Рассказы о живописи и картинах: Федор Александрович Васильев. "Мокрый луг". На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром. — КиберПедия

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получится - исключает возможность списывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Ведь

Так как

Поэтому

Потому что

Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО , -а, ср.

1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Капитал состояние. Человек со средствами.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

закУпорить

загнУтый

оптОвый

влилАсь

пОгнутый

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

2) Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ - вопрос серьёзный для каждого предприятия.

3) Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

4) ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Восьмидесятью копейками

Свежих вафель

Веселее всех

В обоих домах

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудело в ветвях акации

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день».

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Конница императора, быстро приближаясь, мчалась наперерез неприятельского отряда.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложений с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок..лдовать

скр..пучий

кр..стьянин

обж..гаться

бл..стательный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..школьный;

и..черпать, бе..цельный;

пре..писание, о..давать;

дез..нфекция, небез..звестный;

предп..ложить, пар..олимпиада.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

талантл..вый

письм..цо

разворач..вать

наде..лся

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отточ..нный

понош..нный

бор..шься

постро..шь

преобразу..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (не)подключён к сети.

Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

Еще (не)распустившийся цветок особенно красив.

Помещение (не)рассчитано на такое количество людей.

(Не)спрашивая ни о чем, он все понял.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

(ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Делавшие замаскирова(1)ый под грабёж обыск забрали только то, что находилось в столе, прочие бумаги оставле(2)ы соверше(3)о нетронутыми.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

2) Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.

3) В.А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.

4) Воинская честь и личная преданность не позволили Святославу оставить брата в беде.

5)Графическое мастерство не ценилось и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал идеологизированных критиков.

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.

20. Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

СТО ПРОЦЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
Говорят, против судьбы не попрешь. Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
Три четверти, что и говорить, очень много. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено, и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. Почему он-то не вышел в генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.

Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. Иногда – любопытные. Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. Я говорю, естественно, не о тех случаях, когда сходятся уже начавшие свой путь литераторы, тут все ясно. Но вот случай, поразительный по яркости. Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. Выжила. Вышла. И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы Двадцатого века. Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? Где хоть относительно безопасное место для рукописей? Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. Без всяких оговорок, это был подвиг. Но еще и потрясающая школа работы над словом. Думаю, человек, способный прочесть напамять «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? А человеческое в себе создаем мы сами. На все четыре четверти. На все сто процентов

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.
2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала - знаменитого крестника Петра Великого.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора - наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутье к слову.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–6 содержат рассуждение.

2) В предложениях 21–23 содержится описание.

3) Предложения 26–30 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложениях 43 - 45 присутствует элемент повествования

22. Из предложений 42-44 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 35-40 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 –23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Для того чтобы создать яркую картину, Л. Жуховицким наряду с (А)------------ лексикой («ген», «наследственность») используется и (Б)_______ («хилый», «не попрёшь») лексика. Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так для характеристики героев автор использует троп – (В)________ («могучий характер» в предложении 12, «потрясающая школа» в предложении 39). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 44-45) позволяет читателю сделать вывод на основе содержания текста»

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Письмецо

  • Построишь
  • Несостоявшаяся
  • Вслепуюпопусту
  • 1234
  • 20. 3

    21. 1,3

    22. биологическое, человеческое

    23. 37

    Задание 17

    Расставьте все недостающие знаки препинания:

    Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.

    Задание 18

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

    Задание 20

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

    Задание 21

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    1) Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.

    2) Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

    3) Светлый оптимизм помогает людям жить.

    4) Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.

    5) В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.

    (1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

    (З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

    (6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.



    (11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

    (15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

    (18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло...

    (20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.



    (28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

    (32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

    (39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

    Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

    (43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

    (45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

    (По Г. Галлер)

    Галина Галлер (род. в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

    Спрятать текст

    Задание 22

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

    2) В предложениях 8-10 представлено повествование.

    3) Предложения 15-16 объясняют содержание предложения 17.

    4) В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

    5) Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.

    Задание 23

    Из предложений 26-28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

    Задание 24

    Среди предложений 6-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    Задание 25

    «Вспоминая о своей бабушке, автор передаёт отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) _______ (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп - (Б) _______ («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство - (В) _______ (например, в предложениях 2, 9). Ещё один троп - (Г) _______ («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45) - помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время».

    Список терминов:

    1) парцелляция

    2) метафора

    3) ряд однородных членов предложения

    5) лексический повтор

    6) фразеологизм

    8) восклицательные предложения

    Рассказы о живописи и картинах:

    Федор Александрович Васильев.

    "Мокрый луг"

    Феномен "художественного происхождения" пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На "равных" участвовал с ними на выставках, на "равных" побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

    Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте.

    На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, "иудино дерево" одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей-ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы.

    В Ялте Ф. Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по воспоминаниям пейзажи средней полосы России.

    В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина "Мокрый луг", ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

    Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.

    Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.

    Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.

    С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Ф. Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы.

    Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.

    Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.

    Удивительно плавно и рельефно разворачивается в "Мокром луге" пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойденным мастером и поэтом неба, каким и считался художник Ф. Васильев. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

    "Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина "Сосновый бор"). В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.

    Когда глава передвижников И. Крамской увидел "Мокрый луг" Ф. Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к "шуму и музыке природы".

    1. Задание 16

    Из-да-ли (1) он уви-дел дом (2) не-по-хо-жий на дру-гие (3) по-стро-ен-ный (4) каким-то ита-льян-ским ар-хи-тек-то-ром.

    Ответ: 23|32

    2. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Над ещё не улёгшим-ся (1) после не-дав-ней бури (2) бес-край-ним морем (3) воз-вы-ша-лось небо (4) уни-зан-ное (5) ярко мер-цав-ши-ми звёздами.

    3. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Боль-шой пруд (1) густо за-рос-ший кув-шин-ка-ми (2) рас-по-ла-гал-ся (3) в удалённой от дома (4) части ста-ро-го парка.

    Ответ: 12|21

    4. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Вла-ди-мир (1) не пе-ре-ста-вая ма-хав-ший косой (2) резал траву (3) не вы-ка-зы-вая (4) ни ма-лей-ше-го уси-лия.

    5. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Туча (1) на-вис-шая (2) над вы-со-ки-ми вер-ши-на-ми то-по-лей (3) уже сы-па-ла (4) мо-ро-ся-щим дож-ди-ком.

    Ответ: 13|31

    6. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    7. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Про-брав-шись (1) через мок-рый па-по-рот-ник и какую-то (2) сте-лю-щу-ю-ся рас-ти-тель-ность (3) вы-би-ра-ем-ся на едва при-мет-ную тро-пин-ку.

    8. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Опу-стив-шая (1) го-ло-ву Анеч-ка (2) не-по-движ-но си-де-ла в пу-хо-вом плат-ке (3) бе-реж-но по-кры-вав-шем (4) её плечи.

    9. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Ип-по-лит Мат-ве-е-вич (1) то-мясь сты-дом (2) стоял под ака-ци-ей и (3) не глядя на гу-ля-ю-щих (4) твер-дил три за-учен-ные фразы.

    Ответ: 1234

    10. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Пе-ре-ли-сты-вая стра-ни-цы (1) при-несённой из ка-би-не-та (2) книги (3) отец оста-но-вил-ся у при-от-кры-той двери (4) при-слу-ши-ва-ясь к раз-го-во-ру на кухне.

    Ответ: 34|43

    11. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Уже в наше время ис-сле-до-ва-те-ли твор-че-ства Э. А. По (1) по-лу-чив в своё рас-по-ря-же-ние (2) скры-вав-ши-е-ся пре-жде (3) ма-те-ри-а-лы (4) смог-ли уста-но-вить связь между жиз-нью и твор-че-ством аме-ри-кан-ско-го пи-са-те-ля.

    Ответ: 14|41

    12. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Слова (1) об-ра-зо-ван-ные от гео-гра-фи-че-ских на-зва-ний (2) до-воль-но часто ста-вят перед го-во-ря-щим и пи-шу-щим (3) во-про-сы (4) свя-зан-ные с нор-ма-тив-ным сло-во-упо-треб-ле-ни-ем.

    13. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Во-ро-бей (1) не-ожи-дан-но взле-тев (2) исчез в свет-лой зе-ле-ни сада (3) про-зрач-но скво-зив-шей (4) на пред-ве-чер-нем небе.

    14. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    В не-на-стье сосны сто-нут, и их ветки (1) сги-ба-е-мые по-ры-ва-ми разъ-ярённого ветра (2) тре-щат (3) ино-гда ца-ра-пая (4) иг-ла-ми по коре де-ре-ва.

    15. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Под солн-цем (1) со-пер-ни-чая с ним (2) ярко све-ти-лись не-обык-но-вен-но вы-со-кие, соч-ные и круп-но-цвет-ные ку-паль-ни-цы (3) по-хо-жие на жёлтые розы.

    16. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Маша про-си-де-ла в углу до са-мо-го обеда (1) вни-ма-тель-но глядя на стар-шую сест-ру и (2) вслу-ши-ва-ясь в (3) про-из-но-си-мые ею (4) слова.

    17. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Сразу же за рекой (1) под-ни-ма-ясь вверх (2) вид-не-лись ска-ли-стые горы (3) очер-чен-ные внизу (4) ло-ма-ной ли-ни-ей чер-не-ю-щих ни-зень-ких ку-стар-ни-ков.

    18. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Вы-со-кая трава (1) на-кло-нив-ша-я-ся к земле (2) мягко об-ви-ва-лась во-круг (3) на-мо-чен-ных дождём (4) ство-лов де-ре-вьев.

    Ответ: 12|21

    19. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Ветви де-ре-вьев (1) спле-та-ясь жёстки-ми за-стыв-ши-ми кон-ца-ми (2) пе-чаль-но зве-нят (3) пе-ре-жи-вая (4) зим-нюю стужу.

    20. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Пуш-кин (1) вос-пи-тан-ный на «Ис-то-рии го-су-дар-ства Рос-сий-ско-го» Н. М. Ка-рам-зи-на (2) ска-зал по по-во-ду рус-ской ис-то-рии (3) своё соб-ствен-ное слово (4) во мно-гом пре-взо-шед-шее ка-рам-зин-ское.

    21. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Тех-ни-ка глу-бо-кой жи-во-пи-си (1) поз-во-ля-ю-щая сво-бод-но ри-со-вать (2) без каких-либо фи-зи-че-ских уси-лий (3) ока-за-лась осо-бен-но близ-ка Шиш-ки-ну (4) со-хра-няв-ше-му сво-бод-ную и живую ма-не-ру ри-сун-ка.

    22. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Та-лант-ли-вый пи-са-тель (1) со-зда-ю-щий свои про-из-ве-де-ния (2) со-всем не ду-ма-ет о за-ко-нах и пра-ви-лах (3) из-ло-жен-ных в тру-дах (4) по ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нию.

    23. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Об-ра-зо-ван-ный на речке (1) пруд (2) по диа-го-на-ли пе-ре-се-кав-ший усадь-бу Аб-рам-це-во (3) явил-ся есте-ствен-ной гра-ни-цей двора с хо-зяй-ствен-ны-ми по-строй-ка-ми и парка (4) рас-ки-нув-ше-го-ся к юго-во-сто-ку от уса-деб-но-го дома.

    24. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Раз-но-цвет-ные за-рос-ли (1) об-ра-зо-ван-ные оди-ноч-ны-ми (2) и ко-ло-ни-аль-ны-ми ко-рал-ло-вы-ми по-ли-па-ми (3) хо-ро-шо видны сквозь про-зрач-ные воды тёплых тро-пи-че-ских морей (4) в тихий сол-неч-ный день.

    Ответ: 13|31

    25. Задание 16 Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Амбра (1) долго про-быв-шая в мор-ской воде (2) или спе-ци-аль-но очи-щен-ная (3) имеет едва уло-ви-мый (4) запах жас-ми-на.

    Ответ: 13|31

    26. Задание 16

    В Крыму Ва-си-льев по-дол-гу лю-бо-вал-ся го-ра-ми (1) устремлёнными к солн-цу (2) и (3) оку-тан-ны-ми ро-зо-вой дым-кой (4) де-ре-вья-ми.

    Ответ: 12|21

    27. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Слав-ная био-гра-фия «ар-хан-гель-ско-го му-жи-ка» Ми-ха-и-ла Ва-си-лье-ви-ча Ло-мо-но-со-ва (1) ушед-ше-го из де-рев-ни с обо-зом в Моск-ву (2) и (3) став-ше-го со вре-ме-нем ве-ли-чай-шим учёным (4) из-вест-на се-год-ня каж-до-му школь-ни-ку.

    Ответ: 14|41

    28. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    На-ряд-ных ба-бо-чек-кра-пив-ниц (1) легко пор-ха-ю-щих (2) или гре-ю-щих-ся на солн-це (3) можно уви-деть в при-ро-де (4) уже ран-ней вес-ной.

    Ответ: 13|31

    29. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Гро-зо-вая туча (1) по вре-ме-нам свер-кав-шая мол-ни-я-ми (2) и из-да-вав-шая не-до-воль-ное ро-ко-та-ние (3) спе-ши-ла на се-ве-ро-во-сток (4) всё более от-кры-вая тёмное звёздное небо.

    30. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры(У), на месте ко-то-рых(ой) в пред-ло-же-нии долж-ны(а) сто-ять за-пя-тые(ая).

    Сме-ши-ва-ясь с солёными мор-ски-ми вет-ра-ми (1) запах цит-ру-со-вых (2) создаёт (3) це-леб-но дей-ству-ю-щую (4) на людей ат-мо-сфе-ру.

    31. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Степ-ной воз-дух (1) на-пол-нен-ный ты-ся-чью раз-ных пти-чьих сви-стов (2) был жар-ким, а в вы-со-ком небе не-по-движ-но сто-я-ли яст-ре-бы (3) рас-пла-став свои кры-лья (4) и не-по-движ-но устре-мив глаза свои в траву...

    32. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    По яс-но-му небу плав-но не-с-лись (1) не за-кры-вая солн-ца (2) низ-кие дым-ча-тые об-ла-ка (3) по-сте-пен-но ис-че-за-ю-щие (4) в си-не-ве.

    33. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    В числе чу-да-ков (1) жив-ших в Москве в гри-бо-едов-ские вре-ме-на (2) был че-ло-век (3) опи-сан-ный в ко-ме-дии «Горе от ума» под име-нем (4) Мак-си-ма Пет-ро-ви-ча.

    34. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    До-ро-га (1) по-во-ра-чи-вав-шая впра-во (2) шла через огром-ное поле (3) за-се-ян-ное яро-вы-ми (4) и углуб-ля-лась в лес.

    Ответ: 1234

    35. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    С моря дул влаж-ный хо-лод-ный ветер (1) раз-но-ся по степи (2) за-дум-чи-вую ме-ло-дию плес-ка (3) на-бе-гав-шей на берег волны.

    36. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Утки (1) ис-пу-ган-ные вне-зап-ным по-яв-ле-ни-ем охот-ни-ков (2) шумно под-ня-лись и (3) ку-выр-ка-ясь в воз-ду-хе (4) мед-лен-но и тя-же-ло по-ле-те-ли прочь.

    Ответ: 1234

    37. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры (у), на месте ко-то-рых(ой) в пред-ло-же-нии долж-ны(а) сто-ять за-пя-тые(ая).

    Пе-ри-фра-за — обо-рот речи, ко-то-рый со-сто-ит в за-ме-не слова опи-са-тель-ным со-че-та-ни-ем (1) со-дер-жа-щим (2) эле-мент ха-рак-те-ри-сти-ки опи-сы-ва-е-мо-го пред-ме-та или лица (3) и по-мо-га-ю-щим (4) из-бе-жать не-оправ-дан-ных по-вто-ров в тек-сте.

    38. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Можно лишь пре-кло-нять-ся перед ге-ни-ем Ма-ри-ны Цве-та-е-вой (1) со-здав-шей со-вер-шен-но не-по-вто-ри-мый по-э-ти-че-ский мир (2) и (3) свято ве-рив-шей (4) в свою музу.

    39. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    На кар-ти-не будут лишь (1) омы-тый дождём (2) мок-рый луг под огром-ным небом, не-сколь-ко де-ре-вьев да (3) бе-гу-щие по влаж-ной траве (4) тени сизых туч (5) го-ни-мых вет-ром.

    40. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    В мире не счесть ма-сте-ров-вир-ту-о-зов (1) ар-ти-стич-но вла-де-ю-щих (2) ри-сун-ком, жи-во-пи-сью, ком-по-зи-ци-ей и (3) со-зда-ю-щих (4) ве-ли-ко-леп-ные по-лот-на.

    41. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Перед нами ле-жа-ла Кой-ша-ур-ская до-ли-на (1) пе-ре-се-ка-е-мая, как двумя се-реб-ря-ны-ми ни-тя-ми, Арагвой и дру-гой реч-кой (2) и (3) убе-гая в со-сед-ние тес-ни-ны от тёплых лучей солн-ца (4) сколь-зил по ней го-лу-бо-ва-тый туман.

    Ответ: 1234

    42. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Сад (1) всё боль-ше редея и пе-ре-хо-дя в на-сто-я-щий луг (2) спус-кал-ся к (3) по-рос-шей зелёным ка-мы-шом и ив-ня-ком (4) реке.

    Ответ: 12|21

    43. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Перед нами от-крыл-ся ве-ли-ко-леп-ный вид: река вьётся (1) туск-ло синея сквозь ту-ман-ную даль (2) по во-дя-ни-сто-зелёным лугам, и че-ло-век (3) охва-чен-ный свет-лым ды-ха-ни-ем весны (4) креп-нет, воль-нее ему ды-шит-ся, ра-дост-нее у него на душе.

    Ответ: 1234

    44. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    По длин-но-му зыб-ко-му плоту (1) сде-лан-но-му из трёх свя-зан-ных брёвен (2) мы пе-ре-бра-лись через реку и пошли на-пра-во (3) дер-жась (4) не-да-ле-ко от бе-ре-га.

    45. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Со-здан-ный Бло-ком (1) «страш-ный мир» го-ро-да и его Не-зна-ком-ка (2) пу-га-ю-щая (3) и не-одо-ли-мо вле-ку-щая к себе (4) по-дав-ля-ют поэта.

    Ответ: 24|42

    46. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    А уже через час оба си-де-ли за шат-ким сто-ли-ком (1) и (2) упи-ра-ясь друг в друга го-ло-ва-ми (3) чи-та-ли длин-ный спи-сок дра-го-цен-но-стей (4) не-ко-гда при-над-ле-жав-ших тёще Ип-по-ли-та Мат-ве-е-ви-ча.

    47. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Я видел кру-гом одно без-бреж-ное ла-зур-ное море (1) всё по-кры-тое мел-кой рябью зо-ло-тых че-шу-ек, а над го-ло-вою такое же без-бреж-ное, такое же ла-зур-ное небо — и по нему (2) тор-же-ствуя (3) и слов-но сме-ясь (4) ка-ти-лось лас-ко-вое солн-це.

    48. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Мы пе-ре-бра-лись через реку по зыб-ко-му плоту (1) сде-лан-но-му из трёх свя-зан-ных брёвен (2) и пошли на-пра-во (3) дер-жась (4) по-бли-же к бе-ре-гу.

    49. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Один за дру-гим к ко-ст-ру (1) мед-лен-но уга-са-ю-ще-му в ночи (2) под-хо-ди-ли кони и не-по-движ-но оста-нав-ли-ва-лись (3) глядя на нас (4) ум-ны-ми гла-за-ми.

    50. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Лео-нид Лео-нов (1) яв-ля-ясь клас-си-ком рус-ской ли-те-ра-ту-ры XX века (2) был не-уто-ми-мым за-щит-ни-ком рус-ско-го леса (3) на-зван-но-го им (4) «зелёным дру-гом».

    51. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Вы-пуск-ни-ки (1) всё чаще за-ду-мы-ва-ясь о пред-сто-я-щем рас-ста-ва-нии со шко-лой (2) по-но-во-му смот-рят на не-за-мет-но по-взрос-лев-ших (3) од-но-класс-ни-ков (4) стре-мясь ви-деть в них толь-ко хо-ро-шее.

    52. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Сол-да-ты (1) при-нес-шие князя Ан-дрея (2) и сняв-шие с него по-пав-ший-ся им зо-ло-той об-ра-зок (3) на-ве-шен-ный на брата княж-ной Ма-рьей (4) уви-дав лас-ко-вость, с ко-то-рою об-ра-щал-ся им-пе-ра-тор с плен-ны-ми, по-спе-ши-ли воз-вра-тить об-ра-зок.

    53. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Ве-роч-ка (1) при-ни-мая опята (2) рос-шие за вы-руб-кой на ста-рых пнях (3) за по-ган-ки (4) бо-я-лась их со-би-рать.

    Ответ: 1234

    54. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Му-ром-ский при-нял своих со-се-дей как нель-зя лас-ко-вее и (1) пред-ло-жив им осмот-реть перед обе-дом сад и зве-ри-нец (2) повёл по (3) тща-тель-но вы-ме-тен-ным и усы-пан-ным пес-ком (4) до-рож-кам.

    Ответ: 12|21

    55. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    На-плес-кав-шись вдо-воль (1) и (2) по-пры-гав в воду с перевёрну-то-го ржа-во-го ку-зо-ва (3) не-ве-до-мо как очу-тив-ше-го-ся в озере (4) маль-чиш-ки устро-и-лись с удоч-ка-ми возле ка-мы-шей.

    Ответ: 34|43

    56. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Сквозь пургу я (1) на-пря-гая зре-ние (2) ста-рал-ся лучше раз-гля-деть кре-стьян-скую хату (3) за-сы-пан-ную сне-гом (4) по самые окна.

    57. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    По-здо-ро-вав-шись с Дмит-ри-ем (1) и (2) пе-ре-дав ему по-сыл-ку (3) креп-ко пе-ре-вя-зан-ную бечёвкой (4) гость тут же уда-лил-ся.

    Ответ: 34|43

    58. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Котёнок (1) при-несённый Ма-ри-ной домой (2) был похож на клу-бок шер-стя-ных ниток (3) сво-ра-чи-ва-ю-щий-ся от каж-до-го при-кос-но-ве-ния (4) и рас-пус-ка-ю-щий-ся вдали от че-ло-ве-че-ских рук.

    59. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Кры-со-бой вынул из рук у ле-ги-о-не-ра (1) сто-яв-ше-го у под-но-жия брон-зо-вой ста-туи (2) бич и (3) не-силь-но раз-мах-нув-шись (4) уда-рил аре-сто-ван-но-го по пле-чам.

    Ответ: 1234

    60. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Оба про-чи-та-ли те-ле-грам-му (1) почти ка-са-ясь друг друга го-ло-ва-ми (2) и (3) пе-ре-чи-тав два раза (4) молча уста-ви-лись друг на друга.

    Ответ: 1234

    61. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Ве-че-ром к тете Полли (1) си-дев-шей у от-кры-то-го окна в (2) слу-жив-шей од-но-вре-мен-но спаль-ней и сто-ло-вой (3) ком-на-те (4) явил-ся Том.

    Ответ: 14|41

    62. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Ба-за-ров (1) встав-ший было нав-стре-чу (2) во-шед-ше-му в ком-на-ту (3) Павлу Пет-ро-ви-чу (4) при-сел на край стола и скре-стил на груди руки.

    Ответ: 14|41

    63. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    По-при-вет-ство-вав го-стей (1) при-быв-ших на борт ка-те-ра (2) ко-рот-ким кив-ком (3) и по-про-сив их на-деть спа-са-тель-ные жи-ле-ты (4) мо-ло-дой че-ло-век завёл дви-га-тель.

    64. Задание 16 . В каком ва-ри-ан-те от-ве-та пра-виль-но ука-за-ны все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые?

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Катя не-мно-го по-мол-ча-ла (1) глядя на пламя в ка-ми-не (2) и (3) ве-се-ло взгля-нув на меня (4) за-го-во-ри-ла опять.

    Ответ: 1234

    65. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Сей-час (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) те-ре-бя пла-ток (4) и (5) что-то рас-смат-ри-вая под но-га-ми.

    66. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Клён (1) зе-ле-не-ю-щий (2) вес-ной и летом (3) и сбра-сы-ва-ю-щий лист-ву к осени (4) стал для ге-ро-и-ни ро-ма-на сим-во-лом веч-но-го при-род-но-го цикла.

    Ответ: 14|41

    67. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Одним из самых из-вест-ных про-из-ве-де-ний Ра-фа-э-ля яв-ля-ет-ся (1) со-здан-ный в на-ча-ле шест-на-дца-то-го века (2) ал-тар-ный образ «Об-ру-че-ние Марии» (3) на-пи-сан-ный, воз-мож-но, ещё в пе-ри-од пре-бы-ва-ния Ра-фа-э-ля в ма-стер-ской Пе-руд-жи-но (4) и от-но-ся-щий-ся к ран-не-му пе-ри-о-ду твор-че-ства ху-дож-ни-ка.

    68. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    При-влечённые за-па-хом (1) цве-ту-щей в парке (2) ака-ции (3) мы оста-но-ви-лись (4) на-сла-жда-ясь аро-ма-том.

    Ответ: 34|43

    69. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Вско-ре в очаге (1) ши-ро-ко зи-яв-шем от-кры-тою па-стью в се-ре-ди-не юрты (2) вспых-нул огонёк (3) зажжённой мною (4) лу-чи-ны.

    Ответ: 12|21

    70. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Про-стран-ство на-про-тив (1) на-хо-див-ше-го-ся между крыль-цом и глу-хой сте-ной окна (2) было за-бра-но вы-со-ки-ми дос-ка-ми (3) поз-во-ляв-ши-ми ви-деть (4) толь-ко не-боль-шой кло-чок неба.

    71. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Ночью пошёл дождь (1) ещё по-лет-не-му тёплый (2) а уже к утру на-ча-ли об-ле-тать (3) по-жел-тев-шие за не-де-лю (4) ли-стья.

    Ответ: 12|21

    72. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Отец (1) не глядя на меня (2) и не от-ве-чая на моё при-вет-ствие (3) ука-зал на (4) сто-я-щее у окна (5) крес-ло.

    Ответ: 13|31

    73. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Эле-гант-ный слуга с ба-кен-бар-да-ми (1) не-од-но-крат-но жа-ло-вав-ший-ся зна-ко-мым на сла-бость своих нер-вов (2) так ис-пу-гал-ся (3) уви-дав ле-жав-ше-го на полу (4) гос-по-ди-на, что оста-вил его од-но-го и убе-жал за по-мо-щью.

    74. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

    Сде-лав боль-шой круг по га-зет-но-му пе-ре-ул-ку в Кис-лов-ке (1) Левин опять вер-нул-ся в го-сти-ни-цу и (2) по-ло-жив перед собой часы (3) сел (4) ожи-дая две-на-дца-ти.

    Ответ: 1234

    75. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Иван (1) сгор-бив-шись (2) стоял с (3) ни-че-го не вы-ра-жа-ю-щим (4) лицом и всё время дер-жал тря-су-щу-ю-ся руку у ко-зырь-ка фу-раж-ки.

    Ответ: 12|21

    76. Задание 16 . Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

    Ар-ка-дий встал и быст-ро уда-лил-ся (1) как бы ис-пу-гав-шись (2) слов (3) со-рвав-ших-ся (4) у него с языка.