Всё о контроле. Карты контроля. Контроль в дошкольном образовательном учреждении Контроль со стороны руководителя

Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.

Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.

К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования:

  • Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ;
  • Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ;
  • Планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем на-правлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве);
  • Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;
  • Своевременность контроля;
  • Гласное подведение итогов;
  • Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.

Чтобы охватить контролем все аспекты ДОУ мы четко распределили обязанности между администрацией: выделили круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, старшей медсестрой. При этом исходили из должностных обязанностей, "Положением о ДОУ", Положением о внутреннем контроле", а также из конкретных на данный момент условий.

Заведующая контролирует:

  • Работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
  • Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
  • Проверку исполнения инструктивно-методических документов выше стоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  • Качество знаний, умений и навыков у детей;
  • Выполнение решений педагогического совета;
  • Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  • Ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
  • Организацию и осуществление работы с родителями;
  • Финансово-хозяйственную деятельность;
  • Выборочный контроль за работой воспитателей.

Старший воспитатель контролирует:

  • Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  • Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  • Календарные планы и документацию педагогов;
  • Наличие и хранение детских работ;
  • Работу педагогов по повышению квалификации.

Завхоз, старшая медсестра осуществляют контроль по «Плану производственного контроля».

Контроль проводится в определенной последовательности, используя следующий алгоритм :
Цель контроля - объект контроля - разработка плана контроля - сбор информации - первичный анализ изученного - выработка рекомендаций - проверка исполнения рекомендаций.

Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:

  • Сбор информации - с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц при-частных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
  • Изучение документации;
  • Обработку полученной информации;
  • Заполнение листов опроса;
  • Обсуждение полученных данных, их анализ и интерпретация;
  • Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса;
  • Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
  • Разработку рекомендаций.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание качественной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным результатам. В ДОУ издается сборник «Воспитательно - образовательная работа в цифрах и фактах», в котором излагается анализ работы за четыре года. В сборнике выделены разделы, раскрывающие результаты контроля по следующим направлениям:

  1. Педагогическое обследование: усвоение программного материала, готовности к обучению в школе.
  2. Организация оздоровительной работы и физического воспитания.
  3. Организация методической работы.
  4. Организация работы с родителями.

На основании рекомендаций, предложенных в книгах Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ", Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением", мы составили рабочие материалы оперативного контроля: в каждой группе для педагогов имеется папка со схемами "Контроль функционирования и развития ДОУ", в которые включены 14 блоков :

  1. Охрана жизни и здоровья детей;
  2. Образовательный процесс;
  3. Физическое воспитание;
  4. Игровая деятельность;
  5. Интеллектуально - познавательная деятельность;
  6. Художественно - речевая деятельность;
  7. Музыкальная деятельность;
  8. Изобразительная деятельность;
  9. Трудовая деятельность;
  10. Нравственное воспитание;
  11. Режимные моменты;
  12. Нормативные документы;
  13. Медицинская работа;
  14. Административно - хозяйственная часть.

Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом часе и размещаются в методическом уголке - этим мы обеспечиваем гласность контроля. Результаты проверки заносятся в журнал, оформленный на весь год с использованием "Карт наблюдения" на каждого педагога, где даются рекомендации, для отметки результатов используем условные обозначения или текстовой материал. Этим самым обеспечиваем действенность контроля, не только указывая на недостатки, но проверяя выполнение предложений и рекомендаций, а также выявление положительных качеств и результатов. В конце каждой недели месяца делаются выводы и вносятся предложения для корректировки планирования контроля на следующий месяц. Таким образом, можно убедиться в эффективности контроля. Затем проводится ежеквартальное подведение итогов работы по всем направлениям.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Проверка планов воспитательно - образовательной работы осуществляется еженедельно : в младших группах - в пятницу, в старших - в понедельник. В каждой группе имеются тетради «Контроль и оказание методической помощи» (вложены в планы воспитательно - образовательной работы), в которых делаются отметки о результатах проверки планов. Такая форма удобна как для педагогов, так и для проверяющих.

Для разработки системы предстоящей деятельности, формирования целей и задач нужно не просто подготовить анализ работы учреждения, а увидеть проблемы и перспективы его развития. Осуществить это можно путем тщательного анализа направлений работы. Для этого мы составили:

  • Таблицу отслеживания выполнения решений педагогических совета;
  • Анализ выполнения годового плана;
  • Изучение новых технологий, программ;
  • План творческих отчетов по самообразованию.

Таким образом, мы пришли к выводу, что по каждому вопросу, по каждому направлению контроля целесообразно иметь подробные таблицы, схемы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценивать. Эти схемы универсальны, могут использоваться в течение нескольких лет, а при необходимости можно легко внести коррективы, т. к. все они имеются в компьютерном варианте.

Контроль, проводимый в системе, позволяет нам решать следующие задачи:

  • Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений;
  • Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом;
  • Обеспечение повышения качества;
  • Диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.

Использованная литература:
1. Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ" 2005г.
2. Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением" 2004г.
3. О.А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работыв дошкольном учреждении», 2003г.
4. Н.С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образователь-ном учреждении», 2005г.
[b]

Из опыта работы: Якимчук И. Н. заведующей, Фольц А. И. старшего воспитатель ВДОУ № 14 "Медвежонок" ПТВС АК "АЛРОСА" РС (Якутия) г. Мирный

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю пошаговую инструкцию по проведению тематического контроля и созданию сопровождающих документов в ДОУ .

Контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретного педагога или педагогического коллектива в целом.

Нормативно-правовая база контроля:

1. Положение о должностном контроле в ДОУ.

2. Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году:

  • циклограммы контрольной деятельности ДОУ;
  • план должностного контроля всех подразделений ДОУ;
  • план текущего контроля воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость.

4. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты.

5. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ»

КОНТРОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка — одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что помо жет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составитьплан ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой

· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого карт ина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно — образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого — показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения — оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав то лько номер карто чки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ дет ских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием кон кретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили про граммное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач — изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, — например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, ан ализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К учас тию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета .

· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.

Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.

5. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.

6. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

1. Определить и сформулировать тему контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить объект и субъект контроля.

4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7. Зарегистрировать все результаты контроля.

8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9. При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (самообразование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

Правила этики поведения инспектирующего:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Оперативный контроль устраняет незначительные сбои в работе, регулирует деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год).Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

Контроль профессиональной деятельности педагогов

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)

Перечень вопросов оперативного контроля

1.Контроль качества оформления документации

2.Контроль организации работы по ПДД.

3.Контроль организации работы по ОБЖ

4. Контроль организации двигательной активности детей

5.Контроль праздника (досуга, развлечения)

6.Контроль организации, проведения, эффективности

утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

7.Контроль физкультурного занятия

8.Контроль организации и проведения прогулки

9. Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах

10.Анализ плана работы музыкального руководителя

11. Анализ предметно –развивающей среды в группах

по конструктивной деятельности.

12. Контроль организации питания детей.

13. Анализ организации экспериментальной деятельности

14. Контроль игровой деятельности детей.

15. Контроль организации режима дня.

16. Контроль организации кружковой работы.

17. Контроль организации наблюдений в природе.

18. Контроль организации и проведения сна.

19. Анализ профессионального мастерства педагогов

20. Контроль подготовки воспитателя к НОД.

21.Анализ самообразования педагогов

22.Анализ непосредственно образовательной деятельности

Вопросы на контроле.

Группа, месяц

Младшая

Средняя

Подготовительная

План и результаты оперативного контроля по месяцам.

Оценка: О – отлично

Х – хорошо

У – удовлетворительно

П – плохо

Основные формы и методы проверки

1. Просмотр документации

2. Анализ документации, её соответствие ФГОС.

3. Беседа с воспитателем.

4. Просмотр групповых помещений

5. Анализ календарного плана воспитателей.

6. Анализ детских рисунков.

7. Посещение занятий и других форм работы с детьми — нет (низкий)

БЗ – без замечаний

С-ПК – собеседование, повторный контроль

Используемая литература:

· О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» — М: «Издательство Скрипоторий 2003», 2009. – 160 с.

· Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

· Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. _ М: — .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000

· Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа. 1997.

· Поздняк Л.В.. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 1999.

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особого внимания и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условий для активизации профессионального самосовершенствования и развития творческого потенциала педагогов. Я считаю, что это напрямую зависит от улучшения материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения методической грамотности и технологической компетентности педагогов, создания системы поощрения и стимулирования сотрудников.

Поэтому, на мой взгляд, насколько качественно и своевременно будут выполняться эти условия, настолько грамотно будет выстроен воспитательно-образовательный процесс в детском саду и от этого зависит качественный уровень услуг, предоставляемых семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Одной из моих функций, как заместителя заведующей по УВР, является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Контроль учебно-воспитательного процесса и его результатов, а именно уровня знаний, умений и навыков детей, их развития должен быть тщательно спланирован.

Так, в августе мы совместно с заведующей составляем перспективный план контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, где мы предусмотрели тематический, фронтальный и оперативный контроль (Приложение 1) . В этот план нами включены следующие направления: охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки (при питании, одевании-раздевании, умывании), проведение развлечений, содержание книжных уголков, содержание и оформление уголков изодеятельности, содержание природных уголков, содержание и оформление музыкальных уголков, наличие дидактических игр по развитию речи, интеллектуальному развитию, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми, наглядная педагогическая пропаганда для родителей, проведение родительских собраний.

Так как работа заместителя заведующей по УВР состоит и из других обязанностей, то хочется при проведении контроля тратить на заполнение документов как можно меньше времени. С большим интересом изучив рекомендации о контроле в дошкольном учреждении К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Н.С. Голицыной, О.А.Скоролуповой, я начала использовать многие из них, либо на их основе составлять свои. При этом придерживаюсь основного правила при работе с картами: заложить в них как можно больше информации за наблюдаемым процессом, и в то же время сделать так, чтобы записей при этом было, как можно меньше.

Таким образом, я накопила пакет документов для контроля воспитательно-образовательного процесса по следующим разделам:

  1. карты для оценки режимных моментов: организации утренней гимнастики (Приложение 2) , умывания, питания, разнообразной деятельности детей на прогулке, организации сюжетно-ролевых игр.
  2. карты для контроля, которые отражают результаты проведения занятий с детьми по разделам программы: развитию речи, РЭМП, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности (Приложение 3) , конструированию.
  3. В третий раздел собираю практический материал для тематического и оперативного контроля. (Приложения 4 , Приложение 5 , Пиложение 6 ).

При этом разные направления контроля планирую ежедневно (например, занятия с детьми), еженедельно (например, подготовка к занятиям), ежемесячно (охрана жизни и здоровья детей, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми на месяц), 1 раз в квартал (например, наглядная агитация для родителей, проведение родительских собраний, содержание развивающей среды по разделам программы, исходя из годовых задач ДОУ).

В соответствующих графах, используя цветные геометрические фигуры фиксируем состояние работы по какому-либо вопросу: красный – высокий уровень, желтый – средний (допустимый) уровень, зеленый – низкий уровень, синий – неудовлетворительный (недопустимый) уровень, или знаки “++” – высокий уровень,“+” – допустимый уровень, “V” – низкий уровень, “–” – недопустимый уровень, или есть вопросы контроля, которые требуют ответа на вопрос “Выполняется ли определенное условие в группе или нет”, для чего использую такие обозначения, как “+” – соблюдается/выполняется необходимое условие, “–” – не соблюдается, “±” – частично выполняется/соблюдается.

Таким образом, своевременный, систематический и целенаправленный контроль воспитательно-образовательного процесса играет огромную роль в работе по повышению профессионального уровня методической грамотности и технологической компетентности педагогов, что в свою очередь, я считаю, положительно влияет на достижение высоких результатов в обучении и воспитании дошкольников. Так как условия современной жизни требуют образование высокого качества.

В ДОУ по ФГОС предполагает проведение комплекса различных мероприятий. Благодаря подобным действиям ведется анализ качества воспитательного и образовательного процесса, соответствие его целям и задачам.

Значимость

Проведение оперативного контроля в ДОУ сопровождается сбором количественной информации, не требующей длительных наблюдений. Он позволяет определять качество осуществления различных видов деятельности.

Оперативный контроль в ДОУ — это важная функция системы управления и контроля.

Руководитель образовательного учреждения обязан владеть навыками прогнозирования определенной деятельности, определенные ситуации. Проводить оперативный контроль в ДОУ может старший воспитатель либо методист.

Разновидности

Рассмотрим некоторые особенности процесса. Оперативный контроль в ДОУ делят на две группы: внешний, внутренний. Первый вариант предполагает анализ создания оптимальных условий для социальной адаптации дошкольников. В его рамках осуществляется проверка тех мероприятий, которые организуются в рамках детского сада для получения детьми минимального уровня образования, который нужен для гармонического развития.

Эта задача решается следующими способами:

Составление плана

В настоящее время составляется оперативный контроль на год. В ДОУ функционирует несколько групп, для каждой из них разрабатывается индивидуальный график проверки. Осуществляется проверка по различным направлениям: воспитательной, развивающей, оздоравливающей, гражданско-патриотической.

Организация оперативного контроля в ДОУ — задача руководителя организации. Благодаря подобной работе можно оценивать правильность и эффективность деятельности детского сада.

Требования к проверкам

Оперативный контроль в ДОУ групп осуществляется по определенным требованиям. Руководитель не просто осуществляет проверку, а создает систему контроля за разными сферами деятельности дошкольного учреждения. Сначала анализируются цели и задачи, развивающие и воспитательные методики, применяемые педагогами.

Оперативный контроль в ДОУ будет результативным лишь в том случае, когда он осуществляется вовремя. Важно анализировать недостатки, которые будут обнаружены в ходе проверки. Результаты оперативного контроля в ДОУ должны быть оглашены публично, причем, с полным анализом положительных и отрицательных моментов.

Структура проведения

Только при наличии планомерной работы можно рассчитывать на результат, стабильность и качество функционирования образовательной организации. Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

    определение цели и выделение объекта;

    разработка плана контролирующих мероприятий;

    сбор информации (с привлечением сотрудников, воспитанников, педагогов, иных лиц, которые компетентны в анализируемых областях);

    первоначальный анализ собранных сведений (рассмотрение документов, обработка материалов, заполнение опросных карточек, анализ результатов на педагогическом совете);

    обсуждение методов и способов устранения выявленных проблем и недостатков;

    повторная проверка, целью которой является отслеживание выполнения всех рекомендаций.

Реализация контроля

Сначала выявляются все проблемные элементы, которые необходимо своевременно корректировать, чтобы повысить качество воспитательной и развивающей деятельности в детском саду. Затем издается приказ о проведении оперативного контроля в ДОУ.

К примеру, проверка может быть направлена на анализ создания в дошкольном учреждении условий, необходимых ля безопасности детей, на выявление индивидуальной работы, подготовку материала для повышения коммуникативных и речевых навыков дошкольников.

Оперативный контроль режима дня в ДОУ - это начальный этап, дающий информацию о конкретной части работы, проводимой воспитателем в дошкольном учреждении. Он выполняет функцию регулирования, поставляет данные для тематической проверки.

Что проверять

Как оформляется оперативный контроль ДОУ? Таблица, аналитическая справка по итогам - это обязательные элементы для занесения и анализа полученных результатов. Какие вопросы могут быть взяты для проведения проверки? Например, это санитарные условия в группе, организация питания дошкольников, проведение оздоровительных процедур, соблюдение расписания и временных рамок развивающих занятий.

На контроль может быть поставлена система мероприятий, направленных на привитие у детей дошкольного возраста интереса к занятиям спортом, закаливанию.

Вариант таблицы для контроля

Изучим пример таблицы.

Виды контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель проведения

Обеспечение социальной защиты для каждого дошкольника и гарантированность получения им минимального образования, которое требуется для полноценного развития

Изменение образовательной деятельности процесса в различных возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование ближайшего микрорайона:

  • нахождение социальных и культурных объектов;
  • социальный статус семей, в которых есть дети-дошкольники;
  • запросы родителей по развитию и воспитанию малышей;
  • социальная, а также образовательная система безопасности детей, не посещающих дошкольные учреждения
  • организационной и педагогической;
  • образовательной;
  • социальной и психологической;
  • медико-социальной;
  • хозяйственной

Контроль со стороны руководителя

Он должен не просто анализировать состояние дел, но и создавать комплексную систему работы по всем направлениям, используемых в ДОУ. Так как в рамках проводимого контроля должны быть не просто констатированы факты, а определены способы устранения проблем, руководитель продумывает вместе с экспертами алгоритм действий, которые позволят улучшить показатели функционирования дошкольного учреждения.

Он понимает важность своевременного проведения проверок, утверждает карты оперативного контроля в ДОУ. После завершения любой проверки руководитель анализирует не только проблемы, которые были выявлены, но и положительные результаты (инновационные методики, лучшие практики).

Что может входить в рамки контроля, осуществляемого руководителем ДОУ? Помимо воспитательной и образовательной работы, особенностей ее организации, также он может периодически анализировать выполнение правил трудового распорядка сотрудниками, исполнение инструкций, приказов выше стоящих органов, предписаний надзорных органов.

Среди контролируемых аспектов могут быть следующие моменты:

    полнота выполнения решений педагогических советов;

    сохранность пособий и оборудования в каждой группе;

    оформление документации административными и педагогическими сотрудниками;

    индивидуальный контроль над деятельностью воспитателя (иного сотрудника дошкольного учреждения).

Проверки, организуемые старшим воспитателем

В ее рамках осуществляется проверка состояния образовательного процесса в каждой возрастной группе. Также старший воспитатель контролирует реализацию новых образовательных стандартов, анализирует применение коллегами инновационных методов и приемов работы.

Проверка касается соответствия календарно-тематического планирования возрастным особенностям дошкольников, а также периодичности повышения педагогами своей профессиональной квалификации.

Пример карты контроля

Среди основных вопросов, которые рассматриваются в рамках проверок в ДОУ, можно отметить санитарное состояние группы, выполнение режима дня, соблюдение оздоровительных мер, прогулок, экскурсий, конкурсов и праздников.

Как может выглядеть карта по результатам проверки соблюдения в детском саду режима дня в разные периоды года?

Задачи проведения:

    проверка приема детей;

    оценка своевременности проведения утренних упражнений;

    соблюдение временных рамок при питании;

    организация и проведение обучающих занятий;

    проверка отдыха между занятиями;

    продолжительность и целесообразность прогулки;

    соблюдение времени обеда;

    послеобеденный сон;

    проведение закаливающих процедур;

    целесообразность подбора развивающих занятий в послеобеденное время;

    продолжительность вечерней прогулки.

По каждому из пунктов, приведенных выше, предполагается три варианта оценки: высокая, средняя, низкая. Оперативный контроль показал, что в контролируемой группе в полной мере создаются условия для комфортного пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Воспитатель применяет в работе инновационные методы и приемы развития и воспитания. В рамках проверки установлено, что в группе ДОУ не выявлено каких-либо нарушений в развитии, воспитании, оздоровления подрастающего поколения.

Подведем итоги

Любое дошкольное образовательное учреждение должно разрабатывать систему контроля, основные задачи которого следуют из особенностей воспитательного и образовательного процесса. Осуществляются они в течение года. С периодичностью их проведения необходимо знакомить педагогический коллектив.

Контроль будет эффективным лишь в том случае, когда он проводится своевременно. О его проведении должны знать все сотрудники педагогического коллектива. Выделяют систематический, регулярный, гласный, действенный вариант контроля. При проведении любого из них важно соблюдать алгоритм действий.

Сначала определяется его цель, выдвигаются задачи. Затем разрабатывается план планируемого контроля, собирается подробная информация. После этого вырабатываются рекомендации и пути устранения выявленных недостатков. Спустя какое-то время осуществляется повторный контроль, целью которого является проверка устранения недостатков, выявленных на первом этапе.

Итак, оперативный контроль является ежедневным, текущим анализом некоторых аспектов образовательной и воспитательной деятельности. Специфика его в том, что он позволяет находить и удалять некоторые мелкие проблемы, налаживать деятельность ДОУ. Отсутствие подобного контроля приводит к появлению через незначительное время серьезных сбоев, справиться с которыми потом будет довольно проблематично. Вопросы, которые анализируют в его рамках, делят на несколько различных категорий. Одни предполагают постоянный контроль, к примеру, соблюдение правил внутреннего распорядка, инструкций по охране здоровья и жизни детей, формирования гигиенических и культурных навыков.

Особое внимание в рамках ФГОС ДОУ отводится ежеквартальным проверкам планирования, работы с родителями, организации экскурсий и прогулок, изучения дошкольниками ПДД, применения в ДОУ здоровьесберегающих технологий, созданию оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования.

В зависимости от формы в детском дошкольном учреждении организуют сравнительный, опережающий, предупредительный. Благодаря предупредительной проверке можно не допустить серьезных ошибок. К примеру, предварительный контроль знания дошкольниками ПДД, позволит воспитателю избежать несчастных случаев во время экскурсии.