Смоленская крепостная стена. Башни, история, описание Смоленской крепостной стены. Смоленская крепость: западный щит России История смоленской крепости

История Смоленской крепости

Благодаря выгодному географическому положению Смоленск еще в долетописные времена был важнейшим стратегическим форпостом небольшого удельного княжества. Он являлся частью торгового маршрута «Из варяг в греки». В 10 километрах от Смоленска на развилке Катынки и Днепра для купцов начинался тяжелый участок пути «волок», поэтому город на перекрестке дорог процветал, притягивая внимание захватчиков. Со временем он превратился в «ключ Московского государства», став на страже главной дороги, ведущей в Белокаменную. Возведение здесь капитальных укреплений являлось одной из первостепенных задач.

В разные века князья и цари стремились сделать город неприступным. Началом истории Смоленской крепости принято считать 1554 год, когда по распоряжению Ивана Грозного были выстроены капитальные деревянные фортификации. Поскольку работы были частью плана по восстановлению поселения после крупного пожара, крепость получила название «Большой новый город». Однако по причине бурного развития оружейного дела и артиллерии подобные сооружения уже не обеспечивали должной защиты. В связи с этим к концу века, во времена правления Федора Иоанновича и Бориса Годунова, началось возведение каменного укрепления, фрагменты которого и сохранились до наших дней.

Внешняя политика Московского государства предусматривала получение выхода к Балтийскому морю, что шло вразрез с планами стран-соперников. Чтобы получить передышку на западном фронте, в 1590 году был подписан пакт о ненападении с Польшей, гарантировавший отсутствие войны на ближайшие 12 лет. В 1595 году со Швецией заключили «вечный мир». Именно в этот промежуток времени Московское государство собиралось заменить деревянную крепость в Смоленске масштабным каменным фортом, предвидя завершение хрупкого периода стабильности.

Зимой 1595 года началась активная подготовка к возведению оборонительных укреплений. Вышел указ царя, повелевавший князьям С. В. Безобразову и В. А. Звенигородскому, дьякам Н. Перфирьеву и П. Шипилову, а также зодчему Федору Коню к Рождеству явиться в Смоленск для руководства строительством. Им было поручено найти и взять на учет всех мастеров, места изготовления кирпича, определить, откуда потребуется завозить бутовый свайный лес, камень, разработать маршруты поставок и нанять необходимое количество рабочих. Труд оплачивался из государственной казны.

Этой же зимой крестьяне получили приказ о повышении норм заготовки фундаментных свай, которые необходимо было доставить к месту строительства с потеплением. Весной 1596 года царь подписал сметные документы и послал Бориса Годунова проконтролировать закладку Смоленской крепости. Возведение форта продолжалось до 1602 года.

Первое испытание на прочность предстояло уже в 1609 году, когда на город начали наступление польские войска. Общая продолжительность осады тогда составила более 3 лет. В 1633-1634-х и 1654-м под стенами форта стояла уже русская армия, стремившаяся отбить крепость у неприятеля.

Петр I решил дополнительно укрепить пострадавшее сооружение, поэтому в 1698 году инициировал восстановительные работы. На месте пролома Шеина был построено каменное пятиугольное укрепление с хранилищем для оружия. Королевский бастион превратили в настоящую цитадель, отделив его траншеей даже со стороны города. Рытье или углубление рвов проходило вдоль всей стены – ширина таких заграждений достигала 6,4 метра. Дополнительно были возведены траверсы и бастионы.

Новый виток военной истории форта начался в 1812 году, когда русские войска под прикрытием укреплений вступили в битву с французской армией. Несмотря на организованное отступление при сохранении боеспособности, защитники все же уступили крепость захватчикам. Наполеоновские войска ушли из города 17 ноября ночью, подорвав 9 башен стены. Остальные бастионы Смоленской крепости были разминированы корпусом Донских казаков. Вплоть до 1844 года укрепления находились на балансе военного ведомства, которое не выделяло на поддержание сооружения никаких средств. Уже поврежденные фортификации продолжали разрушаться. К 1889 году осталось лишь 19 башен, часть из которых использовалась в качестве складских помещений.

В период 1889-1917 годов остатки Смоленской крепостной стены находились в ведении комиссии, куда входили местные чиновники, архитектор и губернатор. Меры по сохранению крепости практически не давали результата. Более серьезные действия предпринял император Александр II, объявивший фортификации важной частью культурного наследия страны.

Во время Второй мировой войны Смоленская крепость пострадала от действий как отечественных, так и немецких военных. Особенно большой урон был нанесен во время защиты города в 1941-м и при его освобождении от оккупантов в 1943 году. Считается, что в этот период были уничтожены 2 башни. Стена активно разрушалась не только в военное время. Ее разбирали на кирпич и камень для восстановления других городских построек, расширения фонда жилплощади в 1820-1830-х и в 1930-х годах.

На данный момент уцелело менее половины построек (3,3 км) в виде 9 фрагментов. Один из наиболее крупных участков имеет вид прямой на юго-восточной стороне. Крепость даже в нынешнем состоянии производит впечатление величественной твердыни. Следы фортификационного сооружения можно обнаружить и в других районах Смоленска, хотя эти остатки уже не подлежат реконструкции. Всего сохранилось 17 башен, 22 безвозвратно утрачены.

Сохранившиеся башни

  • Волкова (Семеновская, Стрелка).
  • Костыревская (Красная).
  • Веселуха (Лучинская).
  • Днепровские ворота.
  • Позднякова (Роговка).
  • Орел (Городецкая).
  • Авраамиевская.
  • Заалтарная (Белуха).
  • Воронина.
  • Долгочевская (Шембелева).
  • Зимбулка.
  • Никольская башня (Никольские ворота).
  • Моховая.
  • Донец.
  • Громовая (Тупинская).
  • Бублейка.
  • Башня Копытенская (Копытенские ворота).
  • Пятницкая башня.

Несохранившиеся башни

  • Антифоновская.
  • Богословская.
  • Иворовская (Верженова).
  • Водяные ворота (Воскресенские ворота).
  • Грановитая.
  • Гуркина.
  • Фроловская.
  • Евстафьевская (Брикарева).
  • Кассандаловская (Козодавлевская, Артишевская).
  • Круглая № 11 и № 13.
  • Крылошевские ворота.
  • Лазаревские ворота.
  • Молоховские ворота.
  • Микулинская башня.
  • Стефанская.
  • Коломинская (Шейнова).
  • Городецкая (Семеновская).
  • Четырехугольная № 8, № 12, № 19.

Строительство крепости

Главным зодчим стал Федор Савельевич Конь, который ранее работал над созданием московского «Белого града». При планировке будущего строения в качестве образцов он использовал кремли, уже возведенные в Москве, Туле, Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне, Зарайске. Большое оборонное значение фортификаций подтолкнуло зодчего увеличить количество башен, расширить систему боя, заложить более мощные, чем обычно, стены.

Одновременно Федор Конь применил ряд традиционных проверенных приемов возведения крепостных сооружений: полубутовую кладку, ограждение высокими зубцами формы «ласточкин хвост», укладку цоколя с валиком, выпуклые арки на внутренней стороне. Крепость была не только неприступной, но и красивой. Зодчий решил декорировать бойницы резными наличниками, какими обрамляли окна жилых домов, белокаменными элементами.

Интересно, что во всей Смоленской крепости башни отличались формой: 13 прямоугольных глухих, 9 круглых, 7 многогранных. Трехъярусные конструкции имели высоту от 22 до 33 метров, располагаясь на отдалении 150-160 метров друг от друга. Каждая обладала своими особенностями и именем. Высота укрепления составляла 13-19 метров в зависимости от рельефа конкретного участка. Стены, выходившие на крутые рвы, делали чуть ниже. Ширина фортификации колебалась от 5-5,2 до 6 метров – поговаривали, что по ней легко можно было проехать на тройке.

Новая Смоленская крепость во многом повторяла форму старого деревянного строения, которое на всякий случай не сносили до окончания работ. Это обеспечивало защиту на случай непредвиденной опасности. Каменная стена в основном проходила снаружи, по линии второго вала, но кое-где пролегала прямо по старым конструкциям. Первым был возведен западный участок, поскольку именно отсюда вероятность нападения неприятеля была самой высокой.

Учитывая важность фортификаций и масштабность работ, которые необходимо было завершить в сжатые сроки, Федор Иоаннович распорядился прислать в Смоленск кирпичников, каменщиков и гончаров со всей Руси. Одновременно под страхом смертной казни в государстве воспрещалось каменное строительство вплоть до окончания возведения заложенных укреплений, поэтому в летописях отмечалось, что Смоленск делали всеми городами Руси.

На месте изготовляли только кирпич, который передавали по длинной «живой цепи». Известковый, бутовый камень и прочие материалы доставляли из других, подчас весьма отдаленных мест. Применяли не только обычные, но двуручные кирпичи. Они были крупнее стандартных в полтора раза, из-за чего одной рукой удержать их было невозможно, откуда и пошло название. Археологи подсчитали, что на строительство этого сооружения пошло не менее 320 тысяч свай, около миллиона возов песка и 100 миллионов кирпичей.

Самые тяжелые и дорогостоящие работы (заготовка и транспортировка стройматериалов) были возведены в ранг государственной повинности. Считается, что с каждого двора по всей стране под страхом смерти требовали по 2 кирпича, а для перевозки свай и камня были мобилизованы даже жители Московского уезда, имевшие подводы. Основная ставка была сделана на использование труда наемных рабочих, что стало нехарактерным явлением для тогдашней хозяйственной жизни. Возводили Смоленскую крепость более 30 тысяч человек. При этом опытные мастера получали достаточно высокую плату – по 16 копеек за день.

Строительство велось в спешке, поскольку грандиозное сооружение необходимо было завершить до истечения в 1603 году мирного договора с Польшей, которая не скрывала намерений утвердить успех Ливонской войны. Погодные условия не благоприятствовали работам: в 1597 году выдалось крайне дождливое лето, вынудившее строителей дополнительно укреплять сваями сползающий грунт. В 1600-м сильная засуха стала причиной неурожая, что вызвало в стране голод. В этих условиях многие стремились устроиться рабочими, чтобы прокормить себя. В 1602 году выдалась дождливая осень, повлиявшая на прочность восточной стены, чем в дальнейшем воспользовались польские войска.

Строительство крепостной стены кипело от рассвета до заката, наемники жили в отапливаемых начерно землянках, которые часто заливало водой. За малейшие провинности полагались суровые наказания, из-за чего многие люди гибли или становились калеками. В результате в 1599 году рабочие подняли масштабный бунт, вынудив правительство улучшить условия труда и поднять зарплату. Подобные чрезвычайные меры позволили завершить строительство Смоленской крепости в намеченные сроки. В 1600 году капитальные работы были окончены, еще около двух лет потребовалось на отделку. В 1602 году прошла пышная церемония освящения форта.

Особенности конструкции

Под фундамент будущей Смоленской крепости выкопали котлован, в дно которого вколачивались толстые дубовые сваи. Пространство между ними заполняли грунтом и тщательно его утрамбовывали. Сюда же вбивали новые сваи. Сверху укладывали конструкцию из продольных и поперечных бревен с вырубным соединением. Квадратные промежутки снова заполняли грунтом и щебнем, тщательно трамбовали. В некоторых местах почва была слишком твердой – здесь крупные камни клали непосредственно на дно котлована, скрепляя их известковым «цементом». Такой подход позволил создать крепкий широкий фундамент, выдерживающий вес толстых стен.

Под массивом были вырыты галереи «слухи». Они требовались для совершения скрытных разведывательных и боевых вылазок небольшими отрядами. Кирпич там уложен строго горизонтальными рядами, за исключением наклонного ограждения со стороны реки. Средняя часть фортификаций имела своеобразный пояс жесткости. Здесь сооружалась двойная стена, в пространство которой засыпали камень и проливали его известковым раствором.

На всем протяжении стены оборудовались проходы для перемещения гарнизона между башнями. Также были устроены пушечные и ружейные бойницы, небольшие склады боеприпасов. Венчала стену выстланная кирпичом боевая площадка, обнесенная по краю зубцами «ласточкин хвост». Расстояние между выступами составило 4-4,5 метров.

Обращенная к городу сторона Смоленской крепости была украшена чередой неглубоких арочных ниш, в которых имелись амбразуры для ведения огня по неприятелю. В самом низу стены располагался уровень подошвенного боя. Орудия (пищали, пушки) для удобства разместили в нишах, называемых печурами. В центре форта располагался средний бой, куда артиллеристы поднимались по приставленным лестницам. Верхняя площадка имела зубцы с прорезанными в них бойницами, а между ними располагались компактные каменные перекрытия, позволяющие безопасно стрелять с колена. Воинов и орудия от осадков защищала тесовая крыша на два ската.

Башни были устроены таким образом, чтобы солдаты гарнизона имели возможность вести огонь вдоль стены, защищать ворота. Входы в город и внутрь крепости предусмотрели в 9 бастионах. Главными воротами служила Фроловская (Днепровская) башня, откуда начиналась дорога в сторону Москвы. Также большое значение имел Молоховский бастион, открывающий путь на Киев, Рославль, Красный.

Дополнительно перед Смоленской крепостью зодчий предусмотрел равелины, рвы с водой, валы и другие элементы, препятствующие быстрому продвижению войск противника. В северной части укреплений разместили дренажные трубы, отводившие лишнюю влагу, способную подточить прочность сооружений. Отверстия перекрывали решетками, чтобы не допустить проникновения врага.

Туристам

Сегодня Смоленская крепость остается одной из основных достопримечательностей города. Она сохранила не только историческое, но практическое значение:

  • в Никольских воротах находится центр связи (телевышка);
  • Громовую башню занимает музейная экспозиция «Смоленск – щит России»;
  • Пятницкий бастион отдан под выставку, посвященную развитию вино-водочной индустрии (с дегустацией);
  • Красная башня стала помещением клуба «Red Tower»;
  • Орел – база состязаний местных скалолазов.

Наиболее длинный участок крепостной стены имеет длину 1,5 км и тянется вдоль улиц Тимирязева и Жукова. Крайними башнями отрезка являются Никольские ворота на юго-востоке и башня Веселуха на севере. По преданию, последняя получила свое название благодаря великолепному виду, «веселящему душу», который открывается с верхней площадки.

Подняться на стену можно бесплатно через башню Орел, чтобы прогуляться от Авраамиеевских ворот до Веселухи. Окружающие крепость овраги так глубоки, что на склоне «Чертова рва» обустроена лыжная трасса с бугельным фуникулером.

В непосредственной близости от сохранившихся фрагментов Смоленской крепости по улице Барклая-де-Толли находятся центр культуры, памятник Ф. С. Коню, трактир «Федор Савельевич», названный в честь зодчего, и другие достопримечательности.

Адрес: Смоленск, ул. Тимирязева, 38, ул. Барклая-де-Толли, 7.

И рассматривая тему в федеральных масштабах, я неожиданно для себя узнала, что в Смоленской области в деревне Флёново тоже стоит терем-теремок, заслуживающий моего внимания. Так родилась идея съездить и посмотреть! Ехали через Рославль. Дорога заняла около 4,5 часов:)

И сторико-архитектурный комплекс "Теремок" (а кроме кружевного домика, который мы ехали посмотреть, там оказалось ещё куча всего интересного!) открыт с 10.00 до 17.00, в пятницу чуть меньше - до 16.00, а вот в понедельник спускают цепных собак, - и никакой сказки.

Теремок стоит в бывшем имении княгини Марии Тенишевой. Кто такая? - спросите вы. Русская аристократка, собирательница предметов искусства, меценатка и великая просветительница. Её портреты писали Репин, Серов, Врубель, Коровин. Её вокальным мастерством восхищался сам Петр Ильич Чайковский. Рерих называл её усадьбу "художественным гнездом", а злые языки говорили, что она подражает Савве Мамонтову. Тенишева была очень заметной фигурой своего времени. Современники называли её "гордостью России".

Вот например, как часто вас рисовали? Княгиню Тенишеву - часто! И хотелось бы думать, что из искреннего восхищения. Покажу четыре её самых знаменитых портрета. Хотя у одного только Репина их около десятка:)

Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»:

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. Кроме того, наскучили мне репинские неискренность и льстивость: "Вот так... Как хорошо... Какая красивая поза..."

Ай да Репин! Ай да сукин сын! :)))))
Портрет его авторства. Один из (1896 год).

А это работа Валентина Серова (1898 год). Судя по лицу Тенишевой, он её не то, что по-репински мучил, он её реально истязал:)))

К приходу Константина Коровина, княгиня уже смирилась со своей тяжкой долей "вечно позировать" (1899 год).

Самый интересный и необычный, на мой взгляд, портрет Марии Тенишевой в образе Валькирии авторства Врубеля (1899 год). Для справки: Валькирия - героиня скандинавских мифов, которая реет на крылатом коне над полем битвы, подбирает павших воинов и отправляет их в Небесный чертог.

Однажды князь Тенишев подарил жене на день рождения целую усадьбу, выкупив её у Екатерины Святополк-Четвертинской (подружки княгини). И Мария Клавдиевна превратила этот уголок земли в настоящую русскую сказку! Правда, сохранилось не так много - усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Главное украшение усадьбы Теремок был построен по проекту русского художника Сергея Малютина в 1901 году. К слову, Малютин - автор росписи первой русской матрёшки и иллюстраций к сказкам Пушкина: «Руслан и Людмила», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке».

В сказочном теремке всё обязано быть сказочным:) Всё - до мельчайших деталей. На стенах, дверях, ставнях, карнизах - повсюду диковинные звери, волшебные цветы и хитрые узоры.

Княгиня Тенишева и сама очень неплохо рисовала, увлекалась художественной эмалью и мечтала возродить эту технику в России. Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Теремке они тоже представлены. Одна - прямо на старом кирпичном фундаменте:) Сходство с медведем-единоросом случайное.

Вообще нас не покидало ощущение сказочности этого места. Казалось, вот откроем мы дверь, а оттуда как понесутся коньки-горбунки, жар-птицы, ковры-самолёты, сапоги-скороходы, медведи-мозгоеды... "Открыть дверь" нам разрешили за 50 р. с человека. Чтобы беспрепятственно фотографировать, надо было отдать ещё 200 р. Тут откуда-то вылезла волшебная жаба и запретила мне сорить деньгами. В результате я сделала всего три кадра.

В Теремке каждая вещица - особенная. Читаешь имена авторов, и диву даёшься. Мир фантазий Врубеля, Малютина, Васнецова и многих других...

Недалеко от Теремка, на высоком холме - храм Святого Духа в стиле древнерусских традиций: многоярусные "кокошники", ступенями уходящие в небо, небольшая луковичная главка, но самое впечатляющее - это лик над входом. Он огромен. В солнечных лучах - восхитительно спокоен, в сумерках - немного зловещ, он будто "живой"!

Мозаичное панно «Спас Нерукотворный» на фасаде храма выполнил Николай Рерих, друживший тогда с княгиней Тенишевой.

Он же (с сыновьями) работал и над внутренней отделкой храма. Роспись называлась арица небесная на берегу Реки Жизни ". Увы, эти фрески не сохранились. Только чёрно-белое фото 1911 года. Источник фото: rossiyanavsegda.ru.

Вот что писал о Царице поэт Волошин: "Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развертывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий облачный день и студеные воды будничной реки жизни. Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер».

Восточные мотивы интерьера заметил не только Волошин, в итоге храм Святого Духа так и не был освящён. Колокольню тоже построить не успели - Первая мировая не дала. В храме была усыпальница князя Тенишева, но в 1923 году её разорили, тело князя привязали к лошади и таскали по полям (как говорят старожилы). В храме организовали склад, зерно ссыпали с грузовиков прямо через окна, чем нанесли окончательный и непоправимый вред росписям Рериха:(

"Памяти князя Вячеслава Николаевича Тенишева. 1843-1903 гг.".

В 1919 году княгиня Мария Тенишева эмигрировала во Францию. Последние годы жизни она прожила в полном нищебродстве под Парижем - в местечке Вокрессон. Её не стало 14 апреля 1928 года.

В некрологе художник Иван Билибин написал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Недалеко от сказочного Теремка стоит памятник хозяйке. Княгиня точно прогуливается по усадебным дорожкам, встречая гостей.

Хозяйский дом был уничтожен немцами во время Великой Отечественной войны. Каким он был, можно судить по "кукольному домику" в яблоневом саду:)

А это тот самый Дом культуры, сохранивший фундамент дома Тенишевых. нынешний его адрес: Талашкино, ул. Парковая, 14. Талашкино граничит с Флёново, имение располагалось на территории сразу двух населённых пунктов.

Во Флёново сохранилось ещё две колоритные постройки: сельско-хозяйственная ремесленная школа (деревянное здание с колоннами) и общежитие для школьников (небольшой домик по соседству с ней).

К слову, в субботний день на территории музея свадеб было немерено! Я полюбопытствовала, выездная церемония бракосочетания на сказочной поляне перед Теремком стоит 7000 рублей.

Все свадьбы были "цветными": на тропинках толпились жёлтые, бирюзовые и красные. Со стороны это было не столько эстетичным, сколько смешным:) "Цепи кованные, а мы к вам пришли!" :))

И даже не смотря на всю эту свадебную суету, модные девайсы, гробоподобные лимузины, звон бутылок и трёхбуквенное эхо, в усадьбе множество уголков, где "цапля серая - в камыши", где "ели рвутся в небо, где быль живет и небыль", где точно остановилось время. Красота.

Мы и не подозревали, что цапли могут раскачиваться на верхушках высоченных деревьев (всё как-то в небе или на воде их раньше заставали).

Цапля нервная, но гордая!

Из сказочного Флёново мы отправились в город-герой Смоленск - а это ещё 20 километров пути.

"Маршрут выходного дня" был спонтанным, поэтому гостиницу бронировали накануне вечером (букинг форева!) - апартаменты в самом центре на ул. Большой Советской 18/18, 1500 рублей за ночь на двоих, в распоряжении - кухня с микроволновкой, холодильником, стиральной машиной, посудой и всем-всем необходимым. Пешеходная улица начинается сразу за углом:) Парковка бесплатная. В общем, кого не напугало и заинтересовало, пишите в личку - дам точные координаты. Номер очень аскетичный, но при этом двухэтажный:)))

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Еще со времен Смутного времени Смоленск был городом, который вставал преградой на пути завоевателей русской земли. Он служил воротами в Москву, именно поэтому все захватчики стремились во что бы то ни стало взять Смоленск. В связи с этим в городе особое значение придавалось оборонительным сооружениям. Так, в 1554 году по указу Ивана Грозного была выстроена высокая деревянная крепость. Но спустя некоторое время такое укрепление посчитали ненадежным, и было решено построить новую крепость - каменную.

    Зодчий Федор Конь потрудился на славу и создал неприступное оборонительное сооружение. Протяженность Смоленской крепости - 6,5 км, ширина стен - около шести метров, высота - от 13 до 19 метров.

    Смоленскую крепость воздвигли за семь лет - в 1595-1602 годах, во время правления Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Зодчий Федор Конь потрудился на славу и создал по меркам того времени неприступное оборонительное сооружение. Его протяженность - 6,5 км, ширина стен - около шести метров, высота - от 13 до 19 метров. Кроме того, Смоленская крепость была еще и очень красива. Например, бойницы украшены наличниками по примеру окон жилых домов.

    Стоит отметить, что при строительстве Смоленской крепости было использовано много нововведений. Так, например, Конь посчитал нужным сделать крепость гораздо выше, чем все предшествующие, и построить много башен.

    В Смоленской крепости нет ни одной одинаковой башни, все они имеют свои имена и отличия. На сегодняшний день сохранилось лишь 17 башен, 22 - утрачены.

    Строительство Смоленской крепости шло ударными темпами, рабочие трудились с утра до ночи и жили в очень плохих условиях. Им приходилось ютиться в холодных землянках, есть было практически нечего. Неудивительно, что во время возведения крепости рабочие часто умирали, не выдержав непосильного труда. В 1599 году бедняги подняли бунт. Лишь после этого на них обратили внимание и выполнили некоторые требования. Например, зарплату подняли до 16 копеек в день. Погодные условия оставляли желать лучшего - в 1557 году выдалось очень дождливое лето. Практически вся площадь, на которой шли работы, была в воде. Через три года, напротив, наступила засуха, и в стране начался голод. Но крепость возводили, несмотря ни на что. Спешка была связана с тем, что в 1603 году заканчивалось перемирие с Польшей, и захватчики готовились к очередному нападению на нашу страну. В итоге благодаря усилиям почти шести тысяч рабочих в 1600 году Смоленская крепость была построена. Еще два года шли отделочные работы.

    Сегодня Смоленская крепость считается одной из главных достопримечательностей города. Отсюда открывается прекрасный вид, и, разумеется, все туристы делают здесь памятные фото. Интересно, что и сегодня стены крепости имеют важное значение для Смоленска. Например, именно здесь расположена местная телевышка.

    Адрес: Смоленск, ул. Тимирязева, 38.

    Смоленская Крепостная стена (Смоленский кремль) была построена в 1595-1602 годах во время правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Архитектором данного сооружения является Фёдор Конь.

    Смоленская Крепостная стена в народе называется Смоленским кремлем. Когда-то она имела множество зданий и сооружений и являлась важным стратегическим объектом, главной целью которого была защита города от нападений. До нашего времени сохранилась только малая стена Смоленского кремля.


    Сейчас взору туриста открываются лишь сохранившиеся фрагменты стен и несколько башен Смоленского кремля. Тот факт, что до наших дней сохранилась лишь часть Смоленской крепостной стены , построенной в конце XVI века, только придает памятнику древней подлинности.

    Каменные стены уже в момент постройки могли противостоять артиллерийским ударам противника. Если не брать во внимание предназначение крепости, а рассматривать ее в качестве культурной ценности, можно утверждать, что Смоленская крепостная стена исключительно красива. Зодчий Федор Савельевич Конь имел опыт строительства такого рода сооружений, но в этом проекте он превзошел самого себя. Смоленский кремль — это самое необычное строение из всех работ Фёдора Коня, которое имело шестикилометровые стены и 38 башен, причем ни одна из башен не повторялась по своей конструкции и была единственной в своем роде.


    Очень жаль, что до наших времен сохранились не все башни Смоленской крепостной стены, а только 17 из них. Общая длина оставшихся стен — около 3 километров. Это следствие войн, проходивших на территории . Согласно рассказам старожилов, первые башни были разрушены польскими феодалами, затем на эти земли претендовал Наполеон, а еще четыре башни пострадали в ходе стычек с немецкими войсками во время Второй мировой войны. Несколько оставшихся башен Смоленского кремля местные жители разобрали для восстановления разрушенных во время войны домов. В 1960 годах огромные участки Смоленской Крепостной стены разрушали рабочие, освобождая место для новых улиц разрастающегося города Смоленска. И только спустя 10 лет, когда исторический Смоленск не требовал больше перепланировки, Смоленскую стену оставили в покое. Все, что удалось сохранить, стоит в первозданном виде, внешние изменения обусловлены лишь небольшими реставрационными работами.


    Башни Смоленской крепостной стены (Смоленского кремля).

    Одной из самых популярных башен Смоленской крепостной стены среди тех, что открыты для туристов, является Громовая башня, которая имеет ряд других наименований – Кунинская, Топинская, Тупинская башня. В народе говорят о том, что такое название башня получила от сильного раската грома во время грозы, разбушевавшейся прямо над ней. Есть еще одна версия происхождения названия «Громовая», ее связывают с причудливостью строения самой башни. Она угрожающе выдвинута вперед из стены, что делает ее неприступной и грозной, как гром.


    В наши дни в Громовой башне расположился музей «Смоленск – щит России», где представлены экспонаты военного снаряжения, оружия середины XIV века. Также можно увидеть небольшой макет, который отображает историю крепости, начиная от возведения фундамента – по нему можно проследить воплощение в жизнь грандиозного проекта Ф.Коня. На верхнем ярусе Громовой башни Смоленского кремля расположена смотровая площадка, на которой днем можно увидеть незабываемую панораму города, а вечером с этой площадки можно не только полюбоваться огнями ночного Смоленска, но также послушать рок-группы, классические оркестры и других популярных исполнителей, которые часто устраивают свои концерты прямо на этой площадке.


    Еще одна открытая башня Смоленской Крепостной стены – это башня Орел. С этой башни открывается чудный вид на внутренний двор крепости, а также отсюда есть проход до башни Веселухи. Во время этой прогулки по Смоленской крепостной стене вы сможете ощутить на себе все величие и мощь этой постройки. Такие чувства обусловлены незабываемым видом по обеим сторонам стены. С одной стороны это живописный двор, а с другой открывается вид на глубокие овраги, среди которых имеется овраг «Чертов ров», в котором была построена горнолыжная трасса.


    Башня Орел Смоленской крепостной стены названа так еще в первые годы после постройки. Ходит легенда о семействе орлов, которые свили свое гнездо прямо на вершине этой башни и долгие годы жили там, пока первая военная стычка не спугнула птиц и не вынудила улететь вместе с молодым потомством в более безопасные места. Однако, не смотря на то, что орлы здесь давно не живут, эта башня Смоленской крепостной стены по-прежнему носит свое изначальное имя.

    История Смоленска, одного из древнейших славянских городов, уходит своими корнями в IX столетие. В это время в верховьях Днепра была основано смоленская крепость, одна из самых древних достопримечательностей Смоленска. Существует легенда, по которой в одну из стен крепости был замурован череп коня святого Меркурия. Меркурий – это воин, который в 1238 году спас город от монголо-татарского нашествия. Говорят, что как только враги подступали к Смоленску, из этой стены слышалось лошадиное ржание.

    Смоленская крепость на картах Google Maps.

    Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

    Во времена позднего средневековья город приобретает значение пограничной крепости между Московским и Великим Литовским княжествами. В то время это были два крупнейших государства Восточной Европы и одновременно – яростные противники.

    В ХV столетии Смоленск принадлежал Великому Литовскому княжеству. Но 1514 году переходит под власть московских князей и становится важным стратегическим пунктом на западных подступах к Москве. Имеющиеся старые укрепления уже не могут эффективно выполнять свои оборонительные функции и, поэтому, в 1595 году принято решение начать грандиозные фортификационные работы по модернизации крепости.

    Левый обрывистый берег Днепра идеально подходил для строительства нового укрепления. Поэтому именно здесь под руководством знаменитого московского мастера Федора Коня начали возводить новые башни Смоленской крепости. Говорят, что осмотрев строительство, Борис Годунов сказал: «Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси православной на зависть врагам и на гордость Московскому государству». Строительство Смоленского кремля объявили делом первоочередной государственной важности. Сохранился даже указ, запрещающий строить любую другую крепость в Московии, пока не завершится строительство Смоленской крепости.

    В 1602 году сооружение кремля подошло к концу. Теперь над Днепром гордо возвышались 38 башен, окруженных более 6 км крепостных стен. Толщина и высота стен, учитывая особенности рельефа, была разной.

    На знак того, что строительство крепости завершено, Борис Годунов подарил городу икону Богородицы Одигитрии. Образ повесили в нише над главными воротами, а вскоре в надвратной башне расположился и храм. Но ни икона Небесной Заступницы, ни могучие стены и башни Смоленской крепости не помогли уберечь ее от поляков, и за короткое время она снова оказывается под властью Речи Посполитой.

    Смоленская крепость. Фото.

    Россия не оставляет надежды вернуть форпост назад. Россияне несколько раз берут Соленскую крепость в осаду. Но только в 1654 году, после жестокого штурма, им удалось отбить ее у противника. На знак перехода города Смоленска к России в 1667 году был подписан Андрусевский мир. В то время укрепления крепости были не в самом лучшем состоянии, однако, к их реставрации приступили только через 25 лет и работы велись очень медленно.

    Во время войны 1812 года стены Смоленской крепости вновь встали на защиту города. Твердыня двое суток держала оборону перед отрядами французов. Таким образом, дав возможность русской армии отступить, а жителям города — эвакуироваться.

    В наши дни от Смоленской крепости уцелело около половины стен, но и поныне она впечатляет своими размерами. Укрепление простирается почти на 2 км с запада на восток почти на 1,5 км с севера на юг.

    Башни Смоленской крепости называются: Пятницкая, Волкова (Стрелка), Костиревская (Красная), Веселуха, Позднякова, Орел, Авраамовская, Заалтарная (Белуха), Воронина, Долмачовская (Шембелева), Зимбулка, Никольская (Еленовская), Махова, Донец, Громовая, Бублейка и Копитенская. Из 38 башен сохранилось только 17 и отдельные участки крепостной стены.

    В конце, как всегда, предлагаем видео. Смоленская крепость. История и достопримечательности. Смоленск.