Урок-игра по русскому языку: «Последний герой».
Пояснительная записка
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Цель: повторение и систематизация знаний обучающихся по орфографии, стилистике.
Задачи:
обучающие:
повторить основные теоретические сведения по орфографии, стилистики;
формировать умение у обучающихся различать стили речи;
учить обучающихся находить решение сложных ситуационных задач, требующих не только теоретических знаний, но и жизненн ой смелости, смекалки, сноровки.
развивающие:
способствовать развитию интереса к учебному предмету;
способствовать развитию коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность) ;
способствовать формированию навыков исследовательской работы;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать культуру поведения, общения с друзьями и товарищами;
воспитывать бережное отношение к слову.
Ход урока-игры
Учитель (или ведущий):
Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Сегодня заключительный урок по теме: функциональные стили речи. Наша цель: повторить и систематизировать знаний по орфографии, стилистике.
Мы собрались сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по орфографии. стилистике, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
“Последний герой” состоит из 2 туров. Вначале вам следует разделиться на 2 команды (выберите название команды, капитана, ведь мы отправимся с вами увлекательное путешествие). Команда, набравшая за 2 тура меньше всего очков, покидает остров (игру). После каждого задания из команды выбывают по 1 человеку, те, кто меньше всех набрали баллов. За этим будет следить компетентное жюри. Выбывшие становятся болельщиками.В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2015 года”.
Итак, начинаем. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, проверьте себя свои силы и знания. Мы с вами отправимся на корабле на необитаемый остров. Но на корабль попадут не все…
I тур.
Задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику команды будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием (по 1 человеку из каждой команды).
Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают).
Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) .
Расскажите правило: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
Расскажите правило: -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
Что изучает стилистика? (Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.)
Что мы называем стилем языка речи? (Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.)
Какие стили речи вы знаете? (разговорный, публицистический, художественный, научный, официально-деловой).
Что мы называем публицистическим стилем?(а гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.))
“Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень).
Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
Назовите часть речи.которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (прилагательное)
Назовите часть речи.которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)
Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
Слово учителя:слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
Расскажите правило “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
Расскажите правило ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
Слово учителя: прошу на борт корабля! Нас ждут приключения! Итак, мы попали с вами на необитаемый остров. Посмотрите вокруг… везде вода… и только мы с вами на живописном острове. Он ещё не имеет названия, но в конце игры мы вправе дать ему название. Предлагаем назвать наш остров именем победителя игры, именем последнего героя.
Впереди –лес (джунгли), кишащий дикими зверями и змеями. Для преодоления внешних трудностей, нужно научиться преодолевать свои пороки – это и злоба, и ненависть, и подлость, и грубость, и многие другие… Следующее испытание – Задание №1 Общее дело . Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие. Участники команд обмениваются работами и выставляют друг другу баллы. Задание оценивается по 5 шкале.
Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.
Слово учителя: надеюсь, все справились с заданием. Посмотрите, вот и местные жители, аборигены. Но они говорят на непонятном для вас языке. Чтобы понять друг друга вам нужно разгадать кроссворд. Задание оценивается по 5 шкале.
Задание №2
По горизонтали
3. Предмет,им пользуются все ребята, которые ходят в школу.
По вертикали
7. Наука о правописании.
18. Наука о языке.
Слово учителя: пока жюри проверяют, как справились команды с заданием, проведем физминутку. Зарядку для глаз (иллюзии). Можно поиграть с болельщиками (за правильный ответдавать жетоны, они могут отдать их любому участнику игры).Теперь Вы знаете язык местных обитателей и вам надо наладить контакт.
Слово учителя: слово предоставляется жюри.
Задание №3 . Теперь, когда вы понимаете друг друга (местных жителей), придумайте приветствие! Расскажите о себе, о нашей культуре. Публичное выступление. Задание оценивается по 5 шкале.
Задание 4 .
Где
а
?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст
Где
е
?
1. сж_гать
2. выт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать
Где
о
?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з
..
ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Ответы:
Где
а
?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а
ст
Где
е
?
1. сжигать
2. выт
е
реть
3. забирать
4. сдирать
Где
о
?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о
ри
Где
и
?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и
рать
4. блестеть
II тур.
Правила орфографии – наши добрые друзья. Сколько занимательного в нашем письме, и какая это всё-таки стройная система. А не лучше ли отказаться от всех правил и писать то, что слышишь. Идея заманчива! Тогда давайте попробуем разгадать и правильно записать 2 пословицы, которые написал местный житель. Итак, за д ело, друзья! Команда, которая первая разгадает пословицы -дополнительный балл.
«Смастэрством луди нерадяца но дабытым мастэрством гардяца»
«Кто граматэ гаразт таму нэпрапасть»
Задание №5.
Когда минует вешний ледоход…
Научный стиль: (1),(3).
Разговорный стиль: (4),(6).
Слово учителя: игра с игроками и болельщиками.
Все мы очень любим сказки, поэтому вопросы покажутся вам интересными, а не трудными.
Герой этот прошёл огонь и воду, выиграл 4 сражения, а в 5 трагически погиб. (Колобок)
Честный купец, а подарочек для дочери украл. («Аленький цветочек»)
Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета. («Курочка ряба»)
Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк, «Волк и семеро козлят»)
С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла)
Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик? («Колобок»)
На каком виде транспорта увёз Иван царевич Забаву? (Летучий корабль)
В какой сказке братец не послушал своей сестры и превратился в животное? Какое? (Козлёночек)
Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать? (Машенька, «Машенька и медведь»)
В какой сказке главная героиня поймала холодное оружие и стала женой царевича? («Царевна лягушка»)
При помощи какой рыбы дурак царём стал? (Щука)
В какой русской народной сказке помощницей героини является коровушка? («Крошечка – Хаврошечка») (Победители викторины награждаются.)
Слово учителя: а теперь капитаны должны решить, кто покинет команду. Слово предоставляется жюри.
Задание №6. А теперь представьте, что этот остров заселили люди, животные…Пофантазируйте… Посмотрите мультфильм «Смысл жизни». На основе мультфильма Вам предлагается написать эссе.
Слово учителя: слово предоставляется жюри. Подведение итогов.
Дополнительное задание : Перед вами огромными буквами написано слово Интеллектуальность . Что обозначает это слово? Кто сможет объяснить? Задание заключается в следующем: за 1 минуту вы должны собрать большее количество существительных, используя все буквы данного слова. Называть слова будете по порядку, повторяться нельзя.
Гонка за лидером. Выберем лидера, последнего героя.
Слово учителя: задаю вопросы. Ваша задача - отвечать очень быстро. При ответах обращаем внимание на отгадки.
Начали.
1. Кто на голове лес носит? (Лось)
2. Домашний Дед мороз. (Холодильник)
4. Кошка с кисточками на голове. (Рысь)
5. Месяц зимних каникул. (Январь)
6. Плод дуба. (Жёлудь).
7. Комната, в которой спят. (Спальня)
8. Бабочка, которая «ест» одежду. (Моль)
На какую орфограмму слова - отгадки? Какова роль Ь?
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Дом для машины. (Гараж)
Что составляют 12 месяцев? (Год)
Набито пухом, лежит под ухом. (Подушка)
Вязаная рукавица. (Варежка)
Палка для игры в хоккей. (Клюшка)
Самое высокое животное. (Жираф)
Стакан с ручкой. (Кружка)
На какую орфограмму слова – отгадки? Как проверить парный согласный в слове?
Снежная буря. (Вьюга)
Лесные жители, насекомые-строители. (Муравьи)
Домашнее животное с пятачком на носу. (Свинья)
Растения с толстыми стволами и ветвями. (Деревья)
Мама, папа, дети – это…. (Семья)
Весною вырастают, осенью опадают. (Листья)
Тело птицы покрыто (Перьями)
Животное, близкое к человеку по строению. (Обезьяна)
На какую орфограмму слова – отгадки? Какова роль разделительного Ь?
Дополнительные вопросы:
Синенькая шубёнка весь мир покрыла. (Небо)
Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса)
Сапожник не сапожник, портной не портной, держит во рту щетинку, а в руках ножницы. (Рак)
Легко, кругло, а хвост не поднять. (Клубок)
Утка в воде, а хвост на горе. (Ковш)
С одной стороны – лес, а с другой – поле. (Шуба)
У матери 20 деток, все детки – однолетки. (Цыплёнок)
Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
Вокруг проруби сидят белые голуби. (Рот)
Кто ни взглянет, тот заплачет. (Лук)
Где вода столбом стоит? (Колодец)
Итог.
Рефлексия. На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются обучающиеся. Понравилась вам игра? Что вызвало у вас трудности? Над чем вам нужно еще поработать?
Ответы
Задание №1
Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.
Задание №2
Задание 4 .
Ответы:
Где
а
?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а
ст
Где
е
?
1. сжигать
2. выт
е
реть
3. забирать
4. сдирать
Где
о
?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о
ри
Где
и
?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и
рать
4. блестеть
II тур.
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. (научный)
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
Последний твой осенний пароход (А. Кукарский) (художественный)
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
Да, такой грозы давно не бывало. (разговорный)
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль: (1),(3).
Разговорный стиль: (4),(6).
Художественный стиль:(2), (5).
Приложение
Задание №1 Общее дело .
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
Задание №1 Общее дело .
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
По горизонтали
1. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
3. Предмет, им пользуются все ребята, которые ходят в школу.
7. Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
12. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.
14. Образное, устойчивое сочетание слов, построенное на переносном значении.
17. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем.
19. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
21. Слова, имеющие одно лексическое значение.
23. Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам.
По вертикали
2. Слова, противоположные по лексическому значению.
4. Говорящее окно, которое любят и взрослые и дети.
5. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только из шума.
6. Омоним к слову молния, разряд.
7. Наука о правописании.
8. Часть слова, образующая формы одного и того же слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
9. Часть речи, обозначающая предмет.
10. Слово, имеющее несколько лексических значений.
11. Значение слова, которое переносит прямое значение на другой предмет.
13. Передача звуков речи в слове на письме.
15. Слова, имеющие два и более лексических значений.
16. Изменение глаголов по лицам и числам.
18. Наука о языке.
20. Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.
21. Слово, имеющее одно лексическое значение.
22. Слова, близкие по лексическому значению.
Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .
а
о
е
и
Где .. ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .
а
о
е
и
Где .. ори
Где
и
?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль:
Разговорный стиль:
Художественный стиль:
Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?
1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.
2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,
Когда минует вешний ледоход…
А мне на части сердце разрывает
Последний твой осенний пароход (А. Кукарский)
3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
-Да, такой грозы давно не бывало.
2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль:
Разговорный стиль:
Художественный стиль:
Орфографические игры на уроке английского языка
Игра « Add consonants».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв «
аi
»
. Возможные слова:
t
ail,
p
ail,
p
ain,
m
ain.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
Игра « Word composers».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово
«
representanive»
.
Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например,
рresent, tea, test, nest, part,
art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово
.
Игра « Riddles».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.
Оборудование: загадки на английском или на русском языке.
Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки
:
- o
ver the head and under the hat (hair);
-
i
t runs all day but never runs away (clock);
-
i
s it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
-
i
t moves without legs and flies without wings (cloud);
-
e
very evening we can see all the planet… (on TV);
-
i
t lives in winter and dies in spring (snow).
Игра «Anagrams».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.
Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.
Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые
слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net
; Take – Kate
; Tea – eat
;
Race – care
;
Mile – lime
;
Lain – nail
; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was;
Knee – keen.
За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.
Игра «Кто больше?»
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Оборудование: доска, мел.
Игра « Invisible words».
Игра «Слово рассыпалось».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Оборудование: карточки с буквами.
Игра «Размытые буквы».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Оборудование: доска, мел.
ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь
Цели :
- расширить знания школьников о словарях,
- показать их многообразие и назначение каждого,
- закрепить навыки работы со справочной литературой,
- научить составлять мини-словарики.
Ход игры
- Узнать слова по определениям
- Объяснить значения и происхождения слов
- Составить определения
- Объяснить значения фразеологизмов
- Назвать омонимы
Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?
(Ответы)
Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.
А какие языковые словари знаете вы?
Есть “Орфографический словарь ” (показ) он помогает нам правильно написать слово.
“Словарь ударений ” (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.
Есть словари “Толковые ” (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)
Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”
Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”
Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет
- Красящая жидкость для писания (чернила)
- Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
- Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
- Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
- Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
- Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
- Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
- Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
- Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
- Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.
Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.
1-я команда
“ Жил да был бутерброд с колбасою “
“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”
“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”
2-я команда
“ Испек рассыпчатый пирог”
“Нужно выселить лягушку”
“ У лукоморья дуб зеленый ”
Ответы
1-я команда
Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)
Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)
Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)
2-я команда
Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)
Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)
Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)
Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.
1-я команда
“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)
“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)
“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)
2-я команда
Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)
“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)
“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”
Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.
1-я команда
“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.
2-я команда
“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать ”
Предварительные итоги.
Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.
“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)
Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.
- И колючий зверек, и прическа (Ежик)
- И монета и верхушка дерева (Крона)
- И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
- И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
- Огромная змея и часть саней (Полоз)
- И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
- Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
- И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
- И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
- То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)
Правильный ответ балл.
Подведения итогов. Награждения.
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
- Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
- Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
- Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
- Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
- Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96
Игра «Буква заблудилась»
Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Д вери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крыс у красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый л ук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Р аки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно в рачей.
Мы собирали васильки -
На головах у нас щ енки.
Старый дедушка Пахом
На коз е скакал верхом.
Жучка буд ку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву.
Мама с б очками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку к епками топил.
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Л. Шибаев
Игра «Типография»
Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.
Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Игра «Слова по теме»
Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Игра «Пятерки»
Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Игра «Поиграем в слова»
Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.
Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Игра «Парад грамотеев»
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
Кот стремительно мчался на одной ноге.
Она так испугалась, что бросилась в обморок.
На картине изображен ученик средних лет.
Его правая щека весело улыбалась.
Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
Он сел на коня и поехал пешком.
Он лег в постель и уснул изо всех сил.
Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
Мы спали, но нам не спалось.
Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
Мальчик облизался до ушей.
Мой любимый уголок природы - солнце.
На крыше было много голубей, человек сорок.
На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
Северный океан очень ледовитый.
Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
Лицо у него было овальное, как прямой угол.
В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
У него была шпага с одним патроном.
Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
Я так люблю книги, что даже их читаю.
Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
Я быстро стоял на одном месте.
За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.
Неожиданно он услышал чей-то взгляд.
Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.
И тогда он взял нож и застрелился.
За кустом белело что-то синее.
Он узнал ее по родинке на правом носу.
Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.
Уши у него торчат кто куда.
Самым любимым временем года у него были каникулы.
Мысли как назло не хотели думать.
Было мне так холодно, что я вспотел.
Слева лес редкий, но дремучий.
Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
На меня напала мысль.
У Сережи зачесались руки на коленях.
Саша вышел под громкое мычание всего класса.
Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»
Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.
гривость |
дуванчик |
||
нтермедия |
снователь |
||
стребитель |
боснование |
||
ипровизация |
бозреватель |
||
спользование |
бщественница |
||
скусственность |
прометчивость |
||
зобретательство |
тносительносгь |
||
носказательность |
врагоукрепление |
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
Другой пример со словом - трудолюбие.
Т - ты - местоимение.
Р - разве - частица.
У - удивляться - глагол.
Д - десять - числительное.
О - ох - междометие.
Л - легко - наречие.
Ю - юла - существительное.
Б - без - предлог.
И - или - союз.
Е - елейный - прилагательное.
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
Есть у нас три сестри цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитри ться
Рассказать о троих.
У одной, что в Стри жове,
Над окошком жил стри ж.
Стри чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устри цах,
Никаких устри ц нет,
Но зато осетри ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быстри це,
Быстри на на реке,
И резвятся три тоны
По ночам на песке.
У просто го сторожа -
Не просто рный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под сто лом.
Дорожит сто ножка
Чисто тою ног
И сто личной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто ,
Сразу сто лько обуви
Не носил никто!
У просто й сто ножки
Сто ит постоять,
Можно у сто ножки
Опыт перенять!
Перевод Л. Кондратенко
Игра «Кто больше составит слов?»
Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)