На лучший кроссворд к произведениям аркадия гайдара. Занятие из цикла "Знатоки литературы" по рассказу А.П. Гайдара "Чук и Гек" В каком городе жили чук и гек

  1. Место, где мальчик нашел камень.
  2. За чем мальчик полез в сад?
  3. Сколько лет было мальчику?
  4. Куда мальчик притащил камень?
  5. Что может вернуть человеку горячий камень?
  6. Как зовут автора рассказа?
  7. Имя мальчика.
  8. Что мальчик нашел на болоте?
  9. Кто сторожил колхозный сад?

Кроссворд составил Андрей И., 2б класс.

2. «Горячий камень»

По горизонтали:
2. Что хотел вернуть Ивашка старику с помощью камня?
4. Что нашел мальчик на болоте?
5. Кого поймал мальчик весной в канаве?
7. Что хотел набрать Ивашка в саду?
8. Куда нужно было снести камень?
11. Каким цветом был камень?
По вертикали:
1. Сколько лет было Ивашке?
3. Кому хотел помочь мальчик?
4. Как фамилия мальчика, забравшегося в колхозный сад?
6. Куда попал мальчик, заблудившись в лесу?
9. Как звали автора рассказа?
10. Кем работал старик в рассказе «Горячий камень»?

Вопросы для кроссворда подготовила Анжелика С., 2а класс.

3. «Совесть»

По горизонтали:
3. Кого Нина встретила в роще?
4. Какое чувство проснулось у девочки в конце рассказа?
7. Как Нина назвала малыша?
По вертикали:
1. Что пропало у Нины в роще?
2. Кого испугался мальчик?
5. Что испытала Нина перед малышом?
6. Какой урок не приготовила Нина?

Вопросы подготовила Анастасия К., 2а класс.

4. «Чук и Гек»

Вопросы:

  1. Кто написал повесть «Чук и Гек»?
  2. Как называется город, в котором жили Чук и Гек?
  3. Как звали собаку сторожа?
  4. Что подарил Чуку военный в поезде?
  5. Возле каких гор жил отец Чука и Гека?
  6. Фамилия начальника геологической партии
  7. Кто спрятался в сундуке и уснул там?
  8. Кто пристыдил Гека за то, что он хлопает скамейками?
  9. Что важное лежало в коробке, которую выкинул из форточки Гек?

Кроссворд составила Алина К., 2б класс.

5. Повесть «Чук и Гек», рассказ «Совесть», сказка «Горячий камень»

По горизонтали:

  1. Что обещала вернуть надпись на камне?

По вертикали:

  1. В каком городе жили Чук и Гек?
  2. Кто написал письмо Чуку и Геку?
  3. Цвет камня.
  4. Сколько лет Ивашке Кудряшкину?
  5. На каком виде транспорта добирались Чук и Гек к отцу?
  6. Что хотел набрать Ивашка Кудряшкин в колхозном саду?
  7. Кто напугал малыша в рассказе «Совесть»?
  8. «Два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые».

Кроссворд составил Илья К., 4а класс.

6. Кроссворд по рассказу «Совесть»

По горизонтали:

  1. Имя писателя Гайдара.
  2. Автор рассказа «Чук и Гек»
  3. Место, где девочка встретила малыша.
  4. Как звали героиню рассказа «Совесть»?
  5. По какому предмету не выучила урок школьница?
  6. Что было у малыша в руках?
  7. Как поступила ученица с малышом?
  8. Как девочка обозвала первоклассника?
  9. Отчество писателя Гайдара.
  10. Что съела собака?

По вертикали в выделенных клетках должна получиться фамилия героини рассказа.

Кроссворд составил Матвей И., 4а класс.

7. Кроссворд по повести «Тимур и его команда»

По горизонтали:
4. Имя главной героини повети.
6. Транспортное средство, на котором Тимур привез девочку в Москву.
8. Главный герой повести.
9. Растение, которым обожгла бабка Симу Симакова, когда он задержал её в огороде, пока команда складывала дрова.
По вертикали:
1. Музыкальный инструмент, на котором играла Ольга.
2. Место штаба тимуровцев.
3. Помощник Мишки Квакина, атаман шайки.
5. Письмо, которое написали тимуровцы Михаилу Квакину его шайке.
6. Старуха, которой тимуровцы помогали носить воду.
7. Знак, нарисованный тимуровцами на доме, который находится под их охраной.
Кроссворд составил Сергей С., 3а класс.

8. Кроссворд по произведениям А. Гайдара

По горизонтали:
4. Кто управляет лошадью, запряженной в сани?
5. Кличка собаки в повести «Чук и Гек».
7. Что съела собака в рассказе «Совесть»?
8. Что вытащил Ивашка из болота?
По вертикали:
1. Автор произведений «Горячий камень», «Чук и Гек», «Совесть».
2. Имя героини рассказа «Совесть».
3. Главный герой одного из произведений Гайдара.
4. Что хотел набрать Ивашка в саду?
6. Главный герой сказки «Горячий камень».
7. Время года в повести «Чук и Гек».

Кроссворд составил Иван Н., 3а класс.

9. «Совесть» и «Горячий камень»

Вопросы:

  1. Что возвратит камень тому, кто затащит его на гору и разобьет (А. П. Гайдар «Горячий камень»).
  2. Кто съел завтрак Нины? (А. П. Гайдар «Совесть»).
  3. Куда Ивашка затащил камень? (А. П. Гайдар «Горячий камень»).
  4. Куда пошла Нина вместо школы? (А. П. Гайдар «Совесть»).
  5. Как звали девочку, которая не подготовила уроки и не пошла в школу? (А. П. Гайдар «Совесть»).
  6. Как звали мальчика в произведении А. Гайдара «Горячий камень»?
  7. На что сел Ивашка в рассказе А. Гайдара «Горячий камень»?
  8. Что было на лице у старика в произведении А. Гайдара «Горячий камень»?

Вопросы подготовил Влад С., 2а кл.

10. «Горячий камень»

Вопросы:

  1. Как звали мальчика, который залез в сад?
  2. Какие фрукты росли в саду?
  3. Куст, в который упал мальчик.
  4. Что нашёл мальчик на болоте?
  5. Куда мальчик покатил камень?
  6. Сколько мальчику лет?
  7. Что хотел вернуть мальчик старику с помощью камня?

Вопросы к рассказу А. П. Гайдара «Горячий камень» подготовил Кирилл Ю., 2в кл.

11. «Чук и Гек», «Совесть», «Горячий камень»

По вертикали:
1. Завтрак.
2. Собака.
5. Стыд.
6. Алгебра.

Ответы (4).

  1. Гайдар
  2. Москва
  3. Смелый
  4. Карандаш
  5. Синие
  6. Серегин
  7. Проводник
  8. Телеграмма

Ответы (5).
По горизонтали:

  1. Молодость.

По вертикали:

  1. Москва.
  2. Голубой.
  3. Цвет камня
  4. Восемь.
  5. Поезд.
  6. Яблоки
  7. Собака.
  8. Печать.
  9. Что держал в руках мальчик, когда встретил Нину?

Ответы (6).

  1. АрК адий.
  2. ГА йдар.
  3. Р оща.
  4. Н ина.
  5. А лгебра.
  6. БУ кварь.
  7. ПлоХ о.
  8. ПрО гульщик.
  9. ПетроВ ич.
  10. ЗА втрак.

Ответы (7). 4г – Женя; 6г – мотоцикл; 8г – Тимур; 9г – крапива; 1в – аккордеон;2в – чердак; 3в – Фигура; 5в – ультиматум; 6в – молочница; 7в – звезда.

Ответы (8).
По горизонтали:
4. Ямщик
5. Смелый
7. Завтрак
8. Камень
По вертикали:
1. Гайдар
2. Нина
3. Гек
4. Ивашка
7. Зима

Ответы (9).

  1. Молодость
  2. Собака
  3. Ивашка
  4. Камень

Ответы (10).

  1. Ивашка
  2. Яблоки
  3. Крыжовник
  4. Камень
  5. Восемь
  6. Молодость

Ответы (11).

По горизонтали:

8. Молодость

10. Собака

По вертикали:


Викторина по рассказу А.Гайдара "Чук и Гек"

учени___ 3-В класса __________________________________________________________


    а) в Москве б) в Ленинграде в) в Саратове г) в Волгограде.

    Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, сторож, геологи, ямщик, почтальон, Чук, Гек, проводник, мама, пассажиры вагона, собака Смелый,) _________________________________________


    Допиши словами из текста, что делала мама? _______________________________________
    ______________________________________________________________________________

    В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? _____________________

    Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию? ________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Сколько денег хранилось у Чука в коробке? ________________________________________

    Из-за чего Чук и Гек поссорились перед отъездом? __________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы? ________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? _______________________
    ______________________________________________________________________________ Как по-твоему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? ___________________________ Что же лучше – промолчать или соврать? __________________________________________

    В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? ______________________________________________________________________________

    По какой причине Гек проснулся ночью в поезде? ___________________________________

    За что пристыдил Гека проводник? ________________________________________________

    От чего Гек разревелся на весь вагон? _____________________________________________

    Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? ____________

    Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? ____________________________

    _________________________________________________________________________

    Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? _________

    Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? __________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Что было написано в телеграмме? _________________________________________________

    Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? _______________________________

    Какие слова и дела подтверждают, что сторож - это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это? ______________________________________
    _______________________________________________________________________________

    Зачем Гек спрятался в сундуке? ___________________________________________________

    Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? ______________________________
    _______________________________________________________________________________

    Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? _____________________________________

    Что принёс сторож от отца? _______________________________________________________

    Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку? ________________________________
    _______________________________________________________________________________

    Что принёс им сторож для этих поделок? ___________________________________________

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека.

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?

Профессия отца Чука и Гека

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани.

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора

Фамилия Чука и Гека ______________________________________________

    Разгадай кроссворд:

По горизонтали :

    Как звали собаку сторожа?

По вертикали :

    Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. __________________________________________________________________

    Сколько дней папа не был дома? ___________________________________________________

    Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? _____________

    Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? ___________________________________

    Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? ____________________________________

    Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? __________________________

    На сколько дней отец просил задержаться с выездом? _________________________________

    Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? ___________________________________________________________

    «Что такое счастье – это каждый понимал ______________________. Но все вместе люди знали и понимали, что надо _________________________, много _______________________ и крепко _______________ и _________________ эту огромную счастливую _____________, которая зовётся ____________________________________».


    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ к викторине по рассказу А.Гайдара "Чук и Гек"

    В каком городе жили Чук и Гек?
    а) в Москве б) в Ленинграде в) в Саратове г) в Волгограде.

    Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, сторож, геологи, ямщик, почтальон, Чук, Гек, проводник, мама, пассажиры вагона, собака Смелый,) ( Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)

    «У мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а...»?
    Допиши словами из текста, что делала мама? просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе – тик да так – целых шестьдесят минут.

    В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? в декабре

    Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию? Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика.

    Сколько денег хранилось у Чука в коробке? 46 копеек

    Из-за чего Чук и Гек поссорились перед отъездом? Гек истыкал пикой коробку Чука, в которой хранилось много нужных вещей, за что Чук переломил через колено пику Гека, а Гек выбросил в окно жестяную коробочку с телеграммой.

    Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы? Боялись, что им обоим попадёт от мамы.

    Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Ничего не говорить про телеграмму, если мама не спросит.

    Как по-твоему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Да.

    Что же лучше – промолчать или соврать? То и другое плохо .

    В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? Поздно вечером.

    По какой причине Гек проснулся ночью в поезде? Он захотел пить.

    За что пристыдил Гека проводник ? Гек хлопал в проходе скамейками и мешал всем спать.

    От чего Гек разревелся на весь вагон? Он перепутал своё купе и лёг на полку с чужим дяденькой и испугался.

    Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? Козёл.

    Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? Пружину от капкана.

    О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? О медведе, а было лошадь.

    Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? 10

    Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? Ей об этом сказал сторож.

    Что было написано в телеграмме? Чтобы они задержались в Москве на 2 недели.

    Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? Проверить капканы, но на самом деле он отправился сообщить Серёгину о приезде жены и детей.

    Какие слова и дела подтверждают, что сторож - это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это? Подарил зайца, сообщил Серёгину, искал Гека, когда тот потерялся, подарил ребятам серебряную бумагу для игрушек, принёс ёлку.

    Почему Гек оказался в сундуке? Он хотел напугать маму и Чука, но долго ждал их и уснул.

    Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? На обратном пути к дому санки перевернулись, ведра опрокинулись, и пришлось ехать к роднику снова. Потом выяснилось, что Чук на опушке позабыл теплую варежку, и с полпути пришлось возвращаться. Пока искали, пока то да се, наступили сумерки.

    Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? Смелый .

    Что принёс сторож от отца? Ключ от комнаты и от кладовой и письмо от отца.

    Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку? Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

    Что принёс им сторож для этих поделок? Серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.
    Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы составьте из них фамилию Чука и Гека.

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека. (синие)

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму).

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

Профессия отца Чука и Гека. (геолог)

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани. (ямщик)

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

Фамилия Чука и Гека Серёгин

    Разгадай кроссворд:

По горизонтали :

    К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия?

    Что увидели Чук и Гек на железнодорожном разъезде?

    Как звали собаку сторожа?

    Что подарил военный Чуку в поезде? (карандаш)

По вертикали :

    Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитанным?

    Место добровольного заточения Гека?

    Какая фамилия была у Чука и Гека?

    Номер базы, на которую приехали Чук и Гек с мамой?

    Что обозначает псевдоним «Гайдар»?

    Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

    Сколько дней папа не был дома? (365)

    Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)

    Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)

    Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)

    Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 рублей)

    На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14 дней)

    Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12 часов)

    Вставьте числа из вопросов с 71 по 78 в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

    «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему . Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить , много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю , которая зовётся Советской страной ».

    А что значит для тебя счастье? ____________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделы: Начальная школа

Подготовительная работа:

  • чтение детьми произведения,
  • просмотр фильма «Чук и Гек»,
  • подготовка детьми заданий классу по прочитанной книге.

Ход занятия

1. Рассказ о писателе.

Аркадий Петрович Голиков родился 22 января 1904г. в городе Льгове. Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах.

Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919 года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас.

«С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - пишет сам Гайдар в 1937 году в своей автобиографии. Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие любимы уже несколькими поколениями читателей.

С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941 года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю – это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.

2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек»

1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:

Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)

Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются – для занятия выбраны одни из первых иллюстраций к данному произведению )

В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва )

Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год )

В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь )

Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?

Из-за чего они поссорились перед отъездом?

Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?

Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Что же лучше – промолчать или соврать?

В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? (поздно вечером )

По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?

Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками? (проводник)

Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд )

В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)

Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)

Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)

Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину )

О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь , лошадь )

Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? (десять )

Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? (из разговора со сторожем )

Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу».

Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)

Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?

Зачем Гек спрятался в сундуке? (хотел всех напугать )

Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? (Чук потерял варежку )

Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый )

Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо )

Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?

Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)

Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму – хлопушку с письмом)

Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму – белку )

Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка)

2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (С иние )

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апе льсин)

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телегр амму )

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё )

Профессия отца Чука и Гека (г еолог )

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщи к )

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сун дук )

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлы к )

Фамилия Чука и Гека Серёгины

3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:

Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно. (зайцы )

Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг – куница. (белка )

Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 – 20 лет (клесты )

Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости. (сова )

Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан – совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами (олени )

4) «Математика в литературе»

1. Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

2. Ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько дней папа не был дома? (365)
  • Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)
  • Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)
  • Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)
  • Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 руб.)
  • На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14)
  • Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12)

Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

- - + - + - =

Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?

Давайте прочитаем последний абзац произведения:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»

А что же для вас счастье?

Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».

Проверочная работа по внеклассному чтению.
Тема: Произведение А. П. Гайдара «Чук и Гек».
Фамилия Имя: _________________________________________
Восстанови план произведения.
План.
Сборы в дорогу.
Сговор братьев.
Знакомство с героями произведения.
Телеграмма.
Письмо от папы.
Ссора между братьями и ее последствия.
Елка.
Дорога в тайге.
Ночные похождения Гека.
Приезд на пустую базу.
Одни в тайге.

Составь характеристику братьев.
Гек.
Черты характера
В чем проявились?

Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука)

«У Гека такой коробочки не было...»

«Зато он умел петь песни»

«Да и вообще Гек был разиня...»

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя

«Но Гек до вещей был не завистлив и не жаден».

«...Он прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди». Ему было все интересно: за что мальчик из избушки бросил кошку в сугроб, что делают на заводе, мимо которого проезжал поезд.

В стуке колес он различал разговор вагонов с паровозом в стихах.

«Он не любил, чтобы кто-либо обижал его мать».

«Он, конечно, был растяпа и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки».

«...Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету.
И если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже».

«Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он начал что-то придумывать».

«Сначала Гек терпеливо отпихивался, потом вспылил и плюнул на Чука...»

Слова для справок: Незапасливый. Был честным. Не терпел обид и оскорблений. Разиня. Не увлекался коллекционированием. Имел способности к пению. Любознательный. Мечтательный, у него было богатое воображение, поэтическая натура. Не жадный и не завистливый. Ответственный. Рассеянный. Считал себя частью всего мира. Всегда что-нибудь придумывал. Не допускал обид над собой.

Чук.
Черты характера
В чем проявились?

Деньги не истратил, а приберег на поездку

Он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»...

«...от злости у него затряслись руки»

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол.

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку.

«...Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду - кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусок крученой бечевки...» «У Чука карманы полны, как мусорный ящик». «Она пошарила и достала из-под одеяла пружинку от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель».

«.. .Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост...»

«Чук покраснел и поспешно удалился, потому что один патрон уже лежал у него в кармане».

«Чук от нечего делать стал толкать Гека и отжимать его к краю».
«Чук обозлился и кинулся в драку».

Слова для справок: Продолжал заниматься собирательством вещей. Общительный. Помогал маме обдирать зайца. Без спросу мог взять вещь и спрятать. Был заводилой ссор и драк. Запасливый. Конфликтный и бестактный. Увлечение коллекционированием. Несдержанный. Хитрый. Грубый.

3.С кем из мальчиков ты смог бы подружиться и почему?............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Прочитай заключительные слова рассказа о счастье:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».

А что бы ты добавил от себя, о своем представлении о счастье человека? В чем оно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

? С. 161 Предположи, сколько примерно лет братьям? Почему ты так думаешь?

Судя по поведению детей и по тому, как с ними общается мать, мальчикам примерно 5–6 лет. Они уже могут оставаться одни дома, но мама может их обоих поднять и закружить как маленьких. Всё поведение мальчиков («Тут, на радостях, они стали скакать, прыгать и кувыркаться по пружинному дивану»; «И так они говорили долго, размахивали руками, притопывали, подпрыгивали…») говорит о том, что они ещё не очень взрослые, что они младше третьеклассников на несколько лет.

Давно ли они не виделись с отцом?

«…но когда папа вот уже целый год как не был дома…». Можно уточнить, почему Чук и Гек так долго не видели своего отца: «Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск».

? Помнишь другой рассказ, в котором членов семьи разделяет огромное расстояние? Часть семьи (кто именно?) живёт в Москве, а другая часть (кто же это?) – на Камчатке. В рассказе Аркадия Гайдара похожая ситуация?

Это рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», в котором членов семьи тоже разделяет огромное расстояние. Часть семьи (мама, Маша и няня Петровна) тоже живёт в Москве, а отец живёт и работает очень далеко – на Камчатке.

? с. 165 Похожи ли Чук и Гек по характеру? Ты помнишь себя в возрасте 5-6 лет? Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?

Из этого фрагмента текста уже видно, что мальчики в чём-то похожи, но характеры у них разные. Их (как и всех мальчишек) интересуют приключения, опасности, оружие. Собираясь к отцу, который жил «в лесу возле Синих гор», «Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика…».

Если говорить о характерах мальчиков, то Чук более спокойный, обстоятельный, он собирает ценные, с его точки, зрения вещи («серебряные бумажки от чая, конфетные обёртки, галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса…») в жестяную коробочку. Гек более эмоциональный, рассеянный и простодушный: «У Гека такой коробочки не было. Да и вообще Гек был разиня, но зато он умел петь песни». Чук в отличие от Гека очень запасливый: «в картонке у Чука хранилась сигнальная жестяная дудка, три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги – сорок шесть копеек, которые он не истратил, как Гек, на разные глупости, а запасливо приберёг в дальнюю дорогу». Из этих строчек видно, что Гек живет «здесь и сейчас», а Чук задумывается о будущем. Чук старше Гека на год, он более рассудительный и хитрый. Именно Чук предложил ничего не говорить маме о пропавшей телеграмме.

Вопрос: «Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?» позволяет сделать текст рассказа личностно значимым для нас, разбудить мир переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя самого с героями произведения.

- Чук напомнил мне ворону из рассказа «Растрёпанный воробей», — сказала Маша Иванова.

? Ты понимаешь, что она имела в виду? Что для Чука является богатством?

Маша Иванова сравнивает Чука с вороной из рассказа «Растрёпанный воробей», потому что он также собирает и прячет блестящие бумажки, фантики от конфет и другие вещи, как это делала ворона.

Понимают ли Чук и Гек, что телеграмма – это ценность? (Куда Чук спрятал телеграмму? Искали ли её братья? Расстроились ли, что не нашли?) Почему же мальчики ничего не сказали матери?

Мальчики понимают, что телеграмма – это очень важно. Об этом говорит тот факт, что Чук спрятал телеграмму в свою жестяную коробочку вместе с самыми ценными для него вещами. Из того, как мальчики искали телеграмму, видно, что они сознают её ценность: «Чук с криком: “Телеграмма! Телеграмма!”, в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь. Почуяв неладное, вслед за Чуком понёсся Гек». Братья расстроились, когда не нашли телеграмму: «Вернувшись домой, Чук и Гек долго молчали».

Мальчики ничего не сказали матери, потому что они боялись быть наказанными («Они уже помирились, так как знали, что попадёт им от матери обоим»). Братья решили, что если они просто ничего не расскажут о телеграмме, то это не будет обманом.

Можно ли в данном случае сказать: «Так делать нельзя!» Почему?

В данном случае можно сказать: «Так делать нельзя!», потому что в любой телеграмме может быть срочная, очень важная информация, от которой многое зависит.

? с. 168 Удалось ли тебе узнать что-нибудь новое о характерах Чука и Гека? Кто из них коллекционирует вещи, а кто впечатления?

Гек очень любознательный, ему интересно всё, что происходит вокруг («Умывшись и поздоровавшись с мамой, Гек прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди»). Чук же предпочитает общаться с людьми и пополнять свою коллекцию разными вещицами («…Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду – кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусочек кручёной бечевки…»). Можно сказать, что
Чук коллекционирует вещи, а Гек – впечатления.

Чьими глазами увиден мир сквозь вагонное окно? Это равнодушный или заинтересованный взгляд? (Подтверди своё мнение примерами.) Многое ли можно узнать таким образом?

Мир сквозь вагонное окно увиден глазами Гека. Гек не просто смотрит за окно, ему интересно всё, что там происходит. Он задаёт сам себе вопросы, размышляет: «Интересно, за что это он её (кошку) бросил? Вероятно, что-нибудь со стола стянула»; «Интересно, что на этом заводе делают?». Гек видит картины сельской жизни и большой завод; проезжает мимо бескрайних лесов. Рядом с поездом, в котором едут братья, движутся составы, гружёные рудой, углём и громадными брёвнами. Чук и Гек видят эшелон с быками и коровами. «А на одном разъезде бок о бок остановились они рядом с могучим железным бронепоездом. Грозно торчали из башен укутанные брезентом орудия. Красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки». Таким образом, из окна поезда герои рассказа увидели разные стороны жизни огромной страны.

? с. 173 С какими трудностями встретились москвичи, когда приехали на маленькую таёжную станцию? Что переживает мать мальчиков в ожидании сторожа? Предположи, трудная ли жизнь предстоит семье в течение десяти дней?

Когда ребята с матерью приехали на маленькую таёжную станцию, они обнаружили, что никто их не встречает. Матери пришлось самой нанять ямщика, чтобы добраться до геолого-разведочной базы, на которой работал отец.

Найдите отрывок, из которого понятно, что переживает мать мальчиков в ожидании сторожа: «Мать села на лавку и задумалась. Что случилось, почему на базе пусто? Что делать дальше? Ехать назад? Но у неё денег осталось только-только заплатить ямщику за дорогу. Значит, надо было ожидать, когда вернётся сторож. Но ямщик через три часа уедет обратно, а вдруг сторож возьмёт да не скоро вернётся? Тогда как? А ведь отсюда до ближайшей станции и телеграфа почти сто километров!».

Можно предположить, что в течение десяти дней семье предстоит трудная жизнь в лесной избушке. Столичные, городские жители, они не привыкли топить печку, ходить за водой, обдирать подстреленного на охоте зайца… Запас продуктов в сторожке очень скудный. Мать говорит о том, что в лесу им будет неуютно, страшно: «Как же мы останемся одни? Мы тут ничего не знаем. А здесь лес, звери…».

Виноваты ли мальчики в сложившейся ситуации? Почему же мать их не наказывает? Осознают ли Чук и Гек свою вину?

Мальчики, конечно, виноваты в сложившейся ситуации: если бы они не потеряли телеграмму, то семье не пришлось бы десять дней жить в лесном домике в ожидании отца. Чук и Гек осознают свою вину: оба они громко плачут и прячутся на печке. Мать не наказывает мальчиков, потому что в этот момент её очень волнует, что теперь все они будут делать («Она вздохнула, приказала сыновьям слезть с печки, вытереть носы и умыться, а сама стала спрашивать сторожа, как же ей теперь быть и что делать»).

? с. 173 Какие проблемы «обрушились» на москвичей, оказавшихся в таёжной сторожке? Рассказывая об этом, постарайся ничего не упустить.

За то время, пока москвичи жили одни в таёжной сторожке, им пришлось решать такие проблемы, с которыми в городской жизни они не сталкивались: колоть и таскать дрова; топить печь («Русскую печь мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались»); думать, как отпугнуть лесных зверей от жилья («Приезжие запирали сени, двери и, чтобы не привлечь зверей светом, наглухо занавешивали половиком окна, хотя надо было делать совсем наоборот…»); печь лепёшки из муки вместо хлеба («Хлеб был на исходе, но мать нашла муку и испекла лепёшек»).

? Расскажи о том, что случилось с Геком, от лица матери. С какого момента ты начнёшь рассказ?

А теперь попробуй посмотреть на эту историю с Геком глазами сторожа. Каким человеком оказался этот сторож?

Задание рассказать о том, что случилось с Геком, от лица матери и с точки зрения сторожа интересно тем, что мы должны представить, с какого момента каждый из них стал свидетелем всего происшедшего. Мать обнаружила исчезновение Гека, когда они с Чуком уже вечером вернулись с ручья. А сторож появился, услышав выстрелы матери в лесу. Он в этой сложной ситуации действовал очень быстро и решительно: сумел заставить взволнованную, плачущую мать рассказать, что произошло; заставил свою собаку взять след; догадался открыть крышку сундука, в котором спал Гек. Сторож, который сначала показался матери хмурым и неприветливым, оказался хорошим, добрым человеком: он «сказал, что идёт на охоту, а сам бегал на лыжах к далекому ущелью» и привёз матери и братьям письмо от отца и ключ от его комнаты.

? с. 183 Можно ли сказать, что ни у кого в Москве не было такого замечательного праздника, как у Чука и Гека? Почему?
Какие чувства испытывают друг к другу приезжие и члены геолого-разведочной экспедиции? Какой момент праздника был самым важным и торжественным? Обоснуй своё мнение.

Чук и Гек вместе с мамой сами придумывали и делали ёлочные украшения. Сторож принёс им из леса чудесную ёлку: «…такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветками, которые расходились на концах, как звёздочки». После долгой разлуки мальчики увиделись с отцом. Их радостно приветствовали все члены геолого-разведочной экспедиции.

Самым торжественным был тот момент праздника, когда все слушали по радио предновогодний звон кремлёвских курантов. «И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом, пожелали всем счастья».

Можешь объяснить, почему Новый год – самый любимый праздник и для детей, и для взрослых? А почему люди, которые живут в разных уголках нашей родины, встречают Новый год дважды: по своему местному времени и по московскому времени?

Звон кремлевских часов объединяет людей, находящихся в разных уголках нашей страны: «И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море». Слушая этот звон, люди ощущают свою причастность к жизни огромной страны, к её богатой истории и уникальной культуре.

Новый год всегда связан с ожиданием каких-то радостных перемен, подарков. В Новый год собираются за одним столом самые близкие, родные люди, друзья. С детства этот праздник связан с атмосферой сказки и ожидания чуда. И эта атмосфера действует не только на детей, но и на взрослых.

События, о которых рассказывает Аркадий Гайдар, произошли недавно или давно? Почему ты так думаешь?

Ещё раз внимательно просмотрите весь текст и найдите в нём приметы того, что события, о которых рассказывает Аркадий Гайдар, произошли давно (не в наше время).

Можно отметить, что в тексте два раза упоминается слово «красноармеец» (Чук хранил обёртки от конфет «если там был нарисован танк, самолёт или красноармеец»; около военного бронепоезда «красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки»). Сейчас солдат Российской армии так уже не называют. В коробке у Чука хранился конский волос, который в наше время в Москве достать сложно. Видимо, во времена, о которых в рассказе идёт речь, в Москве были не только автомобили, но ещё оставались и лошади. В этой же коробке Чук держал «три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги – сорок шесть копеек, которые он …приберёг в дальнюю дорогу». Мы уже читали рассказ Драгунского «Ровно 25 кило» и знаем, что раньше на сорок шесть копеек многое можно было купить (на с. 66 объясняется, что можно было купить на 15 копеек). Можно обратить внимание на то, как называется часть одежды мальчиков: «Сторож сдёрнул с гвоздя башлык и подвинул под нос собаке галоши Гека».
Башлык – это остроугольный колпак из сукна с длинными концами, который надевали поверх шапки для тепла. Можно объяснить и что такое галоши, поскольку сейчас их уже не носят.

Что меняется в нашей жизни с течением времени? А что для разных поколений людей остаётся неизменным, представляет собой главные ценности жизни?

С течением времени в нашей жизни меняются какие-то внешние обстоятельства: название армии и самого государства, могут поменяться денежные знаки; одежда, которую носят люди… Но для разных поколений людей остаются неизменными, представляют собой главные ценности жизни такие чувства, как любовь близких, помощь и поддержка друзей, вера в чудо, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.

5 / 5 ( 3 голоса )