Характеристика остапа, старшего сына тараса бульбы. Образ и характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба» Гоголя с цитатами Характеристика остапа из рассказа тарас бульба

Остап: характеристика, описание, мое впечатление

В повести «Тарас Бульба» много замечательных героев, которые представляют собой галерею подлинно национальных характеров. Эти образы отражают моральный облик народа, его традиции и нравы. Героизм, самоотверженность, патриотизм – все это было присуще доблестным воинам, защищавшим нашу страну. С другой стороны, Тарас, Андрей и Остап изображены очень реалистично, у них есть вполне обыкновенные, человеческие чувства, которые есть у каждого из нас независимо от того, в каких исторических эпохах мы живем. Но из всех персонажей повести «Тарас Бульба» больше всего мне запомнился мой любимый герой Остап. На мой взгляд, он самый смелый и мужественный из всех тех, кого описал Гоголь. Именно поэтому я выбрал тему: Образ Остапа в произведении «Тарас Бульба».

Остап – это старший сын Тараса Бульбы. Характером он пошел в отца: такой же бравый воин, доблестный и бесстрашный. Когда они с Андрием вернулись домой, он первым долгом сразился с Тарасом, так как тот хотел проверить, чему его дети научились. Остап, упрямец и гордец, не простил обиды и постоял за свою честь, хоть и задетую в шутку. После этого братья по приказу отца должны были отправиться на военные сборы. Герой скучал по матери, хотел отдохнуть, но, тем не менее, без колебаний поехал. Значит, он свято чтит авторитет старших. Горячность нрава не мешает ему следовать советам и подчиняться приказам.

В войне с поляками Остап проявил себя, как настоящий мужчина. Он храбро сражался и не жалел себя. В бою он был ловок и силен. Хотя войско поляков превосходило войско Тараса, соплеменники Бульбы вели себя героически и жертвовали собой, в отличие от врагов. Эти люди дрались не на жизнь, а на смерть за счет того, что они защищали свою землю и мстили за набеги, унесшие жизни их матерей и сестер. То есть, Остап не был жесток и кровожаден по природе своей. Он стал таким, чтобы постоять за свою родину, чтобы отомстить за гибель матери.

Когда герой узнал, что стало с Андрием, он воспринял эту весть хладнокровно. Он не стал защищать брата, хотя любил его. Остап понимал, что тот сделал свой выбор, не нужно ему мешать. С этих пор они уже не братья, а враги, и каждый должен делать, то, что должен, и будь, что будет. Такое отношение к предательству брата характеризует Остапа, как человека, верного своим принципам. Он не поступился ими даже ради члена семьи. То есть, перед нами исключительно сильный герой, для которого долг перед родиной превыше всего, даже родственных чувств.

Самая жуткая и великая сцена в повести – смерть Остапа. Именно во время казни он показал всю мощь своего характера, всю силу своей воли. Он не позволил «ляхам» насладиться смертью героя, увидеть его боль. Герой не проронил ни звука, и уж тем более не просил пощады. Это и есть самый главный подвиг Остапа. Единственный крик, обращенный им в никуда, это последнее слово отцу, своему единственному родному человеку. И тот его услышал. Такая отрада значила для Остапа больше, чем стенания матери или слезы невесты. Он услышал, как отец, тот, на кого он ровнялся, одобряет, любит и поддерживает его в последнюю минуту. Кроме того, отклик означал, что Тарас еще жив, и дело их не умерло. Родина не останется без отмщения, пока хоть один из этих бравых молодцов остался в живых.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Остап — один из главных героев повести «Тарас Бульба», сын Тараса, молодой казак 22 лет. Он — продолжение отца: мужествен, отважен, превыше всего ставит честь, долг, верность Отечеству и товарищам.

Мы знакомимся с Остапом в момент его возвращения из бурсы домой. Образование Остап получил только усилиями отца: не интересовали героя науки, ему хотелось на волю, в Сечь, в битву — лишь угроза Тараса, что «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам» заставила хлопца сесть за книги.

Зато товарищи высоко ценили Остапа: они знали, что в любой ситуации он не предаст, не выдаст, лучше пожертвует собой, чем спрячется за другого: «никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

По приезде домой Остап сразу проявляет характер: на насмешки отца отвечает задиристо и грозит поколотить старого полковника. Что и делает тут же — на радость Тараса, ведь именно такими — независимыми, гордыми, смелыми — хотел бы видеть Бульба своих сыновей.

Остап охотно идёт в Сечь, потому как это и есть мечта и смысл его жизни — судьба, посвящённая битве за свободу, за Отечество. Его не волнуют женщины, в нём нет романтики и сомнений: Остап, как и Тарас, словно вырублен из цельной глыбы мрамора и заранее знает ответы на все вопросы, знает истинную цену вещей.

В сечи Остап проявляет себя достойно: он, несмотря на спокойный и несколько замкнутый нрав, предаётся гульбе, соревнуется с другими казаками в стрельбе, переплывает против течения Днепр, способен выстоять один против шестерых.

Когда Тарас поднимает казаков на войну, Остап проявляет себя как настоящий воин: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он с хладнокровием, не свойственным возрасту, просчитывает опасность и возможности боя, иногда уходит от опасности, но только для того, чтобы обязательно преодолеть её. «О, да этот будет со временем добрый полковник!» — говорит о нём Тарас.

Но не суждено Остапу стать полковником. В бою под Дубно он попадает в плен, а затем жестоко казнён поляками. Казнь — момент, когда характер героя раскрывается во всей полноте: «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…»

Характеристика героя

("Остап перед казнью" иллюстрация Е. Кибрик )

Остап — продолжение Тараса. Кажется, в нём все качества старого полковника развились ещё более. Остап обладает невероятным мужеством, хладнокровием, умён, отважен, главное в его жизни — служение Отечеству и верность товарищам.

Это цельная, без противоречий и исканий натура. Потому немного слов говорится об Остапе в повести: он отлично воюет и поступает всегда правильно. Современному читателю он кажется даже неинтересным, «неживым» — из разряда фантастических героев, походить на которых невозможно.

Но всё изменяется в конце повести, когда в страшных муках Остап умирает. Стойко, без единого стона снеся самые страшные муки, перед концом герой слабеет, потому что хочется ему перед смертью увидеть родное лицо…

«Батько! где ты? слышишь ли ты все это?» — крикнул Остап в толпу «в душевной немощи». Этот миг и этот зов так похож на моление Иисуса в Гефсиманском саду, когда он в человеческом своём естестве просит Отца: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня…»

И там, и там жертвует отец своим сыном ради жизни, ради высокой цели.

Образ героя в произведении

В образе Остапа Гоголь изображает идеал мужчины-воина, защитника, на котором держится мир. Он будто показывает нам, каков должен быть хозяин земли, человек, способный и к борьбе, и к руководству, обустройству.

Слишком «правильный» и не очень жизненный в начале, Остап уходит от нас живым героем — способным чувствовать боль, страх, любовь. Значит — таким можно быть. А Гоголь считает, что и должно быть.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

Встреча семейства Бульбы

Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

Личность юного Остапа

Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

Cherchez la femme

Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

Ученье в бою

Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

Разум и страсть

Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Предательство Андрия

Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

Смерть сыновей

Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

Повесть "Тарас Бульба" Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков, их культура и правила жизни. Очень красиво Николай Гоголь описывает Запорожскую сечь, которая является Родиной зарождения казачества.Главным героем является, безусловно, Тарас Бульба. Взрослый и сформированный казак, живущий по чести и справедливости. Он имел двух сыновей: Остапа и Андрия.

Остап - старший сын, был настоящим ценителем православной веры, а также и казачьих устоев жизни. Он не обладал столь большим талантом в учёбе как его младший брат. Ему было сложнее познавать науки, тем не менее он был очень упорным учеником, что позволяло ему подавать пример. Остап хотел стать настоящим бойцом, храбрым воином.

В Запорожской сечи он сразу же стал видным казаком, так как в первый же день принял правила среди других казаков. Запорожская сечь была его мечтой. Он тренировался как бравый воин, его будущее будет храбрым, он станет настоящим казаком. Но вновь сложные времена надвигаются на казаков, вновь ляхи вынуждают дать им бой. В боях с ляхами он был стремительным и неповоротливым, всегда шёл до самого конца. Однажды его окружило 6 человек, долго сопротивляясь, он всё же не смог противостоять. Они его взяли в плен.

Пленных требовалось казнить на площади, на глазах собранной толпы народа. Их били, когда они были связаны, до тех пор, пока они не погибали. Остапу довелось быть первым в тот день, он сказал незнакомцам в толпе и своим товарищам, что нельзя, чтобы слышали как страдает казак, нельзя не проронить ни крика боли. И он его не проронил, терпел до последнего вздоха. Ему переломали многие кости, повесили за брюхо, но он не промолвил крика боли.

Николай Васильевич Гоголь вложил огромный смысл в человека, хранитель казачьих правил и устоев, постарался показать настоящего казака, который будет верен своим словам, своим родным, своей Родине, православной и казацкой вере...

Вариант 2

Одним из ключевых персонажей произведения является Остап, старший сын Тараса Бульбы.

Писатель представляет героя в образе молодого мужчины крепкого телосложения, внешностью напоминающей льва, отличающегося упорным характером, сочетающимся с упрямством и свободолюбием.

Обучаясь в духовной семинарии и поначалу не отличаясь прилежностью и усидчивостью, Остап за небольшое количество время, проявляя упорство и стремление к знаниям, становится одним из лучших учеников учебного заведения и пользуется заслуженным авторитетом, уважением товарищей, неоднократно доказывая свою неспособность к предательству и подлости.

Остап характеризуется проявлением доброты и нежности по отношению к матери, тяжело переживая вынужденную разлуку с любимым человеком.

Вернувшись домой, отец устраивает братьям, Остапу и Андрию, боевое крещение, вызывая их на кулачный бой, в котором Остап, несмотря на битву с отцом, ведет себя как честный и храбрый боец.

Отец отправляет сыновей на службу в Запорожскую Сечь, где Остап проявляет присущую ему отвагу, самоотверженность и героизм в боях с польскими захватчиками, отличаясь ловкостью, силой, бесстрашием и мужественностью. Несмотря на молодой возраст и отсутствие необходимого опыта, завоевав почет и уважение казаков за здравомыслие и рассудительность, Остап становится куренным атаманом, которого выбрали на совете.

В отличие от брата Андрия, предавшего казаков из-за любви к женщине и погибшего за этот поступок, Остап не теряет голову от любовных отношений, оставаясь безжалостным и беспристрастным, несмотря на женские слезы. Смерть брата не нарушила жизненных принципов Остапа, который остался верен своим патриотическим взглядам.

Жизненный путь героя повести заканчивается трагически на эшафоте, где казнят плененных запорожцев. Но и в эти последние минуты жизни Остап проявляет настоящие мужские качества, обращаясь с заключительной речью к собравшейся толпе о необходимости в защите родной земли, призывая товарищей с достоинством пережить момент гибели и приняв мучительную смерть, не проронив при этом ни единого звука. В секунды до долгожданной смерти он слышит голос отца и его душа спокойно возносится в небеса.

В образе Остапа писателем изображен моральный облик русского казачества, славящегося на весь мир доблестью, безграничной любовью к родной земле, преданностью вере.

Сочинение Образ Остапа в повести Тарас Бульба с описанием внешности

В повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба» есть три главных героя, о которых собственно и ведется повествование. В этом сочинение хотелось бы поподробней разобрать одного из них – Остапа.

Остап - старший сын Тараса Бульбы и своей старушки матери, он же является братом ещё одного главного героя- Андрия.

С самого начала повести Остап вступает в драку с отцом. Это показывает его лидерские качества, сильный и волевой характер.

Ещё до поездки в Запорожскую Сечь, сыновья учились в Киеве, в семинарии. Автор рассказывает что Остап не обладал особыми качествами к учебе. Но после угрозы отца, он исправился и начал хорошо учится. Это показывает его стремление стать лучше и упорство. Он даже стал одним из лучших учеников в семинарии. Это показатель того, что совсем не важно, какие у человека сейчас результаты, ведь можно немного постараться и достичь невообразимых результатов. Так и сделал герой повести.

Так же в повести говорится об отношении Остапа к любви и семье. Все это было совсем не для него. Остап был суровый мужчина. В конце рассказа Остапа отправляют на казнь. В этот момент он не проявил желание увидеть семью и жену. У него было доброе сердце и он любил свою маму, но её слезы он видеть не хотел.

Внешний вид Остапа

Внешность героя так же важна, с её помощью мы сможем хорошенько представить героя и побольше узнать о нём. С самых первых строк, автор говорит о сыновьях как о богатырях. Остап был высоким и крепким парнем, смотрел исподлобья. По приезду из семинарии, Остап повзрослел, его лицо похорошело, появились усы.

Характер и поведение Остапа

Характер Остапа был хорошо показан в повести. Остап был готовым к драке, он просто мечтал о великих сражениях. В повести Остап стал воплощением мужественности, силы. Он был сильнее и крепче Андрия, не был нежен и почти никого не любил. Его закаленный характер помогал ему в битвах и сражениях. Он не думал об заведении семьи в будущем или о том что влюбится в девушку. Отец Тарас Бульба гордился сыном, он вырастил из него настоящего казака. На поле боя Остап был внимателен и сосредоточен.

Я люблю данного героя за его храбрость, доброту и преданность Родине. Поразительно смелые поступки Остапа учат читателя тому, что нужно любить родную землю и защищать её во что бы то ни стало. Таким образом, он умер, как верный сын своей Родины

Несколько интересных сочинений

    За что я люблю осень? За ласковое тепло, которое струиться с неба, лаская лицо. За бабье лето, которое дает возможность еще раз почувствовать себя беззаботно

  • Сравнительная характеристика Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

    Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.

  • Сочинение Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»? Итоговое

    Эти два понятия иногда могут иметь одно значение, в основном мечта ведет человека по жизни, и в то же время является смыслом жизни. Если человек мечтает стать музыкантом и стремиться, все сделать для этого, это и есть его мечта и смысл жизни.

  • Сочинение Неуверенность в себе 15.3 ОГЭ 9 класс рассуждение

    Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство страха, возникающее вместе с необходимостью принять какое-либо решение. Это и есть неуверенность в себе. С появлением страха перед неизвестностью мы стремимся защитить себя

  • Лицемерие – основа взаимоотношений современных людей. В обществе действуют весьма полезные законы и нормы, но во многом они явно не дотягивают до внутреннего мира людей и развитости нравственности.

Старший сын Тараса Остап во многих чертах напоминает своего отца; его без малейшей погрешности можно считать плотью от плоти и костью от кости старого Тараса. Остап такой же продукт своей эпохи и ее духа, как и Тарас. Разница между ними состоит только в возрасте. Что у Тараса уже вполне определилось и составляет сущность его натуры, то у его сына уже заложено, но еще не определилось вполне, а развивается и выясняется с ходом и развитием повести, и видно как быстро происходит в молодом бурсаке процесс формирования удалого «рыцаря» и казака.

Приехав в родной дом из бурсы после продолжительной разлуки, Остап смущенно смотрел в землю и выказывал сильную застенчивость; она, однако, моментально исчезла, когда отец вздумал было над ним смеяться; Остап сейчас же обнаружил свои истинные свойства: высокое понятие о своей чести, способность отстаивать ее пред кем бы то ни было, даже пред отцом, и большую физическую силу. Обнаружив эти свойства, он сейчас же заслужил одобрение отца и предсказание, что из него «добрый будет казак».

Действительно, в Остапе было заложено все, что составляет неотъемлемые свойства «доброго казака», но на момент приезда он им еще не был, и старый Тарас своим словом «будет» именно и выразил ту мысль, что Остап представляет пока лишь хороший материал для будущего казака, а станет им тогда, когда попадет в Сечь, да понюхает пороху, да покажет себя в деле, т. е. в битве, так как только Сечь — настоящая школа для казака, а настоящее дело — битва. Все то, чем Остап занимался раньше — так себе, вздор, ничего не стоит, а вот Сечь и битва — другое дело, это то, чем именно и должен заниматься казак.

Собственно говоря, Остап так и смотрел на науку и бурсу, а с другой стороны на Сечь и на достоинства и обязанности казака. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, он проявил все признаки такого мировоззрения. Он не хотел учиться и, отданный в Киев, в бурсу, в тот же год убежал, но его выдрали немилосердно и возвратили; четыре раза он закапывал в землю свой букварь не желая сидеть за скучной книгой, и четыре раза сажали его за новую книгу, но и это все не помогло бы, но Тарас догадался пригрозить Остапу, что продержит его двадцать лет в монастырских службах и не позволит никогда увидеть Запорожья, если он не окончит курса в бурсе.

Только это средство оказалось действительным, и спустя восемь лет Остап и его младший брат Андрий окончили полный курс наук в тогдашней бурсе, хоть это делалось для того, чтобы после всю науку забыть совершенно, а выучиться другой, более необходимой в тогдашней жизни, т. е. военному делу. Сам автор говорит, что эта тогдашняя наука, способы преподавания и подбор преподавателей могли только ожесточить характер учащихся, сообщить им твердость, всегда отличавшую казаков, выработать в них чувство солидарности, которая впоследствии превращалась в «товарищество», род военной организации, известной под именем Сечи или Запорожья.

Таким именно и был Остап еще на школьной скамье; он всегда считался одним из лучших товарищей, но не проявлял активности в школьных шалостях, так как редко брал на себя роль предводителя в опасных и дерзких предприятиях — обобрать чужой огород или сад, но зато всегда был одним из первых, являвшихся под знамена предприимчивого бурсака, причем никогда не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он был добр настолько, насколько это было возможным при таком характере и в тогдашнее время. Естественно, что имея такие задатки и воззрения еще в школе, Остап очень скоро превратился в то, что по тогдашнему времени определялось выражением «добрый казак».

Очутившись вместе с отцом и братом в Сечи, Остап со всею своею пылкостью бросился в это разгульное море и забыл вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предался новой жизни, став скоро на хорошем счету у старых казаков. Он быстро освоился с жизнью «вольных казаков» и даже во многих отношениях поднялся выше общего уровня своею ловкостью и силой. Недоставало только крещения огнем и мечом, но и это вскоре совершилось, и Остап вышел из него с честью. В битвах с поляками он проявил столько мужества и ловкости, что заслужил одобрение всех опытных казаков, а Уманский курень выбрал его даже в куренные атаманы вместо убитого Бородатого. Казаки руководствовались при выборе следующим соображением «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», а кошевой высказал такое мнение о новом атамане: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый». Одним словом, в первый же поход он превратился в «доброго казака» и вполне заслужил эту репутацию.

Он совершенно стал походить на своего отца, обнаружил ту же воинственность, отвагу, презрение к мирной жизни; суровость в обращении, энергию, предприимчивость и стойкость. Если бы Остапу суждено было прожить на свете, сколько прожил Тарас, то из него выработался бы совершенно такой же тип, как и его отец. Достойна замечания смерть Остапа; она столь же героична, как и смерть его отца. Умирая на эшафоте от руки палача, он все же торжествовал над врагами своей родины и думал о ней.

Его предсмертный возглас: «Батько! где ты? слышишь ли ты все это? .. » надо понимать в том смысле, что Остап, смотря на отца своего, как на воплощение всего казачества, всех заветных традиций родины, вспомнил о нем и завещал ему святую месть и даже не ему лично, а в лице его всей родине, всему казачеству, так как на терзания своего тела, на свои страшные мучения он смотрел, как на терзания всей родины; эти мучения были олицетворением страданий всей Малороссии от рук врагов. Своим молчаливым презрением Остап торжествовал как бы подтверждая восклицание Гоголя: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»