Дисграфия исправление ошибок при письме упражнения онлайн. Методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников. Упражнения для самостоятельных занятий

Дисграфия у младших школьников – это нарушение определенных высших психических функций, свойственных человеку (их недостаточная сформированность или, напротив, распад), основными проявлениями которых являются устойчивые нарушения письма. Это выражается в частых, повторяющихся ошибках в процессе написания букв, слов и предложений, «избавиться» от которых, без проведения специализированных обучающих мероприятий (упражнений), невозможно.

Существует ли эффективное лечение дисграфии? Так ли страшен подобный диагноз? Можно ли с помощью профилактики уберечь ребенка от дисграфии?

Что такое дисграфия и как она проявляется?

Основной особенностью дисграфии можно считать ее, казалось бы, достаточно позднюю диагностику. Диагноз «дисграфия», в подавляющем большинстве, окончательно подтверждают по достижению ребенком младшего школьного возраста. Дело в том, что «письменное косноязычие», как называют дисграфию специалисты, может быть диагностировано только после освоения ребенком азов письма.

Согласно данным официальной статистки, в 70-е годы прошлого века среди младших школьников выявлялось около 11% учеников с дисграфией различной степени, в наши дни – от 20% (в общеобразовательных школах) до 30% (в гимназиях). Если еще 15-20 лет назад, среди учащихся старшей школы крайне редко встречались дети с дисграфией, то сегодня возраст таких детей изменился, ученики с дисграфией встречаются в 8, 9 и даже 11 классах.

Порой, родители, до поступления в школу, были абсолютно уверены в том, что у них растет смышленый, любознательный, хорошо развивающийся малыш, более того, это с готовностью подтверждали все детские специалисты, в том числе и детский психолог. Но после непродолжительного периода учебы, родители и педагоги начинают замечать некоторые странности, а именно наличие в письменной речи школьника однотипных, многократно повторяющихся ошибок:

    смещение букв внутри слога;

    замена одних букв другими (иногда сходными по звучанию);

    «обрезание» окончаний слов;

    не соблюдение слоговой структуры слова (пропуски целых слогов, перестановка их местами или добавление лишних букв);

    сложности с формированием почерка – «пляска букв», их разный размер при написании, иногда, отдельные буквы могут «вываливаться» под строчку;

    медлительность при письме.

Подобные ошибки появляются на фоне абсолютного знания правил орфографии и написания слов, ребенок быстро и легко декларирует правило написания тех или иных слов, но написать сами слова, без допущения ошибок, самостоятельно не в состоянии.

Причиной нарушений при дисграфии является сбой в привычной для нас цепочке: правильно услышал (воспринял звучание каждого отдельного звука, их последовательность), представил, как это должно быть записано (перевел услышанные звуки в зрительный образ букв), записал (передал на письме образ услышанных букв и звуков).

Такое развитие ситуации – это повод задуматься, более внимательно понаблюдать за ребенком (ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, а также заставлять его многократно переписывать текст, где были допущены ошибки – это не даст никаких положительных результатов). Если подобная проблема повторяется – возможно, речь идет об одном из видов дисграфии у младших школьников, а значит необходимо обратиться к специалистам.

Виды дисграфии у младших школьников

Специалисты в области педагогики, психологии и логопедии выделяют пять форм дисграфии у младших школьников. Такую классификацию видов дисграфии определяет характер допускаемых ошибок.

Акустическая дисграфия

Акустическая форма дисграфии связана с проблемами недостаточности акустического (слухового) распознавания звуков, при полном сохранении звукопроизношения.

Основные проявления акустической (или фонетической) формы:

    замена букв из парных глухих/звонких согласных (б/п, в/ф и т.д.);

    подмена букв из ряда шипящие/свистящие (с/ш, з/ж, мягкое с/щ);

    замена так называемых заднеязычных букв – г/к/х;

    путаница с гласными звуками а/я, о/ё, у/ю, и/ы.

Основной причиной развития этого вида дисграфии является нарушение в цепочке: акустический (фонетический) слух - правильное «слышание» звуков речи и акустическое (фонетическое) восприятие – мыслительная деятельность, связанная с анализом услышанного и перевод услышанного в письменные образы.

Акустическая дисграфия может быть диагностирована уже в возрасте 6-7 лет. Если дошкольник, при изучении азбуки путает близкие по фонетическому значению буквы, обязательно обратитесь к специалисту.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Данный вид дисграфии специалисты связывают с наличием явных нарушений в устной речи ребенка. При наличии артикуляторно-акустической дисграфии ребенка отличает неверное произношение звуков в сочетании с ошибками в их написании (как произносит, так и пишет).

Характер ошибок, допускаемых ребенком на письме, аналогичен акустической дисграфии. Однако, в отличие от нее, в данном случае, такие же ошибки ребенок допускает и в устной речи.

Родительская «диагностика» артикуляторно-акустической дисграфии заключается во внимании к повторяющимся речевым ошибкам ребенка, которые не свойственны его возрасту и не исчезают после дополнительных занятий (бесед, логопедических упражнений, повторений и т.д.).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая форма дисграфии определяется нарушениями в восприятии и воспроизведении определенных, общепринятых закономерностей построения слов, фраз, текста.

Подобные нарушения письменной речи могут проявляться следующим образом:

    неправильным написанием мягкого знака (пропуск буквы) и определение мягких и твердых согласных («мол» вместо «моль»);

    изменение приставок, окончаний и суффиксов;

    в неумении находить собственные ошибки;

    в пропуске отдельных членов предложения при его написании.

Оптическая форма дисграфии

Оптическая дисграфия может быть вызвана следующими причинами или их сочетанием:

    неспособностью ребенка узнавать ранее виденные предметы, нарушением зрительной памяти (запоминание цвета, формы, последовательности и количества предметов, а потом и букв);

    неумением различать звуки на слух (определение конкретной буквы или их последовательности).

Оптическая дисграфия проявляется в достаточно специфических нарушениях, допускаемых ребенком на письме и в устной речи:

    в неумении определять и воспроизводить услышанные звуки;

    в «зеркальном письме» - написании отдельных букв в перевернутом виде, как бы зеркальном отражении;

    в подмене букв, которые имеют схожие элементы, например, С – Э, П – Ш;

    в замене исходных букв на буквы, состоящие из похожих по написанию элементов, но по-другому расположенных в пространстве. Например, прописные строчные в и д.

Моторная дисграфия

Причиной развития моторной дисграфии считается нарушение связи между тем, что ребенок слышит и видит и тем, что он воспроизводит на бумаге, то есть между звуковыми и зрительными образами букв и слов и их «исполнением» (моторного образа).

Основными проявлениями такого вида дисграфии являются:

    неаккуратность письма – «распадающиеся» в разные стороны буквы, спадание букв под строчку, написание букв разной высоты;

    слишком сильный нажим, вплоть до механического повреждения бумаги;

    пропуск при письме отдельных букв, а иногда слогов и целых слов или, напротив, постоянное добавление какого-то слога или буквы.

Регуляторная дисграфия

Проявления регуляторной дисграфии перекликаются с проявлениями других ее видов:

    ребенок испытывает сложности в раздельном написание слов, в выделении отдельного предложения и постановке точки в его конце;

    замена первых букв слова на буквы, присутствующие в исходных словах, например, ка крышах – на крышах, ророва – корова;

    состыковка двух слов в одно, например, все еще будет – всеще будет, в эту – вэту;

    ребенок допускает большое количество орфографических ошибок, при этом безошибочно определяет и декларирует необходимое правило написания.

Кроме того, у школьников с регуляторной дисграфией могут наблюдаться сложности с удержанием произвольного внимания, ориентацией в пространстве, необходимостью держать быстрый темп работы и переключаться с одной задачи на другую.

Смешанная дисграфия

При дисграфии смешанной формы, в письменной и устной речи ребенка, могут наблюдаться проявления сразу нескольких (двух и более) видов дисграфии. Особенно сильно это отражается на письменной речи ребенка, ошибки и искажения могут присутствовать практически в каждом слове.

Как предупредить развитие дисграфии у младших школьников?

Основными мерами для предупреждения развития или прогрессирования проявлений дисграфии, которые родители могут предпринять самостоятельно, без участия специалистов, являются регулярные развивающие занятия с ребенком. Только в таком случае вам удастся:

    своевременно заметить возможные нарушения, а значит вовремя обратиться за специализированной помощью (занятия с логопедом и дефектологом);

    максимально развить необходимые для качественного обучения (усвоения предложенного материала) психические функции ребенка.

Основными направления таких обучающих занятий должны быть:

    развитие у ребенка навыка слушания (чтение книг, использование аудио материалов с постановками и детскими спектаклями, регулярное общение с ребенком);

    развитие навыка пересказа услышанного (например, заучивание стихов и потешек, а затем пересказ более сложного, нерифмованного текста);

    обучение распознаванию звукового ряда слова (соотношение буквы, звука, а также пространственного и моторного их изображения, деление слов на слоги).

Особенно хочется подчеркнуть, что любые обучающие мероприятия должны проводиться исключительно в игровом, свободном формате.

Если в процессе таких занятий, вы заметили, что ребенок испытывает сложности или допускает повторяющиеся ошибки, обязательно обратитесь к логопеду. Проведя необходимую диагностику с помощью специализированных тестов, он предложит вам программу по ликвидации возникших сложностей, что значительно облегчит вхождение вашего ребенка в школьную жизнь.

Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.

Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:

  • Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • Работа над обогащением словарного запаса у младшего школьника;
  • Акцент на формирование грамматической стороны речи;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия;
  • Занятия, развивающие память и мышление;
  • Развитие двигательной сферы;
  • Занятия для улучшения связной речи;
  • Письменные упражнения для закрепления полученных навыков.

Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.

Коррекция оптической дисграфии

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.

Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка;
  • Овладение графической символизацией;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие слухового анализа и синтеза;
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.

Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.

Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:

  • В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
  • В окружающем мире;
  • На листе бумаги.
  • В слогах;
  • В словах;
  • В словосочетаниях;
  • В предложениях;
  • В тексте.

Коррекция дисграфии и дислексии

Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:

  • Диагностический;
  • Подготовительный;
  • Коррекционный;
  • Оценочный.

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.

Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.

Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.

Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Видео с YouTube по теме статьи:

С момента, когда ребёнок идёт в первый класс, у его родителей прибавляется забот и хлопот. Но, кроме этого, они всё больше узнают своего карапуза, теперь уже со стороны его способности воспринимать и анализировать полученную новую информацию. Вот тут-то иногда мам и пап ждёт неприятное открытие: выясняется, что их малыш путает буквы, дописывает ненужные элементы и обладает некрасивым почерком. Это первые признаки дисграфии. Что она собой пердставляет и каковы упражнения для коррекции у младших школьников, рассмотрим ниже.

Что такое дисграфия и каковы её причины

С возрастом избавиться от дисграфии становится всё сложнее

Дисграфия – это особенность мозга ребёнка, определяющая расстройство письма при нормальном развитии интеллекта. К сожалению, до настоящего момента учёными достоверно не установлены причины этого заболевания. Большинство из них склоняются к мнению, что это результат наследственных заболеваний, которые определяют недоразвитость некоторых групп клеток головного мозга малыша. Кроме этого, возможными предпосылками дисграфии могут быть:

  • соматические болезни матери;
  • резус-конфликт;
  • гормональный сбой в организме матери в первом и третьем триместрах;
  • ядерная желтуха;
  • задержка психического развития;
  • недоношенность;
  • недостаточное общение с ребёнком;
  • многоязычие в семье (особенно если мама и папа говорят на разных языках);
  • патологии во время беременности;
  • запущенные проблемы с речью ребёнка, например, при алалии, когда малыш слышит, но не разговаривает, или дизартрии - расстройстве произношения.

Признаки

К счастью, определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, малыши с таким диагнозом:

  • не дописывают элементы букв;
  • пишут в зеркальном отображении;
  • заменяют буквы, сходные по звучанию;
  • пишут с большим количеством ошибок;
  • игнорируют заглавные буквы;
  • обладают корявым почерком;
  • непонятно говорят;
  • не любят уроки письма.

Виды

В зависимости от признаков заболевания выделяются следующие виды дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая (малыш пишет не буквы, а звуки, которые произносит совершенно неправильно, поэтому для коррекции следует вначале избавиться от дефекта речи);
  • акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и, соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на свистящие);
  • связанная с нарушением аналитической функции (малыш пропускает или меняет местами слоги, приписывает дополнительные буквы к словам);
  • аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам, например, «настольнЫЙ лампа»).

Диагностика у младших школьников

Для диагностики дисграфии ребёнку предлагается ряд тестов

Довольно часто родители первоклассников слышат упрёк от учителя или логопеда в том, что они своевременно не начали обращать внимание на дефекты письма у их чада. Между тем, диагностировать дисграфию можно только после того, как малыш освоил навыки письма. А это, как правило, происходит в 1-2 классах. В любом случае подобный диагноз может быть поставлен только тогда, когда невролог, офтальмолог и отоларинголог исключили патологии каждый в своей области. Диагностику дисграфии и определение её вида может сделать только квалифицированный логопед, который:

  • предлагает ребёнку списать текст (затем специалист анализирует ошибки и оценивает ряд внешних факторов);
  • оценивает способность дисграфика воспринимать устную речь с помощью диктанта;
  • проводит оценку словарного запаса;
  • анализирует, насколько ребёнок внимателен.

Пример пособия по коррекции дисграфии

Чтобы помочь малышу справится с проблемой дисграфии, а также предотвратить трудности общения со сверстниками (так как дисграфики очень часто становятся объектами насмешек одноклассников), следует уделить внимание коррекционным упражнениям:

  • Магнитная азбука. Малыш складывает слоги, слова, произносит их и запоминает графические образы.
  • Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.
  • Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно актуально, если нужно много писать в тетради.
  • Работа над почерком. Для выработки у малыша понятного почерка необходимо писать в тетради в клеточку. Предложите ребёнку выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в клеточки. Только не берите большие тексты, иначе и малыш заскучает, и ваше терпение подвергнется серьёзному испытанию.
  • Правильные ручки. Дисграфикам рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью – подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь, улучшает работу мозга. Также лучше пользоваться гелевыми ручками, чтобы в процессе написания ребёнок чувствовал нажим.
  • Игра в писателя. Предложите ребёнку написать что-то пером и чернилами – так вы сформируете правильное положение ручки к бумаге.
  • «Корректурная правка». Берём толстую книжку с крупным шрифтом, желательно нудного содержания, чтобы малыша ничего не отвлекало. И формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О, обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте по букве. Но только не стоит сильно увлекаться: в одном упражнении не должно быть больше 3-4 букв.
  • «Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно, чтобы малыш проговаривал именно фонемы, а не звуки, так как в русском языке у одной буквы в разном положении в слове звуки могут быть разными. Например, мО-лО-кО, хотя произносим мы «малако».
  • «Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача карапуза переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также будете тренировать внимание.
  • Игры в лабиринты. Эта забава не только учит малыша сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). Необходимо подготовить листы с нарисованными лабиринтами или запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью начертания неразрывной линии. Следите за тем, чтобы дисграфик изменял положение руки, а не листа с заданием.
  • Заучивать словарные слова. Старайтесь ежедневно повторять и учить по 3-4 новых словарных слова.
  • Учить стихотворения наизусть. Так ребёнок тренирует свою память и развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.

При работе с дисграфиком важно не заставлять его исправлять ошибки, а учить эти ошибки не делать. Поэтому проверку упражнений всегда оставляйте за собой.

Видео о коррекции отклонений

Профилактика

В младших классах все дети допускают ошибки при письме, так происходит естественный процесс обучения. Но бывает, что ошибок слишком уж много, они нелогичные и появляются в местах, где и ошибиться-то нельзя. При этом написание текста дается ребенку с трудом, повторение правил не приносит результатов, почерк совершенно невозможно разобрать. Тогда речь идет уже не об обычной безграмотности, а о таком функциональном нарушении, как дисграфия. Подробнее о ее признаках, причинах и способах борьбы поговорим в этой статье.

Содержание статьи:
1.
2.
3.
4.
5.

Что такое дисграфия?

Явление, которое сопровождается неспособностью ученика к грамотному, аккуратному письму, называется дисграфией. Сопровождается оно большим количеством повторяющихся ошибок.

В основе проблемы лежит незрелость высшей психической системы, а также несогласованность в работе долей мозга, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, аналитические способности, мелкую моторику рук. Все эти процессы задействованы во время письма.

Дисграфия довольно широко распространена: ей подвержен каждый третий ученик младших классов. Нельзя оставлять проблему без внимания, так как она тормозит усвоение школьной программы, угнетает эмоциональное состояние «двоечника»: он может стать объектом насмешек со стороны одноклассников из-за плохой успеваемости.

Решение вопроса потребует обследования и кропотливой работы со специалистом. Но и это не гарантирует полного избавления от «функциональной безграмотности». В некоторых случаях она сохраняется всю жизнь. Впрочем, среди «дисграфиков» можно встретить известных киноактеров, политических деятелей и даже поэтов.

Как распознать отклонение от нормы

Если школьник развит по возрасту, отводит выполнению домашнего задания достаточно времени, но при этом регулярно приносит «двойки» по письму, стоит обратить внимание на характер ошибок. Благодаря ряду особенностей можно отличить дисграфию от банальной невнимательности. Но конечное решение озвучит лишь узкий специалист.

Ошибки могут быть обусловлены разными причинами, их анализ поможет определить тип дисграфии. Чаще всего встречаются:

  • Исчезновение букв и слогов. Их может не хватать в конце или в середине слова: «бука» вместо «булка», «тан» вместо «танк», «зание» вместо «задание».
  • Замена буквы на созвучную: «П» на «Б», «Т» на «Д», «Ж» на «Ш». Например: «бретлошение» вместо «предложение».
  • Ошибочное слитное написание слов с предлогами и, наоборот – отделение приставки от слова: «надороге была на ледь».
  • Слияние нескольких слов вместе: «он селнаокно».
  • Отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в начале.
  • Ошибки даже в ударных гласных: «кефЕр», «молотАк».
  • Перестановка слогов местами: «тевилизор», «говололомка».
  • Повторение одного и того же слога дважды.

Кроме того, в тетради «дисграфика» сложно что-либо разобрать: буквы имеют разный размер и наклон, строчки заходят за поля или «заваливаются» вниз, почерк крайне неразборчив.

Если вы обнаружили одновременно несколько из вышеперечисленных типов ошибок, и они регулярно повторяются, это повод обратиться за помощью к специалисту.

Виды дисграфии

Исходя из нарушений в определенной области письма, специалисты выделяют следующие типы дисграфии:

Акустическая

При этом варианте дисграфии ученик правильно говорит все буквы, но путает их при написании с парными по звучанию: З-С, Б-П, Д-Т, С-Ш, З-Ж. Плюс проблемы с написанием букв в мягкой форме («лУбим», «сЬюртук»).

Аграмматическая

Становится очевидна во 2-3 классе, потому что проявляется после изучения основополагающих правил грамматики. Ученик стабильно ошибается при склонении слов по родам, неверно согласовывает между собой главные члены предложения. Путает множественное и единственное число связанных общим смыслом слов. Например: «хорошему мальчика», «прибежали кота». Этот тип часто встречается у детей с общим недоразвитием речи или у школьников, которые учатся на неродном языке.

Оптическая

При такой форме возникает проблема с визуализацией, а именно: буквам присваиваются лишние детали, а нужные теряются (особенно в строчных «Т-П», «Ш-И», «Л-М», «Х-Ж»). Плюс зеркальное отображение букв.

Нарушение языкового анализа и синтеза

Характерно двукратное повторение одного слова или, наоборот, его «потеря», перестановка местами слогов, слитное написание нескольких слов, отделение от них приставок, присоединение к слову части от следующего слова. То есть, у школьника возникают сложности с делением слова на слоги, а текста на отдельные слова.

Артикуляторно-акустическая

Встречается при логопедических проблемах, когда во время разговора происходит замена одних звуков другими и перенос ошибок в письменную речь. («коХта», «Лыба», «Шлушаю»). Здесь помогут занятия с логопедом. Решив вопрос произношения слов, можно избавиться от многих ошибок.

Каждый из перечисленных выше типов требует определенного вмешательства. Для каждого вида разработаны комплексы упражнений, выполняя которые можно значительно улучшить ситуацию.

Причины развития отклонения

Дисграфия встречается как самостоятельное явление или может быть результатом психосоматических нарушений, о которых уже известно родителям.

Итак, к возможным причинам относятся:

  • родовая травма;
  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • внутриутробная инфекция;
  • генетическая предрасположенность;
  • вирусные инфекции, поражающие ЦНС, перенесенные в раннем возрасте;
  • неврологическая патология, гиперактивность, СДВГ, ЗПР.

Сюда же относится билингвизм (когда дома говорят на двух языках), невнятная речь в окружении школьника, равнодушное отношение к его общему развитию в целом и логопедическим проблемам в частности.

Раннее обучение письму и несвоевременный поход в школу (до 7 лет) плюс незрелость определенных зон головного мозга также могут вызвать трудности с правописанием. Бывает, что ребенок просто не готов к восприятию информации по причине недоразвития речевого, зрительного и двигательного центров, отсутствия способности к синтезу и анализу.

Лечение дисграфии

Если родители действительно заинтересованы в преодолении ребенком трудностей с письмом, то им придется немало потрудиться. Для начала следует обратиться к специалисту, выяснить, какой тип дисграфии имеет место. Далее, необходимо систематически выполнять задания по специальной программе, ориентированной на конкретное нарушение.

Возможно, понадобится осуществить целый комплекс мер, включая массаж, ЛФК, занятия с логопедом и репетитором.

На решение проблемы могут уйти годы, но результатом станет повышение качества письма и речи, сокращение числа специфических ошибок, достаточная успеваемость. А школьник перестанет испытывать дискомфорт из-за своей «бестолковости», избежит насмешек одноклассников по этому поводу.

К какому врачу обратиться?

Изначально замечают признаки дисграфии учителя. У них уже может быть опыт обучения учеников с подобными трудностями.

Вам понадобится посетить логопеда и психоневролога. Возможно, будет актуальна консультация сурдолога (для проверки слуха) и окулиста.

Исходя из диагноза, ребенку могут назначить определенные препараты для курсового приема. Но главную роль в лечении дисграфии играет работа с логопедом. Важно посещать занятия регулярно, выполнять домашние задания специалиста.

Но помните, что нельзя перегружать ребенка уроками! Для гармоничного развития следует ежедневно гулять на свежем воздухе, полноценно питаться, спать не менее 10 часов в сутки. В учебном процессе стоит делать перерывы, после занятий предоставлять ученику время для свободной игровой деятельности.

Также забудьте про упреки и нравоучения, в случае неудачи лучше просто промолчать. А вот на любой успех нужно бурно реагировать, давая ребенку тем самым эмоциональную подпитку и мотивацию к продолжению занятий.

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Комплекс мер разрабатывается индивидуально, основываясь на типе дисграфии, ее причинах. Но есть универсальные задания, которые помогут преодолеть трудности. Вот некоторые из них:

  • Улучшить плохой почерк помогут: вырезание, раскраски по номерам, задания из серии «обведи по точкам». Выполнять их интереснее, чем обводить прописи. Дети охотнее занимаются, когда занятие проходит в игровой форме.
  • Если проблема в ошибочном произношении звуков, купите методичку и делайте по ней «занятную гимнастику для языка», сидя перед зеркалом. Только согласуйте эти упражнения с логопедом.
  • Копируем слово по образцу. Ученик называет каждую букву слова из учебника, проговаривает его по слогам. Переписывает, озвучивая, что пишет. В завершение сверяет количество букв в образце и тетради, проверяет правильность написания.
  • Если буквы и слоги все же пропадают, нужно нарисовать на листе столько квадратиков, сколько букв в слове-образце. Нужно переписать и проверить, все ли буквы на местах, нет ли пустых квадратов.
  • Развиваем внимание. Дайте ребенку старый телефонный справочник, попросите на одной из страниц зачеркнуть все буквы «Ь» (выбирайте ту букву, с которой больше всего проблем). В другой раз задание можно усложнить, добавив к поиску вторую букву.
  • Играем в школу. Предложите ребенку побыть вашим учителем. Напишите под его диктовку несколько слов, допуская простые ошибки, описки. Пусть он попробует их отыскать и поставит вам оценку. Если он их не видит, воспользуйтесь учебником или словарем для проверки. Важно, чтобы ребенок нашел все ошибки самостоятельно, поэтому их должно быть немного.

Также необходимо подстроиться под особый ритм ученика. Скорее всего, ему понадобится чуть больше времени на выполнение письменных заданий. Не стоит его торопить. Школьный преподаватель тоже должен делать на это скидку.

Дисграфия – явление, не связанное с ленью или нежеланием школьника учиться. Это функциональное нарушение способностей к написанию текстов и отдельных слов, требующее вмешательства специалиста. При регулярных занятиях с логопедом или опытным педагогом по русскому языку можно добиться неплохих результатов, повысить успеваемость в школе. А родителям следует проявить терпение, не ругать за ошибки, но хвалить за любой успех.

Первые деньки, проведенные за школьной скамьей, иногда становятся для деток не радостным событием, а поводом для тревог и забот. Переживают и родные: почему же любимый малыш, такой сообразительный, никак не может освоить грамоту, а другие предметы не вызывают затруднений? Частенько под разнос попадают педагоги – мол, не могут обучить ребенка базовым вещам. Однако, нарушение письма может иметь под собой веское основание, не зависящее от детской лени или слабости учительского состава – дисграфию .

Что такое дисграфия

Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.

Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.

Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам . Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.

Классификация

Выделяют следующие виды:

  • Оптическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Аграмматическая дисграфия
  • Проблемы с языковым анализом и синтезом
  • Моторная

Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:

  1. Оптическая дисграфия:
    Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).
    Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.
    Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б).
  2. Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:
    По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).
    Твердости-мягкости (Пример согласных – « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»).
  3. Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  4. Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).
    Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.
    Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).
    Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.
    Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.
  5. Проблемы с языковым анализом и синтезом – это:
    Дублирование слогов.
    Трудности со слитным и раздельным написанием.
  6. Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:
    В низкой скорости.
    Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.
    Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.
    Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.

Таблица “Формы дисграфии”

Причины

Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.

В антенатальный период:

  • Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
  • Резус-конфликт при травмировании плода
  • Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
  • Внутриутробное инфицирование
  • Сильные стрессы
  • Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
  • Химическая интоксикация.

Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:

  • Рахит
  • Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
  • Гипоксия и асфиксия при родах
  • Сотрясения, черепно-мозговые травмы
  • Длительные истощающие болезни
  • Немота или речевые нарушения у родителей
  • Двуязычное окружение
  • Социальная изоляция
  • Перенапряжение нервной системы
  • Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.

Диагностика

Симптоматика дисграфии подлежит диагностике логопедов. Тем не менее, наблюдательные мамы обнаруживают важные проявления самостоятельно. Это:

  • Возбудимость
  • Легкая утомляемость
  • Гиперактивность
  • Скачки настроения
  • Проблемы неврологического характера
  • Дислексия
  • Слабый слух
  • Ослабленное внимание
  • Замкнутость

Специалисты используют для диагностики дисграфии школьников тесты. Скачайте и проведите тестирование дома:

Коррекция

Лечение дисграфии у младших школьников происходит при помощи упражнений. Коррекция происходит и профессионалами с логопедическими знаниями, и семьей.
Мамы, соблюдая рекомендации логопедов, могут проводить дополнительные мини-уроки самостоятельно. При этом важно соблюдать правила.

  • Заниматься регулярно
  • Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
  • Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
  • Делать перерывы по мере усталости

Занятия должны быть приятным времяпрепровождением, а не наказанием за провинность. Если кроха будет получать от происходящего наслаждение, прогресс наступит значительно быстрее.

Упражнения

Коррекция дисграфии у младших школьников при помощи пальчиковой гимнастики:

Катание резинового мяча с шипами.

«Показ мод» для девочек или «парад» для мальчиков – поочередное перебирание пальцами.

Лепка из пластилина или полимерной глины.

Сбор паззлов.

Взаимодействие с шершавой поверхности (строительство песчаных замков, перебор крупы).

Текстовые задания:

  1. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
  2. Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
  3. Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
  4. Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
  5. Используйте прописи и раскраски.
  6. Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
  7. Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
  8. Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
  9. Считайте гласные и согласные.
  10. В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.

Коррекционные занятия значительно улучшают ситуацию, не забрасывайте занятия, занимайтесь регулярно.