Страницы истории 19 века гдз. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страницы истории XIX века «. История российского бунта. Декабристы

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ XIX ВЕКА

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

2. Познакомить с реформами Александра Второго.

3. Сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

4. Развивать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портрет Александра II, историческая карта «Россия в XIX веке.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель. Этот ребус поможет нам узнать тему урока.

Ученики. Свобода.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, когда стали свободными крепостные крестьяне. Пройдемся по Москве и Петербургу – от центра до окраин. Познакомимся с техническими новинками того времени.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?

Расскажите о Бородинском сражении, используя иллюстрацию учебника.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+»; если неверное, то знак «–».

1. Во Франции к власти пришел полководец Багратион.

2. Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

5. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

7. В честь победы над Наполеоном в Москве был построен Казанский собор.

8. В Петербурге находится гробница Кутузова в Петропавловском соборе.

9. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник Минину и Пожарскому.

О т в е т ы: –, +, +, –, +, +, –, –, + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа».

Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время?

Ученики. Крестьяне были крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать, подарить или проиграть в карты.

Учитель. Мирились ли крестьяне с такой жизнью?

Ученики. Они поднимали восстания. Емельян Пугачев собрал вокруг себя огромное количество недовольных и стал предводителем восстания.

Учитель. Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Поэт К. Ф. Рылеев писал:

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе,

В тяжкой доле…

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ?

После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем.

30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас.

Прочитайте текст на с. 122–123 учебника. Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

Ученики. Он подписал манифест о крестьянской вольности.

Учитель. С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст.

Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

Учащиеся читают статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполняют схему:

Утром детки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Ручки вверх, ручки вниз,

На носочках поднялись,

Наклонились на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

Учитель. Новые времена наступили в жизни страны. Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей».

Ученики. В XIX веке появилось электрическое освещение, железная дорога, телефон.

Учитель. Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

Когда крепостные крестьяне получили свободу?

Какое значение это имело?

Когда появилась первая железная дорога?

Какие города она соединила?

Что такое т ранссибирская магистраль?

Учитель заранее готовит 3 комплекта карточек. Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.

Г енералиссимус

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино».

Подведение итогов игры.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 126 учебника.

Домашнее задание.

С. 122–126. Ответить на вопросы «Проверь себя».


Александр II

Александр II известен прежде всего тем, что при нём было отменено крепостное право. На протяжении многих столетий оно являлось существенным тормозом развития страны. В течение нескольких лет работала комиссия, которая составляла закон об освобождении крестьян от крепостничества. 1861 год стал поворотным моментом в развитии России. Крестьяне перестали быть собственностью помещиков, их нельзя было покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договоры, приобретать имущество, вести судебные дела.
Отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было проведено много железных дорог, связавших между собой крупные города. Открывались школы для начального образования, что было очень важно для неграмотного сельского населения.
Была проведена реформа в армии, заменившая рекрутский набор (25-летняя служба) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет (и 9 лет в запасе).
Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями "Надежда" и "Нева" под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку, побывали в Китае и Японии.
23 марта 1876 года произошла демонстрация "электрической свечи" русского электротехника Яблочкова во Франции. Парижские и лондонские газеты и журналы, рассказывая о чудесном изобретении Яблочкова, восторженно писали: "Свет приходит к нам с Севера - из России!", "Россия - родина света". К 1880 году творческим гением другого русского электротехника, Александра Николаевича Лодыгина, была создана электрическая лампа накаливания.

Установить последовательность событий

На контурной карте:
а) обведи границы Российской империи;
б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока.

Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь
его знаком «-».

1) В конце XIX века в Политехническом музее можно было увидеть электрическую лампочку
--- 2) В 1825 году между Москвой и Екатеринбургом была проложена железная дорога. (утверждение не верно, так как железная дорога между Москвой и Екатеринбургом была проложена намного позднее)
3) В 1852 году жители Твери ездили в Петербург и Москву по железной дороге.

Запиши цифрами:
а) век - 100 лет;
б) половина века - 50 лет;
в) четверть века - 25 лет.

К какому отрезку века относятся эти годы? Обрати внимание! 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.

Вторая половина XVIII (18) века

1790

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (в группах) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и задания из электронного приложения к учебнику, готовить сообщения, презентовать в классе. Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: крепостное право,

Александр II.Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?

Уметь работать с исторической картой, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

крепостное право, Александр II,значение имело отмена крепостного права

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем об освобождении крепостных крестьян, познакомимся с обликом Москвы и Санкт-Пе-тербурга второй половины XIX века. По карте определим территорию страны, границу, столи-цу, найдём сведения о развитии экономики.

Вспомни, что ты знаешь об истории Москвы и Санкт-Петербурга.

Изучение нового материала

План Санкт - Петербурга в 1756 году

1882 - Карты Москвы

Выберите для работы в группе одну из тем: «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петер-бург и Москва». Познакомьтесь с ними по учеб-нику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

ДЕКАБРИСТЫ

После Отечественной войны 1812 года многие в России надеялись на перемены. Об освобожде-нии от подневольного труда мечтали крестьяне, защитившие страну от врагов. Молодые и ре-шительные офицеры-дворяне, участники Отече-ственной войны, выступали за просвещённую Россию, свободную от царского произвола и крепостничества. Некоторые из них поняли, что пришла пора активно действовать. Они объеди-нились в тайные общества.


К. Кольман. Восстание декабристов

Члены одного из тайных обществ 14 декабря 1825 года (потому их и назвали декабристами) вывели на Сенатскую площадь в Петербурге войска. Но выступление никто не поддержал. К вечеру оно было разгромлено. Декабристов ожидала суровая кара.

ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН

Прошло ещё много лет, прежде чем крепост-ные крестьяне стали наконец свободными. В 1861 году царь Александр Второй подписал манифест о крестьянской вольности.

Велико было значение освобождения крестьян. Отныне все жители России стали свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по- прежнему разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА

Новые времена наступили в жизни страны. За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Пе-тербурга, Москвы и других городов. В это вре-мя возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтий-ский заводы. Москва славилась прекрасными тканями. Их производили текстильные мануфак-туры — Трёхгорная и Даниловская.

В центрах обоих городов наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних вре-мён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров

По-иному выглядели рабочие окраины. Здесь в тесноте ютилась городская беднота. Рядом с заводами и фабриками строили жильё — унылые казармы, где рабочие снимали «углы» и «койки». Своя комнатушка была не всем по карману.

КАКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВШЕСТВА ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Москва и Петербург стали одними из самых крупных городов мира. Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а по-том и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение. Иным стал и городской транспорт. Появилась конная же-лезная дорога (конка). К концу века по улицам Петербурга и Москвы ездили первые трамваи. Не редкостью стали лифты, телефоны

Москва. Конец XIX века Санкт-Петербург. Начало XX века

В 1851 году между Петербургом и Москвой открылась железная дорога. А к концу XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело большое значение для развития хозяйст-ва страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали (иногда её называ-ют Великой Сибирской магистралью). В начале XX века она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

В конце XIX века в Москве был открыт Поли-технический музей. Здесь можно было увидеть все технические достижения тех лет.

Работа с исторической картой

Что можно узнать по карте (с. 92 — 93) об экономике России в конце XIX века?

Найди на карте Транссибирскую магистраль. Через какие города она прошла?

Обсудим!

Прочитайте выдержки из документов. Сравните две точки зрения. Дайте им свою оценку.

Из обсуждения государственными чиновниками вопроса о крепостном праве, 1820 год

«Крестьяне, будучи приписаны к земле, состав-ляют с нею собственность владельца и, следо-вательно, они должны быть проданы с землёю... В таком случае продаётся не человек, не разум-ное существо, а земля».

Из программы декабристов, 1825 год

«Уничтожение права собственности, распрост-раняющейся на людей».

Проверь себя

Кто такие декабристы? 2. Когда крепостные крестьяне получили свободу? Какое значение это имело? 3. Как изменился в XIX веке облик Москвы и Санкт-Петербурга? 4. Какие техниче-ские новшества вошли в жизнь людей?

Вывод

В 1861 году крепостные крестьяне стали сво-бодными. Страна начала быстро развиваться.

Во второй половине XIX века появились электрическое освещение, железная дорога, телефон и другие новшества.

Задание для домашней работы

Узнай у взрослых или из дополнительной ли-тературы, какие технические новшества появи-лись к концу XIX века в вашем городе.

История российского бунта. Декабристы.

Восстание декабристов

«Российская Империя. Николай I»: Восстание декабристов

Крепостное право

Отмена крепостного права

Петербург на рубеже 18-19 веков

1. Декабристы.
2.Освобождение крестьян.
3. Петербург и Москва.

1. Декабристы.

После Отечественной войны 1812 года в России многие надеялись на перемены. Крестьяне, защищавшие страну от врагов, мечтали об освобождении от подневольного труда.

Офицеры-дворяне, участвовавшие в Отечественной войны 1812, выступали за посвященную Россию, свободную от царского произвола и крепостничества. В России создавались тайные организации будущих декабристов.

14 декабря 1825 года (поэтому их назвали декабристами ) в Санкт-Петербурге члены одного из тайных обществ вывели на Сенатской площадь войска. Однако выступление никто не поддержал. К вечеру восстание было разгромлено. Декабристы были первыми русскими революционерами. Суду был предан 121 декабрист, их ждала суровая кара.

2.Освобождение крестьян.

Крепостное право – законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

Количество «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали) у помещика определяло его богатство. Помещики делали со своими крепостными крестьянами всё, что хотели. Помещики могли продавать их, обменять даже на собаку, проиграть в карты. Они полагали на них тяжелейшие работы, секли — иной раз до смерти.

Среди крепостных крестьян были и замечательные художники, музыканты, скульпторы. Трудно сосчитать, сколько талантов погибло в неволе.


Прошло много лет после восстания декабристов , прежде чем крепостные крестьяне получили свободу. В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

Отныне все жители России могли сами устраивать свою жизнь. Однако по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

В русскую историю Александр II вошёл как царь-освободитель.

3. Петербург и Москва.

После освобождения, крестьяне устремились в города на заработки. Население городов росло, возникало много новых фабрик и заводов. В Петербурге были построены Путиловский и Балтийский заводы. В Москве текстильные мануфактуры — Трехгорная и Даниловская — производили замечательные ткани. В центре Москвы и Петербурга появлялись здания банков, универсальных магазинов, театров, музеев.
Рядом с заводами и фабриками строились казармы для рабочих, в которых городская беднота снимали «углы» и «койки». Не всем было по карману иметь свою комнатушку.

Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25. Получило развитие образование. Возникали новые народные училища и женские учебные заведения.

4. Технические новшества XIX века.

В Москве и Петербурге менялся городской быт. Улицы освещались вначале керосиновыми светильниками, а позднее и газовыми. В конце 19 века появилось электрическое освещение.

Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали. Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

Изменился и городской транспорт: в Петербурге и Москве появилась конная железная дорога (конка).

Конспект урока: «Окружающий мир» 4г класс.

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.

Образовательные:

Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Познакомить с реформами Александра II .

Сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

Развивающие:

    Развивать устную речь.

    Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    умение осуществлять логические действия;

    умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

    умение работать с картой.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

    умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

    умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

    выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    создать образ императора Александра II ;

    сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

    сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Метапредметные:

    совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

    создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

    извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

    устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

    формирование положительной мотивации к учению.

    проявление основ гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России.

    определять личностный смысл учения.

Оборудование:

    учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, автор А.А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя, декабрист, манифест.

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, А.А.Плешаков.

    мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

    листы для выполнения графического диктанта.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II . Актуализация знаний

Словесный метод.

Практический.

Блицопрос.

Практический.

Работа в паре.

1. Блицопрос (проверка домашнего задания)

Вкаком году началась Отечественная война?

Какая страна напала на Россию?

Почему Наполеон нападал на разные страны?

Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

Где происходило Бородинское сражение?

Почему русские военные решили оставить Москву?

Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион б) Наполеон в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г. б) 1818 г. в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4. После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сра­жения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Взаимопроверка.

Рассмотрите фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата.

Освоение С-Петербурга. 1703 г.

    Крещение Руси. 988 г.

    Ледовое побоище. 1242 г.

    Бородинское сражение. 1812 г.

    Куликовская битва. 1380 г.

С каким событием связан 1480 г.?

(Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат)

Что же произошло в 1861 г.

Отвечать на вопросы.

Выполнять Блицопрос и тест

П. -

Р . -Осуществлять контроль по образцу – взаимопроверка.

К. –работа в паре.

III . Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Практический.

Работа в группах.

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что мы будем делать, для достижения этой цеди?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Физкультминутка

Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цели и задачи урока.

Проводить физминутку.

П. - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. -

Фронтальный опрос.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

Практический.

Работа с картой.

Работа с CD

Просмотр презентации.

- Повторим правила работы в группе.

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ - помещиков. По этим зако­нам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикреплен­ных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возла­гали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли - иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульп­торы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К со­жалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на осво­бождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

1. Работа с картой

Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Установите последовательность событий, выполняя за­дание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Осво­бождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), вы­сказывают свое мнение.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Рассказывать сообщения.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Просматривать презентацию.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Р. - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV . Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Домашнее задание.

Какие знания мы открыли?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Составить синквей по теме урока.

Рефлексия

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.

Высказывать свое мнение.

Проводить рефлексию.

Записывать д/з

К. - задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;