Исчезнувшие поселения. Вычисляем заброшенные деревни Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Как известно, наши самые любимые места для поиска монет и кладов — это старинные заброшенные деревни. Места, которые когда-то покинул человек и которые природа пытается вернуть обратно, стирая следы человеческой деятельности. Чем раньше покинул ее человек, тем менее заметны следы на местности. Наверное, каждый копатель бывал в заброшенных деревнях, но задавал ли он себе вопросы: Почему же исчезла эта деревня? Что заставило людей покинуть свои дома? Действительно, давайте же разберемся.

  • Начнем с самого старого. Деревни, исчезнувшие в до ПГМ-ую эпоху. В то время человек напрямую зависел от природы и ее ресурсов. Будь то вода, земля, и т. д. И вот к примеру в один «прекрасный» момент речка пересохла, или земля потеряла свое плодородие и перестала давать урожай. Тогда люди были вынуждены искать новое место для своего поселения. Исчезнувшие доПГМные деревни являются самым настоящим лакомым кусочком для кладоискателей, ведь там нет современного мусора и все, что попадется под катушку, будет относится к той эпохе. Будь то различная чешуя, предметы быта, украшения. Но найти такую деревню крайне сложно.
  • Деревни, исчезнувшие в период революции и гражданской войны. В то время на войну уходило все мужское население, следовательно костяк деревни просто напросто исчезал. Да и население деревень могли истреблять, а дома сжигать. В таких местах помимо монет возможны находки «Эха гражданской войны». Будь то сгнившие снаряды, оружие, осколки, гильзы, и т. д. Так что будьте аккуратнее. Найти такие населенные пункты можно только по царским картам.
  • Деревни, исчезнувшие в период ВОВ. Вот тут, как и в предыдущем варианте, может быть два варианта. Или деревня была покинута из-за всеобщей мобилизации населения, которое впоследствии не вернулось с войны или переехало жить в другое место. Или населенный пункт был уничтожен немецко-фашистскими захватчиками. В таких местах до сих пор лежит много взрывоопасных «сюрпризов».
  • Деревни, исчезнувшие в следствие процесса Хрущевского укрупнения деревень в 60-70-х годах прошлого века. Они составляют подавляющее число покинутых и забытых урочищ. Это когда в одну деревню сселяли население из других, близлежащих с целью увеличить население и слить маленькие колхозы в один крупный. Это те места, где копает основная масса копателей. Тут нам уже попадается и «советский» мусор: пробки бескозырки, алюминиевая проволока, и тому подобное. Но среди этого мусора попадаются интересные находки. Некоторые такие деревни уже могут быть отмечены на картах генерального штаба как урочища или с пометкой разв. или нежил. Лучше накладывать старую карту на генштаб. Ведь не все урочища были деревнями:)
  • Деревни, добровольно покинутые жителями. Молодежь стремится в город, а стареющее население остается дома, в деревне. Там же народ стареет и умирает, оставляя после себя никому ненужные дома, которые со временем рушатся. Классическая схема. Находки зависят от периода существования населенного пункта.
  • Деревни, доживающие свой век. Почти то же самое, что и предыдущий вариант. В них еще есть некоторой количество местных жителей, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну или куда на летний период приезжают дачники. В таких местах значительным преимуществом и помощью является как раз местное население. Стоит только пообщаться со старожилами и вы узнаете много полезной информации. В таких местах людям почти нескем разговаривать и, если вести себя прилично, они рады будут с вами наладить контакт. Местные могут поведать где находилась барская усадьба или деревня, отсутствующая на карте, показать старую часть свой деревни, и так далее и тому подобное.

Ну чтож, вроде все основное перечислил. Есть конечно и еще другие факторы, но это уже совсем другая история. Ищите и вам обязательно улыбнется удача. До встречи на полях!

Переходим к фоткам:

Все, что осталось от небольшой деревни после переселения в 60-х годах.

Некогда крупная и зажиточная деревня, но забытая и никому ненужная. Когда-то было огромное количество добротных каменных домов.

Тоже некогда крупная деревня. В ней была даже школа. Но и ее, как и другие соседние деревни, тоже сселили.

Тут была длинная улица траковой деревни. Была когда-то…

Последний вариант. В деревне еще имеется достаточное количество населения, но магазин уже закрылся и за хлебом народ вынужден ходить в соседний поселок за 3 км. На втором фото контора колхоза. Естественно тоже покинутая.


Все, что осталось от богатенькой деревни.


Развалины большого двухэтажного каменного дома. На втором же фото домовая яма, на краю которой растут березки.


Платонова Наталья

Данная работа по краеведению отражает историю деревни Терешок Починковского района Смоленской области. В Терешке находится уникальная деревянная церковь, которой около 200 лет. Материал был собран у местных жителей, также обращались к архивным документам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………стр.2
  2. Основная часть:

Глава 1. Деревня – это наша Родина……………………стр.5

Глава 2. Причины исчезновения деревень……………..стр.7

Глава 3. История села Терешок

И храма Святителя Николая…………………………….стр.9

Глава 4.Семья священника И.А. Солнцева…………….стр.10

Глава 5. Деятельность храма в XX веке………………..стр.12

  1. Заключение…………………………………………....стр.13
  2. Список используемой литературы…………………....стр.14
  3. Приложения……………………………………………..стр.15

«Моя деревня! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие».

Ф.И.Меженцев

Введение

Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Октябрьской Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.

Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем крае насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села?

Актуальность темы исследования обусловлена исчезновением сёл и деревень, как населённых пунктов; сокращением количества сельских жителей; возрождением православной церкви на селе.

Цель работы - обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

В работе решались следующие задачи:

1. Собрать материал об истории села и её уникальной деревянной церкви;

2.Изучить и собрать сведения об истории церкви и её настоятелях.

Объектом исследования являются исчезающая деревня Терешок Починковского района и храм Святителя Николая, который не закрывался в советское время.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Гипотеза исследования – если я соберу материал об исчезающей деревне, то тем самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего района, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:

Приобретение навыков исследовательской работы;

Поэтапное формирование в работе навыков, умений;

Работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

В работе использованы следующие методы:

  1. Работа с архивными документами;
  2. Изучение литературы;
  3. Анализ;
  4. Беседа;
  5. Поиск;
  6. Обобщение;
  7. Систематизация.

Глава 1. Деревня – это наша родина

Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы.

Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением. И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…

Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле? Сегодня мы все – здесь, и нам решать, как быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и нам.

А что с деревней?

Результаты переписи, проведенной в 2010 году, показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В Починковском районе около 50 деревень исчезли с лица земли, а ещё около десятка находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в крупных городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?

Мне, как жителю сельской глубинки, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней. К сожалению, если своей деревне я ещё могу чем-то помочь, то десяткам других деревень Починковского района уже никто не поможет. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о них и их жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдёт судьба деревни с интересным прошлым, полным жизни, праздника, счастья, но угасшим по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.

Глава 2. Причины исчезновения деревень

В марте 1965 года выходит Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства страны». Была принята попытка вдохнуть жизнь в сельское хозяйство. Произошли изменения в жизни колхозников, а именно: они получили возможность сдавать государству сверхплановый продукт по более высоким ценам. Каждый месяц крестьяне стали получать своего рода заработную плату как аванс в счет будущих колхозных договоров. Они обрели право на пенсию, социальное страхование, прекращен натиск на личное подсобное хозяйство. Начинается прокладка дорог, электрификация. Однако результаты оказались довольно скромными, продолжался массовый отток людей из деревни. Вместо того, чтобы прокладывать к отдаленным населенным пунктам дороги, линии электропередач, средства связи, тогдашние руководители страны предпочли объявить их «бесперспективными», перевозя оттуда коровники, птичники, свинофермы, закрыв там медпункты, школы, магазины. Курс на массовую ликвидацию таких деревень уходит корнями в борьбу с хуторской системой 30-х годов, достигает рассвета в 70-е годы. Социологи в союзе с чиновниками Агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников на Центральной усадьбе. Лишь «перспективные» деревни могут быть социально обустроены. Так началась политика «укрупнения колхозов», которая привела уничтожению сотни маленьких «неперспективных деревень». На местах цветущих садов, зеленеющих огородов, дышащих полной жизнью домов, остались несколько покосившихся избушек без окон и дверей, заросшие бурьяном улицы, разрушенные фундаменты. А ведь когда-то здесь была большая деревня. В оставшихся без хозяев пустых домах печально смотрят на мир глаза-окна. От их взгляда становится тоскливо на душе, сердце готово выпрыгнуть из груди. И, кажется, что вот-вот услышишь мольбу: «Не проходи мимо, остановись, поговори с нами».

Стены пустых домов помнят и лица своих хозяев, их разговоры, радости, печали, прощание с родной деревней, звонкие голоса бегающих по деревенской улице детей… А сейчас здесь тишина. В таких деревнях, кажется, даже птицы поют тоскливее. Посаженные людьми черёмухи, яблони как будто раньше времени постарели – согнулись, высохли. В такое время даже на красоту родного края не обращаешь внимание. Всё побеждает черно-белый цвет.

Заброшенные деревни невозможно восстановить. Сердца уехавших из этих деревень людей до сих пор кровоточат… Вынужденное прощание с родной деревней навсегда оставили в их сердцах глубокие шрамы. Таким образом, последствия большой политики видны и сейчас, задевают жизни тысячи людей.

Оживут ли вновь исчезнувшие деревни, невозможно предсказать. Скорее всего, уже никогда не зазвучит гармонь на окраине деревни, не запоёт рожок пастуха, не зазвучат звонкие голоса детей… Эти деревни мы уже потеряли… Но есть ещё время спасти десятки маленьких деревень, для которых мы можем что-то сделать. Так давайте же действовать, а не смотреть равнодушно, как один за другим затихают наши деревни…

Судьбы деревень складывались по-разному: одни исчезали естественным путём, другие были насильно перевезены в наиболее крупные населённые пункты. Особенно пострадала деревня 1960-70 годы XX века. Основными причинами исчезновения населённых пунктов стали:

- Естественный отток населения;

- Коллективизация;

- Укрупнение колхозов;

- Отсутствие дорог, водопроводов, электрификации.

Глава 3. История села Терешок и храма Святителя Николая

Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.

Село Терешок входит в состав Стодолищенского сельского поселения. До 1917 года оно принадлежало Рославльскому уезду Смоленской губернии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «ТЕРЕШОК», встречающегося на Смоленщине, преподносится, как «мотылёк, бабочка». Как село, отмечено на карте Смоленского наместничества 1775 года.

В документах генерального межевания второй половины XVIII века, сохранившихся в Российском государственном архиве древних актов, село Терешок имело ещё одно название – Васильевское.

По сведениям 1859 года, в 25 верстах от уездного города Рославля при речке Терешке располагалось село Терешок из 9 дворов, в которых жили 30 мужчин и 49 женщин. Рядом находилось владельческое сельцо Сафирополь (Гута) при колодце в один двор с 16 мужчинами и 17 женщинами. Во владельческой деревне Прилеповке (Петропавловское) в 10 дворах жили 30 мужчин и 36 женщин.

По сведениям 1872 года, селом Терешок владели Воеводская и Римский-Корсаков. После революции исчезла усадьба Сафирополь. Около 10 лет нет уже и Прилеповки. Сейчас в Терешке живёт всего несколько семей. Но стоит, на удивление, из тёсаных брёвен храм Святителя Николая, наполненный радужным светом благодаря сохранившимся кое-где витражам.

Слева от храма видны старые липы, вокруг заросли кустарника, в середине которых – небольшие холмики прямоугольной формы. Это старинное кладбище. Нахожу маленькую стелу. Вот всё, что осталось от некрополя XIX века. Утрачены могилы дворянок Ольги Дмитриевны Римской-Корсаковой (1813-1854) и Варвары Феодоровны Римской-Корсаковой (1841-1873) и многие другие.

За алтарём храма Святителя Николая покоятся его пастыри. На стеле – надпись:

Глава 4. Семья Священника И.А. Солнцева

Священник Иван Андреевич Солнцев был сыном псаломщика села Горенова Рославльского уезда. Сначала он учился в Рославльском уездном духовном училище, затем в 1863 году окончил Смоленскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Учительствовал в Сычёвском и бельском уездах. 6 августа 1866 года рукоположен священником в село Терешок и дополнительно выполнял обязанности законоучителя при Борщёвском министерском двухклассном училище. Из его воспоминаний:

«Мой Терешок, когда я поступил сюда священником, был не Терешок, а «Теремок»; церковь маленькая, ветхая, селения редкие, кругом лес. Живёшь, бывало, и свету не видишь. Но вот прошла железная дорога, и мой приход стал оживляться: крестьяне занялись рубкою леса, стали приготовлять деревянные изделия и отправлять их по железной дороге. Благодаря этому быт прихожан улучшился, а вместе с тем поправилось и моё материальное положение».

У священника была большая семья – две дочери и четверо сыновей. Старшая дочь Анна Ивановна вышла замуж за священнослужителя Нила Михайловича Белкина. Он начинал служить в Терешке, и там же рукоположен в священники. В 1896 году Нил Белкин был законоучителем в Стодолищенской земской школе. Екатерина Ивановна вышла замуж за Николая Гурьевича Панкова, учителя, музыканта, действительного члена Русского общества пчеловодов.

В 1894 году Мария Клавдиевна Тенишева купила хутор Флёново и организовала сельскохозяйственную школу, первым заведующим которой стал Н.Г. Панков. Вместе с ним в качестве учителя работала и его жена.

Разные судьбы у сыновей отца Иоанна. Иван Иванович был армейским офицером, Константин Иванович – священником.

Александр Иванович Солнцев – выпускник Нежинского лицея, художник-самоучка, деятельный участник Талашкинского содружества умельцев-промысловиков княгини М.К. Тенишевой. Уезжая из Терешка, он зарисовал на память могилу отца. Этот рисунок сто лет спустя помог правнукам, проживающим в разных городах, найти тропинку к родине прадеда.

С 1900 по 1918 Александр Иванович преподавал древние языки и историю в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге. Основным девизом гимназии было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить». По свидетельству бывшего ученика гимназии, академика Д.С. Лихачёва, А.И. Солнцев – автор первой советской азбуки.

Сергей Иванович Солнцев в 1900-1904 годах учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1909 году направлен за границу для повышения экономического образования. В 1912 году защищает кандидатскую диссертацию

Легенды о таинственных исчезновениях широко распространены по всему миру. Но, без сомнения, одним из самых популярных является инцидент, который произошел в Северной Америке, в колонии Роанок, жителей которой видели живыми в последний раз в 1587 году…

…Лидером же является необъяснимое исчезновение и местонахождение более тридцати мужчин, женщин и детей, которые исчезли из деревни эскимосов в первой половине двадцатого века возле озера Анджикуни.

Озеро Анджикуни богато щукой и форелью. Оно расположено вдоль берегов реки Казани в одном из отдаленных регионов Канады. Этот край богат легендами о злых духах. Тем увлекательнее и таинственнее выглядит история исчезновения местных жителей.

Вся история началась в ноябре 1930 года, когда канадский охотник за пушным зверем Лабелль прибыл в эскимосскую деревеньку, и к своему удивлению обнаружил, что хижины опустели. А ведь всего несколько недель назад это было гостеприимное, шумное поселение, в котором кипела жизнь. Теперь же его встретила гробовая тишина.

Охотнику не удалось найти ни одного обитателя деревни. Понятное дело, он захотел узнать, что же случилось. Однако его поиски не дали никаких результатов. Он обошел всю деревню, заглядывая в каждый уголок. Лодки-каяки местного населения были на своем обычном месте, на причале, а в домах остались все необходимые вещи домашнего обихода и оружие.

В домиках охотник обнаружил также горшки с традиционным блюдом – тушеным мясом. Все запасы рыбы также были на месте. Все было абсолютно так, как раньше, за исключением людей. Племя, численность которого составляла более двух с половиной тысяч человек бесследно исчезло в самый обычный день. Не нашел охотник и каких-либо следов борьбы.

Еще одной деталью, которая добавляла загадочности ситуации, было то, что никаких следов людей у деревни не было.

По воспоминаниям Лабелля, он почувствовал необъяснимый страх и напряженность в области живота, и незамедлительно бросился к телеграфу и отправил оповещение королевской канадской горной полиции.

Поскольку ничего подобного никто никогда не слышал, полицейские немедленно направили в деревушку целую экспедицию. Поиски жителей растянулись по всему побережью озера. Когда полиция прибыла на место, было обнаружено еще несколько фактов, которые указывали на то, что исчезновение имеет мистическую природу.

Во-первых, эскимосы не взяли ездовых собак, как первоначально предполагал охотник. Их обледенелые скелеты были найдены глубоко под снегом. Они умерли с голоду. Более того, выяснилось, что могилы предков были вскрыты, и тела усопших бесследно исчезли.

Эти факты поставили в тупик местные власти. Было понятно, что ни одним из двух видов транспорта люди не воспользовались. К тому же, если бы они добровольно покидали деревню, то, в крайнем случае, не оставили бы собак привязанными, они отпустили бы их, предоставив возможность самим находить себе пищу.

Но более странной кажется вторая тайна – ученые с уверенностью горят о том, что эскимосы не могли потревожить могилы своих предков, поскольку это запрещено обычаями. А кроме того, земля в то время была настолько промерзшей, что разрыть ее без помощи специальной техники было просто невозможно.

По словам одного из полицейских, который принимал участие в поисках, то, что произошло в деревне, физически абсолютно невозможно. Через семь десятилетий никто не смог оспорить это его утверждение.

До настоящего момента канадские власти не сумели разгадать загадку озера Анджикуни. Тем более не смогли они найти потомков членов этого племени. И все выглядит так, будто этой деревни никогда и не существовало на свете.

Такое, по меньшей мере, странное исчезновение целой деревни не поддается никакому более-менее разумному объяснению. Даже если бы на племя кто-то напал, то полицейские нашли бы останки людей или следы противостояния, но ведь ничего подобного найдено не было…

Впрочем, это далеко не единственный случай, история хранит еще немало подобных легенд.

В Кении, в одном из племен исследователи услышали легенду об острове Энваитенет, на котором очень давно проживало большое племя. Оно занималось торговлей с другими племенами. Но в один день торговля просто прекратилась.

На остров отправили разведчиков, которые принесли информацию о том, что деревня пуста, при этом все вещи остались на своих местах. Но, опять же, возникает вполне закономерный вопрос: каким образом и, главное, зачем жители целого племени смогли пересечь озеро незамеченными и куда они вообще исчезли?

После этого инцидента остров, название которого означает «безвозвратный», считают проклятым.

Подобные исчезновения случались и на территории России.

Очень много сообщений о подобных случаях появлялось в средствах массовой информации относительно Плещеева озера. Если верить истории, когда-то давно на этом озере был построен красивый город Клещин, но однажды все жители покинули его точно так же, как эскимосы покинули свою деревеньку.

Легенды говорят о том, что город этот был проклят Духом Озера. Поэтому город Переяславль-Залесский, который был построен позже в этой местности, был воздвигнут в стороне от озера. И хотя это всего лишь красивые легенды, однако Плещеево озеро до сегодняшнего дня наводит страх на местное население.

Плещеево озеро

Жители верят, что туман, который довольно часто появляется на озере, очень опасен. И если попасть в него, то можно оказаться в параллельном мире и вернуться через несколько дней, а то и вовсе исчезнуть.

Нечто похожее происходит и в Иркутской области. В 1997 году в Нижнеилимском районе, недалеко от Мертвого озера исчезли три сотрудника местной милиции. А пятью годами ранее в этом же районе пропал целый железнодорожный состав вместе со всеми людьми, сопровождавшими его.

Псковская область также имеет свое аномальное место. Это местность возле села Ляды, которая пересекается оврагом. Именно там пропала бригада, отправленная на лесозаготовку.

Мертвое озеро

Все эти истории объединяет то, что все они имеют объяснения, пусть даже не совсем правдоподобные. А вот как объяснить исчезновение людей на глазах у большого количества свидетелей?

Так, например, широко известна история, которая случилась с фермером Лэнге, исчезнувшем на глазах пяти очевидцев. И такие истории также случаются очень часто. Еще в летописях семнадцатого века есть записи о том, что во время трапезы буквально растворился в воздухе Инок Амвросий.

Но в те времена подобные происшествия объяснялись очень просто – происками нечистой силы и колдовством. В начале 1800-х годов точно таким же образом исчез посол Британии Б.Батерст. Вначале его исчезновению не придали должного значения, списав его на наполеоновские козни.

Однако многочисленные свидетельства очевидцев подтвердили, что Наполеон к этому случаю не имеет ни малейшего отношения.

Более современный случай произошел уже в наше время, когда жена исчезла практически на глазах мужа, просто выйдя из автомобиля, чтобы протереть стекла.

Но далеко не всегда люди исчезают без следа. Иногда случается так, что люди, пропавшие в одном месте, спустя какой-то промежуток времени появляются в другом, совершенно незнакомом им месте.

Так, например, случилось во второй половине двадцатого века с одним из военных летчиков, которому пришлось катапультироваться, поскольку его самолет потерпел крушение. Когда он пришел в себя, то выяснилось, что до места аварии приблизительно один километр. А один из его сослуживцев утверждает, что самолет просто растворился…

Китайский городок Гуйлинь, известный извилистыми ветвистыми пещерами, также может «похвастаться» случаями исчезновения людей.

Гиды, которые проводят экскурсии по пещерам, вынуждены пересчитывать туристов после каждого похода в пещеру. И причина не только в том, что кто-то может отстать или заблудиться.

Пещеры городка Гуйлинь

В 2001 году произошла очень странная, но довольно забавная история. К одной из экскурсий присоединился новый турист, которого никто до этого не видел. Оказалось, что сам этот человек считает, что находится в 1998 году, а догнал он свою группу, от которой отстал, решив немного отдохнуть в одной из пещер.

В 1621 году царская охрана Михаила Федоровича захватила в плен отряд хана Девлет-Гирея, вышедшего в поход в 1571 году. Какое же изумление читалось на их лицах, когда они узнали, в каком году оказались.

По словам воинов отряда, они вместе с татарским войском принимали участие в штурме Москвы, на их пути оказался глубокий овраг, покрытый туманом. Выехать из него им удалось только через полстолетия.

По словам ученых, подобные исчезновения можно объяснить существованием временных «черных дыр», через которые человек может попасть в параллельную реальность, а вот выбраться назад – практически невозможно. Такие провалы во времени возникают вследствие геофизических аномалий, например разломов земной коры.

Не менее часто используемой является версия о том, что людей похищают инопланетяне для проведения своих исследований.

Телепортация – это явление непредсказуемое, поэтому заранее знать, куда именно может занести человека эта аномалия, невозможно. Ученые также утверждают, что подобные чудеса могут продемонстрировать жители религиозных племен, основной частью жизни которых является медитация, а также тибетские йоги.

Телепортацию также можно объяснить и тем, что в определенных обстоятельствах в человеке могут «просыпаться» паранормальные сверхъестественные способности, в частности, возникновение опасности для жизни и огромное желание покинуть какое-то определенное место.

Такое предположение было доказано экспериментально – на кошку натравили собаку. Кошка настолько испугалась, что зашипела и …исчезла. На месте был обнаружен только ошейник, а само животное нашли через несколько дней на крыше церковной колокольни.

Похожие случаи фиксируются практически каждый день. И даже несмотря на то, что большинство из них имеет прозаическое, обычное объяснение, все-таки некоторые из них действительно не поддаются никакой логике и поражают своей таинственностью и мистической подоплекой.

Можно быть уверенным в том, что большинство случаев никогда не попадет на страницы средств массовой информации, поскольку рассказать о них будет просто некому…

http://www.softmixer.com/2012/02/blog-post_6494.html

А вы задумывались, что через несколько тысяч лет, вместо вашего города может возникнуть огромная пустыня, а может на месте вашего любимого(или не очень)офиса будет заповедник? Жители этих городов тоже вряд ли осознавали, что их родные города исчезнут с лица земли.

Аркаим

Раскопки древнеарийского города Аркаим, построенного на рубеже III-II тыс. до н.э., стали одним из главных археологических открытий 20-го века. Во времена своего расцвет Аркаим – город Солнца, храм и астрономическая обсерватория – считался духовным центром всей Сибири и Урала, но и в итоге был заброшен в результате пожара. В 1987 году аркаимскую долину решили затопить за ненадобностью. Однако суровые челябинские археологи грудью встали на защиту памятника древнейшей индоевропейской цивилизации, и теперь там находится заповедник.

Вавилон

Вавилон был одним из красивейших городов древнего мира. По легенде, там находилась та самая башня, из-за которой человечеству уже которое тысячелетие приходится изучать иностранные языки, и Висячие сады – чудо света, которое царь Навуходоносор II построил для своей жены Семирамиды. Все эти достоинства не уклонились от внимания Александра Македонского, который в 331 году до н.э. завоевал Вавилон и сделал его центром своей империи. Тем не менее, в результате бесконечных войн к началу II века нашей эры Вавилон пришел в упадок и до сих пор лежит в руинах в 85 километрах к югу от Багдада.

Греки основали Трою на месте современного холма Гиссарлык на северо-западе Турции, недалеко от пролива Дарданеллы, в стратегически важном месте, позволявшем контролировать пути, соединявшие Европу и Азию на суше, а потому вокруг Трои с древних времен разгорались конфликты. Самый известный из них, о котором Гомер рассказал всем в «Илиаде», закончился падением города в 1260 году до н.э. Спасибо археологу Шлиману, в 19-м веке откопавшему Трою и фактически нанесшему ее на современную карту мира – правда, теперь уже скорее в качестве культового места для историков и туристов.

Помпея

Как жители Помпеи провели свой последний день, представляет себе каждый школьник благодаря трудам художника Карла Брюллова. Живописные развалины в окрестностях Неаполя когда-то были процветающим торговым центром, жители которого занимались рыбной ловлей и производством оливкового масла. На их беду, в 79 году до н.э. вулкан Везувий, у подножия которого были расположены Помпеи, неожиданно пробудился – со всеми вытекающими и вылетающими оттуда последствиями. Помпеи полностью откопали только в XX веке и превратили в неплохо сохранившийся музей под открытым небом.

Крепость Убар, или Ирам, построенная вокруг оазиса в аравийской пустыне, с 3 века до н.э. и вплоть до 4 века н.э. была одним из самых богатых населенных пунктов на территории современного Омана. В Ираме была развита наука, алхимия и военное дело, а торговые караваны из Персии, Греции и Рима так и текли в город за благовониями и миррой. Согласно исламским преданиям, Убар был разрушен по воле Аллаха, однако в 1980-е годы археологи выдвинули более прозаическую (и ужасающую) версию: город целиком провалился в подземную карстовую воронку, которая и была причиной нахождения цветущего оазиса в пустыне. В течение многих столетий, пока беспечные горожане выкачивали из-под земли воду, воронка разрасталась, и наконец земля разверзлась и поглотила Убар со всем его содержимым.

Мохенджо-Даро

Город, чье название переводится с хинди как «Холм мёртвых», исчез с лица земли около трёх с половиной тысяч лет назад. Гибель одного из центров Индской цивилизации около 1700 года до н.э. описана в индийской поэме «Махабхарата». Судя по ней, город был уничтожен мощным взрывом, в результате которого оплавились камни, вскипели воды и поджарились рыбы, не говоря уже о людях. Впоследствии ученые предположили, что город был разрушен в результате природного явления – так называемых чёрных молний, или не успевших «разгореться» шаровых молний. Взрыв одной из них повлёк за собой цепную реакцию, в результате которой на месте Мохенджо-Даро остался только пепел.

Пальмира

Пальмира была важным перевалочным пунктом для пересекавших Сирийскую пустыню караванов, а также монументальным культурным и экономическим центром древнего мира. Слухи о красотах этого города вдохновляли поэтов именовать Северной Пальмирой, например, Санкт-Петербург, а Южной, например, Одессу. Сейчас на месте Пальмиры торчат из песка обломки колонн, остатки храмов и акведуков и прочие руины, бережно охраняемые ЮНЕСКО. Правда, в свете гражданской войны в Сирии неизвестно, сколько они простоят.

Теночтитлан

Древние ацтеки, основавшие в 1325 году Теночтитлан, недолго думали над его названием – назвали «место колючих кактусов». За двести лет существования альтепетль, или город-государство, превратилось в один из великолепнейших городов западного полушария той эпохи: в нем были каменные пирамиды, храмы, насыпные дороги и даже каменный водопровод. Испанские конкистадоры, однако, не ставили перед собой задачу сохранить богатства ацтеков для будущих поколений, и в 1521 году Теночтитлан был разрушен армией под предводительством Эрнана Кортеса.

Двиград

Крепость XI века, расположенная на территории современной Хорватии, во времена Римской империи была небольшим, но важным поселением, построенным на пересечении главных торговых путей. Однако в 17-м веке население города подчистую выкосила эпидемия чумы, а оставшиеся в живых сбежали без оглядки, даже не устроив пира на прощание. Благодаря безлюдности, а также отсутствию всякого желания со стороны хорватских властей заниматься реконструкцией Двиграда, остатки средневекового замка, городские ворота, сторожевые башни и куски могильных плит можно увидеть и сейчас.

Маджар

На месте Буденновска на Северном Кавказе в XII-XIV веках находился средневековый город Маджар. В период своего расцвета Маджар являлся главной резиденцией хана Золотой орды: в нем чекинились ханы и чеканились собственные монеты, строились мечети и минареты, был городской водопровод. Маджар с трудом пережил нашествие войск Тамерлана, во время которого город разграбили его военачальники, и влачил жалкое существование еще полтора века, до самого падения астраханского ханства.

Мачу-Пикчу

На языке индейцев кечуа Мачу-Пикчу означает «старая гора». По преданиям, древние инки считали это не самое подходящее для постройки города место на территории современного Перу священным центром Земли и использовали его для общения с богами. В лучшие времена в городе проживало всего лишь около 1200 человек, а в 1532 году жители по таинственным причинам покинули город. После включения Мачу-Пикчу в список Всемирного наследия ЮНЕСКО город стал вызывать небывалый интерес со стороны туристов. Для сильных духом и лёгкими путешественников (город находится на высоте 2,430 м над уровнем моря) на Мачу-Пикчу водят организованные экскурсии, а за отдельную плату перуанские проводники таскают багаж не привыкших к длительным восхождениям европейцев или американцев.

Небольшой калифорнийский городок Боди в середине 19-го века был одним из центров Золотой лихорадки, куда стекались мечтающие разбогатеть золотоискатели со всей Америки. В 1880-е город стал отличной декорацией для вестернов - обзавелся салунами, пивоварнями, железнодорожной станцией и, разумеется, кварталом красных фонарей. Однако падение цен на золото привело к вымиранию Боди, и к 1915 году он пришел в запустение. По слухам, в нем водятся привидения – как и полагается городу-призраку.

Этот порт в Карибском море считался колыбелью порока и пристанищем разврата: европейские мореплаватели называли его «Содомом нового мира». Его население состояло из пиратов, головорезов, шлюх и прочих сомнительных личностей. До наших дней это чудное местечко, однако, не сохранилось: в 1692 году на Ямайке произошло разрушительное землетрясение, вызвавшее цунами, в результате которого город с двумя тысячами жителей за две минуты почти целиком погрузился под воду. Те, кто уцелел во время катастрофы, умерли в результате болезней, в разрухе и от нехватки питьевой воды. Впоследствии Порт-Ройал неоднократно пытались отстроить заново, но каждый раз он становился жертвой новых катаклизмов – то пожара, то урагана, то землетрясения 1907 года, пока власти острова не оставили всякие попытки его возродить.

Галвестон

Галвестон был одним из наиболее занятых торговых городов на берегу Мексиканского залива, пока 8 сентября 1900 года его не смёл с лица земли могучий ураган. В те времена ураганам ещё не давали имен, однако известно, что это был шторм 4-й категории, и порывы ветра достигали 200 км/ч. В результате катастрофы погибли 8 000 человек, а на месте города остались одни развалины. Полностью Галвестон не исчез, но из культурной столицы Техаса и крупного экономического центра он превратился в захолустную гавань: производство и экономика переместились в Хьюстон, туда же утекла и большая часть населения.