы предупредила Данилу, что в этом случае он не захочет жить и работать среди людей и вернется к ней, в Медную гору. Но Данила настоял на своем, и сумел увидеть чудесный каменный цветок.

Домой он вернулся радостным, и даже сообщил невесте, что скоро состоится свадьба. Однако вскоре Данила загрустил и однажды вечером он достал свою вазу, которая никак не получалась, и разбил ее. После этого он вышел из дома и больше его никто не видел. А люди сказали, что Хозяйка Медной горы забрала его к себе, в мастера.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Каменный цветок» состоит в том, что человек всего должен добиваться сам, своим собственным разумом. И не стоит искать легких решений и чудесных умений, подаренных кем-то со стороны. Данила не захотел добиться поставленной цели без посторонней помощи, он решил овладеть высшим искусством обработки камня с помощью чудесного каменного цветка. И он поплатился за свое желание добровольным заточением у Хозяйки Медной горы. Сказка учит упорно добиваться поставленной цели своими силами.

В сказке мне понравился мастер Прокопьич. Он был очень суровым человеком, но, сумев разглядеть в Даниле искру таланта, отнесся к нему по-доброму и всячески способствовал развитию Данилы, как опытного мастера каменных дел.

Какие пословицы подходят к сказке «Каменный цветок»?

У всякого свое уменье.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Неторопливая работа указывает на искусного мастера.