Почему Ярослава Мудрого прозвали "Мудрым"? (Школьные сочинения). Почему Ярослава Мудрого назвали мудрым? История появления прозвища Что ярослава мудрого прозвали мудрым

Пасынок не желал упускать власть из рук и решил расправиться со своими соперниками. Первыми под удар двоюродного брата попали два брата-любимца Владимира - Глеб и Борис. Оба не захотели вступать в борьбу за престол, за что их бросила жена. В 1015 неподалеку от Киева был убит князь Борис, а скоро такая же участь постигла Муромского князя Глеба, по приказу Святополка его зарезал его свой повар. Он также потерял еще 1-го сына Владимира I, Святослава, которого уничтожили подосланные князем заговорщики. И здесь в открытую борьбу вступает новгородский князь Ярослав. Еще в момент подготовки ответных действий на угрозы отца он обратился за помощью к варягам, с помощью которых и организовал свое войско. Святополк, в свою очередь, привлек на помощь кочевников-печенегов, которые не раз совершали опустошительные набеги на Русь, и тем еще больше настроил против себя народ. В этой борьбе Ярослав выступал олицетворением центростремительных сил, вот почему Ярослава Мудрого окрестили самым мудрым.

Став единственным правителем Руси, Ярослав направил все усилия на ее укрепление. Одним из важных действий нового правителя стало наведение порядка в государстве. Для этого необходимо было сделать правовую систему, что и взялся с необыкновенной силой и энергией Ярослав Владимирович. Уже на начальном этапе своего правления он ввел в действие свод законов, получивший название «Русская правда». Этот правовой монумент старой Руси стал первым писаным сборником законов страны. Нормы регулировали, прежде всего, публичный порядок, защищали собственность. Кроме того, была запрещена кровная месть. Наносила стране значительный ущерб, сейчас онаразрешалась только близкими родственниками или заменялась штрафом. Вот почему Ярослава Мудрого окрестили самым мудрым.

Две противоборствующие стороны встретились в 1016 году недалеко от города Любеча. В начавшемся сражении войско Святополка было вполне разгромлено, а сам он бежал за помощью к собственному тестю, польского короля. Вместе с предоставленными войсками он вернулся в Россию. При этом поляки вели себя как захватчики, чем вызвали бурное недовольство населения. Борьба продолжилась. Использовав народные настроения, Ярослав вдруг нанес поражение двоюродному брату. Но сразу вернуть прежнее единое правительство удалось не сразу. Мстислав не хотел подчиняться власти Киева, и между братьями в 1024 году состоялся большое столкновение. В нем киевский князь потерпел поражение, но он не стал опять вести войну с братом, а только заключил с ним контракт, согласно которому братья делили свои владения, но при этом совместно отражали атаки противников и помогали друг другу в разных ситуациях. Вот почему современники окрестили Ярослава мудрости. После смерти Мстислава все его земли были присоединены к Киеву.

Будучи новгородским князем, он не без оснований считался наследником киевского престола. Но Владимир, прославившийся среди современников «распущенными женолюбием», на западе собственной жизни стал очень набожным, и поболее всех своих детей полюбил детей от византийской принцессы Анны, Бориса и Глеба. Первом из них, возможно, князь хотел передать свой престол. Но Владимир не учел, что другие братья также претендовали на титул верховного правителя страны, и одним из них был новгородский князь Ярослав. В 1014 между отцом и сыном вспыхнул конфликт. Владимир даже собрался идти войной на непокорных потомка, но в разгар подготовки похода креститель Руси умер. Сразу после этого от страны стали откалываться большие части - так происходило всегда, когда ослабевала центральная власть. Ситуация усугублялась ктому же тем, что власть в государстве захватил приемный сын Владимира - Святополк.

При Ярославе Мудром роль церкви в государственной системе сложилась. Ярослав оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устройства. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его "хоромцем " (охотником строить). Он действительно имел пристрастие к сооружений. Об этом свидетельствует прежде всего монументальное церковное строительство. В честь победы над печенегами, напали на Киев в 1037 году (с тех пор их набеги уже не повторялись), на том месте, где происходила жестокая сеча, Ярославом была сооружена церковь Святой Софии. Храм был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками. Несмотря на все последующие перестройки и пристройки, храм до сих пор может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. У нас это единственное здание XI века, сохранилась сравнительно большей сохранности. Другой, столь же величественный, собор и монастырь при нем князь посвятил своему небесному покровителю, имя которого носил в Православии - св. великомученику Георгию. Кстати, именно день освящения этого храма на Руси праздновали в ноябре как знаменитый "Юрьев день ". Ярослав построил в Киеве также церковь Святой Ирины (теперь уже не существующую), Рашира пределы Киева с западной стороны и построил Золотые Ворота с церковью Благовещения над ними. По велению Ярослава его сын Владимир в 1045 построил церковь Святой Софии в Новгороде, по образцу киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главной святыней Новгорода. Также величественный Софийский собор был построен в Полоцке. Так, со зданиями храмов на Руси появляется каменное. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ. В его княжение были созданы первые российские оригинальные литературные произведения («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона). В это же время переработке подвергся церковный Устав, написанный при Владимире. Устав Ярослава был составлен уже с у...

Ярослав Мудрый (ок. 978-20.02.1054гг.) - Выдающийся государственный деятель и полководец Киевской Руси, великий князь киевский (1019-1054гг.). Он был сыном Владимира Великого и польской княжны Рогнеды. После смерти отца Ярославу пришлось вести войну со своим братом Святополком, который намереваясь занять киеский престол, преступно умертвил трех своих братьев Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. Двое первых усилиями Ярослава впоследствии были причислены к лику святых как невинные мученики, которые стали жертвами междоусобной борьбы князей. Ярослав понимал, что может стать следующей жертвой властолюбивого Святополка. Собрав 40 000 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав выступил против Святополка, который успел призвать себе на помощь печенегов. Жестокая борьба состоялась под городом Любечем. Святополк был разбит и бежал в Польшу. А Ярослав, щедро отблагодарив новгородцев, 1016 вступил в Киев и занял великокняжеский стол. Но борьба на этом не закончилась. Святополк вернулся на Русь с польскими полками, которые вел сам король Болеслав Храбрый. Среди интервентов были также жены немцев, венгров и печенегов. Вторую битву на берегах Буга Ярослав проиграл. Его снова выручили новгородцы. Заручившись их военной поддержкой, Ярослав в третий раз выступил против Святополка и 1019 году разбившего его и его союзников-печенегов на реке Альте. Святополк вновь бежал в Польшу, но по дороге умер. Вот как летописец описывал его кончине: "И во время побега напал на него бес, и расслабляя суставы его, он не мог сидеть на коне, и несли его на носилках... и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там кончил бесчестно жизнь свою. Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянные... Стоит могила его на этом пустынном месте и по сей день, и исходит от нее запах жестокий... "(Нестор Летописец« Повесть временных лет »). Святополк был братоубийцей. Если Ярослава летописцы назвали Мудрым, его брата Мстислава...

Очень скоро Русь не только овладевает грамотой, - появляется и своя собственная литература. Престиж Руси при Ярославе был очень высок. Киевская Русь была сильным европейским государством. Высокий авторитет Киевской Руси в Европе и Византии подтверждается династическими браками. Ярослав Мудрый был женат на варяжской принцессе, дочери шведского короля Ингигерде. В крещении она получила имя Ирины. Позже, уже перед смертью, княгиня приняла постриг с именем Анна (стала первой княгиней, принявшей постриг), под которым и вошла в наши святцы. Не зря Ярослава называют «тестем Европы». Дочери Ярослава Мудрого были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии, Дании (одна из дочерей, Анна, привезла в Реймс славянское Евангелие, на котором впоследствии присягали при коронации все короли Франции) сыновья были женаты на принцесс из немецких, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах. Он был внуком Ярослава Мудрого. Все эти династические браки свидетельствовали о том, что при Ярославе Киевская Русь считалась одной из первых государств Европы. Союза с мощным Киевским князем искали западные монархи. Конечно же, причиной такого внимания была, в первую очередь, военная мощь Руси, чьи воины считались одними из лучших. Но Ярослав был поистине Мудрым, потому что не только сам был ревнителем культуры, а народ свой стремился приобщить к ее казны.

Возведение величайших православных храмов рядом с княжеской политикой общего образования и с монашеским подвигом было мощным средством христианского образования. При Ярославе размах строительства церквей на Руси многократно возрастает. Храмы эти были гигантскими по размерам. Причем, огромными они были отнюдь не потому, что в этом была практическая потребность. Величественные соборы поражали воображение русских людей и сами по себе служили ли действенным средством проповеди христианства. Эти храмы были воплощением той культуры, к которой Русь вступала в крещении после векового прозябание в невежестве и варварстве. Это были образцы удивительного синтеза церковных искусств: прекрасной архитектуры, иконописи, мозаики, фрески, - объединяются торжественным православным богослужением. Церкви, построенные Ярославом, своей необычайной красотой, сами по себе превращали души людей. Это было что-то, похожее на то, что произошло с Владимирова послами в Софии Константинопольской, которая произвела на них глубокое впечатление. Известно, что когда Ярослав воздвиг Софию Киевскую, храма святой Ирины и святого Георгия, другие киевские церкви и знаменитые Золотые ворота, то современники сравнивали Киев с Константинополем. В это время в Киеве насчитывалось уже несколько сот церквей. По данным Титмара Мерзебургского их было в начале правления Ярослава уже около 400. К концу его жизни в Киеве могло быть уже до тысячи церквей. Современники сравнивали не только Киев с Константинополем. Они Владимира и его сына Ярослава сравнивали с Давидом и Соломоном. Давид положил начало Иерусалима и приготовил все для создания храма Премудрости Божьей, а Соломон построил само здание, так и на Руси Владимир кладет основание христианскому государству, а Ярослав уже создает храм Софии - Премудрости Божией, который восходит к прообразам библейским и византийским.

Времена Киевской Руси - это уникальный период истории, богатый величественными личностями и интересными событиями, которые происходили не только в государстве, но и за его пределами (во внешнеполитической деятельности). Существует много вопросов о том времени, ответы на которые до сих пор интересуют наших современников. Например, это вопрос о том, почему Ярослава Мудрого назвали мудрым.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сделать краткий экскурс в историю. Времена правления князя Ярослава пришлись на начало нового века, а престол достался в междоусобной борьбе с братьями. Ярослав получил единоличное правление в награду, а также потрепанную врагами землю и бедный, напуганный постоянными склоками народ. За время правления на Руси Ярослав не только собрал и воссоединил все земли, но и отстроил величественную державу с культурной точки зрения. Не зря времена правления Ярослава в истории назвали «Золотой век» Киевской Руси, а фигура князя Ярослава считается идеалом управленца времен существования Руси.

Семейное древо

Интересным является тот факт, что Ярослав и его дети, как сыновья, так и дочери, вступали в брак с представителями других государств. За право получить руку и сердце дочерей князя боролись многие владыки огромных и процветающих европейских стран, а сыновья брали в жены дочерей успешных управленцев огромных государств.

Таким образом в Киевской Руси сошлись много разнообразных обычаев и традиций, перекрестились культуры лучших европейских государств. Древний Киев стал центром культуры и искусства, а красота города удивила даже одного из самых жестоких завоевателей того времени - хана Батыя, когда тот впервые увидел столицу Киевской Руси.

Христианство

Еще один факт того, почему Ярослава прозвали мудрым, так это то, что он продолжал дело своего отца Владимира - далее распространял христианство по территории своего государства. Во времена его правления официально завершился процесс христианизации людей, а также были построены чудесные храмы и монастыри. Примером является София Киевская - храм, который до сих пор радует глаз киевлян и гостей города.

Во времена правления князя Ярослава город Киев также был обнесен оборонным муром, а вход в столицу Руси венчали Золотые Врата, которые сохранились до настоящего времени.

Обучение

Князь Ярослав умел читать (в отличие от своих родственников) и старался как можно больше повысить уровень образованности населения в своем государстве. Он открывал школы для детей и взрослых, а также нанимал писарей и переводчиков для создания огромнейшей библиотеки.

Свод законов

Также первым, кто создал сборник законов в Киевской Руси, был именно князь Ярослав. «Руська Правда» состояла из основных правил и законов, по которым должны были жить граждане Киевской Руси. Также данный свод законов предусматривал различные виды наказаний в случае нарушения предписанных правил.

Несмотря на все заслуги, прозвище Мудрый не всегда принадлежало князю Ярославу. Его также называли Хромым (у князя была перебита кость ноги) и Старым. Но почему современники назвали Ярослава Мудрым, неудивительно, поскольку этот князь мудро правил государством и в достаточно короткие сроки вознес Киевскую Русь до невиданных высот.


В Русской истории было немало знаменитых князей. Но не все были удостоены быть прозванными мудрыми и великими. Так за что же и почему князя Ярослава Мудрого прозвали мудрым? Актуальность этой темы я считаю то, что каждый уважающий себя человек должен знать историю, а особенно историю своей родины. А Ярослав Мудрый является неотъемлемой частью русской истории. И знать его биографию очень важно и необходимо.

Ярослав Мудрый (978-1054 г. р.), (1019-1054 г.п.) великий князь Руси. Сын Владимира Красное солнышко. Прозвали его мудрым московские летописцы XVI века, а позже - историк Николай Карамзин.. И не случайно, ведь Ярослав был мудрым правителем, правителем который защищает границы, развивает культуру, заботится о жителях, налаживает отношения с другими странами и заботится о своей стране.

Первый свой подвиг он совершил, победив в междоусобице брата Святополка, отомстив ему за отца и других братьев. Возможно, убийство брата является не лучшим подвигом, но в этой битве проявились качества умного и расчётливого полководца, что немало важно для мудрого правителя, для того что бы защищать своё государства. Затем он сам стал править в Киеве. Начал он своё правление с развития науки и культуры. Он создал мастерскую в Киеве, где монахи переписывали старинные пергаменты, переводили греческие, а возможно и римские книги. Также при нем, как и при Владимире начали записываться регулярно события, происходившие на Руси.

В 1037 г. начали строить в Киеве Софийский собор в честь разгрома печенегов, в котором и располагалась книжная мастерская. Воздвигался собор из розово кирпича - плинфы греческими мастерами. По приказу Ярослава в Киеве одни из трёх городских ворот украсили церковью, и створы покрыли золочёной медью. Строили и в других городах. В Новгороде сих пор стоит черниговский Спасский собор и храм Святой Софии. На волге основал новый град - Ярославль, а в земле эстов город Юрьев.

Также он преуспел во внешней политике. При Святополке Польша захватила у Руси Червенские города и Белз. В 1030-1031 году Ярослав и Мстислав отвоевали эти города. Польских пленных, князья расселили в городах-крепостях по реке Роси, создав на побережье Днепра оборонительный рубеж. Вскоре отношения с Польшей улучшились. Русские даже помогли королю Казимиру 1 прекратить междоусобицу.

Крупнейшей победой Руси был разгром печенегов под Киевом в 1036 году. После этого печенеги ушли в Венгрию а, небольшая их часть поселилась в русском степном пограничье, став своеобразной стражей Руси. Так Ярослав расширил границы и улучшил отношения с Польшей. Во внешней политике он больше использовал дипломатию чем оружие. Это разумнее и безопаснее для государства. До этого князья больше прибегали к войнам. Также отношения с другими государствами он укреплял династическими браками- барками между разными династиями или странами, сватая своих детей с детьми правителей других стран.

Во внутреннею политику помимо культуры он ещё внёс один из первых письменный закон –« Правда Ярослава», тем самым упорядочив порядки, объединив государство и наладив управление.

Если вернуться к началу сочинения и перечитать его снова, то можно сделать вывод, что Ярослав полностью оправдывает своё прозвище- мудрый. Почему и за что? – за хорошее и мудрое правление, за развитие культуры и науки, за укрепление обороны страны, за укрепления правления, за улучшения отношений с другими странами и внешней политики, и наконец за любовь к науке и образованию. За то что он был мудрым правителем его и прозвали- Мудрый.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Около 978 года. Еще при жизни князь Владимир раздал своим сыновьям во владение города. Святополку – Туров, Ярославу – Новгород, Борису – Ростов, Глебу – Муром.

Однако разделение земель между сыновьями князя привело к междоусобицам. Едва скончался Владимир, опустевший престол захватил князь Святополк и начал борьбу со своими братьями Борисом и Глебом, которые не оказали сопротивление своим убийцам.

В 1016-1018 года разгорелась между Святополком и княжившим в Новгороде Ярославом. В ней участвовали не только дружины и ополчения местных племен, но и варяги, поляки и . В 1019 году на реке Альте Святополк был разбит. Он бежал и погиб на границе между Польшей и Чехией.

С вокняжением Ярослава в Киеве междоусобная борьба на Руси не завершилась. В 1021 году полоцкий князь Брячислав (племянник Ярослава) попытался захватить Новгород, а в 1023 году на киевского князя обрушился его брат Мстислав. В 1024 году в бою под Лиственом он разбил Ярослава, но заключил мир, ограничившись разделением Русской по Днепру. Мстислав забрал себе Левобережье, а Правобережье осталось Ярославу. В 1036 году киевский князь Ярослав опять объединил под своей властью всю Русь.

Князь Ярослав получил от потомков прозвище Мудрый. Он укрепил единство страны, рассадив по города своих наместников. Сложившаяся на Руси система отношений нашла отражение в принятой Ярославом «Русской правде». Князь стремился сделать Русь центром христианского мира. Он возвел в Киеве огромный Софийский собор, Золотые ворота с храмом Благовещения, а также основал первые монастыри.

Активизировалась и работа по переводу и написанию книг, что укрепило христианскую веру и государственные отношения Руси, а также формировало некое представление о ее богоизбранности.

Очень успешной была внешняя политика Ярослава. Русские люда стали осваивать Прибалтику, где был основан Юрьев (ныне Тарту). В 1036 под Киевом году были разбиты печенеги, после чего их нападения на Русь практически прекратились. В 1046 году между Византийской империей и Русью был заключен союзный договор.

Династические браки Ярослава показывают широкий размах его дипломатической деятельности: Анна стала Франции, Елизавета – Норвегии, а затем Дании, Анастасия – Венгрии.

Скончался князь Ярослав в 1054 году, разделив свои владения между сыновьями.

Источники:

  • Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – Великий Киевский Князь. В период его правления Киевская Русь достигла наивысшего могущества и международного признания. С семьей Ярослава Мудрого желали породниться знатнейшие королевские дворы Европы.

Прозвание князя «Мудрый» объясняют его законотворческой и просветительской деятельностью. Всех восхищало, что князь сам читал книги, по тем временам это было настоящим чудом учености. Им была создана библиотека греческих и русских книг, которая для обеспечения общей доступности была передана Софийскому собору. Ярослав стремился к тому, чтобы грамотность распространялась повсеместно, в связи с чем духовенству было поручено обучать детей. Открытие князем новгородского училища на триста мальчиков в XI веке вызывало столько же восхищения, сколько могло вызвать открытие первого университета. Князь Ярослав Мудрый дал славянским землям первый рукописный закон – «Русская правда».

Князь Ярослав Мудрый понял, что достигнуть могущества государство сможет путем стабильности и мира, а не ведением беспристрастных гражданских войн. Активную энергию, накопленную в массах, необходимо направлять на взаимовыгодную торговлю, хозяйственное процветание, дружбу с соседями, поощрение ремесел, искусств, строительства.

Удачной является и внешняя политика Ярослава. В 1030 году он совершил поход на племя чудь, построил там город Юрьев. Нанесенное им в 1036 году поражение печенегам было настолько сокрушительным, что они никогда больше не появлялись на территории государства Киевского. После трех лет борьбы с Византией, в которой княжеское войско терпело поражения, был заключен выгодный для Киева мир. Византия отпустила пленных, подтвердила привилегии, установленные ранее.

Усердная набожность князя не препятствовала ему мыслить о государственной пользе в церковных делах. Когда Ярослав почувствовал приближение смерти, он созвал своих детей и дал им благоразумные наставления, желая предотвратить между ними всякие распри. В летописях Ярослав заслужил имя мудрого государя, который вернул Россию утраченные в междоусобицах земли, проявляя к своему народу неподдельную любовь.

АВГУСТ 2009 года

Закрыть окно

Иван — Грозный, Петр — Великий, а Ярослав — Мудрый. Свое прозвище великий князь Киевский Ярослав Владимирович получил через пять веков после смерти: так назвали его московские летописцы XVI века, а позже — историк Николай Карамзин. Но почему из десятков древнерусских князей именно Ярослав удостоился столь почетного прозвища?

Чтобы составить мнение о первых князьях, и Карамзин, и московские летописцы XVI века обращались к «Повести временных лет». Заглянем и мы в древнейшую русскую летопись. И вот тут нас ждет неожиданность. Привычный своей мудростью Ярослав оказывается или вовсе без прозвища или с прозвищем далеко не лестным. Обычно «Повесть временных лет» называет нашего героя просто Ярославом, а однажды сообщает о противниках князя, называвших его «Хромцом», то есть хромым.

Стоит, однако, почитать список княжеских дел, как все, казалось бы, встает на свои места. Летописец стремится убедить читателя в высоком уме, благочестии и политической искусности Ярослава. Князю пришлось одолеть в борьбе за киевский престол коварного брата — Святополка Окаянного, по воле которого были убиты ни в чем не повинные братья Борис и Глеб, будущие первые русские святые. Сам же Ярослав, как гласит летопись, читал ночью и днем, «засеял книжными словами сердца верующих людей», основал библиотеку в Софийском соборе. Работали при ней переписчики и переводчики — целая академия по меркам XI века! Не забывал Ярослав и о просвещении простого народа: платил жалованье монахам за распространение знаний. Кроме того, князь прославился основанием великих соборов и в их числе знаменитой Софии Киевской.

Получив из летописи все эти сведения, позднейшие составители русской истории просто не могли не заключить, что Ярослав — Мудрый. Но с XVI века много воды утекло. В распоряжении современных историков оказались и другие сведения о Ярославе. Появилась возможность проверить рассказ древнейшего летописца. Например, из рассказа скандинавского воина, «Эймундовой саги» следует, что убийц к Борису подослал сам Ярослав. Он же, по всей вероятности, «позаботился», чтобы «Окаянным» (братоубийцей) предстал в летописи ни в чем не повинный Святополк. Что касается строительной деятельности Ярослава, и здесь не обошлось без «приписок». «Повесть временных лет» утверждает: Софийский собор в Киеве основан в 1037 году Ярославом. А вот недавние изыскания археологов показали: строить Софию начали на 12 лет раньше, в 1015-м. Основателем величайшего древнерусского собора оказался не Ярослав, а его отец — Владимир, креститель Руси.

Итак, идеализировать Ярослава не стоит. Но не признавать за ним талантов тоже нельзя. Дипломатические успехи, обширное строительство, начала законодательства — все это достижения Ярослава Владимировича. Да, он хотел казаться лучше, чем был. Ярослав и его сыновья позаботились о том, чтобы в летопись попал «подправленный» вариант политической биографии князя. И вот тут мы сталкиваемся с некоторой неувязкой. Но об этом — в следующем номере журнала.