Игры на тему орфография. Значение слова игра в орфографическом словаре. Игра «Поиграем в слова»

Урок-игра по русскому языку: «Последний герой».

Пояснительная записка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.

Цель: повторение и систематизация знаний обучающихся по орфографии, стилистике.

Задачи:

обучающие:

    повторить основные теоретические сведения по орфографии, стилистики;

    формировать умение у обучающихся различать стили речи;

    учить обучающихся находить решение сложных ситуационных задач, требующих не только теоретических знаний, но и жизненн ой смелости, смекалки, сноровки.

развивающие:

    способствовать развитию интереса к учебному предмету;

    способствовать развитию коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность) ;

    способствовать формированию навыков исследовательской работы;

воспитательные:

    воспитывать любовь к родному языку;

    воспитывать культуру поведения, общения с друзьями и товарищами;

    воспитывать бережное отношение к слову.

Ход урока-игры

Учитель (или ведущий):

Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Сегодня заключительный урок по теме: функциональные стили речи. Наша цель: повторить и систематизировать знаний по орфографии, стилистике.

Мы собрались сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по орфографии. стилистике, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

Последний герой” состоит из 2 туров. Вначале вам следует разделиться на 2 команды (выберите название команды, капитана, ведь мы отправимся с вами увлекательное путешествие). Команда, набравшая за 2 тура меньше всего очков, покидает остров (игру). После каждого задания из команды выбывают по 1 человеку, те, кто меньше всех набрали баллов. За этим будет следить компетентное жюри. Выбывшие становятся болельщиками.В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2015 года”.

Итак, начинаем. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, проверьте себя свои силы и знания. Мы с вами отправимся на корабле на необитаемый остров. Но на корабль попадут не все…

I тур.

    Задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику команды будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием (по 1 человеку из каждой команды).

    Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают).

    Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) .

    Расскажите правило: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

    Расскажите правило: -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

    Что изучает стилистика? (Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.)

    Что мы называем стилем языка речи? (Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.)

    Какие стили речи вы знаете? (разговорный, публицистический, художественный, научный, официально-деловой).

    Что мы называем публицистическим стилем?(а гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.))

    Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень).

    Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

    Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

    К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

    Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

    Назовите часть речи.которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (прилагательное)

    Назовите часть речи.которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)

    Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)

Слово учителя:слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

    На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

    Расскажите правило “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

    Расскажите правило ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

    Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

Слово учителя: прошу на борт корабля! Нас ждут приключения! Итак, мы попали с вами на необитаемый остров. Посмотрите вокруг… везде вода… и только мы с вами на живописном острове. Он ещё не имеет названия, но в конце игры мы вправе дать ему название. Предлагаем назвать наш остров именем победителя игры, именем последнего героя.

Впереди –лес (джунгли), кишащий дикими зверями и змеями. Для преодоления внешних трудностей, нужно научиться преодолевать свои пороки – это и злоба, и ненависть, и подлость, и грубость, и многие другие… Следующее испытание – Задание №1 Общее дело . Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие. Участники команд обмениваются работами и выставляют друг другу баллы. Задание оценивается по 5 шкале.

Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.

Слово учителя: надеюсь, все справились с заданием. Посмотрите, вот и местные жители, аборигены. Но они говорят на непонятном для вас языке. Чтобы понять друг друга вам нужно разгадать кроссворд. Задание оценивается по 5 шкале.

Задание №2

По горизонтали

3. Предмет,им пользуются все ребята, которые ходят в школу.

По вертикали

7. Наука о правописании.

18. Наука о языке.

Слово учителя: пока жюри проверяют, как справились команды с заданием, проведем физминутку. Зарядку для глаз (иллюзии). Можно поиграть с болельщиками (за правильный ответдавать жетоны, они могут отдать их любому участнику игры).Теперь Вы знаете язык местных обитателей и вам надо наладить контакт.

Слово учителя: слово предоставляется жюри.

Задание №3 . Теперь, когда вы понимаете друг друга (местных жителей), придумайте приветствие! Расскажите о себе, о нашей культуре. Публичное выступление. Задание оценивается по 5 шкале.

Задание 4 .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. выт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з
.. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Ответы:

Где а ?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а ст

Где е ?
1. сжигать
2. выт
е реть
3. забирать
4. сдирать

Где о ?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о ри

Где и ?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и рать
4. блестеть

II тур.

Правила орфографии – наши добрые друзья. Сколько занимательного в нашем письме, и какая это всё-таки стройная система. А не лучше ли отказаться от всех правил и писать то, что слышишь. Идея заманчива! Тогда давайте попробуем разгадать и правильно записать 2 пословицы, которые написал местный житель. Итак, за д ело, друзья! Команда, которая первая разгадает пословицы -дополнительный балл.

«Смастэрством луди нерадяца но дабытым мастэрством гардяца»

«Кто граматэ гаразт таму нэпрапасть»

Задание №5.

Когда минует вешний ледоход…

    Научный стиль: (1),(3).

    Разговорный стиль: (4),(6).

Слово учителя: игра с игроками и болельщиками.

Все мы очень любим сказки, поэтому вопросы покажутся вам интересными, а не трудными.

Герой этот прошёл огонь и воду, выиграл 4 сражения, а в 5 трагически погиб. (Колобок)

Честный купец, а подарочек для дочери украл. («Аленький цветочек»)

Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета. («Курочка ряба»)

Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк, «Волк и семеро козлят»)

С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла)

Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик? («Колобок»)

На каком виде транспорта увёз Иван царевич Забаву? (Летучий корабль)

В какой сказке братец не послушал своей сестры и превратился в животное? Какое? (Козлёночек)

Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать? (Машенька, «Машенька и медведь»)

В какой сказке главная героиня поймала холодное оружие и стала женой царевича? («Царевна лягушка»)

При помощи какой рыбы дурак царём стал? (Щука)

В какой русской народной сказке помощницей героини является коровушка? («Крошечка – Хаврошечка») (Победители викторины награждаются.)

Слово учителя: а теперь капитаны должны решить, кто покинет команду. Слово предоставляется жюри.

Задание №6. А теперь представьте, что этот остров заселили люди, животные…Пофантазируйте… Посмотрите мультфильм «Смысл жизни». На основе мультфильма Вам предлагается написать эссе.

Слово учителя: слово предоставляется жюри. Подведение итогов.

Дополнительное задание : Перед вами огромными буквами написано слово Интеллектуальность . Что обозначает это слово? Кто сможет объяснить? Задание заключается в следующем: за 1 минуту вы должны собрать большее количество существительных, используя все буквы данного слова. Называть слова будете по порядку, повторяться нельзя.

Гонка за лидером. Выберем лидера, последнего героя.

Слово учителя: задаю вопросы. Ваша задача - отвечать очень быстро. При ответах обращаем внимание на отгадки.

Начали.

1. Кто на голове лес носит? (Лось)

2. Домашний Дед мороз. (Холодильник)

4. Кошка с кисточками на голове. (Рысь)

5. Месяц зимних каникул. (Январь)

6. Плод дуба. (Жёлудь).

7. Комната, в которой спят. (Спальня)

8. Бабочка, которая «ест» одежду. (Моль)

На какую орфограмму слова - отгадки? Какова роль Ь?

    Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

    Дом для машины. (Гараж)

    Что составляют 12 месяцев? (Год)

    Набито пухом, лежит под ухом. (Подушка)

    Вязаная рукавица. (Варежка)

    Палка для игры в хоккей. (Клюшка)

    Самое высокое животное. (Жираф)

    Стакан с ручкой. (Кружка)

На какую орфограмму слова – отгадки? Как проверить парный согласный в слове?

    Снежная буря. (Вьюга)

    Лесные жители, насекомые-строители. (Муравьи)

    Домашнее животное с пятачком на носу. (Свинья)

    Растения с толстыми стволами и ветвями. (Деревья)

    Мама, папа, дети – это…. (Семья)

    Весною вырастают, осенью опадают. (Листья)

    Тело птицы покрыто (Перьями)

    Животное, близкое к человеку по строению. (Обезьяна)

На какую орфограмму слова – отгадки? Какова роль разделительного Ь?

Дополнительные вопросы:

Синенькая шубёнка весь мир покрыла. (Небо)

Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса)

Сапожник не сапожник, портной не портной, держит во рту щетинку, а в руках ножницы. (Рак)

Легко, кругло, а хвост не поднять. (Клубок)

Утка в воде, а хвост на горе. (Ковш)

С одной стороны – лес, а с другой – поле. (Шуба)

У матери 20 деток, все детки – однолетки. (Цыплёнок)

Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)

Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)

Вокруг проруби сидят белые голуби. (Рот)

Кто ни взглянет, тот заплачет. (Лук)

Где вода столбом стоит? (Колодец)

Итог.

Рефлексия. На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются обучающиеся. Понравилась вам игра? Что вызвало у вас трудности? Над чем вам нужно еще поработать?

Ответы

Задание №1

Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.

Задание №2

Задание 4 .

Ответы:

Где а ?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а ст

Где е ?
1. сжигать
2. выт
е реть
3. забирать
4. сдирать

Где о ?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о ри

Где и ?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и рать
4. блестеть

II тур.

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. (научный)

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

Последний твой осенний пароход (А. Кукарский) (художественный)

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

Да, такой грозы давно не бывало. (разговорный)

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль: (1),(3).

    Разговорный стиль: (4),(6).

    Художественный стиль:(2), (5).

Приложение

Задание №1 Общее дело .

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание №1 Общее дело .

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

По горизонтали

1. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

3. Предмет, им пользуются все ребята, которые ходят в школу.

7. Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

12. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.

14. Образное, устойчивое сочетание слов, построенное на переносном значении.

17. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем.

19. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.

21. Слова, имеющие одно лексическое значение.

23. Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам.

По вертикали

2. Слова, противоположные по лексическому значению.

4. Говорящее окно, которое любят и взрослые и дети.

5. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только из шума.

6. Омоним к слову молния, разряд.

7. Наука о правописании.

8. Часть слова, образующая формы одного и того же слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

9. Часть речи, обозначающая предмет.

10. Слово, имеющее несколько лексических значений.

11. Значение слова, которое переносит прямое значение на другой предмет.

13. Передача звуков речи в слове на письме.

15. Слова, имеющие два и более лексических значений.

16. Изменение глаголов по лицам и числам.

18. Наука о языке.

20. Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.

21. Слово, имеющее одно лексическое значение.

22. Слова, близкие по лексическому значению.

Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

а

о

е

и

Где .. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

а

о

е

и

Где .. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль:

    Разговорный стиль:

    Художественный стиль:

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

Последний твой осенний пароход (А. Кукарский)

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

-Да, такой грозы давно не бывало.

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль:

    Разговорный стиль:

    Художественный стиль:

Орфографические игры на уроке английского языка

Игра « Add consonants».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв « аi » . Возможные слова: t ail, p ail, p ain, m ain.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Игра « Word composers».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово « representanive» . Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово .

Игра « Riddles».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.

Оборудование: загадки на английском или на русском языке.

Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки :
- o ver the head and under the hat (hair);
-
i t runs all day but never runs away (clock);
-
i s it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
-
i t moves without legs and flies without wings (cloud);
-
e very evening we can see all the planet… (on TV);
-
i t lives in winter and dies in spring (snow).

Игра «Anagrams».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net ; Take – Kate ; Tea – eat ; Race – care ; Mile – lime ; Lain – nail ; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.

За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.

Игра «Кто больше?»

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Оборудование: доска, мел.

Игра « Invisible words».

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: карточки с буквами.

Игра «Размытые буквы».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: доска, мел.

ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь

  • игра - О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, недобросовестная, неискренняя, нечистая... Словарь эпитетов русского языка
  • Игра - Форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Словарь по культурологии
  • игра - игра́ игра́ть, диал. грать; укр. гра, iгра́, гра́ти, блр. граць, ст.-слав. игрь παίγνιον (Супр., Еuсh. Sin.), играти παίζειν (Супр.), болг. игра́, игра́я "играю", сербохорв. ѝгра "пляска, игра", ѝграти, и̏гра̑м "плясать, играть", словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ИГРА - ИГРА - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др. Большой энциклопедический словарь
  • Игра - I Игра́ вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. Большая советская энциклопедия
  • игра - Игра, игры, игры, игр, игре, играм, игру, игры, игрой, игрою, играми, игре, играх Грамматический словарь Зализняка
  • игра - ИГР’А, игры, мн. игры, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Толковый словарь Ушакова
  • игра - См. играть Толковый словарь Даля
  • ИГРА - ИГРА - англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии... Социологический словарь
  • игра - игра I ж. 1. Процесс действия по гл. играть I 1. 2. Результат такого действия; занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. || Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам. Толковый словарь Ефремовой
  • игра - Видимо, восходит к греческому agos – "восхваление божества пением и пляской". Этимологический словарь Крылова
  • игра - См. азартные игры. Большой юридический словарь
  • ИГРА - ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. Эстетика [ЭСТЕТИКА]), т.е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Новая философская энциклопедия
  • игра - -ы, мн. игры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). || Деятельность, занятия детей. Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю ---. Малый академический словарь
  • игра - ИГРА -ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3-6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. Толковый словарь Кузнецова
  • игра - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • игра - ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж. 1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии). 3. Комплект предметов для такого занятия. Толковый словарь Ожегова
  • Цели :

    • расширить знания школьников о словарях,
    • показать их многообразие и назначение каждого,
    • закрепить навыки работы со справочной литературой,
    • научить составлять мини-словарики.

    Ход игры

    1. Узнать слова по определениям
    2. Объяснить значения и происхождения слов
    3. Составить определения
    4. Объяснить значения фразеологизмов
    5. Назвать омонимы

    Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

    (Ответы)

    Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

    А какие языковые словари знаете вы?

    Есть “Орфографический словарь (показ) он помогает нам правильно написать слово.

    Словарь ударений (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

    Есть словари “Толковые (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

    Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

    Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”

    Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет

    1. Красящая жидкость для писания (чернила)
    2. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
    3. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
    4. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
    5. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
    6. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
    7. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
    8. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
    9. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
    10. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
    11. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
    12. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

    Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

    Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

    1-я команда

    “ Жил да был бутерброд с колбасою “

    “ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

    “Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

    2-я команда

    “ Испек рассыпчатый пирог”

    “Нужно выселить лягушку”

    “ У лукоморья дуб зеленый ”

    Ответы

    1-я команда

    Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

    Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

    Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)

    2-я команда

    Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

    Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

    Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

    Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

    1-я команда

    “ Миллион задачек сразу
    Мне решит помощник мой.
    Он с одним огромным глазом
    И квадратной головой” (Компьютер)

    “ Внутри он холодный, холодный
    Его открывает голодный (Холодильник)

    “ Я видал его не в клетке,
    Не в гнезде и не на ветке.
    Он на столике стоял
    Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

    2-я команда

    Жмешь на кнопки (не баян)
    Говоришь (не рация)
    И летит за океан
    Информация! (Телефон)

    “ Живет в нем вся вселенная
    А вещь обыкновенная” (Телевизор)

    “ Мы день не спим.
    Мы ночь не спим
    И день и ночь
    Стучим, стучим (Часы)

    Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”

    Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

    1-я команда

    “Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

    2-я команда

    “Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать

    Предварительные итоги.

    Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

    “Сев в такси спросила такса
    За проезд какая такса?
    А водитель - денег с такс
    Не берем совсем
    Вот так-с!” (Ответы)

    Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.

    1. И колючий зверек, и прическа (Ежик)
    2. И монета и верхушка дерева (Крона)
    3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
    4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
    5. Огромная змея и часть саней (Полоз)
    6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
    7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
    8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
    9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
    10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

    Правильный ответ балл.

    Подведения итогов. Награждения.

    Литература

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
    2. Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
    3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
    4. Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
    5. Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
    6. Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96

    Игра «Буква заблудилась»

    Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

    Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

    Неизвестно, как случилось,

    Только буква заблудилась:

    Заскочила в чей-то дом

    И хозяйничает в нем.

    Но едва туда вошла

    Буква-озорница,

    Очень странные дела

    Начали твориться.

    Закричал охотник: «Ой!

    Д вери гонятся за мной!».

    На виду у детворы

    Крыс у красят маляры.

    Куклу выбросив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползет зеленый л ук

    С длинными усами!

    Говорят, один рыбак

    В речке выловил башмак,

    Но зато ему потом

    На крючок попался д ом.

    Посмотрите-ка, ребятки:

    Р аки выросли на грядке!

    Тает снег, течет ручей,

    На ветвях полно в рачей.

    Мы собирали васильки -

    На головах у нас щ енки.

    Старый дедушка Пахом

    На коз е скакал верхом.

    Жучка буд ку не доела:

    Неохота, надоело.

    На пожелтевшую листву

    Роняет лев свою листву.

    Мама с б очками пошла

    По дороге вдоль села.

    Миша дров не напилил,

    Печку к епками топил.

    Синеет море перед нами,

    Летают м айки над волнами.

    Л. Шибаев

    Игра «Типография»

    Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

    Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

    Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

    Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

    Игра «Слова по теме»

    Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

    Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

    Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

    После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

    Игра «Пятерки»

    Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

    Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

    Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

    Игра «Поиграем в слова»

    Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

    1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

    2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

    Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

    Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

    Игра «Парад грамотеев»

    Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

    Кот стремительно мчался на одной ноге.

    Она так испугалась, что бросилась в обморок.

    На картине изображен ученик средних лет.

    Его правая щека весело улыбалась.

    Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

    Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

    Он сел на коня и поехал пешком.

    Он лег в постель и уснул изо всех сил.

    Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

    У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

    Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

    Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

    Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

    Мы спали, но нам не спалось.

    Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

    Мальчик облизался до ушей.

    Мой любимый уголок природы - солнце.

    На крыше было много голубей, человек сорок.

    На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

    Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

    Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

    Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

    Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

    В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

    Северный океан очень ледовитый.

    Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

    Лицо у него было овальное, как прямой угол.

    В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

    У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

    У него была шпага с одним патроном.

    Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

    Я так люблю книги, что даже их читаю.

    Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

    Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

    Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

    Я быстро стоял на одном месте.

    За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

    У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

    Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

    Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

    И тогда он взял нож и застрелился.

    За кустом белело что-то синее.

    Он узнал ее по родинке на правом носу.

    Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

    Уши у него торчат кто куда.

    Самым любимым временем года у него были каникулы.

    Мысли как назло не хотели думать.

    Было мне так холодно, что я вспотел.

    Слева лес редкий, но дремучий.

    Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

    На меня напала мысль.

    У Сережи зачесались руки на коленях.

    Саша вышел под громкое мычание всего класса.

    Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

    Игра «Соберите слова»

    Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

    Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

    Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

    гривость

    дуванчик

    нтермедия

    снователь

    стребитель

    боснование

    ипровизация

    бозреватель

    спользование

    бщественница

    скусственность

    прометчивость

    зобретательство

    тносительносгь

    носказательность

    врагоукрепление

    Игра «Дружная семья»

    Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

    Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

    Л - ли — частица.

    И - или - союз.

    Т - триста - числительное.

    Е - ехать - глагол.

    Р - радостно - наречие.

    А - а - союз.

    Т - тот - местоимение.

    У - у - предлог.

    Р - розовый - прилагательное.

    А - ах - междометие.

    Другой пример со словом - трудолюбие.

    Т - ты - местоимение.

    Р - разве - частица.

    У - удивляться - глагол.

    Д - десять - числительное.

    О - ох - междометие.

    Л - легко - наречие.

    Ю - юла - существительное.

    Б - без - предлог.

    И - или - союз.

    Е - елейный - прилагательное.

    Игра «Найдите числительные»

    Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

    Есть у нас три сестри цы.

    Вы не знаете их?

    Как бы мне ухитри ться

    Рассказать о троих.

    У одной, что в Стри жове,

    Над окошком жил стри ж.

    Стри чь она мастерица -

    Приходи к ней, малыш!

    У другой, что в Устри цах,

    Никаких устри ц нет,

    Но зато осетри ну

    Подают на обед!

    А у третьей, в Быстри це,

    Быстри на на реке,

    И резвятся три тоны

    По ночам на песке.

    У просто го сторожа -

    Не просто рный дом:

    Часто в нем стоножка

    Бродит под сто лом.

    Дорожит сто ножка

    Чисто тою ног

    И сто личной ваксой

    Чистит сто сапог.

    Вместо двух непросто

    Вычистить все сто ,

    Сразу сто лько обуви

    Не носил никто!

    У просто й сто ножки

    Сто ит постоять,

    Можно у сто ножки

    Опыт перенять!

    Перевод Л. Кондратенко

    Игра «Кто больше составит слов?»

    Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

    Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

    В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

    (Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)