Что делать если дочка плохо учится. Дочь стала очень плохо учиться. Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Здравствуйте!У меня дочь,ей 13,5 лет.Начальную школу закончила на отлично (это с 1 по 4 класс).В 5 класс перевели в английскую спецшколу,2 языка (англ.,франц.).Пятый и до середины шестого класса училась на 4 и 5.Ну а потом пошло-поехало.Седьмой класс практически одни тройки,на определенных предметах (алгебра,геометрия) очень плохое поведение.Учительница жалуется,что все время разговаривает,смеется,улыбается,что у нее все время хорошее настроение и она не о чем не переживает,может выкрикнуть колкую реплику,как реакция на высказывание учительницы.Естественно, мы с мужем стараемся все это,прежде всего, понять.Успеваемость и домашние задания контролирую в силу возможностей своих.Но как показывает практика,что-нибудь да упущу,т.к. не всегда владею полной информацией,например,о вовремя сданной контурной карте или исправленной двойке.Что касается языков,там все более-менее благополучно.Но физико-математические предметы очень проблематично.Хотя учителя говорят,что девочка умная и быстро схватывает.Вообщем,как я понимаю-лень и не желание напрягаться.Плюс межличностные отношения с учителями,которые изрядно испорчены.Двоечников и троечников никто не любит.И ругаемся,и объясняем,и полюбовно разговариваем,и на личном примере показываем и рассказываем,вообщем эффекта ноль.К концу учебного года ситуация усугубилась,по геометрии выходит 2.Хотя в предыдущих четвертях в текущих оценках бывали и пятерки.Она к концу учебного года обросла долгами,по физике,математике,и даже русскому языку как выяснилось.С учителями и созваниваемся и переписываемся в интерактивном дневнике,но вот ситуация не исправляется.Дочь закрывается,иногда плачет.Я вижу,что переживает очень.Мне тоже за нее больно и обидно,но такой беспомощной я еще не была никогда.Семья мы самая обычная.Нам с мужем по 35 лет,имеем высшее экономическое образование,работаем по специальностям своим.Всего в жизни добивались сами.Стараемя наказывать по справедливости,не сидит в компе,иногда лишаем поездок с подругами куда-либо,гостей.Но все в разумных пределах.Редко,но срываюсь на крик.Понимаю,что бесполезно.Доктор,помогите,посоветуйте,неужели ничего не возможно исправить и дальше может быть только хуже????Сейчас столько всего с подростками происходит,что страшно просто потерять ребенка и в психологическом плане в том числе.Когда спрашиваешь,мол,что происходит,почему ты довела ситуацию до такого состояния,говорит-не знаю,так получилось и может заплакать!
С уважением,Ангелина

Ответы психологов

Здравствуйте! Те действия, что вы описываете со своей стороны - они пока не очень похожи на попытку ПОНЯТЬ. Скорее - помочь сдвинуться в нужном направлении, увещевать, мотивировать, но не понять. Это не критика вашей стратегии воспитания, это попытка объяснить, чем понимание отличается от увещевания и направления (пусть даже самой мягкой попытки направить - все равно, направить - это не равно понять). Есть несколько мотивов, которые лично мне видны в вашем рассказе о девочке. 1. Отношения с учителями испортились. Не думаю, что они испортились из-за того, что девочка стала получать тройки. Скорее наоборот. Но этого никто не заметил, заметно стало УЖЕ тогда, когда тройки стали фактом. Но, скорее всего, еще до того у девочки не сложились отношения с учителем. Причиной могло бы неумелое замечение учителя, возможно - некоторый выпад (пусть и неосознанный) в сторону девочки, отсутствие внимания со стороны учителя (причем именно тогда, когда девочке оно было очень нужно). Все это могло породить протест. Что подтверждается определенной формой поведения (одеть на себя маску человека, которому все равно, у которого хорошее настроение, что бы ни случилось - так ваша дочь бессознательно сообщает миру "вы меня не достанете, не заденете, вы больше не сделаете мне больно и мне не нужно ваше внимание - МНЕ ВСЕ РАВНО"). Задавать глобальный вопрос дочери "почему" - бессмысленно, всех вот этих скрытых мотивов в себе она может и не знать. Попробуйте поговорить в ключе "чем ей не нравится преподаватель, чем он/она могли ее обидеть". Так куда больше шансов получить важную информацию, и помочь девочке выразить свои эмоции. К тому же, сама постановка вашего вопроса девочке не помогает: "почему ТЫ ДОВЕЛА" - но, возможно, довела не она. Такой постановкой вопроса вы сразу же делаете дочь виноватой, а на обвинения будет одна реакция - слезы. Попробуйт встать на ее сторону. "Тебе не нравится Марья Ивановна? А почему? Я верю, что у вас могло не заладится, и возможно, она тоже в чем-то не права. Ты можешь объяснить, чем она тебе не нравится и в чем она себя повела не так, как тебе бы хотелось"?

2. Стоит выяснить, как обстоят дела в классе с друзьями-подругами, какое место девочка занимает в подростковой иерархии. Иногда снижение результатов в учебе может свидетельствовать о том, что она перестала "цениться" группой подростков . Появились какие-то еще лидеры и популярные персоны, в число которых она могла не попасть. Критерии оценки среди сверстников изменились - раньше все завидовали отличникам, которых хвалят учителя, отличником было быть престижно. Сейчас в большей степени котируется похвала и одобрение СВЕРСТНИКОВ, а не взрослых. И потому быть отличником уже неактуально. Надо узнать, что конкретно актуально в ее подростковой среде - какие мальчики и девочки "котируются" и почему. Возможно, тут вы тоже найдете массу интересной информации.

3. В этом возрасте ребенку нужны уже взрослые мотивы. Куда бы она хотела поступать? Кем быть? Эти вопросы сейчас задавать не рано, поверьте. Так будут формироваться взрослые мотивы. Старый мотив "потому что взрослые/родители похвалят" уже не работает. А новых еще нет. Подростковая среда сама по себе может не дать мотива учиться. И нужен свой, индивидуальный. Какая сфера ее влечет? Предположим, эта сфера гуманитарная. Тогда стоит объяснить, что остальные предметы (физ-мат) надо просто СДАТЬ на аттестат, чтобы была возможность поступить и заниматься любимым делом. Стоит поговорить о том, как важно в жизни делать то, что нравится, потому что работать после школы и института придется долго, и заниматься нелюбимым делом будет еще невыносимее, чем сейчас заставить себя немного напрячься ради того, чтобы не было "хвостов" и чтобы поступление удачно состоялось. Все эти вещи стоит спокойно проговорить. А если не получится и не будет разультата, надо постараться мягко мотивировать сходить к специалисту, например, под предлогом профориентации.

И последняя деталь. ВСЕГДА будьте на стороне дочери. Это не значит одобрять ее поступки, что бы она ни натворила, это значит ПРЕЖДЕ ВСЕГО стараться выяснить, какие у нее были причины, и не считать такие причины несерьезными. Не стоит говорить с ней с позиции обвинения и претензий, как бы ни было тяжело - постарайтесь дать ей понять, что будете защищать ЕЁ позицию, если она сможет ее ясно выразить. И стоит чаще говорить с ней о своих чувствах для того, чтобы и она научилось выражать свои. Потому что как она сможет давать вам развернутые ответы на ваши вопросы, если вы своим примером (каждодневным опытом рассказов о своих чувствах и о том, какие причинно-следственные связи вы видите между ними) не научите ее делать то же самое? Научить можно только вот этим каждодневным опытом общения, а не анализом собственной жизни "задним числом". У вас еще ничего не потеряно, поверьте!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Наша старшая дочь (20 лет), постоянно обманывает нас. За последние 3 года она бросила 2 института, хотя в школе училась хорошо. После школы она прошла по ЕГЭ в ВУЗ, специальность выбрала, связанную с информационными технологиями. Скажу сразу, программ писать не умела, особо информатикой не увлекалась, но на открытом собрании в ВУЗе ей понравилось, что закончив этот ВУЗ, она сможет работать дизайнером, специальности дизайнера в нашем городе нет, в другой город она ехать отказалась. Первый курс как-то проучилась с одними тройками, на второй курс решила, что учиться не будет,тяжело, мы ее уговорили, что нужно постараться и все же закончить ВУЗ, она пообещала, но перестала ходить в институт, нам об этом не говоря. У меня в то время умер папа, когда мы узнали, что ее отчисляют, решили, что она просто побоялась сказать, что учится не пооучается и не хотела еще больше расстраивать. Была середина года, перевести мы ее никуда не успели, она сидела и безделничала дома. Предложили ей поработать, она согласилась, работа нравилась, сдружилась с коллегами, стала куда-то ходить компанией, она домосед и обычно в "свет" выходила только с нами, несмотря на возраст. Когда пришло время подавать документы в ВУЗ, она решила идти учиться на заочное, чтобы работать. Вроде все получалось, делала контрольные, сессия. Потом начались проблемы на работе, сменилось руководство, непонятный график, решила уходить, мы ее уговорили сходу работу не бросать, сначала найти новую, ну она как всегда согласилась, через 2 месяца мы узнали, что их всех уволили, то есть 2 месяца она опять делала вид, что ходит на работу, хотя сама не работала. Ну мы опять решили, что первая работа, конфликт с руководством, испугалась. Ладно, устроилась снова в другую компанию, сессия. 1 экзамен на 5,рассказывает как с подружкой они танцевали перед институтом, за пятерки, что достались простые билеты. Второй сдала на 4. Сидит учит следующий не поднимая головы, я сама имея высшее образование стала интересоваться предметом, что они проходят, на вопросы отвечала туманно, закралась мысль, что она не учится, съездили в ВУЗ, и на самом деле даже на предыдущую сессию не пришла, хотя мы проверяли зачетку, подделала зачеты и оценки, даже печать как-то перенесла с помощью кальки. Мы ее снова на разговор, все лимиты доверия исчерпаны. Сказала, что это образование ей не интересно, хотя выбирала сама. Что с ней делать прямо не знаем, придумывает истории, не учиться, где правда не понимаем, ей ничего не интересно, что она хочет она не знает, все лень, покупает кучу одежды, но носить некуда, она никуда не ходит кроме работы, ну хотя бы ее не прогуливает. Сейчас, поговорив с ней решили, что она снова будет поступать в ВУЗ на дневное отделение, но будет ли она учиться, и как ей доверять,уже было столько лжи. Про образование считаем, что оно необходимо, во-первых, она не глупая и учится может, во-вторых, это полезно даже для самореализации, которой ей явно не хватает. Подскажите какие найти слова, как научить, чтобы обсуждала проблемы с нами, а не рубила с плеча, что потом не исправишь.

Моей дочери 19 лет, она учится в колледже на втором курсе. Знаю, что уже большая девочка, но всё же меня расстраивает тот факт, что она не хочет учиться. Не делает домашнее задание, не сдаёт долги и постоянно врёт. Врёт, что нет пар и остаётся дома. Иногда уходила в колледж, но на пары не ходила, сидела в библиотеке. Хорошо, что нам позвонил декан и сообщил об пропусках (точнее, она звонила сообщить о долгах, то что она их не сдаёт и заодно рассказала о прогулах). Я пыталась с ней поговорить нормально, почему она не ходит на пары. Но она говорит, что ей не нравится этот колледж (хотя сама его выбирала), достали учителя, форма, да и то, что она не чувствует, что это её будущая профессия . Я спросила тогда в какой колледж она хотела бы, но она ответила, что в никакой. Не хочет учиться, не хочет сидеть за партой всю жизнь, тратить время впустую, хочет работать. Я говорила ей, что потом она будет жалеть об этом и снова проситься в колледж, а она только смеётся. Она говорит, что хочет стать знаменитой и всё сделает для этого. Сейчас дочь ищет работу. Ну хоть одно радует, что не сидит дома. Но всё равно хотелось бы, чтобы она получила высшее образование. Как её заставить учиться, не пропускать колледж? Скоро начнётся сессия, нужно чтобы она все долги сдала до сессии.

Ответы психологов

Уважаемая Лена!

Мне понятна ваша материнская забота о том, чтобы ребенок получил высшее образование. Нам, родителям кажется, что мы лучше наших детей знаем, что необходимо нашему ребенку, и требуем, чтобы он поступал так, как нам кажется правильным. Такая родительская позиция вредит отношениям ребенок - родитель, вызывая злость и агрессию у ребенка. Вспомните, что ваша дочь уже совершеннолетняя, и может сама решать, в каком направлении ей двигаться. Что страшного, если она оставит колледж, учеба в котором ей не нравится? Она хочет работать? Пусть ищет работу и устраивается на нее самостоятельно. Не стоит помогать ей в этом. При устройстве на работу работодатель обычно хочет специалистов с высшим образованием, возможно это натолкнет ее на мысль о том, что нужно учиться. Если ей удастся устроиться на работу, тоже здорово. Ваша дочь может получить опыт работы, это поможет ей определиться с профессией . Одним словом ее собственный опыт поможет ей понять, что ей необходимо в жизни. Ваша задача оставаться в хороших отношениях с дочерью, доверяя ей и поддерживая. Возможно наступит момент, когда дочь сама захочет учиться. Родителям взрослого ребенка важно быть на следующей позиции: "Дорогой мой ребенок, я тебя люблю, всегда готова поддержать тебя, но твою жизнь проживать тебе, поэтому и ответственность за каждый свой поступок, за каждое решение лежит именно на тебе. Я надеюсь, что ты принимаешь ответственные решения".

С уважением,

Волженина Лилия Михайловна, психолог Новосибирск

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Уважаемая Лена!

Причин, почему Ваша дочь ведёт себя так, может быть, по крайней мере, несколько. Очень важно понять, насколько её настоящее поведение вообще соответствует характеру Вашей дочери и не изменилось ли оно за последнее время.

Если Ваша дочь и раньше прохладно относилась к учёбе или ей вообще не давалась учёба, то, возможно, она просто не справляется с требованиями учёбы в колледже.

Нельзя исключить, что, если девушка привыкла быть лучшей ученицей, а в коллективе колледжа есть много отличниц, то ей трудно смириться с тем, что она потеряла для себя роль "самой-самой".

Возможно, если Ваша дочь была гиперопекаемой в семье , то ей не удалось из-за этого взять на себя ответственность за свою учёбу. Или же по этой же причине подпала под влияние другой сильной личности и приняла её негативные установки.

Если Ваша дочь резко изменилась, Вы часто стали ловить её в несвойственной ей лжи, Вам надо насторожиться в отношении употребления наркотиков. Дело в том, что те, кто начинает употреблять наркотики, становятся патологически лживыми.

Разобраться, что же происходит с Вашей дочерью, помогло бы обращение к квалифицированному специалисту-психологу .

Желаю всего доброго!

Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Здравствуйте! Написала очень длинно, извините, если трудно будет читать и спасибо, если осилите!)

Моей дочери 16 лет. Я разведена еще 10 лет назад, но у меня уже 8 лет благополучный брак и есть младший ребенок от второго мужа. Дочка живет с нами. С отцом своим она беспрепятственно общается, каникулы проводит у него и помимо этого общается с ним, он материально обеспечивает, у меня с ним хорошие дружеские отношения - в общем идиллия. Тем не менее, проблем целый ворох.

Самое главное это то, что девочка моя очень сложная по характеру. У нее расстройство личности по циклотимическому типу, кто в теме, тот поймет. Приступы стабильно два раза в год, длятся по 2-3 месяца. В прошлом были огромные проблемы с социализацией, сейчас, слава богу, как-то нивелировалось. Но в целом эта особенность откладывает отпечаток на характер, на образ мышления и восприятие мира, плюс подростковый возраст. Она в вечной оппозиции миру к месту и не к месту, по поводу и без повода - все надо озвучить, каждую свою мысль. Постоянные философствования, выматывающие разговоры на почве любой мелочи, произошедшей в ее жизни, всю душу вынет. Зато я в курсе всех событий в ее жизни, знаю каждый уголок ее души, ох)

Дальше. С дочкиных 10 лет мы живем не в России, но через год переезжаем обратно (это с работой мужа связано). Там, где мы живем, образование совершенно нулевое, его фактически нет. Если в целом уровень школьной программы средненький, то отсутствие какого-либо спроса с учеников сводит и этот минимум к полному нулю. Домашки нет, учить наизусть не задают, контрольные какая-то фигня в виде теста, сочинений нет, да вообще ничего нет, чтобы не дай бог не утрудить деточек. Я понимаю, что после такого обучения в России нам в школу не попасть.Я даже не знаю куда нам идти в России поступать с таким багажом ((Решили здесь получить аттестат за 9 класс в местной посольской школе. Для этого надо пройти два этапа испытаний в виде экзаменов за каждый предмет и при успешной сдаче этих двух этапов сдавать уже непосредственно ОГЭ. Приобрели все необходимые учебники, учимся дома по плану. Но это невыносимо трудно!!! Трудно всем - дочери и нам, родителям. Нам с мужем приходится самим всю программу освежать в памяти, читать, решать, чтоб объяснять дочери. Объем огромный, по некоторым предметам уровень довольно высок (ну или это по сравнению с местным образованием так кажется), дочь все делает из-под палки, с трудом, в график не вписываемся. Умом она понимает, что ей это нужно, но собраться и заставить себя не может.

Плюс к этому она влюбилась в какого-то парня из России, которого видела всего пару раз прошлым летом, весь год они переписывались и у нее все мысли о нем. Рвется к нему, хотела поехать на все каникулы к отцу, чтоб там проводить время с любимым, а тут мы со своей учебой. Я не могу ее на все лето отпустить, потому что надо готовиться, поедет лишь на 1 месяц. Она это воспринимает как трагедию, устраивает бойкот, прекратила какую-либо подготовку, упивается своим "несчастьем" и вообще заявила, что хотела бы жить с отцом, а с нами ей дискомфортно, она нас не понимает, не понимает наш образ мысли, ей все чуждо в нашем доме, чувствует себя белой вороной и т.п. Я понимаю, что это все связано с нежеланием как-то напрягаться, что-то делать, ей было комфортно плыть по течению, ничего не делать, а тут свалилась учеба и стало трудно.
Ей было предложено, в виде вознаграждения за труды, при успешной сдаче каждого этапа исполнение двух ее самых заветных желания. Ну и кнут тоже применяем - лишаем интернета, телефона, ограничиваем общение с друзьями в случае хвостов. Вот кнут неплохо подстегивает, но лишь на какое-то время, в целом толку ноль. Лишь бы отстали, лишь бы опять стало легко - это все, что она хочет.

Я не знаю что мне делать. С одной стороны понимаю, что надо насесть, как-то пережить этот год, но все сдать. Я смотрю на огромный список детей на сайте посольской школы, которые (ну или родители которых) тоже хотят получить российский аттестат и думаю, вот они же как-то справляются, что же мы-то не можем? С другой стороны я ужасно устала. Устала от дочки, от постоянных ее недовольств, я жду ее из школы и каждый раз боюсь, что вот сейчас она опять придет не в духе и будет приставать ко мне с выматывающими разговорами. Устала эту учебу тянуть, устала переживать за ее будущее и в то же время устала давить на нее, находить слова, чтобы мотивировать на учебу. Я уже даже готова отпустить ее к жить к отцу (((
Люди, скажите мне что-нибудь! Просто как бы вы поступили или может что вам кажется неправильным со стороны? Со стороны всегда как-то виднее.

Дочери 14 лет, 8-й класс. Совсем перестала учиться. На уме только мальчики. Как повлиять на неё. Обеспокоеный папа

Дорогой Сергей.

В том - то всё и дело. Как же узнать, где у неё "кнопка".

А по поводу "стать другом", мне 45 а ей 14, мне оччень трудно понять ЧТО у неё в голове.

Приём с мобильником оччень интересен. Попробую сделать. Спасибо Таня.

Отет Нате.

Мы 2 раза в неделю вместе ходим в театры. У нас в Питере их слава богу много. Ей нравится, MTV она не смотрит, а какие продукты влияют на гормоны, не знаю.

У меня с ней отношения хорошие, но вот по учёбе всё чащще стала 3ки приносить. Хрен знает, что с ней стало?.. Раньше ни одно 3-ки за год не было, а теперь. Ужас.

Она ведь у меня приёмная. Я её с 9-и лет воспитываю.

Очень трудно было когда месячные начались, но тогда мы с ней вроде всё разобрали. А сейчас ничего не действует.

Уроки вроде делает, если не понимает чего-то, я ей обясняю.

Но успеваемость всё хуже и хуже.

Я вот тут, к стати, не понял. Почему мой вопрос плохой? Кто это мне -1 поставил? Вы думаете я тупой, что с подростком справиться не могу.

Но я её очень люблю и из-за этого готов сделать всё что угодно, для неё, лишь бы она настоящим человеком стала.

Видите-ли в чём дело, уважаемая Татьяна Сигизмундовна.

Я сторонник жёсткого воспитания.

То, что она учит уроки, я тосно знаю.

С классным руководителем мы в хороших отношениях. Я участвую практически во всех мероприятиях, проходящих в школе. Я знаю почти всех детишек на потоке дочки. Но всё чаще я замечаю, что вместо чтения книги, по школьной программе, она болтает с пацанами во дворе. Причём они её слушаются как собачёнки. А она упивается своей властью над ними. И все разговоры у неё только о мальчишках.

Даже на 8-е марта. она пацанов сганашила праздник устроить. Теперь они целыми вечерами у неё в комнате сценки разучивают.

А учёба по боку стала.

Да, уважаемая Татьяна. Сигизмундовна. Это Вы.

У Сюньчи по русскому твёрдая пятёрка. Химия и физика хромают по полной программе.

Насчёт ревности, это Вы наверное правы.

Я её, в последнее время на охоту заманить не могу, а на лыжах в эту зиму всего 2 раза ходили.

В прошлом году она у меня кабана собственноручно завалила из МЦ-шки. Видимо про это и рассказывает пацанам.

А в этом году с гончаками зайцев поганяла и всё. Говорит: "Мне этих оболтусов от пива надо отучать."

В общем, видимо, нарушилась связь Доча-Папа. Теперь - она вожак своей стаи.

Да и чёрт с ней. С химией этой. Я её тоже не очень-то знаю.

А по поводу Сигизмундовны, Вы меня извините. Надо же как-то к Вам обращаться. Я русский человек и привык по русскому обычаю с отчеством.