Сценарий поэтического вечера "Строки, опалённные войной". Литературный вечер ко Дню Победы «Стихи, опалённые войной Современные поэты о войне сценарий


Стихи , рожденные войной... сценарий - литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Оформление помещения :

С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник "Стихи , рожденные войной...". Обложка сборника оформлена в соответствии с требованиями к оформлению (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника - портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого,

Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений.

Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее - из зеленых берез, другая - из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части.

Часть звезды со стороны зеленых берез - красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена.

Над ней - огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.

С другой стороны сцены - блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.

Аппаратура (телевизор и видеомагнитофон с кассетой видеоряда фрагментов фильма "Трудные дороги войны") стоит впереди сцены.

Аудиомагнитофон с кассетой, на которой подборка песен о Великой Отечественной войне, стоит за кулисами.

Музыкальное оформление :

1. Музыка песни Л.Гурова "Тишина" (Соловьи, не пойте больше...).

2. Музыка песни А.Александрова "Священная война".

3. Музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте".

4. Музыка песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики".

5. Музыка песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья - однополчане"?

6. Музыка песни М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

7. Музыка песни М.Блантера "В лесу прифронтовом".

8. Музыка песни Ю.Лозы "Мать пишет".

9. Музыка песни Н.Богословского "Темная ночь".

10. Музыка песни А.Новикова "Смуглянка".

11. Музыка песни В.Харитонова "День Победы".

12. Музыка песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа".

Участники :

1. Учащиеся 11-х классов разделились во время подготовки на две группы (по желанию и способностям):

Первая группа - "Лира". Это чтецы и ведущие.

Вторая - "Зеленая лампа". Ученики, участвующие в хореографических постановках.

2. Приглашенные гости - учащиеся школьной вокальной студии "Солист".

Организация вечера :

1. Оформление сцены актового зала. При оформлении используется все то, что сделано в подготовительный период.

2. На сцене готовятся ведущие (ученик и ученица) и чтецы группы "Лира", артисты (солдаты, солдатки, медсестра и др.) группы "Зеленая лампа" и певцы - приглашенные учащиеся студии "Солист".

3. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят одиннадцатиклассники, педагоги школы, родители, администрация.

Проведение вечера

(Выходят ведущие из-за красной звезды и останавливаются посередине сцены. Звучит песня Л.Гурова "Тишина").

Ведущая : Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

Ведущий : Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи , рожденные войной...").

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений.

Но это было уже после Победы...

Ведущая : Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Перелистаем же с вами его героические страницы...

(Ведущие открывают поэтический сборник. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с поэтическим сборником. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени.

Звучит музыка песни А.Александрова "Священная война", на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром).

Ю.Левитан: ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...

(На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны" - 3 минуты. Зажигается свет. В блиндаже разворачивается хореографическая сценка "Минуты отдыха".

Возле блиндажа сидят бойцы. Первый боец пишет письмо, второй играет на гитаре, третий читает "Боевой листок"... За кадром звуки выстрелов, взрывы...).

Первый боец пишет письмо :

Ты прости, что письмо, торопясь,

Отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, -

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Третий боец обращается в зал :

Ты не знаешь, мой друг,

Что такое война...

Это вовсе не дымное поле

Сражений,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое

Отраженье.

Это изо дня в день лишь

Блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного

Обстрела,

Это боль головная, что ломит

Это юность моя, что в окопах

Истлела.

(Второй боец (приглашенный гость) исполняет под гитару песню "Нас не нужно жалеть". Слова С.Гудзенко, музыка В.Высоцкого).

(Свет гаснет. Освещается только поэтический сборник. Ведущие выходят со стороны красной звезды, останавливаются у сборника и говорят на фоне музыки песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья-однополчане?")

Ведущий : В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколе?ия Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов.

Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Ведущая : Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами?

Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов).

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Гость (ученица студии "Солист") исполняет песню "До свидания, мальчики". Музыка и слова Б.Окуджавы. Хореографическая сценка песни "До свидания, мальчики". Выходят со стороны зеленых берез три девушки в белых платьях.

Со стороны обгоревших берез - три солдата).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие стоят у книги и показывают литературный материал о С.Гудзенко).

Ведущий : У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль.

Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

Ведущая : Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

(Зажигается свет. Звучит музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте". Хореографическая сценка "В медчасти".

В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение "Первая смерть" С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней).

Ведущий : О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

(Подходит к книге и показывает литературный материал о М.Исаковском).

Ведущая : Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату", в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.

(Свет зажигается. Выходит ученик - гость студии "Солист" - в солдатской одежде и исполняет песню на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

Хореографическая инсценировка песни. Выходит солдат в шинели, с рюкзаком, винтовкой).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие идут со стороны зеленых берез. В книге показывают материал о К.Симонове).

Ведущий : Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Ведущая : Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

Ведущий : Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

(Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского "Темная ночь". Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают.

Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин

Жди и выпить заодно с ними

Не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет : "Повезло!"

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Гость - ученик студии "Солист" - исполняет песню "В лесу прифронтовом". Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Хореографическая сценка "Военный вальс".

Солдаты и солдатки танцуют вальс).

(Свет гаснет. Музыка продолжает звучать тихо. Освещается часть сцены с книгой, в центре которой стоят ведущие и говорят на фоне музыки).

Ведущий : Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.

Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

(Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике).

Ведущая : Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

(Свет зажигается. Выходят два солдата со стороны обгоревших берез и читают отрывки из поэмы "Василий Теркин" на фоне музыки песни А.Новикова "Смуглянка").

Первый солдат :

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял :

Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,

Ровно столько знал и я,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

(Звучат выстрелы и залпы орудий. Солдаты уходят за опаленную звезду. В это время выходят из-за красной звезды ведущие и говорят на фоне залпов).

Ведущий : На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Ведущая : Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.

Ведущий : Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.

Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

Ведущая : Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом.

Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

(Свет гаснет. На экране телевизора - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны". На фоне фильма чтец в солдатской одежде читает стихотворение А.Твардовского.

Ведущие стоят у сборника).

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли

В том, что они - кто старше, кто

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же,

(Свет зажигается. Звучит музыка песни В.Харитонова "День Победы". Ведущие говорят на фоне музыки).

Ведущий : В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей". Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков.

Ведущая : Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

(Музыка продолжает звучать. Выходит ученик в солдатской форме со стороны блиндажа и читает стихотворение А.Твардовского на фоне музыки песни "Победа". Ведущие стоят у книги).

В тот день, когда окончилась

И все стволы палили в счет

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне

Под гром пальбы прощались мы

Со всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так

Бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист

Учетный.

Мы с ними шли дорогами войны

В едином братстве воинском

До срока.

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот

Исполненный величьем и печали,

Мы отделялись навсегда от них,

Нас эти залпы с ними разлучали.

(Все участники вечера выходят на сцену со стороны зеленых берез).

Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.

Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.

Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.

Чтец 4: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...

(Ученик - гость студии "Солист" - исполняет песню "Нам нужна одна Победа". Слова и музыка Б.Окуджавы. Все участники подпевают).

Ведущий : Сегодняшний вечер завершается знакомством с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэтов-фронтовиков, и выставкой творческих работ учащихся 11-х классов.

(Звучат песни о Великой Отечественной войне. По телевизору идут кадры видеофильма "Трудные дороги войны").

Надежда Крайнова
Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны » , посвященный 70 -летию со дня Победы .

Игнатенко Наталья Владимировна

Цель мероприятия : знакомство с музыкальными и поэтическими произведениями на военную тему.

Задачи мероприятия :

1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

2. Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны и судьбах людей военного времени.

3. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников и их родителей.

4. Развивать творческие способности старших дошкольников.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья !

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы . Сегодня мы проводим музыкально-поэтический вечер , посвященный 70-ой годовщине со Дня Победы . В честь героев войны люди слагают стихи , возводят памятники, поют песни. Сегодня и мы с вами вспомним стихотворения и песни о войне .

(под песню «Священная война » слова В. Лебедева – Кумача, музыка А . Александрова, дети заходят в группу)

Ведущий 2. Семьдесят четыре года тому назад над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Ранним утром, когда еще все спали сладким сном, немецкие войска вероломно, без объявления войны напали на нашу Родину. Гитлеровцам хотелось закончить войну чистой победой . Немецкие войска бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками, пушками. Уничтожали все на своем пути.Все : и стар, и млад встали на защиту своей страны. Война эта была страшная и жестокая, которая длилась четыре года. Это очень долго! Мужчины уходили воевать,а женщины продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах : шили шинели, вязали теплые рукавички, носки, растили и пекли хлеб.

Ведущий 1. Строки из песни, которая сейчас звучала стали гимном Советского народа. Эта самая первая военная песня, которая помогла всем поверить в Победу , объединила всех, придала им мужества и силы.

Ведущий 2. Вся страна готовится ко Дню Победы , к 70 годовщине со дня окончания Великой Отечественной войны над фашистской Германией. Ежегодно 9 мая вся страна отмечает этот большой праздник – победу в ВОВ . Именно в этот день закончилась ВОВ. Эту победу ждали все .

Ребята только - только начинают узнавать про этот Великий праздник, но уже твердо и уверенно могут ответить на вопрос «Что такое День Победы так, например, как это сейчас сделает Настя.

1. Стих «Что такое День Победы

2. Стихотворение о дне Победы прочитает Кира

Ведущий 1. Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война . Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Вернулся…» , которое прочитает нам Елисей.

3. Стихотворение Агнии Барто «Вернулся…»

Ведущий 2. Поэзия и музыка военных лет – это , конечно же, поэзия и о любви. Именно это высокое чувство, вера в любимого человека, ожидание весточки от него, надежда на встречу помогли русскому солдату выстоять, не упасть духом и, наконец, выжить. И прекрасным примером этого является всеми нами любимая песня «Катюша» . Также этим именем назвали грозное секретное оружие нашей страны, которое приводило в ужас немецких захватчиков.

Мощь «Катюш» вела солдат вперед

Песню боевую ты послушай,

Что сложил о ней народ.

4. Песня «Катюша» в исполнении детей и родителей.

Ведущий 1. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Они не щадили себя, стояли насмерть, сражались до последних сил за каждый город, за каждое село, за каждую улицу. Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели изнуряющую летнюю жару, зимние морозы, осеннюю слякоть и моросящий дождь. Вперед, только вперед! Ведь солдаты защищали свой дом, свою семью, свою Родину, чтобы мы сейчас жили под мирным небом.

5. Стихотворение «Пусть дети не знают войны » расскажет Варя.

Стихотворение «Я в солдатики играю» Татьяны Шапиро расскажет Миша.

Ведущий 2. Во многих произведениях о ВОВ рассказывается о героизме детей войны , о мальчишках, которые помогали нашим солдатам, ходили на разведку.

6. Стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» прочитает воспитатель.

Ведущий 1. Долгие четыре года шли по дорогам войны солдаты . Они видели разрушенные города и сожжённые деревни. Но возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе , пядь за пядью освобождая родную землю. Враг был разбит. 9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война , которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой .

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов, людей, переживших войну . Сейчас мы посмотрим видеорепортаж ветерана ВОВ, прадедушки Миши.

Видеорепортаж.

Стихотворение, посвященное ветеранам , прочитает Матвей.

7. Стихи о Дне Победы подготовили Никита , Артем и Саша.

Ведущий 2. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война . Но появляются новые песни о войне , написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Одной из таких песен, является песня написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым “День Победы ». Эта песня сразу стала одной из самых известных, самых популярных песен о войне . И вот уже почти четвертое десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно, в день, про который в ней поется.

8. Звучит песня «День Победы » в исполнении всех участников вечера .

Ведущий 1. На большой праздник «День Победы » города Российской Федерации украшают нарядными символиками. Во время праздника можно заметить людей с георгиевской ленточкой. Порой, ленточки можно увидеть на машинах, сумках, вместо лент в волосах. Кто из ребят знает что она обозначает?

Ведущий 2. «Георгиевская ленточка» - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящ ённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне . Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века , чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».Акция проходит под лозунгами : «Повяжи. Если помнишь!» , «Я помню! Я горжусь!» .

Ведущий 1. Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще одно важное слово - МИР! МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны , нет горя и слез. Мир нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить. Наш народ вынес все ужасы этой войны за то , чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война , но, мы думаем, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.

9. Стихи о мире и мирном небе прочитают Алина, Эмилия, Ярослав.

Ведущий 2. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников Родины будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

10. Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении детей.

Ведущий 1. Война все меняла ,все переворачивала с ног на голову : рушились планы, судьбы, жизни людей. В это время человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни.

11. Стихи о Великом дне Победы прочитают Вика , Дима.

Ведущий 2. Многие солдаты не вернулись домой с той войны . Они погибли, защищая свою родину.Мы никогда не забудем героев : сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни! Чтобы люди помнили о Великом подвиге своего народа, во всех городах и сёлах стоят памятники и обелиски, зажжён Вечный огонь.

12. Звучит песня «Над могилой в тихом парке» в исполнении детей.

Ведущий 1. 70 лет прошло с Великого дня Победы . Но и сейчас люди помнят о войне , посвящают стихи и песни тому нелегкому времени, тем героям, которые отдали свои жизни за наше будущее.

13. Звучит песня «Кино идет, воюет взвод» в исполнении детей на фоне видео презентации.

Наш творческий вечер подходит к концу , предлагаем продолжить чаепитием под музыку военных лет .

Публикации по теме:

«Дорогами победы» Сценарий агитбригады, посвященный 70 Победы Дорогие коллеги, сейчас в каждом дошкольном учреждении, готовятся к празднованию большого события – 70-ию Победы. Конечно, коллектив нашего.

«Подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной войны». Сценарий музыкально-литературной композиции к 70-летию Победы В центре зала располагаются три воспитателя с тремя детьми. Каждый из них чем-то занят:рисуют, читают, играются с куклой и т. д. В углу зала.

Музыкально-литературный вечер к 70-летию Дня Победы. Старшая группа. Цель: познакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великая Отечественная война). Задачи: продолжать воспитывать у детей патриотические.

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию Победы. Авторы: Крайнова Надежда Николаевна, Игнатенко Наталья Владимировна.

Учитель музыки МОУ СОШ № 37 п. Балакирево -

Сценарий литературно-музыкального вечера посвящённого

Победе в Великой Отечественной войне.

(Ведущих вечера должно быть двое. Они ведут между собой диалог на тему Великой Отечественной войны. Стихотворения читают каждый по очередности по одной строфе. В самом начале ведущие в обычной одежде сидят за школьной партой с учебником истории, читая параграф про Великую Отечественную войну.)

- ВОЙНА – такое короткое и такое страшное слово.

- В нём кровь, слёзы и страдания, а ещё жизни! Более 20 миллионов человеческих жизней!

- А что знаем о войне мы?

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет,

И стонет мой отец в тревожном сне...

Я понимаю, что всё это значит –

Я очень мало знаю о войне.

- Наш вечер посвящён Великой Отечественной войне. Никогда не уйдет эта война из памяти поколений, и мы обязаны помнить о подвиге наших дедов и прадедов.

- Подвиг – это великий, бескорыстный порыв души, в котором человек отдаёт себя людям, жертвуя всем, даже собственной жизнью.

- Бывает подвиг одного человека, сотен, тысяч. А бывает подвиг Народа. Когда Народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Такой подвиг совершил Советский Народ в годы Великой Отечественной войны. Всем своим государством великим, судьбами всех и каждого встал Русский Народ на борьбу с вероломным врагом, самой черной силой XX века – фашизмом.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

- Мы сегодня постараемся пройти частицу того пути, которым прошёл наш Народ в годы той страшной войны.

(Ведущие уходят и переодеваются в военную форму времен Великой Отечественной войны, в конце слов Левитана выходят и уже стоят до окончания вечера, изредка передвигаясь из одного конца сцены в другой.)

(Звучит сообщение Левитана о начала войны)

- Самыми первыми на защиту Родины встали пограничники.

- Они, как и люди, хранят память обо всём, что было на этой земле.

- Они помнят кровавый рассвет первого утра войны.

-22 июня 1941г. на рассвете гитлеровские захватчики обрушили на крепость шквал орудийного огня. Они были уверены, что внезапность нападения позволит взять крепость с ходу.

- Но враг просчитался! Верный долгу и присяге гарнизон не дрогнул... До двадцатых чисел июля в глубоком тылу врага сражались последние защитники крепости.

НЕТ, НЕ СДАЛАСЬ, НЕ ПАЛА КРЕПОСТЬ, ОНА ИСТЕКЛА КРОВЬЮ.

Мы оттуда, из Бреста!

Где земля превратилась в полужидкое месиво!

Мы оттуда, из Бреста!

Где пылает война! Где снарядам нет места,

Лишь тела и тела...

Мы оттуда, из Бреста! Нас война всех взяла!

(Звучит песня Священная война))

- С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

- В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

- Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

- Да и сейчас, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

- Война и песня: что может быть общего?

- Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

- И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют!»)

- Эту песню Б. Окуджава написал уже после войны для фильма «Белорусский вокзал», но она очень хорошо передаёт дух того времени.

- Ещё одна героическая веха войны – Ленинград...

- Город-герой, люди которого 900 дней и ночей подвергались непрерывным бомбёжкам, мёрзли, голодали, погибали...

-Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек, из них около 400 тыс. детей.

О, да - иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут...

- Гражданочки, держаться можно...-

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- В осажденном Ленинграде, под Москвой и Сталинградом, и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

(Исполняется песня «Давай закурим»)

- Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.

- Именно у стен Москвы немцы проиграли свою «молниеносную войну», а Советская Армия, выстояв в тяжелейших боях, начала своё наступление на такой ещё далёкий Берлин.

- Здесь в суровых снегах Подмосковья на 20-м километре Минского шоссе в ноябре 1941г., родилась песня «В землянке». Её автор, Александр Сурков не писал специально песни, он просто написал письмо, рассказал жене, где находится.

(Исполняется песня «В землянке»)

- Землянка была для бойца домом. Никогда наши солдаты не поддавались унынию. И в перерывах между боями, на привалах, в землянках звучали песни и шутки.

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

- Поистине народной, наполненной щемящей грустью бойца, стала песня «Огонёк», написанная Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1943г.

- Поэтический образ «огонька» на окошке превратился в огромный и вдохновенный символ – не погас наш огонёк, никогда не погаснет.

(Исполняется песня «Огонёк»)

- Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г.

- По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.

- С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

- Сокрушительный разгром гитлеровских войск на курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Знали люди, что война - это пропасть, это гибель…

- Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.

- Ждали, даже если приходила «похоронка».

- Ждали, надеялись и писали письма.

(Здесь на сцену выходит девушка, садится за парту и начинает писать на листке бумаги письмо, а один из ведущих читает данное ниже стихотворение. Когда стихотворение прочитано, девушка встает, складывает письмо самолетиком и отпускает его в зал к зрителям. В это время ведущие могут перейти по сцене в другое место.)

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

- Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!

- Такие письма были необходимы солдату.

- Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

- Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне.

- Весна, цветущие сады, любовь и верность…

-«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

- Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

- С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

- Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге.

- Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года.

- Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

- Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги!

- Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Исполняется песня «Тёмная ночь»)

- Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

- Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Исполняется песня «В лесу прифронтовом»)

- А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!..

- Мирное время - какое счастье, какая радость!

(Исполняется песня «День победы»)

- Но Победа - это не только радость, но и скорбь.

- Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли.

- Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ни камню скорби, ни камню славы

не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, -

заклинаю, -

помните!

(метроном отсчитывает минуту молчания.)

(Исполняется песня «Журавли»)

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "Нам забывать нельзя…"

Ведущий 1

В этом году Россия будет праздновать великую дату - 70 лет со дня победы советского народа в Великой Оте­чественной войне.

Ведущий 2

70 лет – за это время выросло ни одно поколение, знающее о той войне лишь понаслышке.

Ведущий 1

С каждым годом людей, которые могут рассказать о том, что пережили в сороковые, становится всё меньше. Поэтому так важно сохранить их воспоминания. Сегодня на нашем вечере присутствует Таисия Яковлевна Чуракова. В 1941 году ей исполнилось 12 лет. Осенью 1941 маленькая Тася была эвакуирована в Частинский район из Карело-финской советской социалистической республики. Поприветствуем её.

Ведущий 2

Сегодня мы попробуем оживить то, что нам оставили в наследство непосредственные участники той страшной великой войны.

Ведущий 1

Строки стихов, строки писем, строки воспоминаний, строки, опаленные войной

Ведущий 2

22 июня 1941 года, тишину воскресного утра разорвали звуки падающих бомб. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий 1

А уже 24 июня в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война»

Звук

Ведущий 2

Вскоре композитор Александр Александров написал музыку на эти строки. И 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправляющимися на фронт.

Звук

Ведущий 1

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под её звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Ведущий 2

Песня была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа. Словами песни была сказана суровая правда о войне.

Звук

Ведущий 1

Дети войны, у них сохранились самые яркие воспоминания о тех страшных годах.

Ведущий 2

Мы предоставляем слово Таисие Яковлевне Чураковой.

Ведущий 1

Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов )

Ведущий 2

Совсем юным мальчишкой ушел на фронт ученик нашей школы Лузин Гена. Ему было всего 17 лет, когда вместе с друзьями – одноклассниками они пошли бить фашистских захватчиков.

Отрывки из писем Лузина Геннадия Яковлевича. Выступление 9а класса

Звук

Ведущий 1

Как ждали писем от бойцов в тылу и матери, и жены. В ответ на солдатские треугольники на фронт летели письма полные любви и надежды.

Ведущий 2

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны…
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза…
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!

Звук

Песня «Огонек».

Выступление 11 класса

Ведущий 1

Страшно было на войне. После тяжелых боев солдатам был необходим отдых, хотя бы короткий.

Ведущий 2

Знали солдаты, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Знали, что война – не праздник. Но все, же звучали на войне шутки, раздавался смех . Практически в каждом взводе был свой весельчак и балагур.

Выступление 9в

«Василий Теркин» отрывок

Ведущий 1

Наравне с мужчинами сражались женщины. У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Звук

Ведущий 2

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!

Ведущий 1

Эти строчки принадлежат Юлии Друниной. В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Она была санитаркой в пехотном батальоне.

Ученицы 10а

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы -
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Ведущий 2

Эти стихотворение Юлия посвятила своей боевой подруге, Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Звук

Ведущий 1

Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.

Выступление 10б класса

«А зори здесь тихие…» отрывок

Ведущий 2

Звук

Ведущий 1

А вот что рассказывал о войне наши односельчанин Зиновий Андреевич Сильков.

Выступления 9б класса.

Воспоминания ветеранов

Ведущий 2

Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, но в короткие минуты отдыха солдатам помогала песня.

Ведущий 1

«Соловьи», «Эх, дороги», «Священная война» три самых любимых песни прослав­ленного полководца Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза Георгия Жукова.

«Это бессмертные песни! - сказал о них маршал. - Потому что в них отразилась большая душа народа...».

Ведущий 2

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Нынче у нас передышка.
Завтра - вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный, баян?

Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
(В. Лебедев-Кумач «Только на фронте»)

Звук

Песня «Смуглянка»

Выступление 10а

Звук

Ведущий 1

Двадцать семь миллионов жизней потеряла наша Родина в этой битве… Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

(Минута молчания.)

Звук

Фоном минус песни «Журавли» 1:17 убавляем звук

Ведущий 2

Песни, письма, стихи военных лет – это свидетельства великого подвига нашего народа. Сколь­ко написано строк, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, расска­зы о боевых подвигах и победный майский салют.

Ведущий 1

Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
(М. Михайлов)

Ведущий 2

На этом мы заканчиваем наш музыкально-поэтический вечер. Искренне благодарим всех, кто принял в нем участие.

Звук

Фоном песня «Журавли»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной дню рождения Р.Рождественского

20 июня исполнилось 80 лет Роберту Рождественскому, яркому представителю поколения «шестидесятников», который считал себя продолжателем стиля Владимира Маяковского. Яркий и самобытный автор в наибольшей степени проявил себя в «эстрадной» поэзии. Как и его друзья и одновременно творческие единомышленники Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, поэт учил страну любить, жить, не забывать прошлое и с оптимизмом смотреть в будущее.

Ведущий: Что бы рассказал нам поэт, если бы вдруг, волшебным образом оказался в 21 веке? Какие бы чувства родились в его душе, будь он свидетелем тех социальных потрясений, которые выпали на долю его народа? Думается, он по-прежнему верил бы в высокое предназначение Человека.

Видео 1 (встреча поэта со студентами)

На последних секундах видео на сцену выходит ученик (поэт), одетый так же, как и Рождественский на кадрах, садится за стол, напротив располагаются «студенты»

Роберт Иванович, ваши строки стали крылатыми, песенными. В них не только история страны, в них и ваша биография.

- Почти вся моя биография (или почти вся) в стихах. Плохо ли, хорошо ли, но поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе.

- Вы родились в 1932 году в селе Косиха, Алтайского края. Это в Сибири, довольно близко от Барнаула.

Да. Мать у меня - врач, отец - военный. Мы переехали в Омск - большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Их довольно много. Но самое большое - война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском. Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что "это" скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых, - помню, - последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.

- Это было стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» , напечатанное в «Омской правде» 8 июля 1941 г.

Да. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны).

- Детство и война – одна из сильнейших тем вашего творчества…

Война и росла вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом - уже в конце - она была еще и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей.

Чтение стихотворения

Концерт

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

раздаётся.

А в нём – укор:

Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.

После первого литературного опыта, наверняка, были предприняты новые попытки. В Вас сразу увидели талант поэта?

- Стихи писал все это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нем, выучил наизусть правила приема. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Москву. Отказали. Причина: "творческая несостоятельность".(Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!) Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нем.

Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. "Достукался" по первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось. Наверное, это и есть любовь.

Видео 2 (жизнь и творчество поэта0

- Ваша поэзия разнопланова. Это и стихи о любви, о войне, Родине.

В моей жизни было очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций.

Однако среди прочего вы много уделяете внимания прозе наших будней. Вас неоднократно обвиняли в нежелании писать о высоких идеалах, в излишней публицистичности вы продолжали творить поэзию, в которой писал о современности и окружающих людях: программистах, врачах, шоферах…

С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения - первоклассные ребята! В основном - молодые, умные, очень веселые. Работа зимовщиков трудна и опасна, а эти - после работы вваливались в палатки и оттуда еще долго шел такой громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, - безусловно шарахались в сторону. Это и есть проза жизни. Проза, которая сродни поэзии.

Аплодисменты

Кстати, какой-то остряк-летчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. Потом авиационный штурман с помощью каких-то хитрых приборов точно определял, какая сторона улицы является четной, а какая - нечетной. Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: "Дрейфующий проспект". Так я и назвал одну из своих книжек. Их у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм "Реквием" - особенно дорога мне.

Военная тема характерна для вашей песенной лирики. Все помнят песню «За того парня», которая украсила картину «В бой идут одни «старики». Ее исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие артисты эстрады.

Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это - шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Песня на стихи Рождественского «За того парня»

Но военной тематикой ваше творческое содружество с композиторами не ограничивалось. Всем мы помним «Эхо любви», исполненное Анной Герман, «Позвони мне, позвони», спетую Ириной Муравьевой. «Мгновения» из «17 мгновений весны», «Погоня», «Товарищ Песня», оптимистичный призыв «Не надо печалиться» – эти хиты широко известны.

Мне посчастливилось оказаться в творческом тандеме со многими замечательными композиторами. Это , (с ним у нас родилась первая песня), , , , , , , , , , И если песни поют, значит что-то получилось. А еще очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю все время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, - будет очень обидно.

Песня на стихи Рождественского «Эхо»

«Студенты» читают стихотворение

Человеку надо мало...

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..

Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

Гражданская позиция р. Рождественского не только в его стихах. Она – вся его жизнь.

С 1986 года - он председатель Комиссии по литературному наследию , принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О. Э. Мандельштама.

Рождественский возглавил Комиссию по литературному наследию , добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Кроме того, он председатель Комиссии по литературному наследию , составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.)

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

Участники диалога встают и подходят к краю сцены.

Друзья, невозможно молчать, если душа поет. Вместе с Поэтом давайте обнимем мир нашей любовью.

Зрителям раздают тексты песни на слова Р.Рождественского «Ноктюрн». Все вместе поют.

Между мною и тобою - гул небытия,

звездные моря,

тайные моря.

нежная моя,

странная моя?

Если хочешь, если можешь - вспомни обо мне,

вспомни обо мне,

вспомни обо мне.

Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,

долгая любовь моя.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им и тебе сейчас лететь велю.

Как тебе сейчас живется, вешняя моя,

нежная моя,

странная моя?

Я тебе желаю счастья, добрая моя,

долгая любовь моя!

Я к тебе приду на помощь,- только позови,

просто позови,

тихо позови.

зов моей любви,

боль моей любви!

Только ты останься прежней - трепетно живи,

солнечно живи,

радостно живи!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,

счастливо живи всегда.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им к тебе сейчас лететь велю.

Ведь я тебя еще сильней люблю.

Пусть с тобой все время будет свет моей любви,

зов моей любви,

боль моей любви!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.

Счастливо живи всегда.