Скребицкий пушок краткое содержание. Школьное чтиво: "Пушок". Георгий Скребицкий. Лесной голосок

Урок литературное чтение.

Тема «Г.Скребицкий. Пушок».

Цель урока: ·

Познакомить с творчеством автора и новым произведением;

развивать устную, связную речь, память, навыки чтения; расширять словарный запас учащихся;

воспитывать вежливость, доброжелательность, любовь к живой природе, ответственность за прирученных животных;

Методы:

Словесный, частично – поисковый, проблемный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: рисунки, поделки учащихся, карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся,

за работу мы возьмёмся.

2.Вводная беседа

Сообщение задач

Учитель: Сегодня на уроке мы будем читать, слушать, анализировать, рассказывать, сочинять, играть.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Название групп:

Художники, скульпторы, рассказчики, писатели.

Каждая группа выполняла определённое задание.

1 группа художники, рисовали ёжика, сделали аппликацию.

2 группа скульпторы слепили ёжиков.

3 группа рассказчики подготовила стихотворения о ёжика.

4 группа писатели информация о еже

(1 и 2 группы оформляют выставку)

Актуализация имеющихся знаний.

«Угадай-ка»

(запись на доске)

Е. Трутнева Осень

А. Пушкин Красная шапочка

А. Кунанбаев Песенка про сказку

О. Уальд Ромашка

Ю. Мориц Сказка о потерянном времени

Н. Носов Улетает лето

Г. Андерсен Умный мальчик

Е. Шварц Сказка о мертвой царевне

Ы. Алтынсарин Мальчик-звезда

Шарль Перро Мишкина каша

Сообщение темы и цели урока.


Определение темы урока детьми – (на доске написаны автор и название произведения) Р ебята, мы будем читать произведение

Г. Скребицкого «Пушок», как вы думаете, о ком мы будем читать сегодня? (Дети рассуждают)

Послушайте загадки и вы сразу догадаетесь
Под соснами, под ёлками,

Лежит клубок с иголками .
(Ёжик)

Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёжик)
(На компьютере появляется картинка с ёжиком.)
Правильно ребята, мы будем читать произведение о еже.

3 Работа по теме урока

Учитель: Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы научимся?

Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться быть грамотным ЧИТАТЕЛЕМ. Что это значит? (Уметь правильно читать, научиться понимать произведение, определять главную мысль, понять отношение автора к произведению, к героям, уметь выражать свои мысли, понимать, для чего нужно это произведение в литературе). Учитель: Для того, чтобы это все выполнить, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными и наблюдательными).

Правильно ребята, мы познакомимся с творчеством Георгия Алексеевича Скребицкого.

Опрос учащихся что они узнали и записали себе о Г. Скребицком.

Георгий Алексеевич Скребицкий ,

: 2 августа 1903 г., : 18 августа 1964 г., : , .

Георгий Скребицкий родился в семье врача. Его детские годы прошли в городке .

заканчивает Чернскую школу и едет учиться в Москву, где заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает на факультет охотоведения и звероводства и работает во Всесоюзном институте пушного звероводства.

Как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчишки и белочки. Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их.

Физминутка Танцующий ежик (ролик)

Прежде чем перейти к знакомству с произведением, давайте послушаем информацию и стихи о еже. (4 и 3группа) (дети в своих карточках записывают интересное об еже)

Ёж – это дикое животное, которое живёт в лесу.
Но если в вашем саду есть уголок нетронутой растительности, то вы можете однажды обнаружить, что там появилась ежиная семья. Ежи не очень боятся человека, хотя при встрече на всякий случай сворачиваются в клубок.
Главную пищу, ежа составляют насекомые. Если ёж сумеет поймать мышь, лягушку, птенца, то его крепкие челюсти без труда справятся с этой добычей. Днем ёж спит, а ночь напролет рыщет в поисках еды, которую находит на поверхности почвы и неглубоко под землей. Зимой еж впадает в спячку, продолжающуюся около 4 месяцев.

4.Работа над рассказом Г. Скребицкого «Пушок».

Слушание. Чтение половины рассказа учителем продолжают хорошо читающие дети: Лиза. Даниил, Самуил, Кристина.

Словарная работа.

Сыч – птица, один из видов сов.(записать определение в карточку)

Физминутка (Сидя за партой глазами ищут нужную картинку)

Найти по классу картинки с числами 1,3,4,2, потом с животными: попугай, олень, сова, дельфин. (Картинки размещены в разных углах класса)

Проверка первичного восприятия текста. Толстые и тонкие вопросы

Вопросы группам.

1.Почему ёжика назвали Пушком?

2.Как ёжик просил еду, когда был голоден?

4.Почему ёжик любил гулять в саду?

5.Чем кормили Пушка зимой?

6.Почему мальчик взял с собой Пушка?

7 Как вы думаете, что произошло с ежиком?

Обсудите в группе продолжение рассказа. Ответы групп.

Чтение концовки учителем. Обсуждение, правильно ли дети продолжили рассказ.

7.Нужно ли было брать ёжика с собой? Что произошло с Пушком?

8.Почему мальчик забыл про ёжика?

9.Что подумал мальчик о ёжике?

10.Какую ошибку он допустил?

11.Чего он не знал?

12.Как мальчик встретился с ёжиком?

13.Почему ёжик ожил?

14.Что нужно знать про лесных животных?

15. Чему учит нас этот рассказ?

Вывод: Мы в ответе за животное, которое приручили. Должны внимательно относиться к диким животным и знать их повадки.

А теперь поиграем

Игра Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте Оборудование: текст произведения

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать все предложение. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Рефлексия.

    Назовите рассказ с которым знакомились сегодня на уроке? (Скребицкий. «Пушок».)

    Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали?

    Что пишет Скребицкий? (Рассказы.)

    О ком или о чем? (О животных.)

Георгий Алексеевич написал много произведений о животных.

Вот некоторые названия из них: Слайд

Если вы заинтересуетесь ими, то можно найти и почитать.

Ребята, какое сейчас время года?

А что делают ежи с приходом холодов?

Наш ёжик тоже готовится к спячке. Давайте прикроем его листочками, которые лежат у вас на парте. Они красные и зелёные.
Если урок интересный, ты старался и у тебя всё получилось - красный или оранжевый листик.
Если урок не интересный, у тебя не получилось многое - зелёный листик.
(Ребята выходят к доске и закрывают ёжика листочками)

Ребята, нашему ёжику не страшны морозы, он проспит под тёплым одеяльцем из красных листиков до весны.
Спасибо за работу на уроке. Ребята, вы все молодцы.

Домашнее задание . Написать письмо мальчику. Как вести себя по отношению к животным.

Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения

Задачи:

Познавательные:

- Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания

Нравственные:

- Воспитывать заботливое отношение к животным

Эстетические:

Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении

Речевые:

- Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем

Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания

Методические приемы:

Словесные: чтение, беседа

Наглядные: рассматривание графических схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»

Для детей старшей группы

Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения. («Пушок» и его автором Г. А. Скребицким)

Задачи:

Познавательные:

- Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания

Нравственные:

- Воспитывать заботливое отношение к животным

Эстетические:

Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении

Речевые:

- Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем

Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания

Методические приемы:

Словесные: чтение, беседа

Наглядные: рассматривание графических схем.

Материал:

Иллюстрации к рассказу, набор схем для графического плана, картинки диких животных: ежа, медведя, лисы, волка, зайца и их жилища, дидактическая игра «Кто, где живет?».

Предварительная работа:

Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание рассказа. Если возникнет необходимость, обратить на него внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком этот рассказ.

Изучение темы «Дикие животные»

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес и поговорим о лесных жителях!

(2)- Скажите какие животные живут в лесу? (ежи, медведи, лисы, волки, белки)

Правильно, ребята, а теперь мы с вами отправляемся в лесное царство.

(3)- А вот и первое животное, которое спряталось от нас. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это? (Белка)

А как вы догадались?

(4)- Правильно, белочка. (Показывает картинку белочки )

Посмотрите, какая она красивая. Какая у нее шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)

(5)- А когда приходит зима, белка меняет свою шубку. А зимой какого цвета у белки шубка? (Серая)
- Как вы думаете, почему? (
Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог )

Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
(6)-А чем же питается белка зимой? Какие запасы делает на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
- А кто мне подскажет, как называется белки дом? (Дупло-там она хранит запасы на зиму)

- А мы отправляемся дальше!
(7)- Смотрите, ребята, что это? (
Подводит детей к картине с изображением берлоги ). Чей это дом? (Это дом медведя)
- А как он называется?
(Берлога)
- А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (
Он всю зиму спит)

(8)- Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. (9) А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
- Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.

(10)- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)

(11) - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию) . Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу, но у него есть логово)
- Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью?
(Волк, волчица, волчата)
- Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(12)-Кто же тут у нас
? (заяц)

Какого цвета у зайца шубка? (Белая)
- А зачем зайцу зимой шубку менять?
(Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
- Правильно, на белом снегу его очень трудно заметить. А еще заяц умеет запутывать следы. (13)А чем же зайцы питаются зимой?
(Корой деревьев, морковкой)
-Они находят опавшие ветки и обгладывают с них кору.

Как вы думаете, заяц впадает в спячку? (нет)

А где живет заяц, у него есть свой домик? (да) Называется нора.

Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
(14)-(Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса.

Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)

(15)-А где живет лиса? (в норе)

Она впадает в спячку? (нет)

(16)-А кто спрятался здесь? (еж) (иллюстрация ежа)

Какой ежик? (колючий, маленький)

Дети, а зачем ежу колючки? (чтобы переносить еду на иголках, для защиты от врагов)

А чем питаются, ежики, как вы думаете? (ягодой,желудями,яблоки, грибы)

(17)-Как ежи зимуют? (впадают в спячку)

Как называется домик ежа? (нора, гнездо)

Все верно, молодцы, ребята, а животных в лесу очень много. А теперь давайте проверим как вы запомнили всё и были ли внимательны! Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто где живет?» (Изображения на слайде)

Молодцы! Давайте еще раз вспомним и повторим, кто у нас впадает в спячку, а кто не впадает!

Подготовка к восприятию текста

А теперь мы отправимся в сказочную страну одного писателя Георгия Алексеевича Скребицкого! Вспомнили? На прошлом занятии о нем говорили? Он много рассказывал о животных и природе. Написал много рассказов для детей. В книгах писатель открывает что- то важное, близкое каждому человеку.

Прежде чем отправиться нам в сказочную страну, автор подготовил для вас новые слова, посмотрите все на доску.

Ручной- приучили к рукам и пользуются с помощью рук

Сарай -помещение, в котором не живут, а хранят какие-то вещи

Рогатина -это копье, оружие, которое использовали для охоты.

И сегодня мы познакомимся с рассказом этого автора, который называется «Пушок». А почему он так называется, мы узнаем, когда я вам прочитаю этот рассказ!(Чтение воспитателем рассказа «Пушок»).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

"Пушок". Георгий Скребицкий

Рассказы о животных

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли. Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Организация полноценного восприятия произведения

Углубление восприятия произведения детей к пересказу

Беседа после прочтения:

О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)

Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)

Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)

Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)

Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)

Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)

Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.)

Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)

Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)

В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)

Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)

Расскажите, как произошла эта встреча.

Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)

Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)

Организация повторного восприятия текста с установкой на запоминание

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. (В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.)

(1)В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. (2)Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

(3)Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. (4)А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер.(5) Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

(6)Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка.(7) Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Обучение детей воспроизведению литературного образца

С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше?

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)

Мне понравились ваши рассказы. Ежик торже рад вашим ответам и оставил для вас подарки.


В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой. Везу - вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча - его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо - зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

У мальчишки жил ручной ежик. Он сжимал свои иголки, когда его гладили, за это ежику дали прозвище Пушок. Когда еж хотел есть, он носился по полу пыхтел и покусывал маленького хозяина за ноги. Ребенок очень дорожил своим любимцем.

В летнее время года еж с мальчишкой прогуливались по саду, Пушок охотился на улиток и насекомых. Зимне порой любимый питомец жил дома. Днем еж спал, а как стемнеет, просыпался и носился по комнатам, топая маленькими ножками, тем самым мешая нам спать. Половину зимы уже перезимовали.

Пошел как – то мальчуган на санках кататься и взял с собой ежика. Но на беду повстречал своих друзей и забыл колючего друга в санках. Опомнился лишь на следующий день, побежал в сарай где оставил сани и увидел холодное тельце, которое не подавало признаков жизни. Пушок умер. Погоревал мальчик, поплакал и закопал ежика в саду под деревом.

Прошло время, настали весенние деньки, про ежика уж никто не вспоминал. Пошел мальчуган в сад, а там под деревом, что то шевелится. Присмотрелся он подошел ближе и увидел своего ежика. Он не умер, а просто заснул на зиму. Радости не было предела.

Держать дома питомца – это большая ответственность, нужно внимательнее относиться к братьям нашим меньшим.

Картинка или рисунок Пушок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание оперы Севильский цирюльник Россини

    Все происходит в доме Бартоло. Он уже давно работает профессиональным доктором. Вместе с ним живет девушка по имени Розина. За ней постоянно бегает огромное количество парней, но больше всего за ее сердцем гоняется граф по имени Альмавив.

  • Краткое содержание Беляев Ариэль

    Ариэль – голубоглазый светловолосый юноша – обучался в индийской школе Дандрат. Это была засекреченная школа, где готовили жрецов религиозных сект. Воспитанники проходили через ад. Их психику подавляли гипнозом и многие из них погибали либо сходили с ума.

  • Краткое содержание Поттер - Ухти тухти

    Сказка повествует о маленькой белочке Люси, которую можно назвать Машей-растеряшей. Она всё время теряла свои платочки и фартучки. Жила она на ферме и в своей жизни встречала разных домашних животных и птиц.

  • Краткое содержание Киплинг Рикки Тикки Тави

    Рикки Тикки Тави – это мангуст, который попал к людям и начал с ними жить. Он стал для них не только домашним питомцем, но и настоящим другом. Познакомившись со всеми обитателями новой для него территории

Джек был прекрасной охотничьей собакой. Он прожил у нас очень долго, до глубокой старости. Сперва с ним охотился отец, а потом мы с братом.

Когда Джек вовсе остарел и не мог разыскивать дичь, его сменила другая охотничья собака. К тому времени Джек уже плохо видел и слышал, а его когда-то коричневая морда стала совсем седой.

Бо́льшую часть дня он спал, лёжа на солнышке на своей подстилке или возле печки.

Оживлялся Джек, только когда мы собирались на охоту: надевали сапоги, охотничьи куртки, брали ружья. Тут старый Джек приходил в волнение. Он начинал бестолково суетиться и бегать, тоже, вероятно, как в былое время, собираясь на охоту. Но его никто не брал.

– Дома, дома, старенький, оставайся! – ласково говорил ему папа и гладил его поседевшую голову.

Джек будто понимал, что́ ему говорят. Он взглядывал на папу своими умными, выцветшими от старости глазами, вздыхал и уныло плёлся на свою подстилку к печке.

Мне было очень жаль старого пса, и я иногда всё-таки ходил с ним на охоту, но уже не для своего, а для его удовольствия.

Джек давно потерял чутьё и никакой дичи найти уже не мог. Но зато он делал отличные стойки на всяких птичек, а когда птичка взлетала, стремглав бросался за нею, стараясь поймать.

Он делал стойки не только на птичек, а даже на бабочек, на стрекоз, на лягушек – вообще на всё живое, что ему попадалось на глаза. Конечно, на такую «охоту» ружья я не брал.

Мы бродили до тех пор, пока Джек не уставал, и тогда возвращались домой, – правда, без дичи, но зато очень довольные проведённым днём.

Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока– и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её – ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор… Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает – никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» – и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» – так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло… Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем – никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт – ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка – и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по-нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, – прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются – кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие веревки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу – вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу – лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.