Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций. Выйти сухим из воды

Выходить сухим из воды ВЫХОДИТЬ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. Разг. Экспрес. Оставаться безнаказанным, избегать заслуженного наказания. Ни до этого, ни после на чужое он не зарился, а тут, по пьяной лавочке, подбил его один ловкач смахлевать с казённым спиртом. Ловкач из воды сухим вышел, а Василий Петрович немедленно попался (Н. Почивалин. Мимо).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Выходить сухим из воды" в других словарях:

    выходить сухим из воды

    Выходить/ выйти сухим из воды - Разг. Неодобр. Избегать заслуженного наказания, оставаться незапятнанным, нескомпрометированным в трудных и неприятных ситуациях. ДП, 426, 661; БМС 1998, 90; СПП 2001, 22; СЕРГЕЕВА 2004, 205; БТС, 139, 172; Верш 6, 432 …

    выйти сухим из воды - выходить/выйти сухим из воды Разг. Чаще сов. прош. вр. Избегать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях). С сущ. со знач. лица: подросток, юноша… вышел сухим из воды; кому? преступнику, нарушителю… не выйти сухим… … Учебный фразеологический словарь

    ВЫХОДИТЬ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. Разг. Экспрес. Оставаться безнаказанным, избегать заслуженного наказания. Ни до этого, ни после на чужое он не зарился, а тут, по пьяной лавочке, подбил его один ловкач смахлевать с казённым спиртом.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Выворачиваться сухим из воды - Горьк. То же, что выходить сухим из воды. БалСок, 29 … Большой словарь русских поговорок

    На воды да быть сухому - Новг. То же, что выходить сухим из воды. НОС 1, 104 … Большой словарь русских поговорок

    ВОДА - По за вод. Арх. В отсутствие кого л. АОС 4, 153. Бешеная вода. Алт. Весеннее половодье. СРГА 1, 65. Большая вода. 1. Арх., Сиб. Половодье. АОС 4, 147; СБО Д1, 38. 2. Арх. Морской прилив. АОС 4, 147. Взломная вода. Дон. Начало ледохода. СДГ 2, 31 … Большой словарь русских поговорок

    Список персонажей South Park

    Книги по миру S.T.A.L.K.E.R. - Книги по миру S.T.A.L.K.E.R. Много современных писателей увлеклись игровым миром S.T.A.L.K.E.R.. В результате была написана серия книг, которые по своему трактуют мир игры. Издание серии осуществляется российскими издательствами «Эксмо» и… … Википедия

    Персонажи South Park - Все перечисленные ниже персонажи являются героями мультипликационного телесериала «Южный парк» и полнометражного мультфильма «Саут Парк: большой, длинный и необрезанный». Персонажи указываются лишь однажды, в посвящённом им подразделе. Персонажи … Википедия

Книги

  • , Робин Энди, Кавет Грегг. Разобраться с многообразием столовых приборов не так уж сложно. А вот как быть, если вы уснули на совещании или попались на передаривании подарка? Авторы этой книгиисследуют десятки неловких… Купить за 292 руб
  • Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций , Робин Э., Кавет Г.. Разобраться с многообразием столовых приборов не так уж сложно. А вот как быть, если вы уснули на совещании или попались на передаривании подарка? Авторы этой книгиисследуют десятки неловких…

Физики университета Рочестера создали материал, который невозможно намочить, а капли воды от него просто отскакивают.

Лотос считается символом чистоты: вырастая в грязной болотной воде, на свет появляются потрясающе красивые и чистейшие цветы. Казалось бы, что может быть общего между символом чистоты и физикой? Оказывается, общее есть, и называется это научным термином - гидрофобные свойства поверхности. Если поверхность гидрофильна, то по ней вода может спокойно растекаться и образовывать равномерную пленку (пример такой поверхности – стекло). Но если пролить несколько капель воды на тефлоновую сковородку, они не будут прилипать к поверхности, а если ее наклонить на определенный угол, то капли начнут скатываться – это пример гидрофобной поверхности.

Листья лотоса – это природная супергидрофобная поверхность, она не намокает в воде, а капли скатываются с нее, унося с собой частички пыли и грязи, очищая растения. Фото: Josep M./Flickr

Наука и жизнь // Иллюстрации

Капли воды отскакивают от материала с созданной лазером микроструктурой. Фото: J. Adam Fenster / University of Rochester

А есть еще такое свойство, как супергидрофобность. На таких поверхностях капли воды совсем не могут закрепиться, и начинают скатываться с нее при совсем небольших углах наклона. Например, капли росы на траве имеют сферическую форму, поверхность как бы отталкивает воду, не давая ей себя намочить. Листья лотоса – это самый красивый пример супергидрофобной поверхности, созданной природой. Секрет кроется в микростроении листьев, они не только отталкивают воду, но и способствует самоочищению растения. Капли воды, скатываясь с поверхности листа, уносят с собой частички пыли и грязи, оставляя цветок идеально чистым. Кстати, таким же свойством обладают крылья бабочек и других насекомых, иначе они просто не смогли бы летать под тяжестью налипшей пыли.

Человек научился делать искусственные гидрофобные поверхности, которые никак не смачиваются водой. Но два физика из университета Рочестера, Анатолий Воробьев и Чан-Ли Гуо, пошли дальше, и смогли изготовить материал, от которого капли воды отскакивают, как теннисный мячик от стены. Точнее будет сказать, что они придумали метод, с помощью которого такое уникальное свойство можно придать разным материалам. Как же это им удалось?

Для обработки поверхности исследователям потребовался мощный сапфировый лазер, генерирующий короткие, фемтосекундные импульсы. Сфокусировав лазерный луч на поверхности металла, на его поверхность нанесли параллельные канавки шириной порядка 100 мкм и глубиной 75мкм. Такой размер сопоставим с толщиной человеческого волоса. На получившейся ребристой поверхности, чем-то напоминающей грядку с окученной картошкой, образовались еще более мелкие наноструктуры, которые сделали канавки и борозды «шероховатыми». На то, чтобы обработать лазером пластину из металла размером 2.5 х 2.5 см, экспериментаторам понадобилось около часа.

В результате получился удивительный материал. Для своих опытов физики взяли три металлические пластины, сделанные из платины, титана и латуни. После обработки блестящая металлическая поверхность стала абсолютно черной – она перестала отражать свет. Но самое впечатляющее открытие было сделано, когда на такую модифицированную лазером пластину капнули водой – упавшая капля просто отскочила от нее. Поверхность получилась настолько водоотталкивающей, что попавшая на нее капля, смогла сохранить до трети своей кинетической энергии и отскочить обратно. Естественно, что сама металлическая пластинка осталась абсолютно сухой. Чтобы проверить самоочищающиеся свойства созданного материала, исследователи нанесли на него слой пыли, взятой из обычного пылесоса. После этого на поверхность стали капать обычную воду – каждая капля, «приклеивала» на себя фрагменты пыли, унося их с собой. А сам материал остался в первозданной чистоте, ничем не хуже, чем прекрасный цветок лотоса.

Прыгающие по плоскости капли – это, конечно, красиво и интересно, но чем может быть полезен такой материал? Цветок лотоса оказался не только символом чистоты, но и помог людям науки придумать, как сделать наш мир немного лучше. В первую очередь самоочищающиеся поверхности помогут экономить воду. Это очень важно там, где каждый литр воды на счету. Кроме того, такие материалы могут обладать антиобледенительными свойствами – образование льда на элементах управления самолетом чревато весьма печальными последствиями. Супергидрофобные поверхности будут более стойки к образованию плесени и прочих микроорганизмов. То свойство, что поверхность металла становится абсолютно черной, может быть полезно для эффективного поглощения солнечной энергии.

Кучкова Елена Николаевна

Копаницкая Татьяна Геннадьевна

Тема проекта

Поверхностное натяжение.

Предмет, класс

физика 10 класс

Краткая аннотация проекта

Проект разработан в рамках программы по физике в 10 классе при изучении темы: Молекулярная физика. В проекте рассматриваются физические свойства воды, поверхностного натяжения жидкости, явления смачивания и не смачивания, значение и роль этих явлений в окружающем нас мире. Цель проекта: научить детей использовать полученные знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. В ходе выполнения проекта ученики используют межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики обучения. Проект создается на основе проведенных исследований, обзора литературы, использования медиа - ресурсов. Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, буклета) в котором отражены результаты исследования по той или иной теме курса. Проект учит сознательно использовать знания и побуждает к разностороннему их применению.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

  • предметные
    • описывать и объяснять смачивание и не смачивание, как физическое явление;
    • проводить опыты,доказывающие существование поверхностного натяжения;
    • приводить примеры практического использования поверхностного натяжения;
    • объяснять необходимость знаний, значения и роли изученных явлений в окружающем нас мире;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • метапредметные
    • проводить самостоятельный поиск информации;
    • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;
  • личностные
    • создавать компьютерную презентацию;
    • работать в команде;
    • уважать различные мнения;
    • эффективно общаться.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Можно ли выйти сухим из воды?

Проблемные вопросы

1. Почему игла плавает на поверхности воды?

2. Как объяснить происхождение поговорки «Как с гуся вода»?

3. Как эффективно постирать бельё?

Учебные вопросы

1. Какими свойствами обладает поверхностный слой жидкости?

2. Что называют поверхностным натяжением?

3. Почему капля воды растекается по чистой поверхности стола и не растекается по жирной поверхности?

4. При каких условиях жидкость смачивает (не смачивает) поверхность твёрдого тела?

5. Как изменится сила поверхностного натяжения воды при растворении в ней мыла?

6. Зависит ли поверхностное натяжение от температуры жидкости?

План проведения проекта

На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует обсуждение актуальных проблем в рамках учебной темы. По технологии «Мозгового штурма» учитель совместно с учащимися формулирует проблемы исследования, выбирает творческое название проекта. Далее происходит обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросы защиты авторских прав, предстоящих исследований, разрабатывается план действия каждого участника проекта. Затем учащимся предлагается разделиться на 3 группы, каждая из которых будет исследовать одну из проблем. Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулированная проблемными вопросами.

Проведение исследований. Учащиеся проводят сбор и анализ информации по следующей схеме:

1группа изучает теоретический материал, делает модель молекулы, формулирует определение поверхностного натяжения;

2 группа проводит поиск информации о роли смачивания и не смачивания в природе и окружающем нас мире;

3 группа проводит исследования о моющих действиях порошка, мыла.

Все группы в ходе исследования проводят сопоставление и анализ собранных данных обрабатывают результаты исследований, которые они оформляют в виде презентации и буклета. Предварительная оценка работ. По результатам исследований учащиеся готовятся к выступлению, где каждая группа презентует результаты своей работы. Во время подготовки руководитель проекта оценивает работу групп в соответствии с критериями оценки ученических работ. Презентация результатов исследования. Официальное представление и защита полученных результатов проходит на итоговом обсуждении.

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Публикация учащихся Как постирать бельё

Выйти сухим из воды выходить/выйти сухим из воды Разг. Чаще сов. прош. вр. Избегать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях). С сущ. со знач. лица: подросток, юноша… вышел сухим из воды; кому? преступнику, нарушителю… не выйти сухим из воды.

Дело расследуется успешно, и выйти сухим из воды никому не удастся.

Было даже два раза так, что Вершинин сам висел на волоске, но всю эту путаницу он всегда умел распутать… и всегда выходил сухим из воды. (Д. Мамин-Сибиряк.)

Павлик… обладал счастливой способностью всегда выходить сухим из воды. (В. Катаев.)


Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое "выйти сухим из воды" в других словарях:

    выйти сухим из воды - См. освобождаться... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выйти сухим из воды избавляться, освобождаться Словарь русских с … Словарь синонимов

    Выйти сухим из воды

    выйти сухим из воды - Избегать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях). А насчёт того, что кто то вышел сухим из воды, это и мне странно. С.Ландау, На краю круга девятого. Он всегда отлично находил выход из любого положения …

    выйти сухим из воды - Остаться безнаказанным, уклониться от заслуженного наказания … Словарь многих выражений

    Выходить/ выйти сухим из воды - Разг. Неодобр. Избегать заслуженного наказания, оставаться незапятнанным, нескомпрометированным в трудных и неприятных ситуациях. ДП, 426, 661; БМС 1998, 90; СПП 2001, 22; СЕРГЕЕВА 2004, 205; БТС, 139, 172; Верш 6, 432 … Большой словарь русских поговорок

    Выходить/выйти сухим из воды Разг. Чаще сов. прош. вр. Избегать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях). С сущ. со знач. лица: подросток, юноша… вышел сухим из воды; кому? преступнику, нарушителю… не выйти сухим… … Учебный фразеологический словарь

    Выходить сухим из воды - ВЫХОДИТЬ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ. Разг. Экспрес. Оставаться безнаказанным, избегать заслуженного наказания. Ни до этого, ни после на чужое он не зарился, а тут, по пьяной лавочке, подбил его один ловкач смахлевать с казённым спиртом.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    выйти - вы/йду, вы/йдешь; вы/йди; вы/шел, шла, шло; вы/шедший; вы/йдя; св. см. тж. выходить 1) а) Уйти откуда л., оставить, покинуть какое л. место, помещение, пределы чего л. Вы/йти из дому, из сада, из метро. Войска вышли из города … Словарь многих выражений

    выйти - выйду, выйдешь; выйди; вышел, шла, шло; вышедший; выйдя; св. 1. Уйти откуда л., оставить, покинуть какое л. место, помещение, пределы чего л. В. из дому, из сада, из метро. Войска вышли из города. В. из машины. В. из окружения. В. через дверь,… … Энциклопедический словарь

    влага - сушь - выйти сухим из воды сухая вода сухая река сухое вино сухое молоко сухой лёд сухой спирт сухой океан … Словарь оксюморонов русского языка

Книги

  • , Робин Энди, Кавет Грегг. Разобраться с многообразием столовых приборов не так уж сложно. А вот как быть, если вы уснули на совещании или попались на передаривании подарка? Авторы этой книгиисследуют десятки неловких… Купить за 292 руб
  • Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций , Э. Робин, Г. Кавет. Разобраться с многообразием столовых приборов не так уж сложно. А вот как быть, если вы уснули на совещании или попались на передаривании подарка? Авторы этой книгиисследуют десятки неловких…

В русском языке 1,5 тыс. фразеологизмов. Они являются уникальными средствами языка. Польза устойчивых выражений состоит в формировании красивой и разнообразной речи.

Значение

Фразеологизм "выйти сухим из воды" имеет два толкования:

  1. "Уходить от наказания". Такое пояснение фразеологизма говорит о том, что субъект сам совершает действие: избегает заслуженного порицания. Например: "Он постоянно врёт, изворачивается, как уж на сковородке, но в конце концов всегда выходит сухим из воды".
  2. "Оставаться безнаказанным". В этом значении мы не видим прямых действий самого человека, т. к. он мог оказаться безнаказанным по вине других людей. Например: "Не понимаю, как ему удалось выйти сухим из воды. Ему просто повезло!".

Значение фразеологизма "выйти сухим из воды" понимается без словаря, так как оно обладает образностью. Вы наверняка знаете устойчивые выражения "тянуть канитель", "не видно ни зги", которые не ассоциируются ни с чем на первый вгляд. Их значение находится только в специальной литературе: словаре фразеологизмов, этимологических справочниках, и т. д.

Значение фразеологизма "выйти сухим из воды" основано на метафоре. Если воспринимать высказывание буквально, то в нём описывается что-то нереальное. Чтобы выйти из воды и не намокнуть, нужно придумать особую систему защиты от жидкостей. Отсюда и смысл: человек будет идти на всяческие ухищрения, изобретать разные схемы, чтобы не получить заслуженную "порку".

Синонимы

Значение фразеологизма "выйти сухим из воды" можно передать другими похожими по смыслу выражениями:

  • "Голыми руками не возьмёшь". Так говорят о могущем за себя постоять, хитром человеке. Это антоним фразеологизма "взять голыми руками", т. е. без усилий и дополнительных средств.
  • "Не промах" - человек. Используют с уточнением личности, например: "Он - парень не промах".

  • "Без мыла пролезет" - еще один синоним "выйти сухим из воды". Так называют хитрецов и обманщиков. Выражение пошло от пословицы "лезть в душу без мыла", т. е. действовать обманом, причиняя вред, боль.
  • "На ходу подмётки режет". Так говорят об ушлом человеке. Это выражение пришло из русской сказки о двух ворах: старшем и младшем. Опытный дал задание забрать яйца у утки, чтоб та не заметила. Молодой вор не просто справился с указанием, но тихонько украл подошвы у старого вора, срезав их ножом.

Антонимы

Мы составили список противоположных по смыслу выражений. Если "выйти сухим из воды" значит "оставаться всегда безнаказанным", то его антоним будет иметь значение "быть постоянно крайним".

  • "Влипнуть в историю". Так говорят, когда о зачастую наивном человеке, который заработал себе неприятности. Фразеологизм негативно окрашен, произносится в осуждающем ключе. Например: "Ваш избалованный мальчик снова влип в какую-то историю!".
  • "Из огня да в полымя". Так говорят, если человек попадает в худшее положение, чем раньше. Под этим фразеологизмом подразумевается неблагоприятная или даже опасная ситуация. Фраза выражает пренебрежение, осуждение. Например: "Опять ты из огня да в полымя!".

  • "Из кулька в рогожку" - редкий фразеологизм, используемый в том же значении - из плохого в худшее.
  • "Угодить/попасться как кур во щи". Под этим фразеологизмом подразумевается, что человек оказывается в неожиданной для него неприятности. Это чувство сравнивается с тем, как петух попадает в суп. Почему именно эта птица? В русских деревнях щи варили на говядине и свинине, курицу же использовали в редких случаях. Какие это могли быть ситуации? Либо нежданные гости, либо отсутствие скота, а то и голод. Поэтому попадание в суп петуха - вещь неожиданная.

Примеры из литературы

Фразеологизмы раскрываются лучше всего в художественных и публицистических текстах. Рассмотрим некоторые отрывки:

  • "...в любом громком криминальном происшествии надо было искать холеную физиономию Льва Наумовича. Но он всегда выходил сухим из воды". Это отрывок из "Джоконда Мценского уезда" писательницы Ирины Павской. Автор употребляет интересное слово, описывающее героя, - хитрик. Это усиливает значение фразеологизма. Здесь герой - откровенный преступник, но наказания не несёт, т. к. вершит зло руками наивных "балбесов".

  • "...он «выходил сухим из воды» там, где других поглощали злые волны репрессий". Отрывок из "Десяти десятилетий" публициста Б. Ефимова. Автор создаёт интересную метафору о репрессиях. Слово "волна" взято из одного семантического поля со словом "вода", т. е. имеет общую "тему". Это ещё одно преимущество крылатых фраз - служить полем для создания новых смыслов, интересных образов, уникального стиля автора.